Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 13. Законодательные источники периода абсолютизма.

Поиск

 

Период 18- перв половины 19 в. характерен большими изменениями в истории нашей страны. В это время оформляется капиталистический уклад в экономике страны, укрепление абсолютистского гос-ва.Указанные аспекты развития исторического процесса повлияли и на характер эволюции исторических источников,

В этот период сложился централизованный чиновничье бюрократический аппарат власти, управления, суда, полицейского надзора и сыска. Церковь утрачивает роль независимой от светской власти политической силы и превращается в часть чиновничье – бюрократического аппарата.

Право издания новых законов принадлежит только царю.Что касается Сената, Синода, коллегий и др. гос учреждений, то они имели лишь право обращаться к нему с докладам, предположениями.

Законодательные акты издавались под названиями манифестов, указов, регламентов, учреждений, наставлений, инструкций, положений, наказов, жалованных грамот. При этом название не всегда соответствовало содержанию акта и его значению.

Манифесты издавались в связи с важнейшими событиями в политической жизни страны: объявление войны ли мира,вошествие на трон нового монарха, изменение в структуре органов власти и управления. И тд. Они печатались м-овым для того времени тиражом.В них отражалось стремление самодержавия представить себя в качестве надклассовой силы, заботящейся о «всенародном благе»

Другую более многочисленную группу законодательных актов составляют указы. По своему значению и содержанию они весьма различны.Указ о вольных хлебопашцах(1803),Указ об уничтожении украинского гетманства 1764

Одной из разновидностью законодательных актов этого периода являлись регламенты. Они определяют структуру, функции, штаты, задачи, методы и формы деятельности различных органов власти и управления. Например Духовный регламент 1721г.

Своеобразными разновидностями законодательных актов были воинские уставы, возникшие в условиях создания регулярных армий и флота.В воинском уставе 1716 и морском уставе петра 1 рассматриваются обязанности и права всех воинских чинов, устройство армии и флота, вопросы воинской дисциплины.

Инструкции, наставления и наказы. Они существенно различаются м\у собой. Одни из них связаны с событиями или правительственными мероприятиями большого значения, другие не выходят за рамки служебной инструкции по какому-то конкретному второстепенному вопросу. Наставление губернаторам 1764, инструкции генералу Вяземского 1763

Жалованные грамоты Жалованные грамоты дворянству 1785, Жалованная грамота городам.

Трактаты, конвенции и договоры сильно отличаются от соответствующих документов предшествующего времени как по форме, так и по содержанию. В них обязательно изложены и аргументированы условия, обязательства обеих сторон. Как правило они сопровождаются ссылками на более ранние документы. Особенностью значительной части внешнеполитических законодательных актов является обоснование действий договаривающихся сторон о необходимости защиты феодально- абсолютистских порядков.

Вопрос 14. Материалы делопроизводства 16-17 вв.

Процесс становления единого Российского государства сопровождался постепенным формированием системы органов государственного управления в лице центральных и местных правительственных учреждений. Важнейшим органомгос. Власти становится Боярская Дума.

Основные разновидности общего документирования:

Указные грамоты в них отражались многочисленные распоряжения от имени царя. Это пожалования земель, налоговые льготы,новые назначения, разнообразные акты конфискации владений, их передачи новым лицам, распоряжения о судебных расследованиях, воинские мероприятия и тд.

Приговоры –документы фиксировавшие наиболее важные решения царя и Боярской думы. Как правило приговоры содержат ценнейший материалы по политической и социально экономической истории русского государства 16-17.Приговорами оформлялись основные решения по сыску беглых крестьян.

Наказы Поток документации идущей сверху в нижестоящии инстанции, представлен главным образом наказами и грамотами.Они часто представляют собой инструкции воеводе либо посланному со специальным поручением должностному лицуили писцам

Отписки и челобитья. Поток документации направлявшийся снизу, представлен главны образом отписками и челобитными.

Отписки- основная форма письменных сношенийдолжностных лиц с царем или со своим учреждением. Челобитные как правилоподавались частными лицами или корпорациями

Доклады представлябт документацию идущую вверх.Этот тип текстов наиболее неопределен по формуляру.

Памяти. Текущая переписка м\у приказами и другими равными по рангу ведомствами велась с помощью памятей.Памяти как тип делопроизводственной документации олицетворяют существовавшую в приказах систему проверки данных других документов.

Вопрос 15 Новое делопроизводство18 в.

Делопроизводственные материалы- это вид исторических источников, функцией которых является документное обслуживание различных управляющих сиситем.в СТРУКТУРЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ГРУППА РАЗНОВИДНОСТЕЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРИНЯТИЮ И РЕАЛИЗАЦИЮУПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ, И ГРУППА РАЗНОВИДНОСТЕЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ДОКУМЕНТООБОРОТ.

В 18 – первой половине 19в в делопроизводстве окончательно складывается «канцелярский» стиль,: нанизывание придаточных предложений, употребление особых оборотов, выражений, терминов.

Особенностью делопроизводства 18-19 по отношению к предшествующему периоду является то, что его важнейшие основы утверждались законодательно.

28 февраля 1720 был издан генеральный регламент-основопологающий законодательный акт, определяющий систему делопроизводства вплоть до революции 1917.Здесь указывались правила составления документов, основные реквизиты.Обучение канцелярских служащих.

Появление гербовой бумаги 1699.

Эти изменения были обусловлены заменой его столбцовой формы тетрадной по указу 1700.этому как раз и способствовало продажа отдельных гербовых листов.тетрадная форма ведения дел.было неудобно разворачивать многометровый столбец.

Протоколы, журналы заседаний или дневные записки. В журналах отмечались дата, время заседания и состав его участников, перечень обсуждавшихся вопросов решение по каждому из них.

Изучая конкретное дело, необходимо ознакомиться с сопроводительными материалами по обсуждавшемуся вопросу. Ими могли быть представления или доклад, замечания и проекты других учреждений, отдельных лиц, донесения местных органов власти. Экстракт или справка кратко и далеко не всегда объективно излагавшая суть дела и имеющихся в нем документов.

Промемории –представления, которыми обменивались равные по рангу учреждения. Они пришли на смену памятей, затем заменены формой отношения.

Нижестоящие учреждения обращались к вышестоящим с рапортами состояниями того или иного дела, с доношениями или донесениями.

К этой же категории формально можно отнести отчеты. Они имеют важное место как источника, так как в большинстве случаев они содержали характеристику общего состояния определенной отрасли государственного управления или отраслей хозяйства.

Материалы сенатских ревизий содержат сведения о состоянии отдельных губерний.

Инструкции. Разрабатывались по конкретным поводам: в связи с расследованием, какого то дела, ведением дипломатических переговоров и т.п.

Именно материалы делопроизводства местных учреждений позволяют проникнуть в «кухню» государственного аппарата и лучше увидеть самую действительность.

 

 

Вопрос 16. Реформа делопроизводства начала XIX в

В начале XIX века на смену коллегиям приходит система министерств, для которых характерно исполнительное начало и единоличное руководство. Реформа управления приводит к тому, что коллежское делопроизводство, возникшее в XVIII веке, в центральном аппарате сменяется исполнительным.. Знание организационного устройства и делопроизводственного обслуживания местного аппарата позволяет более глубоко рассмотреть и проблемы источниковедческого изучения делопроизводственных документов государственных учреждений XIX законотворчество в области делопроизводства, которое изучено пока, в основном, только на уровне высших и центральных учреждений.

Принцип принятия решений стал единоначальным: каждое должностное лицо отвечает за конкретный участок деятельности и в соответствии со своими обязанностями принимает участие в подготовке проекта документа. В 1811 издано «Общее учреждение министерств», а делопроизводство в нем названо «Порядок производства дел» (состоял из пяти частей: 1) порядок вступления дел; 2) движение их, или собственно делопроизводство; 3) отправление дел; 4) ревизия - контроль за исполнением; 5) отчеты).

Документы, создававшиеся в процессе «производства дела» можно разделить на две группы: документы, составлявшие внутреннее делопроизводство учреждения (записки, справки, выписки, журналы заседаний, регистрационные журналы, настольные реестры и др.), и документы, поступавшие в учреждение из других учреждений и отправлявшиеся в другие учреждения, в том числе — «исполнительные бумаги».

Поскольку еще в последней четверти XVIII в. сложилась «иерархия властей и мест», определившая систему «сношений» учреждений различных типов, то министерскому делопроизводству ничего не оставалось, как «вписаться» в эту систему, что и произошло. От вышестоящих учреждений министерства получали: от императора - указы, повеления; от Государственного совета — высочайше утвержденные мнения; от Сената - сенатские указы; от Комитета министров — выписки из журналов заседаний. Министры в вышестоящие инстанции направляли высочайшие доклады (императору), мнения, предложения, представления. С равными учреждениями министерства обменивались посредством отношений, сообщений, официальных писем. Подведомственным местам и лицам направляли предписания министров, от них получали рапорты, донесения, представления.

Серьезные изменения в системе управления, соответствующая перестройка системы документирования деятельности новых учреждений привели к изменениям формы документа. В делопроизводстве министерств появляются бланки учреждений с угловым расположением реквизитов. Бланки печатались типографским способом или писались от рукиПоявляется и ссылка на поступивший документ (прототип современного реквизита «Ссылка на дату и номер входящего документа»), которая не имеет пока унифицированного вида и может выглядеть по-разному: «Ответ на №...» или: «От такого-то» и т.п.[9].

 

 

Вопрос 17. Документация государственных учреждений XIX - начала ХХ вв.

 

Периодически стала возникать проблема, требовавшая «сокращения документооборота». К концу века появляются пишущие машинки, гектографы, ротопринты, механические нумераторы, штампы. Возникают новые виды документов - телеграмма, телефонограмма. И уж, конечно, небывалый размах обрело это дело в советскую эпоху. В первые годы издается ряд законов, устанавливающих порядок законотворческой деятельности. Постановление Совета Народных Комиссаров «О форме бланков гос. учреждений», узаконивались обязательные реквизиты бланков. «О борьбе с областничеством и канцелярской волокитой», «Об упрощении делопроизводства и переписки в советских учреждениях» - названия официальных документов тех лет. поиск новых форм шел в последующие годы постоянно. Четкая, правильная постановка делопроизводства - работа с документами (прием, отправка, регистрация, грамотное оформление документов) - играет и сегодня немаловажную роль в бесперебойной работе учреждений, организаций, предприятий. В 1966 был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного делас целью унификации и ускорения подготовки, исполнения, систематизации документов была введена Единая государственная система делопроизводства (ЕГСД) - свод правил, нормативов и рекомендаций, определяющих единообразие и рациональную постановку делопроизводства. В историко-архивном институте открыт факультет государственного делопроизводства. В 70-е годы были разработаны первые государственные стандарты на терминологию в области делопроизводства и оформление документов. В 80-е годы разрабатывались нормативы времени на делопроизводственные операции и труд машинисток. В 1986 приняты «Основные правила работы ведомственных архивов». Но жизнь не стоит на месте. Очередная научно-техническая революция в делопроизводстве произошла с внедрением компьютеров в ежедневный бумагопроизводительный процесс. Развивается и другая организационно-административная техника (оргтехника). В связи с этим возникла идея создания унифицированных систем документации (УСД), т.е. комплекса взаимоувязанных документов, созданных по единым правилам и требованиям. Руководство этой работой осуществлял Госстандарт СССР (типа министерства). На этой базе был создан Общесоюзный классификатор управленческой документации (ОКУД). Были также созданы общесоюзные классификаторы: предприятий и организаций (ОКПО), специальностей по образованию (ОКСО), продукции (ОКП). Еще совсем недавно ни одно учреждение не могло обойтись без машинистки, умеющей грамотно и быстро печатать на пишущей машинке, правильно и в срок оформлять различные документы. Сегодня эти обязанности лежат на секретаре-референте, и в его распоряжении - широкий набор современнейшей оргтехники, в том числе компьютеры с необходимым программным обеспечением.

 

Вопрос 18



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1785; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.92.107 (0.012 с.)