Вопрос 65 Мемуары человека России 20 века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 65 Мемуары человека России 20 века



Мемуарные произведения периода капитализма в России создавались в новых,дореформенных условиях, которые определили их некоторые особенности:

1.Происходило сближение мемуаров с живой современной им художественной прозой и со всей повседневной меняющейся действительностью.Мемуаристы из пишущих для себя превратились в авторов, лично и непосредственно учавтсвовавших в текущем процессе, общественно – литературной жизни, пишущих для своих современников.

2.Имели место заметная деформация прежних мемуарных форм. Мемуаристика нередко приобретала этюдный отрывочный, незавершенный характер.

3.Количество произведений мемуарной литературы сильно увеличивалось. Мемуары становятся в известной мере массовыми источниками.

4.Произошло существенное изменение социально профессионального и национального состава мемуаристов. Число дворянских воспоминаний и мемуаров, записок представителей духовенства явно уменьшается в начале 20 века.. Крупной группой становятся мемуары революционных деятелей, а также мемуары представителей интеллигенции

5.Необходимо различать произведения написанные и напечатанные до революции 1917 и после.

В дореформенной России авторы воспоминаний не предпологали прямо их публикацию. Они лишь допускали возможность ее напечатания в будущем.

6.Время от написания автором его воспоминаний до их написания стало очень кратким.

 

Вопрос 66 Сказание Авраамия Палицина.

В 10-е годы XVII в. келарем Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным было аписано "Сказание" - один из самых известных и популярных памятников литературы Смутного времени. Текст "Сказания" несколько раз перерабатывался в период между 1611 и 1620 гг. и в общей сложности насчитывает 77 глав. В центре повествования – знаменитая осада Троице-Сергиева монастыря, рассказ доведен до Деулинского перемирия 1618 г. Историки довольно высоко ставят этот текст за его скрупулезную фактографичность, филологи обращают внимание на особое чутье Палицына к современным ему новаторским тенденциям в литературе (отмечая, в частности, использование в "Сказании" досиллабических виршей).

Еще одна причина Смуты – это, по мысли Палицына, превращение Борисом Годуновым самодержавия в самовластие. В "Сказании" Авраамия Палицына отчетливо ощущается биографичская, мемуарная составляющая. Как известно, его деятельность не была полностью безупречна, одно время он служил Лжедмитрию II. И вот теперь он стремится обелить свою репутацию, преувеличить собственную значимость, подробно рассказывая о своей поездке в Ипатьевский монастырь под Костромой за Михаилом Романовым, о своем участии в торжественной встрече нового государя у ворот Троице-Сергиева монастыря, о своей деятельности в процессе заключения Деулинского перемирия и о ряде других событий.

 

 

Сказание состоит из ряда самостоятельных произведений:

1. Исторический очерк о событиях от смерти Грозного до воцарения Шуйского.

2. Описание осады Троице-Сергиева монастыря, которая продолжалась 16 месяцев.

 

3. Последние месяцы правления Шуйского.

 

 

Вопрос 68 «Слово о полку Игореве»

 

 

В "Слове о полку Игореве" говорится об историческом событии: неудачном походе на половцев князя Новгород-Северской земли Игоря Святославовича в 1185 году, в котором он потерпел поражение и потерял войско.

Загадочна история открытия и опубликования этого произведения. Рукопись в списке XVI века была найдена в одном из старых монастырей, потом она хранилась в библиотеке графа М. И. Мусина-Пушкина, который преподнес ее Екатерине II. Во время пожара в Москве в 1812 году она сгорела. Сохранился не ее подлинник, а список с оригинала, сделанный в XVIII веке.

Этот необыкновенный памятник древней русской литературы волновал умы многих историков, поэтов, просто любителей древности. Пушкин неоднократно возвращался к древнерусской поэме в своих записках и статьях, которую называет также "Песнь о полку Игореве". Так, он пишет: "Знатоки, видевшие ее, сказывают, что почерк ее был полу-устав XV века. Первые издатели приложили к ней перевод, вообще удовлетворительный, хотя некоторые места остались темны или вовсе невразумительны. Многие после того силились их объяснить. Но... первый перевод, в котором участвовали люди истинно ученые, все еще остается лучшим".

Высказывались сомнения в подлинности этого произведения, авторство пытались приписать то Державину, то Карамзину. Историческая подоплека событий, описываемых древним русским поэтом, такова: в 1184 году русские князья во главе с киевским князем Святославом разбили половцев. Опасность, казалось бы, отступила от Русской земли. Князь Игорь в том походе не участвовал по причине того, что поход начался весной, и гололедица помешала его конному войску прибыть вовремя.

 

 

Вопрос 69. Жития святых. Житие Александра Невского. Житие Сергия Радонежского.

 

ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. Первое жизнеописание князя Александра Ярославича Невского (1221—1262) было составлено, как считают ученые, в 80-е гг. XIII в. книжником Владимирского Рождественского монастыря. Здесь было погребено тело князя, и в конце XIII в. началось его почитание как святого. В списках Ж. не имеет устойчивого заголовка и называется “Повесть о житии и храбрости”, “Слово о великом князе”, “Житие блаженного великого князя”. Автор Ж. называет себя современником Александра, “самовидцем” его жизни и создает жизнеописание князя по своим воспоминаниям и рассказам его соратников.

Ж. Александра — это не биография, в которой полно, подробно, последовательно повествуется о всей жизни князя. С. исторической точки зрения в Ж. много неточностей. Например, шведский король не принимал участия в походе 1240 г. и битве на Неве, во время набега на Суздальскую землю в 1252 г. ханом Золотой Орды был Сартак, а не Батый. В Ж. нет ни одной даты, события порой описываются без необходимой конкретизации: из Ж. не сразу ясно, кто такой “король страны Римской из полуночной земли”, о каком городе, построенном некими “от Западной стороны”, идет речь и т. д. Но не эти подробности были важны для автора, а впечатление, производимое его героем. В Ж. много канонического, традиционного для этого жанра. Следуя канонам жития, автор начинает свое повествование с самоуничижения, называет себя худым и многогрешным, малосмыслящим.

"Житие Сергия Радонежского" было написано на рубеже XIV–XV веков талантливым писателем Епифанием Премудрым.

Епифаний стремился показать величие и красоту нравственного идеала человека, служащего прежде всего общему делу — делу укрепления Русского государства. Он родился в Ростове в первой половине XIV века, в 1379 году стал монахом одного из ростовских монастырей. Много путешествовал, побывал в Ерусалиме и на Афоне. Прекрасно знал греческий и другие языки. За свою начитанность и литературное умение Епифаний был прозван "Премудрым". Он отлично знал произведения современной ему и древней литературы, в составленные им жития обильно включены самые разнообразные сведения: географические названия, имена богословов, исторических лиц, ученых, писателей.

"Житие Сергия Радонежского" носит повествовательный характер, оно насыщено богатым фактическим материалом. Целый ряд эпизодов отличает своеобразный лирический оттенок (например, рассказ о детстве Сергия). В этом произведении Епифаний выступает мастером сюжетного повествования.

В "Житии" предстает идеальный герой древней литературы, "светоч", "божий сосуд", подвижник, человек, выражающий национальное самосознание русского народа. Произведение построено в соответствии со спецификой жанра жития. С одной стороны, Сергий Радонежский — это историческое лицо, создатель Троице-Сергиева монастыря, наделенный достоверными, реальными чертами, а с другой стороны, — это художественный образ, созданный традиционными художественными средствами житийного жанра.

 

 

Вопрос 70. Дж.Рид. Десять дней, которые потрясли мир.

 

 

«Десять дней, которые потрясли мир» — книга американского журналиста Джона Рида об Октябрьской революции 1917 года в России, свидетелем которой он был сам.

Джон Рид умер в 1920 году, вскоре после того, как книга была закончена. Он является одним из немногих американцев, похороненных в некрополе у Кремлевской стены,

Описывая русскую революцию, Джон Рид находился в командировке от социалистического журнала The Masses. Хотя Рид утверждал, что он «пытался смотреть на события с точки зрения добросовестного журналиста, заинтересованного в установлении истины» [2], в предисловии он писал: «В борьбе мои симпатии не были нейтральны» [2] (книга склоняется к большевикам и их точке зрения). Прежде чем Джон Рид уехал в Россию, 15 июня 1917 года в США был принят «Закон о шпионаже», карающий штрафом или арестом тех, кто мешал вербовке солдат или писал в газетах или журналах статьи, способствующие этому [3]. Из-за этого журнал The Masses под давлением федерального правительства был вынужден прекратить публикации осенью 1917 года, после отказа редакции изменить политику в отношении войны. Поэтому статьи Рида о Русской революции публиковало издание The Liberator, основанное Максом Истменом. Чтобы сохранить журнал, Истмен был вынужден скомпрометировать опубликованную информацию.[4]

В предисловии Рид назвал книгу «первой в серии» и обещал вскоре выпустить второй том под названием «От Корнилова до Брест-Литовска» (“Kornilov to Brest-Litovsk”), однако не успел ее закончить.

«Десять дней, которые потрясли мир» - так озаглавил Джон Рид свою замечательную книжку. В ней необычайно ярко и сильно описаны первые дни Октябрьской революции. Это - не простой перечень фактов, сборник документов, это - ряд живых сцен, настолько типичных, что каждому из участников революции должны вспомниться аналогичные сцены, свидетелем которых он был. Все эти картинки, выхваченные из жизни, как нельзя лучше передают настроение масс - настроение, на фоне которого становится особенно понятен каждый акт великой революции.
На первый взгляд кажется странным, как мог написать эту книгу иностранец, американец, не знающий языка народа, быта… Казалось, он должен был бы на каждом шагу впадать в смешные ошибки, должен был бы проглядеть многое существенное.
Иностранцы иначе пишут о Советской России. Они или вовсе не понимают совершающихся событий, или берут отдельные факты, не всегда типичные, и их обобщают.
Правда, очевидцами революции были очень немногие.
Джон Рид не был равнодушным наблюдателем, он был страстным революционером, коммунистом, понимавшим смысл событий, смысл великой борьбы. Это понимание дало ему ту остроту зрения, без которой нельзя было бы написать такой книги.
Русские тоже иначе пишут об Октябрьской революции: они или дают оценку её, или описывают те эпизоды, участниками которых они являлись. Книжка Рида даёт общую картину настоящей народной массовой революции, и потому она будет иметь особо большое значение для молодёжи, для будущих поколений - для тех, для кого Октябрьская революция будет уже историей. Книжка Рида - своего рода эпос.
Джон Рид связал себя целиком с русской революцией. Советская Россия стала ему родной и близкой. Он в ней погиб от тифа и похоронен под Красной стеной. Тот, кто описал похороны жертв революции, как Джон Рид, достоин этой чести.

 

 

Вопрос 71. Записки иностранцев о России: общие черты, особенности (на конкретном примере).

 

 

Записки иностранцев о России ценны и дороги для нас тем, что благодаря им сохранилось то, что составляет живую жизнь народа, на что человек в текущей жизни обычно не обращает внимания, считая это повседневным и малоинтересным, не стоящим ни записи, ни памяти. Большей частью из записок иностранцев мы знаем о быте русских в XVI-XVIII веках.

Иностранец, являясь в страну со своими собственными, иногда противоположными привычками и взглядами, быстро и легко схватывает чуждые ему особенности и запоминает их. Применительно к России это общее явление усиливается еще характерным отсутствием у русских, по крайней мере в раннем периоде русской истории, критического отношения к жизни. Кроме того, иностранцы, приезжавшие в Россию, были образованнее местного населения и им легче было понять общие причины событий; у них был и материал для сравнения, недостававший русским вследствие замкнутости их жизни. Наконец, иностранцы могли безбоязненно передавать свои хотя бы и неприятные для русских наблюдения; им не надо было скрывать факты из опасения навлечь на себя гнев "сильных мира сего". При всех своих достоинствах С. иностранцев заключают в себе много ошибок.

Барон Сигизмунд фон Герберштейн (нем. Siegmund Freiherr von Herberstein, 23 августа 1486 — 28 марта 1566) — австрийский дипломат, уроженец современной Словении, писатель и историк. Наибольшую известность как в России, так и за её пределами, приобрёл за свои обширные труды о географии, истории и внутреннем устройстве Московского Великого княжества и царства. Дважды посетил Московское государство: в 1517 выступал посредником в мирных переговорах Москвы и Литвы, а в 1526 — в возобновлении договора 1522. В результате исследований Герберштейн смог создать первое всестороннее описание России, включающее торговлю, религию, обычаи, политику, историю и даже теорию русской политической жизни. Сочинение Герберштейна пользовалось большой популярностью: еще при жизни автора оно выдержало 5 изданий и было переведено на итальянский и немецкий (самим Герберштейном) языки. Оно надолго стало основным источником знаний европейцев о России.

 

Вопрос 72. Произведения о Куликовской битве: «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище

«Задонщина» ─ древнерусская воинская повесть.В XIV веке в русской литературе появился новый жанр ─ воинская повесть. В основе произведений этого жанра лежали конкретные исторические факты и события, а персонажами были реальные исторические лица. Одной из главных тем воинских повестей стала победа над ордынцами на Куликовом поле в 1380 году.». Автор не стремился дать последовательное и обстоятельное изображение событий. Его цель — воспеть великую победу над ненавистным врагом, прославить ее организаторов и участников. Характерная особенность «Задонщины» — ее связь со «Словом о полку Игореве». Оттуда заимствованы отдельные литературные образы, стилистические приемы, выражения, обороты и даже целые отрывки. Но это не простое подражание, а вполне сознательное сопоставление событий прошлого и настоящего, Автор перечисляет города, откуда стекаются войска под знамя Дмитрия Донского, подчеркивает роль Москвы в организации победы. Сопоставление со «Словом о полку Игореве» выражало также и одну из ведущих идей того времени — мысль об органической связи Московской Руси с Киевской Русью.

“Сказание о Мамаевом побоище”, литературное произведение XV в. об исторических событиях Куликовской битвы. В “Сказании” повествуется о небесных видениях, предвещавших победу русского народа. Приводится множество интересных подробностей этого героического времени: о посольстве Захария Тютчева к Мамаю, путях следования русских войск из Москвы в Коломну, смотре войск на Девичьем поле, посещении Димитрием Донским Свято-Троицкого монастыря и благословении на битву, данном ему св. Сергием, послании св. Сергия кн. Димитрию на поле Куликово, ночной разведке (“испытание примет”) Димитрия Донского и Боб-рока-Волынца, начале битвы — поединке инока-богатыря Пересвета с татарским бойцом, обмене одеждой и конем кн. Димитрия с боярином Бренком и героической гибели последнего под черным княжеским знаменем, поиски св. Димитрия Донского на поле битвы после ее завершения: нашли князя под иссеченной березой “уязвлена вельми”.

Эти произведения, объединенные общностью темы, раз- личны по своим литературно-художественным особенностям и полноте изложения событий. Они дают ценные, хотя и противоречивые сведения, но факты, излагающие события 1380 года, в основном, достоверны. Произведения Куликовского цикла дают реальную картину политической расстановки сил перед сражением, подготовку к нему Мамая и московского князя Дмитрия Ивановича и дальнейшие конкретные известия: отправку русской разведки - "сторожей", сбор и выступление русского войска, назначение полкам воевод, ход сражения и потери русского войска после битвы.

Достоверность этих событий подтверждают летописи, синодики, иностранные источники. Расхождения имеются в хронологии отдельных событий, уточнении подробностей, а также в различной оценке заслуг действующих лиц, участников битвы, в трактовке их поведения. Объяснить это можно тем, что произведения Куликовского цикла возникли в разное время после описываемых событий, в различных общественных кругах и, таким образом, отражали идеологическую и политическую расстановку сил в государстве.

 

 

Вопрос 73 Мемуары политика ХХ века (СССР или России) (2-3 текста на свой выбор

 

Существенной особенностью данного комплекса является то, что в нем содержится информация трех видов: личностная, общественно-политическая и научно-историографическая. Авторы мемуарных текстов (осознанно или не осознано) выступают в разных ролях: как личность, представитель общественного слоя интеллигенции, как гражданин – участник и современник событий общественной, политической жизни эпохи, и как историк-исследователь, профессиональная особенность мышления которого отражается в оценках и интерпретации событий. В текстах комплекса присутствует профессиональная оценка историка, определяющая особый научно аналитический тип его свидетельств. В тематическом содержании текстов можно видеть предощущение и первую постановку научной проблемы.

 

Если мемуарист описывает событие как факт, то историк не останавливается на этом, подходя к нему как ученый, он формулирует проблему научного изучения. Постановка и оценка таких вопросов, как крах монархии, социальная природа большевизма и советской власти, постсоветская государственная система, социальная утопия и реальная жизнь, в мемуарах историков, конечно же, напрямую зависит от их политической позиции и кругозора.

Широкую известность получили воспоминания крупнейшего российского историка XX в. академика Ю.А. Полякова, побывавшего когда-то на студенческой скамье МИФЛИ и МГУ. Участвуя в церемонии прощания с И.В. Сталиным 8 марта 1953 г., он стал «свидетелем силы и бессилия власти, всемогущества и беспомощности толпы», «понял неодолимость муравьиной настойчивости и ее бессмысленность, осознал, как легко возникает хаос и как трудно он преодолевается».

 

 

Вопрос 74 Новейшие публикации источников

 

В новое время в сравнении с предшествующим периодом появляется огромное количество исторических источников. Это вполне очевидное качество имеет системообразующее значение, Т. е. во многом определяет и другие свойства рассматриваемого корпуса исторических источников. Разберемся в причинах и следствиях этого явления.

 

Необходимо отметить лучшую сохранность документов нового времени, прежде всего в России. Ведь в силу разных причин в России гораздо меньше, чем в европейских странах, осталось от средневековья исторических источников. Крупномасштабное преобразование государственного аппарата в правление Петра I, ликвидация системы приказов и, как следствие этого, необходимость организации хранения документов вне системы делопроизводства приводят к созданию архивной службы, что положительным образом сказывается на сохранности исторических источников. Значительно улучшается сохранность исторических источников также потому, что в новое время многие исторические источники уже в момент своего создания предназначались для публикации (тиражирования).

 

Но главное не в этом. В первую очередь речь должна идти не о лучшей сохранности исторических источников, а о качественном сдвиге в их порождении.

 

Почему же в рассматриваемый период возрастает потребность в документировании?

 

1. Индивидуализация человека, эмансипация человеческой личности расширяют круг авторов исторических источников. Кроме того, растет грамотность, поскольку это явление производное.

 

2. Стремление эмансипированной личности к созданию вторичных социальных связей ведет к тому, что исторические источники начинают порождаться не только в государственной (и церковной) сфере, как это было до сих пор, но и в личностной и общественной. Увеличение мобильности населения ведет к увеличению количества эпистолярных источников, поддерживающих как межличностную, так и деловую коммуникацию.

 

3.Кроме того, что возникают новые области порождения исторических источников, увеличивается их количество и в государственной сфере. Это также во многом обусловлено новым характером законотворчества и взаимоотношениями между личностью и государством. Превращение закона в единственный источник права и убежденность в том, что законы могут переустроить жизнь государства и повлиять на формирование личности, заставляют принимать законы на основе анализа информации о состоянии тех или иных сторон жизни общества и государства. Помимо этого, расхождение обычая и закона заставляет особо заботиться о публикации законодательных актов и о контроле за их эффективностью, что приводит к возрастанию количества делопроизводственных источников3.

 

Вопрос 75 мемуары человека 19 века.

  1. Значительное увеличение числа мемуаров.
  2. 2.Значительное изменение составе мемуаров. Если раньше это были придворная аристократия и служилая дворянская знать, то теперь это дворяне среднего ранга, дворянская интеллигенция, разночинцы и первые мемуары крестьян.. Что увеличивает круг вопросов.
  3. не имела места традиция напечатания воспоминаний при жизни мемуариста.
  4. падение крепостного права увеличение мемуаров рабочих и крестьян.
  5. записки декабристов.
  6. мемуары революционных демократов

 

Вопрос 76 «Казанская история»

Казанская история – историко-публицистическое сочинение второй половины XVI в., представляющее собой беллетризованный рассказ о трехвековой истории русско-татарских отношении со времени образования Золотой Орды до завоевания в 1552 г. Иваном Грозным отпочковавшегося от нее в середине XV в. Казанского ханства. К. и. пользовалась на Руси большой популярностью и дошла до нас в большом количестве списков (более 200), самые ранние из которых относятся к началу XVII в. Интерес к К. и. сохранялся и в XVIII в. Один из списков, сделанный в середине XVIII в. с древнего оригинала, находился в библиотеке М. В. Ломоносова (см. литературу к статье Г. Н. Моисеевой). Неизвестный автор К. и., согласно его автобиографической справке, содержащейся в тексте произведения, двадцать лет прожил в Казани при дворе казанских ханов как русский пленник, принял мусульманство и лишь во время взятия Казани вышел из города и поступил на службу к Ивану Грозному

На художественном стиле "Казанской истории" сказалось смешение различных литературных влияний. Исследователи неоднократно (вслед за Д.С. Лихачевым) отмечали разительное нарушение литературного этикета, свойственное этому памятнику: вопреки канонам воинской повести, враги здесь изображаются в героических красках: "падение храбрых казанцев" сопровождается разграблением мечетей, убийствами и жестокостями, совершаемыми русским войском. Казань - это одновременно и "презлое царство сарацинское", но и "предивная Казань".

 

 

Вопрос 77 Источники по истории раскола. «Житие протопопа Аввакума

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — уникальный памятник русской литературы XVII века.У «жития» есть главное отличие от других произведений того времени — грубый язык, нарочитая простота. В произведении не отражены литературные каноны и нормы. Его автор Аввакум Петров писал: «Занеже люблю свой русский природный язык, виршами философскими не обыкл речи красить». Аввакум положил начало автобиографии, до него она практически не существовала.

Основу «жития» составляют те беды и неприятности, которые испытали на себе Аввакум и его семейство, отвергшие реформу патриарха Никона. В «житии» Аввакум предстаёт несгибаемым старовером. Он будет терпеть до конца скитания, тюремное заключение, голодание, смерть детей. Он повсюду надеется на Бога, и везде обличает «блудную еретическую», даже гонители покоряются силе духа протопопа.

«Житие» содержит в себе образные характеристики видных деятелей тех времён, также описан случай «Кружка ревнителей древнего благочестия» и раскол церкви в XVII веке, есть подробности, которые расширяют представления о русской культуре, быте и мировоззрении XVII века

 

Вопрос 78 Сочинение Григория Котошихина о России: история создания, содержание, роль как источника.

Григорий Карпович Котошихин (или Кошихин; он же Иван-Александр Селицкий, ум. 1667) — русский чиновник Посольского приказа, перебежавший в Швецию и создавший по заказу шведского правительства обширное сочинение, являющееся важным источником по истории России XVII века. Котошихин был казнён в Швеции за уголовное преступление.

В конце 1650-х был писцом, а потом подьячим в посольском приказе.

Прикомандированный к посольству кн. Прозоровского и Ордина-Нащокина для заключения мира (Кардисского, 1661) со Швецией, К. играл при переговорах видную роль. Он вступил в сношения со шведским комиссаром Эберсом, которому, за денежное вознаграждение, сообщал копии с секретных инструкций, данных русским уполномоченным. В конце 1663 или начале 1664 г. К. был послан к стоявшей на Днепре армии кн. Черкасского кн. Прозоровского, для переговоров с поляками. Сменивший Черкасского и Прозоровского воевода князь Юрий Алексеевич Долгоруков потребовал от Котошихина, чтобы он написал донос на его предшественников. Не желая исполнить этого требования и опасаясь мести Долгорукого, Котошихин бежал сначала в Польшу, потом в Пруссию и Любек и, наконец, в Нарву, откуда был отослан в Стокгольм. За границей он принял имя Ивана-Александра Селицкого, кроме того, отказался от православия и перешёл в протестантизм. В Стокгольме он был принят на шведскую службу и причислен к государственному архиву. Здесь он написал сочинение о России в царствование Алексея Михайловича.

За убийство в нетрезвом виде хозяина дома, в котором жил, Котошихин-Селицкий, по приговору суда, был обезглавлен в Стокгольме, в 1667 г.

Рукопись сочинения Котошихина находилась в шведском переводе в нескольких библиотеках в Швеции. В 30-х годах XIX века о её существовании узнал А. И. Тургенев. В 1837 году профессор гельсингфорского университета С. В. Соловьев нашёл этот перевод в стокгольмском государственном архиве, а в 1838 году им был открыт и русский оригинал, в библиотеке упсальского университета.

Сочинение Котошихина разделяется на 13 глав, в которых он трактует о царях и царской семье, их образе жизни, придворных церемониях, о царских чиновных и служилых людях, о сношениях московских царей с иноземными государями, о царских дворах, приказах, городах, их управлении, об организации войска, о торговых людях и торговле, о крестьянах, о боярах и их быте. Хорошо знакомый со всеми сторонами жизни московкого государства, Котошихин сообщает драгоценные данные для изучения государственной и общественной жизни допетровской Руси. Фактические неточности немногочисленны и неважны.

необходимо учитывать то, что Котошихин писал текст по заказу шведского правительства и был крайне критически настроен к российскому правительству, поэтому не все его оценки вполне объективны.

 

 

Вопрос 79. Домострой

По мнению С. М. Соловьева, И. С. Некрасова, А. С. Орлова, Д. В. Колесова и др., «Домострой» возник в XV веке во времена Новгородской республики в Великом Новгороде. По мнению этих исследователей, текст «Домостроя» появился в результате длительного коллективного труда на основе существовавших на момент написания литературных источников. Книга почти сразу получила распространение среди новгородских бояр и купечества.Исследователи прослеживают связь «Домостроя» с более ранними сборниками поучений и «слов», как славянских — «Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь», так и западных — «Книга учения христианского» (Чехия), «Парижский хозяин» (Франция) и другими. Фактически, «Домострой» лишь систематизировал и оформил сложившиеся в то время морально-этические нормы поведения и нравоучительные текстыВ середине XVI века «Домострой» был переписан духовником и сподвижником Ивана Грозного — протопопом Сильвестром в качестве назидания молодому царю. Однако, некоторые исследователи (Д. П. Голохвастов, А. В. Михайлов, А. И. Соболевский и др.) считают именно Сильвестра автором «Домостроя».Обновлённая редакция «Домостроя» была составлена иеромонахом московского Чудова монастыря, работавшего справщиком московской духовной типографии, а позже игуменом — Карионом (Истомином) в XVII веке. Эта редакция объединяла несколько существовавших на тот момент версий.

В Сильвестровской версии, «Домострой» состоит из 68 глав, сгруппированных по следующим основным направлениям:

О строении духовном (Как веровати)

О строении мирском (Как царя чтити)

Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами)

Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном)

Кулинарная группа

Послание и наказание ото отца к сыну. Последняя глава является посланием Сильвестра своему сыну — Анфиму.

Кроме религиозной, назидательной и поучительной частей, «Домострой» содержит очень важную информацию о социальном устройстве с множеством подробностей о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословий на Руси. Поэтому является кладезем для исследователей того времени

 

Вопрос 80. Источниковая база «Архипелага ГУЛАГ» А.Солженицына.

Ее источник – книга А.П.Чехова «Остров Сахалин», неоднократно упоминаемая на страницах «Архипелага…»: сравнивая описанный Чеховым быт сахалинских каторжников с положением советских узников, Солженицын убеждает, что порядки старой каторги были несоизмеримо более легкими, щадящими и гуманными.

«Чеховский» код «Архипелага…» раскрывает оппозицию: «остров Сахалин – архипелаг ГУЛаг». Одному каторжному острову противопоставлен громадный неисследованный архипелаг советской каторги. Сахалинская каторга находилась на периферии Российской империи, море отделяло землю отверженных от свободного материка. Метастазы (еще одна устойчивая метафора Солженицына) гулаговского архипелага захватывают, опутывают мертвящими щупальцами всю территорию бывшей России. В отличие от Сахалина архипелаг ГУЛаг постоянно разрастается. Сахалин стал главным местом сосредоточения узников в Российской империи. Каторга была изолирована, отрезана от материковой России. Чехов об этом пишет. Архипелаг ГУЛаг движется в обратном направлении: от периферии к центру, с острова на материк. Повествование об истории ГУЛага Солженицын открывает описанием первого «официального» лагеря – Соловецкого, - созданного на островах в Белом море (ч. 3, гл. 2 – «Архипелаг возникает из моря»); затем рассказывается уже о позднейших «материковых» лагерях.

Другая оппозиция, создаваемая «чеховским» кодом в «Архипелаге…», - «путь автора на остров Сахалин – путь на архипелаг ГУЛаг». Обе книги начинаются на с описания этих путей, - но сколь непохожи они! (Замечу, что «Остров Сахалин» и «Архипелаг ГУЛаг» сближает не только экспозиционная роль мотива путешествия; родство композиции более тесное – например, ближе к финалу и Чехов, и Солженицын повествуют о положении ссыльных и о побегах.) Чеховское путешествие на Сахалин – обычная, хотя и не лишенная стеснительных неудобств, поездка свободного человека с корреспондентским бланком в кармане: «<…> Два гиляка соглашаются везти меня за рубль, и на лодке, сбитой из трех досок, я благополучно достигаю «Байкала».

 

 

Вопрос 81

Архивы Оренбуржья

1919-в Оренбуржье было впервые создано Губернское архивное управление-орган в основную задачу, которого входило именно сохранение нашего исторического наследия.

Первым собранным в Оренбуржье был архив оренбургской губернии. Накопление материала шло регулярно, но с постоянными потерями.

Вплоть до 1874-1875 годов архив губернской канцелярии представлял собой просто гору бумаг, небрежно сваленной в углу помещения, считавшегося архивом.

В 1873- генерал-губернатор собрал комиссию для разбора и приведения в порядок архива.

1879-пожар в архиве.

1887-88 – решение о создании Оренбургской Архивной комиссии, председатель Растопов.

Деятельность комиссии: 1882-1896 – разработка дел архива, ознакомление с содержанием.

1896-1905- составление описей и указание к сформированию дел

1919-1934- создание государственного архивной службы

Историческая справка к фонду архивного отдела администрации Оренбургской области

В сентябре 1919г. Главное управление архивным делом назначает в Оренбургскую губернию своего уполномоченного

Комплектование государственного архива началось в 1920г.

С образованием Казахской автономной республики с центром в г.Оренбурге и включением в ее состав Оренбургской губернии, губархив перешел 1 сентября 1921г. В отделение академического центра Наркомпроса КаССР и реорганизован в центральный краевой архив Казахской республики /до 1936г. – Киргизкой/1. 20 ноября 1922г. На основании «Положения о губернских архивных бюро» в состав центрального краевого архива было создано Оренбургское губернское архивное бюро на правах отдела. В 1925г. с выходом Оренбургской губернии из КаССР в РСФСР архивное бюро было выделено из состава Центрального краевого архива. На основании приказа Оренбургского губисполкома №39 от 27 июля 1925г. губернский архив перешел в его ведение, подчиняясь одновременно Управлению Центрального архива РСФСР2. 3 августа 1925г. был произведен раздел фондов между Оренбургским губернским и центральным Казахским краевым архивом. Архивное строительство в Оренбургской губернии / с 1935г. – Оренбургская область // до 1938г. осуществлялось в системе исполком местных советов. За период 1926 – 1938гг. проводилась большая реорганизация архивной сети Оренбургской области, вызванная изменением административно-территориального деления и задачи архивного строительства. При архивном отделе образуются:

a) научный совет для рассмотрения важных вопросов теории и практики архивного отдела, публикации архивных документов и постановки документальной части делопроизводства, учреждений, организаций и предприятий

б) экспертно-проверочная комиссия для решения вопросов об остановлении на хранении документов государственного архивного фонда СССР, хранящихся в государственных и ведомственных архивах области, уничтожении документов не подлежащих

 

Вопрос 83.Периодика оренбуржья

 

Периодика Оренбуржья

Впервые о создании местной газеты заговорили в Оренбуржье в 1832 году. Губернатор Сухтелен идею поддержал и даже попытался добиться разрешения свыше на издание местной официальной газеты Оренбургские периодические записки. Более того он санкционировал создание двух пробных номеров.

Настоящая история печати в крае начинается с 1 января 1838 года, когда вышел первый номер Оренбургских губернских ведомостей (выходил с небольшим перерывом до 1917 года) – сугубо официальная. Помещались правительственные документы, распоряжение местной администрации. Получали номера люди на определенных должностях. Издание было бесплатным -все расходы несла губернская администрация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.87.94 (0.088 с.)