Глава 45. Драматурги - современники и продолжатели Шекспира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 45. Драматурги - современники и продолжатели Шекспира



В современной Шекспиру драматургии существовало несколько течений, враждебных друг другу. Все они, однако, находились в резкой оппозиции к пуританству, в первые годы царствования Иакова I усилившему борьбу против театра. Эта сложная борьба внутри и вне театра отражала обострившиеся социальные, классовые распри в период подготовки английской буржуазной революции. Одна группа драматургов, ориентируясь главным образом на буржуазного театрального зрителя, создавала трагедию, насыщенную общественно-политическим содержанием, и реалистическую комедию нравов, то отправляясь от античных образцов, то черпая материал непосредственно из английского городского быта; произведения эти отличались более или менее подчеркнутой назидательностью и морализаторством. Другое направление в драматургии, опиравшееся преимущественно на дворянские и придворные круги, тенденциям натуралистического и морализующего бытовизма в театре противопоставляло развлекательные и часто безнравственные пьесы с веселой интригой, нередко высмеивавшие горожан или проповедовавшие идеи дворянской чести и покорности самодержавной королевской власти.

К первому из указанных направлений принадлежал Бен Джонсон (Ben Johnson, 1573-1637), крупнейший писатель из ближайших современников Шекспира, выступавший одновременно как плодовитый драматург, лирический поэт, переводчик античных авторов и литературный критик. Произведениям Бена Джонсона свойственны смелость и широта мысли, гуманистические тенденции в решении социальных и нравственных проблем, роднящие его с Шекспиром, но им присущи также ученый педантизм, некоторая рационалистическая сухость и преднамеренная поучительность, контрастирующие с самодовлеющей и объективной полнотой в изображении жизни, которую мы находим у его великого современника.

Бен Джонсон родился в Лондоне, в семье пастора, разоренного во время преследования протестантов при королеве Марии и умершего вскоре после рождения сына, будущего поэта. Мать его вторично вышла замуж за ремесленника, который помог, однако, своему пасынку получить блестящее образование. Бен Джонсон учился в Вестминстерской школе, где одним из его преподавателей был известный ученый, историк и археолог Вильям Камден, и приобрел здесь большие познания в области классических языков и литератур, сделавшие из него впоследствии приверженца классического направления в поэзии и драматургии. Мы не знаем точно, как сложилась его жизнь после окончания школы, возможно, что он помогал отчиму, каменщику по профессии, затем простым солдатом он сражался в Нидерландах против испанцев. В 1597 г. он вновь появился в Лондоне и поступил в качестве актера и драматурга в театральную труппу Генсло, содержавшего театр "Фортуна". К этому времени относится близкое знакомство Бена Джонсона с Шекспиром и другими писателями того времени.

В 1598 г. была представлена первая комедия Бена Джонсона "У каждого свои причуды", за которой последовала и другая - "Каждый вне своих причуд" (1599). В этих пьесах он уже заявляет себя приверженцем классической гуманистической комедии.

Пролог к первой комедии является своего рода театральным манифестом и содержит в себе как теорию комедии, так и резкую критику "наивностей" английской народной драмы. Важнейшим источником излагаемых здесь воззрений был для Бена Джонсона трактат Ф. Сиднея "Защита поэзии", из которого он заимствовал близкое ему представление о достоинстве "высокой" поэзии и гуманистическо-классицистические тенденции.

Ранние комедии Бена Джонсона основаны не столько на развитии интриги, сколько на характерах действующих лиц, нарисованных с выделением какой-нибудь особой, присущей им черты, преобладающей "причуды", "юмора", по терминологии Бена Джонсона (согласно тому пониманию этого слова, какое существовало в XVI в.). Бен Джонсон так определяет это понятие: "Когда одна какая-нибудь особенная черта настолько овладевает человеком, что заставляет все его слова и поступки, его настроение, все его силы, сливаясь вместе, течь в одном направлении, то это поистине может быть названо юмором". Действующие лица комедии, охарактеризованные таким образом и отзывавшиеся еще манерой старинных моралите (близость Бена Джонсона к моралите в особенности чувствуется в его поздних комедиях, где он иногда выводит прямо аллегорические фигуры, вроде "Вкуса", "Веселости" или "Хулы"), приходят в столкновение друг с другом в ряде веселых и оживленных бытовых сцен, относительно слабо связанных между собой. В комедии "У каждого свои причуды" Бен Джонсон рисует, например, Эдуарда, сына богатого лондонского горожанина, который вместе со своим двоюродным братом Стивеном, увлекающимся соколиной охотой, попадает в легкомысленную среду праздной и веселящейся "золотой молодежи". К этой компании примыкает капитан Бобадиль, полуголодный, но чванливый и тщеславный, вечно ищущий, на чей счет можно было бы поживиться. Это один из лучших сатирических образов, созданных Беном Джонсоном, представляющий вариацию типа "хвастливого воина", после гибели "Непобедимой армады" чаще всего изображавшегося в английской драме испанцем (отсюда и имя его, произведенное от испанского "бобатель" - дурачок). Несмотря на то что в этой пьесе широко использованы тексты комедий античных авторов, она все же дает верную и колоритную картину лондонских нравов конца XVI в.


Бен Джонсон

Ранний период является наиболее блестящим в драматургической деятельности Бена Джонсона. Он написал ряд пьес, в которых высмеивал придворные и литературные круги, например "Стихоплет" (1601); две трагедии - "Падение Сеяна" (1603) и "Заговор Катилины" (1611) -возникли под действием античной драмы, в особенности Сенеки. Большого успеха Бен Джонсон достиг в сатирических бытовых комедиях, в которых реалистическое изображение повседневной мещанской жизни соединяется с резкой критикой дворянства и знати. Благодаря присущим всем этим комедиям типическому обобщению характеров, схематизму конструкции и отвлеченному дидактизму они сильно отличаются от комедий Шекспира и одновременно предвосхищают развитие "классицистической" комедии эпохи Реставрации.

Одной из важнейших и наиболее типических для творческой манеры Бена Джонсона является комедия "Вольпоне" (1605), в которой он, по его собственным словам (повторяющим известные стихи из "Поэтического искусства" Горация), стремится "исправлять людей от пороков и слабостей, соединяя пользу зрителя с его удовольствием". Объектом резких сатирических нападок являются в "Вольпоне" стяжательство и хищничество в их разнообразных формах как основные пороки буржуазного общества. Под Венецией, где происходит действие, следует понимать современный Бену Джонсону Лондон. В пьесе рассказывается о том, как богатый венецианский патриций, скупец Вольпоне, притворившись умирающим, с помощью своего слуги Моски выманивает ценные подарки у своих родственников, надеющихся получить после его смерти богатое наследство. Однако Вольпоне и Моска не поладили друг с другом, их проделки и обман раскрываются, и оба они понесли заслуженное наказание. Следуя своей обычной манере давать действующим лицам имена, соответствующие их внутренним качествам, Бен Джонсон подбирает в этой комедии имена для своих героев из итальянских названий хищных животных и птиц: наряду с главными героями - Вольпоне (Большая Лиса) и Моска (Муха - нередкое в комедиях имя парасита) - мы встречаем здесь хищников разных пород - адвоката Вольторе (Коршун), ростовщика Корбаччо (Старый Ворон), купца Корвино (Вороненок) и т. д. Многие сатирические мотивы этой пьесы внушены Бену Джонсону "Похвалой Глупости" Эразма Роттердамского, из которой сделаны также обильные дословные заимствования; вообще текст "Вольпоне" (как и многих других произведений Бена Джонсона) представляет собой настоящую мозаику, так как он составлен в значительной части из искусно подобранных цитат писателей античного мира и эпохи Возрождения.

Кроме "Вольпоне", важнейшими из комедий Бена Джонсона являются: "Эписин, или Молчаливая женщина" (1609), "Алхимик" (1610) и "Варфоломеевская ярмарка" (1614). Он высмеивает в них разнообразные типы всевозможных "нравственных уродов", чудаков, социально вредных людей, которые он находит в различных сферах общественной и частной жизни.

В комедии "Эписин" изображен один из таких чудаков - брюзга, эгоист и скряга Мороуз, "причудой" которого является то, что он не выносит никакого шума. Выгнав из дому своего племянника, за которого он не хочет платить долги, почувствовав себя одиноким, Мороуз решает жениться. Племянник его, сэр Дофин Юджин, обещая ему найти вполне молчаливую женщину, задумывает веселую проделку над дядей. Эписин, предполагаемая "молчаливая женщина", на которой сэр Юджин женит Мороуза, после свадьбы оказывается переодетым мужчиной. Наряду с фигурами дяди и племянника в комедии выведены также другие типы со свойственными им "причудами": ученый педант, мнящий себя поэтом, человек, помешанный на благородстве своего происхождения, храбрый пьяница-капитан, боящийся лишь своей супруги, и т. д.

В "Алхимике" Бен Джонсон бичует суеверия своей эпохи, связанное с ними шарлатанство, а вместе с тем и всеобщую страсть к легкой наживе при помощи "философского камня", превращающего все металлы в золото. Высокого комизма полны в этой пьесе как фигуры мошенника-алхимика Сабтля и его сообщников, так и образы их жертв - клерка, купца, игрока, из которых каждый по-своему увлечен мечтами о несметном богатстве; наконец, дворянина, носящего характерное имя сэра Эпикура Маммона. "Варфоломеевская ярмарка" дает сочную бытовую картину, на фоне которой выступает ряд характерных фигур, изображенных также в сатирическом плане; из них выпуклостью очертаний и резкостью обличения выделяются образы молодого дворянина, пустоголового хвастуна Варфоломея Кука и ханжи-пуританина Бизи.

Позднее Бен Джонсон получил звание придворного поэта (поэта-лауреата) и в качестве такового написал около тридцати драм-"масок" для придворных спектаклей. В 1621 г. он получил должность распорядителя придворными увеселениями. Несмотря на это, он всю свою жизнь провел в бедности, находясь в зависимости от своего пера как настоящий писатель-профессионал. Ряд пьес, написанных Беном Джонсоном после 1625 г., преимущественно комедий, отличается значительно меньшими достоинствами, чем его пьесы раннего периода.


Титульный лист собрания сочинений Бена Джонсона, изд. 1616 г.

Бен Джонсон оказал сильнейшее влияние на английскую драматургию, оно сказалось уже в творчестве ряда его современников (Деккер, Миддльтон и др.), в особенности драматургов младшего поколения, получивших даже прозвище "сыновей Бена". Не менее сильно Бен Джонсон воздействовал на драматургов периода Реставрации, а через их посредство и на писателей XVIII в. За все это время его собственные пьесы не сходили с английской сцены, даже Шекспир некоторое время оставался в тени. Помимо драматических произведений, Бен Джонсон написал также ряд лирических стихотворений, преимущественно в подражание античным поэтам, много эпиграмм, в которых проявлялись его сатирические наклонности, перевел "Поэтику" Горация, оставил собрание небольших статей, афоризмов, размышлений, наконец английскую грамматику. Надпись на его могиле в Вестминстерском аббатстве свидетельствует о том, что его современники высоко ценили разнообразие его дарований, большую ученость и поэтический талант.

Наряду с Беном Джонсоном целая группа современных Шекспиру драматургов создавала драмы из городского мещанского быта, отличавшиеся не только назидательностью, но и чувствительностью, предвосхищая многие особенности так называемой "мещанской драмы" (или "семейной", как называют ее англичане), которая получила особое распространение в XVIII в., в эпоху буржуазного Просвещения. Во главе этой группы драматургов стояли Хейвуд и Деккер.

Томас Хейвуд (Thomas Heywood, род. ок. 1570 - ум. ок. 1650 г.) создал ряд пьес с типичной мещанской тематикой и тенденцией к бытовому натурализму даже при разработке исторических сюжетов. Так, историческая драма Хейвуда "Эдуард IV" (ок. 1600 г.), в противоположность "хроникам" Шекспира, повествует не столько об исторических судьбах страны и народа, сколько о вполне частных событиях, изложенных в назидательном и чувствительном стиле.

В пьесе рассказывается, как жена купца становится любовницей короля, раскаивается в своем опрометчивом поступке и, совершив ряд благодеяний и спасши своего мужа от виселицы, умирает на его руках, прощенная им. В пьесе "Четыре лондонских подмастерья" (около 1600 г.), действие которой отнесено ко времени первого крестового похода, герцог Бульонский заставляет своих сыновей обучиться различным ремеслам, затем вызывает их к себе на Восток, после ряда приключений, во время которых они проявляют чудеса храбрости, под стенами Иерусалима им удается встретить отца и сестер.

В этой пьесе, нелепый сюжет которой вызвал у современников ряд насмешек и пародий, отчетливо проступает тенденция возвысить и прославить английских ремесленников.

Пьеса Хейвуда "Красотка с Запада" (1617) изображает самоотверженную взаимную любовь дворянина Спенсера и добродетельной трактирной служанки, красавицы Бесс. Разлученные силой обстоятельств, они переживают всевозможные приключения у берегов Африки. Наконец, Бесс, снарядив корабль и храбро командуя им в качестве капитана, освобождает своего возлюбленного из плена и счастливо соединяется с ним.

Меньше авантюрного замысла, но еще больше мелодраматизма в известной пьесе Хейвуда "Женщина, убитая добротой" (1603).

Деревенский сквайр, женившись на молодой и красивой женщине, по доброте своей допускает к себе в дом обедневшего дворянина и оказывает ему материальную поддержку. Тот соблазняет его жену. Измена раскрыта, сквайр в отчаянии, однако он не убивает жену, а поселяет ее в одном из своих имений, где она может жить в довольстве, но лишена права когда-нибудь увидеть мужа и детей. Это наказание и "убивает" ее. Когда жена находится при смерти, сквайр спешит к ней, чтобы даровать прощение, а затем велит воздвигнуть над ее могилой мраморный мавзолей и написать на нем: "Здесь лежит женщина, убитая добротой".

Хотя действие происходит в среде деревенских помещиков, вся пьеса проникнута типичной для Хейвуда мещанской психологией и сентиментальным морализмом. Будучи весьма плодовитым драматургом, Хейвуд написал также ряд пьес в других жанрах (например, "Падение графа Хентингдона", в которой выведен Робин Гуд с его Марианной), но его специальностью оставалась бытовая драма, прославлявшая средние слои городского населения.

К Хейвуду близок Томас Деккер (Thomas Dekker, род. ок. 1570 г.- ум. ок. 1641 г.), самоучка и бедняк, которого многие из его современников презирали за недостаток образования и учености. Одна из лучших пьес Деккера - комедия "Праздник башмачника, или Славное ремесло" (1599), в которой он отчасти позаимствовал тему и сюжетные положения из "производственных" романов Делони.

В пьесе изображается любовь одного молодого дворянина и дочери владельца башмачной мастерской, родители всячески противятся этому неравному браку, но любовь побеждает все препятствия. Покровителем молодых людей является Саймон Эйр (полулегендарную биографию которого рассказал Делони), некогда башмачный подмастерье, достигший высокого звания лондонского лорд-мэра. Юный дворянин, переодевшись и выдав себя за приезжего голландца, поступает в башмачную мастерскую. Товарищи помогают ему жениться на любимой девушке, а затем устраивают для него славную пирушку.

Одним из самых зрелых в художественном отношении драматических произведений Деккера является "Честная распутница", пьеса в двух частях (1607 и 1630).

Хотя действие этой пьесы и происходит в Милане, но заключительную сцену Деккер как бы невзначай перенес в лондонскую тюрьму (под Миланом здесь, конечно, подразумевается Лондон, так как вся пьеса, за исключением имен, носит явные следы английских нравов и быта). Первая часть изображает куртизанку Беллафронту, которая под влиянием вспыхнувшей в ее сердце любви к Ипполито раскаивается в своей порочной жизни и выходит замуж за человека, бывшего ее первым соблазнителем. Во второй части действие происходит через двадцать лет. Муж Беллафронты оказался человеком низменным, игроком, кутилой и вором, он обкрадывает свою жену и толкает ее на путь разврата. Любви Беллафронты домогается когда-то отвергнувший ее Ипполито, чувство к которому некогда заставило ее сделаться добродетельной женщиной; но теперь она отвергает его искания и до конца остается верной своему порочному мужу.

В пьесе много эффектных, мелодраматических сцен и оригинально задуманных персонажей, из которых наиболее интересен образ старика, отца Беллафронты - Фрискобальдо. Переодевшись слугой, он, втайне от дочери, живет в ее доме, незаметно от всех охраняет ее от искушений и спасает в беде и несчастье.

Совсем другой характер имеют произведения драматургов, связанных с придворными и аристократическими кругами времени Иакова I и Карла I. Если писатели типа Бена Джонсона или Хейвуда охотно изображали испорченность придворных нравов, противопоставляя им буржуазные добродетели, то их противники, напротив, вышучивали мещанские претензии, сентиментальную дидактику, все обострявшуюся нетерпимость пуританских кругов ко всякого рода развлечениям. Типичные драматурги этого лагеря - Флетчер и Бомонт.

Джон Флетчер (John Fletcher, 1579-1625) был сыном священника, достигшего крупных духовных должностей, но затем потерявшего милость королевы Елизаветы и умершего в стесненных материальных обстоятельствах. Флетчер учился в Кембридже, потом уехал в Лондон и в 1606 г. выступил здесь с первым драматургическим опытом - комедией "Женоненавистник". Вскоре он познакомился с Фрэнсисом Бомонтом (Francis Beaumont, ок. 1584- 1616 г.), сыном богатого судьи, учившимся в Оксфордском университете и затем всецело посвятившим себя литературной деятельности. Совместно они написали около двенадцати пьес. Сотрудничество обоих писателей продолжалось до смерти Бомонта, после чего Флетчер, переживший своего друга почти на целое десятилетие, создал еще около двадцати пьес как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими драматургами.

Драматургическое наследие Бомонта и Флетчера составляет свыше 50 пьес, трагедий, трагикомедий и комедий. Значительная часть этих пьес представляет собой переделки более ранних драматических произведений, в том числе испанских и итальянских; писатели широко пользовались также новеллистикой эпохи Возрождения.

Начав свою деятельность в самую цветущую пору английской драматургии, Бомонт и Флетчер многими особенностями своего творчества - жизнеутверждающей веселостью, динамикой действия, изображением сильных страстей, полнотой восприятия действительности и т. д.- приближаются к лучшим традициям "елизаветинского" театра. Немало общих гуманистических черт связывает их, в частности, с Шекспиром (в сотрудничестве с которым Флетчер написал "Генрих VIII"). Но наряду с этим творчество Бомонта и Флетчера содержит также резкие отличия от произведений Шекспира, противостоя им своим антидемократическим, а нередко и прямо реакционным характером. Вместо "критического" отношения к монархической власти, свойственного Шекспиру, мы находим у них прямолинейную апологию абсолютизма; вместо житейской мудрости и глубины Шекспира - легкомысленное скольжение по поверхности жизни, эпикурейство или циничный аморализм и фривольность, доходящую до бесстыдства.


Дж. Флетчер

В одной из лучших пьес Бомонта и Флетчера - "Трагедия девушки" (1610) - некий король сватает свою любовницу Эвадну за придворного Аминтора, ничего не подозревающего об их отношениях. Когда Аминтор узнает, кто его соперник, он из преданности монарху отказывается от мести, но Эвадна, побуждаемая своим братом Мелантием, сама убивает короля, потом закалывает себя, вслед за ней и Аминтор кончает жизнь самоубийством.

Сложные психологические конфликты обрисованы в пьесе ярко и сильно. Рядом с безвольным и колеблющимся Аминтором, подавленным противоречивыми чувствами - тайной отношений его невесты к королю, желанием отомстить своему обидчику и чувством вассальной верности, стоит энергичный и пылкий Мелантий, горящий желанием отомстить за поруганную честь сестры.

В другой пьесе, написанной Флетчером уже после смерти Бомонта, "Верноподданный" (1618), действие которой, кстати сказать, развертывается в Москве, мы находим целую теорию покорности хотя бы даже злой воле самодержавного властителя.

"Верноподданный" - это знаменитый полководец, спаситель отечества, любимый народом, над которым издевается государь, подвергающий его позору, заточению, пыткам и т. д. Все это полководец принимает безропотно, в самые горькие для себя минуты продолжая проповедовать всем окружающим верноподданнические чувства. Пьеса имеет, однако, счастливый конец, так как великий князь московский с. психологической неправдоподобностью объявляет, что будто все горести и унижения, которым полководец подвергался по его приказу, были подстроены с целью испытать его верность.

Несомненными сценическими достоинствами отличается пьеса Бомонта и Флетчера "Филастер, или Окровавленная любовь" (1612), многие сюжетные положения которой напоминают произведения Шекспира.

Филастер, имеющий сходство с Гамлетом,- наследник сицилийского престола, вечно подозреваемый своим дядей-королем и отстраненный им от престола. Филастер любит Аретузу, по воле его дяди просватанную за испанского принца Фарамонда; в Филастера же влюблена придворная дама, которая переодевается пажом и под именем Белларио всюду его сопровождает (ситуация, аналогичная "Как вам угодно" и "Двенадцатой ночи" Шекспира). На этой почве происходит ряд трагических недоразумений и кровавых столкновений (так, Филастер, приревновав Аретузу к мнимому принцу, пытается заколоть свою возлюбленную), но в конце концов вопреки трагическому ходу действия все завершается благополучно.

Счастливые развязки, не всегда удачно мотивированные разрешения ожидаемых катастроф и неожиданные "перерождения" героев из злодеев в добродетельных лиц очень типичны для Бомонта и Флетчера, излюбленным жанром которых была трагикомедия.

Одной из лучших пьес Бомонта и Флетчера периода их совместной деятельности является остроумная театральная пародия "Рыцарь пламенеющего пестика" (1612), в которой они высмеивают вкусы зрителей-мещан в лондонских театрах. Эта пьеса может служить любопытным документом для истории сценического быта того времени, так как содержит множество злободневных намеков на театральную борьбу и подробно описывает обстановку самого спектакля.

Действие происходит в одном из лондонских театров. Когда со сцены объявляется, что будет показана драма "Лондонский купец", то с протестом выступает один из зрителей - бакалейщик, которого поддерживает его жена. Бакалейщик хотел бы, чтобы представлена была какая-нибудь рыцарская драма с возвышенным героическим сюжетом, а жена его предлагает, чтобы в этой пьесе выступил их подмастерье Ральф. Дирекция театра в конце концов соглашается на требование зрительного зала. Ральф выходит на сцену, и действие начинается. Подобно Дон-Кихоту (роман Сервантеса был, вероятно, хорошо известен Бомонту и Флетчеру) Ральф, начитавшийся рыцарских романов и увлеченный их романтикой, отправляется на поиски приключений под именем "Рыцаря пламенеющего пестика". Его сопровождают два его сотоварища по бакалейной лавке, исполняющие при нем роли карлика и пажа. Как и Дон-Кихот, Ральф все будничное и тривиальное видит в романтическом свете, к великой радости бакалейщика и его супруги совершая различные "подвиги". Так, заурядный трактир кажется ему великолепным замком, в котором обитает щедрый и гостеприимный рыцарь, когда же герой хочет покинуть "замок", ограничившись изысканной благодарностью и не заплатив, по счету, трактирщик дает ему понять, что времена рыцарства уже прошли. В цирюльнике Ральф видит великана, который будто бы заманивает к себе в гости путешественников и убивает их ножницами для стрижки волос. Далее Ральф встречает мнимую "молдаванскую принцессу" Помпонию, которая влюбляется в него, однако расстается с ней, чтобы сохранить верность прежней избраннице своего сердца, Сусанне, дочери сапожника. В конце концов, совершив еще ряд "подвигов", Ральф умирает на сцене, завещая свою душу лавке бакалейщика.


Ф. Бомонт

Пьеса эта представляет собой не только пародию на заурядную драматургическую продукцию английских театров первого десятилетия XVII в. (в частности, на "Четырех лондонских подмастерьев" Томаса Хейвуда), но и содержит выпады как против народной "романтической" драмы вообще (одно место толкуют как пародию на сцену из "Макбета" Шекспира), так и против бытовой назидательной комедии.

В своих многочисленных комедиях Бомонт и Флетчер (в особенности последний после смерти своего друга) рисовали по преимуществу дворянские круги английского общества. Если в некоторых их пьесах кое-где еще звучат отголоски идейного наследия гуманистов, а в "Испанском священнике" Флетчера разоблачены корыстолюбие и продажность церкви и судейских крючкотворов, то в большинстве комедий мы находим невысокую мораль или откровенно циническое отношение к вопросам любви, брака и т. п. Основная мысль пьесы "Судьба честного человека" заключается в том, что честь может быть вполне восстановлена удачной женитьбой на богатой женщине. В другой комедии - "Ум без денег" - богатое приданое оправдывает все прежние безумства молодого повесы, быстро спустившего как свое собственное состояние, так и состояние своего брата. Комедии прославляют изворотливость, ловкость, не всегда разборчивую в средствах, в особенности в сношениях с людьми "низшими" в социальном отношении или представителями другого пола. Поэтому в пьесах много легкомысленных и весьма рискованных положений. В поздней комедии Флетчера "Охота за диким гусем" одного дворянина, испытанного донжуана, упорно избегающего брака, ловит в свои сети хитрая девушка под предлогом спасения его от разврата. Комедия "Женись и управляй женой" основана на теме укрощения строптивой: в ней изображается богатая легкомысленная женщина, которая хочет найти себе простака-мужа, чтобы сохранить полную свободу; однако, когда робкий жених превращается в полновластного хозяина в доме, она вынуждена уступить и волей-неволей становится добродетельной супругой.

Развлекательность и блестящая сценическая техника обеспечили драматургии Бомонта и Флетчера крупный успех у современников. В последнюю пору существования английского театра (до закрытия его во время революции) Бомонт и Флетчер были излюбленными драматургами, в значительной степени вытеснившими со сцены пьесы Шекспира. Большое влияние оказали они также на английский театр периода Реставрации.

Еще более ярко упадочные черты проявляются у современников Бомонта и Флетчера, "младших елизаветинцев",- Форда, Уэбстера, Мессинджера и др. В их творчестве вырастающие перед буржуазной революцией противоречия общественной жизни приводят к углублению крайнего индивидуализма и аморализма, окрашенных в пессимистические тона. Они стремятся приподнять зрителей над обыденной жизнью, рисуют необычайные страсти, ищут редкие, непривычные сценические положения, хлестко бьющие по нервам театральных зрителей.

Джон Форд (John Ford, 1586-1640) в особенности отличается склонностью к изощренному психологизму при изображении кошмарных событий, патологических явлений внутренней жизни. Одной из лучших его пьес является драма "Разбитое сердце" (1629), сюжет которой основан на итальянской новелле. В пьесе изображена трагическая судьба молодой женщины, по милости своего брата обреченной на глубокую нищету; с нежной заботливостью она, однако, хлопочет о счастье того, кто сделал ее глубоко несчастной. Другая пьеса - "Как жаль ее развратницей назвать" (1626) - рассказывает о кровосмесительной страсти брата и сестры, расплачивающихся за это смертью.

К Форду близок Джон Уэбстер (John Webster, ок. 1575 - ок. 1625 г.). Он отличается еще большей приверженностью к кровавой интриге, сценам кошмара и ужаса, в которых достигает большой художественной силы. Возрождая жанр "кровавой трагедии" дошекспировской поры (Марло, Кид), Уэбстер еще усиливает ее эффекты сценами сумасшествия, извращенной преступности и т. д. В его пьесах бушуют порывы неудержимой страсти, почти всегда преступной, преувеличенные до последней степени чувства мести, оскорбленной гордости и т. д.

Так, в пьесе "Белый дьявол, или Виттория Аккоромбони" (1612), в основу которой положены действительные происшествия, имевшие место в Италии конца XVI в. (позднее обработанные в известной новелле французского писателя XIX в. Стендаля), повествуется о том, как в римскую красавицу Витторию Аккоромбони влюбляется герцог Браччано. Виттория соглашается выйти за него замуж после того, как будут убиты ее муж Франческо и жена Браччано - Изабелла. Мстителем за Изабеллу выступает ее брат, флорентийский герцог, который с помощью наемных убийц отравляет Браччано и убивает Витторию. Одним из главных действующих лиц в пьесе Уэбстера является брат Виттории - Фламинео, главный организатор всех злодейств, совершающихся в пьесе. Он собственноручно убивает мужа Виттории, сводит ее с Браччано, устраивает отравление Изабеллы, убивает своего младшего брата на глазах матери, которая сходит с ума. Но Фламинео несчастен и, вопреки своим преступлениям, в иные минуты проявляет себя настоящим лириком. Уэбстер делает из него глубоко противоречивый образ, в котором черты злодея причудливо сочетаются с мудростью и глубокой внутренней печалью, скептическое резонерство и циническое презрение к людям - с активной ненавистью к той порочной аристократии, прихотям которой он верно служит.

В другой пьесе Уэбстера - "Герцогиня Мальфи" (1616, напеч. 1623 г.), сюжет которой почерпнут из новеллы итальянца Банделло, еще больше ужасов и кошмарных преступлений.

Два брата - герцог калабрийский и кардинал - мстят своей сестре за то, что она тайно обвенчалась со своим дворецким. Они всячески стараются довести герцогиню до сумасшествия, но она не теряет рассудка. Братья придумывают для нее другие пытки, которые герцогиня переносит стойко и мужественно, пока ее, наконец, не удушают вместе с ее детьми.

Аналогичные ситуации встречаются также у других драматургов этого времени. В "Герцоге Миланском" Филиппа Мессинджера (1584- 1638) герой погибает, поцеловав погибшую свою возлюбленную в губы, которые его враг смазал ядом. Мессинджер с явной симпатией к католицизму делает попытку возродить старинный миракль ("Девственная мученица").

К 20-30-м годам XVII столетия заметно усиливается проявлявшаяся уже и ранее (с конца XVI в.) оппозиция театру со стороны буржуазно-пуританских кругов. Пуританские трактаты против безнравственных пьес, против театра вообще как "школы разврата и богохульства" все это время вызывали оживленную полемику и противодействие со стороны театральных деятелей. Так, еще в 1584 г. Лодж выступил с "Защитой поэзии, музыки и театральных пьес", позднее появилась "Апология актеров" (1612) Томаса Хейвуда. В 1633 г. вышел в свет один из самых резких пуританских памфлетов против театра - "Гистриомаксис, или Бич актеров" Вильяма Принна. За то, что Принн неосторожно обвинил двор в приверженности к театральным зрелищам, он был отдан под суд, подвергся отрезанию ушей и тюремному заключению.

Но героический период английского театра уже подходил к концу. Надвигалась буржуазная революция. Вскоре после возникновения гражданской войны тремя последовательными актами революционного парламента (1642, 1647, 1648) театр был в Англии закрыт, а театральные здания разрушены. Согласно последнему из этих указов (которые понадобились, вероятно, для того, чтобы окончательно ликвидировать некогда столь любимые народом театральные развлечения, все еще устраивавшиеся, несмотря на прежние запреты), выступление на сцене приравнивалось к преступлению и актеры подлежали публичному наказанию кнутом и заключению в тюрьму.

Список рекомендуемой литературы

Общие пособия

1. К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. 4-е изд., доп. / Сост. и вступ. ст. М. Лифшица. М., 1983. Т. 1-2.

2. Ленин В. И. О литературе и искусстве, 6-е изд. / Вступ. ст. Б. Рюрикова. М., 1979.

3. Алексеев М. П. Литература средневековой Англии и Шотландии. М., 1984.

4. Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. М., 1975.

5. Античное наследие в культуре Возрождения: Сб. статей. М., 1984.

6. Бояджиев Г. Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. Италия. Испания. Англия. Л., 1973.

7. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV - XV веков. М., 1977.

8. Голенищев-Кутузов И. Н. Романские литературы: Статьи и исследования. М., 1975.

9. Голенищев-Кутузов И. Н. Итальянское Возрождение и славянские литературы XV - XVI веков. М., 1963.

10. Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. Л., 1947. Т. 1 (1250-1380). Л., 1961. Т. 2 (1380-1450).

11. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

12. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

13. Жирмунский В. М. Народный героический эпос: Сравнительно-исторические очерки. М.; Л., 1962.

14. Европейская новелла Возрождения / Вступ. ст. Н. Балашова, А. Михайлова, Р. Хлодовского. М., 1974 (Библиотека всемирной литературы)*.

* (Произведения, изучаемые в курсе, переводились неоднократно. Не имея возможности перечислить все переводы, мы указываем лишь на наиболее художественно полноценные, опубликованные в сериях "Библиотека всемирной литературы" издательства "Художественная литература" (далее эта серия в списке обозначается сокращенно: БВЛ) и "Литературные памятники" издательства "Наука" (далее: ЛП). В этих изданиях тексты сопровождаются обширными статьями и комментариями.)

15. Европейские поэты Возрождения / Вступ. ст. Р. Самарина. М., 1974 (БВЛ).

16. Зарубежная литература средних веков. Вып. 1: Латинская, кельтская, скандинавская, провансальская, французская литературы: Хрестоматия. 2-е изд. / Сост. Б. И. Пуришев. М., 1975.

17. Зарубежная литература средних веков. Вып. 2: Немецкая, испанская, итальянская, английская, чешская, польская, сербская, болгарская литературы: Хрестоматия. 2-е изд. / Сост. Б. И. Пуришев. М., 1975.

18. Зарубежная литература: эпоха Возрождения: Хрестоматия. 2-е изд. / Сост. Б. И. Пуришев. М., 1976.

19. Западноевропейская средневековая словесность / Под ред. Л. Г. Андреева. [М.], 1985.

20. Из истории культуры средних веков и Возрождения: Сб. статей. М., 1976.

21. История английской литературы. Л., 1943. Т. 1. Вып. 1. Л., 1945. Т. 1. Вып. 2.

22. История всемирной литературы: В 9 т. М., 1984. Т. 2. М., 1985. Т. 3.

23. История западноевропейского театра / Под ред. С. С. Мокульского. М., 1956. Т. 1.

24. История немецкой литературы. М., 1962. Т. 1.

25. История немецкой литературы / Н. А. Гуляев, И. П. Шибаев, В. С. Бунаев и др. М., 1975.

26. История французской литературы. М.; Л., 1946. Т. 1.

27. Культура эпохи Возрождения и Реформация: Сб. статей. М., 1981.

28. Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы: Сб. статей. М., 1967.

29. Менендес Пидаль Р. Избранные произведения: Испанская литература средних веков и эпохи Возрождения. М., 1961.

30. Немилов А. Н. Немецкие гуманисты XV века. Л., 1979.

31. Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

32. Пуришев Б. И. Очерки немецкой литературы XV - XVII веков. М., 1955.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.081 с.)