Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 9. Лирика трубадуров и труверовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
К XI-XII вв. господствующий класс западноевропейского феодального общества уже окончательно сложился и получил сословное оформление. Рыцарство превращается в своеобразную сословную организацию военно-феодальной знати со своим неписаным уставом, своими обычаями и правилами поведения, своими идеалами сословной чести и доблести. Рыцарь должен быть мужественным, справедливым, правдивым, щедрым; он должен защищать церковь, бороться с "неверными", хранить верность своему сюзерену, служить опорой слабых и беззащитных (женщин, вдов и сирот). Эти требования к идеальному рыцарю должны были идеологически обосновать сословно-иерархический принцип феодального общества и "освятить" право рыцаря на господствующее положение в этом обществе. Существенная роль в создании этого приподнятого над жизнью идеала принадлежала рыцарской поэзии XII-XIII вв. Чаще всего, однако, идеальные рыцарские черты находились в самом резком противоречии с действительной социальной практикой средневекового феодала - "...предательских убийств, отравлений, коварных интриг и всяческих низостей, какие только можно вообразить, всего того, что скрывалось за поэтическим именем рыцарства..."* * (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 471.) В наиболее зрелой и законченной форме рыцарская литература развилась во Франции, этой "классической", по выражению Энгельса, стране западноевропейского феодализма, во многих случаях послужив затем образцом для такой же литературы в других европейских странах. Это было время первоначального подъема городов; рыцарство, соприкасаясь с верхушкой городского общества, частично приобщилось к умственным течениям, развивающимся в городах. Для Франции XII век - эпоха расцвета схоластической учености. В 1200 г. основывается Парижский университет, становящийся крупнейшим европейским центром науки. Наряду с богословием здесь уже намечаются ростки светской образованности, в частности усиленно изучаются Аристотель и латинские авторы - Вергилий, Овидий, Гораций, Цицерон, Лукан. Составители нескольких поэтик, созданных в этом веке на латинском языке во Франции и Англии, призывают писателей подражать древним. Параллельно расцветает новолатинская поэзия вагантов, или голиардов, отличающаяся вольнодумством и откровенно прославляющая чувственные наслаждения (см. гл. 14, § 1). В вопросах религии наблюдается сильное брожение мысли. Одна за другой возникают ереси, которые в большинстве своем носят демократический и оппозиционный характер. Важнейшие из них - ереси вальденсов и катаров, или альбигойцев, как их называли на юге Франции по имени города Альби, сделавшегося главным их центром,- отрицали церковную иерархию и проявляли уравнительные тенденции; они отвергали бессмертие души, силу молитв и таинств. Религиозное вольномыслие проникает даже в школы того времени. Наиболее известным примером свободомыслия является философия Абеляра (1079- 1142), боровшегося с так называемым "реализмом" (доктриной о "реальном" существовании "общих идей" и понятий), преклонявшегося перед античной философией, стремившегося к подлинному знанию. Возникают первые нецерковные школы, где преподавание оплачивается самими учащимися и, следовательно, ведется более свободно, без обычного жестокого контроля со стороны духовных властей. К концу века большое распространение получает аверроизм. Так называлась научно-философская система ученейшего испанского араба Ибн-Рошда (в латинизованной форме - Аверроэса), который, опираясь на материалистические элементы учения Аристотеля, отрицал существование загробной жизни и то, что мир создан богом, а учил, что материя вечна и мир управляется естественными законами. Французские аверроисты подвергались со стороны духовных властей жестоким гонениям, вплоть до пожизненного заключения или сожжения. Включаясь в зарождающиеся товарно-денежные отношения, рыцарство приобщается и к достижениям материальной культуры, которые в основном определялись ростом городов и развитием товарного производства. Существенную роль сыграли при этом усилившаяся торговля и знакомство с культурой мусульманского Востока, вынесенное отчасти из крестовых походов (1096- 1270). Прямой контакт западноевропейского рыцарства с народами Востока расширил его умственный кругозор, познакомив с целым миром новых жизненных форм и понятий, поэтических сказаний, с продуктами более сложной и тонкой культуры. В обстановке и под влиянием всех этих умственных приобретений рыцарство культурно растет и перестраивается. Оно сохраняет свою классовую природу со всеми ее типическими чертами; феодальные войны и грабежи по-прежнему остаются основным его занятием, его быт и нравы сохраняют свою первоначальную грубость и жестокость. Но наряду с этим в передовых кругах рыцарства формируется некий морально-эстетический идеал и намечаются ростки светской культуры. Возникают пышные дворы, где приняты хорошие манеры, красивые наряды, занятия музыкой и поэзией. Наряду с любовью к роскоши и стремлением всячески приукрасить жизнь культивируется щедрость, которая отныне считается обязательным признаком рыцарского "благородства" и выливается нередко в формы безудержного мотовства. Если раньше щедрость была неким дополнением к рыцарской доблести, то теперь она становится первостепенной добродетелью, и в рыцарской поэзии XII в. мы встречаем целый ряд "прений" на тему о том, что более украшает рыцаря - доблесть или щедрость. Но щедрость в таком понимании - лишь один из элементов нового рыцарского "благородства", покрывающегося одним общим понятием - куртуазия (от французского слова cour - "двор"). Рыцарь должен быть не только смелым, верным и щедрым, он также должен быть учтивым, изящным, привлекательным в обществе, уметь тонко и нежно чувствовать. В программу воспитания молодого рыцаря входит обучение не только военному делу и охоте, но и разным светским играм, искусству танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах, слагать стихи, ухаживать за дамами. К героическому идеалу присоединяется другой идеал - эстетический. Впервые возникает нечто вроде салонной культуры. При дворах феодалов образуются светские кружки, в которых первую роль играет хозяйка дома. В связи с новой ориентацией на светские увеселения и эстетизацию жизни пробуждается интерес к интимным вопросам личности, к проблемам чувства. Вырабатывается своего рода метафизика любви, возникает поклонение женщине, идеализация возвышенного любовного чувства. Подобные идеи вместе с поэзией соответствующего характера культивируются при дворах целого ряда владетельных дам, на службе у которых состоят певцы и поэты, прославляющие и развлекающие своим искусством собиравшееся в замке общество. Правда, любовная философия и поэзия, процветавшие в этих кругах,- главным образом салонная забава, в очень слабой степени отражавшая подлинные любовные отношения. Тем не менее пробудившееся внимание к интимной жизни человека, к земной радости и красоте представляет определенный шаг в сторону реалистического восприятия жизни, знаменуя первые проблески психологического анализа. Этим определяется стиль новой, специфически рыцарской поэзии, появляющейся около XII в. в наиболее развитых странах Европы. Резко изменяются общественная функция литературы, состав ее авторов и носителей, способ исполнения произведений. Рыцарская лирическая поэзия в силу ее происхождения из народной песни еще связана с музыкой, но повествовательные жанры - роман и повесть - уже не распеваются (как героические поэмы), а читаются. Назидательное значение литературы отнюдь ею не утрачивается, но одновременно возникает и другая ее функция - светско-развлекательная. Сюжеты рыцарских романов обычно воспринимаются как интересный и красивый вымысел,нередко такое же отношение вызывают к себе и лирические стихотворения. Автор этих увлекательных выдумок - уже не бродячий жонглер, неискушенный в письменности, а поэт, обладающий некоторой школьной образованностью и состоящий на службе при феодальном дворе, иногда даже - сам рыцарь. Этот новый автор стремится закрепить свое имя, и переписчики обычно отмечают его. Такое авторское самосознание связано с все усиливающимся стремлением к индивидуальному стилю. Крупные поэты иногда создают литературные школы. Появляется сознательный подход к разрешению эстетических проблем, важное значение приобретает разработка техники, виртуозность. Новый стиль появляется также в реформе языка и метрики. Язык рыцарской поэзии стремится к чистоте, изяществу. Все грубое, обыденное из него изгоняется. Что касается метрики, то в лирике, ввиду ее особенно изысканного и песенного характера, применяются сложные строфические размеры, все же остальные жанры усиливают простой короткий стих с парными рифмами, близкий к интонациям разговорной речи. Выросшая на этой базе рыцарская поэзия была отражением и прославлением жизненной практики и идейных устремлений аристократической верхушки общества, которая противопоставляла себя остальному человечеству. Поэзия этого рода уносила воображение в мир условных, вымышленных идеалов, легко впадала в манерность и некоторый эстетизм. Но вместе с тем она содержала в себе ряд важных положительных черт, прогрессивных и плодотворных для дальнейшего развития литературы. Это прежде всего утверждение чисто светского, жизнерадостного идеала в противоположность церковной аскетической догме; душившей мысль и чувство, зарождение интереса к явлениям реального мира и к процессу душевных переживаний, наконец, возникновение сознательной культуры художественного слова. Эти черты свойственны в большей или меньшей степени всей рыцарской литературе, включая наиболее сословно ограниченные ее проявления. Но еще существеннее то, что на своих художественных вершинах эта литература перерастает сословную идеологию, образующую ее первоначальную основу. Поэзия цветущей поры рыцарства, отражая его сущность, в своих высших проявлениях преодолевает ограниченность рыцарства и, используя выдвинутую им проблематику, на основе ее создает в известном смысле общечеловеческие ценности, не утратившие своего значения и в позднейшие эпохи. Полнее всего рыцарская литература проявила себя в лирике и романе. Причем лирика, развившаяся раньше всего на юге Франции, несколько опередила роман. После распада империи Карла Великого юг Франции, называемый Провансом, стал политически независимым от северной Франции - домена французского короля. Здесь с самого начала развился из латыни совершенно самостоятельный провансальский язык. В XI в. Прованс был экономически наиболее передовой областью Франции. Быстрый рост производительных сил и интенсивная морская торговля с соседними романскими и восточными странами обусловили здесь ранний расцвет самоуправляющихся городов, обладающих большей независимостью, чем города северной Франции, и в общем не меньшей, чем пользовались в ту же эпоху города-коммуны северной Италии. Рядом с этими вольнолюбивыми городами процветало рыцарство, очень состоятельное и образованное, но не замыкавшееся в аристократическую исключительность, а поддерживавшее торговые и вообще деловые отношения с городским патрициатом, очень восприимчивое ко всякого рода новым веяниям. Энгельс говорил: "Южнофранцузская национальность в средние века была не более родственна северофранцузской, чем теперь польская - русской. Южнофранцузская - vulgo (как обычно говорят.- Ред.) провансальская - нация не только проделала во времена средневековья "ценное развитие", но даже стояла во главе европейского развития. Она первая из всех наций нового времени выработала литературный язык. Ее поэзия служила тогда недостижимым образцом для всех романских народов, да и для немцев и англичан. В создании феодального рыцарства она соперничала с кастильцами, французами-северянами и английскими норманнами; в промышленности и торговле она нисколько не уступала итальянцам"*. * (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 5. С. 377-378.) В Провансе, раньше чем где бы то ни было, сложился куртуазно-рыцарский идеал. Роскошь жизни и тяга к образованию, подкрепляемая близостью Италии и арабской Испании, достигли здесь чрезвычайных размеров. Рыцарская лирика Прованса родилась как выражение избытка жизнерадостности, но вместе С тем и как сложное, требовательное искусство, далекое от наивной непосредственности народной песни. Мы наблюдаем здесь определенную технику, мастерство. В этом отношении показательно само название провансальских поэтов-певцов - трубадуры (от глагола trobar - франц. trouver "находить"). Заметим сразу же, что это название обозначало всякого поэта независимо от жанра и характера его творчества. Поэтому были трубадуры как рыцарского стиля, так и городского, и даже трубадуры, слагавшие религиозные песни. Здесь мы говорим только о трубадурах первой категории (о других см. гл. 14). Для обозначения своего творчества трубадуры постоянно употребляют термины "мастерить", "ковать", "обрабатывать". Многим трубадурам такой способ творчества представляется единственно возможным: даже птица, когда она поет, "обрабатывает", по их мнению, свою песню. Отсюда упорная работа над стилем и, в частности, виртуозная отделка формы - забота о благозвучии, затейливое построение строф, сложная система рифм. В дошед-j-шах ди нас теТсстах девятисот различных строфических форм. Эту тягу к совершенствованию мастерства и отношение к поэзии как к увлекательной игре подметил А. С. Пушкин: "Когда в XII столетии под небом полуденной Франции отозвалась рифма в провансальском наречии, ухо ей обрадовалось: трубадуры стали играть ею, придумывать для нее всевозможные изменения стихов, окружили ее самыми затруднительными формами". Бывали, однако, разные степени этой сложности выражения и замысловатости формы. Во второй половине XII в., в период высшего расцвета провансальской лирики, велся спор между сторонниками поэтических манер - так называемого "ясного стиля" и "темного стиля". Представители "темного стиля", усложняя синтаксис, перегружая стихи туманными намеками, загадочными метафорами, иносказаниями, сознательно стремились к малопонятности, недоступности своей поэзии для "профанов". Крупнейшим представителем этого направления был АрнаутДаниель, который детально разработал целую поэтическую систему и который, по его словам, "обтачивал, строгал, полировал, золотил свою песню, словно ларец для великой драгоценности". Во многих случаях спор между сторонниками этих двух стилей имел социальную подоплеку, сводясь к борьбе между строго аристократическим и более демократическим направлением в поэзии. Примером может служить "тенсона" (прение) между Гираутом де Борнельи Раймбаутом III, графом Оранжским. Раймбаут, сторонник "темного стиля", удивляется, почему Гираут осуждает эту манеру: Ужель, избрав понятный слог, Себя я показать бы мог?Гираут отвечает, что поэту должна быть предоставлена свобода, что в поэзии принято лишь то, что не утомляет головы. Он прибавляет: Сеньор Линьяуре, я не враг Затей словесных,- пусть поет Любой, как петь его влечет,- Но все же сам Хвалу воздам Лишь простоте певучих строк: Что вам понятно,- в том и прок!Но Раймбаут не внемлет этим доводам. К чему, говорит он, трудиться, если потом твой труд будет всем казаться безделкой? "Лишь в трудном видит прок толпа!" Он не ищет популярности, он творит только для избранных: Гираут! А для меня пустяк. Широко ль песня потечет. В стихе блестящем - мне почет. Мой труд упрям, И - буду прям - Я всем свой золотой песок Не сыплю, словно соль в мешок!Весьма разработаны также были различные формы лирики трубадуров, которые в то же время могли бы быть названы и жанровыми, так как строфическая структура и система рифм стихотворений обычно были связаны с их тематикой. Главнейшими из этих жанровых форм были: кансона (т. е. любовная песня), сирвента (стихотворение на какую-нибудь политическую, реже - чисто личную тему, обычно полемическое по тону), тенсона (т. е. прение) - спор между двумя поэтами на какую-нибудь моральную, литературную и тому подобную тему; причем оба, как в приведенной выше тенсо-не, произносят поочередно, как в живом диалоге, по строфе. Определенная ситуация составляет тему пасторелы. Рыцарь на лоне природы встречает пастушку, приглянувшуюся ему. Он начинает за ней ухаживать - и либо, очарованная изяществом рыцаря, она уступает ему, после чего он сразу забывает о ней и уезжает, либо она дает отпор ему и, если ей не хватает сил, зовет на помощь своего милого дружка и односельчан, которые, прибежав с вилами и дубинами, заставляют рыцаря позорно отступить. Столь же определенна ситуация альбы (alba значит "рассвет"). Рыцарь в сопровождении друга или оруженосца едет с вечера на тайное свидание с возлюбленной, женой другого. Проникнув в башню, где она спит, он блаженствует в ее объятиях, в то время как друг всю ночь сторожит коней. При первых лучах зари друг запевает "песнь рассвета", чтобы разбудить ею рыцаря и предотвратить его встречу с мужем дамы. Общественное положение трубадуров рыцарского стиля было весьма разнообразным. Среди них четыре или пять королей, несколько десятков крупных феодалов и большое число мелких рыцарей; но имелось также немало замковых слуг, купцов, ремесленников, юристов - словом, лиц самого различного звания, связанных с рыцарскими кругами и усвоившими их мировоззрение. Характерно, что между трубадурами, воспевавшими любовь, были также священники и монахи, что, однако, не удивительно, так как многие лица духовного звания в Провансе, как и крупные феодалы, были заражены вольнолюбивыми ересями. Другое свидетельство прогрессивности этого литературного направления - то, что до нас дошло около тридцати имен женщин-трубадуров: факт, показательный для эпохи, когда женщины занимали в обществе очень зависимое положение. При большом количестве оттенков трубадурской лирики общей ее чертой является стремление к земной радости, материальной красоте, но в то же время и к благородству чувств. "Радость", "молодость" и "мера" (т. е. гармония, благообразие, разумная форма всякого чувства и его проявления) постоянно встречаются в поэзии трубадуров. Любовь, составляющая основную тему труба-дурской поэзии, понимается ею как чувство, захватывающее всего человека, облагораживающее его и влекущее ко всему прекрасному и доблестному. Такова "истинная" или "тонкая" любовь (fin amor), противопоставляемая любви "глупой" (fol amor), стремящейся только к чувственным наслаждениям. "Истинный" влюбленный, утверждают трубадуры,- не "знатный синьор" и не "дурной богач", а человек с благородной душой. У людей скупых, алчных, грубых и чванливых нет в сердце места для "истинной" любви. Любовь, по мнению трубадуров, определяется личным свободным выбором, отрицающим сословные, церковно-феодальные узы. Вот почему весьма обычный мотив в трубадурской поэзии - то, что предметом любви является замужняя женщина, жена другого. В этом сказывается естественный протест человеческого чувства против господствующего в аристократической среде того времени (как и впоследствии) типа браков, при котором определяющим моментом были имущественные, родовые или династические интересы родителей лиц, вступающих в брак, но только не личное чувство последних. "У всех исторически активных, то есть у всех господствующих классов,- говорит Энгельс,- заключение брака оставалось тем, чем оно было со времени парного брака,- сделкой, которую устраивают родители. И первая появившаяся в истории форма половой любви, как страсть, и притом доступная каждому человеку (по крайней мере, из господствующих классов) страсть, как высшая форма полового влечения,- что и составляет ее специфический характер,- эта первая ее форма, рыцарская любовь средних веков, отнюдь не была супружеской любовью. Наоборот. В своем классическом виде, у провансальцев, рыцарская любовь устремляется на всех парусах к нарушению супружеской верности, и ее поэты воспевают это"*. И далее Энгельс ссылается на альбу, которую он называет "цветом провансальской поэзии любви". * (Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 72-73.) Но если любовь у трубадуров была прославлением свободного чувства, а их лирика поднимала поэзию на ступень подлинного искусства, то вместе с тем у поэтов, малооригинальных и склонных к штампам, то и другое вело к манерности и формализму, из их лирики часто выветривалась всякая непосредственность и искренность. Понимание любви приобретало здесь специфически рыцарскую окраску: она становилась феодальным "служением" даме, чувством "куртуазным" по преимуществу. Возникает схоластическая доктрина любви - подробнейший кодекс ее свойств, прав, обязанностей любящих, особенная номенклатура и фразеология для обозначения оттенков чувств и душевного состояния влюбленных. Любовь делалась своего рода "наукой", и в этом случае знание ее "прав" или "законов" ("Законы любви" - таково название нескольких провансальских поэтик) стало обязательным для трубадура, слагавшего любовные стихи. Согласно этой схеме, перепевавшейся на все лады, любящий робок, бледен, должен скрывать свое чувство от ревнивого мужа, как и от злых доносчиков, врагов истинной любви. Для безопасности он избирает себе псевдоним, свою даму называет вымышленным именем. Возлюбленная тоже идеализируется. Она ставится им на пьедестал как средоточие всех добродетелей - "прекрасная дама", своего рода земное божество. Эта шаблонная, школьная поэзия, часто облекавшаяся в вычурную форму, соседствовала с истинными произведениями искусства, приникавшими к живому роднику народного творчества. Многогранности провансальской поэзии соответствовала сложность ее песенных или литературных источников. Основным истоком ее является народная поэзия, подвергшаяся, однако, в рыцарской среде коренной переработке. Стилистический анализ доказывает родство большинства жанров провансальской лирики с разными видами народной песни и старинной народной обрядности. Так, например, тенсона возникла из "прений" двух жонглеров-потешников, не без влияния народных обрядовых игр вроде спора Зимы и Лета. Вполне ясна связь кансоны и вообще любовной поэзии трубадуров с народными весенними песнями и "майскими обрядами". Отсюда ведет начало воспевание веселья, радости жизни, свободной любви, изображение замужества как рабства, мужа как докучного тирана. Следами происхождения провансальской лирики из народной поэзии являются также строфика песен, остатки припева, картина весны и пробуждения природы как рамка для любовных мотивов. К этому можно присоединить некоторые литературные влияния, например средневековой латинской поэзии голиардов (см. гл. 14, § 1) или Овидия, с творчеством которого многие трубадуры были знакомы. У него они находили близкое им понимание любви как искусства, правила которого надо изучить, родственные им образы. Но вся их концепция любви как идеального чувства коренным образом отличалась от рассудочно-чувственного понимания ее голиардами и Овидием. Наконец, если учесть, что испано-арабская наука и философия оказали значительное воздействие на передовую науку и философию юга Франции, весьма возможно, что и некоторые формы и мотивы испано-арабской музыки и поэзии также оказали влияние на провансальскую лирику. Хотя у этой теории сейчас большое число сторонников, считать ее доказанной все же нельзя. Лирика трубадуров развивалась примерно в течение полутораста лет - в XII-XIII вв. Классическим периодом их творчества является последняя четверть XII в., когда трубадуры находились в наиболее благоприятных условиях. Кроме самих стихотворений трубадуров до нас дошел составленный в XIII в. сборник их биографий. Наряду с точными сведениями мы находим в них немало легенд, показывающих, как уже в те времена рисовалась жизнь поэта, склонного к необычайным чувствам и странным фантазиям. Про Джауфре Рюделя, князя Блайи, рассказывается, что он влюбился в графиню Триполий-скую (из города Триполи в Сирии) по одному описанию ее красоты и сложил в ее честь много песен. Чтобы увидеть ее, он предпринял далекое плавание, но в пути заболел и, прибыв на место, умер на руках графини, которая после этого постриглась в монахини. Вся биография Пейре Видаля соткана из описаний его "великих чудачеств", из которых самое замечательное следующее. Влюбившись в даму по имени Лоба (что значит "Волчица"), он решил ради нее "сделаться волком". Для этой цели он натянул на себя волчью шкуру и в таком виде отправился в лес, где охотничьи собаки так искусали его, что стоило большого труда его вылечить. Биография Гильема де Кабестань рассказывает о том, что трубадур состоял в тайной любовной связи с одной дамой; ее муж, прознав об этом, предательски убил Гильема и велел повару изготовить из его сердца кушанье, которое предложил жене. Узнав, что она съела сердце своего возлюбленного, дама покончила с собой, выбросившись из окна. Все эти истории, несомненно, вымышлены и принадлежат к числу "бродячих" сюжетов, ибо рассказываются в новеллах про самых разных лиц. В классический период творили два наиболее блестящих известных трубадура. Бернарт де Вентадорн был выходцем из низов, замковым слугой, воспитанным виконтом де Вентадорн и воспевавшим сначала жену своего сеньора, а затем Элеонору, королеву Англии, на службе которой он некоторое время состоял. По задушевной мелодичности стихов, по изяществу выражения чувств он принадлежал к числу самых выдающихся трубадуров. Вся его поэзия проникнута любовной темой. "Тот мертв,- заявляет он,- кто не чувствует в своем сердце нежного вкуса любви. К чему жить без любви, если не для того только, чтобы докучать другим?" Он говорит о себе: "Когда приходит весна и начинают петь птицы, я, у которого в сердце больше радости, чем у них, должен, конечно, петь, ибо все мои дни - лишь одна радость и песня, и я не помышляю ни о чем другом". В другой кансоне он говорит: "Поэзия имеет для меня цену лишь тогда, когда она исходит из глубины сердца, но это возможно только, если в сердце царит истинная любовь. Вот почему мои песни лучше всех других песен, ибо любовь заполняет все мое существо - рот, глаза, сердце и чувства". Бертран де Борн, современник Бернарта, был близок старому типу рыцаря, преисполненного сословных предрассудков, буйного и сурового. Он проявил себя больше в политической, чем в любовной, тематике, был воинственным феодалом, принимавшим участие в междоусобных войнах, происходивших на юге Франции, который в то время принадлежал английскому королю. Бертран поддерживал принца Генриха, прозванного "молодым королем", когда тот восстал против своего отца, Генриха II. Когда принц внезапно умер от лихорадки, Бертран де Борн сложил свой знаменитый "плач", являющийся лучшим образцом этого жанра у трубадуров. "Если собрать вместе,- говорит он,- все беды, несчастья и страдания, какие только есть в мире, то все они кажутся ничтожными перед смертью молодого короля..." Скорбит душа у всех, кто юн и смел, И ясный день как будто потемнел, И мрачен мир, исполненный печали.Приуныли милые жонглеры, кончилась истинная щедрость и доблесть, ушли из мира любовь и всякая радость - осиротел мир, "исполненный печали" (этими словами заканчивается, словно припевом, каждая строфа). Бертран де Борн сложил также несколько любовных песен. Он был влюблен в Матильду, сестру принца Генриха, и во многих других дам, но ухаживал за ними нетерпеливо и своевольно. Разочаровавшись в знатных красавицах, он сложил свою знаменитую кансону о "составной даме", в которой заявляет о своем решении впредь любить лишь созданную им самим возлюбленную: у нее будет взор одной из знакомых дам, волосы другой, шея третьей и т. д. Но первое место в творчестве Бертрана де Борна принадлежит его сирвен-там. В них он воспевает радость боя и тех благ, которые может доставить война. Он тоскует зимой и с нетерпением ждет весны, которая для него - пора не столько любви, сколько возобновления походов. Ему радостно смотреть на то, как рыцари, рискуя жизнью, сшибаются в чистом поле, как идет осада замка, как ров заполняется отрубленными головами, руками, ногами. Ему нравится все это потому, что во время войны принцы и короли становятся щедрыми, а главное - можно поживиться за счет простого народа: Люблю я видеть, как народ, Отрядом воинским гоним, Бежит, спасая скарб и скот, А войско следует за ним.Бертран де Борн не скрывает своей ненависти и презрения к "вилланам": Мужики, что злы и грубы, На дворянство точат зубы, Только нищими мне любы! Любо видеть мне народ Голодающим, раздетым, Страждущим, необогретым!..Ибо простолюдины, по его мнению, злы, завистливы, скаредны, лживы; они не соблюдают заповедей - "пусть господь их покарает!". В поэзии Бертрана де Борна с новым куртуазным идеалом утонченных чувств сочетается старый, примитивно-рыцарский воинственный идеал с его культом силы и меча как средства получения добычи и вместе с тем утверждением своей сословной гегемонии. XIII век - время заката провансальской лирики. Причина этого в том, что на смену рыцарской поэзии идет поэзия городская, выдвигаемая новой, более активной общественной силой (см. гл. 13, § 1). Кроме того, гибель куртуазной поэзии в Провансе была ускорена постигшей его политической катастрофой. В 1209 г. коалиция северофранцузских баронов, привлеченных богатством и плодородными землями юга, организовала под предводительством Симона де Монфора поход на Прованс под предлогом искоренения там ересей. Эти так называемые "альбигойские войны", длившиеся двадцать лет, закончились победой северян и учреждением в Провансе инквизиции, надолго пресекшей всякое проявление свободной мысли. Во время этого чудовищного "крестового похода" многие города были разгромлены, многие замки, являвшиеся центрами поэзии трубадуров, разрушены или сожжены. Трубадуры во множестве бежали в соседние страны - в Италию, на Пиренейский полуостров, даже в Германию. Поэзия трубадуров не была этим уничтожена, но жизнерадостная любовная лирика почти всюду заглохла; ее место заняла политическая, публицистическая поэзия горожан. Но, прежде чем замереть у себя на родине, лирика трубадуров оказала огромное влияние на развитие поэзии в соседних романских и даже немецких землях. Начиная с середины XII в. частые поездки трубадуров в Италию и Испанию явились причиной раннего знакомства этих стран с провансальской поэзией, сыгравшей роль образца, который помог развиться местной поэзии, имевшей более или менее сходные общественные предпосылки. В Италии лирика трубадуров оказала влияние на выработку поэтического стиля, называемого "сладостным новым стилем", образцом которого является лирика молодого Данте. На Пиренейском полуострове поэтика провансальцев легла в основу галисийской школы поэзии, нашедшей самое яркое выражение в песнях короля Кастилии Альфонса X и португальского короля Дионисия (XIII в.). Наконец, значительное влияние оказали трубадуры на немецкий миннезанг. В общем прованская лирика оказалась в известном смысле родоначальницей всей европейской лирической поэзии. Именно она впервые выработала те поэтические формы, мотивы, образы и стиль, которые подготовили ренессанскую поэзию Петрарки, Ронсара, Шекспира, определившую развитие всей позднейшей европейской лирики почти до середины XIX в. Раньше и определеннее всего лирика трубадуров оказала воздействие на северофранцузскую поэзию. Здесь рыцарская лирика возникла, хотя и с некоторым запозданием, из тех же корней и на той же общественно-культурной основе, что и на юге. На первых порах лирика развивалась самостоятельно, отличаясь сравнительной простотой форм и содержания. Но вскоре она подверглась влиянию провансальской лирики, откуда почерпнула соответствующую философию и многие черты стиля. В распространении провансальских куртуазных идей во Франции сыграли большую роль, помимо обычного культурного обмена между севером и югом, встречи между французскими и провансальскими рыцарями и жонглерами во время крестовых походов, а также брачные связи между северными и южными синьорами. Одной из деятельных проводниц провансальских литературных идей во Франции была внучка старейшего из известных нам трубадуров, Гильома IX, графа Пуату,- Элеонора Аквитанская, вышедшая замуж сначала за французского короля Людовика VII, а затем, после развода с ним, за Генриха Анжуйского, в 1154 г. ставшего королем Англии под именем Генриха II. Всюду, где Элеоноре приходилось жить, она держала в своей свите жонглеров и трубадуров, привезенных с юга Франции, и прививала новые, куртуазные понятия и вкусы. Она передала их и своей дочери Марии, вышедшей замуж за графа Шампани. На службе у Марии состояло несколько трубадуров, а также знаменитый поэт Кретьен де Труа (о нем как о романисте будет сказано в гл. 11, § 4). Кретьену принадлежат первые дошедшие до нас песни, написанные на французском языке в провансальской манере. Одна из них посвящена "любви, которая отняла его у самого себя, а вместе с тем не хочет оставить его при себе". Другая начинается жалобой: "Любовь начала тяжбу со своим же бойцом, который все свои силы полагает на защиту ее благородства". С кружком Марии связана также деятельность Андрея Капеллана, написавшего в конце XII в. на латинском языке трактат "О любви". Это подробное изложение куртуазной теории любви. Сначала здесь перечисляются разные "правила любви", вроде того, что "любовь между законными супругами невозможна", что "дама может принимать любовь двух поклонников, но отвечать взаимностью может только одному" и т. п. За этим следует описание нескольких сложных казусов любви, которые были якобы разрешены в' особых "судилищах любви" под председательством знатных дам, сведущих в вопросах любовного чувства. Примером может служить такой конфликт: один рыцарь долгое время служил своей даме, не получая от нее никаких милостей, тогда он начал служить другой красавице, менее суровой, но тут первая дама, не желая терять поклонника, требует, чтобы он вернулся к ней, обещая быть более благосклонной. Недоумевая, как ему поступить, чтобы не нарушить "законов любви", рыцарь обращается к суду компетентных дам и затем выполняет их решение. Несомненно, что мы имеем здесь лишь салонную игру, своего рода "маскарад чувств". Расцвет рыцарской лирики во Франции был очень непродолжителен. Около середины XIII в. она окончательно замирает, отступая на задний план перед лирикой городской. Глава 10. Миннезанг Немецкая рыцарская культура и литература XII-XIII вв. развивается под влиянием Франции, "классической" страны эпохи феодализма. Поэзия немецкого рыцарства, в некоторой части имея характер переводной или подражательный, в лучших своих достижениях возвышается до подлинной творческой самостоятельности. Немецкая рыцарская лирика носит название миннезанг, т. е. "любовная песня" (от слова Minne - "любовь"). Ее древнейшие памятники относятся к 1170-м годам. Около этого времени почти одновременно возникают два направления рыцарской любовной песни. Одно, более архаическое по своему стилю, теснее примыкает к народной песне и еще почти не затронуто новыми идеями рыцарского служения даме. Другое стоит под непосредственным влиянием поэзии провансальских трубадуров и их французских подражателей. "Народное" направление миннезанга зарождается на юго-востоке, в Баварии, Австрии и Швабии, где еще господствуют архаические, более национальные вкусы и влияние новой, куртуазной культуры носит лишь очень поверхностный характер. Его главные представители - поэты Кюренберг, Дитмар фон Айсти др. "Куртуазное" направление возникает в западных областях Германии, в более передовых прирейнских землях, где раньше распространились пришедшие из Ф
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.54 (0.015 с.) |