Глава 20. Развитие гуманизма в конце XIV и в XV в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 20. Развитие гуманизма в конце XIV и в XV в.



Начатое Петраркой и Боккаччо гуманистическое движение развивается уже во второй половине XIV в. в кругу их ближайших учеников и последователей. Центром гуманистического движения становится Флоренция, игравшая крупнейшую роль в экономической и политической жизни Италии. Наиболее видными из флорентийских гуманистов второго поколения были Марсили и Салутати.

Луиджи Марсили (Luigi Marsili, ум. в 1394 г.), ученый, монах августинского ордена, был восторженным почитателем античных писателей. Он создал нечто вроде платоновской академии, в которой происходили ежедневные беседы по вопросам философии, науки и нравственности; здесь он поражал друзей и учеников своими обширными познаниями в области римской литературы. Хотя Марсили был монахом, он восставал против церковной зависимости Флоренции от Рима. Им было написано известное "Послание против пороков папского двора", послужившее идеологическим оружием в происходившей в это время борьбе флорентийской буржуазии против папской курии.

Сходную с Марсили позицию занимал Колуччо Салутати (Coluccio Salutati, 1331 -1406), посвятивший свою гуманистическую ученость государственно-политической деятельности. Салутати занимал в течение нескольких лет должность папского секретаря, которая дала ему возможность хорошо изучить нравы папской курии и накопить аргументы против нее. Этот опыт он использовал, когда, став государственным секретарем флорентийской республики (1375), повел энергичную борьбу с папами, отстаивая назависимость Флоренции. Салутати первым начал пользоваться для дипломатической переписки классической латынью.

Несмотря на всю свою занятость государственными делами, Салутати находил время и для филологических занятий. Он воспитал целое поколение ученых-гуманистов. Занимался он также и художественным творчеством, написал по-латыни 8 эклог и дидактическую поэму "О судьбе и счастье", в которой выступал против астрологических суеверий. Будучи ярым республиканцем и тираноборцем, Салутати после восстания "чомпи" все же занял враждебную восставшему народу позицию и приветствовал его поражение.

Гуманизм Марсили и Салутати, преемников Петрарки и Боккаччо, еще сохранял связь с демократическими традициями свободных городов-коммун, пронизывающими все творчество великих флорентийцев. Это видно хотя бы из той жесточайшей борьбы, которую Салутати вел против миланского тирана Висконти, одного из первых представителей новой формы государственной власти - принципата, приходящей в XV в. почти повсеместно на смену республиканскому строю.

Ученый гуманизм, порывающий все связи с народным движением, утвердился в Италии в XV в. вместе с установлением принципата, или тирании, в бывших городах-коммунах. Новая власть выкорчевывала вместе с городскими вольностями также и старые культурные традиции городов. Она охотно использовала в своих целях антинациональные и антидемократические настроения второго поколения гуманистов, мечтавшего о возрождении античного язычества и проводившего последовательную латинизацию итальянской литературы. Почти все гуманисты XV в. являлись идеологами принципата, консультантами и панегиристами князей. Переходя от одного двора к другому, подчас торгуя своим пером, они пользовались возросшим значением писательского труда. Так как гуманистическая литература укрепляла и возвеличивала новый порядок вещей, правители сами стремились приобщиться к ней. Многие князья, кардиналы, даже папы становились под знамена гуманизма, создавали при своих дворах академии (во Флоренции, в Неаполе, в Риме) и поощряли литературное творчество на латинском языке.

Гуманисты стремятся теперь сделать науку достоянием верхушки общества, связанной с правящими классами. Одним из первых симптомов аристократизации гуманизма является разрыв его с народным творчеством, отказ от народного языка в пользу латинского и создание ученой литературы, недоступной широким читателям.

Латинская литература гуманистов XV в. носила главным образом научно-философский и публицистический характер. В центре внимания гуманистов стояло собирание и изучение рукописей древних писателей, среди которых все большее значение приобретали греческие авторы. После падения Константинополя (1453) эмигрировавшие в Италию византийские ученые познакомили гуманистов со всеми писателями Древней Греции. Это значительно расширило кругозор поздних гуманистов по сравнению с Петраркой и Боккаччо.

Гуманисты XV в. окончательно эмансипируются от учения католической церкви и вступают в решительную борьбу со средневековой схоластикой. Они ощущают себя подлинными язычниками и возрождают целый ряд течений античной философии. Сначала у гуманистов пользуется большой популярностью стоическая философия, разработанная Леонардо Бруни и Поджо Браччолини. Затем на смену ей приходит увлечение эпикурейским учением, крупнейшим представителем которого был Лоренцо Валла. Во второй половине XV в. во Флоренции начинается увлечение платонизмом; начало ему положил Марсилио Фичино, который становится во главе учрежденной Козимо Медичи Платоновской академии. После Платона в XVI в. наступает очередь Аристотеля, освобожденного от средневековой схоластической оболочки. Пропаганда его в Италии является заслугой Помпонацци.

К наиболее видным гуманистам XV в. принадлежит Леонардо Бруни (Leonardo Bruni, ум. в 1444 г.), ученик Колуччо Салутати, который, подобно своему учителю, был одно время папским секретарем, а затем государственным секретарем Флоренции. С юных лет он изучил греческий язык и перевел на латинский язык ряд сочинений греческих авторов. Он написал по-гречески "Историю Флоренции", которую осветил в духе истории Афин, но к движению народных масс относился отрицательно и объявил восстание "чомпи" "бунтом бессмысленной черни". Он вел энергичную борьбу с аскетизмом и с феодальными предрассудками ("Спор о дворянстве") и дал первое систематическое изложение гуманистических воззрений, основанное на учении стоиков.

Это учение было затем развернуто Поджо Браччолини (Poggio Bracciolini, 1380-1459), который также в течение многих лет служил секретарем папской курии. Он много путешествовал по Европе и открыл ряд новых рукописей античных писателей. Он написал несколько философских трактатов ("О скупости", "О благородстве", "О несчастье государей"), посвященных пропаганде гуманистической морали. В своем трактате "О благородстве" он утверждал, что "кичиться своим древним дворянским происхождением - значит кичиться происхождением от закоренелых разбойников" и что источником истинного благородства следует считать личные достоинства человека. Наиболее популярным произведением Поджо являются "Фацетии" (1452) - собрание остроумных бытовых анекдотов, в которых он высмеивает нравы папского двора, местами в духе острой антиклерикальной сатиры.

Весьма плодовитым писателем-гуманистом был Энеа-Сильвио Пикколомини (Enea Silvio Piccolomini, 1405-1464), сделавший блестящую карьеру и в конце жизни избранный папой под именем Пия II. В юности он сочинял игривые стихи и написал весьма вольную комедию "Хризида" (1444). Ему же принадлежит "История Эвриала и Лукреции" - чувствительная новелла, основанная на действительном происшествии и написанная в манере Боккаччо. Впоследствии он написал ряд исторических и географических трудов.

Одним из важнейших гуманистов XV в. был Лоренцо Валла (Lorenzo Valla, 1405-1457). Он составил себе славу трактатом в диалогической форме "О наслаждении и об истинном благе" (1431), в котором развернул эпикурейскую доктрину, объявив наслаждение конечной целью всех человеческих стремлений и утверждая, вразрез с учением церкви, что душа умирает вместе с телом. Воззрения Баллы отличались глубоким критицизмом по отношению ко всем явлениям жизни и культуры, в том числе и по отношению к гуманистической доктрине. Так, Валла опровергал веру гуманистов во всемогущество знания, хотя в то же время активно боролся вместе с ними против остатков средневековой лженауки. Валла был также историком, достигшим больших успехов в области критического исследования первоисточников. Большое влияние в эпоху Реформации имел его памфлет "О ложности дара Константина" (1440), в котором он доказывал подложность так называемой грамоты императора Константина, на которую папы ссылались, предъявляя свои притязания на светскую власть. Тем самым Валла нанес папству сильнейший удар, выбив из его рук мощное орудие политического воздействия.

Гуманисты писали не только латинской прозой, но и латинскими стихами. Стремясь воскресить латинский язык как живой язык художественной литературы, они возродили многие жанры античной лирики, сочиняли дидактические и описательные поэмы, делали попытки возродить античную эпопею; так, Веджо написал продолжение "Энеиды", а Филельфо - "Сфорциаду", в которой изложил высоким эпическим стилем жизнеописание знаменитого миланского кондотьера Сфорца. Некоторые гуманисты добивались больших художественных успехов. Особенно процветали занятия поэзией среди неаполитанских гуманистов. Из них широко прославился своими стихами Джовиано Понтано (Gioviano Pontano, 1426-1503), крупнейший неолатинский поэт во всей Европе. Понтано оставил целую серию больших дидактических поэм ("Урания", "Метеоры", "Сады Гесперид") и множество лирических стихотворений, исполненных великолепных описаний природы, прославляющих чувственную красоту и наслаждения. Латынью Понтано пользовался как своим родным языком, с такой непринужденностью и непосредственностью, какую можно встретить только у античных поэтов.

Несмотря на торжество в гуманистической литературе XV в. ученого, аристократического течения, оттесняющего литературу на народном языке, разрыв гуманистов с национальной литературой XIII-XIV в. не был полным. Даже самые яркие сторонники античности и латинского языка не могли полностью подавить интереса к достижениям итальянской национальной литературы. Так, Филельфо комментирует "Божественную комедию", Манетти пишет биографии Данте, Петрарки и Боккаччо, многие гуманисты подражают Петрарке, а некоторые пишут даже итальянские стихотворения в народном стиле (например, венецианец Джустиниан).

Но самым ревностным защитником национальной литературы и итальянского языка среди гуманистов XV в. был Леоне-Баттиста Альберти (Leone-Battista Alberti, 1407-1472). Типичный для эпохи Ренессанса "универсальный человек", он одновременно был писателем, архитектором, художником, музыкантом, математиком, физиком, механиком. Ему принадлежит несколько трактатов о различных искусствах (живописи, скульптуре, архитектуре), а также по вопросам морали. Среди последних выделяется обширный трактат "О семье" (1437-1441), рисующий идеал буржуазной семьи XV в. с ее лозунгами "святой семейственности" и деловой морали. Книга Альберти представляет собой мозаику мыслей и сентенций, заимствованных у античных авторов. Но все это поставлено на службу чисто ренессансному универсализму и культу гармонически развитого человека. Трактат "О семье" написан в диалогической форме, живым и выразительным народным языком.

Помимо прозаических трактатов, Альберти писал также итальянские стихи. Он первым перенес в итальянскую поэзию гекзаметр, первым сочинял по-итальянски элегии и эклоги. С целью содействия развитию итальянской поэзии он убедил правителя Флоренции Пьеро Медичи организовать в 1441 г. конкурс на сочинение итальянских стихов. Хотя конкурс этот и не имел практических результатов, он все же интересен проявившимся в нем новым для гуманистов отношением к итальянскому языку в литературе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.213.110.162 (0.08 с.)