Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек и общество в философии Просвещения.

Поиск

XVIII век в истории европейской мысли справедливо называют эпохой Просвещения. В рамках этого направления была поставлена задача и предприняты решительные шаги «просветить» народные массы и таким образом очистить сознание людей от предрассудков, которые мешали освободиться от устаревших феодальных порядков и накопившихся мерзостей. Просвещение было направлено против церкви и христианства как идеологии, охранительной по отношению к феодализму. Его философско-теоретической основой стали деизм и материализм.

Философия Просвещения зарождается в Англии, где под влиянием почерпнутого из учения Локка положения, что всякое познание возникает из ощущений, ньютоновское учение о тяготении перетолковывается в чисто механическое мировоззрение. Здесь просветительская философия находит свое выражение в творчестве Локка, Толанда, Смита, Юма. Затем она распространяется и развивается в других странах, встающих на путь капиталистического развития. Во Франции плеяда просветителей представлена Монтескье, Вольтером, Руссо, Дидро, Гольбахом и другими. В Германии носителями идей Просвещения являлись Лейбниц, Вольф, Лессинг, Гердер.

Основными лозунгами Просвещения были наука и прогресс. При этом просветители обращаются не просто к разуму, как это было раньше, а к научному разуму, который опирается на опыт и эксперимент и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных гипотез. Вера в мощь человеческого разума, в его безграничные возможности, а также в прогресс наук, создающих условия для экономического и социального благополучия, - таков пафос эпохи Просвещения.

Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Лондона и Парижа. Оно становится предметом широкого обсуждения среди литераторов и самих ученых, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Социальной основой новых идей явилось то, что они выражали интересы поднимающейся буржуазии, стремящейся к установлению своей политической власти.

Ядром философии Просвещения является культ свободы. С ним связаны возникновение новых ценностных ориентаций, утверждение естественных, неотчуждаемых прав личности и становление правовой демократии. Одновременно просветительская философия выступала обоснованием нового деспотизма, облеченного в тогу диктатуры разума. Ее представители исходили из того, что они вправе исправлять сознание другого человека, «переделывать» его в соответствии с универсальными нормами разума и вести людей к всеобщему счастью, совершенно не интересуясь их мнениями и предпочтениями. Все это выливалось в требование полного реформирования нравов, государства и общества.

Просветители верили в возможность морального совершенствования человека и в преобразование общественной жизни на разумных началах. Исходя из противопоставления «естественного» и «цивилизованного» состояния человека, они полагали, что в подлинно цивилизованном обществе «естественный» человек становится одновременно и цивилизованным. Этот процесс они относили к будущему, когда рухнут все препятствия на пути развития культуры и восторжествует «царство разума».

Кредо французских просветителей составляет утверждение природности человека. Это краеугольный камень Просвещения, его альфа и омега. Однако человек признается продуктом не только природы, но и воспитания, которое ограничивает природные склонности. Отсюда понимание истории просветителями держится на двух стержнях: на индивидуальной «природности» и на социальной «договоренности». Их мысль непрерывно движется от природы к воспитанию и обратно.

Важной особенностью взглядов французских просветителей был отказ от прежней религиозной концепции непосредственного божественного вмешательства в историю и усмотрение ее смысла в действиях изолированного, рационалистически понимаемого индивида. Не говоря об объективной закономерности, просветители полагали, что каждый человек реализует при этом свои собственные интересы, которые случайны и недетерминированы объективно.

Философия французского просвещения XVIII в. неоднородна. В ней присутствуют материалистические и идеалистические мировоззренческие ориентации, атеистические и деистические взгляды. Порой в одном и том же учении излагаются материалистические и идеалистические положения. Вместе с тем в Просвещении довольно четко выделяются два направления: 1) деистическая философия Монтескье, Вольтера и Руссо и 2) материалистическая философия Ламетри, Дидро, Гольбаха и Гельвеция.

Просветители оказали такое влияние на весь ход дальнейшего духовного развития человечества, что без них нельзя понять ни одно более или менее значительное духовное явление XIX и ХХ столетий. Все это заставляет нас обратить более пристальное внимание на поставленные ими проблемы и выдвинутые идеи.

Самыми решительными и последовательными представителями Просвещения во Франции были философы, составлявшие его материалистическое ядро. Французские материалисты были органически связаны с атеизмом. Разум они провозгласили средством постижения и перестройки действительности, а также универсальным критерием и нормой, единственным судьей всего сущего.

Французский материализм XVIII в. очистил предшествующий ему материализм от различных религиозных привесок и схоластической терминологии. В то же время он выступал в механистической форме, поскольку механика оставалась основой мировоззрения и ее законы продолжали возводиться в ранг всеобщих. Материализм французских философов - это новая историческая ступень в развитии материалистической философии.

Ламетри, Гольбах и Дидро представляют преимущественно естественнонаучное направление во французском материализме. Не довольствуясь философским обобщением принципов классической механики, они пытались осознать и поставить перед наукой ряд новых проблем, выдвигаемых, в частности, биологией и физиологией. Своеобразным итогом разработки этого направления явилась работа Гольбаха «Система природы», названная современниками «библией материализма».

Для другого направления, связанного главным образом с воззрениями Гельвеция и отчасти Гольбаха, характерно внимание к человеку и его общественной жизни. Развиваемые ими идеи «естественного человека» и «нормального» общества, основанного на «началах природы», по своим истокам связаны с английским материализмом. В рамах этого направления разрабатывались преимущественно социально-исторические и этические идеи.

Значительное место во французском Просвещении занимал Франсуа Мари Аруэ (1694-1779), вошедший в историю культуры под псевдонимом Вольтер. Его произведения «Кандид», «Философский словарь», «Философские пись­ма» сыграли большую роль в философском просвещении европейского общества. Понимая философию как любовь к мудрости, Вольтер считал, что философскому осмыслению должны быть подвергнуты все предметы, привлекающие внимание человека. Не будучи мыслителем, созидающим новое философское учение, он тем не менее способствовал развитию философии, в частности, становлению французского материализма XVIII в.

Видный философ эпохи Просвещения Шарль Луи Монтескье (1689-1755) является одним из основоположников географического детерминизма. Он считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества. Главное философское произведение "О духе законов". Философская концепция Монтескье основана на принципах деизма и механического материализма, которые, как он считал, выведены им не из предрассудков, а из самой природы вещей. Бог - создатель и охранитель законов природы, действию которых подчиняется и он сам. Монтескье развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности. Он считал, что естественное желание жить в обществе приводит людей к созданию государства, гражданского права и частной собственности. Целью государственного правления является благо общества, которое можно достигнуть с помощью прогрессивных законов.

 

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) выражал интересы демократического крыла французского Просвещения. Разносторонность Руссо (писатель, моралист, психолог, философ) объясняется тем, что его интересовали различные стороны философии человека. Он считал, что цивилизация, наука и промышленность отрицательно влияют на нравы людей. В связи с этим требует возврата к природе во всех областях, преимущественно в области воспитания и нравственной жизни. В своем «Общественном договоре» он становится проповедником безграничного народного суверенитета и абсолютного господства общей воли, которая, возникнув при основании государства из свободной воли всех индивидов, через общественный договор приобрела силу над действиями каждого отдельного человека.

По своим философским взглядам Руссо придерживался деизма, который не столько космологического характера как у Вольтера, сколько нравственного свойства. Он считал, что нравственное чувство, которое лежит в основании человеческой личности, есть по существу религиозное чувство. Без культа верховного существа оно недействительно.

Во второй половине XVIII в. просветительское движение приобрело широкий демократический размах. Ряд передовых мыслителей: Гельвеций, Гольбах, Ламетри сплотились вокруг издания "Энциклопедии", главным редактором и организатором которой был Д. Дидро. Они создали довольно развитую форму материализма, оказавшую значительное влияние на последующие поколения философов.

Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751) учился в Парижском университете, защитил диссертацию на степень доктора медицины. Из-за своих убеждений подвергался гонениям со стороны католической церкви, ему пришлось покинуть Францию. В Голландии он опубликовал свое знамение сочинение "Человек-машина", которое вызвало ожесточенные споры, в результате чего Ламетри пришлось покинуть и Голландию. Поселившись в Пруссии, он умер в 42 года, испытывая на себе новый метод лечения.

Ламетри был убежден, что материальный мир существует сам по себе, что у него не было начала и не будет конца. Субстанция у него одна - материальная, и источник движения находится в ней самой. Ламетри доказывал несостоятельность декартовской идеи о нематериальной бессмертной душе, считая душу функцией и проявлением деятельности мозга. Он ставит задачу опровергнуть взгляд Декарта на животное как на бесчувственную машину и доказать, что человек такое же животное, как и другие высшие животные, и отличается от них лишь степенью развития ума. Однако человека он изучает как машину, опираясь на законы механики, ошибочно полагая, что исследование механики тела человека автоматически приведет к раскрытию сущности его чувственной и мыслительной деятельности.

Наиболее последовательным выразителем философских взглядов французского материализма стал барон Поль Анри Дитрих Гольбах (1723-1789). Он всю жизнь провел в родовом замке в Париже. Обладал огромной эрудицией в области естественных наук. Написал ряд работ: "Естественная политика", "Социальная система", "Всеобщая мораль", "Разоблаченное христианство", а его "Система природы" получила название "кодекса материализма и атеизма XVIII века" и была сожжена по решению парламента. Для Гольбаха именно природа есть причина всего, ибо существует только благодаря самой себе, а не Богу. Природа причина движения, которое характеризуется им как необходимое следствие существования природы.

По Гольбаху, все тела состоят из атомов как неделимых и неизменных элементов. Однако атомы он характеризовал теми же свойствами, что и материалисты XVII века, непроницаемостью, протяженностью, тяжестью, фигурой, движением. Понятие материи им отождествлялось с понятием вещества. Вместе с тем, Гольбах вплотную подошел к философскому определению понятия материи. Он склонялся к мысли о том, что сознание свойственно только определенным образом организованной материи.

По мнению Гольбаха, религия - химера, порождение невежества, страха и обмана. Здравый смысл, поборником которого был Гольбах, протестует против неразумности и нелепостей религиозных догматов. Определяющим фактором социальной жизни, по Гольбаху, является мнение. Просвещение масс и деятельность законодателей открывают путь к царству разума. Наилучшим способом правления Гольбах считал конституционную монархию.

Дени Дидро (1713-1784) родился в семье ремесленника, закончил Сорбонну, получив степень магистра искусств. Много работал - занимался переводами, написанием статей и философских работ, составлял проекты реформ. В 1773 г. был приглашен в Россию Екатериной II, замышлявшей социально-политические реформы. После общения с ней Дидро пришел к выводу, что "русская императрица, несомненно, является деспотом". Ему было присвоено звание почетного члена Петербургской академии наук и Академии художеств.

Наиболее значительным вкладом Дидро в мировую культуру было создание знаменитой "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел". По своему содержанию и, главное, по стилю изложения это был смелый, и даже дерзкий вызов рутинному догматическому сознанию эпохи.

В своих работах "Философские принципы материи и движения", "Мысли об объяснении природы", "Письма слепых в назидание зрячим" подчеркивал, что все существующее материально. Мир беспрерывно зарождается и умирает, никогда не было и не будет другого мира.

Несмотря на свою просвещенность, Дидро был верующим человеком. Однако придерживался деистических взглядов, отвергая как атеизм, так и теизм. В частности, он боролся против христианства, в котором изобличал суеверия, невежество, нетерпимость и догматизм. Самое большое негодование вызывает у Дидро религиозный фанатизм, порожденный не только невежеством, но и извращенным представлением о Боге.

 

Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) - родился в Париже в семье придворного врача. Получил хорошее образование, закончив юридический факультет Каннского университета. Он попытался решить вопрос о взаимодействии социальной среды и личности. Идея зависимости человека, всего его духовного облика от внешней среды приобретает у Гельвеция характер общеметодологической значимости и пронизывает все его взгляды. Он считал, что люди не рождаются, а становятся такими, кто они есть. Под средой Гельвеций понимал не климат и почву, как Монтескье, а совокупность предметов и явлений, способных влиять на человека, вызывать в нем приятные или неприятные ощущения и соответственно этому определять сознание человека, его политические убеждения, моральные представления, эстетические вкусы. К факторам, образующим социальную среду, он относил и форму государственного правления, и прочитанные книги, и бесконечное множество других событий, причину и сцепление которых человек не может указать вследствие незнания их. Самые главные факторы внешней среды, по мнению Гельвеция, форма государственного правления и действующие государственные законы.

Всякий человек, подчеркивал Гельвеций, стремится к лучшей жизни. И главной движущей силой в этом стремлении является личный интерес, которым человек руководствуется в жизни. Общество, по Гельвецию, вырабатывает критерии общественно полезного, добродетельного, хорошего, правильного. Все это происходит в силу того, что ум человека содержит в себе огромное число всевозможных идей, которые можно подразделить на соответствующие общественные ценности. Гельвеций считал, что для отдельного человека, так же как и для всего общества, хорошим является все то, что ведет к пользе, удовольствию и, следовательно, к максимально возможному общему благу. Такой способ восприятия называется утилитаризмом. Утилитаризм - это философия полезности, ибо, по Гельвецию, только польза является единственной и подлинной целью жизни человека.

Французские материалисты развивали сенсуалистическую теорию познания. Духовную деятельность (воображение, желания, мышление) они выводили из ощущений, считая, что опытное по своему источнику знание имеет целью не отвлеченное постижение истины, а достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека.

Если Декарт называл машинами лишь животных, то Ламетри распространяет механистические воззрения и на человека. Люди определяются им как перпендикулярно ползающие машины, просвещенные машины, искусный часовой механизм. Человеческое тело для него - самостоятельно заводящаяся машина, живое олицетворение беспрерывного движения.

В своем учении о человеке и обществе французские материалисты в значительной мере находились на натуралистических и идеалистических позициях. В то же время они выступали против идеалистически-теологического понимания истории, доказывая, что ее движущей силой является человеческий разум, прогресс просвещения. Одновременно они отстаивали детерминизм, т.е. учение о причинной обусловленности всех человеческих действий. По мнению французских материалистов, не существует такого образа правления, который вполне удовлетворял бы требованиям разума: чрезмерная власть ведет к деспотизму, чрезмерная свобода - к своеволию. Средство от недостатков всех существующих способов правления они видели не в революции, а в просвещении.

Огромное значение Просвещения в истории западноевропейского общества состояло в том, что оно поставило ряд вопросов, в которых приобрели конкретизацию основные мировоззренческие проблемы философии Нового времени: об овладении стихийными силами природы, о разумном преобразовании общества, об устранении конфликта между личностью и обществом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 5019; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.223 (0.01 с.)