Социальная сфера бытия общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная сфера бытия общества.



Социальная сфера жизни общества - это область возникновения и функционирования отношений между различными общностями людей. Материальную сторону социума как общественного бытия составляют также классовые, профессиональные, этно- национальные, интернациональные, региональные, демографические, расовые, семейные и другие общности. Все эти общности вместе с многообразием взаимосвязей между ними представляют собой социальную структуру общества. Ее генезис обусловлен типом социально-экономических отношений.

Так, в первобытном обществе, например, где господствовала коллективная собственность, преобладают родоплеменные отношения, неразрывно связанные с трудовыми и семейными отношениями. В рабовладельческой системе вместе с разделением труда, товарным производством и частной собственностью появляются классы (большие группы людей, которые существенно отличаются друг от друга по месту и роли в системе производственных отношений, по получаемому доходу, образу жизни, по политическим и другим интересам и по особенностям общественного сознания), профессиональные коллективы, такая этническая общность, как народность. В феодальном обществе под воздействием коренных изменений экономических отношений формируется новая классово-групповая система: феодалы, крестьяне, социально-юридические сословия, монашеские и рыцарские ордена, ремесленные цехи и др.

В эпоху индустриального общества капиталистической ориентации возникает классическое деление общества на такие социальные группы, как буржуазия, наемные рабочие и интеллигенция. Применительно к постиндустриальному обществу - обществу, называемому информационным, эта схема нуждается в корректировке. Дело в том, что глубокие трансформации в экономической и социальной структурах общества, повышение удельного веса высоких технологий и умственной деятельности, сферы услуг, а также фактора власти придали больший динамизм развитию социальной структуры, дифференциации и одновременно интеграции ее составляющих. В информационном обществе интенсивно формируется новый правящий класс - высшие чиновники и крупные бизнесмены, класс производственных и непроизводственных работников (люди наемного труда, не имеющие собственности, низшие служащие в сфере услуг). Все большее значение приобретает так называемый средний класс, занимающий промежуточное положение между двумя названными классами (мелкие предприниматели, интеллигенция, работающая по найму и др.)

Индустриальное общество, интеграция экономической жизни и образование мирового рынка обусловили рождение наций. Нации (лат. nation - племя, народ) сложились на основе общности происхождения, языка, территории, экономических связей, культуры и психологии. На Земле живут сотни наций, и каждая из них уникальна.

Возникшие в индустриальном обществе тенденции в развитии наций "ломка" национальных границ, консолидация наций и стремление наций к независимости, суверенитету, образование национальных государств) не только продолжают проявлять себя в настоящее время, но и усиливаются, приобретая свою специфику. В современных государственных образованиях, особенно в странах "третьего мира", растет влияние национальной буржуазии и коррумпированных групп. Все более характерными становятся проявления национализма.

Национализм (утверждение национального превосходства и избранности) нередко внедряется в общественное сознание преднамеренно, с целью отвлечь общество от кризисных явлений, перенести недовольство людей антинародными режимами на иной объект.

Национализм и его крайние проявления - ксенофобия (греч. xenos - чужой и фобия - навязчивый страх перед незнакомыми лицами) и шовинизм - подчас выступают в союзе с расизмом (дискриминацией людей по морфологическим и физическим признакам). Однако ученые-антропологи утверждают, что все существующие на Земле расы биологически равноценны. Неравномерность в их развитии, как уже отмечалось, обусловлена, прежде всего, такими социальными причинами, как сегрегация (отделение цветного населения от белых), апартеид (лишение гражданских прав негритянского населения) и т. д.

Одним из древнейших видов социальной общности является семья. Семья - это общность, основанная на отношениях между супругами с целью продолжения человеческого рода, социализации подрастающего поколения, ведения общего хозяйства и духовного общения. Именно в семье ребенок учится ходить и говорить, усваивает стандарты поведения и нравственные нормы. Национальное входит в человека через семью. И в этом смысле семья является своеобразным "атомом" нации.

Тип семьи детерминируется характером конкретных экономических отношений, и уровнем культуры того или иного общества. В настоящее время наибольшее распространение получили традиционная семья, в которой представлены оба супруга (муж, жена и дети), а также неполная семья (один из супругов и дети). Хочется надеяться, что будущее - за полной семьей, основанной на равенстве супругов, их физической и духовной близости.

 

 

Основной вопрос философии

Универсальной проблемой философского мировоззрения является проблема взаимоотношения «мир - человек». Философы издавна стремились выделить в этой универсальной проблеме главный, так называемый основной вопрос философии. Так, для Н.А. Бердяева основной является проблема свободы человека, его сущность, природа и предназначение. А. Камю, сосредоточивая внимание на проблеме человеческой сущности, считает основным вопрос о смысле жизни. В марксистской философии

центральная мировоззренческая проблема конкретизируется в вопросе: как относится мышление к бытию, сознание к материи, идеальное к материальному. В вопросе о соотношении материи и сознания, фиксируется их онтологическое и гносеологическое соотношение, т.е.различают две стороны:

1. Что является первичным — материя или сознание, какой тип реальности является определяющим и порождает другой, лежит в основе мира. Решение вопроса приводит к оформлениютаких философских направлений, как материализм и идеализм.

Классическое определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Шлегелем (1772—1829). «Материализм, — писал он, — все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю».

Материализм (лат. materialis - вещественный) - философское направление усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия материальное начало, материю. С точки зрения материализма, материя первична, а сознание производно от нее.

 

Идеализм (фр. idealisme от rp. idea - идея) - термин, введенный в 18 в. для интегрального обозначения философских концепций, утверждающих, что развитие мира определяется духовным началом.В концептуальной форме позицию И. впервые выразил Платон. Первое употребление термина - в 1702 Лейбницем при оценке философии Платона (в сравнении с философией Эпикура как материализмом).

Идеализм существует в двух формах:

- объективный идеализм провозглашает независимость идеи, бога, духа — вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Гегель).

- субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

2. Можно ли адекватно познать окружающую человека действительность, объективные законы ее существования и функционирования. Позиции мыслителей по поводу границ познания можно определить следующим образом:

- когнитивный оптимизм, представители которого абсолютно уверены в возможности познания мира,

- скептицизм, в рамках которого выражается сомнение в познании мира

- агностицизм, (от греч. – недоступный познанию) отрицающий познание мира.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.006 с.)