Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новое развитие направлений современной западной философии: позитивизм и его этапы, прагматизм, экзистенциализм, структурализм, модернизм, постмодернизм.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Позитивизм как философское направление
Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что подлинное «положительное» знание может быть получено лишь как результат конкретных наук (естественных, технических), а философия не может быть наукой, не может исследовать реальность и является псевдо наукой. Позитивизм проходит ряд этапов, в которых видны его качественное развитие и особенности подходов к основополагающей идее - видеть систему научного знания как достоверно выстроенный мир знаний, опирающейся на свои собственные ресурсы обоснованности надежности научного знания. Позитивизм вызван рядом причин. К характерным факторам относятся: революция в области естественных наук на рубеже Х1Х и ХХ столетий (открытие радиоактивности, электрона, кванта, эффекта относительности и др.); абстрагированность и отдаленность философии, заданная спецификой методологии умозрительных философских подходов, отличающихся от требований верификации (опытной проверки), свойственной естествознания. Сам позитивизм находит поддержку среди ученых естественников, в разных странах, в том числе в России.
Первый этап позитивизма. Он связан с появлением, зарождением его первой классической формы. Основателем позитивизма был французский философ О.Конт (1798 - 1857). Значительный вклад в развитие позитивизма вносят английские ученые Дж. Миль (1806 - 1873) и Г. Спенсер (1820 - 1903). Позитивизм базируется на характерных идеях и принципах. К числу известных «постулатов» позитивизма следует отнести «наука сама себе философия». Позитивисты позиционно определяются следующим образом: наука ничего не должна объяснять(на манер философии), она не отвечает на вопрос «почему», а должна отвечать на вопрос – «как», поэтому главным является вопрос о методе в науке в процессах познания, «как» добраться до истины, до искомого результата. Наука дает позитивный материал, т.е. осуществляет целый «пакет», «комплекс» познавательной деятельности» - описывает, регистрирует, проверяет факты, а не просто объясняет их. Наука, в принципе, не нуждается в какой- либо стоящей над ней философией, имеющей дело с «метафизическими» абстракциями, которые не поддаются проверке. Хотя при этом они не возражают против наличия уточняющих (методологических) общих идей вырабатываемых в философском дискурсе, ее пространстве мысли. Характерными для позитивизма является следующие оценки и позиции: объявление вне научного интереса (ненужными в науке) философские направления (материализм, идеализм, диалектику и др.); заявление, о том, что позитивизм имеет всеобъемлющее значение для понимания познания; обозначение задачи – положительная философия (позитивизм) должна состоять в верификации, систематизации конкретно-научного знания.
Второй этап позитивизма - эмпириокритицизм (махизм, эмпириомонизм). В конце Х1Х-начале ХХ века австрийский физик и философ Э.Мах и швейцарский философ Р.Авенариус, (в связи революционными открытиями в науке, которые ставили под сомнение достижения классических естественных наук) предложили субъективно - идеалистический вариант позитивизма - эмпириокритицизм (что означает - критика опыта). Критикуя Канта за его доверие данным науки без особых критических размышлений, Мах и Авенариус ставят перед собой задачу освобождения вообще науки от ненаучных высказываний, представлений (предлагая уравнять психическое и физическое, где именно психическое является способом установления и организации данных опыта и источником определения реальности объектов, ощущения – это и есть явления и объекты, абстрактные понятия не проверяются и являются лишними в науке). Есть только одни «ощущения», нет разделения на материальные, физические и психические «элементы» познания. Есть монизм, они тождественны, едины. Пуанкаре, другой представитель позитивизма, – французский физик и математик, развертывает свой конвенционализм. Подчеркивает, что геометрические аксиомы – ни математические суждения, ни факты опыта они суть конвенции. В любой науке есть многообразие конвенций, они связаны с выбором условий познания «экономии мышления». В целом позитивисты сводят задачу философии только в области теории познания; В основу своей концепции махисты положили принцип «экономии мышления», из которого вытекало, что наука должна только описывать, а не объяснять явления. «Экономно» означает убрать лишнее, обходится без лишних терминов, понятий, которые мешают поискам истины, например, понятие «материи». Махисты обосновывали условность всех наших знаний, говоря, что все наши ощущения – знаки и символы, которые удобны при описании объектов, и то что наука не отражает объективную реальность.
Третий этап позитивизма - неопозитивизм. Неопозитивизм существовал и существует как широкое интернациональное философское течение. Он зародился, объединив различных ученых, преимущественно представителей естествознания (физиков, математиков, биологов и др.) в «Венском кружке», функционирующем в 20 - 30-е гг. ХХ века в Вене под руководством М.Шлика (1882 - 1936). В неопозитивизм входит широкий круг ученых: последователи М. Шлика - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Райхенбах; представители Львовско- Варшавской школы А. Тарский, Я. Лукасевич, К. Айдукевич; английский логик, математик, философ Бертран Рассел; основатель философии лингвистического анализа австрийский философ Л. Витгенштейн; логик и методолог науки К. Поппер; «постпозитивизм», рассматривающие проблемы развития науки и логики науки Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Основной тезис неопозитивизма таков: обосновать то, что философия вообще не имеет своего самостоятельного предмета исследования. В этом варианте подразумевается, что философия - не есть наука о какой- то реальности. Материя, пространство, время, якобы существующие вне нас - это всё «физические» функции, и мир надо брать таким каким он существует в представлениях и понятиях ученых конкретного знания. Эти понятия надо рассматривать не как отражение объективной реальности, ее объектов, явлений, а как системы мыслительных конструкций, создаваемых умом ученых по определенным логическим законам. Философия – это всего лишь аналитическая деятельность по отысканию значений языковых выражений. Если «классический» позитивизм ориентировался на чувственные, психологические стороны познания, то неопозитивизм в большей степени опирается на логику. Здесь развивается целая ветвь «аналитическая философия» Б.Рассел, А.Уайхед и др. Неопозитивисты считают, что предметом философии должна быть система научных дефиниций, высказываний; задача философии сводится к их логическому анализу, иначе говоря, философия должна заниматься логическим анализом научных высказываний и понятий; неопозитивизм исключает мировоззренческую проблематику из философии и собственно онтологические основания науки из понимания предмета философии. Такие мировоззренческие и онтологические основания выражены в том, что философия не может быть учением о внешнем мире, так махисты сводят предмет философии к проблемам познания; логические позитивисты сузили предмет философии до логических оснований науки, и свели философию к анализу «языка» науки, к формальному анализу языка науки. Философия призвана лечить «язык науки», т.е. устанавливать какие проблемы, высказывания имеют смысл, и стоит ими заниматься науки, а какие являются бессмысленными и, следовательно, вненаучными, бессодержательными.
Неопозитивизм как отдельная линия позитивизма появляется на базе определенных предпосылок: появление проблем в связи с трудностями развития естествознания. Среди гносеологических причин это: проблема относительности знаний, нарастание процесса математизации и формализации наук в связи с развитием теоретических отраслей науки. В неопозитивизме рождаются свои течения это логический позитивизм и семантический (лингвистический) позитивизм. Логический позитивизм - основной вариант неопозитивизма. Главная задача философии видится в разработке принципов проверки высказываний (знаний выраженных с помощью языка) на соответствие их опыту человека. Позитивное знание – это то, которое соответствует знанию, данному непосредственно в чувствах. Для этого необходимо логически дойти до «протокольных предложений», которые бы соответствовали «атомарным фактам», т.е. тем чувственным данным, которые можно было проверить эмпириически. Логический позитивизм вводит «принцип верификации» высказываний, согласно ему - любое высказывание в науке, практике, философии подлежит опытной проверке на истинность. Эта истинность есть проверка на соответствие чувственным данным опыта, это критерий лежит в нахождении механизма установления истины, благодаря правилам и предложенным процедурам проверки. Другой семантический или лингвистический позитивизм появляется в начале 40-х гг ХХ в. Часть логических позитивистов (см. Л.Витгенштейн, М.Шлик, Р.Карнап и др.) заявила о переходе на позиции семантики (учение о значении, об отношении между знаками т.е. между словами и предложениями и тем, что они означают), с целью преодоления противоречия, связанного с изолированностью языка в логическом позитивизме от основной своей функции - функции общения, следовательно, функции передачи значения. Семантический позитивизм также неоднороден, он включает в себя академическую семантику и популярную или общую семантику. Лингвистический анализ (лингвистический позитивизм) понимает философию как аналитическую деятельность по прояснению языка, но уже не научного. А обыденного. Представители этой философии видят задачу "философа - аналитика" в исследовании фактического употребления естественного разговорного языка с тем, чтобы устранить недоразумения, возникающие вследствие его неправильного использования. Задача философии осуществлять «терапию языка», убирать полисемантизм, тождественность. Четвертый этап развития позитивизма – постпозитивизм Постпозитивизм возникает в 50-х гг. ХХ в. Вследствие внутреннего кризиса из неопозитивизма вырастает постпозитивизм. Постпозитивизм формируется как направление в рамках позитивизма, т.е. он прямо занимается проблемами научного знания, науки, но на основе критики и ревизии неопозитивизма он выделяет свой круг проблем, связанных с развитием научного знания. Родоначальниками постпозитивизма являются К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, М.Тулмин и др. К числу известных подходов, идей в нем можно выделить критический рационализм К. Поппера, концепцию парадигм Т.Куна, методологический плюрализм П. Фейерабенда. По Попперу – в науке должен работать критерий фальсификации (научным является только, что можно фальсифицировать, указать признаки ложности, ограниченности), критерий верификации в позитивизме устарел, несовершенен. Т.Кун вводит понятие «парадигмы» и через нее говорит о том, что наука развивается и имеет разные периоды. «Парадигма» означает сложившиеся нормы в науке, которые приняты и работают на определенном этапе. На смену этому этапу приходят революции в науке. П.Фейерабенд проводит идею о том, что в науке допутимо все, все методы имеют место быть, каждый дает свой результат. Даже отрицательный – это то же результат. Постпозитивизм имеет свои особенности. Здесь происходит своеобразная "реабилитация философии", возвращение к метафизике, признание ее методологической роли. То, что считается методом в науке - это сложно и комплексно детерминированный способ познания, который включает в себя историко-научный подход, методологический подход, логический подход. Научное знание - это целостное образование и оно жестко не разделяется на эмпирический и теоретический уровни, оно имеет свою историческую динамику, отсюда важным, оправданным является применение к нему исторических критериев и измерения форм развития. Теоретическое понимание науки требует учета динамической структуры научного понимания, оно предполагает учета целостных исторических моделей развития. В целом динамика, развитие научного знания признается всеми постпозитивистами (в отличии от неопозитивистов не рассматривавших проблему развития научного знания). Целью изменения и измерения роста, развития научного знания является не достижение объективной истины, а реализация одной или нескольких задач по технологии добывания знаний. Следует отметить заслуги позитивизма в целом. В нем немало сделано для анализа языка, понимания науки и путей её развития. В нем определено понимание роли и места математики и логики. В нем признается роль и значение философии для анализа общих процессов развития точного знания, которое связано с естествознанием, математикой, техническими науками. При влиянии позитивизма сама философия существенно обновляется. Наконец, на этапе развития постпозитивизма дается историко-философский целостный анализ функционирования и развития научного знания. В самом позитивизме можно увидеть две тенденции, одной стороны, это внутренне развитие - философии неопозитивизма, постпозитивизма, с другой стороны – это движение к практицизму. Эта тенденция нашла выражение в прагматизме.
Прагматизм - это сугубо американская форма развития философского направления, основанная на утилитарном (от лат. - польза, выгода) подходе к окружающему миру, людям и вещам. Создатели прагматизма: - Ч. Пирс, У. Джемс (конец Х1Х века); в наше время – это Д.Дьюи, Р. Рорти. Прагматизм формируется на своих теоретических положениях, «аксиомах». Прежде всего вся прежняя философия обвиняется в нем в отрыве от жизни, в своей абстрактности и созерцательности. В самой философии выделяется и подчеркивается статус метода, который есть инструмент решения реальных практических, четко фиксируемых проблем, которые встают перед конкретным человеком в различных жизненных ситуациях. Ч. Пирс говорит о том, что "наши убеждения фактически полностью являются правилами для действия". Все служит действию, все что дает человеку успешный выход из конкретной ситуации, объявляется истинным (пусть это знания или верования) Прагматизм обосновывает следующие свои основные идеи и положения. Познание основывается на прагматической вере. Сама же вера есть глубокая подлинная истина. Истинность задается опытом, дающим желательный результат. Истинность в нем отождествляется с полезностью. Рациональность, заключающаяся в разуме и действиях понимается как практическая целесообразность. Требования к человеку заключаются в том как наилучшим образом использовать эти общие идеи, положения. Для самой философии задача состоит в том, чтобы помочь человеку в преобразовании мира.
Экзистенциализм как философское направление. Одним из самых известных и развернутых философских поисков ХХ века выступает появление экзистенциализма. Чем заметна экзистенциальная философия Экзистенциализм (лат.-existentia) существование) - это направление, которое в основу своего анализа поставило проблему существования человека. К этому направлению, помимо экзистенциализма, относятся еще персонализм и философская антропология. Экзистенциализм имеет разные истоки. Он присутствует в учениях русских философов Н. Бердяева (1874 - 1948), Л. Шестова (1866 - 1938), появившихся в начале XX века. Но свое распространение и развитие он получает после первой мировой войны в Германии – К. Ясперс (1883 - 1969), и М. Хайдеггер (1889 - 1976), во Франции - Г. Марсель (1889-1973), Ж.П.Сартр (1905 - 1980), А. Камю (1913 - 1960). Экзистенциальная философия акцентирует внимание и разрабатывает свой ряд актуальных проблем. Их список таков: проблема существования человека и его сущности; проблема бытия человека и бытия мира; проблема человека как уникального существа; проблема бытия как бытия между жизнью и смертью; проблема отчуждения человека как проявления социального кризиса. Экзистенциализм имеет объективные причины появления. Экзистенциальная философия ХХ века выросла на исторической почве продолжающегося и сегодня социального кризиса, охватившего экономические, политические, духовно-нравственные основы человеческого бытия. Философы стремились охватить тот круг проблем, состояний, настроений человека, оказавшихся в эпицентре разных кризисных процессов. Наиболее крупные из этих философов резко критиковали реакционные режимы, были защитниками демократии, прав и свобод личности. Но вместе с тем отчуждение человека и общества в современном мире не исчезло, а усилилось и как его преодолеть, - на этот вопрос экзистенциалисты не дают ответа. Проблема сущности и существования. Одна из важнейших проблем, которую поднимают и исследуют экзистенциалисты - существование человека и его сущность. Человек делает самого себя, он обретает свою сущность (в самом процессе жизни, в ее реальных обстоятельствах). Таким образом уже существуя, человек «занимается самостроительством», существование определяет сущность, оно «выше сущности», в этом состоит важнейший принцип экзистенциализма, из которого вытекают важные следствия. Следствия из принципа существования человека указывают на следущее: нет неизменной человеческой природы (жизнь человека – это процесс); только сам индивид может осуществить свое превращение в человека (все зависит от самого человека); любой индивид несет ответственность за себя (человек не может переложить ответственность за свой выбор, поступки) Экзистенциалисты утверждают идею индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним самим и с другими людьми в контексте диалектики одно-посредством-другого (взаимоубусловленности): тогда взаимообусловлены отношения - свобода требует ответственности и, наоборот, ответственен так как есть свобода выбора. Сам человек обладает свободой, на которую он обречен. Но человек с одной стороны свободен, а с другой стороны - ответственен.
Проблема соотношения бытия человека и бытия мира. Эта проблема важна тем, что признавая существование мира, при этом необходимо видеть и понимать его ценность его. Но человеку приходится начинать оценивать мир с анализа собственного бытия, так как мир дан и задан для человека как существующий, благодаря бытию самого человека. Поэтому исходя из этого, человек оценивает сложность этого мира, его взаимодействие с ним (через свои дела, действия, цели, потребности), через это ранжирует и придает всему смыслы, значения при взаимодействии с миром. Проблема уникальности человека. Такая проблема, проблема уникальности человеческого существования вытекает из того, что каждый человек неповторим, своеобразен в своем бытии. Испанский философ Х. Ортега- и- Гассет достаточно хорошо фиксирует и подчеркивает ее: "Каждый человек имеет миссию истины ….. где находится мой глаз, не находится другой, то, что видит в реальности мой глаз, не видит другой. Мы незаменимы, мы неповторимы". Но в решении данного вопроса важно не только указать на уникальность, но понять как человек может реализовать эту неповторимость, опираться на нее. Проблема осмысления своего существования философии. По самой сути человек - экзистенциальное существо, он способен чувствовать и понимать себя, существуя во взаимозависимости со всем окружающим, с окружающим миром. Но этот окружающий мир достаточно часто демонстрирует черты враждебности. Тогда в человеке окружающий мир порождает чувства тревоги, страха. И сталкиваясь именно с этим, с этим миром, с этими ситуациями, человек строит самого себя и собственные смыслы и ориентации. Человеку приходится жить в состоянии противостояния, проходить через пограничные состояния, обретая самого себя. Проблема жизни и смерти. Это одна из важнейших проблем. Каждый человек приобретает опыт, переживал смерть близких, всякого человека обязательно посещают мысли о смерти. У человека возникают разные взгляды на проживаемое. Жизнь либо наполнена смыслом, либо может утратить для него смысл. Для человека значимо достойно жить и значимо понимать свою финальность. И тому и другому учит сама жизнь (она постоянный учитель). Проблема актуальна в силу индивидуальной и планетарной ситуации, так как возможны и гибель человека, и планеты. Сегодня, когда мир во многом нестабилен, в нем достаточно опасностей, сложилась качественно новая ситуация, пограничная между жизнью и смертью человека. Поэтому важно с позиций философского видения найти рецепты выживания, которые наверняка связаны с цивилизационными программами. Важно уйти человечеству от опасных, разрушительных программ, моделей развития цивилизации. Проблема отчуждения. Данная проблема - это проблема отчуждения человека от общества, нарастание «чуждости общества» в отношении человека, актуализирующего в человеке феномен, реакцию отчуждения. Отчуждение - это особый характер взаимодействия человека и общества, где проявляются противоречия, конфликты, отторжение человека от общества. Эту проблему поднимает еще К.Маркс, рассматривая эти обостренные взаимодействия в условиях капиталистического общества XIX века. Философы-экзистенциалисты отмечают, что отчуждение является атрибутом жизни человека в обществе. Задачи философии помочь человеку найти смысл жизни в разных сложных жизненных ситуациях. Так, К.Ясперс говорит о том, что современный мир породил и порождает ситуации, опасности, которых ранее не было. В современную эпоху важно донести до людей, государственных структур, деятелей необходимость нахождения и обращения к таким возможностям человеческого бытия, чтобы через бытие человека в обществе можно было «уходить» человеку от охватившего его отчаяния.
Течения в экзистенциализме. Можно говорить о вариативах в направлениях, в том числе и близких к экзистенциализму. Помимо классического экзистенциализма в это направление входят также персонализм и философская антропология, которые по своим взглядам весьма близки к экзистенциализму. Персонализм (от лат. рersona - личность) - это философское направление, указывающее на приоритет личности как первичной творческой реальности, высшей духовной ценности, при этом сам мир является проявлением творческой активности верховной личности - бога. Персонализм в личности выделяет как ведущий фактор свободы воли. Личность – это доминанта, она определяет социальное развитие, при этом она опирается на нравственные начала воли. Среди известных представителей этого направления есть М.Мунье, Э.Жильсон. и др. Философская антропология - это особое философское течение, возникшее в 20-х гг. ХХ века в Западной Европе. Философы этого течения М.Шелер, Г.Гелен и др. Главным выступает то, что здесь философы пытались соединить конкретно-научное изучение различных сфер человеческого бытия с возможностями целостного философского анализа. Философская антропология расширила понимание аспектов человеческой природы. Религиозное направление. Религиозная философия одно из направлений в западной философии ХХ века. Оно имеет свои направления, например, неотомизм, связанный с каталицизмом. Ее место обуславливается сегодня существованием соответствующих религией и связанных с ней религиозных организаций и объединений. Всякая религия несет в себе теоретические позиции и имеет своих теоретиков. В числе известных религиозных философов можно назвать разных представителей: Н.Бердяев, П.Флоренский, С.Булгаков, С. Франк – отечественные философы; Ж. Маритен, Э. Жильсон, Г. Марсель, Тейяр де Шарден - католические философы. Все они профессиональные ученые и публицисты. Они не во всем ортодоксальны. Они философски исследовали проблему человека. При этом важным условием является принятие Бога и важных религиозных положений. Религиозной философия ставит ряд своих проблем. Проблема доказательства существования бога (это традиционно проходит через толкование религиозных текстов, фактов, взаимосвязь концептов науки и религии, укоренение религии в ХХ в и др.). Проблема человека (включает в себя понимание строительства общества и человека через силу духовного, морального в обществе и человеке). Проблема добра и зла (здесь человеку в качестве исходных даны нравственные категории добро и зло, как видеть, в чем видеть проблему зла и его увеличение – это нарастание греховности человечества, наличие зла имеет причину в безответственном использовании человеком, дарованной ему свободы, исправиться выйти на путь добра – это морально-осмысленное употребление своей свободы, так за зло человеку, человечеству предстоит отвечать). С начала 60-х гг. ХХ века религиозная философия (неотомизм и др.) приобрести черты научной формы, как социальное учение - всё более политизируется. В нём появляются целые направления: "теология революции", "теология культуры", "теология мира", "теология бедности и празднеств".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.14 (0.014 с.) |