Этапы развития знания о природе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития знания о природе.



Реферат

по дисциплине ИМЭ

на тему: «Особенности экологического знания и познания в исторические эпохи».

 

 

Г. Оренбург, 2008


Содержание

Понятийный аппарат

Введение

1. Связь научного познания с экологическим сознанием общества.

1.1. Этапы развития знания о природе…..5

1.2.Философия и глобальные проблемы………..5

1.3 Характеристика экологического сознания….9

2 Особенности антропоцентрического экологического познания различных эпох:

2.1 в архаическую эпоху………………………….10

2.2 в эпоху античности……………………………13

2.3 в средние века…………………………………16

2.4 в Новое время………………………….............18

3. Особенности экоцентрического экологического сознания различных эпох:

3.1 Новое экологическое сознание………………18

3.2. Инвайронментализм………………………….19

3.3 Русский космизм………………………………20

Заключение

Список использованной литературы

ПриложениеА: таблица «Великие учёные и их вклад в развитие экологии»………………………… 22

Приложение Б: тесты.................... 25


Понятийный аппарат

Экология – наука изучающая закономерности взаимоотношений живых объектов как между собой, так и с окружающей природной средой.

Антропоцентризм – мировоззрение, основанное преимущественно на христианской доктрине, в соответствии с которым человек трактуется как высшая цель мироздания.

Мировоззрение – сумма знаний, отношений, переживаний, убеждений и ценностей личности.

Знание – результат познания

Сознание – высший уровень отражения объективной реальности в виде образов и понятий.

Экологическое сознание - система представлений исходящих из коэволюции человека и биосферы.

Познание – усвоение содержания испытанного, переживаемого, с целью нахождения истины.

Самопознан ие – процесс выделения человеком себя из объективного мира.

Наука – это одна из систем общего сознания ориентированное на получении систематических знаний об объективной реальности включая деятельность по выработки нового знания.

Имитация – способность подражать природным явлениям.

Биосфера – «область существования живого вещества» (В.И Вернадский.); оболочка Земли, включающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу, и верхнюю часть литосферы, в которой совокупная деятельность живых организмов, в том числе и человека, проявляется как биогеохимический фактор планетарного масштаба.

Биоценоз – совокупность популяций живых организмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство.

Вид – группа фактически скрещивающихся между собой популяций, которые репродуктивно изолированы от других живых организмов.

Русский космизм – концепция русских мыслителей, рассматривающих активную роль человека как фактор «оразумления» (гармонизации) его взаимоотношений с биосферой и космосом.

Местообитание – физическое пространство, занимаемое организмом.

Среда обитания – природные и социокультурные условия существования человека и социума.

Человек – высшая форма живых организмов на Земле, субъект и объект социокультурного развития цивилизации


Введение

На протяжении всей истории люди неуклонно развивали и совершенствовали свои преобразующие способности, каждый раз увеличивая возможности использовать в своих целях природную среду и, тем самым, изменяя и характер своих взаимоотношений с природой. Задача гармонизации взаимоотношений человека и природы относится к тем еще далеким этапам развития взаимодействия человека с природой, когда в противовес нынешнему глубокому конфликту с природой будет создана реальная основа для единства человека с природой.

Человечество стоит перед выбором, результатом которого является разрешение вопроса о его собственном выживании и о дальнейшем развитии.
Из самых строгих расчетов мы сегодня уже знаем, что никакие безотходные технологии и другие природоохранные действия при всей их абсолютной и жизненной необходимости сами по себе не способны решить проблему спасительного взаимоотношения Человека и Природы. Нужно, вероятно, гораздо большее. При нынешней несбалансированности производства и потребления с естественными циклами биосферы подобные меры помогут лишь выиграть некоторое время для более радикальной перестройки всей системы в целом, и наибольшей мере - человеческого сознания.
Итак, путь назван: это перестройка прежде всего человеческого сознания по отношению к природе, разработка принципиально новых оснований взаимодействия Человека и Природы, принципиально иной путь развития цивилизации.
Все имеющиеся сегодня научные данные в области истории, археологии, географии, этнографии и других дисциплин подтверждают, что антропогенное воздействие на природу, несомненно, нарастало пропорционально количественному и качественному росту человечества, и, отражало, в конечном счете, основные этапы человеческого развития.

Каждому из этих этапов были присущи свои специфические формы отношений человека с окружающей средой, сопровождающиеся различным отражением природы в его сознании.

.


 

 

1. Связь научного познания с экологическим сознанием общества.

 

Особенности научного познания

1) В процессе деятельности обнаруживаются объективные законы реальности.

2) Достижение объективной истины

3) Результат направлен на измерение окружающего мира, т.е направлен на практику.

4) Знания фиксируются в системе понятий, теорий, гипотез, т.е специфического научного языка.

5) Применяются особые материальные средства (приборы, инструменты, оборудования) и идеальные методы (логика, диалектика)

6) Доказательность научного познания (достоверность полученных выводов).


Характеристика экологического сознания.

Со времен немецкой классической философии в научной среде стало уже аксиомой представление о том, что любое явление в его теперешнем виде может быть адекватно понято только через диалектику его развития: как оно возникло, какие этапы проходило в процессе своей эволюции, чем были обусловлены те или иные его изменения и т.д. Поэтому, чтобы понять сущность современного общественного экологического сознания, являющегося "психологической базой" экологического кризиса, необходимо рассмотреть его развитие в процессе социогенеза.

Сознание как и речь, могли возникнуть только в рамках коллективной трудовой деятельности людей. Сознание первоначально возникает как способ выявления и фиксации объективных, повторяющихся устойчивых свойств вещей, используемых в трудовом процессе. Сознание возникает там, где существуют социальные связи между людьми, основанные на трудовой деятельности. С самого начала своего появления сознание было ориентировано на познание и понимание мира, в ходе которого вырабатываются конкретные виды и формы знания. Сознание включает в свой состав: эмоционально – волевое отношение к окружающему миру, в котором, с одной стороны, выражается оценка человеком и обществом существующей действительности, а с другой – вся целеполагающая деятельность, ориентированная на предвидение будущего.

Экологическое сознание - система представлений исходящих из коэволюции человека и биосферы.

 

Особенности экологического сознания

1) Психологическая "противопоставленность, включенность". Человек мыслится как стоящий вне и над природой или же как составная часть Природы.

2) "Объектное субъектное" восприятие природы. Человек воспринимает природу как лишенный всякой самоценки объект воздействия или же как равноправный субъект взаимодействия.

3) "Прагматический непрагматический" характер взаимодействия. Взаимодействие с природой служит для удовлетворения только прагматических (пищевых, технологических и т.п.) потребностей человека, когда она воспринимается лишь как материальная ценность, или также для удовлетворения его непрагматических, духовных потребностей, когда такое взаимодействие становится самоценным.

Существуют два тида экологического сознания по мнению В.И. Ясвина,

Специфические структуры экологического познания.

I. Представления (образы и понятия)

II. Отношения (поступки)

III. Стратегия поведения в природе

IV. Технология взаимодействия с природой.(безотходные- экотехнологии


Английский консервационизм

Консервационистское крыло инвайронментального движения (Пауэлл, Пиншо, Фернау и др.), можно считать первым этапом альтернативной экоцентрической тенденции в развитии общественного экологического сознания. Консервационисты провозгласили лозунг: "Максимум природных благ для большего числа людей на более длительный период". Они призывали к необходимости реорганизации социальных институтов, чтобы можно было обеспечить рациональное природопользование и справедливое распределение природных ресурсов.

Тем не менее экологическое сознание, базирующееся на идеях консервационизма, не претерпевает каких-либо качественных изменений по сравнению с предыдущей эпохой: человек по-прежнему противопоставлен природе, воспринимает ее как объект, во взаимодействии с природой продолжает доминировать прагматизм. Но консервационизм принципиально изменил вектор развития экологического сознания: прагматизм сменяется "дальним прагматизмом", утверждается необходимость консервации природных ресурсов для будущих поколений.

Приложение А

Таблица №**: «Великие ученые и их вклад в развитие экологии»

Ученые Хронология Вклад в развитие экологии Основные работы
1. Карл Линней (1707-1778) В первой половине 18 века создал таксонометрическую систему животных и растений. Создатель современной системы растительного мира Система природы, 1735; Философия ботаники, 1751
2. Ж.Л.Бюффон (1707-1788) В своей «Естественной истории» писал о влиянии климата на животные организмы. Естественная история. Т.1- 36, 1749 - 1788
3. Ж. Б. Ламарк (1744 - 1829) обращал внимание на роль внешних условий в эволюции животных и растений. Ввел в научный оборот термин «биология». Гидрология, или Исследования о влиянии вод на повнрхность земного шара, о причинах существования морского бассейна, о его перемещении и последовательном передвижении по различным пунктам земной поверхности и, об изменениях природы и состояния этой поверхности, производимых живыми телами, 1802.
4. Альфонс де- Кандоль (1806-1895) в своей «Ботанической географии» описывал влияние абиотических факторов на растительные организмы.       - - - - - - - - - - - - - - - - -
5. А.Т. Болотов (1738 –1833) разработал классификацию местообитаний растений     - - - - - - - - - - - - - - - - - -
6. А.Гумбольдт (1769 - 1859) Ввел ряд научных понятий, которые и сегодня используются экологами. Один из основателей современной географии как науки. В 1807 году издал книгу «Идеи географии растений». Картины природы, 1808; Космос.Т.1 – 5, 1845 – 1859.
7. К.Ф Рулье (1814 - 1858) Четко сформулировал мысль о том, что развитие органического мира обусловлено воздействием изменяющейся внешней среды. Выявил причинную связь между эволюцией живых форм и изменениями среды их обитания.  
8. Ч. Дарвин (1809 - 1882) Основоположник эволюционной теории, в соответствии с которой развитие биологических видов, в том числе и человека, осуществляется в процессе естественного отбора. Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь, 1859; Происхождение человека и половой отбор, 1871
9. Геккель Э. (1834 - 1919) Впервые использовал термин «экология» для обозначения новой биологической дисциплины, как «общей науки об отношениях организмов с окружающей средой». Общая морфология организмов, 1866; Мировые загадки, 1899.
10. В. В. Докучаев (1846 - 1903) Основатель учения о почве как естественно – историческом теле, обладающем свойствами как живой, так и неживой природы. Русский чернозём, 1883; Наши степи прежде и теперь, 1892.
11. В.Н. Сукачёв (1880 - 1967) Ботаник, один из основателей биогеоценологии, создатель отечественной школы геоботаников.  
12. В.И. Вернадский (1863 - 1945) Основоположник современных представлений о взаимоотношениях между человеком и биосферой. Основы кристаллографии, 1904; Биосфера, 1926; Биогеохимические очерки, 1940; Несколько слов о ноосфере,1944; Химическое строение биосферы Земли и её окружения, 1965; Размышления натуралиста.

Приложение Б

Тесты по дисциплине «ИМЭ».

Заключение

Таким образом, экологическое сознание в исторической ретроспективе определило направление трансформации человеком окружающей среды, и господство антропоцентрического сознания неизменно привело к разрушительным процессам для природы. Экоцентрический тип экологического сознания способствует выживанию человека как вида и достижению высокого уровня материальной и духовной культуры. Но само биологическое существование человека поставлено под угрозу. В данной работе мы рассмотрели основы экологического познания в различные эпохи. Из них узнали чем различается каждая эпоха от предыдущей. Исходной точкой исторического развития отношений человека с миром природы является архаическая эпоха. Особенности экологического сознания в это время могут быть реконструированы через анализ существовавшей системы мифов, которая представляет собой сложившуюся у первобытного человека картину мира. В эпоху античности, складывается система представлений о богах как творцах природы. Для средневекового сознания, господствовавшего в Европе почти тысячу лет вплоть до XY в., идеологическим стержнем которого было христианство, характерна жестко иерархизированная картина мира, вся поставленная под знак Бога. В настоящее время назрела активная необходимость изменения экологического сознания человека, признание им права на существование природы во всей её самоценности, и сознательному и свободному ограничению человеком своего вмешательства в жизнь природных сообществ.


Список использованной литературы

1. Лось В.А Экология. М., 2006г. [печатный ресурс] с.273 – 276.

2. Взаимодействие общества и природы. Сборник статей / Под ред. Е.Т. Фадеева. М.,1996г.[электронный ресурс].

3. Горелов А.А Человек – гармония – природа. М., 1990г.[электронный ресурс].

4. Марков Ю.Г. Социальная экология. [электронный ресурс].

5. Акимова Т.А, Хаскин Т.В. Экология. М., 2000г. [электронный ресурс ].

6. Рузавин Г.И. Концепция современного естествознания. М., 2004г [электронный ресурс].

 

Реферат

по дисциплине ИМЭ

на тему: «Особенности экологического знания и познания в исторические эпохи».

 

 

Г. Оренбург, 2008


Содержание

Понятийный аппарат

Введение

1. Связь научного познания с экологическим сознанием общества.

1.1. Этапы развития знания о природе…..5

1.2.Философия и глобальные проблемы………..5

1.3 Характеристика экологического сознания….9

2 Особенности антропоцентрического экологического познания различных эпох:

2.1 в архаическую эпоху………………………….10

2.2 в эпоху античности……………………………13

2.3 в средние века…………………………………16

2.4 в Новое время………………………….............18

3. Особенности экоцентрического экологического сознания различных эпох:

3.1 Новое экологическое сознание………………18

3.2. Инвайронментализм………………………….19

3.3 Русский космизм………………………………20

Заключение

Список использованной литературы

ПриложениеА: таблица «Великие учёные и их вклад в развитие экологии»………………………… 22

Приложение Б: тесты.................... 25


Понятийный аппарат

Экология – наука изучающая закономерности взаимоотношений живых объектов как между собой, так и с окружающей природной средой.

Антропоцентризм – мировоззрение, основанное преимущественно на христианской доктрине, в соответствии с которым человек трактуется как высшая цель мироздания.

Мировоззрение – сумма знаний, отношений, переживаний, убеждений и ценностей личности.

Знание – результат познания

Сознание – высший уровень отражения объективной реальности в виде образов и понятий.

Экологическое сознание - система представлений исходящих из коэволюции человека и биосферы.

Познание – усвоение содержания испытанного, переживаемого, с целью нахождения истины.

Самопознан ие – процесс выделения человеком себя из объективного мира.

Наука – это одна из систем общего сознания ориентированное на получении систематических знаний об объективной реальности включая деятельность по выработки нового знания.

Имитация – способность подражать природным явлениям.

Биосфера – «область существования живого вещества» (В.И Вернадский.); оболочка Земли, включающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу, и верхнюю часть литосферы, в которой совокупная деятельность живых организмов, в том числе и человека, проявляется как биогеохимический фактор планетарного масштаба.

Биоценоз – совокупность популяций живых организмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство.

Вид – группа фактически скрещивающихся между собой популяций, которые репродуктивно изолированы от других живых организмов.

Русский космизм – концепция русских мыслителей, рассматривающих активную роль человека как фактор «оразумления» (гармонизации) его взаимоотношений с биосферой и космосом.

Местообитание – физическое пространство, занимаемое организмом.

Среда обитания – природные и социокультурные условия существования человека и социума.

Человек – высшая форма живых организмов на Земле, субъект и объект социокультурного развития цивилизации


Введение

На протяжении всей истории люди неуклонно развивали и совершенствовали свои преобразующие способности, каждый раз увеличивая возможности использовать в своих целях природную среду и, тем самым, изменяя и характер своих взаимоотношений с природой. Задача гармонизации взаимоотношений человека и природы относится к тем еще далеким этапам развития взаимодействия человека с природой, когда в противовес нынешнему глубокому конфликту с природой будет создана реальная основа для единства человека с природой.

Человечество стоит перед выбором, результатом которого является разрешение вопроса о его собственном выживании и о дальнейшем развитии.
Из самых строгих расчетов мы сегодня уже знаем, что никакие безотходные технологии и другие природоохранные действия при всей их абсолютной и жизненной необходимости сами по себе не способны решить проблему спасительного взаимоотношения Человека и Природы. Нужно, вероятно, гораздо большее. При нынешней несбалансированности производства и потребления с естественными циклами биосферы подобные меры помогут лишь выиграть некоторое время для более радикальной перестройки всей системы в целом, и наибольшей мере - человеческого сознания.
Итак, путь назван: это перестройка прежде всего человеческого сознания по отношению к природе, разработка принципиально новых оснований взаимодействия Человека и Природы, принципиально иной путь развития цивилизации.
Все имеющиеся сегодня научные данные в области истории, археологии, географии, этнографии и других дисциплин подтверждают, что антропогенное воздействие на природу, несомненно, нарастало пропорционально количественному и качественному росту человечества, и, отражало, в конечном счете, основные этапы человеческого развития.

Каждому из этих этапов были присущи свои специфические формы отношений человека с окружающей средой, сопровождающиеся различным отражением природы в его сознании.

.


 

 

1. Связь научного познания с экологическим сознанием общества.

 

Этапы развития знания о природе.

Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения. И на каждом этапе развития общества процесс познания осуществляется в многообразных социально-культурных формах. Это – обыденно-практическое, игровое, мифологическое, художественно-образное, религиозное, философское познание.

В период XV – XVII в. формируется научное познание мира, хотя зарождение н6ауки мы связываем с именами Аристотеля, Архимеда, Эвклида.

С течением времени и особенно в конце предыдущего столетия наблюдается изменение функций науки и в первую очередь — естествознания. Если раньше основная функция науки заклю­чалась в описании, систематизации и объяснении исследуемых объектов, сейчас наука становится неотъемлемой частью производственной деятельности человека, в результате которой современное производство - будь то выпуск сложнейшей космической техники, современных ер- и персональных компьютеров или высококачественной аудио- и

видеоаппаратуры — приобретает наукоемкий характер. Происходит сра­щивание научной и производственно-технической деятельности. Появля­ются крупные научно-производственные объединения—межотрасле­вые научно-технические комплексы «наука—техника—производст­во», в которых науке принадлежит ведущая роль. Именно в таких ком­плексах были созданы первые космические системы, первые атомные электростанции и многое другое, что принято считать наивысшими дос­тижениями науки и техники.

В недалеком прошлом естествознание считалось производительной силой. Хотя оно и не производит непосредственно материальную продук­цию, но очевидно, что в основе производства любой продукции лежат ес­тественно-научные разработки. В последнее время естественно-научные знания принято считать базовым ресурсом экономики, по своей значимо­сти превосходящим традиционные капитал, рабочую силу и материаль­ные ресурсы. При такой оценке принимают во внимание не столько ко­нечную продукцию того или иного производства, сколько естествен­но-научную информацию, на базе которой организуется и реализуется производство материальных ценностей.

Учитывая такой важнейший показатель, как объем научной информа­ции, можно сделать не только качественную, но и количественную оцен­ку временного изменения данного показателя и, таким образом, опреде­лить закономерность развития науки.

'Результаты количественного анализа показывают, что темп развития науки как в целом, так и для таких отраслей естествознания, как физика, биология и т.п., а также для математики, характеризуется приростом на­учной продукции на 5—7 % в год на протяжении последних 300 лет. При анализе учитывалось число научных статей, изобретений и т.п. Такой темп развития науки можно охарактеризовать и по-другому. За каждые 15 лет (половина средней разницы в возрасте между родителями и деть­ми) объем научной продукции возрастает в е раз (е = 2,72 — основание натурального логарифма). Это утверждение составляет сущность законо­мерности экспоненциального развития науки.

Из этой закономерности вытекают следующие выводы. За каждые 60 лет научная продукция увеличивается примерно в 50 раз. За последние 30 лет такой продукции создано приблизительно в 6,4 раза больше, чем за всю историю человечества. В этой связи к многочисленным характери­стикам XX века вполне оправданно можно добавить еще две — век зна­ний и век науки. '' ' :

Что касается развития отечественной науки, то представляют интерес следующие цифры. В 1913 г-в России было не более 12 тыс. научных ра­ботников. К 1976 г. в СССР их было около 1,2 млн., т.е. за 63 года числен­ность научных работников выросла в 100 раз. Совершенно очевидно, что в пределах рассмотренных показателей (их, конечно, нельзя считать исчерпывающими для характеристики слож­ной проблемы развития науки) экспоненциальное развитие науки не мо­жет продолжаться сравнительно долго, иначе в ближайшем будущем все население земного шара превратилось бы в научных работников. При этом следует иметь в виду, что не каждый исследователь вносит сущест­венный вклад в подлинную науку и даже в большом числе научных пуб­ликаций содержится сравнительно небольшое количество по-настояще­му ценной научной информации. Дальнейшее развитие науки будет про­должаться и в будущем, но не за счет экстенсивного роста числа научных работников и числа производимых ими научных публикаций, а за счет привлечения прогрессивных методов и технологий исследования, а также повышения качества научной работы.

Наука – деятельность людей по получению нового знания, его систематизации и проверке. Сумма разрозненных сведений не есть наука.

Естествознание, как и вся наука в целом, оказывает сильное влияние на мораль, испытывая на себе обратное воздействие. Общество не может не ограничивать научный поиск, если сам поиск или его результаты про­тиворечат нормам нравственности или сложившимся представлениям о гуманности. Вопрос, можно ли запретить постижение истины во имя спа­сения морали, ответа не имеет. Приоритет истины перед моралью иногда основывается на простом сравнении: мораль относительна и изменчива, а истина абсолютна и вечна. Однако справедливость такого довода весьма сомнительна. Во-первых, любая истина, в том числе и естественно-науч­ная, всегда относительна в силу объективных и субъективных причин. Во-вторых, не всякая истина нужна людям, о чем хорошо сказал немец­кий философ Шопенгауэр: «Вы превозносите достоверность и точность математики, но зачем мне с достоверностью знать то, что мне знать не нужно?»

Отражая мир, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах, так называемую научную картину мира (НКМ). Она разделяется на множество отраслей. По предмету выделяются - естествознание, гуманитарные и социальные науки, технические науки и математика, в каждую из которых входят свои научные дисциплины. По отношению к практике науки делятся на фундаментальные и прикладные.

Каковы специфические признаки (особенности) научного познания?

1. В обнаружении объективных законов действительности, законов познания и мышления, в ориентации на общие свойства предмета и их выражении в системе абстракций;

2. В объективности, в достижении объективной истины преимущественно рациональными средствами и методами, при участии живого созерцания;

3. В ориентации на изменение окружающего мира, на воплощение в практику;

4. В рационально-теоретическом способе ориентации, постижении человеком мира. Наука вырабатывает теоретические модели объекта и особые категории, отличные от обыденного опыта.

5. В фиксации знаний, как целостной системы понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм в естественном и искусственном (формулы, математические уравнения) языке и постоянном воспроизводстве знания;

6. В применении специфических материальных средств (приборы, инструменты, оборудование), а так же идеальных средств и методов (логика, диалектика, системный, математический, кибернетический и другие методы);

7. В доказательности, обосновании научных результатов достоверности выводов.

Кроме названных выделяются и другие критерии научности: внутренняя системность знания, формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, строгость и т.д.

Данные критерии распространяются и на социальное познание. При этом специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в ряде моментов.

1. Его предмет – “мир человека”, отношения людей, а не реальные вещи и их свойства. В этом мире тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное, цели, мотивы, страсть. Особая часть – это деятельность людей в ее многообразных формах.

2. Социальное познание неразрывно связано с ценностями. Таковы политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его принципы, мотивы поведения. Они входят в процесс социального исследования и сказываются на объективности получаемых знаний.

3. Характерной чертой социального познания является анализ единичного, индивидуального, но на основе общего и закономерного.

4. Методы такого познания – диалог, процедуры понимания, интерпретации, социальный эксперимент. В социальном эксперименте исследуемые реагируют на духовный мир исследователя, значит надо учитывать влияние самого исследователя.

5. В социальном познании критериями объективности социального знания являются.

Эти особенности возникают в связи со сложным, противоречивым характером социальных процессов и явлений, их пронизанностью ценностями, мировоззренческими компонентами, смысло-жизненными ориентациями людей. Об этом свидетельствует и то, что в социальном познании отсутствуют устойчивые парадигмы, подвижен эмпирический базис, сложна природа теоретических обобщений.

Современная наука дисциплинарно организована, она принадлежит как целое к типу сложных развивающихся систем. В каждой отрасли науки (физике, химии, биологии) обнаруживаются многообразных формы знания: факты, законы, гипотезы, теории. Все разнородные знания организуются в целостность благодаря основаниям науки. Выделяют 3 блока оснований науки:

1. Идеалы и нормы исследования;

2. Научная картина мира;

3. Философские основания;

Блок идеалов и норм включает идеалы и нормы:

Ø Доказательности и обоснования знания

Ø Объяснения и описания

Ø Построения и организации знаний

Эти идеалы и нормы отличают науку от других форм познания, и по отношению к науке конкретной эпохи выражают стиль мышления этой эпохи, и конкретизируются применительно к определенной науке.

Так например, обосновать знание в Средневековье значит раскрыть его смысл согласно Святому Писанию, а в Новое время – провести его опытную проверку.

Второй блок составляет научная картина мира. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемых на соответствующих стадиях их исторического развития. За три века развития науки сменились меха - ническая, электродинамическая (последняя четверть 19 в.) и квантоворелятивистская теории мира. Катина мира одновременно обеспечивает систематизацию знаний, функционирует как исследовательская программа. Ломка картины мира представляет собой научную революцию.

Третий блок оснований науки образуют философские идеи и принципы, которые обосновывают идеалы и нормы, картину мира и обеспечивают включение научного знания в культу

На протяжении всей истории развития общества основу образования составляли знания о природе, знания о человеке и знания об обществе. Очевидно, эти три составляющие образования взаимосвязаны: природа породила человека, а люди образуют общество. По мнению выдающегося российского историка В.О. Ключевского (1841—1911), «человеческая личность, людское общество и природа страны — вот те три основные силы, которые строят людское общежитие... Идеал исторического воспитания народа состоит в полном и стройном развитии всех элементов общежития и в таком их соотношении, при котором каждый элемент развивается и действует в меру своего нормального значения в общественном составе, не принижая себя и не угнетая других».

Длительная история развития цивилизации показывает, что далеко не всегда, а вернее, никогда названные элементы разных по форме и содержанию образовательных систем не находились в полном и стройном развитии, т.е. не составляли гармонического единства. Так, в древние времена знания о природе — естественнонаучные знания — носили описательный, умозрительный, натурфилософский характер. Основное внима­ние уделялось знаниям о человеке.

 

Древнегреческий мыслитель Сократ (ок. 470—399 до н.э.) полагал, что единственная функция знаний — это самопознание, т.е. интеллектуальный, нравственный и духовный рост человека. Его современник, древнегреческий философ Протагор (ок. 480—410 до н.э.), утверждал, что цель знаний — сделать деятельность человека более успешной и эффективной. Однако из утверждений древнегреческих философов не следует, что знания обладают полезностью, заключающейся в умении и навыках. Считалось, что приобрести умения и навыки можно только, если поступишь в обучение или накопишь собственный опыт. Вплоть до начала XVIII в. в английском языке понятие «ремесло», означающее «таинство», не только потому, что обладавший секретом того или иного ремесла давал клятву не раскрывать секретов, но и потому, что ремесло было недоступно для человека, не прошедшего обучение у мастера и не перенявшего на практике его тайн.

На Руси уже в XIV в. возникла уникальная общность вольных мастеров, известная под названием «артель». В отличие от подобного рода общностей на Западе, артель была не только и не столько коммерческим объединением мастеров узкого профиля в современном представлении, а скорее общностью единоверцев, исповедующих законы свободы и спра­ведливости. Будучи своеобразной формой общественного труда, артель определяла правила жизни, влияла на образ жизни каждого, воздавая ему по делам его и по делам его рода. Ценность личности определялась при­надлежностью к роду мастеров.

С развитием естественно-научных знаний, когда начиная с XVIII в. открываются первые фундаментальные законы природы с последующим их практическим применением, появляется понятие «технология». Оно происходит от слов «техно»— искусство, ремесло, «логия»— понятие, учение, что вместе означает организованное, систематизированное, целенаправленное знание. Для изучения технологий стали создаваться учебные заведения. Первое техническое учебное заведение — Школа мостов и до­рог — основано во Франции а 1747 г.; за ним последовали первая Школа сельского хозяйства в 1770 г. и первая Школа горного дела в 1776 г. (обе в Германии). В 1794 г. во Франции был открыт первый технический уни­верситет—Политехнический университет, а вместе с ним возникла и профессия инженера. Вскоре в систематизированную отрасль знаний была преобразована медицинская практика.

Вхождение в науку и постижение технологий в России определялось особенностями ее природы и хозяйственного быта вместе со складом ха­рактера и ума великороссов, которые, по мнению В.О.Ключевского, «мыслят и действуют, как ходят; кажется, что можно придумать кривее и извилистее великорусского проселка^ Точно змея проползла. А попро­буйте пройти прямо: только проплутаете и выйдете на ту же извилистую тропу». И вместе с тем «ни один народ в Европе не способен к такому на­пряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс». В русских летописях и сводах древней Руси описывались явления природы;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.093 с.)