Уголовное право по Статутам 1529, 1566, 1588 гг.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уголовное право по Статутам 1529, 1566, 1588 гг.



Все институты данной отрасли права во всех трёх Статутах получили довольно полное отражение и в основном его нормы содержатся в специальных разделах, например, в Статуте 1529 г. – в IX, XI-XIII разделах, в Статуте1588 г. – в X-XIV разделах, и только небольшое число норм его содержится в других разделах.

Как и другие отрасли права феодальное уголовное право ВКЛ в XVI в. содержит некоторые прогрессивные положения, отражающие своё время и в основном характерные для буржуазного права. К таким положениям относится принцип равенства всех перед законом (“иж все подданные наши, так убогие, яко и богатые,…ровно а адностайным тым писаным правом мають сужоны быти” – Статут 1529 г,.( разд.1, арт.9); принцип ответственности только по закону (врадники “не мають подданных нашых иначей судити и справовати, леч тыми писанами правы” - Статут 1529 г. (разд. VI, арт. [ 1 ]; принцип ответственности только за вину (отвечает за правонарушение “только тот, который винен” – Статут 1529 г. (разд.1, арт. 7); принцип соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения (виновные “мають быти караны и сказываны подле тяжести а легкости выступов своих” – Статут 1529 г. (разд. 1 арт.1) и др. Указанные прогрессивные принципы содержатся и в нормах последующих Статутов, т.е. они в XVI веке не были “случайными”, а стали основополагающими принципами уголовного права шестнадцатого столетия.

Ни один из Статутов не содержит четкого определения понятия преступления, но из сравнительно-правового анализа статей Статута 1588 г. можно сделать вывод, что законодатель признает преступлениемпротивоправное , виновное действие (бездействие), несущее в себе элемент общественной опасности и посягающее на общественный строй, собственность, права и интересы частных лиц. Отсутствие четкого определения понятия “преступление” обусловило и отсутствие единого термина. Даже в Статуте 1588 г. содержится большое количество слов, означающих уголовно-наказуемое действие (бездействие): выступ, вина, своволенство, неслушеньство и др. Но как бы не называлось правонарушение уголовное в XVI в. для него всегда характерна одна сущностная черта – противоправность.

Классификация преступлений ( по объекту и по степени общественной опасности) свидетельствует о продуманной и сравнительно гуманной для своего времени карательной политике. О гуманизме уголовного права и та обстоятельность, с которой законодатель разработал состав преступления для учета его элементов при определении наказания (субъект общий, специальный, одно лицо, группа лиц; все элементы субъективной стороны : вина, мотив, цель; при установлении объективной стороны принималось во внимание само действие (бездействие), последствия, причинная связь, рецидив и конкретные условия совершения правонарушения: место, способ, время и т.д.)

Гуманизм уголовного права ВКЛ в XVI в. и в том, что постоянно повышается возраст уголовной ответственности (по Статуту 1566 г. с 14 лет, а по Статуту 1588 г. с 16 лет) и устанавливается срок давности в 3 года, по истечении которого дело не могло возбуждаться в суде (Статут 1588 г. , разд. XI, арт. 52).

В Статутах публично-уголовные наказания обретают стройную систему и теоретическое обоснование. Законодатель, используя различные слова (“каранья”, “вина”, “покута” и др.), определяет наказание как зло или страдание, причиняемые преступнику с целью возмездия или устрашения. Наказание – это кара, установленная законом, за причинённое зло потерпевшему, мера государственного принуждения. Она проявляется в ограниченном либо полном лишении прав осуждённого, в причинении ему физических страданий, материальных лишениях и т.д. Диапазон наказаний по Статуту 1588 г. весьма широк: от смертной казни в различных её формах до штрафа. Вид и форма наказания зависели не только от вида преступления, но и от мельчайших обстоятельств состава преступления. Кроме того, оно зависело от социальной принадлежности потерпевшего, т.е. наказание носило ярко выраженный классовый характер. Классовый характер уголовного права проявлялся и в том, что за аналогичное правонарушение представители привилегированных сословий несли более мягкое наказание, чем простые люди. Так, за убийство шляхтича взыскивался штраф в размере 100 коп грошей, и виновный присуждался к смертной казни (разд. X, арт. 27),а за крестьянина – 25 коп грошей и смертная казнь (разд. XII, арт. 2 Статута 1588 г.).

Оценивая уголовное право ВКЛ в XVI в., в целом можно сказать, что оно содержит как прогрессивные положения, многие из которых опережали своё время, так и негативные черты, свойственные любому феодальному праву (публичность осуществления наказания, жестокость некоторых форм смертной казни: четвертование, сожжение и др., наличее телесных наказаний, объявление виновного вне закона и изгнание за пределы государства и др.).

Нормы Статута – это яркое подтверждение проявления закона диалектики – единство и борьба противоположностей, ибо в ВКЛ в XVI в. господствовал ещё феодализм, но в недрах его уже формировались новые общественные отношения – буржуазные. И это переломное время, в котором находилось феодальное общество, и отразилось в Своде законов ВКЛ, каким являются Статуты 1529, 1566, 1588 годов.

 


Основные изменения в государстве и праве Беларуси
в составе Речи Посполитой (XVII- вторая половина XVIII вв.)

 

 
 
Важнейшие события, оказавшие больное влияние на государство и право Беларуси.

 


- война Польши и Украины 1648-1654 гг.

- война Полши и России 1654-1667 гг.

- личная уния Речи Посполитой с Саксонией 1697-1763 гг.

- война Речи Посполитой со Швецией на стороне России (с 1703 г.)

- междоусобная война в ВКЛ между сторонниками Сапеги и
Радзивила в 1700 г.

- Кричевское востание под руководством Василия Вощилы
(1740-1744 гг.)

- почтовая реформа 1764г.

- строительство канала ____________, объединяющего бассейны
Немана и Днепра (1767-1783 гг.)

- три раздела Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.)

- принятие Конституции Речи Посполитой 3 мая 1791 г.

- востание Тадеуша Костюшко 1794 г.

- и другие

 
 
Изменения в общественном строе Беларуси (в XVII- вторая половина XVIII вв.)  

 

 


- усиление власти крупных магнатов

- рост противоречий в среде крупных магнатов

- дальнейшее увеличение привилегий шляхты

- ухудшение экономического и правового положений крестьян

- усиление протеста крестьян против угнетения

- ухудшение экономического и правового положений городского населения

- резкое обострение противоречий в духовенстве

- и другие

 
 
Повинности крестьян королевских имений в ВКЛ во второй половине XVIII в.  

 

 


- чинш от 5 до 192 золотых с учетом размера земли

- подорожчина (подводная повинность) давать в год 3-4 раза подводы или уплатить 18-24 золотых

- барщина от 4 до 6 дней в неделю либо уплата денег за день барщины от 1 до 6 золотых

- подымное от 6 до 8 золотых

- гвалты от 3 до 12 дней в году


-
Изменения в государственном строе в XVII- вторая половина XVIII в.)
новые органы:

1. Генеральный сеймик ВКЛ (до сер. XVII в., в г. Волковыске, Слониме)

2. Генеральный литовский съезд (Вильнюсская, или Виленская, конвокация с середины XVII в.);

- реформа армии в 1717 г. – только 6200 человек

- о ведении делопроизводства в ВКЛ только на польском языке
(1696 г.)

- о лишении магдебурского права мелких городов и местечек ВКЛ
(1776 г.)

- выбор на магистрацкие должности в Полоцке только католиков и униатов (1668 г.)

- и другие

 
 


Форма правления Форма государственного устройства Политический режим Государственный аппарат
- конституционная монархия - унитарное государство - демократический - законодательный орган – Сейм - исполнительный орган – король и магистры - судебныя власть – суды 1 инстанции в воеводстве и повете; Главный трибунал в провинции и другие суды

 


           
 
 
   
Всего в результате 3-х разделов Речи Посполитой к России отошло около 462 тыс. кв. км территории и 5,5 млн. человек.
 
   


Комментарии:

Находясь в составе Речи Посполитой с 1569 г., государство и право Беларуси претерпело определенные изменения. Они происходили не только под воздействием дальнейшего развития производительных сил и производственных отношений, но и под воздействием других различных как внутренних, так и внешних событий, причин, главной из которых был углубляющийся с середины XVII в. политический кризис Речи Посполитой.

Возникшая в результате Люблинской унии много национальная Речь Посполитая составляла целое только во вне, тогда как внутри всегда существовало разделение на Корону (Польшу) и Великое Княжество Литовское, которое сохранило свои центральные учреждения, собственною казну, армию и свое право – Статут 1588 г.

Постоянные войны, антифеодальные восстания, междоусобная борьба соперничавших магнатских группировок расшатывали государственно-правовые устои Речи Посполитой, углубляя экономический и политический кризисы. К тому же избрание на польский престол в 1697 г. саксонского короля Августа II из династии Веттинов имело своим результатом создание в 1697 г. личной унии между Речью Посполитой и Саксонией, продолжавшейся до 1763 г. Поведение саксонских королей и их политика в Короне и ВКЛ приобретали нередко черты оккупации, что вызвало недовольство у всех слоев населения Речи Посполитой. Именно в правление саксонских королей усилилась религиозная нетерпимость, что также не содействовало социальному миру в Речи Посполитой, углубило общий кризис Речи Посполитой и в конечном итоге привело эту страну к трем разделам ее территорий.

Экономическая и политическая сложная обстановка в стране, падение престижа Речи Посполитой как суверенного государства, усиление борьбы против феодального и национально-религиозного гнета сказались на общественном строе и вызвали в нем определенные изменения.

Прежде всего, в обществе усилилось противостояние различных групп магнатов, магнатов и средней и мелкой шляхты, шляхты и мещан, крестьянства и привилегированных сословий, а также католического и православного духовенства.

Шляхта, стремясь удержаться у власти и не только сохранить, но и расширить свои привилегии, ущемляет права мещан, лишая некоторые города ВКЛ магдебурского права, по постановлению Варшавского сейма в 1776 г. Шляхта как сословие под воздействием религиозной нетерпимости распалась на два противоборствующих лагеря – православную шляхту, с одной стороны, и католическую и унитарную шляхту, с другой стороны.

В городах зарождение капиталистических отношений проявилось в развитии предпринимательской деятельности и мануфактурного производства. Так, в XVIII в. создается Несвижская суконная фабрика, Слуцкая фабрика поясов, фаянсовый завод князя Агинского, Гродненские королевские мануфактуры и т.д. Эти экономические процессы содействовали более быстрому расслоению городского населения, обострению противоречий между городским патрициатом и остальной частью городского населения, которое несло на себе все тяготы войн и внутренних неурядиц. Унитарная власть неоднократно принимало постановления, по которым население городов в виду их разорения во время войн частично либо полностью на определенное время освобождалось от уплаты налогов. Так, по постановлению Варшавского сейма в 1661 г. мещане Могилева, Ошмян, Лиды были на 4 года освобождены “от всяких обложений, за исключением соляной пошлины и мыта”.

Необходимость возрождения сельского хозяйства, пришедшего в упадок во время войн и восстаний, привела к увеличению барщины и повинностей крестьян. Этот процесс коснулся не только частновладельческих, но и королевских (государственных) крестьян. При этом, как правило, барщина во многих имениях уже составляла в XVIII в. 6 дней в неделю. И судя по люстрации Гродненской экономии за 1790 г. тяглые крестьяне составляли основную массу сельскохозяйственного населения. Так, из 11559 дымов тяглых было 9052, чиншевых – 1653, холупных – 521, огородных – 214, а других категорий дымов было еще меньше.

Но и в сельском хозяйстве ростки буржуазных отношений пробивали себе дорогу. Многие крупные магнаты, стремясь увеличить товарность своих имений, переводили крестьян с барщины на денежный оброк, что содействовало дифференциации крестьянства и появлению рынка рабочей силы. Об этом процессе красноречиво свидетельствует инвентарь за 1790 г.: имения графа Щорсы и Негневичи Минской губернии графа И. Хребтовича, в котором указывается, что “барщина уничтожена, крестьяне свободы от подорожчины, ночной сторожовщины, дани и других повинностей”. Вместо этого крестьяне за аренду земли уплачивают чинш, размер которого колебался от 1981 до 4153 руб. в зависимости от количества земли, а работы и услуги для экономии крестьяне выполняли по найму за плату по заранее установленным расценкам. Так, запахать один морг земли – 30 коп. серебром, за работу по найму в течение года пастуху и батраку уплачивали по 6 руб. и т.д.

Но помимо уплаты чинша, крестьяне обязаны были своевременно платить государственные подати и сборы, содержать больницы, лекаря и аптеки, поставлять рекрутов, чинить дороги, доставлять земскую почту, содержать общий страховой амбар, перевозить военные командыи арестантов по требованию местных властей.

Духовенство, которое в сложное для государства и народа должно было содействовать консолидации всех слоев населения, само погрязло в религиозных распрях, бусиливая и без того социальную напряженность в обществе. Для решения религиозного вопроса в Речи Посполитой православное, униатское и католическое духовенство прибегало к помощи иностранных держав, что давало повод последним вмешиваться во внутренние дела Речи Посполитой.Так, население православной веры ВКЛ неоднократно обращалось к русскому командованию и даже через посла русского к самой Екатерине II с просьбой оградить их от притязаний католического и униацкого духовенства. Возникший в Речи Посполитой “дессидентский вопрос” послужил благовидным поводом для вмешательства России во внутренние дела Речи Посполитой.

Определенные изменения произошли и в государственном строе ВКЛ. В связи с образованием Речи Посполитой и учреждением общего органа – двухпалатного вольного сейма, нижней палатой которого была польская изба, шляхта ВКЛ из 170 представителей этой палаты на своих сеймиках избирала 48. До середины XVII в. действовал учрежденный в ВКЛ новый орган Генеральный сеймик, который проходил в г. Волковыске или г. Слониме. Он обычно созывался перед вольным сеймом Речи Посполитой. На Генеральном сеймике ВКЛ вырабатывалась инструкция послам, которой они должны были придерживаться на вольном сейме при решении вопросов.

С середины XVIII в. Генеральный сеймик прекратился созываться, а вместо него был учрежден в ВКЛ Генеральный литовский съезд (Вильнюсская, или Виленская, конвокация), выполнявший те же функции, что и Генеральный сеймик.

Принимая во внимание, что во второй половине XVII в. отношения между Короной и ВКЛ обострились и все чаще на вольном сейме нельзя было принять решения из-за разногласий, то послы Короны и ВКЛ стали во время работы вольного сейма собираться на особые совещания – “сессии народов” для согласования своих позиций по вопросам повестки дня вольного сейма. Этот факт свидетельствует, что послы ВКЛ последовательно отстаивали суверенные права и интересы своего государства. Об этом же говорит и то, что с 1673 г. было установлено, что каждый третий вольный сейм Речи Посполитой должен проходить в г. Гродно, т.е. на территории Беларуси.

Однако ущемление суверенных прав в ВКЛ медленно, но постоянно осуществлялось на протяжении XVII-XVIII вв. так, в 1696 г. по постановлению всеобщей конфедерации сословий Речи Посполитой в ВКЛ вводилась делопроизводство только на польском языке, а в 1717 г. в результате проведения реформы в армии в Речи Пополитой войско ВКЛ было сокращено и не должно было превышать 6200 человек, не считая частных войск отдельных магнатов.

Большой распространение в XVIII в. в Речи Посполитой получили конфедерации (своеобразный съезд единомышленников шляхты). Они создавались лсбо в поддержку проводимой королем Речи Посполитой политики, либо против короля с целью заставить его положительно решить тот или иной вопрос. Конфедерация создавалась, как правило, первоначально в одном воеводстве, а другие воеводства присоединялись к ней. Если большинство воеводств ВКЛ присоединялось к конфедерации, то она получала название Генеральной конфедерации. Члены конфедерации приносили присягу, а акт конфедерации, к котором излагались требования конфедератов заносился в судебные книги. В каждом из двух государств – ВКЛ и Короне – создавалась своя Генеральная конфедерация, котора имела свои органы, действующие параллельно с государственными (Вольная рада или Общий совет; маршалок конфедерации, военачальники войска конфедерации и др.). Например, в марте 1767 г. в г. Слуцке была образована конфедерация жителей некатоликов ВКЛ, а в 1768 г. – в г. Баре конфедерация жителей-католиков Короны, в связи с вопросом об уравнении в правах православных с католиками. Создание конфедерации сопровождалось гражданской войной, что ослабляло Речь Посполитую.

Таким образом, неспособность государственной власти Речи Посполитой обеспечить в обоих государствах – ВКЛ и Короне – стабильный порядок, привели в конечном итоге к трем разделам этого многонационального славянского государства, в результате которых Речь Посполитая прекратила свое существование, а территория Беларуси в конце XVIII в. вошла в состав Российской империи.

Основным источником права в Беларуси и в целом в ВКЛ в составе Речи Посполитой являлся нормативный акт, носящий различное название “Статут”, “постановление”, “грамота” и др. Самым главным нормативным актом, регулирующим большинство общественных отношений, продолжал оставаться Статут ВКЛ 1588 года, хотя много раз делались попытки внести в него поправки и изменения. Но они отклонялись. Требовали внесения поправок в Статут представители Польши. Так, они считали, что статьи, которые запрещали им занимать должности и покупать земли в ВКЛ, противоречат акту Люблинской унии. Вопреки их требованиям Статут оставался без коренных изменений. Вместе с тем принимались новые законы, которые частично дополняли Статут, даже вносили в него небольшие изменения. В 1668 г. был издан закон, по которому за отход от католической веры виновники наказывались конфискацией имущества и изгнанием из государства. В 1689 г. обвиненный в атеизме Казимир Лыщинский был по приговору соймового суда наказан смертью. По Уложению 1733 г. православные и протестанты были лишены прав быть депутатами вольного сойма и судьями Главного трибунала.

Присоединение восточных районов Беларуси к России в 1772 г. вызвала необходимость внести изменения в порядок рассмотрения дел в Главном суде (Трибунале). По соймовому постановлению 1775 г. Главный суд должен был проводить свои сессии вместо Вильни, Менска и Новогрудка, только в Вильно и Гродно.

Важнейшим источником права в XVIII в. стал сборник законов, соймовых постановлений и других правовых актов под названием “Книга законов”. Первые 6 томов этой книги были изданы в Варшаве в 1732-1739 гг. В них были собраны все законодательство Речи Посполитой. Определенное занчение имели акты, помещенные как дополнение к Статуту 1588 г., которые издавались на польском языке в 1648, 1693, 1744 и 1786 гг. В новом издании Статута в 1786 г., содержался закон об образовании Главного трибунала, алфавитно-предметный указатель (реестр) и некоторые соймовые постановления XVIII в.

Наиболее значителоьные изменения в праве произошли во второй половине XVIII в. В этом плане большуюроль сыграл 4-ех летний сойм Речи Посполитой, который утвердил Конституцию Змия 1791 г. В ней были отражены многие буржуазные принципы организации и деятельности государственного аппарата, прогрессивные положения касающиеся основных отраслей права.




Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1082; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.158.251.104 (0.01 с.)