Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое развитие княжества

Поиск

Юрий Долгорукий

Во второй четверти XII в. Ростовская земля еще сохраняла тесную связь с Киевом и продолжала зависеть от него. В 1125 г., после смерти Владимира Мономаха, она досталась его сыну Юрию Владимировичу, деятель­ность которого имела большое значение для Ростовской земли. Именно при нем исчезла ее зависимость от Юж­ной Руси. Юрий Владимирович впервые отказался по­сылать в Киев дань, что означало прекращение вассаль­ных отношений. Ростовская земля стала самостоятель­ным независимым княжеством, а Юрий Владимирович ее первым суверенным князем и родоначальником вла-димиро-суздальской династии.

Во время его княжения стали складываться государ­ственные границы Ростово-Суздальской земли. Ее тер­ритория в это время простиралась далеко на север за Бе-лоозеро, на юге она уходила за Москву-реку и Клязьму, местами доходя до Оки, на западе граничила с Новго­родской землей, на востоке - с владениями волжских болгар.

При Юрии Владимировиче выросли роль и значение Суздаля, поскольку князь все чаще жил именно в нем, а не в Ростове. Суздаль стал играть роль столицы княже­ства, оттеснив Ростов на второй план.

В начале правления Юрия Владимировича Ростов екая земля считалась далекой окраиной Руси, где кня жение не считалось особенно почетным. Поэтому княз! Юрий все время стремился на юг - в Киев. Отсюда и од но из объяснений того прозвания, которое он получил I народе и с которым вошел в историю - "Долгая рука" "Долгорукий".

Юрий Долгорукий способствовал выдвижению Рос тово-Суздальской Руси в число сильнейших государст венных образований Восточной Европы, ее быстром? росту и расцвету, начавшемуся с 30-х гг. XII в. При неь были основаны княжеские города и крепости: Переяс лавль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров и др. Неви данный до того размах получило строительство: возво дились прекрасные здания, дворцы и храмы.

Юрий Долгорукий укреплял и расширял Ростово Суздальскую землю, но местным князем здесь так и в стал, упорно стремясь в Киев на великое княжение Ростовская земля была для него лишь оплотом в борьб за Киев.

Андрей Боголюбский

Утвердившись в Киеве в 1155 г. Юрий Долгорукий постарался сохранить Ростово-Суздальскую землю со

своей семьей. После его смерти 1157 г. в ней стал править его любимый сын Андрей дальновидный и проницательный политик. Отец намеривался сделать его своим преемником на великом княжепии, но этому замыслу не удалось осуществиться. Еще 1155 г. Андрей покинул отца и ушел на север, вызвала отеческий гнев. "Ростовцы" и "суждальцы" избрали Ан­дрея своим князем, посадив его в Ростове и Суздале.

За короткое время Андрею Юрьевичу удалось до­биться признания у местного боярства и духовенства. Он развил бурную деятельность по строительству церквей, активно и энергично проводил внешнюю политику.

Официально резиденция молодого князя находилась не в Суздале, а в Ростове. Но в 1157 г. он перенес свою столицу во Владимир, где возвел великолепный Успен­ский собор, расширил крепость и построил в подража­ние Киеву Золотые ворота. В десяти километрах от Вла­димира, в устье реки Нерли, князь Андрей построил свою резиденцию - белокаменный замок Боголюбове, за что получил прозвание Боголюбский. При нем была соз­дана церковь Покрова на Нерли - шедевр не только древнерусской, но и мировой архитектуры, достроен Спасский собор в Переяславле-Залесском, основаны мно­гие монастыри. Все это повышало значение Ростово-Суз-дальской Руси в глазах других русских земель. После переноса столицы княжества во Владимир Ростово-Суз-дальская Русь стала Владимиро-Суздальской. Политиче­ская роль Ростова с этого времени заметно уменьши­лась.

Андрей Боголюбский превратился в могучего князя, власть которого распространялась на третью часть Руси. При нем ее политический центр переместился с юга на север - из Киева во Владимир. В 1169 г. Андрей Бого­любский захватил Киев, но не остался там на княже­нии, а с титулом великого князя вернулся во Владимир, который отныне официально стал центром великого княжения вместо Киева. Большой авторитет и гранди­озность дел принесли Андрею популярность не только на Руси, но и далеко за ее пределами. Однако его жесткая и самовластная политика натолкнулась на сопротивле­ние местной знати. В результате боярского заговора 29 июня 1174 г. Андрей Боголюбский был убит.

Всеволод Большое Гнездо

После нескольких лет ожесточен ной борьбы за власть великим князем стал сын Юрия Долгорукого - Всево­лод, получивший прозвание "Большое Гнездо" за то, что имел восемь сыновей. Он ограничил самоуправство бояр и попытался найти себе опору в бо лее широких слоях населения, преимущественно город­ского.

Власть Всеволода распространялась на всю Владими-ро-Суздальскую землю. На Руси он занимал положение первого князя среди всех остальных князей. В его прав­ление княжество усилилось и разрослось, став одним из крупных феодальных государств Европы.

Усиление Владимиро-Суздальского княжества не смогло, однако, предохранить его от появления и созре­вания элементов будущего распада на уделы. Старший сын Всеволода, Константин, еще при жизни отца стре­мился получить себе в удел Ростов, в чем его поддержи­вало ростовское боярство. Всеволод выделил Константи­ну в самостоятельное владение удел, в который вошли Ростов, Ярославль, Белоозеро, Углече поле, Молога и Устюг. Так в 1207 г. из Владимиро-Суздальского кня­жества выделилось Ростовское удельное княжество. Константин стал его первым князем.

В 1212 г. Всеволод Большое Гнездо, "нача изнемога-ти", назначил своим преемником на Владимирское ве­ликое княжение Константина. Но тот отказался, по­скольку не хотел быть владимирским князем, а стре­мился сделать Ростов столицей Владимиро-Суздальской Руси. Поэтому Всеволод передал владимирское княже­ние другому сыну - Юрию.

Сразу после смерти Всеволода Большое Гнездо нача­лась длительная междоусобная борьба между Констан­тином и Юрием, которая закончилась победой Констан­тина. Он стал великим князем владимирским и соеди­нил в своих руках правление Ростовским и Владимир­ским княжествами. Однако Ростову не удалось стать столицей, поскольку Константин должен был княжить но Владимире. После смерти Константина (2 февраля 1218 г.) великим владимирским князем стал Юрий Все­володович.

Удельные княжества

Константин незадолго до этого времени поделил Ростовское княжества между своими сыновьями. Ростов дос­тался старшему сыну Васильку, а Яро­славль - второму сыну Всеволоду. В дальнейшем Всево­лоду достались также земли по реке Мологе и впадавшной в нее реке Сити. Третий сын Константина с 1218 г. княжил в Угличе. Таким образом, в 1218 г. образова­лось несколько удельных княжеств: Ростовское, Яро­славское, Переяславское, Угличское, а в 1238 г. к ним добавилось Велозерское, Ярославский край разделился на удельные княжества.

Культурное развитие края

Обретение Владимиро-Суздальской Русью независи­мости от Киева, а затем образование на ее территории удельных княжеств в определенной мере способствовало ее культурному росту. Развивались книжность, просве­щение, местное летописание, зодчество и живопись. В городах были грамотные люди не только среди князей, бояр и дворян, но и среди купцов и ремесленников.

Книжносте просвещение

Крупным центром развития письменности и средоточием и просвещение был Ростов, расцвет которого в этом отношении пришелся на XII – начало XIII вв. Ростовскую кафедру возглавляли весьма начи­танные и образованные люди - епископы Пахомий и Кирилл. Грамотными были монахи и представители бе­лого и черного духовенства. В монастырях имелись об­ширные библиотеки.

Очень образованными были некоторые князья. Осо­бенно выделялся среди них ростовский, а затем великий владимирский князь Константин, бывший знатоком и распространителем книжности, просвещения и культу­ры. Летописец замечал, что князь "... часто бо чтяше книги с прилежанием". Константин знал много языков -"сведущь во многих языках", свободно говорил по грече­ски. Он очень ценил книги и имел выдающуюся по тем временам библиотеку, в которой одних только греческих книг насчитывалось более тысячи. Константин основал в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле первое в Северо-Восточной Руси духовное училище, которому за­вещал свою богатейшую библиотеку. Не случайно за особую любовь к просвещению Константин Всеволодович был прозван "мудрым".

Литература летописание

В Переяславле-Залесском был создан выдающийся литературный памятник того времени - "Моление" и "Слово" Даниила Заточника. В "Моле­нии", написанном в форме послания к князю человека, попавшего в беду, впервые в древнерусской литературе обосновывалось право человека на уважение в зависимо­сти от его личных качеств и прежде всего - от ума. В Ростове было создано в XII в. "Житие" епископа Исайи, в котором рассказывалось об успешной деятельности епископа среди ростовских язычников. Можно предпо­лагать, что именно в Ростовской земле Владимиром Мо­номахом было написано его знаменитое "Поучение" для своих детей.

На рубеже XI -XII в. зародилось летописание в Суз­дале, откуда было перенесено в Ростов. Оно велось при дворе князя и имело светский характер. Местное лето­писание возникло и в Переяславле-Залесском. Переяс­лавская епископская летопись была доведена до 1175 г.

Зодчество

Успешно развивалось зодчество. Первые храмы были деревянными, но уже с конца XI в. началось каменное строительство. Киевскими мастерами, присланными по приказу Владимира Мономаха, был построен в Ростове собор по образу и подобию Великой церкви Печерского монастыря в Киеве. К XI - XII вв. относится сооружение Успенского собора в Ростове и белокаменного Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском.

В 1215 г. был воздвигнут Успенский собор в кремле в Ярославле, в 1216 - 1222 гг. - храм Спасского мона­стыря, в 1215 г. - храм Успения Богоматери, в 1216 г. -церковь Спаса в Спасо-Преображенском монастыре. На­до сказать, что для Ярославля были характерны в это время быстрые темпы городского строительства. Так, когда в 1152 г. на город неожиданно напали волжские болгары и осадили его, сами ярославцы оказались не в состоянии дать отпор врагу, поскольку, как сообщал ле­тописец, "бе бо мал градок". Тогда помощь пришла из Ростова Великого. Однако уже через несколько десятков лет город значительно вырос. Летопись свидетельствует, что в 1221 г. "загорелся град Ярославль, и мало не весь погоре, и церквей изгоре 17, двор же князь, избы все".

В связи с успехами зодчества заметного развития достигла и монументальная скульптура. В Ярославле при археологических раскопках найдены резные капи­тели и маски от Успенского собора, в Ростове - львиные маски от "златых" дверей собора. Наиболее распростра­ненным видом скульптуры этого времени являлся ба­рельеф.

Живопись

Церковное зодчество способствовало и развитию живописи. Поначалу здесь работали киевские мастера. Именно в киевской художественной традиции был расписан собор в Переяславле-Залесском. Но постепенно, в связи с рос­том городов Северо-Восточной Руси, в них стали созда­ваться местные школы живописи, использующие народ­ные традиции.

Среди местных школ одно из наиболее видных мест принадлежало ярославской. В Ярославле был написан ряд икон, которые отличались свободной и смелой мане­рой письма, русскими чертами, яркими и жизнерадост­ными красками. Одной из таких икон, написанных в XIII в., является икона божьей матери Оранты с медаль­оном Спаса Эммануила на груди. В ней создан изуми тельный по красоте образ богоматери. В другой иконе "Знамение" греческий прототип дан в новой трактовке образа.

В XIII в. были свои особенности и у ростовской жи­вописи. Ростовские живописцы украшали местные хра­мы, расписывали соборы в Суздале и Юрьеве Польском. Появление и развитие местных живописных школ сви­детельствовало о становлении русской самобытной ико­нографии.

Глава III

Ярославские удельные княжества в XIII - XV вв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.215.30 (0.011 с.)