Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическое развитие княжестваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Юрий Долгорукий Во второй четверти XII в. Ростовская земля еще сохраняла тесную связь с Киевом и продолжала зависеть от него. В 1125 г., после смерти Владимира Мономаха, она досталась его сыну Юрию Владимировичу, деятельность которого имела большое значение для Ростовской земли. Именно при нем исчезла ее зависимость от Южной Руси. Юрий Владимирович впервые отказался посылать в Киев дань, что означало прекращение вассальных отношений. Ростовская земля стала самостоятельным независимым княжеством, а Юрий Владимирович ее первым суверенным князем и родоначальником вла-димиро-суздальской династии. Во время его княжения стали складываться государственные границы Ростово-Суздальской земли. Ее территория в это время простиралась далеко на север за Бе-лоозеро, на юге она уходила за Москву-реку и Клязьму, местами доходя до Оки, на западе граничила с Новгородской землей, на востоке - с владениями волжских болгар. При Юрии Владимировиче выросли роль и значение Суздаля, поскольку князь все чаще жил именно в нем, а не в Ростове. Суздаль стал играть роль столицы княжества, оттеснив Ростов на второй план. В начале правления Юрия Владимировича Ростов екая земля считалась далекой окраиной Руси, где кня жение не считалось особенно почетным. Поэтому княз! Юрий все время стремился на юг - в Киев. Отсюда и од но из объяснений того прозвания, которое он получил I народе и с которым вошел в историю - "Долгая рука" "Долгорукий". Юрий Долгорукий способствовал выдвижению Рос тово-Суздальской Руси в число сильнейших государст венных образований Восточной Европы, ее быстром? росту и расцвету, начавшемуся с 30-х гг. XII в. При неь были основаны княжеские города и крепости: Переяс лавль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров и др. Неви данный до того размах получило строительство: возво дились прекрасные здания, дворцы и храмы. Юрий Долгорукий укреплял и расширял Ростово Суздальскую землю, но местным князем здесь так и в стал, упорно стремясь в Киев на великое княжение Ростовская земля была для него лишь оплотом в борьб за Киев. Андрей Боголюбский Утвердившись в Киеве в 1155 г. Юрий Долгорукий постарался сохранить Ростово-Суздальскую землю со своей семьей. После его смерти 1157 г. в ней стал править его любимый сын Андрей дальновидный и проницательный политик. Отец намеривался сделать его своим преемником на великом княжепии, но этому замыслу не удалось осуществиться. Еще 1155 г. Андрей покинул отца и ушел на север, вызвала отеческий гнев. "Ростовцы" и "суждальцы" избрали Андрея своим князем, посадив его в Ростове и Суздале. За короткое время Андрею Юрьевичу удалось добиться признания у местного боярства и духовенства. Он развил бурную деятельность по строительству церквей, активно и энергично проводил внешнюю политику. Официально резиденция молодого князя находилась не в Суздале, а в Ростове. Но в 1157 г. он перенес свою столицу во Владимир, где возвел великолепный Успенский собор, расширил крепость и построил в подражание Киеву Золотые ворота. В десяти километрах от Владимира, в устье реки Нерли, князь Андрей построил свою резиденцию - белокаменный замок Боголюбове, за что получил прозвание Боголюбский. При нем была создана церковь Покрова на Нерли - шедевр не только древнерусской, но и мировой архитектуры, достроен Спасский собор в Переяславле-Залесском, основаны многие монастыри. Все это повышало значение Ростово-Суз-дальской Руси в глазах других русских земель. После переноса столицы княжества во Владимир Ростово-Суз-дальская Русь стала Владимиро-Суздальской. Политическая роль Ростова с этого времени заметно уменьшилась. Андрей Боголюбский превратился в могучего князя, власть которого распространялась на третью часть Руси. При нем ее политический центр переместился с юга на север - из Киева во Владимир. В 1169 г. Андрей Боголюбский захватил Киев, но не остался там на княжении, а с титулом великого князя вернулся во Владимир, который отныне официально стал центром великого княжения вместо Киева. Большой авторитет и грандиозность дел принесли Андрею популярность не только на Руси, но и далеко за ее пределами. Однако его жесткая и самовластная политика натолкнулась на сопротивление местной знати. В результате боярского заговора 29 июня 1174 г. Андрей Боголюбский был убит. Всеволод Большое Гнездо После нескольких лет ожесточен ной борьбы за власть великим князем стал сын Юрия Долгорукого - Всеволод, получивший прозвание "Большое Гнездо" за то, что имел восемь сыновей. Он ограничил самоуправство бояр и попытался найти себе опору в бо лее широких слоях населения, преимущественно городского. Власть Всеволода распространялась на всю Владими-ро-Суздальскую землю. На Руси он занимал положение первого князя среди всех остальных князей. В его правление княжество усилилось и разрослось, став одним из крупных феодальных государств Европы. Усиление Владимиро-Суздальского княжества не смогло, однако, предохранить его от появления и созревания элементов будущего распада на уделы. Старший сын Всеволода, Константин, еще при жизни отца стремился получить себе в удел Ростов, в чем его поддерживало ростовское боярство. Всеволод выделил Константину в самостоятельное владение удел, в который вошли Ростов, Ярославль, Белоозеро, Углече поле, Молога и Устюг. Так в 1207 г. из Владимиро-Суздальского княжества выделилось Ростовское удельное княжество. Константин стал его первым князем. В 1212 г. Всеволод Большое Гнездо, "нача изнемога-ти", назначил своим преемником на Владимирское великое княжение Константина. Но тот отказался, поскольку не хотел быть владимирским князем, а стремился сделать Ростов столицей Владимиро-Суздальской Руси. Поэтому Всеволод передал владимирское княжение другому сыну - Юрию. Сразу после смерти Всеволода Большое Гнездо началась длительная междоусобная борьба между Константином и Юрием, которая закончилась победой Константина. Он стал великим князем владимирским и соединил в своих руках правление Ростовским и Владимирским княжествами. Однако Ростову не удалось стать столицей, поскольку Константин должен был княжить но Владимире. После смерти Константина (2 февраля 1218 г.) великим владимирским князем стал Юрий Всеволодович. Удельные княжества Константин незадолго до этого времени поделил Ростовское княжества между своими сыновьями. Ростов достался старшему сыну Васильку, а Ярославль - второму сыну Всеволоду. В дальнейшем Всеволоду достались также земли по реке Мологе и впадавшной в нее реке Сити. Третий сын Константина с 1218 г. княжил в Угличе. Таким образом, в 1218 г. образовалось несколько удельных княжеств: Ростовское, Ярославское, Переяславское, Угличское, а в 1238 г. к ним добавилось Велозерское, Ярославский край разделился на удельные княжества. Культурное развитие края Обретение Владимиро-Суздальской Русью независимости от Киева, а затем образование на ее территории удельных княжеств в определенной мере способствовало ее культурному росту. Развивались книжность, просвещение, местное летописание, зодчество и живопись. В городах были грамотные люди не только среди князей, бояр и дворян, но и среди купцов и ремесленников. Книжносте просвещение Крупным центром развития письменности и средоточием и просвещение был Ростов, расцвет которого в этом отношении пришелся на XII – начало XIII вв. Ростовскую кафедру возглавляли весьма начитанные и образованные люди - епископы Пахомий и Кирилл. Грамотными были монахи и представители белого и черного духовенства. В монастырях имелись обширные библиотеки. Очень образованными были некоторые князья. Особенно выделялся среди них ростовский, а затем великий владимирский князь Константин, бывший знатоком и распространителем книжности, просвещения и культуры. Летописец замечал, что князь "... часто бо чтяше книги с прилежанием". Константин знал много языков -"сведущь во многих языках", свободно говорил по гречески. Он очень ценил книги и имел выдающуюся по тем временам библиотеку, в которой одних только греческих книг насчитывалось более тысячи. Константин основал в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле первое в Северо-Восточной Руси духовное училище, которому завещал свою богатейшую библиотеку. Не случайно за особую любовь к просвещению Константин Всеволодович был прозван "мудрым". Литература летописание В Переяславле-Залесском был создан выдающийся литературный памятник того времени - "Моление" и "Слово" Даниила Заточника. В "Молении", написанном в форме послания к князю человека, попавшего в беду, впервые в древнерусской литературе обосновывалось право человека на уважение в зависимости от его личных качеств и прежде всего - от ума. В Ростове было создано в XII в. "Житие" епископа Исайи, в котором рассказывалось об успешной деятельности епископа среди ростовских язычников. Можно предполагать, что именно в Ростовской земле Владимиром Мономахом было написано его знаменитое "Поучение" для своих детей. На рубеже XI -XII в. зародилось летописание в Суздале, откуда было перенесено в Ростов. Оно велось при дворе князя и имело светский характер. Местное летописание возникло и в Переяславле-Залесском. Переяславская епископская летопись была доведена до 1175 г. Зодчество Успешно развивалось зодчество. Первые храмы были деревянными, но уже с конца XI в. началось каменное строительство. Киевскими мастерами, присланными по приказу Владимира Мономаха, был построен в Ростове собор по образу и подобию Великой церкви Печерского монастыря в Киеве. К XI - XII вв. относится сооружение Успенского собора в Ростове и белокаменного Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском. В 1215 г. был воздвигнут Успенский собор в кремле в Ярославле, в 1216 - 1222 гг. - храм Спасского монастыря, в 1215 г. - храм Успения Богоматери, в 1216 г. -церковь Спаса в Спасо-Преображенском монастыре. Надо сказать, что для Ярославля были характерны в это время быстрые темпы городского строительства. Так, когда в 1152 г. на город неожиданно напали волжские болгары и осадили его, сами ярославцы оказались не в состоянии дать отпор врагу, поскольку, как сообщал летописец, "бе бо мал градок". Тогда помощь пришла из Ростова Великого. Однако уже через несколько десятков лет город значительно вырос. Летопись свидетельствует, что в 1221 г. "загорелся град Ярославль, и мало не весь погоре, и церквей изгоре 17, двор же князь, избы все". В связи с успехами зодчества заметного развития достигла и монументальная скульптура. В Ярославле при археологических раскопках найдены резные капители и маски от Успенского собора, в Ростове - львиные маски от "златых" дверей собора. Наиболее распространенным видом скульптуры этого времени являлся барельеф. Живопись Церковное зодчество способствовало и развитию живописи. Поначалу здесь работали киевские мастера. Именно в киевской художественной традиции был расписан собор в Переяславле-Залесском. Но постепенно, в связи с ростом городов Северо-Восточной Руси, в них стали создаваться местные школы живописи, использующие народные традиции. Среди местных школ одно из наиболее видных мест принадлежало ярославской. В Ярославле был написан ряд икон, которые отличались свободной и смелой манерой письма, русскими чертами, яркими и жизнерадостными красками. Одной из таких икон, написанных в XIII в., является икона божьей матери Оранты с медальоном Спаса Эммануила на груди. В ней создан изуми тельный по красоте образ богоматери. В другой иконе "Знамение" греческий прототип дан в новой трактовке образа. В XIII в. были свои особенности и у ростовской живописи. Ростовские живописцы украшали местные храмы, расписывали соборы в Суздале и Юрьеве Польском. Появление и развитие местных живописных школ свидетельствовало о становлении русской самобытной иконографии. Глава III Ярославские удельные княжества в XIII - XV вв.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.215.30 (0.011 с.) |