Культурное развитие края во второй половине XVIII В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурное развитие края во второй половине XVIII В.



Городское строительство

Превращение Ярославля в крупный административный центр ускорило го родское строительство. Если в середине XVIII в. в городе насчитывалось всего 43 каменных здания, то к концу столетия в Ярославле имелось уже 334 каменных жилых дома и 785 камен­ных лавок. В городе было почти 3 тыс. деревянных строений, но им часто угрожали пожары. Особенно крупным был пожар 1768 г., когда сгорело 850 город­ских построек. В середине XVIII в. Ярославль еще пол­ностью сохранял естественно сложившийся средневеко­вый план. На Стрелке, при слиянии Волги и Которосли, стоял древний Кремль, к нему примыкал "Земляной го­род" - посад, окруженный рвом и валом с 19 каменными башнями и деревянными стенами. За посадом начина­лись слободы. Въездами с больших дорог - Романовской, Угличской, Ростовской - служили проездные воротные башни. Однако уже к середине столетия большая часть оборонительных сооружений Ярославля была в руинах. Старая планировка города перестала отвечать интересам нового времени. Город был неблагоустроенным. Скучен­ность домов на узких и кривых улочках, хаотичность застройки создавала постоянную опасность пожаров. Гу­бернская реформа привела к кардинальному переустрой­ству российских городов, нацеленному на их приспособ­ление к новым условиям и формам общественной жиз­ни. Планировка и застройка центра Ярославля является ценным памятником русской архитектуры и градо­строительства, в котором постройки второй половины XVIII в. в духе классицизма сочетаются с исторически­ми памятниками прошлых веков. С получением статуса губернского города в Ярославле появилась необходи­мость в помещениях для новых органов власти, которые Г>ы подчеркивали престиж государственных учреждений. Кроме того, тяга к городской жизни в среде дворянства, а также деятельность органов дворянского самоуправле­ния требовала больших площадей для проведения раз­личных мероприятий, балов и съездов. Развитие про­мышленности и торговли заставляло учитывать важ­ность постройки Гостиных рядов, приходящих на смену мелким лавкам, амбарам и торговым помещениям. Во нсех губернских регулярных планах екатерининской:шохи город делился на центр ("город") и окраины ("предместья"). В центральной части находились прави­тельственные и общественные здания, гостиные дворы, 2 - 3-этажные дома. В предместьях уже были одноэтаж­ные и, в основном, деревянные дома. Особенно остро проблема перепланировки и новой застройки Ярославля нетала после пожара 1768 г., но вплоть до учреждения губернии и приезда А.П. Мельгунова регулярный план настройки города не начал воплощаться в жизнь.

Планы регулярной застройки Ярославля и уездных городов

В апреле 1777 г. Екатерина II под­писала указ Сенату о ежегодном выде­лении 20 тыс. руб. в течение пяти лет на строительство ансамбля присутст­венных мест в Ярославском наместни­честве. В марте 1778 г. императрица утвердила окончательный план регу­лярной застройки Ярославля, автором которого был гу­бернский архитектор Э. Левенгаген. Однако исследова­тель А.И. Суслов считает возможным, что этот план со­ставлялся архитектором Старовым. В новом плане было разумно учтено большое количество церквей в городе и все улицы направлялись от церкви к церкви или башне. Такие архитектурные памятники стали как бы узлами всей композиции. Место, где располагались слободы, было распланировано как прямоугольные кварталы ме­жду тремя основными дорогами, ведущими в Ярославль. Границей между "городом" и "предместьем" стала Ду-ховская (ныне Республиканская) улица. Интересно был спланирован земляной город. Здесь находилась огромная плац-парадная площадь, внушительное здание Успен­ского собора XVII в., два моста через Медвежий овраг, а зрительным центром всей архитектурной композиции служила церковь Ильи Пророка XVII в. Ильинская площадь города была тем центром, от которого как оси координат шли улицы - Пробойная, Угличская, Рожде­ственская.

Строительство в Ярославле очень быстро шло при наместнике А. П. Мельгунове. Был построен ансамбль присутственных мест на Ильинской площади, состояв­ший из дворца наместника и двух корпусов губернских учреждений: наместнического правления и казенной па­латы. Здания были украшены одинаковыми фасадами (с четырехколонным портиком и вензелем Екатерины II). Во дворце генерал-губернатора было 79 комнат, его фа­сад был еще более пышно украшен. Все три здания бы­ли очень соразмерны по высоте с храмом Ильи Пророка, хотя и ниже его. Вчерне дворец наместника и оба кор­пуса присутственных мест были закончены к 1787 г. К сожалению, по приказу императора Павла I в 1797 г. дворец наместника был разобран на кирпич для солдат­ских казарм и до 1820 г. на этом месте оставался пус­тырь.

Екатерининские реформы внесли перемены в плани­ровку всех уездных городов Ярославской губернии. По регулярным планам в уездных центрах обязательно строили здания для присутственных мест. Таким обра­зом, губернская реформа не только укрепила местные органы власти, но и значительно изменила сам внешний облик новых административных центров.

Образование и просвещение

Развитие промышленности, создание регулярной армии и флота, нового чиновничьего аппарата абсолютистско­го государства и другие важные пере­мены в жизни страны требовали подготовки квалифи­цированных специалистов. Образование начинает приоб­ретать в XVIII в. светский характер. При Петре I начали создаваться государственные начальные (цифирные) школы. В начале XVIII в. в Ярославле существовала школа от Адмиралтейства для обучения детей арифме­тике, геометрии и грамоте. В 1747 г. в Ярославле по дозволению Синода открылась Славяне-латинская семи­нария при Спасо-Ярославском монастыре. Сюда прини­мались в основном дети духовенства. Инициатором соз­дания этого учебного заведения был ростовский митро­полит Арсений (Мацеевич). К концу века в семинарии

Слово о полку Игореве" и Ярославский край. А.И. Мусин-Пушкин

древнерусской литературы Открыл и опубликовал "Слово" известный археолог и со-и Ярославский биратель древностей, член Российской край. Академии наук, меценат, граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин. Он имел родовые поместья в Ярославской гу­бернии, а коллекцию книг и рукописей приобрел у бывшего архимандрита Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского, Иоиль был для своего времени дос­таточно образованным человеком, увлекался литерату­рой и словесностью, в его библиотеке имелось несколько сотен рукописных и печатных книг. Он выполнял обя­занности цензора ярославской типографии и ректора Славяно-латинской семинарии. В 1787 г. он издал книгу "Истина и выписка о благости", в которой использовал более 200 духовных и светских книг. В преклонном воз­расте он остался жить при монастыре, и в 1792 г., когда ему было 90 лет, И. Быковский продал графу Мусину-Пушкину все свои книги. Под № 323 в книге под назва­нием "Хронограф" в конце было переплетено "Слово о полку Игореве". А.И. Мусин-Пушкин так описал руко­пись: "....писана на лощеной бумаге довольно чистым письмом, по почерку письма и по бумаге должно отне­сти к концу XIV или началу XV века". В то время текст писался слитно, часто с сокращениями, без разделения на слова. "Слово о полку Игореве" было написано в Кие­ве в конце XII в. и рассказывало о походе князя Игоря на половцев.

К сожалению, рукопись сгорела во время пожара в доме А.И. Мусина-Пушкина на Разгуляе в Москве в 1812 г. К счастью, с нее успели снять копию и опубли­ковать типографским способом в 1800 г. Переписчик графа, а потом типографские наборщики не все поняли, не все верно перенесли в копию и задали большую рабо-ТУ будущим комментаторам "Слова". Многие места этого произведения остаются неясными до сегодняшнего вре­мени. 1709 г. Он успел создать в Ростове духовную шкотавил свыше сотни текстов своих проповедей и ее несколько пьес нравоучительного содержания. В с определением Ярославля как административного ]

края в 1786 г. сюда из Ростова была переведена,рейская кафедра. Церковный владыка епархии

именоваться Ярославским и Ростовским архиеписг С переездом в Ярославль закончился 793-летний г

пребывания кафедры в Ростове. С 1783 г. Ярослаи Ростовским архиепископом был Арсений (Верегщ

Сыном священника был Герасим Лебедев |1817 гг.) - создатель первого индийского театра евх

ского типа. Он много путешествовал, жил в Анг.)Индии. Вернувшись в Россию, Г. Лебедев издал

ресные работы по индийским языкам. В XVIII в.вклад в развитие русской поэзии и литературы в

ярославцы Василий Майков, Михаил Чулков и М1Попов. Ярославль стал родиной русской провинциа^

журналистики. Это событие было связано с приезд Ярославль Василия Демьяновича Санковского (1741

Он окончил Киевскую и Московскую духовные амии и Московский университет. В 80-х гг. XVII]

Ярославле он стал секретарем приказа обществе!призрения в чине титулярного советника. Он акэ

участвовал в создании новых учебных заведений,славского Дома призрения ближнего. В Главном н;

ном училище В.Д. Санковский стал преподавать русскую и всеобщую историю.

"Уединенный пошехонец" - первый провинциальный журнал. В.Д. Санковский

Еще в Москве В.Д. Санковсю 1764 г. издавал журнал "Добрые к рения", где печатались оды, эле стихи и переводы античных по: Этот журнал не имел большой л лярности, но Санковский решил пс рить опыт издания журнала в, славле. Здесь была типография и I рал-губернатор А.П. Мельгунов поддержал эту ини: тиву. Название нового журнала "Уединенный пош нец" звучало несколько иронически, через год Сан ский снял его и журнал стал называться "Ежемеся' сочинение, издаваемое в Ярославле". Журнал издав* в 1786 - 1788 гг. ежемесячно, успело выйти 24 ном Они представляли собой тонкие книжки на 70 - 80 стра­ниц. На титульном листе первого номера была изложена довольно обширная для провинциального журнала про­грамма: в нем планировалось помещать разные известия о значительных событиях в России и других государст­вах, описания благотворительных деяний, сведения по домоводству и многое другое. Издателем журнала был В.Д. Санковский, а сотрудниками - его сын Николай, архиепископ Арсений (Верещагин), основатели типогра­фии и учителя. Однако материалы публиковались без подписей и определить авторство очень сложно. О поли­тическом направлении журнала свидетельствовали мно­гочисленные оды, прославляющие Екатерину II. На страницах "Уединенного пошехонца" публиковались проповеди, стихи религиозного содержания, популярные статьи по вопросам естествознания, астрономии, геогра­фии, истории, давались практические советы по хозяй­ству. Василий Санковский печатал в журнале свои сти­хи, но в целом в издании преобладала проза. Ярослав­ский журнал не вдавался в социальные проблемы, он бичевал только моральные пороки - невежество, легко­мыслие, разврат.

Почти в каждом номере печатались научно-популярные и исторические статьи. Авторы не забывали об истории Ярославского края, и журнал помещал мате­риалы местного характера: сообщения о важных собы­тиях в наместничестве, об открытии учебных заведений, очерки об уездных городах и т.д. В статье "О городе Ярославле" была впервые опубликована легенда о схват­ке князя Ярослава с медведем. Однако преемники А.П. Мельгунова не поддержали журнал, и он заглох. Через месяц после смерти первого наместника подал в отставку В.Д. Санковский. Он переехал работать судьей нижней расправы в Углич, где и умер в начале XIX в.

История первого провинциального журнала долгое время находилась в забвении; уже в середине XIX в. он стал библиографической редкостью. Только в 70-е гг. XIX в. об "Уединенном пошехонце" вспомнил Л.Н. Трефолев. Он был единственным обладателем пол­ного комплекта журнала, опубликовал несколько статей о нем в местной и центральной печати и собирался пе­реиздать весь текст "Уединенного пошехонца". Некото рые краеведческие материалы из этого журнала были перепечатаны в XIX в. в "Вестнике ярославского земст­ва", который редактировал Л.Н. Трефолев. Журнал "Уединенный пошехонец" навсегда вошел в историю российской журналистики как первый провинциальный журнал.

Географическое изучение края

В XVIII в. началось научное географическое Ярославского изучение края. Интерес правительства и общест­венности к географическим и экономи­ческим вопросам был вызван подъемом промышленно­сти и торговли. Первые геодезические съемки на терри­тории края проводились в 30 - 40-е гг. XVIII в. В 1735 г. Академия наук получила карты Угличской про­винции, в 1739 г. - карты части Ярославской провин­ции. В 1766 г. конференция Академии рассматривала специальную карту Ярославской провинции. В послед­ние десятилетия столетия начали составляться топогра­фические описания наместничеств и губерний, которые являлись образцами и памятниками географического изучения Российской империи. В XVIII в. топография понималась как описание местности и включала харак­теристику природы, хозяйства и населения небольшой местности. Все данные для топографических описаний собирали уездные землемеры под руководством и кон­тролем губернского землемера.

Топографические описания"

наиболее ранним описанием, где есть сведения по Ярославскому краю, является описание Льва Бакмейстера за 1769 г. Он описывал территорию края в рамках Московской губернии. Дальнейшее соз­дание описаний было связано с тремя важными государ­ственными мероприятиями - начавшимся в 1765 г. гене­ральным межеванием, губернской реформой и составле­нием нового географического атласа России. В Ярослав­ском крае генеральное межевание продолжалось долго -с 1773 по 1783 гг.; это было связано с созданием новых административно-территориальных единиц. В 1783 г. началось составление карт и планов для атласа Ярослав­ского наместничества и составление ярославских "Топографических описаний". Сегодня известно свыше десяти местных описаний. Они содержат карты губер нии, отдельных уездов, планы городов. Авторами пер­вых описаний был Арцибашев; очевидно, подготовлен­ный им текст "Топографического описания" был опуб­ликован в 1786 г. в журнале "Уединенный пошехонец" под названием "Сведения о Ярославском наместничест­ве", С 1791 г. вместо Арцибашева губернским землеме­ром становится Иван Коренев, и последующие описания уже составлял именно он.

Внимание к продолжению составления "Топографи­ческих описаний" края при императоре Павле было обу­словлено двумя причинами: 1) новые административно-территориальные реформы привели к изменению коли­чества уездов Ярославской губернии, и это было необхо­димо зафиксировать в новых описаниях; 2) в 1795 г. проводилась ревизия, то есть перепись населения, не включенного в прежние описания, что также потребова­ло уточнений в текстах "Топографических описаний". В 1797 г. И. Коренев закончил работу над "Атласом Яро­славской губернии" и был отправлен губернскими вла­стями с этим атласом к Павлу I в Гатчину. Однако в связи с тем, что недавно были упразднены Петровский и Борисоглебский уезды в составе губернии, атлас сразу оказался устаревшим. Последний атлас губернии поя­вился в 1817 г. Он полностью повторял текст атласа Ко­ренева, но численность населения в нем приводилась уже по данным ревизии 1816 г.

Согласно "Топографическому описанию" 1800 г. тер­ритория Ярославской губернии составляла 31 тыс. кв. км, средняя плотность населения достигала 25 человек на кв. км, в конце XVIII в. в губернии проживало 796 тыс. жителей. Данные топографических описаний очень важны при изучении хозяйства Ярославского края, развития промышленности, сельского хозяйства и судоходства. Кроме того, этот источник содержит сведе­ния демографического и физико-географического харак­тера, данные о климате, рельефе, почвах, лесах и жи­вотном мире Ярославской губернии. Тот факт, что в на­шем крае удалось выявить десять экземпляров топогра­фических описаний, является показателем успешной ра­боты ярославских землемеров. Крупнейшим событием в культур-

Первый русский ной жизни Ярославского края XVIII в. национальный было создание первого русского нацио-театр. Ф.Г. Волков нального театра. Это событие было свя­зано с именем Федора Григорьевича Волкова (1729 - 1763 гг.). Он родился в Костроме, но после смерти отца Федора его мать, купчиха Матрена Волкова, вышла замуж за ярославского купца Полуш-кина. С шести лет Федор Волков жил в Ярославле. Он прошел курс наук в Ярославской Славяно-латинской се­минарии. В 1746 г. отчим отправил его в Санкт-Петер­бург, чтобы изучать бух­галтерию и коммерческое дело. В столице Ф. Вол­ков часто посещал италь­янскую оперу, француз­ский и немецкий театры. Огромное впечатление на него произвела трагедия А.П. Сумарокова "Синав и Трувор", представлен­ная членами "кружка лю­бителей русской словесно­сти" при Сухопутном шляхетском корпусе в Пе­тербурге. Исполнение ро­ли Синава Никитой Беке­товым привело Ф.Г. Вол­кова в восхищение, и уже тогда у него появилась мысль о создании собст­венного театра в Ярослав­ле.

В Ярославле Ф. Волков собрал драматическую груп­пу, в которую вошли его братья Григорий и Гаврила, дьячок Иван Нарыков (по сцене - Дмитревский), пиСцы Семен Куклин, Алексей Попов, цирюльник Яков Шум» ский, посадские люди Семен Стачков и Демьян Галик. Здесь начала свою сценическую карьеру первая русская актриса Татьяна Михайловна Троепольская. Первый спектакль был поставлен в обширном кожевенном амба­ре купца Полушкина, находившемся около Ильинской площади. Премьера состоялась в день именин отчима 10 июля 1750 г. Артисты во главе с Волковым ставили драму Расина "Эсфирь". Родственники и гости были по­трясены увиденным зрелищем. Стены, потолок и занавес были расписаны красками, сарай освещен лампами, ря­дами поставлены скамейки. Были построены декорации и придуманы яркие костюмы. Музыканты играли на гуслях и двух скрипках. В спектакле в массовых сценах были заняты рабочие кожевенного завода купца Ф.В. Полушкина.

После громкого успеха первого спектакля Ф.Г. Вол­ков полностью отходит от коммерческих дел. После смерти купца Полушкина управление экономическими делами семьи переходит к брату Федора Волкова Алек­сею. Сам Федор начинает строить здание своего театра. Он купил участок земли на берегу Волги, на свои сред­ства построил и оборудовал театр. Премьера в новом здании состоялась 7 января 1751 г., играли трагедию А.П. Сумарокова "Хорев". Театр был всегда полон и дос­тупен для зрителей, места в нем стоили по 1 - 5 копеек. Ф.Г. Волков проявил себя как человек разнообразных дарований. Он был и механиком, и режиссером, и дра­матургом, и художником, и поэтом, и даже гримером. Театр ставил пьесы Сумарокова и самого Волкова.

В январе 1752 г. по приказу императрицы Елизаве­ты Петровны труппа была вызвана в Петербург. Всего в столицу отправилось 12 человек с 19 подводами и б са­нями театрального реквизита. Уже в феврале были даны первые спектакли для государыни. С тех пор Ф.Г. Волков в Ярославль не возвращался. Сначала он и его артисты играли при дворе, а затем участвовали в спектаклях, которые ставились в шляхетском корпусе. В 1756 г. в Санкт-Петербурге был открыт "Русский те­атр для представления комедий и трагедий". Этот театр возглавил А.П. Сумароков, а в 1761 г. его сменил Ф.Г. Волков. Он сам с блеском исполнял трагические роли в пьесах Сумарокова, кроме того, продолжил свое обучение в шляхетском корпусе. Ради занятий театром он отказался от поста "кабинет министра" при Екатери­не П. Известно, что Ф.Г. Волков написал около 15 пьес, но их тексты не сохранились ("Суд Шемякин", "Увеселение московских жителей о масленице", "Вся кий Еремей про себя разумей" и другие). Он писал тор­жественные оды и песни. По преданию, в Ярославле по его эскизам был выполнен резной иконостас Николо-Надеинской церкви. Сохранился полулегендарный рас­сказ о том, что Ф. Волков удачно сымпровизировал текст манифеста, забытый Екатериной II при принятии присяги. После дворцового переворота, в начале 1763 г. во время коронационных торжеств был устроен маска­рад "Торжествующая Минерва". Автором и режиссером этого грандиозного представления на улицах столицы был Ф.Г. Волков вместе с Сумароковым и Херасковым. В маскараде было занято 4 тысячи человек, демонстри­ровавших "гнусность пороков и славу добродетели". Участники представления изображали образы антично­сти и мифологии, всевозможные недостатки людей - об­ман, спесь, невежество. Однако во время шествия Федор Григорьевич простудился и 4 апреля 1763 г. умер.

В Ярославле именем Ф.Г. Волкова названы театр и площадь перед его зданием. Имя Волкова носит одна, из улиц города, а в 1973 г. в сквере около театра был от­крыт памятник его основателю. Дело Ф.Г, Волкова про­должал Иван Дмитревский (1734 - 1821 гг.), который стал выдающимся актером своего времени. Он ездил учиться за границу, а с 1791 г. стал главным режиссе­ром придворных театров. Дмитревский собирал мате­риалы по истории русского театра, переводил и писал пьесы. В Ярославле после отъезда Ф. Волкова театраль­ная жизнь не заглохла. Новые постановки устраивали братья Федора Волкова с участием крепостных и работ­ных людей. В конце XVIII в. спектакли в Ярославле ставились в Славяне-латинской семинарии, в Доме при­зрения ближнего, в доме генерал-губернатора А.П. Мельгунова в слободе Киселюха на набережной Ко-торосли. Именно в этом доме в 1786 г. И. Дмитревский вновь играл с ярославскими артистами и членами семьи наместника в спектакле "Синав и Трувор". В конце XVIII в. в Ярославле начала работать крепостная теат­ральная труппа князя Урусова. В 1780 г. выпускник ярославской семинарии Яков Соколов написал комиче­скую оперу "Ставленник" о жадном сыне богатого попа Фоме и умном, ловком сыне бедного пономаря Проворе. Эту пьесу полюбили в Ярославле и продолжали ставить в первой половине XIX в.

Таким образом, дело Федора Волкова было продол­жено на ярославской земле, традиции русского нацио­нального театра получили дальнейшее развитие. Можно сделать вывод о том, что "золотой век" ярославского ис­кусства второй половины XVII в. не ушел навсегда. Культурная жизнь края продолжалась, и XVIII в. тоже был отмечен важными достижениями. В Ярославском крае возникали новые учебные заведения, не пресеклась местная литературная традиция, развивалась поэзия и проза, выходили различные духовные и светские сочи­нения. Многое в культуре края того времени было впер­вые - первый провинциальный журнал "Уединенный пошехонец" и первый русский национальный театр.

Ярославский край - родина русских флотоводцев. Г.А. Спиридов. Ф.Ф. Ушаков

Из известных ярославцев XVIII в.

Ярославский край следует упомянуть имена Г.А. Спири-дова и Ф.Ф. Ушакова. Григорий Анд реевич Спиридов родился в 1713 г. деревне Спиридовке неподалеку от Пе реславля. Он происходил из старинно­го, но обедневшего дворянского рода. Спиридов прослужил во флоте 50 лет, принимал участие в нескольких войнах, показал себя храбрым и знающим офицером. Его флотоводческий талант ярко проявился во время русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг. В Чес­менской битве в июне 1770 г. русский флот под коман­дованием адмирала Г.А. Спиридова одержал блестящую победу над турецким флотом, несмотря на двойное пре­восходство противника. За пять лет пребывания в водах Средиземного моря русская эскадра под командованием Спиридова одержала много побед. Вскоре после победно­го окончания войны Г.А. Спиридов вышел в отставку. Он жил в Петербурге и Москве, но часто приезжал на Родину в Спиридовку и Нагорье. Он умер в Москве 18 апреля 1790 г. и был похоронен в склепе Нагорьевской церкви. В 1962 г. в Нагорье был установлен памятник адмиралу Спиридову.

Ф.Ф. Ушаков родился в 1745 г. в семье небогатого дворянина, владевшего землями в Ярославском крае близ деревни Бурнаково (ныне территория Рыбинского района). Адмирал Ушаков командовал русским флотом во время операций на Черном море в период русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг. Ф.Ф. Ушаков стал ос­новоположником новой тактики морского боя, прове­ренной в войнах с Францией в конце XVIII в. В годы Великой Отечественной войны был учрежден высший военно-морской орден Ф.Ф. Ушакова и медаль в его честь. Сейчас на Крестовой улице в Рыбинске установ­лен памятник знаменитому земляку.

Глава VIII Ярославский край в первой половине XIX века

Ярославский край в период

Отечественной войны 1812 года

Начало XIX. в. ознаменовалось для Европы чередой непрекращающихся войн. Австрия, Пруссия и Россия пытались совместными усилиями противостоять наполе­оновской Франции. Но Наполеон поодиночке разбил ав­стрийцев и пруссаков, и Россия осталась один на один с опасным врагом. Предвидя, что война будет тяжелой, русское правительство прибегло к чрезвычайным мерам. Манифестом императора Александра I от 30 ноября 1806 г. было объявлено о созыве земского ополчения в помощь армии. В ополчение могли зачисляться предста­вители всех податных сословий, но офицерские посты замещались только дворянами из числа отставных воен­ных. Во исполнение манифеста бригада ополчения была создана и в Ярославской губернии (ее возглавил генерал-майор Лихачев).

Накануне войны

Ополчение не успело принять участие в военных действиях. Летом 1807 г. в Тильзите был подписан мир между Россией и Францией. Тем не менее император отметил участников ополчения памятными золотыми медалями, производством в следующий чин и правом ношения мундира после выхода в отставку. Но все это относилось к офицерам-дворянам, рядовые же ополчен­цы, хотя им и было обещано, что их распустят по до­мам, были влиты в регулярную армию и отныне наравне с другими рекрутами должны были нести все тяготы солдатской службы.

Тильзитский мир не удовлетворял ни Францию, ни Россию. Обе стороны знали, что новая война неизбежна и готовились к ней. В мае 1812 г. указом императора в Ярославле было предписано сформировать два егерских полка в дополнение к очередному рекрутскому набору, причем обмундирование и снабжение их должно было осуществляться за счет средств ярославского дворянства. Сбор денег на эти цели предполагалось закончить к ию­лю, но 12 июня 1812 г. войска Наполеона перешли гра­ницу Российской империи. Началась война.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.028 с.)