Культурное развитие края в XVI в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурное развитие края в XVI в.



Вхождение ярославских земель в состав единс Российского государства дало мощный толчок для ку^ турного развития края, получившего благоприятн: возможности для многостороннего включения в обн российский культурно-исторический процесс.

Достаточно интенсивно развивались в Ярославсш крае каменное зодчество и церковная живопись. Восс! навливались старые храмы и строились новые. В нача XVI в. в Ярославле произошел сильный пожар, повр дивший и его каменные соборы. Василий III направо сюда московских мастеров, которые в 1501 - 1509 г возвели Успенский, а в 1506 - 1516 гг. - Спасо-Прео) раженский соборы под влиянием построенных в Мосш итальянскими архитекторами Успенского и Архангел] ского соборов. Строительство храма Спаса Преображени положило начало перестройке всего комплекса Спасе Преображенского монастыря. В 1516 г. были построен] Святые ворота со стороны Которосли и трапезная палг та, а в середине века воздвигнута звонница.

Для вновь сооруженных храмов создавались иконы Во втором десятилетии XVI в. был создан иконостас со бора Спаса Преображения, а к середине столетия - ико ны праздничного чина и храмовая икон; "Преображение". В 1563 - 1564 гг. московские и мест иые живописцы украсили интерьер собора великолепно ф!чековой живописью. Одновременно были расписаны и Святые ворота.

Богатое убранство имели и выстроенные во второй половине XVI в. деревянные приходские церкви на яро­славском иосаде, до наших дней, к сожалению, не со­хранившиеся. В их росписях проявлялись черты яро­славской школы живописи, для которой были характер­ны бытовые подробности.

Расширялось каменное строительство и в Ростове Великом, где работали известные в то время мастера-каменщики: Пахомий Горяинов, Третьяк и Григорий Борисовы. Они строили храмы не только в Ростове, но и в других местах - на Белоозере, Кубенском озере, в Ки-риловском и Белозерском монастырях. К XVI в. отно­сится возведение в Ростове грандиозного Успенского со­бора, строившегося под влиянием Успенских соборов Московского кремля и древнего Владимира.

Особым размахом монастырского строительства от­личался Переславль-Залееский. К началу XVI в. в горо­де и его окрестностях существовало множество монасты­рей, по количеству которых с Переславлем мог соперни­чать в то время только Суздаль. В связи с этим в Пере-славле было широко развито и храмовое строительство. Весьма примечателен сооруженный в 60-е гг. XVI в. Никитский собор - главная постройка основанного в на­чале столетия Никитского монастыря. Архитектурной особенностью этого собора являлось наличие стрельча­тых арок, несвойственных для древнерусского зодчества. Однако стены и своды собора были расписаны в древне­русской традиции. Храмы возводились не только на территории монастырей. Новые церкви строились также на посаде и в городских слободах.

Развитие зодчества и живописи в крае в XVI в. на­глядно свидетельствовало о высоком уровне его культу­ры. Уже тогда были созданы определенные предпосылки для ее расцвета в будущем столетии.

"Золотой век" культуры Ярославского края

Интенсивное экономическое развитие ярослава земель в XVII в., усиление и укрепление болышшс городов края привели к бурному росту его культу] для которой это время стало поистине "золотым веком

XVII в. стал временем невиданного ранее взлета я] славского зодчества и живописи. В зодчестве сложил особый стиль, известный как ярославская и ростовск школы. Особая роль в развитии ярославской культу! этого периода принадлежала торгово-ремесленной ве хушке посада. На средства богатейших купеческих с мейств и прихожан именно тогда были построены вел* коленные храмы, до сих пор остающиеся гордостью яро­славского зодчества.

Зодчество Ярославля

После страшного "лихолетья" каменное строительство в Ярославле возобновилось только в 20-е гг. XVII в. I 1620 - 1621 гг. на волжском берегу была возведена первая в городе каменная приходская церковь Николы Надеина. Ее сооружением было поло­жено начало грандиозного храмового строительства в Ярославле, которое продолжалось до самого конца сто­летия.

В первой половине XVII в. в Ярославле сложился тип местного храма, отличавшегося от современных ему московских храмов. Это были крупные крестово-куполь-ные здания, четырехстолпные и пятиглавые с трехал-сидным алтарем без трапезной..Шатровая ярусная коло­кольня встраивалась в северо-западный угол галереи или стояла отдельно. Эти особенности проявились уже в архитектуре церкви Николы Надеина. Особенности яро­славского каменного храмового зодчества получили свое дальнейшее развитие в строительстве церкви Рождества Христова, построенной в 1638 - 1644 гг. Одно из луч­ших произведений русской средневековой архитектуры -церковь Ильи Пророка - была воздвигнута в 1647 -1650 гг. Она завершила собой развитие ярославского храмового зодчества первой половины столетия и опре­делила его дальнейший характер. Ее архитектура отра­жала полнокровное и жизнерадостное искусство посада.

Во второй половине XVII в. ярославское храмовое зодчество вступило в период своего наивысшего расцве­та. Именно в это время был возведен целый ряд храмо­вых комплексов. Это замечательный храмовый ком­плекс в Коровницкой слободе за рекой Которослью. В 1649 - 1.654 гг. построено его основное сооружение -церковь Иоанна Златоуста, которой принадлежит боль­шая роль в складывании ярославской школы зодчества. Этот выдающийся памятник архитектуры оказал замет­ное влияние на развитие храмового строительства в Яро­славле, Угличе, Костроме и других городах Верхнего Поволжья. Другой замечательный архитектурный ан­самбль - церковный комплекс Николы Мокрого, постро­енный в 60 ~ 80-е гг. Он представляет собой типичный посадский храм.

Наиболее активно церковное строительство в Яро­славле велось в 80 - 90-е гг. В это время был построен один из лучших храмовых ансамблей — Толгский мона­стырь. В течение 1671 - 1687 гг. возводился самый ве­личественный храм Ярославля - церковь Иоанна Пред­течи в Толчковской слободе за Которослью. Это круп­нейший из ярославских архитектурных ансамблей кон­ца XVII в. В роскошном убранстве его фасадов прояви­лись существенные перемены в ярославском храмовом зодчестве, происшедшие к концу столетия. И прежде всего это тенденция к его "обмирщению". Так, коло­кольня была выдержана в стиле "нарышкинского" ба­рокко. В храме Иоанна Предтечи воплотились все дос­тижения ярославского храмового зодчества.

Во второй половине XVII в. в Ярославле кроме мона­стырей и храмовых комплексов было построено много отдельных, замечательных по своей архитектуре церк­вей - Михаила Архангела, Варваринская, Спаса на Го­роду, Николы Меленка, Дмитрия Солунского и другие.

Наряду с возведением храмов в городе широко раз­вернулось в это же время строительство посадских жи­лых домов. Весьма значительным по размерам был двор ярославских купцов Скришшых возле храма Богоявле­ния. Купеческие дома отличались богатством декоратив­ного убранства фасадов. В 60-е гг. были сооружены ми­трополичьи жилые палаты. В последние десятилетия XVII в, русское искусство стало испытывать влияние западноевропейского, один из стилей которого - барокко - дал на русской почве особую ветвь - московское, или "нарышкинское" барокко. Его влияние, как уже отмечалось, испытало и ярославское зодчество.

Ярославская живопись

XVII в, для Ярославля был и временем расцвета монументальной живописи, вызванного бурным храмовым строительством. Благотворное влияние на развитие живописи оказал посад.

Замечательным достижением русского живописного искусства XVII в. было изображение глубины простран­ства, объемное изображение фигур в сложных ракурсах, использование светотени. В условиях постепенного "обмирщения" искусства живопись становилась более реалистической. Религиозное содержание росписей не­редко утрачивало свое первоначальное назначение. В композициях церковных росписей появляется изобра­жение людей, вводятся целые толпы народа, сцены ста­новятся многолюдными. Наряду с апостолами появля­ются цари, воины, нарядно одетые женщины. На основе житий святых живописцы пишут бытовые сцены. Изо­бражаемая природа теряет свой аскетизм, появляются густые леса, населенные зверями и птицами, деревья изображаются с пышной листвой.

Все эти новые моменты в развитии живописи в пол­ной мере проявились в настенных росписях (фресках) храмов Ярославля, Ростова, Романово-Борисоглебска. Наряду с московской школой живописи появилась своя и в Ярославле, который превратился в один из самых крупных художественных центров России второй поло­вины XVII в. В Ярославле, Ростове, Переелавле-Залесском работали опытные живописцы, получившие известность и в Москве. В Ярославле работали такие мастера, как Иоаким Епенков (известный как Любим Агеев), Севостьян Дмитриев, Василий и Константин Ананьины, Иван и Федор Карповы/ Получили извест­ность Федор Игнатьев, Стефан Дьяконов, Федор Зубов. Главой ярославских живописцев был выдающийся ху­дожник Дмитрий Плеханов. Вместе с ярославскими в городе работали московские и костромские мастера. Ко тромских живописцев возглавлял Гурий Никитин -один из самых замечательных художников XVII в.

Выдающимся памятником монументальной живопи­си Ярославля этого времени являются фрески церкви Ильи Пророка. Они поражают своей многоцветностью и пышностью. Но вершиной ярославской фресковой жи­вописи являются росписи церкви Иоанна Предтечи, вы­полненные мастерами во главе с Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым.

В ярославской иконописи были распространены жи­тийные иконы с жанровыми сюжетами, изображающи­ми картины русской жизни, русских людей, русскую природу. Прослеживается интерес иконописцев и к во­енно-историческим сюжетам. В числе лучших ярослав­ских икон этого времени следует назвать "Чудо иконы Федоровской богоматери", "Рождество Христово", "Вознесение".

Ярославские иконописцы выдвинули из своей среды крупного теоретика искусства - Иосифа Владимирова, автора трактата об искусстве. Владимиров был сторон­ником западноевропейского искусства и реалистического метода изображения действительности - "живоподобия". Но при этом он не терял своей самобытности.

Ростовское зодчество

Вторым по значению центром зодчества и живописи края после Ярославского зодчества славился был Ростов, архитектурные па­мятники которого создали ему славу красивейшего северного города России. Больших мас­штабов каменное строительство в Ростове достигло во второй половине XVII в. и было связано с именем ми­трополита Ионы Сысоевича. Был построен митрополи­чий дом, окруженный стеной с одиннадцатью башнями. На западном и северном его фасадах сооружены въезд­ные башни с надвратными церквями - Воскресенской и Иоанна Богослова, а над воротами, выходившими на со­борную площадь - церковь Воскресения Христа. На ру­беже XVII - XVIII вв. построены "Святые ворота". В ре­зультате многолетнего строительства был создан величе­ственный ансамбль Ростовского кремля. В его храмах и зданиях отчетливо заметны характерные черты стиля Московское барокко, что свидетельствует о сильном влиянии московской и ярославской школ. Среди храмов Ростовского кремля особо выделялась церковь Иоанна Богослова.

В XVII в. в Ростове появилось и много построек на посаде, среди которых можно выделить Конюшенный Дворе

Углич

Замечательные памятники церковного зодчества были созданы в Угличе. Это церковь Успения богоматери Алексеев-ского монастыря, воздвигнутая в 1628 г. и отличавшая­ся удивительной стройностью; церковь царевича Дмит­рия "на крови" (1661 - 1662 гг.), испытавшая влияние московского зодчества. Расцвет каменного строительства в Угличе приходится на 70 - 90-е гг. XVII в. В это вре­мя были созданы ансамбли Алексеевского, Воскресен­ского и Богоявленского монастырей. К 1689 - 1690 гг. относится возведение церкви Рождества Иоанна Предте­чи, отличавшейся своей островерхой шатровой коло­кольней. Гордостью древнерусского зодчества является трехшатровая Успенская церковь, получившая у совре­менников название "Дивная".

Переславль-Залеский

В Переславле-Залесском зодчество и живопись в XVII в. не получили такого размаха, как в Ярославле или Ростове. Однако и здесь были созданы замечательные памятники зодчества и живописи: ком­плексы Горицкого, Данилова, Никитского и Федоров­ского монастырей. Великолепные фрески украсили сте­ны Троицкого монастыря. Они были выполнены артелью живописцев во главе с Гурием Никитиным и Силой Са­виным.

К выдающимся памятникам зодчества XVII в. отно­сится Воскресенский собор в Борисоглебской слободе, воздвигнутый в 1652 - 1678 гг., и Крестовоздвиженский собор в Романове, построенный в 1658 г.

XVII в. положил начало новому периоду в развитии русской культуры. Для зодчества и живописи Ярослав­ского края это было время высочайшего взлета, не слу­чайно названного их "золотым веком". В условиях по­степенного "обмирщения" искусства в зодчестве и живописи края выделялись характерные особенности, кото­рые в значительной степени определили складывание русского национального стиля в культуре XVII в.

Глава VII



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.026 с.)