Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурное развитие края в XVI в.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вхождение ярославских земель в состав единс Российского государства дало мощный толчок для ку^ турного развития края, получившего благоприятн: возможности для многостороннего включения в обн российский культурно-исторический процесс. Достаточно интенсивно развивались в Ярославсш крае каменное зодчество и церковная живопись. Восс! навливались старые храмы и строились новые. В нача XVI в. в Ярославле произошел сильный пожар, повр дивший и его каменные соборы. Василий III направо сюда московских мастеров, которые в 1501 - 1509 г возвели Успенский, а в 1506 - 1516 гг. - Спасо-Прео) раженский соборы под влиянием построенных в Мосш итальянскими архитекторами Успенского и Архангел] ского соборов. Строительство храма Спаса Преображени положило начало перестройке всего комплекса Спасе Преображенского монастыря. В 1516 г. были построен] Святые ворота со стороны Которосли и трапезная палг та, а в середине века воздвигнута звонница. Для вновь сооруженных храмов создавались иконы Во втором десятилетии XVI в. был создан иконостас со бора Спаса Преображения, а к середине столетия - ико ны праздничного чина и храмовая икон; "Преображение". В 1563 - 1564 гг. московские и мест иые живописцы украсили интерьер собора великолепно ф!чековой живописью. Одновременно были расписаны и Святые ворота. Богатое убранство имели и выстроенные во второй половине XVI в. деревянные приходские церкви на ярославском иосаде, до наших дней, к сожалению, не сохранившиеся. В их росписях проявлялись черты ярославской школы живописи, для которой были характерны бытовые подробности. Расширялось каменное строительство и в Ростове Великом, где работали известные в то время мастера-каменщики: Пахомий Горяинов, Третьяк и Григорий Борисовы. Они строили храмы не только в Ростове, но и в других местах - на Белоозере, Кубенском озере, в Ки-риловском и Белозерском монастырях. К XVI в. относится возведение в Ростове грандиозного Успенского собора, строившегося под влиянием Успенских соборов Московского кремля и древнего Владимира. Особым размахом монастырского строительства отличался Переславль-Залееский. К началу XVI в. в городе и его окрестностях существовало множество монастырей, по количеству которых с Переславлем мог соперничать в то время только Суздаль. В связи с этим в Пере-славле было широко развито и храмовое строительство. Весьма примечателен сооруженный в 60-е гг. XVI в. Никитский собор - главная постройка основанного в начале столетия Никитского монастыря. Архитектурной особенностью этого собора являлось наличие стрельчатых арок, несвойственных для древнерусского зодчества. Однако стены и своды собора были расписаны в древнерусской традиции. Храмы возводились не только на территории монастырей. Новые церкви строились также на посаде и в городских слободах. Развитие зодчества и живописи в крае в XVI в. наглядно свидетельствовало о высоком уровне его культуры. Уже тогда были созданы определенные предпосылки для ее расцвета в будущем столетии. "Золотой век" культуры Ярославского края Интенсивное экономическое развитие ярослава земель в XVII в., усиление и укрепление болышшс городов края привели к бурному росту его культу] для которой это время стало поистине "золотым веком XVII в. стал временем невиданного ранее взлета я] славского зодчества и живописи. В зодчестве сложил особый стиль, известный как ярославская и ростовск школы. Особая роль в развитии ярославской культу! этого периода принадлежала торгово-ремесленной ве хушке посада. На средства богатейших купеческих с мейств и прихожан именно тогда были построены вел* коленные храмы, до сих пор остающиеся гордостью ярославского зодчества. Зодчество Ярославля После страшного "лихолетья" каменное строительство в Ярославле возобновилось только в 20-е гг. XVII в. I 1620 - 1621 гг. на волжском берегу была возведена первая в городе каменная приходская церковь Николы Надеина. Ее сооружением было положено начало грандиозного храмового строительства в Ярославле, которое продолжалось до самого конца столетия. В первой половине XVII в. в Ярославле сложился тип местного храма, отличавшегося от современных ему московских храмов. Это были крупные крестово-куполь-ные здания, четырехстолпные и пятиглавые с трехал-сидным алтарем без трапезной..Шатровая ярусная колокольня встраивалась в северо-западный угол галереи или стояла отдельно. Эти особенности проявились уже в архитектуре церкви Николы Надеина. Особенности ярославского каменного храмового зодчества получили свое дальнейшее развитие в строительстве церкви Рождества Христова, построенной в 1638 - 1644 гг. Одно из лучших произведений русской средневековой архитектуры -церковь Ильи Пророка - была воздвигнута в 1647 -1650 гг. Она завершила собой развитие ярославского храмового зодчества первой половины столетия и определила его дальнейший характер. Ее архитектура отражала полнокровное и жизнерадостное искусство посада. Во второй половине XVII в. ярославское храмовое зодчество вступило в период своего наивысшего расцвета. Именно в это время был возведен целый ряд храмовых комплексов. Это замечательный храмовый комплекс в Коровницкой слободе за рекой Которослью. В 1649 - 1.654 гг. построено его основное сооружение -церковь Иоанна Златоуста, которой принадлежит большая роль в складывании ярославской школы зодчества. Этот выдающийся памятник архитектуры оказал заметное влияние на развитие храмового строительства в Ярославле, Угличе, Костроме и других городах Верхнего Поволжья. Другой замечательный архитектурный ансамбль - церковный комплекс Николы Мокрого, построенный в 60 ~ 80-е гг. Он представляет собой типичный посадский храм. Наиболее активно церковное строительство в Ярославле велось в 80 - 90-е гг. В это время был построен один из лучших храмовых ансамблей — Толгский монастырь. В течение 1671 - 1687 гг. возводился самый величественный храм Ярославля - церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе за Которослью. Это крупнейший из ярославских архитектурных ансамблей конца XVII в. В роскошном убранстве его фасадов проявились существенные перемены в ярославском храмовом зодчестве, происшедшие к концу столетия. И прежде всего это тенденция к его "обмирщению". Так, колокольня была выдержана в стиле "нарышкинского" барокко. В храме Иоанна Предтечи воплотились все достижения ярославского храмового зодчества. Во второй половине XVII в. в Ярославле кроме монастырей и храмовых комплексов было построено много отдельных, замечательных по своей архитектуре церквей - Михаила Архангела, Варваринская, Спаса на Городу, Николы Меленка, Дмитрия Солунского и другие. Наряду с возведением храмов в городе широко развернулось в это же время строительство посадских жилых домов. Весьма значительным по размерам был двор ярославских купцов Скришшых возле храма Богоявления. Купеческие дома отличались богатством декоративного убранства фасадов. В 60-е гг. были сооружены митрополичьи жилые палаты. В последние десятилетия XVII в, русское искусство стало испытывать влияние западноевропейского, один из стилей которого - барокко - дал на русской почве особую ветвь - московское, или "нарышкинское" барокко. Его влияние, как уже отмечалось, испытало и ярославское зодчество. Ярославская живопись XVII в, для Ярославля был и временем расцвета монументальной живописи, вызванного бурным храмовым строительством. Благотворное влияние на развитие живописи оказал посад. Замечательным достижением русского живописного искусства XVII в. было изображение глубины пространства, объемное изображение фигур в сложных ракурсах, использование светотени. В условиях постепенного "обмирщения" искусства живопись становилась более реалистической. Религиозное содержание росписей нередко утрачивало свое первоначальное назначение. В композициях церковных росписей появляется изображение людей, вводятся целые толпы народа, сцены становятся многолюдными. Наряду с апостолами появляются цари, воины, нарядно одетые женщины. На основе житий святых живописцы пишут бытовые сцены. Изображаемая природа теряет свой аскетизм, появляются густые леса, населенные зверями и птицами, деревья изображаются с пышной листвой. Все эти новые моменты в развитии живописи в полной мере проявились в настенных росписях (фресках) храмов Ярославля, Ростова, Романово-Борисоглебска. Наряду с московской школой живописи появилась своя и в Ярославле, который превратился в один из самых крупных художественных центров России второй половины XVII в. В Ярославле, Ростове, Переелавле-Залесском работали опытные живописцы, получившие известность и в Москве. В Ярославле работали такие мастера, как Иоаким Епенков (известный как Любим Агеев), Севостьян Дмитриев, Василий и Константин Ананьины, Иван и Федор Карповы/ Получили известность Федор Игнатьев, Стефан Дьяконов, Федор Зубов. Главой ярославских живописцев был выдающийся художник Дмитрий Плеханов. Вместе с ярославскими в городе работали московские и костромские мастера. Ко тромских живописцев возглавлял Гурий Никитин -один из самых замечательных художников XVII в. Выдающимся памятником монументальной живописи Ярославля этого времени являются фрески церкви Ильи Пророка. Они поражают своей многоцветностью и пышностью. Но вершиной ярославской фресковой живописи являются росписи церкви Иоанна Предтечи, выполненные мастерами во главе с Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым. В ярославской иконописи были распространены житийные иконы с жанровыми сюжетами, изображающими картины русской жизни, русских людей, русскую природу. Прослеживается интерес иконописцев и к военно-историческим сюжетам. В числе лучших ярославских икон этого времени следует назвать "Чудо иконы Федоровской богоматери", "Рождество Христово", "Вознесение". Ярославские иконописцы выдвинули из своей среды крупного теоретика искусства - Иосифа Владимирова, автора трактата об искусстве. Владимиров был сторонником западноевропейского искусства и реалистического метода изображения действительности - "живоподобия". Но при этом он не терял своей самобытности. Ростовское зодчество Вторым по значению центром зодчества и живописи края после Ярославского зодчества славился был Ростов, архитектурные памятники которого создали ему славу красивейшего северного города России. Больших масштабов каменное строительство в Ростове достигло во второй половине XVII в. и было связано с именем митрополита Ионы Сысоевича. Был построен митрополичий дом, окруженный стеной с одиннадцатью башнями. На западном и северном его фасадах сооружены въездные башни с надвратными церквями - Воскресенской и Иоанна Богослова, а над воротами, выходившими на соборную площадь - церковь Воскресения Христа. На рубеже XVII - XVIII вв. построены "Святые ворота". В результате многолетнего строительства был создан величественный ансамбль Ростовского кремля. В его храмах и зданиях отчетливо заметны характерные черты стиля Московское барокко, что свидетельствует о сильном влиянии московской и ярославской школ. Среди храмов Ростовского кремля особо выделялась церковь Иоанна Богослова. В XVII в. в Ростове появилось и много построек на посаде, среди которых можно выделить Конюшенный Дворе Углич Замечательные памятники церковного зодчества были созданы в Угличе. Это церковь Успения богоматери Алексеев-ского монастыря, воздвигнутая в 1628 г. и отличавшаяся удивительной стройностью; церковь царевича Дмитрия "на крови" (1661 - 1662 гг.), испытавшая влияние московского зодчества. Расцвет каменного строительства в Угличе приходится на 70 - 90-е гг. XVII в. В это время были созданы ансамбли Алексеевского, Воскресенского и Богоявленского монастырей. К 1689 - 1690 гг. относится возведение церкви Рождества Иоанна Предтечи, отличавшейся своей островерхой шатровой колокольней. Гордостью древнерусского зодчества является трехшатровая Успенская церковь, получившая у современников название "Дивная". Переславль-Залеский В Переславле-Залесском зодчество и живопись в XVII в. не получили такого размаха, как в Ярославле или Ростове. Однако и здесь были созданы замечательные памятники зодчества и живописи: комплексы Горицкого, Данилова, Никитского и Федоровского монастырей. Великолепные фрески украсили стены Троицкого монастыря. Они были выполнены артелью живописцев во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным. К выдающимся памятникам зодчества XVII в. относится Воскресенский собор в Борисоглебской слободе, воздвигнутый в 1652 - 1678 гг., и Крестовоздвиженский собор в Романове, построенный в 1658 г. XVII в. положил начало новому периоду в развитии русской культуры. Для зодчества и живописи Ярославского края это было время высочайшего взлета, не случайно названного их "золотым веком". В условиях постепенного "обмирщения" искусства в зодчестве и живописи края выделялись характерные особенности, которые в значительной степени определили складывание русского национального стиля в культуре XVII в. Глава VII
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.87.157 (0.009 с.) |