В период монголо-татарского ига 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В период монголо-татарского ига



Ордынское иго вызвало резкое ослабление велико­княжеской власти. Великие князья потеряли контроль над отношениями удельных князей с Ордой, а ханы, ис­пользуя княжеские междоусобицы, стремились подор­вать хозяйство и политическую силу Руси. После уста­новления ордынского ига усилилось политическое дроб­ление русских земель. Появлялись новые княжества и земли. В Ростовском княжестве в середине XIII в. выде­лилось Белозерское княжество, в Переяславском - Мо­жайское и Тверское.

Ярославский князь Василий Всеволодович правил до 1249 г. После него ярославский стол занял его младший брат Константин, сведений о жизни которого сохрани­лось очень мало. Согласно преданию, он погиб в битве с татарами на Туговой горе.

Федор Черный

Со смертью Василия и Константина

прервалась мужская линия первых ярославских князей. Ярославский стол наследовала дочь Василия Всеволодовича, Мария, вы­данная в 1260 г. замуж за смоленского князя Федора Ростиславовича, прозванного "Черным". Именно он по­ложил начало новой династии ярославских князей.

Став ярославским князем, Федор Ростиславович, как и многие тогда русские князья, сотрудничал с Золотой Ордой, сделав эти отношения очень тесными и даже род­ственными. Он несколько лет жил в Орде и после смерти остававшейся в Ярославле жены женился на ханской дочери, принявшей крещение и получившей имя Анна. Во время пребывания в Орде у Федора родился сын, на-лванный при крещении Давидом, а затем второй сын -Константин.

В 1290 г. Федор Черный вернулся в Ярославль, где и прожил до своей кончины в 1299 г., много сделав для укрепления и расширения Ярославского княжества. Со­рокалетнее княжение его, отмечали дореволюционные историки-краеведы, опиравшиеся на летописные и жи­тийные источники, было счастливым временем для на­селения Ярославля, наслаждавшегося миром и тишиной. Конечно, оценка жизни и деятельности Федора Черного не может и не должна быть одноплановой и однолиней­ной, как и не была однозначной его сложная и противо­речивая личность. Но можно вполне согласиться с мне­нием русского историка второй половины XIX в. Д.И. Иловайского, назвавшего Федора Ростиславовича Черного одной из наиболее "выдающихся личностей между современными ему удельными князьями".

В 1463 г. князь Федор Черный, его сыновья Давид и Константин были канонизированы как святые Русской Православной церковью.

Потомки Федора Черного гордились историей своих предков. Один из них, князь Г.Е. Львов (первый глава Временного правительства в 1917 г.), у которого дома висел "портрет" Федора Ярославского, особо выделял своего далекого предка, сыгравшего, как писал Г.Е. Львов, "крупную роль в истории России".

По пути дробления

Дальнейшая политическая судьба Ярославского княжества была непростой. После смерти Давида Федорови­ча, бывшего ярославским князем с 1299 г. по 1321 г., наметившийся при нем процесс дробления княжества еще более усилился.

Одному из его сыновей, Василию, достался Яро­славль, а другому, Михаилу, - Молога. Василий Давидо­вич представлял ярославских князей на общерусском съезде в Москве в 1340 г. Московский князь Иван Кали­та выдал за него замуж свою дочь Евдокию. После смер­ти Василия княжество сначала перешло к его брату Ми­хаилу, а в 70-е гг. XIV в. было поделено между сыновь­ями. Даже после всех этих разделов Ярославское княже­ство оставалось наиболее значительным уделом. Боль­шинство его земель было расположено на правом берегу Волги. Владел ими князь Василий Васильевич, а его братья, Роман и Глеб, располагали меньшими территориями. Ярославские князья в это время отчетливо ори­ентировались на поддержку Москвы.

Хозяйство

Последствия монголо-татарских нашествий тяжело сказались на хозяй­ственном развитии русских княжеств. Многие пахотные земли были заброшены. В упадок пришли ремесло и торговля. Только с середины XIV в. стал наблюдаться определенный хозяйственный подъем. Земледелие в это время было связано с развитием таких сельскохозяйственных культур, как рожь, овес, лен. В игротехнике использовались трехполье, подсека.

Кроме земледелия ярославские крестьяне активно занимались скотоводством, разводили коров, овец, ло­шадей. Довольно широко на территории княжества было развито рыболовство на озерах и особенно реках - Волге, 1Соторосли, Пахме, Туношонке. Крестьяне несли разно­образные повинности: вотчинные, государственные, мирские, церковные. Ряд поборов с них взимался в пользу Орды.

Города

В условиях хозяйственного подъема, связанного не только с земледелием, но и с развитием ремесла и торговли, заметно ныросла роль городов как ремесленно-торговых центров. <)6 экономическом подъеме края свидетельствовало и появление новых городов. С XIII в. известна Молога, ставшая в 1321 г. центром небольшого удельного кня­жества. Уже к XV в. она приобрела значение достаточно крупного торгового центра, В 1462 г. впервые упомина­ется Романов городок, который "поставил в свое имя" на левом берегу Волги ярославский князь Роман Василье-пич. С XV в. начала выступать как промысловый центр Рыбная слобода.

Ярославль

Крупнейшим городом края стал Ярославль. Росту его торгового значе­ния способствовало весьма удобное расположение на Волжском пути. Ярославль был не только торговым, но и ремесленным городом. В XIV -XV вв. за его пределами выросли новые слободы. На по-гаде и в близлежащих селах селились монастырские /поди, также занимавшиеся ремеслом и торговлей и со­ставлявшие конкуренцию посадским.

Углич

Успешно развивался В XIV -Углич XV вв. он уже не был тем небольшим го­родком, каким встретил монголо-татарское нашествие. Углич был очень выгодно географически расположен, поскольку через него проходили пути в Ярославль, Нижний Новгород, Золотую Орду. Зимой че­рез него шел санный путь из Москвы на Переяславль, Белоозеро, а также Владимир и Суздаль. Торговое зна­чение города усиливалось благодаря оживлению Волж­ского торгового пути. Вокруг угличского кремля вырос посад с развитым ремеслом и торгом. Вокруг города рос­ли слободы. Углич становился одним из крупнейших городов края.

Ростов

Ростов в первые десятилетия после Батыева нашествия стал по-существу глав­ным политическим и религиозным цен­тром Северо-Восточной Руси. Его росту также способст­вовало удобное географическое положение: через него шли торговые пути, связывающие между собой русские земли. Глубинное положение Ростова благоприятствова­ло тому, что он меньше страдал от татарских вторже­ний, способствовало росту населения и экономическому развитию. Здесь были развиты ремесла и промыслы -рыбные, солеварные, литье колоколов, строительное де­ло. В значительной степени развитие Ростова было свя­зано и с деятельностью князей, вкладывавших большие средства в городское строительство. Однако на дальней­шей судьбе Ростова сказалось то, что он находился в от­далении от Волжского пути. Поэтому он постепенно все больше превращался в провинциальный центр с дворами князя, бояр и их челядью.

Переяславль-Залесский,

Торгово-ремесленным центром был Переяславль-Залесский, начавший восстанавливаться сразу же после монго­ло-татарского нашествия. Его разви­тию также благоприятствовало географическое положе­ние. Он был расположен в одном из плодородных и об­житых районов Северо-Восточной Руси. Через него про­легали важнейшие торговые пути на Москву и через Уг­лич на Белоозеро, а также дорога, связывавшая Москву с Владимиром, Ярославлем, Костромой, Нижним Новго­родом. Район был богат хлебом, рыбой, солью. В XIV - X V вв. Переяславль был богатым и оживленным Г(дом с посадом и селами, городом с развитым ремесло торговлей. Летопись 1407 г. называла его "великим родом". Однако он постепенно подвергался аграризац т«Ч>яя свое прежнее значение.

На пути к единому государству

К Москве

С начала XIV в. происходило бу ное расширение Московского княжес

ва в северном и северо-восточном нправлении. В 1301 г. бездетный переяславский княс

И шш Дмитриевич завещал свое княжество московском князю Даниилу Александровичу. В 1304 г. на княж<

с ком съезде в Переяславле княжество было официальнпередано сыну Даниила Александровича Юрию Даниле пи чу и было присоединено к Московскому княжеству. I

I Ж>2 г. в состав Московского княжества вошло Углич «•кое удельное княжество. В два этапа присоединялось в

Москве Ростовское княжество: в первой половине XV в. пыла присоединена его Сретенская часть, а в 70-е гг. того же века - Борисоглебская.

Ярославское княжество в это время было самым полыпим княжеством Северо-Восточной Руси, и его князьям на протяжении XIV - начала XV вв. удавалось сохранять его целостность и самостоятельность, хотя тя­готение их к Москве становилось все более отчетливым.

Куликовская битва

В 1380 г. полки ярославских удельных княжеств принимали участие в Куликовской битве. По зову великого московского князя Дмитрия Ипановича в Москву и Коломну со своими полками пришли ярославские, ростовские, белозерские, углич­ские, переяславские и мологские князья и воеводы. В Коломне Дмитрий Иванович разделил русские рати в полки и назначил воевод. Командовали полками 23 кня-- и воеводы, в том числе ярославский и ростовский князья. Из Коломны русские полки выступили навстре­чу Мамаю и 8 сентября вышли на Куликово поле. В центре русского войска стоял великокняжеский полк, по флангам - полк Правой руки под командованием Ан дрея Ольгердовича и полк Левой руки под командовани­ем князя Василия Ярославского, Федора Моложского и Федора и Ивана Белозерских. По другим данным, ко­мандование полком Правой руки было поручено Андрею Ростовскому, князю Стародубскому и воеводе Федору Грунку. Переяславские полки сражались под началом воеводы Андрея Серкизовича.

На Куликовом поле вместе с мужчинами сражались и женщины, две из которых были из Ростовского кня­жества. Это дочь ростовского князя Андрея Федоровича (имя ее до нас не дошло) и дочь другого ростовского князя Ивана Ивановича Пужбольского-Верши княжна Феодора. Тяжело раненная Феодора была привезена на родину. Судьба же второй княжны неизвестна.

Куликовская битва закончилась победой Руси над Золотой Ордой. Но и потери русских воинов были вели­ки. В числе погибших были переяславский воевода Анд­рей Серкизович, 20 переяславских, 33 ростовских и 15 угличских бояр. Куликовская битва, явилась перелом­ным событием в борьбе русского народа с Ордой. Она стала еще одним шагом по пути сближения русских зе­мель и складывания единого Российского государства.

За Москву

Важным этапом на пути образования единого государства стали конец XIV - первая половина XV в. Во второй четверти XV в. в Северо-Восточной Руси разгорелась феодальная война. Против складывающегося в Москов­ском княжестве политического порядка государственной централизации власти выступили галицкие удельные князья - Юрий Дмитриевич и его сыновья. Ярославский князь Александр Федорович в этой войне стал союзни­ком московского князя Василия П. В январе 1435 г. в окрестностях Ярославля между селами Космодемьян­ским и Великим произошло важное сражение, в котором войска противника московского князя, Василия Косого, были разбиты.

В ходе всех событий феодальной войны ярославцы сыграли заметную роль. Причем важно отметить, что Василия II Темного поддерживали не только ярослав­ские князья, но и церковь в лице архиепископа Ефрема, занимавшего тогда ростовскую кафедру. На его же сто­роне выступили монастыри. Феодальная война длилась несколько десятилетий продолжалась с переменным успехом. Но ярославски: князь неизменно оставался на стороне Москвы. Таки союзнические отношения Ярославского княжества с Мс сковским неизбежно вели к подчинению ярославски: князей Москве. В 1463 г. московский князь Иван II направил в Ярославль своего наместника И.В. Стригу Оболенского. Ярославский князь Александр Федорович Брюхатый оставался в Ярославле и при московском на местнике.

После смерти Александра Федоровича в 1471 г. Яро славское княжество окончательно вошло в состав Мое ковского государства.

Культура

Монголо-татарское нашествие нанесло русской культуре тяжелейший удар, связанный не только с раз­рушением памятников культуры, но и с гибелью их творцов: ремесленников, зодчих, живописцев, писцов, многих образованных людей. Но народ нашел в себе си­лы, чтобы залечить кровавые раны. Уже к концу XIII в. появляются свидетельства возрождения прежних куль­турных ценностей и создания новых. Развивались пись­менность и книжное дело. Росла грамотность населения, особенно представителей городских слоев. Появлялись библиотеки и училища, основное количество которых создавалось при монастырях.

Книжность

Среди центров грамотности и книжности этого времени особое зна­чение приобрел Ростов, возобновивший свои культурные связи с Киевом. Много сделал для раз­вития книжного дела в Ростове и пополнения его биб­лиотек князь Глеб. Богатейшей библиотекой располагал ростовский монастырь. Среди ростовского духовенства было много высокообразованных людей: архиепископ Вассиан, епископы Иоанн, Прохор и другие. Уроженцем ростовской земли был один из образованнейших людей конца XIII - начала XIV в. Епифаний Премудрый, автор жития Сергия Радонежского.

Литература

Развивались литература и народный эпос. В Ростове зародились были­ны об Александре (Алеше) Поповиче: "Алеша Попович и Тугарин", "Алеша Попович и Змей Горыныч". Здесь же был создан ряд крупных памятни­ков древнерусской литературы. К числу старейших из них принадлежит сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора. В сказа­нии выражен протест против татарского насилия, а князь Михаил и боярин Федор показаны как мученики за веру и отечество. Оригинальным литературным па­мятником, написанным в Ростове, стала "Повесть о Пет­ре, царевиче Ордынском". В ней ростовские князья, их окружение и духовенство противопоставляются выходцу из Орды Петру и его потомкам.

Кроме сказаний в Ростове создавалась и житийная литература: жития ростовских епископов Кирилла, Ле­онтия, Игнатия и других. Ростовский архиепископ Про­хор написал житие Петра-митрополита.

Можно отметить и ряд публицистических произве­дений того времени. В конце XIII в. появилось "Послание Иакова Черноризца к ростовскому князю Дмитрию Борисовичу", написанное его духовником. В нем автор призывал князя проявлять любовь к ближне­му во всех своих деяниях. Еще один памятник русской публицистики - послание ростовского архиепископа Вассиана Ивану III во время нашествия хана Ахмета на Москву. Вассиан призывал князя не поддаваться страху перед татарами. Послание звучало как патриотический призыв к борьбе с владычеством Орды, за независимость Руси.

Летописание

Монголо-татарское нашествие пре рвало развитие летописания в Северо-Восточной Руси. Оно возобновилось при митрополичьей кафедре только с середины XIII в. Великокняжеское летописание было перенесено из Вла­димира в Ростов, а оттуда - в Переяславль-Залесский. Однако Ростов остался своего рода центром летописания. К концу XIII в. появился ростовский летописный свод, в котором прославлялась деятельность ростовских князей. Вдова ростовского князя Василька, Мария, вела свою летопись, сводившуюся к описанию деятельности мужа и событий их семейной жизни. В XIV в. был создан ле­тописный свод епископа Ефрема.

Живопись

Продолжали свою деятельность живописцы. Ярославская школа живо­писи, расцвет которой в начале XIII в. был прерван нашествием, уже в XIV — XV вв. создала замечательные иконы и миниатюры. С Ярославлем свя­зано появление так называемого "Федоровского еванге­лия", созданного в 20-е гг. XIV в. и отличавшегося бо­гатством живописного оформления. Ярославские иконо­писцы создали такие иконы, как "Рождество Христово", "Никола" и "Иоанн Предтеча".

В XIII - XV вв. своя школа живописи сложилась в Ростове. Ее представителями были написаны иконы "Спас Нерукотворный", "Троица", "Никола", "Преобра­жение".

Зодчество

В XIV - XV вв. в городах Ярославского края развернулось большое ка­менное строительство. Характерной особенностью было то, что значительную его часть со­ставляли ремонтные и восстановительные работы па­мятников, построенных еще до монголо-татарского на­шествия. В конце XV в. большую строительную дея­тельность развернул угличский князь Андрей Большой. При нем был возведен монументальный собор Покров­ского монастыря, реконструирован кремль и построены княжеские палаты.

Культурное развитие Ярославского края в этот пери­од наглядно свидетельствовало, что монголо-татарское нашествие и ордынское иго не смогли прервать и затор­мозить поступательное развитие русской культуры.

Глава IV

Ярославский край в XVI - начале XVII вв.

Экономическое развитие края

С конца XV в. русские земли представляли собой единое государство, находящееся в процессе централи­зации. В это время оно уже делилось не на удельные княжества, а на уезды и волости, удельное деление сме­нилось административным. В XVI в. Ярославский край состоял из пяти уездов: Ярославского, Ростовского, Пе-реславль-Залесского, Угличского и Пошехонского. Два уезда - Переславль-Залесский (в XV в. из названия горо­да Переяславля выпала буква "я". - Ред.) и Ростовский -лежали в пределах Замосковного края, остальные - в За­волжье.

Хозяйство

Австрийский дипломат С. Герберштейн, побывавший в Ярославле в 1517 г. и в 1528 г., писал: "Ярославль среди всех областей Московского государства занимает одно из первых мест по богатству почвы и изобилию во всем". Можно привести и свидетельство английского мореплавателя Р. Ченслера, который побывал в России в 1553 г. и отметил в своих записках, что вся земля меж­ду Ярославлем и Москвой "изобилует маленькими дере­вушками... Земля вся хорошо засеяна хлебом, который жители везут в Москву в таком громадном количестве, что это кажется удивительным". Действительно, в XVI в. Замосковный край, в который входили Пере­славль-Залесский и Ростовский уезды, был основной житницей России. Здесь, как и в Ярославском уезде, сеяли овес, рожь, пшеницу и лен. Большое значение имели посевы льна в Угличском уезде. Переславский уезд славился своим садоводством. С земледелием б) тесно связано скотоводство, особенно в Ярославская Угличском уездах.

Рост феодального землевладения

В XVI в. в русских землях проажали укрепляться феодальные оч землевладения шешм, в частности развивались Iличные формы феодальной собственнсти. Так, Переславский и Ростовский уезды были роном: в$гчинно1"о землевладения. Здесь встречал:большие вотчинные села, в которых насчитывалось

сотни дворов. Росло в это время и число поместий, ксрые давались служилым людям на условиях служ<

причем происходило это практически во всех уездах

Ярославского края.

В результате роста поместного землевладения про ходили существенные изменения в составе феодал Среди них вырос удельный вес помещиков. Так, 1.530 г. в Переславском уезде уже было известно 48 < милий вотчинников и 42 фамилии помещиков. К чш крупнейших землевладельцев Ярославского края щ аадлежали в это время Заболоцкие, Плещеевы, Бут; лины, Морозовы, Собакины.

Наряду с боярским и поместным землевладение» крае получило распространение церковное или мо] стырское землевладение. Крупнейшим землевладельц стал Троице-Сергиев монастырь, имевший вотчины в, сяти уездах, в том числе Переславском, Ростовскс Ярославском и Угличском. В Переславском уезде мо! стырю принадлежало 809 крестьянских и 62 бобым ских двора.

Во времена Ивана Грозного сильно разбогател Бор соглебский монастырь, которому царь пожаловал мног земли. Еще более выросли владения Ярославского Сш ского монастыря, который в 1547 г. получил от ца мельницы на реке Пахме, а в 1550 г. - села Балакире* Михайловское и еще 13 деревень. Многие права Сш ского монастыря были подтверждены затем и Борис* Годуновым. В 1569 г. Ярославскому Спасскому мое стырю принадлежало 239 деревень, 6 сел и 11 пустош и уездах края. Кроме того, монастырь владел рыбньп ловлями и соляными варницами.

Для экономического развития Ярославского края большое значение имело завоевание Казанского (в 1552 г.) и Астраханского (в 1556 г.) ханств. Теперь Вол­га на всем ее протяжении стала свободна для судоход­ства, открылись широкие возможности для торговли с Востоком - Хивинским ханством, Бухарой и Персией.

Торговля

Ярославский край оказался в очень выгодном географическом положении. Через Переславль, Ростов и Ярославль пролегал торговый путь на север. Особенно выгодным было положение Ярославля. Торговый путь от Москвы после него разветвлялся на Вологду и Белоозеро и на восток - к Костроме и Нижнему Новгороду. В городках и сельской местности Ярославского уезда росли торжки, в которых появлялись откупщики. Туда приезжали тор­говцы с товарами из Москвы. В свою очередь ярославцы имели прочные тррговые связи со столицей. Они отправ­ляли в нее на продажу бочками сиговину, осетрину, бе­лужину, севрюгу, пудами черную икру. Из Углича в Москву возили рыбу. Туда же по ярославской дороге по­ступал хлеб.

Отдельные районы Ярославского края начинают спе­циализироваться на производстве какой-либо ведущей группы товаров, что во многом было связано с их при-родно-географическим положением. На основе скотовод­ства развивается кожевенное производство в Ярославле, а Ярославский уезд превратился в льноводческий район. На озерах Переславского и Ростовского уездов, а также на Волге и Шексне было развито рыболовство, приобре­тавшее торговый характер. Стало развиваться товарное производство в солеварении, которое по-прежнему ве­лось близ Переславля и Ростова.

Развивалась местная торговля. Так, во второй поло­вине XVI в. был известен местный Торжок в митропо­личьей Карашской волости Ростовского уезда. Еще один из торжков возник в Угличском уезде, в селе Прилуки, принадлежавшем Троице-Сергиеву монастырю. В от­дельных городах и при крупных монастырях возникали ярмарки. Пользовалась известностью ярмарка, появив­шаяся в Холопьем городке на Мологе. На нее даже при­езжали иностранцы. Оживленная торговля велась в Пе реславле и Ростове. Товарно-денежные отношения все глубже проникали в экономику края.

Города

Ярославль

В XVI в. происходило дальнейшее развитие городов Ярославского края. Особенно заметным был рост Ярослав­ля. Еще в первой половине столетия он принадлежал к весьма значительным, хотя и непервостепенным горо­дам. Однако во второй половине XVI в. он уже был са­мым крупным из всех городов Заволжья. Английский мореплаватель Р. Ченслер назвал Ярославль этого вре­мени очень богатым городом, а английский посол Д. Флетчер, приезжавший в Россию в 1588 - 1589 гг.,

включил его в число шестнадцати крупнейших городов России.

Ярославль был круп­ным и многолюдным ре­месленным и торговым городом. На посаде нахо­дились торговые ряды, в которых наряду с посад­скими лавками стояли лавки "ловецких кресть­ян", хотя эти "крестьяне" рыбной ловлей не зани­мались, а были торговца­ми и ремесленниками. В Ярославле находились слободы и дворы мона­стырей и бояр, жители которых не несли посад­ского тягла и назывались "беломестцами".

В Толчковской слобо­де за Которослью было со­средоточено кожевенное производство. Здесь выделыва­лись различные кожи, в том числе красная юфть. В го­роде было развито гончарное дело, производство кирпи ча и изразцов, а также разнообразных металлических изделий. Хорошо был развит рыбный промысел. В эко­номической жизни города заметную роль играл Спас­ский монастырь, хозяйство которого было связано с рынком.

Исключительно большое значение для экономиче­ского развития Ярославля имело установление во второй половине XVI в. морского пути из Западной Европы в Россию. Ярославль превратился в важный транзитный пункт и стал одним из главных посредников в торговле Москвы со странами Западной Европы.

Переславль-Залесский

Крупным городским центром края был Переславль-Залесский. Д. Флетчер называл его наряду с Ярославлем од­ним из наиболее крупных городов Рос­сии. Через него проходил путь из Москвы к Белому мо­рю. В городе существовала крупная Рыбная слобода, что говорило о значительных размерах рыбного промысла. Переславская сельдь как лакомство подавалась на цар­ских пирах. Выли развиты и железоделательные ремес­ла: к концу столетия на посаде работало 38 кузниц.

Поблизости от Переславля находилась Соль Пере­славская, называемая также Усольем. Здесь варил соль Троицкий монастырь, которому принадлежало пять со­ляных варниц.

Развита была в Переславле и торговля хлебом. Кро­ме того, по реке Трубеж в город пригоняли на продажу плоты из бревен. Следует, однако, сказать, что к концу XVI в. Переславль уже не был процветающим городом. Он постепенно приходил в упадок.

Ростов

К числу шестнадцати наиболее круп­ных городов России относился и Ростов, являвшийся одним из ее церковных цент­ров. В городе было много церквей и монастырей, кото­рым принадлежали беломестные слободки. В крупных размерах велась рыбная ловля. Существовала даже спе­циальная государева слободка, жители которой постав­ляли рыбу для царского двора. Среди городских слобод были также Сокольничья, Кузнецкая и Ямская. Больше половины населения города жило в слободах и занима­лось ремеслом и торговлей. Существовали и старинные промыслы, связанные со строительством и украшением церквей. По-прежнему город оставался одним из цент­ров иконописи. Но, как и Переславль, к концу XVI в. Ростов стал постепенно приходить в упадок и держался только былой славой и митрополичьим двором

Углич

Углич не относился в это время к числу крупнейших городов страны. Это был старый удельный центр. В конце XV в. он принадлежал брату Ивана III Андрею Большо­му, при котором приобрел значение как торгово-ремесленный центр, расположенный на большой водной дороге из Москвы на север. Посадское население города состояло главным образом из ремесленников и торгов­цев. Угличский посад был довольно велик по размерам. Это следует из того, что, когда в конце XVI в. на посаде и в слободах произошел большой пожар, во время его сгорело пятнадцать церквей. Пожар довершил упадок города, начавшийся вскоре после смерти Андрея Боль­шого, попавшего в опалу к брату за свою независимость. Однако именно в те времена в Угличе произошли собы­тия, вписавшие его имя в историю России.

В 1584 г., после смерти Ивана Грозного, в Углич был привезен вместе с матерью и ее родственниками его младший сын царевич Дмитрий. Их приезд придал Уг­личу видимость стольного города. 15 мая 1591 г. царе­вич Дмитрий погиб при невыясненных до конца обстоя­тельствах. Его смерть послужила толчком к народному восстанию в Угличе, жестоко подавленному властями. Специально созданная царем комиссия провела следст­вие по "Угличскому делу", и много посадских людей, участников восстания, было сослано в Сибирь. Даже го­родской колокол был признан "виновным" в призыве народа на выступление против властей. Он тоже под­вергся "наказанию": ему отрубили ухо, вырвали язык, после чего "сослали" в Тобольск. Все эти события на­влекли на город государеву опалу. "Множество людей сведоша в Сибирь... а с того времени Углич запусте...", • писалось в местной летописи. С конца XVI в. Углич полностью потерял свой удельный статус.

В 1534 - 1538 гг. на реке Обноре был выстроен го­род-крепость Любим. Его строительство было вызвано необходимостью защиты от набегов казанских татар. Недалеко от Ярославля, на высоком волжском бере­гу, находился город Романов, который Иван IV в 1563 г. отдал в кормление служилым татарским мурзам - Алей-мурзе и Айдар-мурзе. Пожалование Романова татарам в определенной степени затормозило его хозяйственное развитие. Против Романова на правом берегу Волги бы­ла расположена рыболовецкая Борисоглебская слобода. Оба поселения образовали людную и бойкую торгово-промышленную пристань.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.041 с.)