Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнейшая история Ярославского края

Поиск

Наши представления о древнейшей истории Яро­славского края основываются прежде всего на данных археологии. Первые археологические исследования на территории края были проведены еще полтора века на­зад, и с того времени изучение древнейшей истории края не прекращается.

Каменный век

В 1967 г. Верхневолжская археологическая экспедиция АН СССР обна­ружила неподалеку от города Углича, у села Золоторучье, стоянку древнего человека эпохи верхнего палеолита. Были найдены самые настоящие мастерские по изготовлению каменных орудий труда. Здесь было множество отщепов, полуфабрикатов, а так­же готовых уже орудий труда из кремня.

Археологи пришли к выводу, что эта стоянка суще­ствовала примерно 20 - 15 тыс. лет назад. Эта дата и может считаться временем появления первых людей на территории Ярославского края. Вполне возможно, по мнению ученых, что заселение Верхней Волги происхо­дило с территории Верхнего Дона и Средней Десны.

В эпоху мезолита (12-8 тыс. лет назад) люди про­должали заселять наш край. На территории Ярослав­ской области известны мезолитические стоянки - Золо торучье II, Скнятино, Коприно, Дудкино, Воздвиженье и другие. Люди эпохи мезолита занимались охотой на крупных и мелких животных. Кроме копья они уже имели лук и стрелы. Большую роль в их жизни играло собирательство и рыболовство. Люди жили родовыми общинами. Они строили небольшие полуземлянки, что позволяет говорить о переходе к оседлому образу жизни. На смену мезолиту пришел новый каменный век -неолит (6—3 тыс. лет до н. э.). Люди этой эпохи про­должали заниматься охотой, собирательством и рыбо­ловством. Встречающиеся в ходе археологических рас­копок кости свиней, овец и крупного рогатого скота по­зволяют говорить о зачатках примитивного скотовод­ства. В это время появились новые приемы обработки камня: пиление, сверление, точение и шлифование. Ис­ключительно важное значение имел каменный топор. С его помощью человек боролся с лесом, строил жилища, сооружал загороди для скота, создавал средства пере­движения: плоты, челны, сани, повозки, лыжи.

Селения людей эпохи неолита находились, как пра­вило, по берегам рек и озер. Чаще всего это были не­большие поселки в пять - десять жилищ. Из стоянок этого времени на территории края известны Уница у озера Неро, Польцо на берегу Плещеева озера. Андреев­ское и Устье - обе недалеко от Ярославля на левом бере­гу Волги. В начале 70-х гг. археологическая экспедиция Ярославского государственного университета обнаружи­ла неолитическую стоянку в заволжской части Ярослав­ля напротив Стрелки. Она датируется IV - II тыс. до н. э., то есть это самое древнее поселение человека на территории современного Ярославля.

Фатьяновская культура

В первой половине II тыс. до н. э. в Волго-Окское междуречье и в соседние с ним области Заволжья вторглись чужие племена, пришедшие сюда из междуречья Вислы и Днепра. Оттесняя, уничтожая или подчиняя себе местные племена, они расселялись по Верхней Волге и в Волго-Окском междуречье. Это были фатьяновские племена, получившие свое название по найденному археологами могильнику у деревни Фатья-ново близ Ярославля. На территории Верхней Волги они существовали примерно с 1800 до 1200 гг. до н. э.

Племена фатьяновской культуры отличались от со­седних племен ярко выраженными особенностями. Их основным оружием были сверленые ладьевидные топо­ры-молоты. Кроме них фатьяновцы применяли камен­ные шлифованные клиновидные топоры и копья из кремня, камня и кости. Но они были знакомы и с ме­таллом (не случайно это время уже относят к бронзово­му веку). Археологи находят при раскопках фатьянов-ских поселений бронзовые вислообушные топоры, ши­лья и украшения. Фатьяновцы умели делать глиняную лепную посуду - шаровидные сосуды с высокой шейкой, богато украшенные узором: ромбами, елочками, зигза­гами, решетками.

Главным занятием фатьяновцев было скотоводство. Они разводили овец, свиней, коров и лошадей. Жили патриархально-родовыми коллективами, переходя от матриархальных отношений к патриархату.

Самостоятельное существование фатьяновских пле­мен насчитывает несколько столетий. Затем они были поглощены финно-угорскими племенами, которые при­шли в Волго-Окское междуречье из Прикамья и Заура­лья.

Дьяковская культура

Во второй половине I тыс. до н. э. - первой половине I тыс. н. э. (время культура железного века) территорию Верхней Волги занимали уже финно-угорские племена. По имени городища, найденного археологами у села Дьяково под Москвой, они получили название дья­ковских. Наиболее древние дьяковские городища отно­сятся к VI - IV вв. до н. э., а наиболее поздние - к VI в. н. э. Дьяковские городища представляли собой неболь­шие, искусно укрепленные валами и рвами поселения. Иногда валы обмазывались глиной, которую обжигали с помощью костров. По валу или даже вокруг всего по­селка сооружался деревянный тын. С первых веков н. э. наряду с укрепленными городищами стали появляться открытые селища. Дьяковцы разводили крупный рога­тый скот, а также лошадей, овец и свиней. Прежде все­го они были скотоводами, земледелие у них имело под­собный характер.

• Наиболее известным поселением дьяковцев на тер­ритории Ярославского края является городище Березня ки, находившееся недалеко от Рыбинска, на правом бе­регу Волги в устье реки Сонохты. Оно относится к III -IV вв. н. э. Городище было обнесено бревенчатой огра­дой, внутри которой находилось общественное здание, шесть бревенчатых жилищ и хозяйственные постройки, в том числе кузница.

Городище Березняки было ремесленно-металлурги­ческим центром и обеспечивало железными изделиями всю округу. Его жители занимались также и скотовод­ством. Археологи обнаружили здесь во время раскопок так называемый "домик мертвых", куда складывались остатки трупосожжений. Там же были найдены желез­ные топоры, ножи, стрелы и украшения.

Еще один дьяковский поселок - Попадьинское се­лище - существовал в VI - VII вв. н. э. недалеко от Яро­славля, на правом берегу Волги, в устье речки Пекши. Недалеко от села Курба археологами было раскопано го­родище Копок, которое существовало с IV - III вв. до н.э. до X в. н. э. А на территории современного Ярославля уже в VIII - IV вв. до н. э. находилось раннедьяковскс поселение - Медведицкое городище.

 

Меряне

Ученые считают, что дьяковские племена являлись непосредственными пре; ками других финно-угорских племен меря и весь. Первые сведения о мерянских племенах от носятся к VI в. н. э. В это время их упоминает в свое: сочинении готский историк Иордан, отмечая, что еще середине IV в. готы подчинили себе мерю. Хотя это у! верждение и вызывает сильное сомнение, но оно все ж говорит о каких-то связях готов с мерянскими племенами, возможно о военных столкновениях. Мерю знает русская летопись "Повесть временных лет". Помещая е в районе озер Неро и Клещино (Ростовского и Плещеев, озер), летописец записал об этом так: "На Белоозере седят весь, на Ростовском озере меря, а на Клещине озер меря же".

В середине I тыс. н. э. родовой строй у мерянскиз племен распался. На смену ему пришла сельская общи на, состоявшая из больших и малых семей. Одновремен но происходило отделение ремесла от сельского хозяйства. В племенных центрах получила развитие обработка металлов, которая была рассчитана на обслуживание более или менее значительной округи. Мерянские племеш подошли к классовому обществу.

В VIII - IX вв. у мерян появились поселения город­ского типа (некоторые ученые называют их "протогородами"). Из них мы знаем Сарское, Тимерев­ское, Михайловское и Петровское городища. Вполне возможно, что мерянским был и племенной центр на Александровой горе у Клещина озера - будущий город Клещин. Все эти поселения в той или иной мере уже являлись центрами ремесла и торговли.

Сарское городище предшествовало сменившему его Ростову, первое упоминание в летописи о котором отно­сится к 862 г. Тимеревское, Михайловское и Петровское городища, предшествовавшие Ярославлю, находились в его ближайших окрестностях. Михайловское городище, располагавшееся примерно в 10 км к северу от совре­менного Ярославля на левом берегу Волги, возникло в IX в. и достигло своего расцвета в середине X в. Оно имело торговый характер и в то же время являлось военно-сторожевым пунктом на Волжском пути недале­ко от поворота в Ростовскую землю. Петровское городи­ще (оно находилось примерно в 11 км к юго-западу от современного Ярославля) так же, как и Михайловское, имело торгово-ремесленный характер, но оба они замет­но уступали Тимеревскому поселению - самому крупно­му в крае торгово-ремесленному центру протогородского типа (примерно в 12 км от современного Ярославля). Оно появилось в IX в. и довольно быстро приобрело большое значение в качестве транзитного торгового пун­кта, хотя уже к концу X в. это свое значение потеряло. Следует также отметить и поселение на мысу, образо­ванном при впадении Каменного ручья в Волгу, на месте современного Углича. По своим размерам оно соответст­вовало укрепленным поселениям дьяковской эпохи. По­селения, о которых шла речь как о "протогородах", предшествовали городам, были их предвестниками. Славянская колонизация края

Большое влияние на переход финно-угорских пле­мен к классовому обществу оказали славяне. На рубеже IX - X вв. они начали проникать в междуречье Оки и Волги. Славянская колонизация имела несколько на­правлений, Иа ее раннем этапе (в IX в.) волна славян­ского заселения шла с северо-запада по рекам Мете, Мо-логе, Волге и ее правым притокам, а также по левым притокам Клязьмы. В состав этой волны входили иль­менские словене, а также ославянившаяся весь и, воз­можно, чудь. Примерно в то же время началось пересе­ление кривичей с верховьев Днепра. В конце X - начале XI в. в этот процесс включились вятичи, которые шли с юго-запада и юга. Они двигались по Оке и далее вверх по ее притокам.

Проникновение славянского населения в земли ме­рян отмечается уже с IX в. Из Ярославского Поволжья через озеро Неро и прямо с Верхней Волги славяне по­падали на Клещино озеро. Клещин из центра мерянской округи стал для них опорным пунктом при освоении За-лесского края. Сначала славяне селились на незанятых территориях, без военного захвата мерянских земель. Во всяком случае, археологам не удалось обнаружить сле­дов разрушения мерянских поселений и городищ. Мест­ная мерянская знать вошла в состав славянской вер­хушки. Славянская колонизация сопровождалась и культурным влиянием на племена меря и веси, сказы­валась на их материальной культуре. Культурная и языковая ассимиляция мерянских племен славянами облегчалась еще и тем, что разница в их социально-экономическом развитии была невелика,

На раннем этапе колонизации (в IX в,) в славянском освоении Северо-Востока участвовали и скандинавы, Они незначительными группами проникали на Волгу в составе славянского потока. Следы их проникновения археологи находят в могильниках Ярославского Повол­жья, в которых обильно представлены вещи скандинав­ского происхождения. Но количество выходцев из Скан­динавии в Северо-Восточной Руси в IX - начале X в. бы­ло небольшим и не представляло собой отдельной соци­альной или этнически независимой группы. В конце X -начале XI в. скандинавские элементы здесь уже отсутст­вуют. В состав местной знати могли входить лишь еди­ничные представители варягов.

Ярославский край



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1759; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.120 (0.011 с.)