Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурное развитие Ярославского края в послеоктябрьский периодСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Образование Первыми шагами в осуществлении культурной политики Советского государства после Октябрьской рево люции 1917 г. стали мероприятия по созданию новых органов управления этой сферой общественной жизни. В ноябре 1917 г. был принят закон "Об учреждении Государственной комиссии по просвещению". Комиссия стала осуществлять руководство всей системой народного образования и культурой. Она же стала формировать аппарат Народного комиссариата просвещения, первоначально выступавшего как ее рабочий орган. Параллельно с этим происходило оформление соответствующих органов местной власти. В феврале 1918 г. Ярославский губисполком сформировал губернскую комиссию по народному образованию, а с середины 1918 г. в структуре губисполкома был создан отдел народного образования, состоявший из ряда подотделов, в ведении которых находились различные учреждения культуры. Ликвидация неграмотности В процессе социалистических културных преобразований одной из самых насущных проблем являлась ликвидация неграмотности. Неграмотность была одним из главных препятствий, сдерживающих культурное развитие общества. Ярославская губерния отличалась достаточно высоким уровнем грамотности населения благодаря активной деятельности земства в этой области до 1917 г., а также значительному числу отходников, для которых грамот ность была одним из главных условий при трудоустройстве в крупных городах. На сентябрь 1920 г. в губернии было около 200 000 неграмотных в возрасте от 17 до 40 лет при общем числе населения губернии в 1 233 245 человек. В декабре 1919 г. был принят Декрет о ликвидации неграмотности среди населения РСФСР, по которому вводилось обучение грамоте всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать. В июле 1920 г. при Наркомпросе была учреждена Всероссийская Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б). На местах вслед за этим стали создаваться губернские комиссии. К 1 ноября 1920 г. в Ярославской губернии было открыто 222 пункта по обучению неграмотных, в которых обучалось более 3 100 учащихся, причем большую часть из них составляли женщины. Многие неграмотные, особенно сельские жители, уклонялись от учебы. К ним в связи с этим зачастую применялись принудительные меры. Добровольное же обучение поощрялось, например увеличением продовольственного пайка. Осенью 1923 г. в стране было создано добровольное общество "Долой неграмотность" (ОДЫ). В марте 1924 г. его отделение начало работать в Ярославской губернии. К 1926 г. его членами состояли около 10 тыс. человек, причем часто практиковалось коллективное членство, например кооперативных организаций, отчислявших на работу общества значительные средства. Наиболее активно действовали Ростовское, Рыбинское, Ярославское и Даниловское уездные отделения ОДН, в которых велась реальная работа по оборудованию школ грамоты, закупались учебные пособия, велись занятия. В юбилейный для Октябрьской революции 1927 г. Ярославская губерния выполнила взятые на себя обязательства по ликвидации неграмотности среди членов профсоюзов и другого "организованного" населения в возрасте до 30 - 35 лет. В общей сложности к 1927 г. по губернии было обучено 58 462 человека. В конце 1920-х гг. наметились новые формы работы. Стали открываться школы для взрослых и школы для малограмотных, находившиеся под контролем политпро-светов. Школы В 1918 г. в Ярославской губернии, как и по всей России, началась работа по реформированию старой системы образования. Первые классы гимназий, трехклассные и четырехклассные начальные училища составили школу I ступени. Обучаться в ней должны были дети в возрасте от 8 до 12 лет. Четвертые - седьмые классы гимназий, высшие начальные училища и коммерческие училища составили школу II ступени для детей 13-17 лет. Период активного реформирования школы продолжался в губернии до 1921 г. К этому времени самым распространенным типом школы стала школа I ступени. К 1928 г. по губернии насчитывалось 1 203 таких школы, в которых обучалось 85 793 человека. Повышенная общеобразовательная школа (школа II ступени) в Ярославской губернии была представлена семилетними и девятилетними школами. К концу 20-х гг. их насчитывалось по губернии в общей сложности 64 с числом учащихся 16 273. В 1924 г. коллегия Наркомпроса приняла решение о профессионализации школы II ступени. В зависимости от района, в котором располагалась школа, вводился профессиональный уклон, предусматривавший подготовку учащихся к определенной профессии. Для школ Ярославля, например, были характерны индустриальный и коммунальный уклоны. В сельской местности стали открываться школы крестьянской молодежи (ШКМ), основной целью которых являлась подготовка молодежи к сельскохозяйственному труду. К концу 20-х гг. в губернии работало 13 таких школ. С разработкой новых программ обучения для массовой школы стали появляться и новые учебники, причем их могли составлять местные отделы народного образования. Ярославский губернский отдел народного образования стал разрабатывать свой букварь в 1921/22 учебном году. Этот букварь назывался "Трудовая школа", издан он был параллельно с книгой для чтения в количестве 25 000 экземпляров. Но, несмотря на это, обеспеченность учебниками все равно была очень низкой. Ситуация с письменными принадлежностями была еще хуже. В 1921 г. на 5 учеников приходилось одно перо или карандаш. С 1923 г. Народный комиссариат просвещения стал разрабатывать программы трудовой отколы. Эти программы заменили предметный принцип преподавания комплексным построением материала, предусматривавшим тесную связь школы с жизнью, с практикой социалистического строительства. Новый подход к преподаванию в полной мере отражался и на школах Ярославской губернии. Обучение в них очень тесно связывалось с общественно-полезной и практической деятельностью. Лучшая в губернии Чеба-ковская школа I ступени Ярославского уезда строила свою работу на внедрении садоводства в своем районе, переустройстве хозяйств с полеводческого уклона на животноводческий. Аналогичная работа осуществлялась и в городских школах. Ярославская школа II ступени им. В.И. Ленина принимала участие в организации сельхозвыставок в волостях. Угличская школа II ступени была известна даже в Центральном научно-исследовательском институте методов внешкольной работы своими агрономическими опытами по цветоводству. Ко-принская школа Рыбинского уезда была хорошо известна своей работой в области кооперации. В таких формах работники образования осуществляли связь обучения с жизнью, с производительным трудом. Профессиональное образование Активно развивалась в это времяи сфера профессионального образова ния. До революции в Ярославской губернии насчитывалось всего несколько ремесленных школ и училищ, поэтому создание сети низших профессиональных учебных заведений, обеспечивающих рабочими кадрами промышленные предприятия, стало первоочередной задачей. Общая структура профессиональных учебных заведений губернии выглядела следующим образом: профшколы, ремесленные курсы, школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), рабфаки, техникумы, вузы. Многие школы ФЗУ готовили кадры для предприятий легкой промышленности, которые преобладали в губернии. Наиболее крупной была школа при фабрике "Красный Перекоп". К 1927 г. в ней насчитывалось 257 учащихся. Свою школу имел автомобильный завод. Пять школ готовили рабочих транспорта - водного и железнодорожного. В общей сложности к 1927 г. в губернии насчитывалось 18 школ ФЗУ. В начале 20-х годов стали открываться техникумы, работавшие в основном на базе школ-семилеток. К 1926 г. в губернии их насчитывалось 15, причем охватывали они все важнейшие стороны промышленного производства и культуры. Особое положение занимали педагогические техникумы, поскольку именно они обеспечивали квалифицированными кадрами многие учебные заведения, как общеобразовательные, так и профессиональные. В 1921 г. их было 8, а к 1924 г. осталось только 4 - в Угличе, Рыбинске, Данилове и Ярославле. Характерно, что Даниловский техникум помимо педагогических кадров готовил еще и воспитателей для детских садов, а Ярославский техникум с 1925 г. открыл политико-просветительное отделение. Кроме того, были открыты сельскохозяйственные, индустриально-технические, промышленно-экономичес-кие, а также акушерский, художественный, музыкальный и театральный техникумы. Высшие учебные заведения Высшее образование было представлено в крае несколькими учебными заведениями, сконцентрированными в губернском центре. Такое положение делало Ярославль одним из крупнейших культурных и научных центров Верхнего Поволжья. В 1918 г. все учительские институты и семинарии были преобразованы в педагогические курсы или институты народного образования. Такое учебное заведение появилось и в Ярославле. В 1921 г. оно было преобразовано в педагогический институт. В феврале 1922 г. институт был слит с факультетом общественных наук университета, образовав в нем новый факультет - педагогический. Деканом этого факультета стал П.Н. Груздев, профессор педагогики, много сделавший для становления педагогического образования в Ярославле. Ярославский университет В 1918 г. был подписан декрет о преобразовании Демидовского юридического лицея в Ярославский универ ситет. Первоначально в нем был только факультет общественных наук (ФОН), состоящий из трех отделений: экономического, юридического, исторического. С осени 1920 г. появился агрономический факультет. В 1922 г. при слиянии ФОНа с пединститутом образовался педагогический факультет. Первым ректором университета стал профессор Демидовского лицея В.Н. Ширяев. Университет начал свою работу в очень трудных условиях, так как часть принадлежавших ему зданий была отдана под госпиталь. Кроме того, ряд преподавателей, приезжавших читать лекции из Москвы, из-за трудностей с транспортом стали отказываться сотрудничать с университетом. Для решения этого вопроса Наркомат путей сообщения выделил в распоряжение университета особый вагон, который два раза в неделю следовал из Москвы. В 1921 г. в университете обучалось уже более 800 человек. По социальному составу 12% всех студентов составляли рабочие, 32% - крестьяне, 47% - представители интеллигенции. Параллельно с университетом в Ярославле работал еще один вуз. Речь идет о Ярославском отделении Московского археологического института, созданном в 1912 г. После революции отделение продолжало свою деятельность в тесном сотрудничестве с университетом, так как многие преподаватели работали в обоих учебных заведениях, читая схожие курсы, а, кроме того, для занятий использовались те же университетские аудитории. Главной задачей Археологического института была подготовка историков, археологов, искусствоведов для работы в музеях, архивах, библиотеках. Институт имел три отделения: истории искусства, археологическое, археографическое. К 1922 г. в институте числилось 115 студентов. Многие одновременно учились в других учебных заведениях: университете, пединституте, народном университете. Некоторые получали в институте второе высшее образование. В программу института входили такие курсы, как "История Ростово-Суздальской земли", "Древности Ярославского края", "История русского театра" и т.п. Часто приезжали сюда читать лекции профессора Московского археологического института. Ярославские преподаватели М.В. Бабекчиков, Д.Н. Эдинг, А.И. Смирнов, Н.Г. Первухин вели активную работу по созданию ярославских музеев, учету памятников архитектуры и их обследованию. В 1922 г. Московский археологический институт был слит с Московским государственным университетом, а его ярославское отделение вошло в состав Ярославского университета. Но изменение структуры университета было связано не только с этим. Рабфаки Еще осенью 1919 г. при Ярославском университете был создан рабочий факультет (рабфак). Потребность в нем была очень острой, и через год помимо основного рабфака при университете было открыто его параллельное отделение при фабрике "Красный Перекоп" на правах вечернего. В 1920 г. на двух отделениях рабфака обучалось 372 студента. Через несколько лет в губернии появился еще один вечерний рабфак, открывшийся в Ростове. Он не входил в состав какого-либо вуза, но также влиял на общий процесс пролетаризации ярославского студенчества. К 1924 г. на рабфаках губернии уже обучалось 420 студентов. Ярославский пединстмтут В августе 1924 г, педагогический факультет университета был преобразован в самостоятельный педагогический институт, к которому после закрытия университета перешла вся его материальная база. К 1927 г. Ярославский педагогический институт имел четыре отделения: общественно-экономическое с географической секцией, естественное, физико-техническое и литературно-лингвистическое, на которых обучалось 620 студентов. С 1925 г. институт получил индустриальный уклон. В учебный план были включены соответствующие дисциплины. Кроме того, для студентов были организованы занятия на предприятиях города, где они выполняли работу в цехах, одновременно изучая процесс производства. В 1926 г. на базе педагогического института был открыт Рабочий университет для подготовки высококвалифицированных кадров из пролетарских слоев. В про грамму его работы включались различные предметы: история России, история зарубежных стран, исторически! материализм, литература, языки, введение в естество знание, биология, механика, математика. Таким обр* зом, пединститут в конце 20-х гг. не только выполня-: свою основную задачу - подготовку учителей-обществен ников для разных типов общеобразовательных школ, н: и оказывал существенную помощь в развитии рабочего образования. Краеведение Ярославское Естественно-историческое общество дной из характерных черт куль турной жизни губернии в 20-е гг. яглялось бурное развитие краеведческсг-: движения. Координацией этой работъ: общество занималось Ярославское Естественн: Историческое общество (ЯЕИО), воз никшее в губернии еще в 1864 г. Общество имело рял: отделений в уездных городах. Наиболее заметную рол; среди них играли Ростовское, Норское и Рыбинское. Секция краеведения В середине 1923 г. в структуре ос щества была создана секция краеведения, председателем которой стал Н.Г. Первухин, секретарем - Н.Г. Огур цов. Секция насчитывала около 40 членов, а к 1928 г. ь ней уже числилось 64 человека. В обществе работали И.А. Тихомиров, А.З. Богданович, А.И. Смирнов В.Н. Ширяев и другие. Члены секции вели активную исследовательскую работу. Так, например, К.М. Дмитриев изучал экономику и быт крестьян Курбской волости Ярославского уезда.: М.Е. Калек проводил экономико-географическое обследование Даниловского уезда; А.И. Смирнов и В.Н. Воч-карев написали исторические исследования из жизни края. Помимо научной работы секция занималась популяризаторской деятельностью, делая доклады для населения. К 1930 г. Ярославское общество издало 25 различ ных сборников своих работ. Кроме того, 10 сборников подготовило Рыбинское общество и 2 - Мологское. Ростовское научное общество Не менее интенсивную научную работу вело Ростовское научное общество во, созданное в феврале 1924 г. Общество имело три секции: естественно-историческую, общественно-экономическую, культурно-историческую, которые занимались археологическими раскопками Сарского городища и курганов в с. Талицы, принимали участие в этнографических и антропологических исследованиях местного музея, изучали озеро Неро, а также почвы, флору и фауну края. Рыбинское научное общество Особую роль в развитии краеведения сыграло Рыбинское научное общенаучное, проводившее на протяжении 20-х гг. краеведческие съезды. Эти съезды дали серьезный толчок к расширению краеведческого движения и к объединению научных сил через созданное Бюро краеведения. Они помогали налаживать связи с центральными научными учреждениями, например Академией наук. Съезды способствовали созданию краеведческих организаций в сельской местности, метеорологических пунктов, сети музеев.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 993; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.45 (0.009 с.) |