Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурное развитие Ярославского края в послеоктябрьский период

Поиск

Образование

Первыми шагами в осуществлении культурной по­литики Советского государства после Октябрьской рево люции 1917 г. стали мероприятия по созданию новых органов управления этой сферой общественной жизни. В ноябре 1917 г. был принят закон "Об учреждении Госу­дарственной комиссии по просвещению". Комиссия ста­ла осуществлять руководство всей системой народного образования и культурой. Она же стала формировать аппарат Народного комиссариата просвещения, первона­чально выступавшего как ее рабочий орган.

Параллельно с этим происходило оформление соот­ветствующих органов местной власти. В феврале 1918 г. Ярославский губисполком сформировал губернскую ко­миссию по народному образованию, а с середины 1918 г. в структуре губисполкома был создан отдел народного образования, состоявший из ряда подотделов, в ведении которых находились различные учреждения культуры.

Ликвидация неграмотности

В процессе социалистических културных преобразований одной из самых насущных проблем являлась лик­видация неграмотности. Неграмотность была одним из главных препятствий, сдерживающих культурное развитие общества.

Ярославская губерния отличалась достаточно высо­ким уровнем грамотности населения благодаря активной деятельности земства в этой области до 1917 г., а также значительному числу отходников, для которых грамот ность была одним из главных условий при трудоустрой­стве в крупных городах. На сентябрь 1920 г. в губернии было около 200 000 неграмотных в возрасте от 17 до 40 лет при общем числе населения губернии в 1 233 245 человек.

В декабре 1919 г. был принят Декрет о ликвидации неграмотности среди населения РСФСР, по которому вводилось обучение грамоте всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать. В июле 1920 г. при Наркомпросе была учреждена Всероссийская Чрез­вычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б). На местах вслед за этим стали создаваться губернские комиссии.

К 1 ноября 1920 г. в Ярославской губернии было от­крыто 222 пункта по обучению неграмотных, в которых обучалось более 3 100 учащихся, причем большую часть из них составляли женщины. Многие неграмотные, осо­бенно сельские жители, уклонялись от учебы. К ним в связи с этим зачастую применялись принудительные меры. Добровольное же обучение поощрялось, например увеличением продовольственного пайка.

Осенью 1923 г. в стране было создано добровольное общество "Долой неграмотность" (ОДЫ). В марте 1924 г. его отделение начало работать в Ярославской губернии. К 1926 г. его членами состояли около 10 тыс. человек, причем часто практиковалось коллективное членство, например кооперативных организаций, отчислявших на работу общества значительные средства.

Наиболее активно действовали Ростовское, Рыбин­ское, Ярославское и Даниловское уездные отделения ОДН, в которых велась реальная работа по оборудова­нию школ грамоты, закупались учебные пособия, велись занятия.

В юбилейный для Октябрьской революции 1927 г. Ярославская губерния выполнила взятые на себя обяза­тельства по ликвидации неграмотности среди членов профсоюзов и другого "организованного" населения в возрасте до 30 - 35 лет. В общей сложности к 1927 г. по губернии было обучено 58 462 человека.

В конце 1920-х гг. наметились новые формы работы. Стали открываться школы для взрослых и школы для малограмотных, находившиеся под контролем политпро-светов.

Школы

В 1918 г. в Ярославской губернии, как и по всей России, началась работа по реформированию старой системы образо­вания. Первые классы гимназий, трехклассные и четы­рехклассные начальные училища составили школу

I ступени. Обучаться в ней должны были дети в возрасте от 8 до 12 лет. Четвертые - седьмые классы гимназий, высшие начальные училища и коммерческие училища составили школу II ступени для детей 13-17 лет.

Период активного реформирования школы продол­жался в губернии до 1921 г. К этому времени самым распространенным типом школы стала школа I ступени. К 1928 г. по губернии насчитывалось 1 203 таких шко­лы, в которых обучалось 85 793 человека.

Повышенная общеобразовательная школа (школа

II ступени) в Ярославской губернии была представлена семилетними и девятилетними школами. К концу 20-х гг. их насчитывалось по губернии в общей сложно­сти 64 с числом учащихся 16 273.

В 1924 г. коллегия Наркомпроса приняла решение о профессионализации школы II ступени. В зависимости от района, в котором располагалась школа, вводился профессиональный уклон, предусматривавший подго­товку учащихся к определенной профессии. Для школ Ярославля, например, были характерны индустриаль­ный и коммунальный уклоны. В сельской местности стали открываться школы крестьянской молодежи (ШКМ), основной целью которых являлась подготовка молодежи к сельскохозяйственному труду. К концу 20-х гг. в губернии работало 13 таких школ.

С разработкой новых программ обучения для массо­вой школы стали появляться и новые учебники, причем их могли составлять местные отделы народного образо­вания. Ярославский губернский отдел народного образо­вания стал разрабатывать свой букварь в 1921/22 учеб­ном году. Этот букварь назывался "Трудовая школа", издан он был параллельно с книгой для чтения в коли­честве 25 000 экземпляров. Но, несмотря на это, обеспе­ченность учебниками все равно была очень низкой. Си­туация с письменными принадлежностями была еще хуже. В 1921 г. на 5 учеников приходилось одно перо или карандаш.

С 1923 г. Народный комиссариат просвещения стал разрабатывать программы трудовой отколы. Эти про­граммы заменили предметный принцип преподавания комплексным построением материала, предусматривав­шим тесную связь школы с жизнью, с практикой со­циалистического строительства.

Новый подход к преподаванию в полной мере отра­жался и на школах Ярославской губернии. Обучение в них очень тесно связывалось с общественно-полезной и практической деятельностью. Лучшая в губернии Чеба-ковская школа I ступени Ярославского уезда строила свою работу на внедрении садоводства в своем районе, переустройстве хозяйств с полеводческого уклона на животноводческий. Аналогичная работа осуществлялась и в городских школах. Ярославская школа II ступени им. В.И. Ленина принимала участие в организации сельхозвыставок в волостях. Угличская школа II сту­пени была известна даже в Центральном научно-иссле­довательском институте методов внешкольной работы своими агрономическими опытами по цветоводству. Ко-принская школа Рыбинского уезда была хорошо извест­на своей работой в области кооперации. В таких формах работники образования осуществляли связь обучения с жизнью, с производительным трудом.

Профессиональное образование

Активно развивалась в это времяи сфера профессионального образова ния. До революции в Ярославской губернии насчитывалось всего не­сколько ремесленных школ и училищ, поэтому создание сети низших профессиональных учебных заведений, обеспечивающих рабочими кадрами промышленные предприятия, стало первоочередной задачей.

Общая структура профессиональных учебных заве­дений губернии выглядела следующим образом: проф­школы, ремесленные курсы, школы фабрично-завод­ского ученичества (ФЗУ), рабфаки, техникумы, вузы.

Многие школы ФЗУ готовили кадры для предпри­ятий легкой промышленности, которые преобладали в губернии. Наиболее крупной была школа при фабрике "Красный Перекоп". К 1927 г. в ней насчитывалось 257 учащихся. Свою школу имел автомобильный завод. Пять школ готовили рабочих транспорта - водного и же­лезнодорожного. В общей сложности к 1927 г. в губер­нии насчитывалось 18 школ ФЗУ.

В начале 20-х годов стали открываться техникумы, работавшие в основном на базе школ-семилеток. К 1926 г. в губернии их насчитывалось 15, причем охва­тывали они все важнейшие стороны промышленного производства и культуры.

Особое положение занимали педагогические техни­кумы, поскольку именно они обеспечивали квалифици­рованными кадрами многие учебные заведения, как об­щеобразовательные, так и профессиональные. В 1921 г. их было 8, а к 1924 г. осталось только 4 - в Угличе, Ры­бинске, Данилове и Ярославле. Характерно, что Дани­ловский техникум помимо педагогических кадров гото­вил еще и воспитателей для детских садов, а Ярослав­ский техникум с 1925 г. открыл политико-просветитель­ное отделение.

Кроме того, были открыты сельскохозяйственные, индустриально-технические, промышленно-экономичес-кие, а также акушерский, художественный, музыкаль­ный и театральный техникумы.

Высшие учебные заведения

Высшее образование было представлено в крае несколькими учебными заведениями, сконцентрированны­ми в губернском центре. Такое поло­жение делало Ярославль одним из крупнейших куль­турных и научных центров Верхнего Поволжья.

В 1918 г. все учительские институты и семинарии были преобразованы в педагогические курсы или инсти­туты народного образования. Такое учебное заведение появилось и в Ярославле. В 1921 г. оно было преобразо­вано в педагогический институт. В феврале 1922 г. ин­ститут был слит с факультетом общественных наук уни­верситета, образовав в нем новый факультет - педагоги­ческий. Деканом этого факультета стал П.Н. Груздев, профессор педагогики, много сделавший для становле­ния педагогического образования в Ярославле.

Ярославский университет

В 1918 г. был подписан декрет о преобразовании Демидовского юридического лицея в Ярославский универ ситет. Первоначально в нем был только факультет обще­ственных наук (ФОН), состоящий из трех отделений: экономического, юридического, исторического. С осени 1920 г. появился агрономический факультет. В 1922 г. при слиянии ФОНа с пединститутом образовался педаго­гический факультет. Первым ректором университета стал профессор Демидовского лицея В.Н. Ширяев. Уни­верситет начал свою работу в очень трудных условиях, так как часть принадлежавших ему зданий была отдана под госпиталь. Кроме того, ряд преподавателей, приез­жавших читать лекции из Москвы, из-за трудностей с транспортом стали отказываться сотрудничать с универ­ситетом. Для решения этого вопроса Наркомат путей со­общения выделил в распоряжение университета особый вагон, который два раза в неделю следовал из Москвы.

В 1921 г. в университете обучалось уже более 800 человек. По социальному составу 12% всех студентов составляли рабочие, 32% - крестьяне, 47% - представи­тели интеллигенции.

Параллельно с университетом в Ярославле работал еще один вуз. Речь идет о Ярославском отделении Мос­ковского археологического института, созданном в 1912 г. После революции отделение продолжало свою деятельность в тесном сотрудничестве с университетом, так как многие преподаватели работали в обоих учебных заведениях, читая схожие курсы, а, кроме того, для за­нятий использовались те же университетские аудито­рии.

Главной задачей Археологического института была подготовка историков, археологов, искусствоведов для работы в музеях, архивах, библиотеках. Институт имел три отделения: истории искусства, археологическое, ар­хеографическое. К 1922 г. в институте числилось 115 студентов. Многие одновременно учились в других учеб­ных заведениях: университете, пединституте, народном университете. Некоторые получали в институте второе высшее образование.

В программу института входили такие курсы, как "История Ростово-Суздальской земли", "Древности Яро­славского края", "История русского театра" и т.п. Часто приезжали сюда читать лекции профессора Московского археологического института. Ярославские преподаватели М.В. Бабекчиков, Д.Н. Эдинг, А.И. Смирнов, Н.Г. Пер­вухин вели активную работу по созданию ярославских музеев, учету памятников архитектуры и их обследова­нию.

В 1922 г. Московский археологический институт был слит с Московским государственным университе­том, а его ярославское отделение вошло в состав Яро­славского университета. Но изменение структуры уни­верситета было связано не только с этим.

Рабфаки

Еще осенью 1919 г. при Ярославском университете был создан рабочий фа­культет (рабфак). Потребность в нем бы­ла очень острой, и через год помимо основного рабфака при университете было открыто его параллельное отде­ление при фабрике "Красный Перекоп" на правах вечер­него. В 1920 г. на двух отделениях рабфака обучалось 372 студента.

Через несколько лет в губернии появился еще один вечерний рабфак, открывшийся в Ростове. Он не входил в состав какого-либо вуза, но также влиял на общий процесс пролетаризации ярославского студенчества. К 1924 г. на рабфаках губернии уже обучалось 420 сту­дентов.

Ярославский пединстмтут

В августе 1924 г, педагогический факультет университета был преобразован в самостоятельный педагогиче­ский институт, к которому после за­крытия университета перешла вся его материальная ба­за.

К 1927 г. Ярославский педагогический институт имел четыре отделения: общественно-экономическое с географической секцией, естественное, физико-техническое и литературно-лингвистическое, на которых обучалось 620 студентов. С 1925 г. институт получил индустриальный уклон. В учебный план были включены соответствующие дисциплины. Кроме того, для студен­тов были организованы занятия на предприятиях горо­да, где они выполняли работу в цехах, одновременно изучая процесс производства.

В 1926 г. на базе педагогического института был от­крыт Рабочий университет для подготовки высококва­лифицированных кадров из пролетарских слоев. В про грамму его работы включались различные предметы: ис­тория России, история зарубежных стран, исторически! материализм, литература, языки, введение в естество знание, биология, механика, математика. Таким обр* зом, пединститут в конце 20-х гг. не только выполня-: свою основную задачу - подготовку учителей-обществен ников для разных типов общеобразовательных школ, н: и оказывал существенную помощь в развитии рабочего образования.

Краеведение

Ярославское Естественно-историческое общество

дной из характерных черт куль турной жизни губернии в 20-е гг. яглялось бурное развитие краеведческсг-: движения. Координацией этой работъ: общество занималось Ярославское Естественн: Историческое общество (ЯЕИО), воз никшее в губернии еще в 1864 г. Общество имело рял: отделений в уездных городах. Наиболее заметную рол; среди них играли Ростовское, Норское и Рыбинское.

Секция краеведения

В середине 1923 г. в структуре ос щества была создана секция краеведения, председателем которой стал Н.Г. Первухин, секретарем - Н.Г. Огур цов. Секция насчитывала около 40 членов, а к 1928 г. ь ней уже числилось 64 человека. В обществе работали И.А. Тихомиров, А.З. Богданович, А.И. Смирнов В.Н. Ширяев и другие.

Члены секции вели активную исследовательскую ра­боту. Так, например, К.М. Дмитриев изучал экономику и быт крестьян Курбской волости Ярославского уезда.: М.Е. Калек проводил экономико-географическое обсле­дование Даниловского уезда; А.И. Смирнов и В.Н. Воч-карев написали исторические исследования из жизни края. Помимо научной работы секция занималась попу­ляризаторской деятельностью, делая доклады для насе­ления.

К 1930 г. Ярославское общество издало 25 различ ных сборников своих работ. Кроме того, 10 сборников подготовило Рыбинское общество и 2 - Мологское.

Ростовское научное общество

Не менее интенсивную научную работу вело Ростовское научное общество во, созданное в феврале 1924 г. Обще­ство имело три секции: естественно-историческую, общественно-экономическую, культурно-историческую, которые занимались археологическими раскопками Сарского городища и курганов в с. Талицы, принимали участие в этнографических и антропологиче­ских исследованиях местного музея, изучали озеро Не­ро, а также почвы, флору и фауну края.

Рыбинское научное общество

Особую роль в развитии краеведения сыграло Рыбинское научное обще­научное, проводившее на протяжении 20-х гг. краеведческие съезды. Эти съезды дали серьезный толчок к расширению краеведче­ского движения и к объединению научных сил через созданное Бюро краеведения. Они помогали налаживать связи с центральными научными учреждениями, на­пример Академией наук. Съезды способствовали созда­нию краеведческих организаций в сельской местности, метеорологических пунктов, сети музеев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 993; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.65 (0.012 с.)