Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение производительных сил края

Поиск

В июне 1924 г. в Ярославле проходила конференция по изучению производительных сил губернии, в которой активное участие приняли представители краеведческих и науч­ных организаций, высшей школы, государственных, ад­министративно-хозяйственных и культурно-просвети­тельных учреждений. На конференции было решено создать Ассоциацию по изучению производительных сил Ярославской губернии. Направления ее деятельности определились уже в ходе конференции: вопросы плани­рования хозяйства и изучения производительных сил, природа края, сельское хозяйство и промыслы, про­мышленность, быт, культура, этнография. В последую­щие годы Ассоциация сосредоточила все свои силы на разработке именно этих направлений.

На Второй губернской конференции по изучению производительных сил края, состоявшейся в мае 1927 г., было намечено создание научно-исследова­тельского института Верхнего Поволжья, в задачи кото­рого входила бы координация научных исследований по различным направлениям. Инициаторами его создания были ведущие научные работники Ярославля, входив­шие в Ассоциацию. Но первая попытка организации ин­ститута, предпринятая еще в 1924 г., успеха не имела. Институт был создан лишь в 1928 г., причем открылся он в Иванове, а в Ярославле был учрежден только его филиал, которым руководил В.Н. Вочкарев. Институт работал в составе трех секций: "Природа", "Экономика", "Человек". Фактически это были те же самые направле­ния изучения края, которые в предыдущие годы сфор­мировались в рамках Ассоциации. Однако институт так и не сумел развернуть масштабные научные исследова­ния. Он просуществовал до начала 30-х гг., когда нача­лись репрессии по отношению к краеведам. После этого практически вся краеведческая деятельность была свер­нута.

Музеи

Краеведческое движение было неразрывно связано с созданием сети му­зеев в крае. Непосредственное руковод­ство музейным строительством сосредоточивалось в губернском отделе по делам музеев (Яргубмузее), соз­данном в 1919 г. После революции продолжали работать старые музеи: Естественно-исторический в Ярославле, музеи древностей в Ростове и Угличе. Вывшее "Древлехранилище" Ярославской губернской ученой ар­хивной комиссии (ЯГУАК) стало историко-бытовым му­зеем. В 1919 г. в Ярославле была открыта художествен­ная галерея, а в 1922 г. - музей древнерусского искус­ства. С 1924 г. все музейные подразделения города были объединены в Ярославский государственный областной музей, заведующим которого стал известный ученый-краевед Н.Г. Первухин. По инициативе местных крае­ведческих обществ и организаций были созданы музеи в уездных городах: Рыбинске, Мышкине, Мологе, Угличе, Пошехонье, Тутаеве, а также в волостях: Норской, Ни-коло-Кормской, Копринской, Великосельской и др. На протяжении первого послеоктябрьского десятилетия в губернии работало 15 музеев разного профиля, в том числе музеи сельского хозяйства и здравоохранения в Рыбинске.

Ярославский областной музей

Самым крупным изо всех был Ярославский областной музей, который вел очень активную научную работу. Наиболее важными направлениями этой работы являлись организация реставрационной мастерской по работе с древнерусской живописью, учет исторических памятников, охрана природы, устройство выставок, участие в научных съездах и конференциях. Музейные сотрудники в середине 20-х гг. довольно ак­тивно занимались обследованием архитектурных памят­ников в Ярославле и его окрестностях. Музей вел все­стороннюю просветительскую работу через выставки, чтение докладов и лекций, организацию экскурсий.

Ярославская реставрационная комиссия

В числе учреждений культуры, занимавшихся изучением и реставрацией памятников архитектуры в губернии, следует выделить Ярославскую рестав­рационную комиссию, созданную в ав­густе 1918 г. Уже осенью этого года комиссией была проделана большая работа по консервации разрушенных во время июльского мятежа зданий: покрыты железом кровли, укреплены стены зданий, приняты меры к со­хранению фресковой живописи.

Особая роль в деятельности комиссии принадлежала архитектору П.Д. Барановскому, который был и ее на­учным руководителем. До начала 30-х гг. он постоянно консультировал ярославских реставраторов, отчитывал­ся о деятельности комиссии перед центральными орга­нами.

Главными объектами для реставрации стали ан­самбль Спасского монастыря, Митрополичьи палаты, дом бывший Иванова, колокольни церквей Николы Мокрого, Рождества Христова. В 1922 г. комиссия была переименована в ярославское отделение Центральных государственных реставрационных мастерских. Опыт, накопленный исследователями-реставраторами в 20-е гг., во многом определил характер реставрацион­ных работ в последующие десятилетия.

Художественная

Секция изобразительного искусства

После Октябрьской революции произошли заметные изменения в художественной жизни губернии. В Губернском отделе народного образования был создан подотдел по делам ис­кусств, в который входила секция изобразительного ис­кусства. В создании секции принял участие ярославский художник С.А. Матвеев, затем ее возглавил Ф.А. Мае-лов. Первые мероприятия по реорганизации художест­венной жизни были направлены на подготовку молодых художников. Изобразительное искусство стало препода­ваться в общеобразовательных школах. В Ростовском, Любимском, Пошехонском уездах были открыты худо­жественные студии с числом учащихся по 75 человек в каждой. Осенью 1920 г. начала работу первая студия в Ярославле.

Секция активно занималась пропагандой искусства, устраивал для этого лекции, выставки и распространяя литературу. Выставки прошли в Ярославле, Угличе, Мо~ логе. Кроме того, изготавливались агитационные плака­ты, панно, лозунги, отражавшие социально-полити­ческие события, происходившие в стране.

В 1919 г. начали свою работу Ярославские государ­ственные свободные художественные мастерские, реор­ганизованные в 1921 г. в художественно-педагогический техникум.

АХРР

В середине 20-х гг. был создан Ярославский филиал Ассоциации художников революционной России (АХРР). С его по­явлением в художественной жизни губернии стали про­являться и усиливаться агитационные и пропагандист­ские моменты. Выставки, проходившие под руковод­ством Ярославской АХРР, призваны были продемонст­рировать не результаты творческого поиска художников, а успехи социалистического строительства. Филиал фактически подчинил себе весь художественный про­цесс. Естественным продолжением этого стало создание в крае в начале 30-х гг. филиала Союза советских ху дожников, еще более усилившего идеологическое действие на творческих работников.

Театр

Театр революционной эпохи

Важное место в культурной жизнг края 20-х гг. занимал театр. Специфи­ка созданной революцией ситуации со­стояла в том, что в эту сферу пришли самодеятельные коллективы, заметнс повлиявшие на театральную жизнь и во многом опреде­лившие направления деятельности театра: драмкружки, театральные студии. Но тем не менее ведущие позиции все-таки занимал профессиональный театр.

Осенью 1918 г. театр им. Ф.Г. Волкова был муници­пализирован. Его деятельность стала контролироваться художественно-сценической секцией внешкольного под­отдела Губернского отдела народного образования. Чере? соответствующий репертуар театр становился средством политического воспитания масс. По замыслу новых те­атральных руководителей пьесы должны были прежде всего нести в себе социальное звучание. Поэтому в ре­пертуаре ярославского театра появились такие пьесы, как "Стенька Разин" В. Каменского, "Ткачи" Г. Гаупт-мана, "Красногвардейцы" М. Пантина.

Для привлечения в театр нового пролетарского зри­теля театральная комиссия вводила особые пропуска, позволявшие получать билеты вне очереди, или выделя­ла рабочим бесплатные билеты. Новые зрители активно участвовали в обсуждении спектаклей.

Революционная эпоха была характерна поиском но­вых театральных форм. В Ярославском театре к таким новациям стремился режиссер В. Эрманс. В 1920 г. ое разработал программу деятельности, в которой преду­сматривал постановки в новом стиле: "трагедии с пан­томимой, водевиль с мелодрамой, лекции по истории те­атра с комедией, пастораль с литературно-музыкальным вечером", но актеры не были готовы к таким экспери­ментам.

Были предприняты шаги по подготовке новых акте­ров. С этой целью в 1919 г. при театре была открыта драматическая студия, реорганизованная через год в те­атральный техникум. Студию возглавил Ф. Субботин, а преподавали в ней актеры театра.

Театр и Пролеткульт

Особую позицию в вопросе реорга­низации театрального дела занял яро­славский Пролеткульт. Главным его девизом была пролетаризация теат­рального искусства. Весьма активно эту идею пропове­довал один из руководителей местного Пролеткульта С.П. Трусов. По его мнению, в новых исторических ус­ловиях главную роль должны играть не профессиональ­ные актеры, а самодеятельные, которым нужно бороться за "чистоту классовых форм", поскольку "...это театр рабочих и крестьян, созданный их волей, их руками и пропитанный их классовой идеологией". Но, отвергая старый театр, ярославский Пролеткульт не создал ниче­го нового. Организовав показательную труппу, он дал несколько спектаклей, оказавшихся очень слабыми. В середине 1921 г. ярославский Пролеткульт был ликви­дирован, просуществовав немногим более года.

Большое внимание развитию театра уделяли проф­союзы. В 1925 г. Ярославский совет профсоюзов органи­зовал передвижной рабочий театр, труппу которого со­ставили выпускники театрального техникума. Основную часть своих постановок театр осуществлял в рабочих клубах. Первой из них стала пьеса А.В. Луначарского "Канцлер и слесарь". В репертуаре театра были коме­дии, драмы, памфлеты. Именно этот театр ставил в Яро­славле пьесы А. Афиногенова, работавшего в те годы в газете "Северный рабочий".

Что касается театра им. Ф.Г. Волкова, то его дея­тельность находилась под пристальным вниманием губ-политпросвета и горсовета. Они следили за финансовым состоянием труппы, давали рекомендации по репертуа­ру, помогали в организации спектаклей на предприяти­ях и в уездных городах, налаживали работу со зрителя­ми.

К юбилею революции

В юбилейном для революции 1927г. режиссер Б. Бертельс поставил в театре пьесы: "Любовь Яровая" К. Тренева, а затем "Разлом" Б. Лавре­нева и "Бронепоезд 14-69" В. Иванова Готовясь к 10-й годовщине революции, театр стре­мился всячески обновить свой репертуар. Балетмейстер Г.П. Силаева готовила к постановке "Танцы машин". Была поставлена оперетта Ж. Оффенбаха "Птички пев­чие", шедшая под аккомпанемент народного оркестра под управлением Е.М. Стомпелева.

В конце 20-х гг. ярославский театр в полной мере ощутил на себе новые веяния, главным содержанием ко­торых стало использование театра как агитационного и пропагандистского средства для решения государствен­ных задач.

Кинематограф

Наряду с театром важную воспитательную роль иг­рал кинематограф. Налаживание киноработы началось в губернии в 1919 г. с назначения специального инструк­тора по фотокиноделу в секцию пролетарского искусства ГубОНО. Им стал П.Б. Мосягин. С его приходом все ки­нотеатры были переданы в ведение нового отдела.

Одним из первых мероприятий в этой сфере стало открытие секции по производству кинофильмов. Было намечено создание и лекторской секции, в план которой должна была входить организация в кинотеатрах лек­ций научного и воспитательного характера с кинокарти­нами и показом диапозитивов.

Весной 1920 г. был проведен учет кинофотообору-дования, в том числе и частного. Была налажена работа фотомастерской и начат выпуск "Волшебных фонарей" для чтения лекций, киноаппаратов. В этом же году в Ярославле было снято несколько фильмов агитационного характера: о жизни детской колонии Ярославского губ-наробраза, о жизни детей правонарушителей, два вы­пуска ярославской кинохроники.

В начале 20-х гг. кинотеатры почти не приносили дохода. В 1920 г. реально функционировал только один кинотеатр "Скиф", находившийся на Первомайском бульваре. Зимние кинотеатры "Аре" и "Глаз" из-за вет­хости не могли работать. Кроме того, остро стояла про­блема приобретения кассовых фильмов для показа насе­лению. С 1926 г. в киноработу активно включились проф­союзы. При культотделе Совета профсоюзов была созда­на киностудия, состоявшая из представителей всех губ-отделов и рабочих клубов, имевших киноточки. Вторал межсоюзная конференция, проходившая в Ярославле в 1926 г., отметила необходимость "широкого привлече­ния киноработы в клубах..., используя кино толъю: идеологически... ". Для этой цели предусматривались общественные просмотры кинофильмов и бронирование за рабочими клубами и передвижками всех идеологиче­ски выдержанных и рекомендованных к просмотру ки­нокартин.

В середине 20-х гг. продолжалась работа по подго­товке фильмов агитационного характера. В конце 1924 г. был разрешен к производству и демонстрации з Ярославле фильм в пяти частях под названием "Был н стал". Сценарий был написан Ф. Федюняевым, а поста­новку и монтаж осуществил П. Мосягин. Фильм был по­священ перерождению бывшего хулигана Кольки Ры­жика в образцового пионера.

С целью регулирования киноработы в рамках всей губернии в 1926 г. было создано управление зрелищны ми предприятиями на правах хозрасчетного коммерче ского предприятия. Управление контролировало дея­тельность кинотеатров, устанавливало цены на билеты. осуществляло подготовку кадров. Особое внимание уде­лялось организации кинопередвижек для сельской ме­стности. На начало 1926 г. в губернии насчитывалось 32 кинотеатра, б из которых приходились на сельскую ме­стность.

Репертуар ярославских кинотеатров целиком зависел от кинорынка. Это были в большинстве своем старые картины: "Человек из ресторана", "Клеймо преступни­ка", "Соперницы", "Сердца и доллары", "Пропавшие со­кровища" и т.п. Но к юбилею революции появились в новые картины: "Октябрь", "10 лет Октября", "Там, где жили цари". В общем кинопрокатном потоке они пока занимали весьма скромное место, но с точки зрения аги­тационных задач оставались главными.

Библиотеки

Существенную роль в становлении новой культуры играли библиотеки. Первоначально они находились в ведении Губернского отдела народного образования, за­тем перешли к Политпросвету. Библиотечная сеть не была однородной, и в начале 20-х гг. в ней предусмат­ривалось три типа библиотек: городские (центральные и районные), волостные и избы-читальни.

Массовые библиотеки

Главной библиотекой края была губернская центральная Пушкинская библиотека в Ярославле. Кроме того, в губернском центре работали четыре районных библиотеки и одна детская. Свои библиотеки имели профсоюзы. В Ярославле их насчитывалось 25. Наиболее крупные из них принадлежали Союзу работ­ников просвещения, фабрике "Красный Перекоп", Губ-совнархозу.

Период 1921 - 1923 гг. был для библиотек довольно трудным временем. Число их заметно сократилось, осо­бенно в сельской местности, и к осени 1923 г. составля­ло 233 библиотеки с фондами около 64 тыс. книг. В по­следующие годы число библиотек в крае росло, но ин­тенсивность этого роста была достаточно слабой. К 1927 г. в губернии насчитывалось уже около 300 биб­лиотек, в фондах которых было более 80 тыс. книг.

Научные библиотеки

Помимо массовых и профсоюзных библиотек в губернии существовали и научные библиотеки, оказывавшие серьезное влияние на состояние науки и образования. Наиболее крупной из них была библио­тека университета, насчитывавшая в 1924 г. более 168 тыс. книг. Многие книги поступили в нее из быв­ших дворянских усадеб или учебных заведений. Не­смотря на ее научный характер, эта библиотека была общедоступной.

Второй по научной значимости была библиотека Ярославского областного музея. В 1925 г. ее фонд со­ставлял 60 тыс. книг, причем 6 тыс. из них - на ино­странных языках. Эта библиотека имела единственный в губернии фонд краеведческой литературы в 6 тыс. эк­земпляров. В 1926 г. при библиотеке организовался "Музей книги", в котором были представлены редкие издания.

В практике массовой работы всех типов библиотек большое внимание уделялось организации читательских конференций, встреч с литераторами, как ярославски­ми, так и приезжавшими в город в те годы. Особенно активно такая работа проводилась во второй половине 20-х гг., в период наиболее интенсивной литературной деятельности местных писателей.

Литературная жизнь

ЯАПП

До середины 20-х гг. в губернии суще­ствовали две литературных организации: коллектив рабочих писателей "Литье" и литературно-художественная ассоциация, которая заме­нила собой союз поэтов. В 1924 г. была создана Яро­славская ассоциация пролетарских писателей (ЯАПП). Особую группу, ставшую ядром ЯАПП, составили раб­коры, объединившиеся при газете "Северный рабочий". Аналогичная группа появилась в Рыбинске при газете "Рабочий и пахарь". Осенью 1925 г. состоялся первый губернский съезд пролетарских писателей, объединив­ший обе группы.

Помощь в организации и работе ассоциации оказы­вали столичные писатели, работавшие или приезжавшие в Ярославль: А. Фадеев, А. Афиногенов, Ю. Либедин-ский и другие. Они принимали участие в заседаниях бюро ассоциации.

В 1927 г. была проведена перерегистрация всего со­става ассоциации. Из 150 ее членов осталась только по­ловина, остальные были исключены, как идеологически чуждые платформе Российской АПП.

На 1 сентября 1929 г. ЯАПП состояла из 42 человек, из них - 14 прозаиков, 23 поэта, 2 драматурга и 3 кри­тика. К этому времени ассоциация уже выпустила 8 ли­тературных сборников, ее члены печатались как в цен­тральных, так и местных периодических изданиях. 1 декабря 1929 г. состоялась первая окружная конфе ренция ЯАПП, которая вошла в совместную с Иванов­ской организацию.

В конце 20-х гг. ЯАПП формировала специальные литературные бригады, члены которых читали лекции на предприятиях, посвященные социальным функциям литературы, ее классовой направленности, знакомили со своими произведениями, распространяли художествен­ную и политическую литературу.

Ярославские литераторы печатали свои произведения на страницах многих изданий. Так, роман В. Смирнова "Гарь" печатался в журнале "Октябрь", стихи А. Сур­кова в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь", стихи Б. Глебова в "Комсомольской правде". Активно сотруд­ничала ассоциация и с местной прессой.

При газете "Северный рабочий" работала литератур­ная консультация, состоявшая из членов ЯАПП. Она да­вала возможность членам литкружков получать профес­сиональные советы от ведущих литераторов. В 1927 -1928 гг. ассоциацию возглавлял А. Сурков, наиболее активными ее членами были В. Смирнов, Д. Горбунов, В. Лукин, А. Князев, А. Афиногенов, А. Муратов, Б. Глебов, Е. Ледер, П. Ханаев, М. Березин.

Музыкальная жизнь

В 20-е гг. для культурной жизни губернии харак­терна активная концертная деятельность как местных музыкальных коллективов, так и приезжавших на гаст­роли столичных музыкантов. Особенно много занимался организацией таких концертов И.В. Озерский - заве­дующий художественно-музыкальной секцией Ярослав­ского гарнизонного клуба, а с 1921 г. заведующий му­зыкальной секцией Губполитпросвета.

До начала 20-х гг. основной музыкальной площад­кой был гарнизонный клуб им. В.И. Ленина, в котором проходило до 20 концертов ежемесячно. Исполнялась музыка Глинки, Чайковского, Бородина и других ком­позиторов-классиков. В конце 1919 г. политотдел Яро­славского военкомата организовал оперный коллектив, первой работой которого стала опера "Демон", постав­ленная в театре им. Ф.Г. Волкова в начале 1920 г. К 1922 г. в гарнизонном клубе были также поставлены

 

оперы "Евгений Онегин", "Травиата", "Сын мандарина", "Моцарт и Сальери", "Вертер", "Русалка".

После Октябрьской революции на базе музыкального училища была создана народная консерватория с бес­платным обучением для подготовки музыкантов-профессионалов. При консерватории был создан симфо­нический оркестр.

Популяризацией музыки занималось Ярославское общество любителей камерной музыки, организованное по инициативе преподавателя музыкального училища П.И. Хворостухина. В общество в основном входили преподаватели и студенты училища. Они устраивали концерты - "камерные пятницы", тематика которых бы­ла весьма разнообразной: "Пушкин в музыке", "Глинка и Шуберт", "Балакирев и русская музыка" и т.п.

Оркестр Народных инструментов

Особое место в музыкальной жизни края занимал оркестр народных инструментов, организованный в 1921 г. Первым его руководителем стал Н.Д. Калинин. Оркестр работал в клу­бе профсоюза водников. В 1923 г. оркестр возглавил Е.М. Стомпелев. Он организовал первый художественно-показательный концерт этого коллектива в Волковском театре, который прошел с большим успехом. С середины 20-х гг. он стал широко известным музыкальным кол­лективом, который приглашали на гастроли многие го­рода страны. За первые восемь лет работы оркестр дал 541 концерт. Его участники руководили музыкальными кружками в Ярославле. В 1929 г. оркестр организовал в городе ячейку общества "Музыка - массам", а в следую­щем году им была проведена первая городская музы­кальная олимпиада.

Трудности в развитии культуры

К концу 20-х гг. четко обозначилось стремление партийных и государственных органов к максимальному

контролю за всеми направлениями культурной жизни. Это выражалось в усилении цензуры в издательском деле, чистке библио­течных фондов, контроле репертуара кинотеатров и те­атров, концертных коллективов и даже запрещении за­падных танцев в рабочих клубах. Повсеместно внедря­лись художественные произведения социально-классовой направленности и искоренялось все, что не отвечало принципам партийности и классовости. Для проведения идей новой, коммунистической культуры старая интел­лигенция становилась все более бесполезной и даже, в определенном отношении, "опасной", что изменило от­ношение к ней власти и правящей партии. Первыми это изменение ощутили на себе научные работники, которые в конце 20 - начале 30-х гг. стали обвиняться в антисо­ветской деятельности и подвергаться репрессиям. В их число попали ярославские краеведы А.А. Золотарев, А.Ф. Виноградов, Л.А. Альбицкий, следующими стали В.Н. Вочкарев, В.А. Перцев, Н.Г. Первухин, Н.А. Соко­лов. После их высылки краеведческое движение прак­тически прекратилось. В 30-е гг. судьбу краеведов раз­делили и многие другие деятели культуры. В культур­ной сфере, как и во всем остальном, советская страна окончательно меняла ориентиры своего развития. Преж­няя Россия безвозвратно уходила в прошлое.

Хронологическая таблица



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.107.144 (0.013 с.)