В составе Древнерусского государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В составе Древнерусского государства



В конце X - начале XI в. Ростовская земля, в состав которой тогда входили и ярославские земли, преврати­лась в одно из крупных древнерусских княжеств. Она была одним из важных районов Руси. Здесь происходил процесс формирования древнерусской народности, в ко­тором наряду со славянами приняла участие и меря.

Ростовская земля

Ростов был одним из древнейших

русских городов. Отмечая его древ­ность, летописец XII в. писал: "Здесь город старый", то есть древний. Уже в конце X - начале XI в. Ростов был главным городом края, который стал называться Ростовской землей. В договоре киевского князя Олега с Византией (907 г.) Ростов называется в числе наиболее крупных русских городов. Из того же договора следует, что Ростовская земля находилась в определенной зависимости от киевских князей.

Со времени объединения Киева и Новгорода началось проникновение в Верхнее Поволжье и Волго-Окское ме­ждуречье представителей феодальной знати. Процесс феодализации Северо-Восточной Руси пошел значитель­но быстрее.

Временем высшего подъема Древнерусского государ­ства было княжение Владимира, державшего власть над всеми подчиненными землями. Для укрепления их свя­зи с Киевом он заменил местных "светлых и великих князей" своими боярами или сыновьями, которых у не­го было двенадцать. В 988 г. он отдал Ростов своему сы­ну Ярославу. В 1010 г., когда умер брат Ярослава - нов­городский князь Вышеслав, Ярослав получил стол в Новгороде, княжение в котором считалось более почет­ным. Ростов же достался его младшему брату Борису,

Княжение Ярослава и Бориса в Ростовской земле со­всем не означало, что она стала самостоятельной. Яро­слав и Борис выполняли лишь роль наместников вели­кого князя.

В 988 г. на Руси было принято христианство. Пере­ход от язычества к христианству - религии классового общества - был прогрессивным явлением. В этом году был крещен Киев, а вслед за ним Новгород. Но при Вла­димире была крещена лишь малая часть Руси, да и то с помощью принуждения к чисто формально. Крещение остальной Руси растянулось более чем на сто лет.

Крещение

В Ростовской земле христианизация началась с конца X в. Ее крещение приписывается самому князю Владими­ру. Прибыв в Ростов, как рассказывается в летописи, Владимир сокрушил языческих идолов и поставил епи­скопа. Князь приказал объявить в городе и по волостям, чтобы жители шли принимать крещение в озере Неро. Собралось множество народа с женами и детьми. Взрос­лых загнали в озеро, а детей оставили на берегу. Неко­торые стояли "по уши" в воде. В одной стороне находи­лись мужчины, в другой - женщины, "Попы" ездили по озеру на плотах и крестили стоявших в воде. При этом они давали крестившимся христианские имена. Князь Владимир вместе с митрополитом и всем священным со бором стоял на берегу и наблюдал за ходом крещения. Все это произошло, как полагают, 15 июля 992 г.

Крещение Ростовской земли не сделало, однако, ее обитателей сразу правоверными христианами. Христи­анство распространялось здесь со значительными труд­ностями. Славянское и мерянское население сопротив­лялось христианизации и не хотело подчиняться церкви и государственной власти. "Повесть временных лет" упоминает о восстании местного населения в 1071 г. Че­рез несколько лет первый ростовский епископ Леонтий был убит язычниками, не желавшими подчиняться го­сударственной церковной организации. К христианству Ростовская земля шла очень медленно и постепенно. Не исключено, что даже в XII в. здесь еще сохранялись языческие общины и язычники-одиночки, укрывавшие­ся в лесах от княжеской администрации.

Основание Ярославля

Ко времени княжения Ярослава в Ростовской земле относится основание Ярославля. Он был основан, как счи­тают многие историки, не позднее 1010 г. Однако некоторые исследователи в качестве даты основания города называют 1024 г. и дру­гие даты.

Основание Ярославля окутано густым туманом легенд и преданий. Наи­более известно из них "Сказание о построении града Ярославля". В нем рассказывается, что на том месте, где был осно­ван город, рос дремучий лес и находилось селение Медвежий угол, судя по всему - мерянское. Его жители занимались ско­товодством, охотой и рыбной ловлей, а при

случае грабили купече ские суда, плывшие по Волге. Князь Ярослав во время правления в Ростове, проплывая однажды на ладьях со своей дружиной по Волге, увидел, как жители Медвежь­его угла напали на купеческие суда и разграбили их. Он приказал дружине устрашить разбойников. После этого он потребовал подчиниться его власти и креститься. Жители Медвежьего угла согласились на все условия, кроме крещения. Тогда князь приехал к ним еще раз, по уже вместе с епископом, пресвитерами и другими церковниками, Но язычники не пустили его в селение, ныпустили на него "лютого зверя" (как полагают, мед­ведицу, так как у мерян был медвежий культ) и натра­вили собак. Однако князь не растерялся, убил медведи­цу секирой и этим устрашил язычников. После этого он будто бы приказал построить на том месте храм и сру­бить город "во свое имя", то есть Ярославль.

Вторая версия основания Ярославля связана с 1024 г., когда произошло сильное восстание в Суздаль­ской земле, во главе которого стояли волхвы - языче­ские жрецы. Для его подавления сюда прибыл великий киевский князь Ярослав, жестоко расправившийся с восставшими. Именно тогда, по мнению некоторых ис­ториков, он и основал город Ярославль.

Вполне достоверной датой, связанной с основанием Ярославля, является и 1071 г., когда Ярославль впервые упоминается в летописи. При этом о нем говорится как о давно уже и хорошо известном городе, то есть, очевид­но, возникшем задолго до того.

Пока мы не можем подробно проследить древнейшую историю такого города, как Углич. По одному из мест­ных преданий он был основан в 947 г. сборщиком дани, посланным сюда княгиней Ольгой. Первое же упомина­ние в летописи датирует "Углече поле" 1147 г. Название города ряд исследователей производят от слова "уголь" (на этом месте в древности выжигали древесный уголь), другие - от слова "угол" (здесь Волга делала поворот). Известный ярославский краевед И.А. Тихомиров пола­гал, что поселение называлось "угол" по аналогии с яро­славским названием "Медвежий угол". Есть также вер­сия, что название города происходит от искаженного имени одного из славянских племен - "уличей".

Первое упоминание в летописи города Переславля-Залесского относится к 1152 г. Он был основан недалеко от Клещина, старого мерянского поселения» в котором еще с IX в. начали селиться славяне. Клещин сыграл роль "протогорода" Переславля. Впоследствии в ходе процесса, названного некоторыми историками "перено­сом города", центр из Клещина переместился в Пере-славль, который стал новым центром уже княжеской власти.

В начале XI в. территория Ростовской земли вклю­чала в себя Белоозеро, Ростов, Ярославль и Суздаль.

Ярослав Мудрый

В 1015 г. неожиданно умер вели кий киевский князь Владимир, оста­вив после себя многочисленных сыно­вей, борьба между которыми положила начало длитель­ной междоусобной войне. Только в 1019 г. на киевском престоле утвердился Ярослав Владимирович, княжив­ший до того в Ростове и Новгороде. Именно с его име­нем и связано основание города Ярославля. Он вошел в русскую историю и культуру с примечательной лето­писной характеристикой: "Отец ведь его Владимир зем­лю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное". В исследовательской литературе последних лет дается ме­нее "светлый" образ, но более приближенный к реально­сти того времени. Ярослав не только "мудрый", но и до­вольно ловкий и грозный политик. Хотя в оценке фигу­ры князя Ярослава единодушия между учеными пока еще нет.

Укрепившись на киевском престоле, Ярослав затра­тил большие усилия и средства на украшение своей сто­лицы по образу и подобию столицы Византии - Констан­тинополя (Царьграда).

При Ярославе переписывались и переводились с гре­ческого языка на русский многие книги. Он собрал об­ширную библиотеку, размещенную в построенной в это же время церкви святой Софии. При нем были органи­зованы школы по начальному обучению грамоте. Увле­чение книжным делом являлось для Ярослава составной частью его усилий, направленных на освобождение от византийской церковной опеки. В 1051 г. Ярослав сам, без ведома константинопольского патриарха, назначил главою русской церкви – митрополита Иллариона.

С именем Ярослава связано и появление "Русской Правды" - памятника раннефеодального права в Киев­ской Руси.

Впоследствии за свою государственную деятельность и заботу о просвещении Ярослав получил прозвание "Мудрый". Княжение Ярослава Мудрого было временем укрепления русской государственности и превращения Руси в могучую и сильную страну, не уступающую в своем развитии другим европейским государствам.

Годы правления Ярослава Мудрого можно назвать высшей точкой истории единой и сильной Киевской Ру­си. После его смерти (1054 г.) она стала быстро распа­даться. Территория ее была поделена между наследни­ками великого князя.

Ростовская земля досталась его любимому сыну Все­володу. Это был широкообразованный для своего време­ни человек, знавший пять языков и являвшийся умным и искусным дипломатом. Впоследствии Всеволод стал великим князем.

Ростово- Суздальская земля

В это же время на Руси происходил процесс усиления отдельных феодальных княжеств, все более отчетливо земля проявлявших стремление к освобождению от власти Киева и великого киев­ского князя. Ростово-Суздальская земля, подобно дру­гим землям, стала обособляться в самостоятельную об­ласть, имевшую свои социально-экономические особен­ности.

В 60-х гг. XI в. часть Ростовской земли (Белоозеро, Ярославль и погосты по рекам Шексне и Волге) перешла во владение Святославу Ярославичу. Святослав получил ее по определенному договору со Всеволодом. После смерти Святослава Белоозеро и Поволжье снова перешли к Всеволоду. Во время княжения Всеволода в Киеве Рос­товская земля находилась во владении его сына Влади­мира Мономаха, хотя и управлялась княжескими по­садниками. Только после смерти Всеволода (1093 г.) княжить в Ростове стал сын Мономаха, Мстислав, а по­сле него Владимир Мономах посадил на ростовский стол его брата, Вячеслава. Кроме того, Мономах выделил в Ростовской земле стол для своего сына Юрия (будущего Долгорукого), посадив его в Суздале. К середине XII в. Суздаль станет старшим городом Ростовской земли, ко­торая с этого времени будет называться Ростово-Су здалъской.

Ростов же стал быстро усиливаться, богатеть и при­обретать политическое значение еще с XI в. Уже тогда в нем были церкви "чюдна зело и преудивенна, якоже не была и немых будет ли". Так писал летописец об Успен­ском соборе в Ростове, который для него имел такое же значение, как Софийские соборы для Киева и Новгоро­да. В Ростове и Суздале прочно укрепился вечевой строй. На вече, ограничивавшем княжескую власть, господствовало боярство. Ростовский летописец писал о зависимости князя от бояр, к которым он был вынужден проявлять "ласковость".

В Ростовской земле в XI в. уже было классовое об­щество и складывались те же социальные силы, что и в других русских землях. Из среды смердов-общинников выделилась верхушка "лучших людей", или "старая чадь". Смерды-общинники попадали в зависимость от феодалов, хотя еще смотрели на себя как на свободных людей, право суда над которыми принадлежало князю. Однако в отличие от Южной Руси, где большинство смердов было закрепощено, в Ростовской земле еще пре­обладали смерды-общинники, платившие дань князю и подчинявшиеся княжеским чиновникам-данщикам.

В конце XI в. территория Ростовской земли по меньшей мере доходила до левого притока Волги - реки Медведицы (в современной Тверской области). На юге ростовским владением были земли по среднему течению реки Клязьмы. Точно определить границы Ростовской земли для того времени довольно трудно.

В политическом отношении Ростовская земля про­должала зависеть от Южной Руси. Одним из проявлений этой зависимости была военная помощь, которую долж­на была оказывать Ростовская земля Южной Руси. Юж­норусские князья считались верховными собственника­ми этой "окраины государства". Они владели правом по­лучать отсюда дань и судить местное население, облагая его различными повинностями. Южнорусские князья также строили в северо-восточных землях города и церкви.

Появление и развитие городов сопровождалось обра­зованием вокруг них своего рода "областей". Город свя­зывался с определенной, зависимой от него территорией. Так, в 1071 г. летописец территориально помещал Яро­славль в Ростовскую "область". В конце XI в. уже суще­ствовало понятие "Ростовская земля", включавшая в се­бя Ростов, Суздаль и Ярославль. Главным из этих горо­дов был Ростов. Однако к концу XI - началу XII вв. ме­жду Ростовом и Суздалем возникли противоречия. Из соперничества двух наиболее крупных городов Ростов­ской земли победителем вышел Суздаль.

Народные восстания

Становление феодальных отношений в Ростовской земле приводило к

восстания обострению отношений между смерда­ми и раннефеодальной знатью ("старой чадью", "лучшими людьми").

Первым крупным народным движением антифео­дального характера было восстание смердов в Суздале в 1024 г. Поводом к восстанию послужил голод, охватив­ший Суздальскую землю. Движение возглавили волхвы.

Смерды обвинили "старую чадь" в том, что она скрыва запасы хлеба и прочих продуктов - "голод пущаеч Движение приняло невиданные для того времени рази ры. Это отметил летописец, записавший: "...и бе мята велик". Восставшие избивали "старую чадь", преж всего хозяев богатых домов, которые сосредоточили своих руках запасы продуктов, утаиваемые от голода] щих. Вполне вероятно, что движение, начавшееся в С> дале, могло захватить и Ростовскую область, посколы летописец отмечал, что тот "голод по всей был стороне Голод удалось прекратить, только доставив из Волжск* Болгарии "жита и тако ожиша".

Ярослав Мудрый, узнав о восстании, немедленно н правился со своей дружиной в Суздаль, чтобы расправиться с волхвами. "Захватив их, он одних из них с слал, а других казнил". Восстание ставило под угрозой выплаты дани с Суздальской земли. Кроме того, оно бе покоило князя и своей социальной и религиознополитической стороной.

В 1071 г. подобное восстание произошло и в Ростовской земле. Поводом также послужил голод. Возглавив движение здесь, как и в Суздале, волхвы. В летопись рассказывается, что в Ростовской области появились д] волхва из Ярославля, которые повели восставших все по берегу Волги. Они сказали: "Мы знаем, кто хлдержит", - и в каждом погосте указывали на "лучших то есть знатных женщин, говоря: "Вот эти жито держа эти мед, эти рыбу и меха". Восставшие убивали знатых женщин и забирали их имущество себе. Когда они I берегу Шексны дошли до Белоозера, то их уже бы; триста человек. В это время там собирал дань тысяцкн киевского князя Святослава Ян Вышатич. Белозерц обратились к нему за помощью против восставших, г воря, что те побили много женщин по Волге и Шексн Вышатич стал доискиваться, чьи это смерды и волхв! Узнав, что они князя Святослава, он потребовал от во ставших выдать ему волхвов. "Выдайте сюда этих волхвов, - сказал он, - потому что они смерды моего князя Когда восставшие отказались это сделать, Ян взял с собой двенадцать вооруженных дружинников и отправился с ними к волхвам в лес. Восставшие, увидев его, прислали навстречу ему трех человек, которые сказали Яну: "Смотри, идешь на смерть, не ходи". Ян же в ответ на это приказал их убить. Но те бросились на него с топо­рами и чуть не убили. Тогда Ян приказал дружинникам бить их. Смерды бросились в бегство. После этой стычки Ян возвратился в город и потребовал от белозерцев, что­бы они схватили волхвов, грозя в противном случае про­быть у них целый год. Тогда белозерцы схватили вол­хвов и привели их к Яну. Тот стал допрашивать вол­хвов. Он сказал им: "Для чего вы погубили столько че­ловек?". Они отвечали: "Те держат обилие; если истре­бить их, то будет урожай...". Ян повелел бить волхвов, вырвать у них бороды, вложить в рот обрубок и пустить перед собой в лодке вниз по Шексне. Когда приплыли к устью реки, он спросил у лодочников, у кого из них волхвы убили родных. Те отвечали, что у одного убили мать, у другого сестру, у третьего дочь. " Мстите за сво­их", - сказал Ян. Лодочники схватили волхвов, убили их и повесили на дубе. Так закончилось и это восстание, за религиозной окраской которого скрывался его анти­феодальный характер.

К середине XII в. Ростово-Суздальская земля была одной из самых развитых в экономическом и политиче­ском отношениях областей Северо-Восточной Руси.

 

Глава II



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.02 с.)