Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В составе Древнерусского государстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В конце X - начале XI в. Ростовская земля, в состав которой тогда входили и ярославские земли, превратилась в одно из крупных древнерусских княжеств. Она была одним из важных районов Руси. Здесь происходил процесс формирования древнерусской народности, в котором наряду со славянами приняла участие и меря. Ростовская земля Ростов был одним из древнейших русских городов. Отмечая его древность, летописец XII в. писал: "Здесь город старый", то есть древний. Уже в конце X - начале XI в. Ростов был главным городом края, который стал называться Ростовской землей. В договоре киевского князя Олега с Византией (907 г.) Ростов называется в числе наиболее крупных русских городов. Из того же договора следует, что Ростовская земля находилась в определенной зависимости от киевских князей. Со времени объединения Киева и Новгорода началось проникновение в Верхнее Поволжье и Волго-Окское междуречье представителей феодальной знати. Процесс феодализации Северо-Восточной Руси пошел значительно быстрее. Временем высшего подъема Древнерусского государства было княжение Владимира, державшего власть над всеми подчиненными землями. Для укрепления их связи с Киевом он заменил местных "светлых и великих князей" своими боярами или сыновьями, которых у него было двенадцать. В 988 г. он отдал Ростов своему сыну Ярославу. В 1010 г., когда умер брат Ярослава - новгородский князь Вышеслав, Ярослав получил стол в Новгороде, княжение в котором считалось более почетным. Ростов же достался его младшему брату Борису, Княжение Ярослава и Бориса в Ростовской земле совсем не означало, что она стала самостоятельной. Ярослав и Борис выполняли лишь роль наместников великого князя. В 988 г. на Руси было принято христианство. Переход от язычества к христианству - религии классового общества - был прогрессивным явлением. В этом году был крещен Киев, а вслед за ним Новгород. Но при Владимире была крещена лишь малая часть Руси, да и то с помощью принуждения к чисто формально. Крещение остальной Руси растянулось более чем на сто лет. Крещение В Ростовской земле христианизация началась с конца X в. Ее крещение приписывается самому князю Владимиру. Прибыв в Ростов, как рассказывается в летописи, Владимир сокрушил языческих идолов и поставил епископа. Князь приказал объявить в городе и по волостям, чтобы жители шли принимать крещение в озере Неро. Собралось множество народа с женами и детьми. Взрослых загнали в озеро, а детей оставили на берегу. Некоторые стояли "по уши" в воде. В одной стороне находились мужчины, в другой - женщины, "Попы" ездили по озеру на плотах и крестили стоявших в воде. При этом они давали крестившимся христианские имена. Князь Владимир вместе с митрополитом и всем священным со бором стоял на берегу и наблюдал за ходом крещения. Все это произошло, как полагают, 15 июля 992 г. Крещение Ростовской земли не сделало, однако, ее обитателей сразу правоверными христианами. Христианство распространялось здесь со значительными трудностями. Славянское и мерянское население сопротивлялось христианизации и не хотело подчиняться церкви и государственной власти. "Повесть временных лет" упоминает о восстании местного населения в 1071 г. Через несколько лет первый ростовский епископ Леонтий был убит язычниками, не желавшими подчиняться государственной церковной организации. К христианству Ростовская земля шла очень медленно и постепенно. Не исключено, что даже в XII в. здесь еще сохранялись языческие общины и язычники-одиночки, укрывавшиеся в лесах от княжеской администрации. Основание Ярославля Ко времени княжения Ярослава в Ростовской земле относится основание Ярославля. Он был основан, как считают многие историки, не позднее 1010 г. Однако некоторые исследователи в качестве даты основания города называют 1024 г. и другие даты. Основание Ярославля окутано густым туманом легенд и преданий. Наиболее известно из них "Сказание о построении града Ярославля". В нем рассказывается, что на том месте, где был основан город, рос дремучий лес и находилось селение Медвежий угол, судя по всему - мерянское. Его жители занимались скотоводством, охотой и рыбной ловлей, а при случае грабили купече ские суда, плывшие по Волге. Князь Ярослав во время правления в Ростове, проплывая однажды на ладьях со своей дружиной по Волге, увидел, как жители Медвежьего угла напали на купеческие суда и разграбили их. Он приказал дружине устрашить разбойников. После этого он потребовал подчиниться его власти и креститься. Жители Медвежьего угла согласились на все условия, кроме крещения. Тогда князь приехал к ним еще раз, по уже вместе с епископом, пресвитерами и другими церковниками, Но язычники не пустили его в селение, ныпустили на него "лютого зверя" (как полагают, медведицу, так как у мерян был медвежий культ) и натравили собак. Однако князь не растерялся, убил медведицу секирой и этим устрашил язычников. После этого он будто бы приказал построить на том месте храм и срубить город "во свое имя", то есть Ярославль. Вторая версия основания Ярославля связана с 1024 г., когда произошло сильное восстание в Суздальской земле, во главе которого стояли волхвы - языческие жрецы. Для его подавления сюда прибыл великий киевский князь Ярослав, жестоко расправившийся с восставшими. Именно тогда, по мнению некоторых историков, он и основал город Ярославль. Вполне достоверной датой, связанной с основанием Ярославля, является и 1071 г., когда Ярославль впервые упоминается в летописи. При этом о нем говорится как о давно уже и хорошо известном городе, то есть, очевидно, возникшем задолго до того. Пока мы не можем подробно проследить древнейшую историю такого города, как Углич. По одному из местных преданий он был основан в 947 г. сборщиком дани, посланным сюда княгиней Ольгой. Первое же упоминание в летописи датирует "Углече поле" 1147 г. Название города ряд исследователей производят от слова "уголь" (на этом месте в древности выжигали древесный уголь), другие - от слова "угол" (здесь Волга делала поворот). Известный ярославский краевед И.А. Тихомиров полагал, что поселение называлось "угол" по аналогии с ярославским названием "Медвежий угол". Есть также версия, что название города происходит от искаженного имени одного из славянских племен - "уличей". Первое упоминание в летописи города Переславля-Залесского относится к 1152 г. Он был основан недалеко от Клещина, старого мерянского поселения» в котором еще с IX в. начали селиться славяне. Клещин сыграл роль "протогорода" Переславля. Впоследствии в ходе процесса, названного некоторыми историками "переносом города", центр из Клещина переместился в Пере-славль, который стал новым центром уже княжеской власти. В начале XI в. территория Ростовской земли включала в себя Белоозеро, Ростов, Ярославль и Суздаль. Ярослав Мудрый В 1015 г. неожиданно умер вели кий киевский князь Владимир, оставив после себя многочисленных сыновей, борьба между которыми положила начало длительной междоусобной войне. Только в 1019 г. на киевском престоле утвердился Ярослав Владимирович, княживший до того в Ростове и Новгороде. Именно с его именем и связано основание города Ярославля. Он вошел в русскую историю и культуру с примечательной летописной характеристикой: "Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное". В исследовательской литературе последних лет дается менее "светлый" образ, но более приближенный к реальности того времени. Ярослав не только "мудрый", но и довольно ловкий и грозный политик. Хотя в оценке фигуры князя Ярослава единодушия между учеными пока еще нет. Укрепившись на киевском престоле, Ярослав затратил большие усилия и средства на украшение своей столицы по образу и подобию столицы Византии - Константинополя (Царьграда). При Ярославе переписывались и переводились с греческого языка на русский многие книги. Он собрал обширную библиотеку, размещенную в построенной в это же время церкви святой Софии. При нем были организованы школы по начальному обучению грамоте. Увлечение книжным делом являлось для Ярослава составной частью его усилий, направленных на освобождение от византийской церковной опеки. В 1051 г. Ярослав сам, без ведома константинопольского патриарха, назначил главою русской церкви – митрополита Иллариона. С именем Ярослава связано и появление "Русской Правды" - памятника раннефеодального права в Киевской Руси. Впоследствии за свою государственную деятельность и заботу о просвещении Ярослав получил прозвание "Мудрый". Княжение Ярослава Мудрого было временем укрепления русской государственности и превращения Руси в могучую и сильную страну, не уступающую в своем развитии другим европейским государствам. Годы правления Ярослава Мудрого можно назвать высшей точкой истории единой и сильной Киевской Руси. После его смерти (1054 г.) она стала быстро распадаться. Территория ее была поделена между наследниками великого князя. Ростовская земля досталась его любимому сыну Всеволоду. Это был широкообразованный для своего времени человек, знавший пять языков и являвшийся умным и искусным дипломатом. Впоследствии Всеволод стал великим князем. Ростово- Суздальская земля В это же время на Руси происходил процесс усиления отдельных феодальных княжеств, все более отчетливо земля проявлявших стремление к освобождению от власти Киева и великого киевского князя. Ростово-Суздальская земля, подобно другим землям, стала обособляться в самостоятельную область, имевшую свои социально-экономические особенности. В 60-х гг. XI в. часть Ростовской земли (Белоозеро, Ярославль и погосты по рекам Шексне и Волге) перешла во владение Святославу Ярославичу. Святослав получил ее по определенному договору со Всеволодом. После смерти Святослава Белоозеро и Поволжье снова перешли к Всеволоду. Во время княжения Всеволода в Киеве Ростовская земля находилась во владении его сына Владимира Мономаха, хотя и управлялась княжескими посадниками. Только после смерти Всеволода (1093 г.) княжить в Ростове стал сын Мономаха, Мстислав, а после него Владимир Мономах посадил на ростовский стол его брата, Вячеслава. Кроме того, Мономах выделил в Ростовской земле стол для своего сына Юрия (будущего Долгорукого), посадив его в Суздале. К середине XII в. Суздаль станет старшим городом Ростовской земли, которая с этого времени будет называться Ростово-Су здалъской. Ростов же стал быстро усиливаться, богатеть и приобретать политическое значение еще с XI в. Уже тогда в нем были церкви "чюдна зело и преудивенна, якоже не была и немых будет ли". Так писал летописец об Успенском соборе в Ростове, который для него имел такое же значение, как Софийские соборы для Киева и Новгорода. В Ростове и Суздале прочно укрепился вечевой строй. На вече, ограничивавшем княжескую власть, господствовало боярство. Ростовский летописец писал о зависимости князя от бояр, к которым он был вынужден проявлять "ласковость". В Ростовской земле в XI в. уже было классовое общество и складывались те же социальные силы, что и в других русских землях. Из среды смердов-общинников выделилась верхушка "лучших людей", или "старая чадь". Смерды-общинники попадали в зависимость от феодалов, хотя еще смотрели на себя как на свободных людей, право суда над которыми принадлежало князю. Однако в отличие от Южной Руси, где большинство смердов было закрепощено, в Ростовской земле еще преобладали смерды-общинники, платившие дань князю и подчинявшиеся княжеским чиновникам-данщикам. В конце XI в. территория Ростовской земли по меньшей мере доходила до левого притока Волги - реки Медведицы (в современной Тверской области). На юге ростовским владением были земли по среднему течению реки Клязьмы. Точно определить границы Ростовской земли для того времени довольно трудно. В политическом отношении Ростовская земля продолжала зависеть от Южной Руси. Одним из проявлений этой зависимости была военная помощь, которую должна была оказывать Ростовская земля Южной Руси. Южнорусские князья считались верховными собственниками этой "окраины государства". Они владели правом получать отсюда дань и судить местное население, облагая его различными повинностями. Южнорусские князья также строили в северо-восточных землях города и церкви. Появление и развитие городов сопровождалось образованием вокруг них своего рода "областей". Город связывался с определенной, зависимой от него территорией. Так, в 1071 г. летописец территориально помещал Ярославль в Ростовскую "область". В конце XI в. уже существовало понятие "Ростовская земля", включавшая в себя Ростов, Суздаль и Ярославль. Главным из этих городов был Ростов. Однако к концу XI - началу XII вв. между Ростовом и Суздалем возникли противоречия. Из соперничества двух наиболее крупных городов Ростовской земли победителем вышел Суздаль. Народные восстания Становление феодальных отношений в Ростовской земле приводило к восстания обострению отношений между смердами и раннефеодальной знатью ("старой чадью", "лучшими людьми"). Первым крупным народным движением антифеодального характера было восстание смердов в Суздале в 1024 г. Поводом к восстанию послужил голод, охвативший Суздальскую землю. Движение возглавили волхвы. Смерды обвинили "старую чадь" в том, что она скрыва запасы хлеба и прочих продуктов - "голод пущаеч Движение приняло невиданные для того времени рази ры. Это отметил летописец, записавший: "...и бе мята велик". Восставшие избивали "старую чадь", преж всего хозяев богатых домов, которые сосредоточили своих руках запасы продуктов, утаиваемые от голода] щих. Вполне вероятно, что движение, начавшееся в С> дале, могло захватить и Ростовскую область, посколы летописец отмечал, что тот "голод по всей был стороне Голод удалось прекратить, только доставив из Волжск* Болгарии "жита и тако ожиша". Ярослав Мудрый, узнав о восстании, немедленно н правился со своей дружиной в Суздаль, чтобы расправиться с волхвами. "Захватив их, он одних из них с слал, а других казнил". Восстание ставило под угрозой выплаты дани с Суздальской земли. Кроме того, оно бе покоило князя и своей социальной и религиознополитической стороной. В 1071 г. подобное восстание произошло и в Ростовской земле. Поводом также послужил голод. Возглавив движение здесь, как и в Суздале, волхвы. В летопись рассказывается, что в Ростовской области появились д] волхва из Ярославля, которые повели восставших все по берегу Волги. Они сказали: "Мы знаем, кто хлдержит", - и в каждом погосте указывали на "лучших то есть знатных женщин, говоря: "Вот эти жито держа эти мед, эти рыбу и меха". Восставшие убивали знатых женщин и забирали их имущество себе. Когда они I берегу Шексны дошли до Белоозера, то их уже бы; триста человек. В это время там собирал дань тысяцкн киевского князя Святослава Ян Вышатич. Белозерц обратились к нему за помощью против восставших, г воря, что те побили много женщин по Волге и Шексн Вышатич стал доискиваться, чьи это смерды и волхв! Узнав, что они князя Святослава, он потребовал от во ставших выдать ему волхвов. "Выдайте сюда этих волхвов, - сказал он, - потому что они смерды моего князя Когда восставшие отказались это сделать, Ян взял с собой двенадцать вооруженных дружинников и отправился с ними к волхвам в лес. Восставшие, увидев его, прислали навстречу ему трех человек, которые сказали Яну: "Смотри, идешь на смерть, не ходи". Ян же в ответ на это приказал их убить. Но те бросились на него с топорами и чуть не убили. Тогда Ян приказал дружинникам бить их. Смерды бросились в бегство. После этой стычки Ян возвратился в город и потребовал от белозерцев, чтобы они схватили волхвов, грозя в противном случае пробыть у них целый год. Тогда белозерцы схватили волхвов и привели их к Яну. Тот стал допрашивать волхвов. Он сказал им: "Для чего вы погубили столько человек?". Они отвечали: "Те держат обилие; если истребить их, то будет урожай...". Ян повелел бить волхвов, вырвать у них бороды, вложить в рот обрубок и пустить перед собой в лодке вниз по Шексне. Когда приплыли к устью реки, он спросил у лодочников, у кого из них волхвы убили родных. Те отвечали, что у одного убили мать, у другого сестру, у третьего дочь. " Мстите за своих", - сказал Ян. Лодочники схватили волхвов, убили их и повесили на дубе. Так закончилось и это восстание, за религиозной окраской которого скрывался его антифеодальный характер. К середине XII в. Ростово-Суздальская земля была одной из самых развитых в экономическом и политическом отношениях областей Северо-Восточной Руси.
Глава II
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.181 (0.011 с.) |