Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели и задачи изучения раздела 2.2.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Успешное изучение раздела 2.2. позволяет Иметь представление о содержании образования, как один из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры; о нормативных документах, определяющих содержание образования. Сформировать понимание ключевых понятий раздела: "содержание образования", "общая, политехническая, профессиональное образование", "учебный план", "учебная программа", "учебник". Владеет ключевыми понятиями: содержание образования, теория формального образования, теория материального образования, прагматическая образование, национальный компонент содержания образования, учебный план, учебная программа, учебный предмет. Методические рекомендации к изучению раздела 2.2. При изучении раздела 2.2. необходимо рассмотреть содержание образования как один из главных элементов в структуре процесса обучения. Важно выработать умения и навыки анализировать учебные планы, программы, учебники; развивать педагогическое мышление. Изучая пункт 1, важно помнить, что содержание образования имеет исторический характер. Выясните, что понимали под содержанием образования в различные исторические эпохи, как понимают содержание образования на современном этапе? Изучая пункт 2, необходимо проанализировать сущность теорий формальной, материальной образования, прагматическую концепцию образования. Следует осознать, что определяющее влияние на содержание школьного образования во все исторические эпохи осуществляли требования производства и связанные с ними состояние науки, потребности и интересы господствующего класса. Изучая пункт 3, следует определить принципы и критерии отбора содержания образования, проанализировать сущность общего, профессионального и политехнического образования. Изучая пункт 4, следует осознать, что между элементами содержания образования существуют определенные связи. Элементы содержания образования отличаются, прежде всего, характером деятельности по его усвоению, когда происходит преобразование объективного содержания социального опыта в достояние личности. Изучая пункт 5, проанализируйте документы, определяющие содержание образования: государственный стандарт общего среднего образования, учебный план, учебная программа. Следует иметь в виду: эти нормативные документы направлены на выполнение тех задач, которые ставит перед школой государство. Изучая пункт 6, выясните основные направления совершенствования содержания образования в условиях становления украинской национальной школы. 1. Понятие о содержании образования. В традиционной педагогике, ориентирована на реализацию в первую очередь общеобразовательных функций школы, содержание образования определяется как "совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигается в результате учебно-воспитательной работы ". Этот подход к определению сущности содержания образования ориентирован на знания. Содержание образования имеет исторический характер, поскольку он определяется целями и задачами образования на определенном этапе развития общества и соответственно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научных знаний. В последнее десятилетие в свете идей гуманизации образования все больше утверждается личностно ориентированный подход к содержанию образования, нашел свое отражение в работах И.Я. Лернером, М.Н.Скаткина, В.С.Леднев, Б.М.Бим-Бада, А.В.Петровського. Так, И.Я. Лернером и М.В.Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения, усвоение которой должно обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранение) и развития материальной и духовной культуры общества. При таком подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью является не знание, а сам человек. Такой подход способствует свободе выбора содержания образования с целью обеспечения общеобразовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся; становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве. Социальный опыт представляет собой совокупность средств и способов деятельности, созданных в процессе общественно-исторической практики для воспроизведения развития общества и способных стать достоянием личности. Понимание содержания образования как отражение всех элементов социального опыта - результат длительного развития теории содержания образования и позволяет обосновать четыре основных элемента содержания образования: 1. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся картины мира, вооружает методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. 2. Способы деятельности, опыт их осуществления. Здесь выделяется опыт осуществления известных способов деятельности, воплощенных в умениях и навыках учащихся, освоивших этот опыт. 3. Опыт творческой деятельности, то есть деятельности, в результате которой создается объективно новое благодаря специфическим процедурам: самостоятельного переноса ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию; выделение новой проблемы в знакомой ситуации или новой функции объекта; выделении альтернативных вариантов решения проблем; комбинирование ранее известных способов в новый. 4. Опыт эмоционально-ценностного отношения, предусматривающий определению знаний, умений, но не сводится к ним, и заключается в формировании отношения школьников к миру, научных знаний, моральных норм, идеалов, деятельности. 2. Теории формирования содержания образования. Основные теории формирования содержания образования сложились в конце XVIII - начале XIX в. Они получили название материальной и формальной теории формирования содержания образования. Теория формального образования начинается от Локка (XVII в.), Й.Г.Песталоцци, Канта и Й.Ф.Гербарта (ХVIII-ХIХ ст.). Данная теории основывается на философии рационализма, а именно на положении о том, что источником знаний является разум и знания порождаются только самостоятельностью этого ума. Поэтому задача образования состоит не в овладении учащимися знаниями, а в развитии их ума, то есть способности к анализу, синтезу, логического мышления. Исходя из этого, отстаивается гуманитарный, "классический", направление образования, поскольку лучшие средства развития мышления - изучение языков и математики. В конце XVIII - начале XIX в. активно прокладывает себе путь теория материального образования. Сторонники этой теории входили по философии эмпиризме, которая утверждала, что познание не может выйти за пределы непосредственного опыта, и источником знаний является только опыт. С этого делались следующие педагогические выводы: необходимо вооружать учеников естественнонаучными знаниями, а критерием при отборе материала должно быть степень его важности для жизни, для непосредственной практической деятельности учащихся в будущем. Достаточно аргументированно критиковал теории формальной и материальной образования в свое время еще К. Д. Ушинский. Он подчеркивал, что школа должна не только развивать учащихся, но и вооружать их знаниями, которые были бы полезны для их дальнейшей деятельности. В то же время, К. Д. Ушинский считал, что нельзя подходить к усвоению науки только с точки зрения ее утилитарной необходимости для повседневной жизни. Широкое распространение в американской педагогике первой трети ХХ века получили прагматичные идеи по вопросам содержания школьного образования. Известный представитель прагматизма в педагогике Джон Дьюи (1859-1952) обосновал прагматическую концепцию содержания образования. Он критиковал как рационализм, который по его мнению, вводит от жизни, от фактов, так и эмпиризме, который якобы способствует отрыву человека от религии, и вводил идею о необходимости положить в основу школьного образования организацию практической деятельности детей, вооружение умениями и навыками в различных сферах жизни. Таким образом, Д.Дьюи дал необходимость четко очерченного содержания образования и отдельных учебных предметов в школе, не признавал важности научного образования и сводил обучение в узкий практицизм, основанной на интересах детей. В последние десятилетия эти идеи подверглись резкой критике со стороны ведущих деятелей педагогической науки. Американские педагоги И.Адлер, Дж.Бруннер и другие отмечали, что теория Д.Дьюи затормозила развитие американской школы на долгие годы и поэтому необходима модернизации образования. Факторы, детерминирующие формирование содержания образования делятся на объективные и субъективные. К объективным факторам можно отнести потребности общества и изменения в развитии науки и техники. Еще в XIX в. в большинстве стран школьное образование было ограничено только изучением основ счета, письма и чтения. Но с развитием технических основ производства, науки и духовной жизни общества требования к содержанию школьного образования росли. Под влиянием этого произошло расширение объема и повышение теоретического уровня естественно-математических знаний, более основательно начали изучаться предметы гуманитарного цикла - язык, литература, история и т.д. В связи с развитием производства уровень требований к общенаучной, технической и профессиональной подготовки молодежи постепенно рос, и в наше время почти во всех странах мира, не останавливается поиск путей совершенствования содержания школьного образования, его модернизации. К субъективным факторам следует отнести политику и идеологию общества, а также методологические позиции ученых. Так, например, в середине XIX в. некоторые государственные деятели России пытались доказать, что простому народу образование не только не приносит пользы, но и вредит, поскольку вызывает возмущение существующим порядком. 3. Принципы и критерии отбора содержания образования. В научной литературе выделяются различные подходы к определению принципов отбора содержания образования. Оптимальным является вариант, разработанный В.В.Краевським: - Принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования социально-экономическим потребностям, современному состоянию научных знаний, уровню развития производства; - Принцип учета содержательной и процессуальной сторон при проектировании содержания образования, предполагает соотнесение учебного материала, форм, способов и средств процесса образования; - Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования: теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность ученика. Этот принцип обеспечивает сбалансированность всех компонентов содержания образования. Согласно содержания и характера образования выделяют общую, профессиональную и политехнического образования. Общее образование - совокупность знаний основ наук о природе, обществе. человека, его мышления, искусство, а также соответствующих умений и навыков, необходимых каждому человеку независимо от его профессии. Для отбора содержания общего образования в педагогической науке разработана следующая система критериев: 1. Критерий целостного отражения в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности. 2. Критерий высокого научного и практического значения изучаемого. 3. Критерий соответствия сложности содержания и реальных возможностей учащихся данного возраста. 4. Критерий соответствия объема содержания времени, отведенном на изучение данного предмета. 5. Критерий учета международного опыта построения содержания образования. 6. Критерий соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и учебно-материальной базе образовательного учреждения. Политехническое образование - совокупность знаний о главных отрасли и научные принципы производства, формирования общетехнических практических навыков. необходимых для участия в производительном труде. Основная цель политехнического образования - гармоничное развитие личности, и прежде всего качеств, которые помогают человеку включаться в процесс общественного производства. Профессиональное образование - совокупность знаний, умений и навыков, овладение которыми позволяет работать специалистом высшей, средней квалификации, или квалифицированным рабочим. Содержание профессионального образования предусматривает углубленное знакомство с научными основами и технологией выбранного вида труда; формирование психологических и моральных качеств личности, важных для работы в определенной сфере человеческой деятельности. 4. Характеристика элементов содержания образования. Содержание образования можно определить как педагогически адаптированный социальный опыт, педагогическое адаптированную систему знаний, способов деятельности интеллектуального и практического характера, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, то есть систему четырех компонентов социального опыта, отраженного в видах и сферах деятельности, воплощенных в учебных предметах и программах внеурочной деятельности. Элементами содержания образования являются: Знание - результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде понятий, суждений, умовиведень, теорий. Также их можно понимать как учебную информацию, усвоенная на уровне запоминания и понимания. Знание существуют нескольких видов: - Эмпирическое знание производится при сравнении предметов и представлений о них, что позволяет выделить в них одинаковые, общие свойства. В их основе лежит наблюдение и они отражают лишь внешние свойства; - Теоретическое знание возникает на основе анализа роли и функций внутренних связей системы. В их основе лежит аналитико-синтетическая мысленная деятельность; - Инвариантные знания - фундаментальные, основные, что не меняются сведения о мире. Наличие таких знаний позволяет избежать сохранения огромного количества конкретных знаний; - Вариативные знания - мобильные, те изменяющиеся в зависимости от конкретных исторических, социально-политических, экономических условий. Отражают состояние проблемы, или явления в данный конкретный момент. Умение - это готовность к эффективному выполнению сложной комплексной действия как в стандартных, так и в нестандартных условиях на основе усвоенных знаний, навыков и опыта. Навыки - способы действия, которые многократным повторением доведении до автоматизма и выполняются почти без участия сознания. Между этими элементами существуют определенные связи: каждый из предыдущих является условием функционирования последующих. Так, без знаний невозможно ни воспроизведения способов деятельности, ни их творческое применение. Новые знания, по наличию опорных умений, формируют новые умения. Кроме того, применение известных способов деятельности для получения видимого результата приводит иногда при наличии новых, не учтенных условий, не только к достояние новых знаний, но и к появлению новых способов деятельности. Сам поиск новых способов деятельности непременно сочетается и воспроизведением уже известных. Однако, различные элементы содержания образования отличаются, прежде всего, характером деятельности по его усвоению, когда происходит преобразование объективного содержания социального опыта в достояние личности (см. Таблицу 2.2.). Каждый элемент содержания образования требует конкретных путей его формирования. Так, например, формирование навыка требует: - Ознакомительный этапа, предполагает осмысление конкретного действия, ознакомление с приемами его выполнения; - Подготовительного (аналитического), когда школьник овладевает элементами действия, анализирует и выбирает способы выполнения, но осуществляет это неточно, имеет место высокий уровень сосредоточенности; - Стандартизированного, который характеризуется автоматизацией действий; - Вариативного (ситуативного), который оказывается в целесообразном выполнении действий, самоконтроле и др. Таблица 2.2. Способы усвоения элементов содержания образования
5. Документы, определяющие содержание образования Содержание образования определяется следующими документами: учебными планами, учебными программами, учебниками, пособиями. Они направлены на выполнение тех задач, которые ставит перед школой государство. Учебный план - это государственный нормативный документ, который определяет: - Продолжительность учебного года для разных классов; - Перечень учебных предметов; - Распределение их обучения по расписанию; - Количество часов в неделю, выделенных для каждого предмета в отдельном классе; - Максимально обязательное недельное учебная нагрузка для учащихся, включая количество учебных часов, отводимых на обязательные предметы по выбору. Разработка учебного плана привела к необходимости создания государственного стандарта общего среднего образования как четко очерченного объема содержания общего среднего образования и характеристики уровня его усвоения, что задает государственную норму образованности и гаранты государства по ее получения гражданами. Стандарт образования включает: 1. Базовый учебный план среднего образования, который дает целостное представление о содержательном наполнении и соотношение основных отраслей знаний по годам обучения, минимальную продолжительность изучения конкретной образовательной области знаний или учебного предмета, недельное учебную нагрузку учащихся на различных ступенях обучения в средней школе и его структуру. Базовый учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Инвариантная часть (государственный компонент) плана определяет обязательные для изучения во всех общеобразовательных учебных заведениях Украины образовательные области и устанавливает минимальное количество отведенных для этого учебных часов. Эта часть задает базовый содержание образования, которое должно обеспечить достижение обязательного образовательного уровня выпускником школы. Она предусматривает также часы на индивидуальные и групповые занятия с различными категориями учащихся; школа может использовать их как дополнительные для обеспечения усвоения содержания образовательных областей, в т.ч. и углубленного. Вариативная часок (школьный компонент) базового учебного плана отвечает прежде всего целям обеспечения индивидуального развития школьников, учета и отражения в содержании образования региональных этнокультурных и социокультурных особенностей, национальных традиций и тому подобное. Она предусматривает часа для изучения предметов и курсов, которые углубляют и расширяют базовый содержание образовательных областей и избираются учениками в соответствии с их наклонил и способностей, а также для факультативных занятий. Государственный стандарт также предусматривает: 2. Образовательные стандарты отраслей знаний (учебных предметов) как педагогически адаптированную систему знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, соответствует определенной сфере социального опыта, а также систему требований, определяющих обязанности уровень их усвоения. 4. Государственные гарантии получения среднего образования как обязательства государства в правовом и финансовом планах обеспечивать реализацию составляющих образовательного стандарта. 4. Государственные требования к минимальному уровню усвоения содержания общего среднего образования по ступеням обучения (начальная, основная и старшая школа), что свидетельствует достижения учеником цели общеобразовательной подготовки на определенном возрастном этапе своего развития; они содержат критерии, воспроизведены в виде типовых задач и формы оценки соответствия уровня образованности конкретного лица государственному стандарту общего среднего образования. На основе учебных планов составляются учебные программы. Учебная программа - это государственный документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету. В каждом классе определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, практических умений и навыков, которые необходимо овладеть учащимся, и количество часов на их изучение. Программа содержит также требования к результатам обучения предмету. Исторически сложились два способа построения учебных программ. Один из них получил название концентрического, второй - линейного. При концентрическом способе материал данного ступени обучения в более усложненном виде изучается на следующих ступенях обучения. Концентризм в школе неизбежен, он обусловлен необходимостью учета возрастных особенностей учеников, хотя, конечно, он замедляет темпы школьного обучения. Сущность линейного способа состоит в том, что материал каждого следующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось на предыдущих ступенях учебной работы. Этот способ дает значительную экономию времени и используется при разработке учебных программ в средних и старших классах. Структура учебной программы имеет три основных элемента: 1) пояснительную записку, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения; учебного предмета; 2) содержание программы: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения, навыки, возможные виды занятий; 3) методические указания, нормы оценки знаний, умений, навыков. В учебных заведениях используются такие виды программ: а) типовые учебные программы, которые определяют базовые знания, умения, навыки, систему мировоззренческих идей, рекомендации методического характера; б) рабочие учебные программы, которые состоят на базе типовых программ и отражают специфику обучения в конкретном учебном заведении, в конкретной социально-педагогической ситуации (региональные особенности, возможность методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся и др.; в) авторские программы, которые разрабатываются и реализуются высококвалифицированными, творчески работающими учителями. Эти программы могут иметь другую логику построения учебного предмета, свои личные подходы к рассмотрению тех или иных теорий и др; наиболее широко используются при изучении курсов по выбору учащихся. Учебный предмет - основы соответствующей науки или искусства: знания, умения и навыки, имеющие общеобразовательный характер и соответствуют цели обучения и воспитания учащихся определенной возрастной группы. Это дидактически обоснованная и педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков отобранных из соответствующей науки или искусства для изучения в учебном заведении. Учебники и пособия - это источники знаний, умений и одновременно средства обучения, организации самостоятельной работы и др. Учебник - учебная книга, которая преподает основное содержание конкретного учебного предмета в соответствии с программой. В учебниках материал изучаемого расчленяется на отдельные темы и дается его фактический изложение. В нем есть указания, относящиеся к организации самостоятельной работы школьников, самоконтроля и т. Учебное пособие - учебная книга, в которой представлена содержание учебного материала, не всегда соответствует требованиям действующей программы. Он может выходить за ее рамки, иметь дополнительную информацию, дополнительные задачи, направленные на расширение познавательных интересов учащихся, развитие их активности и самостоятельности. К учебным пособиям относятся также справочники, хрестоматии, словари, сборники упражнений, задач и др. 6. Основные направления совершенствования содержания образования в условиях становления украинской национальной школы. Вопрос содержания образования, необходимость его обновления раскрываются в Государственной национальной программе возрождения образования "Украина XXI века: стратегия образования": "Национальный компонент школьного образования должно воплощаться в содержание обучения и воспитания». Изучение языка, литературы, истории, географии, естествознания, биологии, труда, музыки и прочее должно отражать национальные особенности, быть источником формирования национального самосознания. Через раскрытие лучших достижений духовной и материальной культуры народа, его традиций, обычаев, обрядов, ремесел, народных промыслов отображается то, что признано в мире, стало достоянием мировой культуры. Стремление вывести украинскую школу на уровень мировых стандартов требует глубокого реформирования содержания школьного образования на всех этапах обучения. Общими принципами определения нового содержания образования является гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности, как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения. Основные направления совершенствования содержания образования: - Научное обоснование базового общего минимума знаний; - Дифференциация содержания образования; - Интеграция учебных курсов; - Приоритет предметам учебного цикла; - Отражение культурно-национального компонента в содержании образования; - Совершенствование документов, в которых определяется содержание образования (учебных программ и учебников). Содержание образования должно систематически обновляться и одновременно отвечать государственным требованиям по качеству обучения. Вопросы для самоконтроля: 1. Что необходимо понимать под содержанием образования? 2. Какие основные элементы содержания образования? 3. Каким требованиям должен соответствовать содержание образования? 4. В каких школьных документах отражено содержание образования? 5. Раскройте особенности национального компонента содержания образования. Резюме: Содержание образования отвечает на вопрос: "Что необходимо изучать школьникам?", Поэтому содержание общего образования включает в себя блоки знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и норм отношений. Общее образование дает возможность учащимся усваивать основные знания, умения деятельности, необходимые для того, чтобы успешно работать и жить в обществе. Поэтому она должна включать: а) обязательный минимум неизменных постоянных знаний (константных знаний); б) блок непостоянных знаний, что связано с изменениями экономических, общественных факторов; в) индивидуальное образование, связанную с интересами, способностями человека, его будущей профессии. Учитель для выполнения содержания образования пользуется учебным планом, программами, учебниками и учебными пособиями.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.184.99 (0.019 с.) |