Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, функции истории. Методы. Источники ее изучения. Методология исторической науки.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет, функции истории. Методы. Источники ее изучения. Методология исторической науки. История-– это наука, исследующая прошлое человеческое общество во всей пространственной его конкретности и во всем его многообразии с целью понятия настоящего и тенденций развития будущего. Предмет истории – история человечества. Цель познание происхождения хода условий, форм человеческой жизни. Ф-ции: 1) познавательная 2) интеллектуально-развивающая 3) практическо-рекомендательная (политическо-прогностическая) 4) формирование исторического сознания и гражданственности 5) воспитательная Историческое сознание – совокупность представлений общества в целом и его социальной группы в отдельности о своем прошлом и прошлом всего человечества. Метод - совокупность приемов и способов, а также общих принципов познания: 1) Принцип объективности (выявление закономерностей, выделяющих процессы экономического, соц.-политического, культурного развития, подход к исторической реальности во всей ее многогранности и противоречивости, независимо от нашего мнения к изучаемым фактам и событиям) 2) Принцип историзма (изучение прошлого с учетом конкретно исторической обстановки соответствующей эпохи во взаимосвязи и взаимной обусловленности событий) 3) Логический (здравое правильное рассуждение) 4) Синхронно-хронологический (события осуществляются одновременно) 5) Ретроспективный (последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин) 6) Проблемно-хронологический (изучение последовательности событий) 7) Сравнительный (сопоставление исторических объектов) 8) Структурносистемный (изучение внутреннего устройства общества) 9) Социологический (изучение закономерностей развития общ-ва) 10) Математический (изучение количественных отношений) Исторический источник – свидетель эпохи, имеющий личное, коллективное, государственное или др. происхождение, родившийся в определенное время и отражающий его реалии. (письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фото- кинодокументы и др.) Методология – теоретические основы исторического познания в целом. 1) Субъективистская (объяснение истории действиями великих людей) 2) Объективно-идеалистическая (проведенциализм, теологический подход) 3) Фармационная (материалистическая) 4) Цивилизационная (процесс развития мира с позиции многолинейности и многовариантности) Цивилизация – способ жизнедеятельности общественной макросистемы сориентированный во времени и пространстве 5) Синергетика (теория самоорганизации в сложных неравновесных системах) История связана с: археологией, этнографией, топонимикой, спрагистикой, геральдикой, палеографией, ономастикой, дипломатикой, мунимизматикой и др. Александр II. Реформирование «почвенного» уклада. 18 февр. 1855г.- Александр2 вступил на престол. Он был достаточно хорошо подготовлен к управлению гос-вом. Его наставником был поэт В.А.Жуковский. Впервые о необх-ти освобождения крестьян новый император говорил в речи, произнесенной в 1856г. перед представителями Московского дворянства Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалась рядом причин: 1.Крепостническая система изжила себя экономически: помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных, все более приходило в упадок. 2.Крепостничество мешало индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов. 3.Крестьяне открыто протестовали против крепостного права. 4.Среди европейских государств крепостное право оставалось только в России, что являлось позором для нее и низводило страну в разряд отсталых государств. 19 февраля 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах: личное освобождение. Теперь Крестьянин мог владеть движ. и недвиж. уществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицo, вступать в брак без разрешения помещика, поступать на службу и в учебные заведения. Вместе с тем личная свобода К ограничивалась. Это касалось сохранения общины. Также К не освобождались от уплаты подушной подати, несли рекрутскую данность, могли подвергаться телесному наказанию. «Положения» регламентировали наделение К землей, меры наделов зависели от плодородия почвы, которая делилась на черноземную, нечерн., и степную. В каждой полосе были установлены высший и низший размеры надела. Сделка между К и П закреплялась в виде уставной грамоты. При решении земельного вопроса кр. наделы были значительно урезаны. Получая землю К были должны оплатить ее стоимость, рыночная стоимость земли сост. 544 млн. р. Но у К не было столько денег, поэтому прав-во предоставляло крестьянину ссуду, в размере не более 80% стоимости земли, сроком на 49 лет, с 6% годовых. Остальные % должна была заплатить крест. община. Только в 1881г.- был издан закон о ликвидации временнообязанного положения крестьян. Великой назвали современники реформу 1861г. Она принесла свободу многим миллионам крепостных крестьян. Процесс подготовки реформы и ее проведение позволили сохранить П землевладение, обрекли К на малоземелье, нищету и экон. зав-ть от П.Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в Р., кот. оставался центральным и наиболее острым во 2-ой 1/2 19-нач. 20 веков.
Древневосточная (азиатская) и античная модели хозяйственного Развития. Азиатская модель. Первые классовые общества возникли там, где были наиболее благоприятный климат и плодородные земли. Значимым обстоятельством в развитии экономики стран Древнего Востока явилось ирригационное земледелие – искусственное орошение земель. Командно—распределительная система хозяйства. Правление царей строилось на централизованной системе управления ирригацией, а чиновники наблюдали за поливом полей, обслуживанием и ремонтом оросительных сооружений, сбором поземельного налога. Рабство имело патриархальный характер. Рабский труд применялся на подсобных работах, и в обслуживании домашнего хозяйства знати. Крестьяне-производители материальных благ, несли рабочую повинность для государства. Экономическое развитие было заторможенным и консервативным, хотя были и +: крупные успехи в строительстве храмов, дворцов, пирамид; развитие кораблестроения; зарождение и развитие металлургии; производство бумаги и стекла; развитие различных видов земледелия: полеводство;огородничество;садоводство;льноводство;виноградарство; изобретение компаса и пороха; развитие торговли. Античная модель. Развитие хозяйства в Древнем Риме и Древней Греции отличалось от Древнего Востока. Общество, в котором богатство и частная собственность были недоступны множеству рабов, а собственником мог стать только свободный человек. В VIII–VII вв. до н. э. в Древней Греции начали формироваться города—государства (полисы): высокий уровень развития ремесла(центр-Афины). Вскоре Афины были захвачены Македонией, а потом – Древним Римом. В Древнем Риме появились пролетарии(проживающие за счет государства), также сформировалась система колоната(форма производственных отношений между производителем и землевладельцем), и возникли латифундии(форма земельной собственности, крупное частное хозяйство, производящее большие объёмы продукции на продажу). Средневековье как стадия исторического процесса. Политический распад Древней Руси: причины и последствия. Русские земли в домонгольский период: особенности политического и культурного развития Северо-Восточной Руси, Новгородской земли, западно-русских княжеств. Причины распада Др. Руси: -перенаселение, угрозы кочевников, развитие пашенного земледелия и новые орудия труда, боярское землевладение, рост числа городов, высокое развитие феодальной экономики, натуральный характер феодальных вотчин, слабый рынок, у регионов - возможность отделиться от центра и жить самостоятельно, установление зависимости земледельческого класса от феодалов, социальные конфликты, нужна сильная власть на местах для их подавления -главная сепаратистская сила – бояре, борьба за влияние между князьями и боярами, Новгородская и Псковская боярские республики Последствие- образование княжеств и уделов, феодальная раздробленность. Начало ФР – деление Ярославом Мудрым земельного наследства между сыновьями. 1097 г. – съезд Ярославичей в Любиче («каждый да держит отчину свою») НО Мономаху и Мстиславу удалось удержать единство Руси. Киев – первый среди равных княжеств-государств. На месте Киевской Руси – 15 самостоятельных княжеств и земель. Новые земли делятся на еще более мелкие уделы. ПЛЮСЫ: -нет разрыва между русскими землями -нет культурной разобщенности: язык, религия, общие законные нормы Перестройка. Распад СССР. В середине 1980-х годов в СССР наступил экономический кризис. Он выражался в падении темпов роста производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики. Ухудшилась трудовая дисциплина, массовым стало неуважение к честному труду. Попытка партийного руководства сохранить власть путем "закручивания гаек", предпринятая Ю. В. Андроповым, оказалась безуспешной. Общество нуждалось в кардинальных переменах. Начало нового этапа в истории СССР, получившего название "перестройка", связано с именем М. С. Горбачева (с марта 1985 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС).Главной задачей перестройки было остановить распад "системы" государственного социализма и обеспечить интересы его правящей элиты. В 1987 - 1988 гг. перестройка сводилась главным образом к "радикальной экономической реформе", затем в нее включили реформу политической системы и курс на "обновление" идеологии. Идея перевода централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции перестройки. Первыми шагами к рыночной экономике стали Закон о Государственном предприятии (1987), предоставивший значительные права предприятиями и трудовым коллективам, Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (1989 г.), открывшие простор для коллективного и частного предпринимательства. Однако справиться с кризисом не удалось. Экономические реформы не давали желаемых результатов без обновления политической системы. Осознавая это, Горбачев и его сторонники решились на демократизацию политических структур. Решение о реформе политической системы СССР было принято на XIX конференции КПСС (летом 1988 г.). В качестве первоочередной задачи выдвигалось четкое разграничение функций партийных и советских органов, проведение демократических выборов народных депутатов, формирование новых органов власти. Был провозглашен курс на создание правового государства. После партконференции началось изменение структуры управления в СССР. В советскую систему были привнесены элементы парламентаризма и разделения властей. Учреждается новый высший орган законодательной власти - Съезд народных депутатов СССР. Из числа народных депутатов были сформированы постоянно действующие Верховные Советы. На I съезде Народных депутатов СССР (май - июнь 1989 года) М. С. Горбачев был избран главой государства - Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. Президентом СССР с правом издавать указы и постановления. Важнейшим инструментом демократизации стала гласность - объективное освещение всех сторон жизни общества. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции СССР была исключена 6-ая статья о руководящей роли КПСС, ликвидирована однопартийная система руководства страной, стали создаваться различные партии и общественные движения-это вело к развалу государства.
Предмет, функции истории. Методы. Источники ее изучения. Методология исторической науки. История-– это наука, исследующая прошлое человеческое общество во всей пространственной его конкретности и во всем его многообразии с целью понятия настоящего и тенденций развития будущего. Предмет истории – история человечества. Цель познание происхождения хода условий, форм человеческой жизни. Ф-ции: 1) познавательная 2) интеллектуально-развивающая 3) практическо-рекомендательная (политическо-прогностическая) 4) формирование исторического сознания и гражданственности 5) воспитательная Историческое сознание – совокупность представлений общества в целом и его социальной группы в отдельности о своем прошлом и прошлом всего человечества. Метод - совокупность приемов и способов, а также общих принципов познания: 1) Принцип объективности (выявление закономерностей, выделяющих процессы экономического, соц.-политического, культурного развития, подход к исторической реальности во всей ее многогранности и противоречивости, независимо от нашего мнения к изучаемым фактам и событиям) 2) Принцип историзма (изучение прошлого с учетом конкретно исторической обстановки соответствующей эпохи во взаимосвязи и взаимной обусловленности событий) 3) Логический (здравое правильное рассуждение) 4) Синхронно-хронологический (события осуществляются одновременно) 5) Ретроспективный (последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин) 6) Проблемно-хронологический (изучение последовательности событий) 7) Сравнительный (сопоставление исторических объектов) 8) Структурносистемный (изучение внутреннего устройства общества) 9) Социологический (изучение закономерностей развития общ-ва) 10) Математический (изучение количественных отношений) Исторический источник – свидетель эпохи, имеющий личное, коллективное, государственное или др. происхождение, родившийся в определенное время и отражающий его реалии. (письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фото- кинодокументы и др.) Методология – теоретические основы исторического познания в целом. 1) Субъективистская (объяснение истории действиями великих людей) 2) Объективно-идеалистическая (проведенциализм, теологический подход) 3) Фармационная (материалистическая) 4) Цивилизационная (процесс развития мира с позиции многолинейности и многовариантности) Цивилизация – способ жизнедеятельности общественной макросистемы сориентированный во времени и пространстве 5) Синергетика (теория самоорганизации в сложных неравновесных системах) История связана с: археологией, этнографией, топонимикой, спрагистикой, геральдикой, палеографией, ономастикой, дипломатикой, мунимизматикой и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.191 (0.008 с.) |