Технология проблемного обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология проблемного обучения



Современная педагогическая технология проблемного обучения имеет широкий спектр возможностей в плане интенсификации и активизации учебного процесса. Проблемное обучение - интегрированное понятие, объединяющее в себе принципы развивающего обучения, принципы и методы дифференцированного подхода, инновационность.

Проблемное обучение -это такая организация процесса обучения, основа которой заключается в образовании в учебном процессе проблемных ситуаций, определении учениками проблем и их самостоятельном или с помощью учителя решении.

Первым этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации как ощущение умственного затруднения. Учебная проблема вводится в момент возникновения проблемной ситуации и должно быть достаточно тяжелой, но посильным для учащихся. Вводом и осознанием завершается первый этап.

Проблемная ситуация - это ситуация, которая возникает в результате организации учителем взаимодействия ученика с познавательным объектом, благодаря которому оказывается познавательное противоречие. Проблемная ситуация характеризуется интеллектуальным осложнением и потребностью в решении познавательного противоречия.

Некоторые пути образования проблемных ситуаций:

1. Побуждение учащихся к объяснению явлений, фактов, их внешнего несоответствия, противоречия.

2. Побуждение к выбору правильного варианта ответа и ее обоснование.

3. Переход от единичных фактов к обобщениям.

4. Сопоставление противоречивых фактов, явлений.

5. Решение противоречий между теоретически возможным средством решения задачи и практической неосуществимости выбранного средства деятельности и др.

Итак, проблемная ситуация для человека возникает, если у нее есть познавательные потребности и интеллектуальные возможности решить задачу при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, условиями и требованиями.

На втором этапе - решение проблемы - ученик перебирает, анализирует имеющиеся у него знания, умения и чаще приходит к выводу, что их недостаточно для решения проблемы.

Схематично можно выделить основные этапы решения проблемы:

- Выявление противоречий, создание проблемной ситуации, ее осознание субъектом;

- Выделение проблемы, ее формулировка на основе анализа ситуации;

- Выдвижение гипотез, поиск способов решения;

- Анализ гипотез, установления путей решения проблемы;

- Проверка правильности решения,

- Самостоятельное оперирование приобретенными знаниями.

Требования к проблемным вопросов, задач:

• содержат осложнения (интеллектуальные затруднения), которые должны быть такого уровня, чтобы ученик, напрягая усилия, мог их преодолеть;

• будут посильными для подавляющего большинства учащихся класса и лежать в круге их "ближайшего развития»;

• НЕ будут тривиальными, такими, которые не вызовут интеллектуального затруднения;

• будут интересными, вызывать удивление учеников, стимулировать стремление найти ответ.

• вызывать желание выдвигать гипотезы, сопоставлять их, проверять.

Третий этап и направляется на получение всеми возможными средствами необходимых для решения проблемы знаний, умений. Он завершается возникновением "озарение" ("Я знаю, как сделать!"). Далее наступают этапы решения проблемы, верификации, проверки) полученных результатов, сопоставление их с исходной гипотезой, систематизации и обобщения полученных знаний, умений.

Весь технологическую цепочку проблемного обучения построен на искусстве учителя создавать посильные для учащихся познавательные трудности, способные вызвать умственное напряжение и стремление его преодолеть. Без тонкого ощущения ситуации проблемное обучение невозможно. Педагог, не чувствует ситуацию, не ориентируется в познавательных возможностях своих учеников, не зажигает их огоньком познания, не сможет вызвать и обратную реакцию - стремление познавать. При таких неблагоприятных условиях проблемное обучение прекращается либо превращается в псевдопроблемне.

Методы проблемного обучения:

1. Проблемный изложение знаний. Сущность его в том, что учитель раскрывает "эмбриологии истины" конкретной науки, демонстрирует эталон проблемного мышления, когда ставит проблемные вопросы и сам их решает. Это самый низкий уровень проблемного обучения.

2. Частично-поисковый (или эвристический) метод. Учитель создает проблемную ситуацию, сам формулирует проблему и привлекает школьников к ее решению. Для этого он готовит систему проблемных вопросов, которые опираются на определенную базу знаний учеников, но они вызывают интеллектуальные затруднения у учащихся, требуют целенаправленного умственного поиска. Учитель направляет их поиски, потом делает выводы, опираясь на ответы школьников.

3. Поисковый метод, когда учитель формирует проблему, а школьники полностью самостоятельно ее решают.

4. Исследовательский метод, который предполагает, что ученики сами, в условиях проблемной ситуации, видят проблему, формулируют ее и решают. Это самый сложный для учеников метод, требующий выявления их активности, самостоятельности, творческих способностей.

Программируемое обучение

Программируемое обучение -это управляемое обучение с оптимальным связью, то есть программа познавательной деятельности учащихся. Основой его есть три представления об обучении: 1) как о процессе управления, 2) процесс и 3) индивидуализированный процесс. Оно требует специальной построения учебного материала, а именно:

- Учебный материал (учебная информация) дается ученикам небольшими частями (дозами, шагами). Каждая доза является логически завершенной, удобно доступной для целостного восприятия;

- Каждая часть учебного материала сопровождается указаниями или задачами, как осуществить определенные действия, направленные на ее усвоение;

- Усвоение каждой части учебного материала проверяется переходом к новой путем предоставления ученику специального задания;

- Ученик сразу же узнает, правильно или неправильно он ответил (осуществляется обратная связь!), То есть ученик обеспечивается средствами контроля и самоконтроля;

- В зависимости от ответа ученика оценивается возможность его продвижения: если дал правильный ответ, переходит к следующей части, дозы учебной информации. Если ответ неправильный, ученик должен еще раз проработать эти материалы или прочитать дополнительные объяснения, выполнить еще одно задание или узнать, какой ответ правильный.

Таким образом, обучение предполагает следующие этапы: предъявление, усвоение и проверки.

В зависимости от характера размещения учебного материала, наличия шагов и связей между ними различаются программы: линейные, разветвленные и комбинированные.

При линейной программе весь материал, который подлежит усвоению, делится на части, дозы. Изучая каждую часть материала, ученик одновременно выполняет включенные в нее задания для проверки. Проверив правильность ответа, ученик начинает выполнять следующее задание.

При разветвленной программе материал делится на части более крупные, чем при линейной программе, затем подаются задачи и указания по усвоению содержания. При обратной связи ученик выбирает ответ из представленных. В зависимости от этого ответа подаются новые указания, объяснения.

Комбинированная адаптивная программа предусматривает изучение некоторых частей учебного материала по линейной схеме, других - по разветвленной.

Средствами программированного обучения могут быть:

- Программируемые учебники, с помощью которых осуществляется весь цикл усвоения знаний;

- Сборники задач и упражнений, которые построены в основном на задачах с вариативными ответами;

- Тетради с печатной основой;

- Перфокарты, сигнальные карточки;

- Контролирующие машины;

- Технические средства обучения (ТСО).

Таким образом, положительная роль программированного обучения в том, что обеспечивается оперативный контроль за усвоением школьниками знаний, индивидуализация обучения, возникает возможность работать в оптимальном темпе и осуществлять самоконтроль в обучении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.008 с.)