Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о проблемно-ориентированном обучении

Поиск

Понятие о проблемно-ориентированном обучении

Смотрите вопрос номер 40-41

Цели проблемно-ориентированной обучении

Смотрите вопрос номер 40-41

Задачи проблемно-ориентированной обучении

Смотрите вопрос номер 40-41

Значение внедрения учебный процесс ПОО

Смотрите вопрос номер 40-41

Достижение проблемно-ориентированной обучении. Недостаточности проблемно-ориентированной обучении

Преимущества ПОО

Акцент не на факте, а на смысле. Большинство студентов, обучаемых по традиционной методологии, к сожалению, с трудом пользуются знаниями, полученными в учебной аудитории, так как принцип обучения заключается главным образом в запоминании и заучивании. Альтернативная методология ПОО подразумевает максимально возможное вовлечение учащихся в процесс анализа реальной ситуации, не имеющей жестких границ, но безусловно требующей разрешения. Замена традиционных лекционных часов на дискуссии или семинары под руководством преподавателей-консультантов, совместные ученические исследовательские работы способствуют активному вовлечению студентов в процесс осмысленного, мотивированного, сознательного обучения.

Усиление роли самостоятельного образования. Самостоятельный поиск решения поставленной задачи развивает чувство ответственности, делает людей инициативными, заинтересованными в процессе обучения. Для работы они должны самостоятельно выбирать самые разные источники информации, в том числе и те, с которыми они работают и в последующем: журнальные публикации, материалы Интернет (Vernon & Blake, 1993), учебники, материалы дискуссий (Albanese & Mitchell, 1993), причем обращаться к этим источникам им приходится чаще, чем тем, кто обучается по традиционной программе.

Повышение уровня освоения, развитие практических навыков. Проблемное обучение способствует лучшему осмыслению, усвоению и грамотному применению учебного материала в сравнении с аналогичными параметрами при традиционном обучении (Albanese & Mitchell, 1993). Прогнозируемые последствия развития реальной ситуации не только придают процессу обучения глубину и осознаваемую ясность, но и способствуют практической реализации знаний и умений, полученных в учебной аудитории. В целом учащиеся лучше представляют, как использовать в своей работе приобретенные навыки и полученную образовательную информацию (Bridges, 1992).

Межличностные отношения и работа в команде. Социальное взаимодействие — чрезвычайно важный аспект трудовой деятельности, поэтому проблемное обучение для решения поставленных задач предполагает совместную работу сотрудничающих между собой групп. Подобная методология развивает навыки межличностных отношений, взаимодействия и совместной работы в микросоциуме (Bernstein et al., 1995; Pincus, 1995; Vernon, 1995). Студенты, занимавшиеся по программе ПОО, лучше анализируют нетипичные медицинские случаи и обладают навыками коллегиального решения рабочих проблем (Gallagher, Stepien, & Rosenthal, 1992).

Они учатся с большим удовольствием, чем по традиционной программе. Благоприятное отношение к занятиям проявляется в разных аспектах: повышается интерес к изучаемому предмету, увеличивается число желающих заниматься по данной программе, устанавливаются хорошие отношения с преподавателем (Pincus, 1995); уменьшается количество отчисленных студентов (Bridges & Hallinger, 1991; Pincus, 1995); учащиеся отмечают преимущества курса ПОО и делают вывод о том, что проблемное обучение обеспечивает более дружественный и благоприятный учебный климат (Bernstein, Tipping, Bercovitz & Skinner, 1995; Schmidt, Henny, de Vries, 1992).

Большинство задач в курсе ПОО разрабатывается и решается в маленьких группах. Поэтому неудивительно, что эти студенты учатся сотрудничать в процессе обучения. Интересно отметить, что, становясь врачами, они редко занимаются частной практикой и работают в одиночку. По всей видимости, это говорит о привычном навыке и способности к сотрудничеству (Albanese, 1993).

Мотивация к образованию. По данным некоторых исследователей (Vernon & Blake, 1993), рейтинг занятий, уровень посещаемости и процент положительных оценок при ПОО выше, чем при традиционном обучении. Студенты считают проблемное обучение более интересным, познавательным, стимулирующим и увлекательным образовательным методом. Учащиеся в таких классах в меньшей степени зависят от внешних условий и имеют больше мотивации к самостоятельному обучению (Vernon, 1995, Aspy et al., 1993).

Отношения «наставник-ученик». Профессорско-преподавательский состав, работавший в системе как традиционного, так и проблемного обучения, более продуктивным считает последнее (Albanese & Mitchell, 1993; Vernon, 1995; Vernon & Blake, 1993), что связано и с большой воспитательной ценностью ПОО. Хороший контакт с учащимися, доброжелательная атмосфера сотрудничества в группе, безусловно, положительно влияют и на познавательные способности, и на устремления студентов (Vernon, 1995, Albanese & Mitchell, 1993). Меняется их отношение и к преподавателю-наставнику: из банального носителя программной информации он превращается в компетентного специалиста, профессионала, способного не только моделировать проблемы, но и квалифицированно разрабатывать их решение.

Уровень обучения. Занимаясь по курсу ПОО, студенты обычно сталкиваются с некоторыми непредвиденными трудностями, связанными главным образом с тем, что большинство учащихся привыкло видеть основной источник информации в преподавателе. Рассчитывая на преподавателя в качестве основного эксперта по предмету и полагая, что достаточно лишь обычного запоминания изложенной им фактической информации, многие студенты утрачивают способность даже просто интересоваться чем-либо. Трудности с самостоятельной работой особенно заметны у студентов первого года обучения.

Выводы, сделанные по результатам ПОО в области медицины, показывают, что ученики, прошедшие курс проблемного обучения, владеют материалом как минимум в том же объеме, что и выпускники традиционных курсов (Aspy et al., 1993). В то же время по результатам стандартизированных клинических экзаменов второй и третьей ступени в США выпускники курса ПОО оценивались выше, чем студенты традиционных курсов (Mennin, Friedman, Skipper, Kalishman, & Snyder, 1993, Vernon & Blake, 1993). Студенты-медики, прошедшие курс проблемного обучения, как практики котируются выше благодаря более совершенным практическим навыкам, способности самостоятельно решать возникающие проблемы, владению техникой самооценки, навыкам сбора информативных данных, умению вести себя и устанавливать социально-эмоциональный контакт с пациентами (Albanese & Mitchell, 1993).

Считается, что студенты лучше усваивают материал, потому что они обучаются в контексте, воссоздающем реальную ситуацию, и самостоятельно, вдумчиво работают с информационными источниками (Bridges & Hallinger, 1991), а в результате — грамотно, осознанно и свободно применяют полученные знания.

Оценка успеваемости (знаний)

Проблемное обучение значительно отличается от традиционного, в связи с этим и общая оценка складывается из анализа результатов письменного и практического экзаменов, концептуальных схем, устной презентации, письменного отчета.

При выставлении итоговой оценки принимаются во внимание субъективное мнение обучающегося о результате своей деятельности в ходе курса ПОО, его самооценка полученных знаний, оценка работы всей группы и заключение о работе обучающегося, подготовленное преподавателем-консультантом.

Пути достижение проблемно-ориентированной обучении.

Хорошо читаем предыдущий вопрос, там есть ответы определенного ответа нет

 

Этапы достижение проблемно-ориентированной обучении

Хорошо читаем предыдущий вопрос, там есть ответы определенного ответа нет

Виды травм

Травма - комплекс морфологических и функциональных нарушений, возникающих в тканях и органах в результате сильных кратковременно действующих травмирующих (повреждающих) факторов (острая травма) или слабых, но длительных или многократных воздействий (хроническая травма).

Термическая травма встречается реже механической. Она связана с воздействием на кожу животных высоких (ожоги) или низких (отморожение) температур.


Электрическая травма сопряжена с прохождением через организм технического электротока или молнии.


Лучевая травма обусловлена более или менее длительным воздействием на организм лучистой энергии и ионизирующей радиации. Эта травма в отличие от предыдущих в большинстве случаев не вызывает у животных моментальной защитной реакции и не распознается непосредственно после ее нанесения, за исключением, воздействия на организм мощных доз.


Химическая травма является следствием воздействия на тканичаще всего кислот, щелочей, солей тяжелых металлов, боевых отравляющих веществ (БОВ), а также некоторых химических средств (серный ангидрид, применяемый для обработки животных,, пораженных макропаразитами и кровососущими насекомыми). Одни из химических веществ вызывают преимущественно местныеповреждения; другие, такие, как фосфор и БОВ, всасываясь через кожу и слизистые оболочки, действуют токсически на весь организм.


Биологическая травма. Повреждающими факторами при этойтравме являются вирусы, микробы, грибки, макропаразиты, токсины и другие продукты их жизнедеятельности, а также яды и аллергены животного и растительного происхождения.


Психическая травма возникает под влиянием стрессовых факторов, воздействующих как поток раздражителей преимущественно через зрительный и слуховой анализаторы на нервные центры и через них на эндокринную систему.


Механическая травма является следствием воздействия механической силы на животный организм, в результате которой возникают различной степени повреждения тканей и органов. Способствуют механическим повреждениям: алиментарная витаминно-минеральная недостаточность, нарушение обмена веществ, недостаточный моцион и изнуряющие движения. Следует также иметь в виду, что у молодняка и старых животных кожа, мягкие ткани, сухожильно-связочный аппарат и кости менее устойчивы к механическим другим травмам. Сопротивляемость к ним одних и тех же тканей и органов неодинакова у разных видов животных. Так, сухожильно-связочный аппарат у лошадей и собак обладает большей эластичностью и прочностью на разрыв, а кожа у них более эластична и подвижна, чем у крупного рогатого скота и особенно свиней. Кости у лошадей и собак прочнее и менее хрупкие в сравнении с костями коров, овец и свиней.

Изолированная травма - повреждение одного органа или травма в пределах одного сегмента опорно-двигательного аппарата (например, разрыв печени, перелом бедра, перелом плеча).

Сочетанная травма - повреждения опорно-двигательного аппарата и одного или нескольких внутренних органов, включая головной мозг (перелом костей таза и разрыв печени, перелом бедра и ушиб головного мозга).

Комбинированная травма - повреждения, возникающие от воздействия механических и одного и более немеханических факторов — термических, химических, радиационных (перелом костей в сочетании с ожогами; раны, ожоги и радиоактивные поражения). Согласно представленной терминологии перелом кости с одновременным повреждением сосудов или нервов в пределах данного сегмента следует считать изолированной травмой (например, перелом плеча, осложненный ловреждением плечевой артерии)

Ожоги.Определение,виды.

Ожоги - это повреждение тканей организма, вызванное воздействием высокой температуры или химических веществ. К появлению ожога может привести также поражение электрическим током, а также воздействие ионизирующего излучения (ультрафиолетового, рентгеновского и др., в том числе солнечного).

В зависимости от области поражения тканей ожоги подразделяются на ожог кожи, глаз, слизистых оболочек, ожог дыхательных путей, пищевода, желудка и т.д. Наиболее распространенные - это, конечно, ожоги кожи, поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать именно этот вид ожогов.

Ожог – это повреждение кожных покровов, слизистых оболочек, глубже лежащих тканей, которое вызывается воздействием высокой температуры, химических веществ, электричества или лучевой энергией.

 

Типы ожогов

В зависимости о поражающего фактора ожоги кожи подразделяются на:

  • термические,
  • химические,
  • электрические,
  • солнечные и другие лучевые ожоги (от ультрафиолетового и других видов излучения)

Термический ожог

Термический ожог - результат воздействия высокой температуры. Это наиболее распространенная бытовая травма. Возникают в результате воздействия открытого огня, пара, горячей жидкости (кипяток, раскаленное масло), раскаленных предметов. Наиболее опасен, конечно, открытый огонь, так как в этом случае могут поражаться органы зрения, верхние дыхательные пути. Горячий пар также опасен для дыхательных путей. Ожоги от горячей жидкости или раскаленных предметов по площади обычно не очень большие, но глубокие.

Появляются при контакте с раскаленными предметами, горячим воздухом, паром, кипятком. В случае продолжительного контакта формируются глубокие ожоги. Часто они вызываются горячими вязкими веществами (смола, битум, карамельная масса), которые прилипают к поверхности тела и приводят к глубокому, длительному прогреванию тканей.

 

Химический ожог

Химический ожог возникает в результате воздействия на кожу химически активных веществ: кислот, щелочей, солей тяжелых металлов. Опасны при большой площади поражения, а также при попадании химикатов на слизистые оболочки и на глаза.

Развиваются в результате контакта с химическими веществами. Глубина ожогов данного вида зависит от концентрации химического реагента и времени его воздействия на ткани тела.

 

Электрические ожоги

При поражении электрическим током характерно наличие нескольких ожогов малой площади, но большой глубины. Ожоги вольтовой дугой - поверхностные, похожи на ожоги от пламени и возникают при коротких замыканиях без прохождения тока через тело пострадавшего.

Чаще всего встречаются во время работы с электрическим оборудованием, иногда, при ударе молнии. При данных ожогах происходит поражение кожи, нарушение функций сердца, органов дыхания и других систем жизнедеятельности человека. Небольшой контакт с электрическим током вызывает головокружение, обморок. Более значительное поражение вызывает остановку дыхания, и, даже, клиническую смерть.

 

Лучевые ожоги

К этому типу ожогов относят ожоги, возникающие в результате воздействия светового или ионизирующего излучения. Так, солнечное излучение может вызвать всем известный солнечный ожог. Глубина такого ожога обычно 1-й, редко 2-й степени. Подобный ожог может вызывать и искусственное ультрафиолетовое облучение. Степень поражения при лучевых ожогах зависит от длины волны, интенсивности излучения и продолжительности его воздействия.

Ожоги от ионизирующего излучения, как правило, неглубокие, но лечение их затруднено, так как такое излучение проникает глубоко и повреждает подлежащие органы и ткани, что снижает способность кожи к регенерации.

К данному виду ожогов относятся поражения кожи ультрафиолетовыми лучами. Обычно это происходит на пляже или в солярии.

 

Степени ожога кожи

Степень ожога определяется глубиной поражения различных слоев кожи.

Ожог I степени

I степень ожога характеризуется повреждением самого поверхностного слоя кожи (эпидермиса), состоящего из эпителиальных клеток. При этом появляется покраснение кожи, небольшая припухлость (отек), болезненностью кожи в области ожога. Такой ожог заживает за 2-4 дня, никаких следов после ожога не остается, кроме незначительного зуда и шелушения кожи - отмирает верхний слой эпителия.

Поражается только эпидермис, который способен к быстрому восстановлению. В течение 3-5 суток после ожога рассасывается отек, проходит краснота, слущивается пораженный эпидермис. На обожженной коже не остается следов ожога.

 

Ожог II степени

Для ожога II степени характерно более глубокое поражение тканей - эпидермис частично поврежден на всю глубину, до росткового слоя. Наблюдается не только покраснение и отек, но и образование на коже пузырей с желтоватой жидкостью, которые могут лопаться самостоятельно или оставаться целыми. Пузыри образуются сразу после ожога или спустя некоторое время. Если пузыри лопаются, то образуется ярко-красная эрозия, которая покрывается тонкой бурой корочкой. Заживление при второй степени ожога происходит обычно за 1-2 недели, путем регенерации тканей за счет сохранившегося росткового слоя. Следов на коже не остается, однако кожа может стать более чувствительной к температурным воздействиям.

Происходят более глубокие поражения эпидермиса. На покрасневшей коже возникают волдыри, наполненные прозрачной жидкостью. Кожные покровы восстанавливаются на протяжении 8-12 суток. Цвет новой кожи вначале ярко-розовый. Через две-три недели цвет становится нормальным, исчезают следы ожога

 

Ожог III степени

III степень ожога характеризуется полной гибелью эпидермиса на пораженном участке и частичным или полным повреждением дермы. Наблюдаются омертвение тканей (некроз) и образование ожогового струпа. Согласно принятой классификации III степень ожога подразделяется на:

  • степень III А, когда дерма и эпителий поврежден частично и возможно самостоятельное восстановление поверхности кожи, если ожог не осложнится инфекцией,
  • и степень III Б - полная гибель кожи до подкожно-жировой клетчатки. При заживлении образуются рубцы.

· При степени ожогов ІІІа повреждаются почти все слои кожи, кроме росткового (самого глубокого). На поврежденном участке появляются пузыри, которые заполнены желтоватой жидкостью или желеобразной массой. Часто формируется струп (корка, покрывающая поверхность ожога) белого или желтоватого цвета, малочувствительный к касаниям или покалываниям. Заживление происходит в течение 15-30 суток с момента ожога. После восстановления кожи через 1,5-3 месяца исчезает ее пигментация.

· Степень ІІІв характеризуется омертвлением всех слоев кожного покрова и подкожно-жировой ткани. На пораженном участке формируются крупные пузыри, заполненные кровянистой жидкостью. Часто появляется серый или коричневый струп, который располагается ниже близлежащих участков кожи.

 

 

Ожог IV степени

Четвёртая степень ожога - это полная гибель всех слоев кожи, подлежащих тканей, обугливание мышц, костей.

Кроме омертвления кожи и подкожной клетчатки происходит омертвление мышц, сухожилий, костей. Поврежденная поверхность покрывается коричневой или черной плотной коркой, которая не чувствительна к раздражениям.

 

Определение площади поражения при ожоге

Приблизительная оценка площади ожога может производиться двумя способами. Первый способ - это так называемое "правило девяток". Согласно этому правилу, вся поверхность кожных покровов взрослого человека условно разделена на одиннадцать участков по 9% каждый:

  • голова и шея - 9 %,
  • верхние конечности - по 9 % каждая,
  • нижние конечности - по 18 % (2 раза по 9 %) каждая,
  • задняя поверхность туловища - 18 %,
  • передняя поверхность туловища - 18 %.

Оставшийся один процент поверхности тела приходится на область промежности.

Второй способ - способ ладони - основывается на том, что площадь ладони взрослого человека составляет приблизительно 1% общей поверхности кожного покрова. При локальных ожогах ладонью измеряют площадь поврежденных участков кожи, при обширных ожогах - площадь непораженных участков.

Чем больше площадь и глубже повреждение тканей, тем тяжелее течение ожоговой травмы. Если глубокие ожоги занимают более 10-15 % поверхности тела, или общая площадь даже неглубоких ожогов составляет более 30 % поверхности тела, у пострадавшего развивается ожоговая болезнь. Тяжесть ожоговой болезни зависит от площади ожогов (особенно глубоких), возраста пострадавшего, наличия у него сопутствующих травм, заболеваний и осложнений.

 

Профилактика обморожения

Собираясь на длительную прогулку на морозе, оденьте несколько слоев одежды — воздух между ними удержит тепло. Возьмите с собой запасные шерстяные носки, стельки, варежки. На морозе не рекомендуется носить металлические украшения, так как металл остывает значительно быстрее тела человека. Перед выходом нужно плотно поесть, возможно, организму потребуется много энергии для борьбы с холодом. Неплохо взять с собой термос с горячим чаем. «Согревание» с помощью алкоголя, может привести к тяжелым последствиям, так как дает лишь иллюзию тепла и нарушает адекватное восприятие. Большинство обморожений приводящих к ампутации конечностей происходит в состоянии алкогольного опьянения. Почувствовав замерзание конечностей, согрейтесь в любом теплом помещении. Уже обмороженное место нельзя подвергать повторному замерзанию – травма будет намного серьезней.

Понятие о деонтологии.

Медицинская деонтология (от греч. deontos — должное, надлежащее и logos — учение) — наука о профессиональном поведении медицинского работника. Сам термин «деонтология» был введен в обиход в начале XIX века английским философом Иеремией Бентамом для обозначения науки о профессиональном поведении человека. Понятие «деонтология» в равной мере применимо к любой сфере профессиональной деятельности: медицинской, инженерной, юридической, педагогической, агрономической и т.д.

Задолго до введения термина основные принципы, регламентирующие правила поведения врача и медицинского работника, содержались в письменных источниках, дошедших из глубины веков. Уже в индийском своде законов Ману «Веды» перечислены правила поведения врача. В античные века огромное влияние на развитие принципов поведения медицинского работника оказала знаменитая «Клятва» основоположника научной медицины Гиппократа. Любопытно отметить, что за всю историю развития медицины только в 1967 г. на II Всемирном деонтологическом конгрессе в Париже было сделано первое и единственное дополнение к клятве Гиппократа: «Клянусь обучаться всю жизнь».

На формирование и развитие принципов медицинской деонтологии, как и медицинской этики, на протяжении всей истории оказывали влияние сложившиеся в данном обществе политический строй, социально-экономические и классовые отношения, национальные и религиозные традиции и др.

На формирование отечественной медицинской деонтологии большое влияние оказали материалистические взгляды революционеров-демократов А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева и др. В условиях царизма земские врачи, располагая крайне ограниченными возможностями, создали уникальную в истории медицины систему оказания медицинской помощи неимущим слоям населения. Они заложили новые традиции в отношениях с больными, составившие славу русской медицины. Земская медицина выдвинула большое число беспредельно преданных своему делу врачей, фельдшеров и медицинских сестер.

Важно подчеркнуть, что вплоть до конца XIX века все то, что теперь составляет предмет медицинской деонтологии, именовалось врачебной этикой. Содержание этого понятия было весьма аморфным.

Труды выдающихся отечественных ученых-медиков М.Я.Мудрова, Н.И.Пирогова, С.П.Боткина, С.С.Корсакова, В.М.Бехтерева, К.И.Платонова, Р.А.Лурия, М.С.Лебединского, В.Н.Мясищева, Н.Н.Петрова и др. заложили теоретические основы деонтологических принципов.

Основными задачами медицинской деонтологии являются:

— изучение принципов поведения медицинского персонала, направленных на максимальное повышение эффективности лечения;

— исключение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности;

— изучение системы взаимоотношений, которые устанавливаются между медицинским персоналом и больным;

— устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы.

Одной из основных проблем медицинской деонтологии, так же как и медицинской этики, является долг. Медицинская деонтология определяет должное в поведении не в плане морального или правового общественного долга, а в аспекте должностных обязанностей медицинского работника. Важно отметить, что медицинская деонтология имеет отношение и к работникам немедицинских профессий (рабочие, служащие и др.), так как они обязаны вести себя соответственно требованиям медицинского учреждения. Медицинская деонтология не может не заменить медицинскую этику, не слиться с ней.

В капиталистическом обществе медицинские работники в своей деятельности руководствуются не столько принципами медицинской этики, сколько заботой о своем материальном благополучии. В этой связи в западной печати все чаще стали появляться высказывания о том, что этику надо заменить деонтологией. Стремление отказаться от медицинской этики и свести все нормы медицинской деятельности к простым должностным отношениям объясняется тем, что должное весьма условно и связано не с нравственным, а с профессиональным долгом. Отказ от этики в пользу формальной деонтологии снижает морально-нравственную основу облика медицинского работника.

 

Понятие о проблемно-ориентированном обучении

Смотрите вопрос номер 40-41



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.153 (0.015 с.)