Методы обучения в преподавании психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы обучения в преподавании психологии.



Известно, что вопрос метода есть главный вопрос философии и теории любой науки. «Метод» в переводе с греческого означает путь, способ познавательной и практической деятельности. Каждому виду деятельности присущи свои методы. Правильно примененный метод непременно приводит к намеченному результату. Если цель не достигнута, то метод был неадекватен цели.

Обучение относится к числу наиболее сложных видов деятельности и поэтому располагает целой системой разнообразных методов, которые определяются целями и задачами обучения и обуславливаются содержанием обучения, спецификой учебного предмета и характером учебного материала и теснейшим образом связаны и зависимы от методов самой науки. Любая наука, основы которой изучаются в школе, обладает своими специфическими методами, посредством которых она развивается и складывается. Предмет и методы науки неразрывны. Это находит свое отражение в обучении. Нередко методы науки одинаково относятся как к содержанию учебного предмета, так и к методам его изучения (например, в математике: обучение учащихся решению задач, доказательство теорем, методика и техника эксперимента).

Однако методы обучения нельзя отождествлять с методами самой науки или практики. Методы обучения отличаются от методов исследования прежде всего тем, что они отражают логику изложения добытых знаний, с одной стороны, и логику их усвоения учащимися – с другой стороны. Это не значит, что методы обучения исключают методы исследования. Так например, в школе, наоборот, включение учеников в доступные формы научного исследования является одной из задач образования.

В преподавании психологии можно и нужно применять известные в мировой педагогической практике методы обучения. Итак, обозначим некоторые известные методы обучения, используемые в преподавании психологии.

Методы словесного обучения относятся к числу наиболее распространенных во всех типах школ и системах обучения, главным образом потому, что устное изложение знаний учителем является мощным средством, направляющим познавательную и практическую деятельность ученика. Учитель не только передает знания, но и формирует интерес к предмету, обучает анализу и обобщению фактов, умению ставить вопросы и самостоятельно размышлять. Основные методы словесного обучения, применяемые нами в преподавании психологии в школе: рассказ, беседа, объяснение.

Рассказ используется для подготовки обучающихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть, в свою очередь, проведено другими методами, а также для резюмирования по определенной теме. Ценность рассказа как метода обучения и его главные характеристики заключаются в том, что изложение ведется по четкому логическому плану, последовательно, с вычленением существенного, с применением иллюстраций, кратко, занимательно, эмоционально.

Беседа применяется при закреплении и осмыслении уже имеющихся представлений и знаний. Предметом беседы являются как наблюдения за феноменами психологической культуры, так и вопросы, требующие уточнения или подробного выяснения. В процессе беседы выявляется имеющийся объем знаний, проверяется прочность и сознательность усвоения учебного материала, развивается самостоятельность суждений.

Объяснение – важный метод сообщения новых знаний, суть которого в словесном истолковании отдельных понятий и терминов. Объяснение основывается на формулировке темы, кратком раскрытии плана и цели ее изучения и используется прежде, чем учитель переходит к рассказу по новой теме, или в процессе работы с новым учебным материалом.

Метод проблемного обучения. Практически все теоретические занятия в курсе проводятся методом проблемного обучения. Ценность применения данного метода обучения определяется тем, что здесь студенты,учащиеся вместе с преподавателем ставят и решают учебную проблему. Основной путь постановки учебной проблемы - создание проблемной ситуации, признаком которой является переживание, а содержанием – противоречие. Благодаря проблемным и информационным вопросам, а также гибкому обсуждению удается раскрывать сложнейшие темы, такие как: «Образ «Я», «Установка», «Творчество».

Организацию проблемного обучения рекомендуется вести не столько путем ознакомления с историей возникновения научной проблемы, лабораторией научного поиска, анализом и оценкой научных фактов, сколько при помощи создания реальных проблемных ситуаций с решением конкретных проблемных задач. Основными приемами в данном случае являются проблемные вопросы и эвристическая беседа.

Метод погружения, широко известный в практике интенсивного обучения иностранным языкам, получил в обучении психологии определенную интерпретацию. Этот метод именно в преподавании психологии имеет более точное название: «Метод семантического погружения». Применение его при обучении психологии связано с тем, что некоторые психологические понятия чрезвычайно трудно излагать теоретически. Однако не знакомить с ними нельзя, поскольку они являются ключевыми для психологии и ни один психологический феномен практически невозможно раскрыть, минуя их. Это такие фундаментальные многоуровневые понятия, как «мотивация», «рефлексия» и др. Сразу их не объяснишь. Должно пройти время, нужно вжиться в контекст. Эти понятия должны как бы наращиваться по мере продвижения в учебном материале. При работе с понятием в контексте оно называется, но ему не дается дефиниция. Понятие, приобретая контекстное звучание, оказывается встроенным в определенную систему знаний, в гештальт, и только потом, когда оно усвоено настолько, что при объяснении феномена подросток вынужден им пользоваться и у него уже появилась потребность его сформулировать (раз оно вводится в сознательный строй речи), понятие можно раскрывать и определять. Скорее, это уже формулировка для запоминания, удобства изложения мысли и дальнейшего использования. Поскольку это фундаментальные понятия, то их значимость будет увеличиваться пропорционально количеству получаемых знаний о психологических феноменах.

Метод проектов успешно применяется в любом изучаемом курсе психологии. Благодаря нему, студенты,учащиеся приобретают навыки исследовательской работы. Суть метода заключается в том, что преподаватель выстраивает программу личностного развития ученика совместно с ним и на основе выявления его личностно значимого интереса. Для его выявления мы рекомендуем следующий прием. На одном из первых занятий дать задание: «Напишите сочинение на тему «Самое-самое». После того как ученики сдадут сочинение учителю, вступить с ними в личный разговор, как бы продолжение этого сочинения. Таким образом в большинстве случаев обнаруживается личностно значимый интерес, актуальный для каждого на данный момент времени.

Сферой исследования может быть любая психологическая или педагогическая проблема (запланированная или не запланированная), а также сфера исследовательских интересов учителя.

Метод наблюдения, являясь одновременно методом познания и психологического исследования, дает возможность целенаправленного восприятия психических явлений и более широкого сбора информации. Наблюдения за поведением, проявлением психических состояний человека и психологических свойств личности, развитием психики в онтогенезе – это источник спонтанного формирования психологической культуры личности. Данный метод позволяет изучать закономерности психической жизни человека в естественных для него условиях.

Методы экспериментальной и дифференциальной психологии можно использовать в качестве ключа к самопознанию. Экспериментальный метод имеет огромное дидактическое значение, поскольку это преимущественно метод самодеятельности, творческой изобретательности. Ничто не содействует в такой степени развитию систематического строгого научного мышления, как экспериментальный метод проверки и доказательства

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1004; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.023 с.)