Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы обучения в преподавании психологии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Известно, что вопрос метода есть главный вопрос философии и теории любой науки. «Метод» в переводе с греческого означает путь, способ познавательной и практической деятельности. Каждому виду деятельности присущи свои методы. Правильно примененный метод непременно приводит к намеченному результату. Если цель не достигнута, то метод был неадекватен цели. Обучение относится к числу наиболее сложных видов деятельности и поэтому располагает целой системой разнообразных методов, которые определяются целями и задачами обучения и обуславливаются содержанием обучения, спецификой учебного предмета и характером учебного материала и теснейшим образом связаны и зависимы от методов самой науки. Любая наука, основы которой изучаются в школе, обладает своими специфическими методами, посредством которых она развивается и складывается. Предмет и методы науки неразрывны. Это находит свое отражение в обучении. Нередко методы науки одинаково относятся как к содержанию учебного предмета, так и к методам его изучения (например, в математике: обучение учащихся решению задач, доказательство теорем, методика и техника эксперимента). Однако методы обучения нельзя отождествлять с методами самой науки или практики. Методы обучения отличаются от методов исследования прежде всего тем, что они отражают логику изложения добытых знаний, с одной стороны, и логику их усвоения учащимися – с другой стороны. Это не значит, что методы обучения исключают методы исследования. Так например, в школе, наоборот, включение учеников в доступные формы научного исследования является одной из задач образования. В преподавании психологии можно и нужно применять известные в мировой педагогической практике методы обучения. Итак, обозначим некоторые известные методы обучения, используемые в преподавании психологии. Методы словесного обучения относятся к числу наиболее распространенных во всех типах школ и системах обучения, главным образом потому, что устное изложение знаний учителем является мощным средством, направляющим познавательную и практическую деятельность ученика. Учитель не только передает знания, но и формирует интерес к предмету, обучает анализу и обобщению фактов, умению ставить вопросы и самостоятельно размышлять. Основные методы словесного обучения, применяемые нами в преподавании психологии в школе: рассказ, беседа, объяснение. Рассказ используется для подготовки обучающихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть, в свою очередь, проведено другими методами, а также для резюмирования по определенной теме. Ценность рассказа как метода обучения и его главные характеристики заключаются в том, что изложение ведется по четкому логическому плану, последовательно, с вычленением существенного, с применением иллюстраций, кратко, занимательно, эмоционально. Беседа применяется при закреплении и осмыслении уже имеющихся представлений и знаний. Предметом беседы являются как наблюдения за феноменами психологической культуры, так и вопросы, требующие уточнения или подробного выяснения. В процессе беседы выявляется имеющийся объем знаний, проверяется прочность и сознательность усвоения учебного материала, развивается самостоятельность суждений. Объяснение – важный метод сообщения новых знаний, суть которого в словесном истолковании отдельных понятий и терминов. Объяснение основывается на формулировке темы, кратком раскрытии плана и цели ее изучения и используется прежде, чем учитель переходит к рассказу по новой теме, или в процессе работы с новым учебным материалом. Метод проблемного обучения. Практически все теоретические занятия в курсе проводятся методом проблемного обучения. Ценность применения данного метода обучения определяется тем, что здесь студенты,учащиеся вместе с преподавателем ставят и решают учебную проблему. Основной путь постановки учебной проблемы - создание проблемной ситуации, признаком которой является переживание, а содержанием – противоречие. Благодаря проблемным и информационным вопросам, а также гибкому обсуждению удается раскрывать сложнейшие темы, такие как: «Образ «Я», «Установка», «Творчество». Организацию проблемного обучения рекомендуется вести не столько путем ознакомления с историей возникновения научной проблемы, лабораторией научного поиска, анализом и оценкой научных фактов, сколько при помощи создания реальных проблемных ситуаций с решением конкретных проблемных задач. Основными приемами в данном случае являются проблемные вопросы и эвристическая беседа. Метод погружения, широко известный в практике интенсивного обучения иностранным языкам, получил в обучении психологии определенную интерпретацию. Этот метод именно в преподавании психологии имеет более точное название: «Метод семантического погружения». Применение его при обучении психологии связано с тем, что некоторые психологические понятия чрезвычайно трудно излагать теоретически. Однако не знакомить с ними нельзя, поскольку они являются ключевыми для психологии и ни один психологический феномен практически невозможно раскрыть, минуя их. Это такие фундаментальные многоуровневые понятия, как «мотивация», «рефлексия» и др. Сразу их не объяснишь. Должно пройти время, нужно вжиться в контекст. Эти понятия должны как бы наращиваться по мере продвижения в учебном материале. При работе с понятием в контексте оно называется, но ему не дается дефиниция. Понятие, приобретая контекстное звучание, оказывается встроенным в определенную систему знаний, в гештальт, и только потом, когда оно усвоено настолько, что при объяснении феномена подросток вынужден им пользоваться и у него уже появилась потребность его сформулировать (раз оно вводится в сознательный строй речи), понятие можно раскрывать и определять. Скорее, это уже формулировка для запоминания, удобства изложения мысли и дальнейшего использования. Поскольку это фундаментальные понятия, то их значимость будет увеличиваться пропорционально количеству получаемых знаний о психологических феноменах. Метод проектов успешно применяется в любом изучаемом курсе психологии. Благодаря нему, студенты,учащиеся приобретают навыки исследовательской работы. Суть метода заключается в том, что преподаватель выстраивает программу личностного развития ученика совместно с ним и на основе выявления его личностно значимого интереса. Для его выявления мы рекомендуем следующий прием. На одном из первых занятий дать задание: «Напишите сочинение на тему «Самое-самое». После того как ученики сдадут сочинение учителю, вступить с ними в личный разговор, как бы продолжение этого сочинения. Таким образом в большинстве случаев обнаруживается личностно значимый интерес, актуальный для каждого на данный момент времени. Сферой исследования может быть любая психологическая или педагогическая проблема (запланированная или не запланированная), а также сфера исследовательских интересов учителя. Метод наблюдения, являясь одновременно методом познания и психологического исследования, дает возможность целенаправленного восприятия психических явлений и более широкого сбора информации. Наблюдения за поведением, проявлением психических состояний человека и психологических свойств личности, развитием психики в онтогенезе – это источник спонтанного формирования психологической культуры личности. Данный метод позволяет изучать закономерности психической жизни человека в естественных для него условиях. Методы экспериментальной и дифференциальной психологии можно использовать в качестве ключа к самопознанию. Экспериментальный метод имеет огромное дидактическое значение, поскольку это преимущественно метод самодеятельности, творческой изобретательности. Ничто не содействует в такой степени развитию систематического строгого научного мышления, как экспериментальный метод проверки и доказательства
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.239 (0.009 с.) |