Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История преподавания психологии в высшей школе.

Поиск

В истории преподавания психологии в российских университетах можно выде­лить несколько периодов.Уставы университетов неоднократно подвергались из­менению, что отражалось на составе преподаваемых дисциплин. Психология, как и философия, не один раз исключалась из программы на много лет и вновь восста­навливалась через некоторое время. Естественно, что за эти годы терялись кадры и накопленный опыт преподавания.

Преподавание психологии в светских учебных заведениях длительное время на­ходилось под сильным влиянием традиций, сложившихся в рамках богословского образования. В духовной школе психология как учебный предмет была введена почти на целое столетие раньше, чем в светской школе, а процесс преподавания был более стабильным. В духовных академиях предусматривалась и подготовка препо­давателей психологии.

Первый Московский университет был учрежден 12 января 1755 г. Он имел три отделения, или факультета: юридический, медицинский и философский. На фи­лософском факультете работали четыре преподавателя: профессор философии, который должен был также обучать студентов логике, метафизике и нравоуче­нию; профессор физики, обучавший физике экспериментальной и теоретической; профессор красноречия, обучавший ораторскому искусству и стихотворчеству; профессор истории русской и всеобщей. Психология в качестве отдельного пред­мета нe была включена в цикл философского факультета первого русского универ­ситета.

Психологические знания преподавались в рамках других дисциплин. В курсах по красноречию и риторике также уделялось некоторое внимание вопросам пси­хологии. Традицию в этом отношении заложил уже Ломоносов в своей книге «Ри­торика», изданной в 1748 г. Особый интерес представляло изложение учения о страстях, близкое к концепции Спинозы. В более поздних пособиях психологиче­ские аспекты рассматривались более подробно.

Психология рассматривалась также как составная часть курса философии.Первым начал чтение лекций по философии Фроман, в 1761-1765 гг. он вел курс логики, моральной философии и метафизики. Шаден несколько позже читал «Начальные основы философии», а Рост — «Натуральную философию».

Первое время лекции по философии и психологии были фактически чтением вслух «одобренных к употреблению» учебников.

Дело осложнялось тем, что преподаватели читали свои курсы на немецком языке или на латыни. Устав 12 января 1755 г. оставлял вопрос о чтении лекций на русском или латинском языке открытым. Но и русские профессора предпочитали читать лекции на латинском языке, посколь­ку на латыни были написаны руководства. Кроме того, это считалось признаком учености и хорошего тона. Студенты же знали эти языки плохо. Поэтому эффек­тивность такого преподавания была низкой.

Содержание курсов философии и психологии было далеким от жизни. В связи с этим было немного желающих изучать эти дисциплины, а тем более готовиться к их преподаванию. Так, в Казанском университете лекции одного из первых пре­подавателей философии Фойгта слушало, вернее посещало, всего лишь 5 чело­век. У его преемника Лубкина слушателями числился 41 человек, но постоянно ходили только 14.

Профессорское звание и в XVIII, и в начале XIX в. считалось унизительным для русского дворянства. Карамзин в своей статье «О верном способе иметь в Рос­сии довольно учителей» (1804) писал, что «ученый дворянин есть некоторая ред­кость» и что «Россия может единственно от нижних классов гражданства ожидать ученых»

В 1796 г. в России издается «Наука о душе» Михайлова — первый оригиналь­ный опыт систематизации психологических знаний.

Университетский устав 1804 г. предусматривал существование четырех отде­лений: 1) нравственных и политических наук; 2) физических и математических наук; 3) врачебных, или медицинских, наук; 4) словесных наук. Философия была включена в цикл наук под названием «умозрительной и практической филосо­фии». Устав 1804 г. также не включал психологию как отдельную дисциплину. Вопросы психологии освещались в философских курсах. Программ читавшихся тогда курсов не сохранилось. Лекции по-прежнему заключались в чтении вслух по имеющимся руководствам.

По поручению министерства народного просвещения профессором Якобом было составлено пособие «Курс философии». В 1812 г. эта книга была переведена на русский язык и напечатана в Риге.

В 1815 г. в Харькове вышла книга магистра местного университета П. Любов­ского «Краткое руководство к опытному душесловию». Эта книга стала следую­щим после книги Михайлова систематическим трудом по психологии и представ­ляла собой по сути эмпирическую психологию. Труд Любовского состоял из трех частей: 1) чувствительность; 2) познание; 3) стремление, влечение, воля.Несколько позже вышло пособие профессора П. Лодия. Это был курс логики, «Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного».

Уже через два года после выхода книга была запрещена, поскольку Главное правление учи­лищ признало ее «опаснейшей по нечестию и разрушительных начал». Гонениям подверглась также заказанная и одобренная министерством философия Якоба.

На преподавании психологии отразились гонения против философии как нау­ки, «крайне опасной в политическом и религиозном отношении». Согласно поло­жению от 14 октября 1827 г. разрешалось лишь преподавание логики, психологии и истории философии.

Согласно следующему университетскому уставу (1835 г.) философия как от­дельный предмет не изучалась. Преподавание философии светскими профессора­ми было приказано упразднить, а чтение курсов логики и психологии было возло­жено на профессоров богословия. Программы по этим наукам составлялись но соглашению министерства с духовным ведомством (Гинецинский, 1983).

В 1834 г. вышел капитальный труд А. И. Галича «Картина человека». Согласно оценке Б. Г. Ананьева, книга Галича отличалась от богословского стандарта пси­хологических сочинений того времени.

В Московском университете в связи с реорганизацией в 1850 г. философского факультета была упразднена кафедра философии, и прекратилось ее преподава­ние, «уцелели» только логика и психология. Чтение этих курсов возложили на профессоров богословия.

Во второй половине XIX в. в Главном правлении училищ сочли возможным восстановление преподавания философии.


В результате 22 февраля 1860 г. было утверждено положение о восстановлении кафедр истории философии, логики и психологии в университетах. В 1861 г. на историко-филологическом факультете Московского университета была восста­новлена кафедра философии.

Устав 1863 г.полностью восстановил преподавание философии и пси­хологии в университетах.

Однако в соответствии с новым уставом 1884 г. ограничивалось количество учебных часов, отводимых на преподавание философии. В течение первых пяти лет на ее преподавание отводилось лишь два часа в неделю на протяжении одного года, причем преподавание ограничивалось историко-филологическими ком­ментариями при переводах отрывков из сочинений Платона и Аристотеля. Обяза­тельных курсов по логике и психологии в программе историко-филологического факультета не было.

М. М. Троицкий возглавлял кафедру философии в Московском уни­верситете, а М. И. Владиславлев читал философию и психологию в Петербург­ском университете.

Деятельность Троицкого, руководившего кафедрой философии в Московском университете с 1874 до 1896 г., совпала с важным периодом в развитии психоло­гии, когда мировая и отечественная психология переживала процесс своего ста­новления как самостоятельной науки. Важную роль в этом процессе играл уни­верситет. Во время работы Троицкого в университете появились преподаватели, не имевшие отношения к духовной академии. Первыми из них были профессора Н. Я. Грот (с 1886 г.) и Лопатин (с 1888 г.).

Определенных требований к построению программ преподавания психологии в университетах не было, поэтому каждый преподаватель вкладывал в курс то со­держание, которое считал нужным в зависимости от своих интересов и уровня своей подготовки.

Содержание курса по психологии, который читал в Московском университете Троицкий, определялось идеями английской эмпирической психологии. Это бы­ло большим шагом вперед по сравнению с теми курсами, которые читали до него (Юркевич) и после него (Лопатин).

Профессор Н. Я. Грот начал читать курс психологии в 1876 г. сначала в Нежи­не (в Историко-филологическом институте), затем с 1883 г. в Одессе (в Новорос­сийском университете), а в 1886 г. он был приглашен из Одессы на кафедру фило­софии Московского университета. Здесь он преподавал до 1899 г. Его курс был значительным шагом вперед но сравнению с тем, что до него давали преподавате­ли высшей школы. Особенность лекций Грота заключалась в том, что он выбирал их предметом такие вопросы, которыми интересовался сам. Для Грота аудитория представляла своего рода лабораторию, где он раскрывал свои идеи перед слуша­телями. Слушатели вместе с лектором проходили тот творческий путь по созда­нию психологической системы, который до этого прошел сам Грот.

Курс Грота не был богат данными эмпирического характера, хотя он и призна­вал, что «психология может достигнуть идеала точности и строгой закономерно­сти в своих исследованиях и выводах только как наука экспериментальная».

Достоинство курса заключалось в мастерски используемом преподавателем руководстве самонаблюдением слушателей и психологическом разборе литера­турных произведений, в широком использовании семинарских занятий.

Грот впервые использовал семинар как форму обучения психологии. Для университетского преподавания это было большим новшеством. Проводились се­минарии трех типов.

На семинарии первого типа он предлагал слушателям критиковать прочитан­ную им лекцию. Он охотно выслушивал замечания своих молодых слушателей, вступал в спор с аудиторией. Семинарии этого типа были непосредственно связа­ны с курсом психологии.

Был у Грота и другой тип семинария, на котором он предлагал слушателям те­мы для рефератов. Определенной системы в выборе тем не было. Не всегда Грот учитывал уровень трудности тем, которые давались студентам. Он исходил из мнения, что для студентов не существует слишком трудных тем.

На третьем типе семинария студенты представляли тезисы, которые зачитыва­лись и обсуждались в аудитории.

Вот некоторые темы, которые обсуждались на семинариях Грота: «О задачах психологии», «О положении психологии среди других научных дисциплин», «О достоинствах и недостатках самонаблюдения», «О роли эксперимента в психо­логии», «О классификации психических явлений», «О сознаний», «О волнениях», «О характерах», «О критериях нравственной жизни и деятельности», «Об утилита­ризме», «О теориях прогресса». Иногда предметом обсуждения становилось какое-либо литературное произведение

М. И. ВладИславлев был ректором Петербургского университета и читал там курс психологии. Представление о содержании курса, который он читал, могут дать два тома его учебника «Психология» (1881). В этой книге дается системати­зация психологического, в том числе экспериментально-психологического зна­ния, которое было накоплено к тому времени. Он подчеркивал, что, с его точки зрения, в психической организации доминирует воля. Из числа методических приемов, которые широко использовал Владиславлев, следует отметить мыслен­ный эксперимент как разновидность интроспекции, семантический анализ психо­логических терминов и психологический анализ произведений искусства На развитие психологической науки и образования в Петербургском университете в тот период оказали большое влияние профессора Н. Е. Введен­ский, В. А. Вагнер, А. А. Ухтомский, В. М. Шимкевич.

Психология преподавалась также в рамках медицинскогообразования.В 1888 г. при Психиатрической клинике Московского университета А. Я. Кожевниковым была создана психологическая лаборатория, которой в разное время руководили С. С. Корсаков, А. А. Токарский, Н. А. Бернштейн, Ф. Е. Рыбаков. Лаборатория стала базой для проведения практических занятий, входивших в курс психологии, который читал доцент психиатрии А. А. Токарский.

В целом можно сказать, что преподавание психологии в этот период играло об­разовательную роль и не готовило к проведению самостоятельных исследований или практической работе.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.233.34 (0.008 с.)