Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология разработки учебного курса: выбор учебных пособий и отбор содержания курса.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В процессе подготовки к проведению учебного курса преподаватель может ориентироваться на следующие основные этапы: I. Выбор учебника, учебных пособий и других материалов для чтения студентами Критерии при выборе учебного пособия для учебного курса: 1. Систематизированное изложение соответствующей учебной дисциплины или предметной области. Необходимо обратить внимание на то, насколько целостное представление о предмете курса дает книга, насколько логически связаны и последовательны ее главы. 2. Доступное для соответствующей категории учащихся и студентов изложение учебного материала. Предполагается, что автор учебника не просто использует информацию из научных монографий и статей, но и излагает ее на языке, понятном для студентов, употребляет слова и термины, которые понятны данной категории студентов, отказывается от сложного стиля изложения. 3. Наличие методического аппарата, который должен способствовать лучшему усвоению учебного материала. Минимально необходимым обычно является: 1) наличие контрольных вопросов и заданий, которые могут использоваться студентами и преподавателями для проверки усвоения учебного материала соответствующего раздела; 2) наличие рекомендуемой литературы для дальнейшего расширения и углубления знаний по теме; 3) наличие разнообразных заданий, способствующих лучшему пониманию и закреплению изученного материала. 4) широкое использование примеров, наглядности и иллюстраций. Это может быть описание показательных примеров научных исследований или жизненных ситуаций, схем, диаграмм, графиков, которые способствуют пониманию и запоминанию классификаций, психологических зависимостей и закономерностей, а также рисунков и фотографий, которые изображают определенные психические процессы, свойства, состояния. Наиболее многочисленными обычно являются учебники и учебные пособия, которые используются в рамках начального, вводного курса изучения психологии. Для них характерны заглавия типа «Психология», «Общая психология», «Введение в психологию», «Основы психологии», «Психология и педагогика». Таким образом, преподаватель имеет определенный выбор. Однако по многим учебным дисциплинам существует только один учебник, а по некоторым специальным учебным курсам иногда вообще нет учебных пособий. В таком случае преподаватель может опираться только на научную литературу. II. Отбор содержания курса Знания и умения, которые были накоплены в современной психологической науке и практике, довольно многочисленны и многообразны. Многообразен мир психических явлений, многообразны подходы к их рассмотрению. В связи с этим перед преподавателем возникает сложная задача отбора материала, который можно включить в программу курса. Во-первых, содержание курса непосредственно определяется его названием, во-вторых, его ролью в учебном плане. Содержание курса должно соответствовать требованиям, содержащимся в образовательном стандарте по дисциплине (если он имеется). Помимо этого преподаватель может включать в курс содержание, которое отражает его авторское видение курса, его творческий подход и цели, которые он ставит в процессе обучения. Творческая разработка этих вопросов делает учебный курс, проводимый преподавателем, непохожим на другие аналогичные курсы. Наиболее интересные авторские программы учебных курсов публикуются в журналах или специальных сборниках. Обращение к ним может помочь преподавателям в разработке собственных курсов. Как выбираются темы курса? Помимо стандарта выбор определяется вашим собственным представлением о важных темах, вытекающих из названия курса. Конечно, разумно проконсультироваться с опытными преподавателями и попросить у них их рабочие программы. Обсуждение своего курса с опытным преподавателем также может быть очень полезно. Выбирая содержание курса, важно учитывать, какие студенты будут его изучать. Исходя из типов образовательных программ, можно выделить по крайней мере три типа студентов: 1) студенты, для которых психология является общеобразовательным предметом; 2) студенты, для которых психология является профессионально значимым предметом (педагоги, медицинские работники и т. д.); 3) студенты психологической специальности. Знания и познавательные потребности этих групп студентов различны. Для учащихся школ или студентов младших курсов университетов это может быть первый и единственный опыт изучения психологии. Поэтому у них должно сложиться системное представление о научной и практической психологии, а простое любопытство должно превратиться в осознанный интерес к психологическим знаниям. Содержание программы должно определяться общим количеством занятий в соответствии с учебным планом, возрастом обучающихся и их интересами. Следует отбирать различную тематику и различный учебный материал в зависимости от того, изучается ли психология в среднем или высшем учебном заведении как общеобразовательный или профессионально значимый предмет. Студенты старших курсов имеют определенный запас знаний, который, так или иначе, связан с изучаемой дисциплиной. Они хотят получить информацию о новых понятиях и углубиться в изучение предмета. В целом при работе со студентами старших курсов имеет смысл продвигаться в изучении предмета быстрее, рассматривая больший объем информации за одно занятие, или же углубляться в тему, изучая ее более детально. Для начала выберите основные темы курса. Целесообразно ограничить выбор 10-15 темами. При отборе тематики курса необходимо продумать логическую связь тем друг с другом, их последовательность, а также их соответствие общему названию учебной дисциплины. Эта связь и взаимозависимость может быть выражена в большей или меньшей степени. Можно использовать модульный принцип построения программ. Он предполагает разработку отдельных, относительно независимых модулей учебного материала, которые могли бы гибко включаться в состав различных учебных программ в зависимости от цели и направленности образовательной программы, интересов учащихся и студентов. Такие модули представляют собой самостоятельные, независимые единицы учебной информации, которые могут использоваться в структуре разных учебных курсов (как психологических, так и других предметных областей). Если учебный курс предполагает введение учащихся или студентов в психологию, первыми темами курса должны стать такие темы, как «Предмет и задачи психологии» («Что такое психология, что она изучает» — в варианте популярного введения) и «Методы психологии». Значение изучения этих тем состоит в том, что студенты получают первоначальное общее представление о психологии как науке и методах психологического исследования. Даже если изучение этих тем не будет слишком глубоким, они дадут обучающимся основу для критического восприятия психологических знаний, с которыми они будут сталкиваться в будущем. Учащиеся смогут более адекватно оценивать степень достоверности этих знаний. Содержание программы может заключаться в изучении основных психологических теорий, психологических понятий или психологических проблем. В зависимости от целей курса преподаватель должен выбрать, какой аспект психологии более важен в данном случае. Если на изучение психологии отводится достаточное количество учебного времени, различные критерии отбора материала могут сочетаться. Научное содержание в рамках учебного курса может конструироваться на основе двух возможных способов: формально-логического и диалектического. Первый является довольно традиционным для современных учебных программ. Он представляет психологию как сумму разрозненных знаний. Такое построение программы не способствует формированию у студентов целостного представления о психологическом знаний. Второй — диалектический — предполагает формирование у студентов диалектического понимания психической реальности. В зависимости от целей курса содержание программы может быть научно или практически ориентированным. Научная ориентированность курса предполагает изучение психологических закономерностей, классификаций, механизмов, описание научных исследований и их результатов. Ориентация на материал такого рода дает студентам описание и объяснение психологических феноменов, понимание доказательности научно-психологических знаний о внутреннем мире человека. Практическая ориентированность курса предполагает изучение материала, представляющего непосредственную практическую значимость, а также освоение умений применения психологических знаний для решения практических задач. Ориентация на материал такого рода дает студентам понимание практической ценности психологических знаний и возможностей их использования. Научность и практичность являются только общими ориентирами при отборе содержания курса. Реальная программа преподавания психологии представляет собой определенное сочетание и того и другого. Задачи обучения психологии часто требуют, чтобы преподаватель опирался на оба принципа. Акцент на научности особенно важен при обучении студентов-психологов. Практический аспект психологии представляет наибольший интерес и ценность для учащихся школ. Однако изучением психологии как науки при этом также не следует пренебрегать. При отборе содержания курса необходимо учитывать межпредметные связи психологии с другими науками и учебными дисциплинами. Смежные с психологией вопросы рассматриваются как в вузах, так и в школах в рамках других предметов. Например, в рамках биологических курсов часто изучаются свойства и типы нервной системы, тесно связанные с темпераментом. Некоторые темы социальной психологии могут рассматриваться в курсах социологии. Межпредметные связи могут реализовываться путем согласования того, как и в каком объеме связанные вопросы будут рассматриваться преподавателями соответствующих дисциплин. Отбор содержания курса психологии в школе должен осуществляться с учетом возраста учащихся. Наиболее распространенный вариант программ, используемый в настоящее время, — программы для старших классов средних школ, гимназий, лицеев, рассчитанные чаще всего на изучение психологии в течение одного года или двух лет. В этом случае психология может преподаваться как «введение в психологию» (аналогично курсу психологии для студентов младших курсов университетов). Поскольку объем учебного времени, отводимого на изучение психологии в старших классах, примерно такой же, как в университете, то специфика содержания такой программы может заключаться в большей связи изучаемого материала с жизнью и практической ориентированностью курса. Относительно школы важно отметить, что психология как учебный предмет может преподаваться (и порой уже преподается) также в средних и младших классах. Специфика программ для средних и старших классов заключается в том, что психология в этом случае преподается как система знаний о психических явлениях и путях практического применения этих знаний в жизни в целях познания других людей, самопознания и саморазвития. Вопросы о предмете, методах психологии, психологических школах в таких программах вообще не затрагиваются. Возрастные особенности и интересы учащихся должны быть главным ориентиром при построении таких программ. Основным типом деятельности младшего школьника является учение. Поэтому темы психологии познавательной деятельности могли бы стать важнейшими при изучении психологии в начальной школе. В подростковом возрасте особую значимость приобретают проблемы межличностного общения. Поэтому этим темам полезно было бы уделить большее внимание при изучении психологии подростками. В юношеском возрасте особый интерес вызывают проблемы личности и профессионального выбора. Поэтому при изучении психологии в старших классах этим проблемам необходимо уделить основное внимание.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.114.150 (0.008 с.) |