Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Разработка формата проведения курса

Поиск

Формат проведения курса в значительной степени определяется формами учеб­ных занятий, контроля и оценки, предусмотренными учебным планом. Однако возможны различные процедуры проведения занятий и оценивания.

Основной вопрос заключается в том, как будет структурирован курс: каковы будут его организация, порядок и темп прохождения, количество, характер и вре­менные рамки проведения тестов, использование оценивающих техник, выбор лекционных и семинарских форм проведения занятий. Все это зависит от содер­жания и целей курса. При разработке формата курса важно достичь ясности по следующим вопросам:

1. Какие правила вы установите относительно посещения лекций, семинаров, практических занятий, выполнения домашних заданий (если они предусмот­рены)?

2. Какое количество тестов, контрольных работ и других оценочных процедур, включая экзамен или зачет, предусматривается и когда планируются их прове­дение?

3. Какой объем учебного материала для проверки планируется на каждую оце­ночную процедуру (один раздел курса или несколько)? Или же предусмотрен один экзамен по всему курсу? Какое значение будет придаваться участию в ауди­торных занятиях, а какое — самостоятельной работе учащихся?

4. Вопросы какого типа планируется использовать. Будут ли экзаменационные процедуры включать вопросы открытого или закрытого типа? Будут ли ис­пользоваться какие-либо экзаменационные процедуры, выполняемые студен­тами дома?

5. Каков порядок пересдачи или компенсации неуспешного прохождения оце­ночных процедур?

6. Какие другие задания по курсу должны будут выполнить студенты (письмен­ные работы и др.)?

Особого внимания заслуживают проблемы учета индивидуальных различий студентов при овладении учебным материалом. В какой степени, по Вашему мне­нию, студенты должны овладеть материалом курса? Вполне естественно стремле­ние преподавателя к тому, чтобы студенты изучили все содержание курса, достигли высокого уровня знаний и умений. В то же время следует решить, какой уровень знаний и умений будет достаточным. Какой бы темп продвижения ни выбрал преподава­тель, всегда найдутся студенты, для которых этот темп будет слишком быстрым или слишком медленным. Найти соответствующий темп и уровень трудно, однако не следует игнорировать эту проблему. Индивидуальные консультации препода­вателя во внеучебное время или использование в качестве консультантов помощ­ников из числа хорошо успевающих студентов могут помочь в ее решении.

Преподаватель должен решить, как часто следует проверять достижения сту­дентов в процессе изучения курса. Регулярность проверок позволит вовремя предпринять что-либо для корректировки плана занятий. Необходимо решить, при каком минимуме усвоения студентами учебного материала можно продви­гаться в изучении курса далее, а в каком случае нужно повторить материал. Это зависит, в частности, от того, насколько изучение последующей темы зависит от усвоения предыдущей. Содержание курса может быть более или менее связан­ным. Если это курс обзорного типа, то темы могут быть относительно независимы друг от друга. С другой стороны, например, в курсе математической статистики непонимание материала одной темы может привести к значительным трудностям в изучении следующих тем.

Необходимо решить вопрос об относительной значимости разных аспектов знаний по теме. Например, преподаватель может больше заботиться о том, чтобы студенты усвоили базовые понятия, нежели умели объяснять теорию.

Преподаватель определяет, как много времени потребует изучение определен­ного материала. Тесты и письменные задания необходимо включить в курс таким образом, чтобы его изучение проходило достаточно равномерно, без учебных пе­регрузок.

 

48. Технология разработки учебного курса: определение критериев оценки знаний и планирование отдельных учебных занятий.

VII. Разработка системы критериев опенки знаний и умений по дисциплине

Разработка контрольных заданий, зачетных и экзаменационных вопросов, зада­ний для тестирования — важная часть работы преподавателя по разработке учеб­ного курса. Содержание и характер этих заданий определяются программой учеб­ного курса, целями и задачами, которые ставит преподаватель. В процессе этой работы может оказаться полезным уже существующий опыт других преподавате­лей.

При подготовке курса важно заранее спланировать некоторые аспекты оценоч­ной системы.

1. Общий принцип оценивания: 1) по «кривой нормального распределения» или 2) в соответствии с определенными заранее заданными критериями.

2. Из каких проверочных процедур (тестов, контрольных заданий, письменных самостоятельных работ, зачета, экзамена) будет складываться общая оценка успешности изучения студентами курса?

3. Значение, которое будет придаваться различным заданиям и экзаменацион­ным процедурам в оценивании успешности освоения студентом курса в целом.

4. Критерии в оценке успешности выполнения проверочных заданий и сдачи эк­замена.

5. Какие «премиальные» и «штрафные» баллы будут начисляться в процессе учеб­ных занятий, выполнения самостоятельных заданий, при сдаче экзамена?

6. Какие «штрафы» будут предусмотрены за более позднюю сдачу заданий, тестов?

7. Каковы минимальные критерии для получения удовлетворительной отметки по курсу?

8. Какие требования существуют в отношении сроков и способов пересдачи неудовлетворительно выполненных заданий?

Рабочая программа, тематический план, критерии оценки знаний студентов необходимы для методического обеспечения работы преподавателя. Однако не менее важно, чтобы они были известны студентам с самого начала учебного курса (желательно с первого дня занятий). В этом случае они будут служить им руковод­ством в изучении курса, напоминанием об основных сроках и заданиях, которые они должны выполнить.

Общий обзор целей, содержания и организации учебного курса, детальное разъ­яснение рабочей программы, ответы на вопросы студентов дают им отличное введе­ние в курс и обычно занимают значительную часть времени на первом занятии.

VIII. Планирование отдельных учебных занятий и составление конспектов

Следующей задачей преподавателя является подготовка учебных занятий — лек­ций, семинаров, практических занятий, уроков, а также разработка заданий для са­мостоятельной работы. Методика проведения каждого из перечисленных видов занятий имеет свою специфику, что, естественно, отражается и на подготовке к ним.

Задачами подготови­тельной работы преподавателя к занятию являются:

1) определение целей занятия;

2) выбор знаний и умений, которые должны быть изучены в ходе занятия;

3) подбор методов и приемов обучения;

4) разработка методов контроля и оценки успешности занятия;

5) планирование этапов занятия;

6) подготовка конспекта (плана) занятия.

При этом важно обратить внимание на следующие вопросы:

1. Какие цели ставятся на занятии? Что должны узнать студенты (учащиеся), что изучить, какими знаниями овладеть, какие умения приобрести? Какие ценно­сти, личностные (или профессиональные) качества будут развиваться благо­даря участию в занятии?

2. Какие знания приобретут студенты (учащиеся)? Какие психологические фе­номены, эмпирические факты, теории, понятия, связи, закономерности будут изучаться на занятии?

3. Какие примеры и иллюстрации будут использоваться для объяснения данного учебного материала? Будут ли это данные эмпирических исследований, прак­тической психологической работы или примеры из жизни?

4. Каким образом будут демонстрироваться возможности практического приме­нения психологических знаний?

5. Какие умения оперирования психологическими знаниями будут формиро­ваться на занятии?

6. Какие методы учебной работы наиболее подходят для достижения поставлен­ных целей занятия?

7. Какие методические приемы будут способствовать усвоению определенных знаний и умений?

8. Какие раздаточные и демонстрационные материалы потребуются?

9. Какие критерии и процедуры будут использоваться для контроля и оценки ус­пешности занятия?

10. Какие основные этапы будет включать занятие? Каковы цели каждого этапа? Какова их ориентировочная длительность? Какие виды деятельности препода­вателя, с одной стороны, и студентов (учащихся), с другой стороны, планиру­ются на каждом этапе?

Заключительным этапом подготовки к занятию является составление его кон­спекта, в котором обычно отражаются ответы на все вышеперечисленные вопро­сы. Его полезно писать (или печатать) достаточно четким и крупным шрифтом, чтобы он был читабельным и удобным в использовании в любых условиях учеб­ного занятия. Оформление конспекта может быть разным в зависимости от вида занятий (лекция, семинар, практическое занятие, урок), однако его расположение на листе бумаги должно помогать преподавателю быстро и четко выделять наибо­лее важные методические аспекты занятия.

Важными задачами при разработке преподавателем заданий для самостоятель­ной работы студента являются:

1) формулировка цели задания, а также знаний и умений, которые должны быть усвоены при его выполнении;

2) постановка задач, которые должны быть решены при выполнении задания;

3) характеристика средств выполнения задания;

4) характеристика источников, которыми можно пользоваться при выполнении задания;

5) примерная оценка времени, которое потребуется для выполнения задания;

6) определение срока, к которому задание должно быть выполнено, и места, куда оно должно быть сдано;

7) формулировка штрафных санкций за сдачу задания позже назначенного срока;

8) разработка и формулировка критериев оценки выполненного задания.

В соответствии с вышеперечисленными задачами должна быть подготовлена четкая (желательно письменная) методическая разработка указаний по выполне­нию задания для студентов.

IX. Разработка опросного листа для оценки курса студентами

Преподавателю полезно разработать опросный лист для оценки курса студента­ми, которая будет дана ими в конце семестра. Можно попросить студентов выска­зывать свои мнения также в ходе курса с помощью коротких экспресс-процедур или записок, содержащих ответы на вопросы об их отношении к содержанию и ме­тодике проведения занятий. Конечно, такая оценка должна быть анонимной. Главная задача таких опросов — получение обратной связи от студентов относи­тельно того, насколько они удовлетворены содержанием и методикой проведения курса, какие замечания и пожелания у них есть. Регулярная практика оценивания курса студентами поможет преподавателю совершенствовать методические ас­пекты преподавания психологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.195.30 (0.007 с.)