Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели, задачи и принципы преподавания психологии.

Поиск

Основные цели психологии как дисциплины и дея­тельности психологов:

1. Поиск новых психологических знаний. На достижение данной цели направлена научная психология,

2. Применение психологических знаний для решения практических проблем. На достижение указанной цели направлены при­кладная и практическая психология

3. Передача психологических знаний. А вот на достижение этой цели направлена методика преподавания психо­логии.

Цели преподавания психологии определяются:

Ø содержанием на­учно-психологических знаний,

Ø типом образовательной про­граммы, в рамках которой эти знания преподаются.

Цели, которые ставятся при обучении учащихся, студентов, ПО разным образовательным программам.

1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования по специальности «психология» (базовое психологическое образование)

Объектом профессиональной деятельности данного специалиста являются пси­хические процессы, свойства и состояния человека, предметом — их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздейст­вии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками спе­циалист должен быть готов участвовать в решении комплексных задач в системе образования, здравоохранения, экономики и управления, социальной по­мощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной дея­тельности:

Ø диагностическую и коррекционную;

Ø экспертную и консультативную;

Ø учебно-воспитательную;

Ø научно-исследовательскую;

В соответствии с требованиями к профессиональной подготовке специалиста-психолога, специалист должен уметь решать следующие задачи, соответствующие его квалификации:

♦ на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской ра­боты и информационного поиска уметь ориентироваться в современных науч­ных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практиче­ские задачи;

♦ участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными ме­тодами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультиро­вания;

♦ владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях (Государственный образовательный стандарт..., 2000).

2. Цели преподавания психологии в средних об­разовательных школах:

§ обучение психологическим знаниям как составной части мировоззрения и об­щей культуры;

§ знакомство с методами психологического познания и психологической прак­тики;

§ обучение психологии как средству познания других людей;

§ обучение психологии как средству самопознания;

§ обучение психологии как средству саморазвития;

§ профессиональная ориентация.

Принципы обучения психологии

Принципы обучения — это руководящие идеи в организации учебных занятий, науч­но обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения.

Поскольку принципы зависят от целей обучения, то некоторые из них актуаль­ны только для определенных образовательных программ (среднего общего, сред­него специального, высшего образования), другие же справедливы для всех.

1. Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответство­вал современным достижениям научной и практической психологии, не проти-воречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям. Этот принцип имеет особое значение для изучения психологии в силу того, что су-шествует большое количество околонаучных психологических книг, написан­ных на основе знаний житейской психологии или эзотерических знаний. В та­ких книгах нередко в увлекательной форме излагаются недостоверные или недостаточно доказанные знания. Примером может служить литература по физиогномике. Это учение о связи психологических черт личности с чертами физического облика человека так и не было доказано. Однако данные такого рода до сих пор встречаются в различных публикациях. Такие публикации, ис­пользуемые в рамках учебных занятий, дискредитируют научную психологию и лишают студентов и учащихся правильной ориентации в достоверных пси­хологических знаниях. Соблюдение принципа научности при обучении психо­логии означает, что информация, сообщаемая учащимся, должна быть доказа­тельна. Этого можно достичь за счет описания соответствующих методов психологических исследований.

2. Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в опре­деленной последовательности и логике, которые дают системное представле­ние об учебной дисциплине. При этом показывается взаимосвязь разных пси­хологических теорий, понятий и закономерностей друг с другом. Для этого темы учебной программы должны быть структурированы и систематизирова­ны. Изучаемый материал делится на логические разделы и темы, затем уста­навливаются порядок и методика работы с ними, в каждой теме выделяются содержательные центры, главные понятия, идеи, структурируется материал за­нятия, устанавливаются связи между теориями и фактами. От одной темы к другой, от одного курса к другому должна сохраняться определенная преемст­венность й межпредметная связь.

3. Принцип единства рационального и эмоционального. В соответствии с этим
принципом обучение может быть эффективным только в том случае,когдасту­денты и учащиеся осознают цели обучения, необходимость изученияданногопредмета, его личностную или профессиональную значимость,проявляютосознанный интерес к знаниям. В то же время непосредственныйэмоциональ­ный интерес к психологическим фактам и феноменам — наиболее сильный стимул к изучению психологии. В соответствии с данным принципом непра­вильно строить преподавание предмета только на убеждении студентов в том, что им это нужно и полезно, тем самым оправдывая скучно проводимые заня­тия. С другой стороны, неправильно выбирать из курса психологии только ин­тересные темы, которые привлекают непроизвольное внимание.

4. Принцип единства предметно-ориентированного и личностно-ориентиро-ванного обучения психологии. Психология как учебный предмет имеет боль­шую специфику но сравнению со всеми другими дисциплинами. С одной сто­роны, это наука, которая имеет свое объективное предметное содержание, так же как другие естественные и гуманитарные науки. Поэтому она должна изу­чаться объективно и беспристрастно. С другой стороны, предмет этой науки личностно значим для каждого студента, учащегося. Поэтому у них возникает потребность отнести получаемые знания к себе, применить их с целью самопо­знания. В связи с этим психология привлекает большое внимание и интерес-учащихся, желающих с ее помощью разобраться в себе. Соблюдение принципа единства в этом отношении означает сохранение необходимого баланса пред­метно-ориентированного и личностно-ориентированного содержания на заня­тиях по психологии. Этот принцип должен соблюдаться при обучении психоло­гии как общеобразовательному предмету. При изучении отдельных психоло­гических дисциплин акценты могут расставляться иначе.

5. Принцип единства теоретического и эмпирического знания. Данный прин­цип является конкретизацией дидактического принципа единства конкретно­го и абстрактного. В соответствии с этим принципом в преподавании психоло­гии должны оптимально сочетаться, в одной стороны, описание теоретических идей, их логические обоснования и, с другой стороны, конкретные эмпириче­ские факты, на которые они опираются, конкретные примеры, которые их ил­люстрируют. К сожалению, порой в учебниках психологии и в лекциях чрезмер­но преобладают теоретические рассуждения, не подкрепляемые конкретными фактами и примерами. Другой крайностью может быть чрезмерное увлечение преподавателя описанием интересных психологических исследований, экспе­риментов, опытов, примеров из области практической психологии без рассмотрения психологической теории, которая лежит в их основе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.89.130 (0.007 с.)