Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели, задачи и принципы преподавания психологии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные цели психологии как дисциплины и деятельности психологов: 1. Поиск новых психологических знаний. На достижение данной цели направлена научная психология, 2. Применение психологических знаний для решения практических проблем. На достижение указанной цели направлены прикладная и практическая психология 3. Передача психологических знаний. А вот на достижение этой цели направлена методика преподавания психологии. Цели преподавания психологии определяются: Ø содержанием научно-психологических знаний, Ø типом образовательной программы, в рамках которой эти знания преподаются. Цели, которые ставятся при обучении учащихся, студентов, ПО разным образовательным программам. 1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования по специальности «психология» (базовое психологическое образование) Объектом профессиональной деятельности данного специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом — их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист должен быть готов участвовать в решении комплексных задач в системе образования, здравоохранения, экономики и управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: Ø диагностическую и коррекционную; Ø экспертную и консультативную; Ø учебно-воспитательную; Ø научно-исследовательскую; В соответствии с требованиями к профессиональной подготовке специалиста-психолога, специалист должен уметь решать следующие задачи, соответствующие его квалификации: ♦ на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи; ♦ участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования; ♦ владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях (Государственный образовательный стандарт..., 2000). 2. Цели преподавания психологии в средних образовательных школах: § обучение психологическим знаниям как составной части мировоззрения и общей культуры; § знакомство с методами психологического познания и психологической практики; § обучение психологии как средству познания других людей; § обучение психологии как средству самопознания; § обучение психологии как средству саморазвития; § профессиональная ориентация. Принципы обучения психологии Принципы обучения — это руководящие идеи в организации учебных занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения. Поскольку принципы зависят от целей обучения, то некоторые из них актуальны только для определенных образовательных программ (среднего общего, среднего специального, высшего образования), другие же справедливы для всех. 1. Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии, не проти-воречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям. Этот принцип имеет особое значение для изучения психологии в силу того, что су-шествует большое количество околонаучных психологических книг, написанных на основе знаний житейской психологии или эзотерических знаний. В таких книгах нередко в увлекательной форме излагаются недостоверные или недостаточно доказанные знания. Примером может служить литература по физиогномике. Это учение о связи психологических черт личности с чертами физического облика человека так и не было доказано. Однако данные такого рода до сих пор встречаются в различных публикациях. Такие публикации, используемые в рамках учебных занятий, дискредитируют научную психологию и лишают студентов и учащихся правильной ориентации в достоверных психологических знаниях. Соблюдение принципа научности при обучении психологии означает, что информация, сообщаемая учащимся, должна быть доказательна. Этого можно достичь за счет описания соответствующих методов психологических исследований. 2. Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в определенной последовательности и логике, которые дают системное представление об учебной дисциплине. При этом показывается взаимосвязь разных психологических теорий, понятий и закономерностей друг с другом. Для этого темы учебной программы должны быть структурированы и систематизированы. Изучаемый материал делится на логические разделы и темы, затем устанавливаются порядок и методика работы с ними, в каждой теме выделяются содержательные центры, главные понятия, идеи, структурируется материал занятия, устанавливаются связи между теориями и фактами. От одной темы к другой, от одного курса к другому должна сохраняться определенная преемственность й межпредметная связь. 3. Принцип единства рационального и эмоционального. В соответствии с этим 4. Принцип единства предметно-ориентированного и личностно-ориентиро-ванного обучения психологии. Психология как учебный предмет имеет большую специфику но сравнению со всеми другими дисциплинами. С одной стороны, это наука, которая имеет свое объективное предметное содержание, так же как другие естественные и гуманитарные науки. Поэтому она должна изучаться объективно и беспристрастно. С другой стороны, предмет этой науки личностно значим для каждого студента, учащегося. Поэтому у них возникает потребность отнести получаемые знания к себе, применить их с целью самопознания. В связи с этим психология привлекает большое внимание и интерес-учащихся, желающих с ее помощью разобраться в себе. Соблюдение принципа единства в этом отношении означает сохранение необходимого баланса предметно-ориентированного и личностно-ориентированного содержания на занятиях по психологии. Этот принцип должен соблюдаться при обучении психологии как общеобразовательному предмету. При изучении отдельных психологических дисциплин акценты могут расставляться иначе. 5. Принцип единства теоретического и эмпирического знания. Данный принцип является конкретизацией дидактического принципа единства конкретного и абстрактного. В соответствии с этим принципом в преподавании психологии должны оптимально сочетаться, в одной стороны, описание теоретических идей, их логические обоснования и, с другой стороны, конкретные эмпирические факты, на которые они опираются, конкретные примеры, которые их иллюстрируют. К сожалению, порой в учебниках психологии и в лекциях чрезмерно преобладают теоретические рассуждения, не подкрепляемые конкретными фактами и примерами. Другой крайностью может быть чрезмерное увлечение преподавателя описанием интересных психологических исследований, экспериментов, опытов, примеров из области практической психологии без рассмотрения психологической теории, которая лежит в их основе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.89.130 (0.007 с.) |