Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Новые технологии учебной работы в преподавании социологии.

Поиск

Направления инноваций в методах и технологиях преподава­ния социологических дисциплин. Современные аудиовизуальные учебные средства и особенности их использования в преподава­нии социологических дисциплин.

Возможности использования компьютерных технологий в учеб­ном процессе. Принципы построения и использования электрон­ных учебников. Основные направления использования Интернет в преподавании социологии.

Семинар (2 часа)

Вопросы:

1. Методы и методические системы обучения.

2. Современные обучающие технологии.

3.Возможности использования компьютерных технологий в учеб­ном процессе.

4. Принципы построения и использования электрон­ных учебников.

5. Основные направления использования Интернет в преподавании социологии.

 

РАЗДЕЛ II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ­НЫХ ТЕМ КУРСА СОЦИОЛОГИИ

Тема 11. Теоретико-методологические основания социологи­ческой теории.

Особенность преподавания данной темы в курсе социологии. Основания и предпосылки общественной жизни. Особенности построения теоретико-методологического введения в курсе социологии. Методологические принципы построения социологической теории. Роль системного подхода в целостном теоретическом представлении общественной жизни. Особенности из­ложения основных категорий социологии. Природные факторы общественного развития. Категория социального. Общество как со­циальный организм и его морфология.

Построение историко-социологического введения в курсе со­циологии. Современные концепции периодизации и схематизации исторического развития социологии. Этапы развития, научные школы и направления, персоналии. Основные парадигмы социо­логических теорий в разделах программы курса. Эклектика и ди­алектика в заимствовании идей, парадигм, концепций в препода­вании. Особенности использования историко-социологического материала в аргументации, обосновании позиций.

 

Тема 12. Социальные структуры. Социальные нормы и об­щественные институты.

Особенность преподавания данной темы в курсе социологии. Роль структурного подхода в изучении социологии, в исследо­вании социальных процессов. Социальная структура как феномен и категория социологии. Социальные структуры как формы па­мяти, взаимодействия и общения. Концепция символического интеракционизма о структурации форм социальной жизни.

Эволюция и развитие социальных структур. Социальные роли и социальные нормы. Роль знаковой коммуникации в структурации форм общения. Социальные институты. Роль легитимации в фун­кционировании социальных норм и социальных институтов. Ти­пологии социальных структур и социальных институтов. Основные социальные институты современного общества.

Тема 13. Культура в развитии общества и человека.

Особенность преподавания данной темы в курсе социологии. Категория культуры в социологии. Общество как социокультурная система. Роль социокультурного подхода в понимании процессов развития общества и человека. Ценности и культура. Проблемы культурной идентичности и этнокультурного развития. Повседневная и дисциплинарная культура.

Институты культуры: религия, наука, искусство, образование, их роль в развитии цивилизации. Современные средства массо­вой культурной коммуникации и творчества.

Тема 14. Социальные отношения и социальные процессы; фор­мы их регуляции.

Особенность преподавания данной темы в курсе социологии. Соотношение статики и динамики в социальных явлениях. Социальные отношения и интересы. Социально-групповая струк­тура общества. Понятие группы. Соотношение группы и инсти­тута. Механизмы и факторы образования групп. Виды групп. Групповая и межгрупповая динамика.

Коллектив как социальная группа. Особенности функциони­рования коллективов в различных сферах и институтах общества. Группы как единицы анализа и выборки в эмпирическом соци­ологическом исследовании.

Особенности социальных процессов и их типология. Формы саморегуляции и целенаправленной регуляции социальных про­цессов. Организация и управление социальными процессами. Структура и виды социальных организаций. Функции и фазы управления. Современные практики организационно-управлен­ческой, информационной деятельности. Менеджмент. Управлен­ческое консультирование. Инновационные процессы и инновационная деятельность. Типы, формы и стадии инновации.

Солидарные и конфликтные отношения и интересы. Типы кон­фликтов, преодоление конфликтных ситуаций. Управление кон­фликтами в организации, в социальном управлении.

Тема 15. Методология и методика социологического исследо­вания.

Особенность преподавания данной темы в курсе социологии. Исследование как форма научной деятельности. Принципы орга­низации социологического исследования. Единство теоретичес­кого и эмпирического в социологическом исследовании. Програм­ма социологического исследования. Методы сбора и анализа эмпирической информации. Измерение социальных процессов. Выборочный метод в социологическом исследовании. Организа­ция социологического исследования.

Особенности социальных проблем и способы их выявления. Комплексный подход в анализе и решении социальных проблем и роль социолога. Виды социоинженерной деятельности.

Моделирование социальных процессов. Формы и принципы диагностики, прогнозирования и проектирования социальных процессов, систем, управленческих стратегий. Построение мони­торинга социальных процессов.

Организация социологической исследовательской практики студентов.

Тема 16. Семинар-практикум: «Я провожу занятие» (6 часов)

Семинар-практикум проводится по заранее выполненной контрольной работе.

Каждый студент(ка) представляет разработанный лекционный материал и план (сценарий) семинара по теме определенной преподавателем.

По два студента(ки) проводят анализ представленный дидактический материал, выбор организационной формы обучения и методики преподавания На последнем часе семинара-практикума подводится итог с выставлением оценки за выполненную контрольную работу.

 

 

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Укажите особенности образа жизни и профессиональной работы преподавателя.

2. В каких учебных заведениях преподают социологию, какое место она занимает среди гуманитарных и обществоведческих наук?

3. Охарактеризуйте основные направления работы преподавателя. Какую роль среди них выполняет методическое направление?

4. Раскройте понятия «методика», «методический подход».

5. Перечислите основные нормативные документы, регламентирующие учебный процесс в вузе и охарактеризуйте их роль.

6. Что такое образовательный стандарт? Какие функции выполняет учебный план?

7. Каково предназначение программы учебной дисциплины?

8. Какова структура учебной программы?

9. В чем вы видите различие, достоинства и недостатки подхо­дов к построению курса общей социологии: исторического, тео­ретико-концептуального, теоретико-парадигмального, методоло­гического, культурно-просветительного?

10. Составьте тематический план и программу учебного курса по социологической дисциплине (дисциплина по выбору).

11. Какие методические требования предъявляются к учебни­ку и учебному пособию?

12. Раскройте возможности использования в курсе социологии аудиовизуальных учебных средств.

13. В каких формах возможно использования историко-социологического материала в курсе социологии?

14. Как правильно цитировать источники в преподавании?

15. Какие требования предъявляются к электронному учебнику?

16. Какими возможностями располагает компьютерные техно­логии организации учебного процесса?

17. Роль риторики и гомилетики в ораторском искусстве? Что такое пафос, логос и этос? Назовите примеры отсутствия пафоса, логоса и этоса в публичной речи.

18. Раскройте физиологические особенности голоса и речевой деятельности. Какие методические требования предъявляются к речевой гимнастике?

19. Что собой представляет лекция как форма обучения? Ког­да она возникла, и ее основное предназначение?

20. Какие типы лекций знаете и в чем видите их особенности?

21. Приведите примеры удачного и неудачного общения лек­тора с аудиторией? Охарактеризуйте их.

22. Какую методическую функцию выполняет в учебном про­цессе семинарское занятие? Как оно соотносится с другими фор­мами технологиями обучения?

23. Охарактеризуйте особенности форм семинарского занятия: беседа, дискуссия, коллоквиум, игровые технологии, опрос, конт­рольная работа.

24. Проведите сравнение лекции и семинара как форм учебной работы? Приведите примеры удачного и неудачного семинарско­го занятия. Охарактеризуйте их.

25. Какие методы, технологии ведения групповой дискуссии вам известны? В чем особенность игротехнических технологий групповой дискуссии?

26. Составьте план семинарского занятия с указанием его те­матического методического плана.

27. Как студенту готовиться к семинарскому занятию?

28. Как провести интерактивную телеконференцию с помощью Интернет?

29. Перечислите формы самостоятельной учебной работы сту­дентов. Какова в них роль преподавателя?

30. Какие возможны формы конспектирования учебного мате­риала?

31. Что такое реферат и как его готовить?

32. Как работать над курсовым и дипломным проектом (иссле­дованием)?

33. Чем отличается практикум от семинарских занятий и про­фессиональной практики? Как подготовить практикум по социо­логической дисциплине?

34. Что такое факультативное занятие, и какие методические требования предъявляются к его организации?

35. Перечислите объекты текущего контроля в учебном процес­се и формы их отслеживания.

36. Перечислите формы промежуточного контроля, охаракте­ризуйте их методические особенности.

37. Как составить тесты проверки знаний по учебной дисцип­лине и провести тестирование?

38. Как подготовить и провести контрольную работу?

39. Как использовать собеседование в проверке знаний студентов?

40. Каковы особенности коллоквиума как формы учебного за­нятий?

41. В каких формах могут проходить зачеты и экзамены? Каковы методические требования при организации зачетов и эк­заменов?

42. Что такое мониторинг преподавания учебной дисциплины? Предложите систему индикаторов и форм анализа эффективнос­ти преподавания социологической дисциплины?

43. Какие методологические и методические задачи решают «Введение» или «Теоретико-методологический раздел» в курсе социологии? Что должно составить тематическое содержание это­го раздела? Изложите наиболее важные проблемы, методологи­ческие принципы, основные понятия, необходимые для усвоения студентами содержания этого раздела?

44. Какую роль в преподавании социологии выполняет раздел «Социальные структуры»? Как доходчиво, убедительно изложить концепцию структурации форм социальной жизни и типологию социальных структур.

45. Какая роль отводится в социологии социокультурному под­ходу? Как раскрыть содержание категории культуры в курсе со­циологии?

46. Раскройте значение темы «Социальные отношения и соци­альные процессы; формы их регуляции» в курсе социологии? Ка­кие основные понятия, темы, проблемы необходимы для изложе­ния этого раздела?

47. Какое значение в преподавании курса социологии выпол­няет раздел «Методология и методика социологического иссле­дования"? Что собой представляет социологическое исследование и каковы принципы его организации? Изложите основные мето­ды и этапы социологического исследования. В каких формах учеб­ных занятий оптимально преподавание этого раздела?

48. Как убедительно изложить в курсе социологии направле­ния прикладной социоинженерной деятельности социолога?

 

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

1. Программа курса социологической дисциплины (по выбору).

2. План лекции по социологической дисциплине (по выбору).

3. План семинарского занятия по социологической дисципли­не (по выбору).

4. План занятия практикума по социологической дисциплине (по выбору).

5. Разработка теста проверки знаний студентов по социологи­ческой дисциплине (по выбору).

6. Рецензирование методических достоинств и недостатков учебника по социологической дисциплине (учебник по выбору).

7. Рецензирование методических достоинств и недостатков лек­ции по социологической дисциплине (дисциплина и тема лекции по выбору).

8. Рецензирование методических достоинств и недостатков се­минарского занятия по социологической дисциплине (тема заня­тия и дисциплина по выбору).

9. Учебное пособие по теме в курсе социологической дисцип­лины (дисциплина и тема по выбору).

10. Электронное учебное пособие по теме в курсе социологи­ческой дисциплины (дисциплина и тема по выбору).

11. Методы организации групповой дискуссии в ходе семи­нарского занятия.

12. Развитие техники и искусства публичной речи преподава­теля.

13. Методические рекомендации по организации научно-ис­следовательской работы студентов.

14. Дистанционные формы обучения в преподавании курса со­циологических дисциплин.

15. Модульное обучение: система базисных, содержательных блоков курса

социологии.

16. Процесс педагогического проектирования, как инновационные технологии

обучения: разработка программы и методических средств курса социологии.

17. Методика преподавания социологии: проблематика и связь с педагогикой.

18. Формирование системы педагогической диагностики как мониторинга качества

социологического образования в школе.

19. Социология в профильных классах средней школы: логика построения и

программа курса.

20. Концепция социологического образования в средней школе.

21. Педагогический мониторинг образовательного процесса на занятиях по

социологии как фактор повышения уровня их эффективности и результатов.

22. Образовательная программа: нормативные документы, назначение, задачи и

структура.

23. Поведенческая типология студенческой группы.

24. Технологии формирования баз социологических данных на ПЭВМ.

25. Кибернетические подходы зарубежных специалистов по разработке учебного

курса.

26. Дидактическая модель учебного процесса.

27. Модульно-блочные системы обучения.

28. Мониторинг успешности учащихся и управление их деятельности.

29. Технология проектирования образовательных систем и процессов.

30. Конструкторско-технологическая деятельность преподавателя.

31. Опыт и традиции русской национальной педагогики в методике преподавания социологии в общеобразовательном учреждении.

 

Вопросы к экзамену по курсу «Методика преподавания социологии»

 

1. Особенности преподавательской работы как профессии.

2. Программа как основной методический документ препода­вания учебной дисциплины. Основные требования к разработке учебной программы.

3. Методические особенности построения и принципы пользо­вания учебниками и учебными пособиями.

4. Пафос, логос, этос как основания риторики. Основные пра­вила риторики и гомилетики.

5. Методические средства развития голоса и публичной рече­вой практики.

6. Лекция как форма обучения. Виды лекций и их особенности.

7. Семинарское занятие как форма обучения. Виды семинарс­ких занятий и их особенности.

8. Методические принципы и приемы ведения групповой по­лемики.

9. Типы вопросов, их постановка и обсуждение в ходе дискуссии.

10. Игротехнические технологии в семинарском занятии.

11. Организация интерактивных телеконференций с помощью Интернет.

12. Планирование самостоятельной работы студентов.

13. Методика конспектирования и реферирования учебной и другой литературы.

14. Курсовая и дипломная, магистерская работа: методичес­кие принципы и учебные требования при их организации, прове­дении и защите.

15. Практикум по социологии, его роль, методическое обеспе­чение и формы организации.

16. Особенности методического обеспечения форм факульта­тивных занятий.

17. Формы контроля учебных занятий и аттестации уровня подготовки студентов.

18. Тестирование уровня подготовки студентов по социологи­ческим дисциплинам.

19. Методика организации экзамена и зачета.

20.Методические особенности преподавания теоретико-мето­дологического введения в курс социологии.

21. Методические особенности преподавания раздела «Соци­альные структуры. Социальные нормы. Общественные институты».

22. Методические особенности преподавания раздела «Куль­тура в развитии общества и человека».

23. Методические особенности преподавания раздела «Соци­альные отношения и социальные процессы; формы их регуляции».

24. Методические особенности преподавания раздела «Мето­дология и методика социологического исследования».

25. Приемы устного и письменного опроса по социологии в школе.

26. Средства наглядности на занятиях по социологии.

27. Методы диагностики знаний учащихся по социологии.

28. Реферат, доклад и контрольная работа по социологии.

29. Тесты, социологические турниры и учебные кроссворды: методика их применения.

30. Курс социологии в средней школе, логика его построения. Межпредметные связи.

31. Программа курса социологической дисциплины: её роль, основные элементы и порядок составления (на примере одной из социологических дисциплин).

32. Лекция по социологической дисциплине. Примерный план лекции по одной из социологических дисциплин.

33. Семинарское занятие по социологической дисциплине. Примерный план семинарского занятия по одной из социологических дисциплин.

34. Социологический практикум.

35. Методика проведения урока по социологии в школе (тема по выбору).

36. Дидактическая модель и структура содержания учебного предмета «Социология».

37. Особенности и система социологического образования.

38. Учебные игры и методика их проведения на занятиях по социологии.

39. Учебные технологии: понятие, виды.

40. Методика проведения практикума, практического занятия по социологии.

41. Формы и методы контроля и аттестации уровня подготовки учащихся. Методика проведения экзамена и зачета.

42. Роль принципов обучения в учебном процессе.

43. Реализация дидактических принципов в учебном процессе.

44. Психолого-дидактическая характеристика методов обучения.

45. Связь методов обучения с содержанием учебного материала.

46. Современные методы обучения, возможность их использования в преподавании социологии.

47. Организационные формы обучения, их система и функции. Общие, внешние и внутренние формы обучения, их классификация и отличие.

48. Современное понимание сущности и структуры обучения.

49. Процесс обучения как система. Законы и закономерности обучения.

50. Принципы обучения: понятие, система и ее интегративные характеристики.

51. Метод как многомерное явление. Сущность, понятие о методах и приемах обучения.

52. Современные методы обучения. Классификация методов обучения и их выбор.

53. Содержание основных методов обучения, их применение к предмету «социология».

54. Государственный образовательный стандарт курса социологии, его отражение в учебной литературе.

55. Классификация источников информации по социологии.

56. Контрольные вопросы, тесты, социологический турнир и учебный кроссворд, методика их применения.

57. Методы самостоятельного приобретения знаний.

58. Разработка тестового задания и обработка их результатов.

59. Средства наглядности – фактор повышения познавательной активности обучаемого на уроках по социологии.

60. Методика преподавания, ее связь с педагогикой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.209 (0.014 с.)