Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Новые технологии учебной работы в преподавании социологии.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Направления инноваций в методах и технологиях преподавания социологических дисциплин. Современные аудиовизуальные учебные средства и особенности их использования в преподавании социологических дисциплин. Возможности использования компьютерных технологий в учебном процессе. Принципы построения и использования электронных учебников. Основные направления использования Интернет в преподавании социологии. Семинар (2 часа) Вопросы: 1. Методы и методические системы обучения. 2. Современные обучающие технологии. 3.Возможности использования компьютерных технологий в учебном процессе. 4. Принципы построения и использования электронных учебников. 5. Основные направления использования Интернет в преподавании социологии.
РАЗДЕЛ II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВНЫХ ТЕМ КУРСА СОЦИОЛОГИИ Тема 11. Теоретико-методологические основания социологической теории. Особенность преподавания данной темы в курсе социологии. Основания и предпосылки общественной жизни. Особенности построения теоретико-методологического введения в курсе социологии. Методологические принципы построения социологической теории. Роль системного подхода в целостном теоретическом представлении общественной жизни. Особенности изложения основных категорий социологии. Природные факторы общественного развития. Категория социального. Общество как социальный организм и его морфология. Построение историко-социологического введения в курсе социологии. Современные концепции периодизации и схематизации исторического развития социологии. Этапы развития, научные школы и направления, персоналии. Основные парадигмы социологических теорий в разделах программы курса. Эклектика и диалектика в заимствовании идей, парадигм, концепций в преподавании. Особенности использования историко-социологического материала в аргументации, обосновании позиций.
Тема 12. Социальные структуры. Социальные нормы и общественные институты. Особенность преподавания данной темы в курсе социологии. Роль структурного подхода в изучении социологии, в исследовании социальных процессов. Социальная структура как феномен и категория социологии. Социальные структуры как формы памяти, взаимодействия и общения. Концепция символического интеракционизма о структурации форм социальной жизни. Эволюция и развитие социальных структур. Социальные роли и социальные нормы. Роль знаковой коммуникации в структурации форм общения. Социальные институты. Роль легитимации в функционировании социальных норм и социальных институтов. Типологии социальных структур и социальных институтов. Основные социальные институты современного общества. Тема 13. Культура в развитии общества и человека. Особенность преподавания данной темы в курсе социологии. Категория культуры в социологии. Общество как социокультурная система. Роль социокультурного подхода в понимании процессов развития общества и человека. Ценности и культура. Проблемы культурной идентичности и этнокультурного развития. Повседневная и дисциплинарная культура. Институты культуры: религия, наука, искусство, образование, их роль в развитии цивилизации. Современные средства массовой культурной коммуникации и творчества. Тема 14. Социальные отношения и социальные процессы; формы их регуляции. Особенность преподавания данной темы в курсе социологии. Соотношение статики и динамики в социальных явлениях. Социальные отношения и интересы. Социально-групповая структура общества. Понятие группы. Соотношение группы и института. Механизмы и факторы образования групп. Виды групп. Групповая и межгрупповая динамика. Коллектив как социальная группа. Особенности функционирования коллективов в различных сферах и институтах общества. Группы как единицы анализа и выборки в эмпирическом социологическом исследовании. Особенности социальных процессов и их типология. Формы саморегуляции и целенаправленной регуляции социальных процессов. Организация и управление социальными процессами. Структура и виды социальных организаций. Функции и фазы управления. Современные практики организационно-управленческой, информационной деятельности. Менеджмент. Управленческое консультирование. Инновационные процессы и инновационная деятельность. Типы, формы и стадии инновации. Солидарные и конфликтные отношения и интересы. Типы конфликтов, преодоление конфликтных ситуаций. Управление конфликтами в организации, в социальном управлении. Тема 15. Методология и методика социологического исследования. Особенность преподавания данной темы в курсе социологии. Исследование как форма научной деятельности. Принципы организации социологического исследования. Единство теоретического и эмпирического в социологическом исследовании. Программа социологического исследования. Методы сбора и анализа эмпирической информации. Измерение социальных процессов. Выборочный метод в социологическом исследовании. Организация социологического исследования. Особенности социальных проблем и способы их выявления. Комплексный подход в анализе и решении социальных проблем и роль социолога. Виды социоинженерной деятельности. Моделирование социальных процессов. Формы и принципы диагностики, прогнозирования и проектирования социальных процессов, систем, управленческих стратегий. Построение мониторинга социальных процессов. Организация социологической исследовательской практики студентов. Тема 16. Семинар-практикум: «Я провожу занятие» (6 часов) Семинар-практикум проводится по заранее выполненной контрольной работе. Каждый студент(ка) представляет разработанный лекционный материал и план (сценарий) семинара по теме определенной преподавателем. По два студента(ки) проводят анализ представленный дидактический материал, выбор организационной формы обучения и методики преподавания На последнем часе семинара-практикума подводится итог с выставлением оценки за выполненную контрольную работу.
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы 1. Укажите особенности образа жизни и профессиональной работы преподавателя. 2. В каких учебных заведениях преподают социологию, какое место она занимает среди гуманитарных и обществоведческих наук? 3. Охарактеризуйте основные направления работы преподавателя. Какую роль среди них выполняет методическое направление? 4. Раскройте понятия «методика», «методический подход». 5. Перечислите основные нормативные документы, регламентирующие учебный процесс в вузе и охарактеризуйте их роль. 6. Что такое образовательный стандарт? Какие функции выполняет учебный план? 7. Каково предназначение программы учебной дисциплины? 8. Какова структура учебной программы? 9. В чем вы видите различие, достоинства и недостатки подходов к построению курса общей социологии: исторического, теоретико-концептуального, теоретико-парадигмального, методологического, культурно-просветительного? 10. Составьте тематический план и программу учебного курса по социологической дисциплине (дисциплина по выбору). 11. Какие методические требования предъявляются к учебнику и учебному пособию? 12. Раскройте возможности использования в курсе социологии аудиовизуальных учебных средств. 13. В каких формах возможно использования историко-социологического материала в курсе социологии? 14. Как правильно цитировать источники в преподавании? 15. Какие требования предъявляются к электронному учебнику? 16. Какими возможностями располагает компьютерные технологии организации учебного процесса? 17. Роль риторики и гомилетики в ораторском искусстве? Что такое пафос, логос и этос? Назовите примеры отсутствия пафоса, логоса и этоса в публичной речи. 18. Раскройте физиологические особенности голоса и речевой деятельности. Какие методические требования предъявляются к речевой гимнастике? 19. Что собой представляет лекция как форма обучения? Когда она возникла, и ее основное предназначение? 20. Какие типы лекций знаете и в чем видите их особенности? 21. Приведите примеры удачного и неудачного общения лектора с аудиторией? Охарактеризуйте их. 22. Какую методическую функцию выполняет в учебном процессе семинарское занятие? Как оно соотносится с другими формами технологиями обучения? 23. Охарактеризуйте особенности форм семинарского занятия: беседа, дискуссия, коллоквиум, игровые технологии, опрос, контрольная работа. 24. Проведите сравнение лекции и семинара как форм учебной работы? Приведите примеры удачного и неудачного семинарского занятия. Охарактеризуйте их. 25. Какие методы, технологии ведения групповой дискуссии вам известны? В чем особенность игротехнических технологий групповой дискуссии? 26. Составьте план семинарского занятия с указанием его тематического методического плана. 27. Как студенту готовиться к семинарскому занятию? 28. Как провести интерактивную телеконференцию с помощью Интернет? 29. Перечислите формы самостоятельной учебной работы студентов. Какова в них роль преподавателя? 30. Какие возможны формы конспектирования учебного материала? 31. Что такое реферат и как его готовить? 32. Как работать над курсовым и дипломным проектом (исследованием)? 33. Чем отличается практикум от семинарских занятий и профессиональной практики? Как подготовить практикум по социологической дисциплине? 34. Что такое факультативное занятие, и какие методические требования предъявляются к его организации? 35. Перечислите объекты текущего контроля в учебном процессе и формы их отслеживания. 36. Перечислите формы промежуточного контроля, охарактеризуйте их методические особенности. 37. Как составить тесты проверки знаний по учебной дисциплине и провести тестирование? 38. Как подготовить и провести контрольную работу? 39. Как использовать собеседование в проверке знаний студентов? 40. Каковы особенности коллоквиума как формы учебного занятий? 41. В каких формах могут проходить зачеты и экзамены? Каковы методические требования при организации зачетов и экзаменов? 42. Что такое мониторинг преподавания учебной дисциплины? Предложите систему индикаторов и форм анализа эффективности преподавания социологической дисциплины? 43. Какие методологические и методические задачи решают «Введение» или «Теоретико-методологический раздел» в курсе социологии? Что должно составить тематическое содержание этого раздела? Изложите наиболее важные проблемы, методологические принципы, основные понятия, необходимые для усвоения студентами содержания этого раздела? 44. Какую роль в преподавании социологии выполняет раздел «Социальные структуры»? Как доходчиво, убедительно изложить концепцию структурации форм социальной жизни и типологию социальных структур. 45. Какая роль отводится в социологии социокультурному подходу? Как раскрыть содержание категории культуры в курсе социологии? 46. Раскройте значение темы «Социальные отношения и социальные процессы; формы их регуляции» в курсе социологии? Какие основные понятия, темы, проблемы необходимы для изложения этого раздела? 47. Какое значение в преподавании курса социологии выполняет раздел «Методология и методика социологического исследования"? Что собой представляет социологическое исследование и каковы принципы его организации? Изложите основные методы и этапы социологического исследования. В каких формах учебных занятий оптимально преподавание этого раздела? 48. Как убедительно изложить в курсе социологии направления прикладной социоинженерной деятельности социолога?
Примерная тематика рефератов, курсовых работ 1. Программа курса социологической дисциплины (по выбору). 2. План лекции по социологической дисциплине (по выбору). 3. План семинарского занятия по социологической дисциплине (по выбору). 4. План занятия практикума по социологической дисциплине (по выбору). 5. Разработка теста проверки знаний студентов по социологической дисциплине (по выбору). 6. Рецензирование методических достоинств и недостатков учебника по социологической дисциплине (учебник по выбору). 7. Рецензирование методических достоинств и недостатков лекции по социологической дисциплине (дисциплина и тема лекции по выбору). 8. Рецензирование методических достоинств и недостатков семинарского занятия по социологической дисциплине (тема занятия и дисциплина по выбору). 9. Учебное пособие по теме в курсе социологической дисциплины (дисциплина и тема по выбору). 10. Электронное учебное пособие по теме в курсе социологической дисциплины (дисциплина и тема по выбору). 11. Методы организации групповой дискуссии в ходе семинарского занятия. 12. Развитие техники и искусства публичной речи преподавателя. 13. Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы студентов. 14. Дистанционные формы обучения в преподавании курса социологических дисциплин. 15. Модульное обучение: система базисных, содержательных блоков курса социологии. 16. Процесс педагогического проектирования, как инновационные технологии обучения: разработка программы и методических средств курса социологии. 17. Методика преподавания социологии: проблематика и связь с педагогикой. 18. Формирование системы педагогической диагностики как мониторинга качества социологического образования в школе. 19. Социология в профильных классах средней школы: логика построения и программа курса. 20. Концепция социологического образования в средней школе. 21. Педагогический мониторинг образовательного процесса на занятиях по социологии как фактор повышения уровня их эффективности и результатов. 22. Образовательная программа: нормативные документы, назначение, задачи и структура. 23. Поведенческая типология студенческой группы. 24. Технологии формирования баз социологических данных на ПЭВМ. 25. Кибернетические подходы зарубежных специалистов по разработке учебного курса. 26. Дидактическая модель учебного процесса. 27. Модульно-блочные системы обучения. 28. Мониторинг успешности учащихся и управление их деятельности. 29. Технология проектирования образовательных систем и процессов. 30. Конструкторско-технологическая деятельность преподавателя. 31. Опыт и традиции русской национальной педагогики в методике преподавания социологии в общеобразовательном учреждении.
Вопросы к экзамену по курсу «Методика преподавания социологии»
1. Особенности преподавательской работы как профессии. 2. Программа как основной методический документ преподавания учебной дисциплины. Основные требования к разработке учебной программы. 3. Методические особенности построения и принципы пользования учебниками и учебными пособиями. 4. Пафос, логос, этос как основания риторики. Основные правила риторики и гомилетики. 5. Методические средства развития голоса и публичной речевой практики. 6. Лекция как форма обучения. Виды лекций и их особенности. 7. Семинарское занятие как форма обучения. Виды семинарских занятий и их особенности. 8. Методические принципы и приемы ведения групповой полемики. 9. Типы вопросов, их постановка и обсуждение в ходе дискуссии. 10. Игротехнические технологии в семинарском занятии. 11. Организация интерактивных телеконференций с помощью Интернет. 12. Планирование самостоятельной работы студентов. 13. Методика конспектирования и реферирования учебной и другой литературы. 14. Курсовая и дипломная, магистерская работа: методические принципы и учебные требования при их организации, проведении и защите. 15. Практикум по социологии, его роль, методическое обеспечение и формы организации. 16. Особенности методического обеспечения форм факультативных занятий. 17. Формы контроля учебных занятий и аттестации уровня подготовки студентов. 18. Тестирование уровня подготовки студентов по социологическим дисциплинам. 19. Методика организации экзамена и зачета. 20.Методические особенности преподавания теоретико-методологического введения в курс социологии. 21. Методические особенности преподавания раздела «Социальные структуры. Социальные нормы. Общественные институты». 22. Методические особенности преподавания раздела «Культура в развитии общества и человека». 23. Методические особенности преподавания раздела «Социальные отношения и социальные процессы; формы их регуляции». 24. Методические особенности преподавания раздела «Методология и методика социологического исследования». 25. Приемы устного и письменного опроса по социологии в школе. 26. Средства наглядности на занятиях по социологии. 27. Методы диагностики знаний учащихся по социологии. 28. Реферат, доклад и контрольная работа по социологии. 29. Тесты, социологические турниры и учебные кроссворды: методика их применения. 30. Курс социологии в средней школе, логика его построения. Межпредметные связи. 31. Программа курса социологической дисциплины: её роль, основные элементы и порядок составления (на примере одной из социологических дисциплин). 32. Лекция по социологической дисциплине. Примерный план лекции по одной из социологических дисциплин. 33. Семинарское занятие по социологической дисциплине. Примерный план семинарского занятия по одной из социологических дисциплин. 34. Социологический практикум. 35. Методика проведения урока по социологии в школе (тема по выбору). 36. Дидактическая модель и структура содержания учебного предмета «Социология». 37. Особенности и система социологического образования. 38. Учебные игры и методика их проведения на занятиях по социологии. 39. Учебные технологии: понятие, виды. 40. Методика проведения практикума, практического занятия по социологии. 41. Формы и методы контроля и аттестации уровня подготовки учащихся. Методика проведения экзамена и зачета. 42. Роль принципов обучения в учебном процессе. 43. Реализация дидактических принципов в учебном процессе. 44. Психолого-дидактическая характеристика методов обучения. 45. Связь методов обучения с содержанием учебного материала. 46. Современные методы обучения, возможность их использования в преподавании социологии. 47. Организационные формы обучения, их система и функции. Общие, внешние и внутренние формы обучения, их классификация и отличие. 48. Современное понимание сущности и структуры обучения. 49. Процесс обучения как система. Законы и закономерности обучения. 50. Принципы обучения: понятие, система и ее интегративные характеристики. 51. Метод как многомерное явление. Сущность, понятие о методах и приемах обучения. 52. Современные методы обучения. Классификация методов обучения и их выбор. 53. Содержание основных методов обучения, их применение к предмету «социология». 54. Государственный образовательный стандарт курса социологии, его отражение в учебной литературе. 55. Классификация источников информации по социологии. 56. Контрольные вопросы, тесты, социологический турнир и учебный кроссворд, методика их применения. 57. Методы самостоятельного приобретения знаний. 58. Разработка тестового задания и обработка их результатов. 59. Средства наглядности – фактор повышения познавательной активности обучаемого на уроках по социологии. 60. Методика преподавания, ее связь с педагогикой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.53 (0.012 с.) |