Тренинг – метод интерактивного обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренинг – метод интерактивного обучения.



Тренинг — один из видов интерактивного обучения (то есть с активным включением в работу обучаемых). Тренинги, как правило, включают в себя ролевые игры, командную / групповую работу, выполнение практических заданий, мозговые штурмы и некоторый объем информации, который дается обычно с использованием эвристической методики (методика, при которой обучаемый «сам» при помощи преподавателя «выводит» какое-то правило или метод).

Тренинг — это форма обучения, которая построена на взаимодействии, на поиске актуального знания: главное отличие тренинга от лекции или семинара заключается в том, что в нем работают знания, умения и тренера, и группы. Каждый участник является источником примеров, с которыми можно поработать, способов решения сложных задач, каждый имеет возможность получить так называемую «обратную связь» от других участников. В тренинге обучение происходит через модели, игры, упражнения, то есть в (почти реальной) ситуации научения. Причем корпоративный тренинг максимально конкретен, иначе это либо не тренинг, либо плохой тренинг. Направленность корпоративного обучения функциональна: его задача — поддержать и повысить результативность организации.

Тренер — это, по сути, универсальный преподаватель, который в зависимости от темы тренинга, аудитории (пол, возраст, ранг, количество участников), условий проведения выбирает методы работы и виртуозно демонстрирует различные виды обучения. Однако здесь ему трудно избежать ошибок. К сожалению, самой распространенной ошибкой является перенос психотерапевтического подхода и методик проведения психологических тренингов в бизнес-тренинги. Некоторые тренеры зачастую упускают из виду, что бизнес-тренинги в организациях ориентированы не на то, чтобы воспитывать, лечить и учит участников. В связи с этим неудивительно, что современные требования к тренерам часто подразумевают «отсутствие опыта работы психологом, проведения психологических тренингов». (Те, кто составляют резюме, могут взять этот факт себе на заметку: отдельные работодатели, которые увидят в графе «Опыт работы» вашего резюме информацию о том, что вы вели тренинги личностного роста и т. д., посчитают это, скорее, вашим минусом, нежели плюсом.)

Методы экспериментальной и дифференциальной психологии.

Методы обучения, основанные на практико-ориентированных технологиях личностного роста

Виды практических методов обучения психологии.

Практические методы предполагают практическую деятельность учащихся (студентов), направленную на усвоение знаний, умений и навыков. К этой группе относятся такие методы, при использовании которых учащиеся не только слушают (как при словесных методах), смотрят (как при наглядных методах), но также выполняют определенные познавательные действия, направленные на решение учебных задач. В преподавании психологии к ним относятся:

1. лабораторные работы, моделирующие психологические эксперименты;

2. выполнение психодиагностических заданий, в частности психологических тестов;

3. решение психологических задач;

4. упражнения;

5. групповая дискуссия;

6. дидактические и деловые игры, имитирующие изучаемые процессы.

Эти методы используются по-разному в зависимости от того, какие учебные цели они преследуют.

Лабораторные работы как модели психологических экспериментов могут проводиться для того, чтобы: 1) на практике продемонстрировать студентам определенные психологические закономерности или 2) для того, чтобы освоить методику психологического эксперимента. Для решения первой задачи они могут проводиться в рамках любых образовательных программ. Главное, чтобы студенты убедились в реальности данной зависимости или закономерности. Для решения второй задачи лабораторные работы проводятся в рамках подготовки специалистов-психологов. В этом случае особое внимание уделяется профессионально грамотной организации проведения эксперимента, а также правильному оформлению результатов эксперимента с точки зрения методологии психологического исследования.

Психологические тесты могут проводиться для освоения психодиагностических умений или в целях самопознания. При этом важен тщательный подбор и уместное использование тестов в зависимости от целей обучения психологии

На занятиях со студентами других специальностей и школьниками нельзя использовать тесты первого типа по причине недостаточной подготовленности учащихся и, следовательно, дидактической нецелесообразности. Тесты второго типа очень уместны и полезны, поскольку ведущими дидактическими задачами преподавания психологии являются общее знакомство с методами и самопознание. Прикладные психологические тесты представляют ценность в рамках программ высшего профессионального образования.

Тесты 4-го типа — развлекательного — нецелесообразно использовать на занятиях по психологии (это допускается только в виде исключения); в противном случае у студентов и школьников может сложиться впечатление, что это и есть методы психологической науки и практики.

Решение психологических задач может быть направлено на закрепление теоретических знаний или на применение этих знаний для решения практических задач. Это могут быть задачи на установление соответствия между теоретическими понятиями и закономерностями и примерами их использования; задачи по психологическому анализу поведения литературных героев или известных людей; задачи по психологическому анализу частных жизненных или учебных ситуаций.

Упражнения дают студентам возможность формирования умений и навыков исследовательской работы: в применении определенных методов математической статистики или практической психологической работы, например в усвоении консультационных умений (Практикум по общей психологии, 1979; Турусова, 1994; Регуш, 1996; Климов, 1999). Упражнения могут использоваться также для достижения развивающих целей.

Групповая дискуссия и деловая игра как практические методы в преподавании психологии направлены на освоение соответствующих коммуникативных или профессиональных умений. Они могут проводиться в группах студентов-психологов при изучении таких дисциплин, как основы психологического консультирования, психология семьи, психология труда и организационная психология. Эти методы представляют ценность также для других профессиональных программ высшего образования.

Рассмотренные выше практические методы обычно используются в рамках лабораторных и практических занятий.

Метод мозговой атаки.

Мозговой штурм.

Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) -- оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1) Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале второго этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2) Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

a) Главное -- количество идей. Не делайте никаких ограничений.

b) Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

c) Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

d) Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3) Группировка, отбор и оценка идей.

Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 982; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.108.168 (0.007 с.)