Психологические основы дидактической системы К.Д. Ушинского



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические основы дидактической системы К.Д. Ушинского



В своей дидактической системе К.Д. Ушинский отталкивался от психологической трактовки возрастных периодов развития ребёнка. Ушинский характеризовал отдельные возрастные периоды в связи с рассмотрением "истории различных душевных процессов", в которых проявляется сознание.

Основной закон детской природы К.Д. Ушинский видел в том, что "... дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью", и делал вывод: "... чем моложе возраст, тем более требует он разнообразия деятельности...".

Опираясь на психологические исследования К.Д. Ушинский считал важным своевременность начала обучения. Начиная с первого года обучения К.Д. Ушинский рекомендовал уделять особое внимание развитию логического мышления у детей.

В теснейшей связи с рассудочным процессом находится воля. К.Д. Ушинский подчеркивал, что вообще весь процесс обучения является волевым процессом, не все в учении интересно и многое надо будет "взять силою воли", а волю необходимо воспитывать.

К.Д. Ушинский отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у него недостаточны опыт и знания, не развито логическое мышление. Но К.Д. Ушинский правильно указывал, что воображение ребенка и беднее и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека. Характерной чертой детства является разорванность верениц представлений, быстрота перехода от одного порядка мысли к другому.

В своей психологической составляющей своей дидактической системы К.Д. Ушинский считал фундаментальной категорией "полурефлексы", к которым относилось все многообразие навыков и привычек. Обращение к этой категории позволяло рассматривать активность сознания (души) как фактор, действующий соответственно возможностям преобразуемого под его влиянием организма. К усвоенным рефлексам как результатам воспитания Ушинский относил привычки. Благодаря им ребенок приобретает способности, которых он не имел от природы.

Большое внимание К.Д. Ушинский уделял развитию психики в различные возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных "параметров" его жизнедеятельности.

Так, период отрочества К.Д. Ушинский называет учебным периодом: "Период отрочества ребенка, начиная от 6 или 7 лет до 14 и 15, можно назвать периодом самой сильной работы механической памяти.

При этом юность К.Д. Ушинский называет основным периодом в истории воображения: Мы считаем период в жизни человеческой от 16 до 22-23 лет самым решительным" [8].

4. Условия, методы, приёмы и организационные формы обучения в дидактической системе К.Д. Ушинского

По мнению К.Д. Ушинского, обучение как специфическая форма процесса познания имеет свою логическую структуру:

· 1-я ступень - познание на стадии чувственного восприятия (ощущения, представления). Учитель должен способствовать накоплению учащимися материала, учить их наблюдать

· 2-я ступень - познание на стадии рассудочного процесса (понятия и суждения). Учитель учит сравнивать, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, умозаключения.

· 3-я ступень - идейное (разумное) познания, формирование самосознания, мировоззрения. Учитель приводит в систему знания, способствует формированию мировоззрения.

· 4-я ступень - освоение приобретенных знаний, их закрепление.

При этом К.Д. Ушинский придавал огромное значение речи в рассудочной и идейной обработке материалов познания.

Дидактический метод Ушинского позволяет сочетать развивающее влияние системы знаний и влияние активной познавательной деятельности учащихся, он обеспечивает развитие мышления учащихся, как в формальных отношениях, так и со стороны содержания. Дидактический метод Ушинского обеспечивает гармоничное единство и взаимосвязь процесса развития познавательных сил и способностей ребенка и вооружение его знанием основ наук.

В рамках своей дидактической концепции К.Д. Ушинский сформулировал следующие "необходимые условия преподавания":

· своевременность начала преподавания;

· постепенность преподавания;

· органичность преподавания;

· постоянство воздействия на учеников;

· твердость и ясность усвоения;

· отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости учения;

· положительное нравственное влияние и жизненная полезность усваиваемых знаний;

· самодеятельность учащихся.

К.Д. Ушинский был противником догматического преподавания, которое влекло за собой, как он считал, механическое, бессмысленное заучивание. В период засилья догматических методов обучения дидактическая концепция Ушинского была пронизана идеями развития ученика как личности, воспитания у него мыслительных способностей.

К.Д. Ушинский приветствовал такие методы преподавания, которые "... заставляют работать разом целый класс... и имеют главной целью ... чтобы дети ... собственным опытом и мышлением открывали правила". Методы обучения, утверждал педагог, должны будить самостоятельную мысль детей, развивать самостоятельность в учебной работе, интерес к изучаемому

В программе дидактики Ушинский указывает на два главных метода преподавания и изучения: метод синтетический и аналитический. Сочетание аналитического и синтетического методов обучения, по мнению К.Д. Ушинского, способствует умственной активности учащихся.

Наряду с главными методами преподавания Ушинский различает "приемы преподавания":

· прием догматический, или предлагающий;

· прием сократический, или спрашивающий;

· прием акроматический, или излагающий;

· прием эвристический, или дающий задачи.

Каждый из предложенных приемов имеет значение в развитии мышления учащихся. Все они, сочетаясь или соединяясь в преподавании, применяются в каждом классе и на каждом уроке с учётом возраста учащегося и содержания предмета.

К.Д. Ушинский обосновал звуковой, аналитико-синтетический метод обучения грамоте в начальной школе, объяснительное чтение. Им показана необходимость изучения природы и использования ее как средства всестороннего развития личности школьника, воспитания наблюдательности, развития логического мышления, т.к. логика природы - самая доступная и самая полезная логика для детей, и она - "великий наставник человечества".

 

Ушинский выступает против трафарета, схематизма и шаблона в построении урока, формализма, который сковывает творческую инициативу учителей.

 

Им дана типология следующая типология уроков:

· смешанный урок (объяснение и повторение);

· урок устных и практических упражнений;

· урок письменных упражнений;

урок оценки знаний.

Огромное воспитательно-образовательное значение К.Д. Ушинский придавал игре как методу обучения и воспитания. Он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными.

К.Д. Ушинский подчеркивал влияние на содержание детской игры: она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека.

Большое значение в формировании поведения детей имеют общественные игры и их направленность, указывал К.Д. Ушинский: “В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений”.

К.Д.Ушинский возражал против излишнего вмешательства воспитательницы в детскую игру. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности:

К.Д.Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры;

Большое воспитательное значение, указывал К.Д. Ушинский, имеют игрушки.

5. "Родное слово" и другие книги для чтения К.Д. Ушинского как реализация его дидактической концепции

"Родное слово" было разработано как курс элементарного обучения, чтобы помочь ребенку, поступившему в школу, разобраться в тех представлениях, которые им накоплены до школы, проверить, исправить, привести в порядок эти представления и этой работой развить умственные силы ребенка, его наблюдательность, и, таким образом, подготовить его к последующему обучению.

"Родное слово" представляло собой с одной стороны, элементы учебы, с первых дней упражняющие ребенка в наблюдении, анализе и обобщении материала, взятого у естествознания, географии, истории, а с другой стороны, учебник элементарной грамматики, дающих ряд постепенных упражнений, приучающих ребенка к чтению, письму, устной речи, рисованию, черчению и другим навыкам.

Система Монтессори

Цели воспитания.

воспитание дошкольника по системе Монтессори имеет такие цели, как:

1)способствовать выработке координированных

психофизических реакций;

2)развивать не внешние чувства, а через них все психические функции;

3)воспитывать высшие интеллектуальные эмоции, этические, эстетические чувства;

4)развивать речь (владение речевым аппаратом, обогащение запаса слов);

5)развивать навыки и потребности в самостоятельной работе и в самообслуживании в пределах, соответствующих возможностям ребенка.

Условия воспитания.

1. Первое условие, которое ставит Монтессори, - это вещи, предметы. Монтессори огромное внимание в своей системе уделяет вещам, предметам, то есть дидактическому материалу, с помощью которого ребенок самосовершенствуется. В комнате, где идут занятия, не должно быть не одного лишнего предмета, ничего, что отвлекало бы детей. Все вещи должны быть доступны и должны стимулировать интерес заниматься ими.

2. Свобода. Ребенок сам должен выбирать, чем ему заниматься и как долго. Учитель не имеет права вмешиваться в общение ребенка с выбранным предметом, и тем более навязывать свое мнение. По мнению Марии Монтессори, учитель совершает грубую ошибку, если прерывает занятие ребенка. Для ребенка, для его развития здесь важен не результат, а процесс, в ходе которого вырабатывается внимание и память, хотя знания ребенок получает тоже.

3. Подготовка умственных центров в отношении к внешнему предмету, Задача педагога, считает Мария Монтессори , состоит в том, чтобы подготовить ребенка к этому, чтобы он с радостью распахивал свой ум навстречу новым знаниям.

4. Интерес. Это объясняется внутренними склонностями личности, которые в детском возрасте надо развивать, предоставляя ребенку самому выбирать себе сферу деятельности и стимулировать его дальнейшую работу.

Дидактические материалы.

Все материалы можно разделить на группы. Материалы практической жизни учат ребенка быть независимым, помогают приспособиться к жизни в окружающем мире, учат заботиться о себе и ближних. Они призваны научить ребенка выполнять ребенка самые обычные, «бытовые» движения: застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка ботинок, заплетение кос. Надо сказать, что в «Доме ребенка» Монтессори дети себя обслуживали сами, может быть за исключением самых маленьких, которые только учились этому. Также к этой группе можно отнести и те вещи, которые использовались в домашнем обиходе, в работе по саду. Непременным условием Монтессори было, чтобы мебель в комнатах «дома ребенка» была маленькой, устойчивой и легкой, так как ребенок, находясь среди подвижной обстановки, лучше координирует свои движения. Ни одного предмета не должно быть случайного. Каждая вещь должна воспитывать в детях то или иное качество. С этой же целью создается особо организованная обстановка, главный принцип которой – не мешать ребенку в его познавательной деятельности. Ребенок должен иметь возможность легко выбрать себе занятие, поэтому должна быть низкая мебель и открытые полки.

Метод воспитания.

Одним из главных факторов, как уже отмечалось, является свобода. Свобода это одно из главнейших средств воспитания. Но свобода по Монтессори не граничит со вседозволенностью. Воспитатель, роль которого сводится к наблюдению, должен замечать все, что творит ребенок и пресекать дурные поступки в корне. Он должен внушить ребенку, что такое зло, а что добро, но при этом, отмечает Монтессори, ребенок не должен ассоциировать хорошее с неподвижностью, а плохое с двигательной активностью. Но объяснить это нужно не приказом: «Не делай этого!», - а примером, поведением, реакцией на этот проступок окружающих. Принцип наглядности вообще занимает очень большое место в системе Монтессори, и касается всего, что должно составлять процесс воспитания. Новаторство в подходе Монтессори к воспитанию состоит в том, что она отрицает всяческие поощрения и наказания, и это, наверное, единственный случай в педагогике. С наказанием не соглашались многие педагоги, но поощрение, как стимулятор обучения, признавали все. Мария Монтессори отошла от этого, она считала, что главной наградой будет удовлетворение от выполненной хорошо работы, и ребенка к этому надо готовить. Что же касается наказания, то здесь можно привести слова Джуди Йао: «Все как в жизни. Нас с вами никто не наказывает, просто мы делаем неправильный выбор и несем за него ответственность. Надо дать понять ребенку, что у каждого поступка есть свое следствие.

Неправильно держишь нож,– можешь порезаться, пролил воду, стол стал мокрым, и его надо вытереть.»

При том, что главный метод обучения – наблюдение, к уроку предъявляются следующие

требования:

1.Краткость. Лишние слова только отвлекают внимание детей от главного.

2.Простота изложения. Как можно доходчиво изложить «безусловную истину».

3.Объективность. Личность учителя должна исчезнуть, в поле внимания должен остаться лишь тот объект, на который должно быть направлено обучение.

Эти простые требования, тем не менее, требуют повышенного внимания со стороны учителя, который ни на минуту не должен забывать, что его метод – метод наблюдения за самовоспитывающимся ребенком. Воспитание понятие общее, оно складывается из нескольких частных понятий, которые в массе своей и представляют тот процесс, который должен привести нас к конечной цели. Что же вкладывала Мария Монтессори в понятие воспитания?

Моторное воспитание.

Мария Монтессори отмечает полезность гимнастических упражнений, «имеющих целью обеспечить нормальное развитие физиологических движений…».[7] По мнению Монтессори с 3 до 6 лет – самый благоприятный возраст для воспитания с помощью гимнастики. При этом гимнастика касается в основном ходьбы. Ноги у малыша несовершенны по сравнению с туловищем и Монтессори предлагает множество способов развивать их: и маршировка с песнями, и многие из подвижных Фребелевских игр, а также она изобретает множество приспособлений, помогающих улучшить физическое развитие. Особое место следует уделить «Упражнениям обыденной жизни», - по существу это «реализация воспитывающей функции труда по самообслуживанию».[3] Дети учатся делать все сами, они не играют в труд, а трудятся. По мнению Монтессори, именно работа, а не игра формирует личность ребенка.

Для развития простейших навыков Мария Монтессори предлагает специальные приспособления, имитирующие настоящие. Ребенка учат застегивать пуговицы на специальных кусочках кожи, и т.п. Один из важнейших факторов моторного и трудового воспитания - труд на природе. Следуя примеру Фребеля, Монтессори полагает, что у детей должен быть свой сад, где старшие могли бы работать, а младшие просто резвиться.

Сенсорное воспитание.

Период жизни между 3 и 7 годами – период быстрого физического развития. Это время образования различных видов психосенсорной деятельности, когда ребенок воспитывает свои ощущения. Мария Монтессори отдавала ощущениям особую роль в воспитании, а также развитии интеллекта. Она разрабатывает специальную методику сенсорной гимнастики, позволяющей в полной мере «впитать» в себя те запахи, цвета, звуки, которые его будут потом сопровождать всю жизнь. Без сенсорной гимнастики нет первоначальных упражнений интеллекта. Без системы сенсорных упражнений ребенок не научиться сам управлять своим интеллектом.

Основной метод педагогики Марии Монтессори – метод наблюдения, и этот метод, только в более совершенной форме применяется при воспитании ощущений. Методика сенсорной гимнастики Монтессори базируется на характерной черте мышления - умении различать, а различать – это значит группировать. Таким образом, сенсорные упражнения – это упражнения в различении и кл ассификации.[3] Все упражнения по воспитанию ощущений строятся на том, что проводится эксперимент, с помощью соответствующего дидактического материала и затем ожидается непосредственная, самопроизвольная реакция ребенка.[7]

Эти упражнения Монтессори сводила к тому, чтобы ребенок учился различать различные оттенки свойств предметов. Причем, каждое чувство должно воспитываться изолированно, то есть для того, чтобы работать со слухом ребенка, лучше всего погрузить его в темноту, или, проще, завязать ему глаза. Эта изоляция непременное условие метода Монтессори в развитии сенсорных ощущений. Проводилось это таким образом: для начала ребенку давались предметы с резко противоположными свойствами

(например, резко отличающиеся цвета, или гири с разной массой), которые нужно расположить в порядке убывания (или возрастания) этого свойства. Постепенно добавлялись промежуточные оттенки и, когда ребенок достаточно хорошо овладевал и ими, добавлялись мельчайшие нюансы.

Таким образом, Мария Монтессори предлагала воспитывать не только зрение и слух, но и тактильное чувство, барическое, стереогностическое, чувство ритма. Для каждого существовал свой определенный набор дидактического материала. (См. главу «Дидактические материалы») Мария Монтессори подробно описывает разработанные ею материалы по сенсорной гимнастике.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.12.229 (0.011 с.)