Понятие индивид, индивидуальность, личность, субъект, человек. Подходы к понятию «личность» в основных психологических школах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие индивид, индивидуальность, личность, субъект, человек. Подходы к понятию «личность» в основных психологических школах.



ПОНЯТИЕ ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ЧЕЛОВЕК. ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «ЛИЧНОСТЬ» В ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛАХ.

Человек

- биологическое существо(homo sapiens)

- социальное существо

Человек относится к классу млекопитающих.

Признаки:

1.Вертикальный способ передвижения.

2.Наличие особым способом устройства руки.

3.Особое строение мозга – появление сознания.

Нет абстрактного человека, есть конкретный индивид с присущими анатомо-физиологическими особенностями, которые передаются по наследству (внешние и внутренние).

Личность – это сознательный индивид, воспитанный в обществе и усвоивший культуру общества.

Личностью не рождаются, а становятся (процесс социализации).

Социализация – это процесс усвоения и воспроизведения социального опыта.

Личность – категория общественная историч., усваивает исторический опыт.

Л-ть – это социальное существо, включенное в общественные отношения и являющееся деятелем общественного прогресса.

Л-ть – субъект и объект общественных отношений.

Л-ть – субъект деятельности. Л-ть – дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем.

Не личности: душевнобольные, новорожденные, «маугли», но индивиды.

Индивидуальность – это система особенностей.

Индивидуальность: - биологическая

- психологическая

Психологическую индивидуальность определяют биологические особенности, особенности социальной среды.

Каждая сознательная личность индивидуальна. Особую значимость определяет творческая личность.

Л-ть неразрывно связана с обществом.

 

субъект

 

Личность общественные отн-я

 


объект

 

Влияние общества на личность:

1.ЭКОНОМИКА. чем богаче общество, тем больше возможностей развития личности.

2.ПОЛИТИКА, ИДЕОЛОГИЯ. Проводники: средства массовой информации, культура, воспитание.

Всякая л-ть влияет на общество. Особую роль играют исторические лич-ти (писатели, политические лидеры и т.д.)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Константин Константинович Платонов

1-биологически обусловленная; ядро личности; особенности высшей нервной деятельности. От высшей нервной деятельности проявляются типологические свойства личности, н-р: темперамент, который окрашивает психическую деятельность

2-подструктура форм отражения. В каждой личности существуют формы отражать (познавать) окружающий мир. Познавательные процессы: восприятие, память, мыш-е, вооб-е, внимание, речь.

3-подструктура форм опыта: знания, умения, навыки. Что может личность.

4-подструктура направленности (система побуждений, определяющая активность личности). Что хочет человек. Психические категории: цели, потребности (нужда в определенных условиях и средствах существования и развития), мотивы (побуждение к деятельности).

 

 

Зигмунт Фрейд

1-«Оно»-врожденные инстинкты – базовые инстинкты жизни и смерти.

Базовая категория – сексуальные инстинкты.

2- «Я» предстает как организованное начало личности, руководствующееся в своей деятельности принципом реальности, что позволяет ему отчасти контролировать импульсы «Оно» и приводить их в известное соот­ветствие с требованиями внешнего мира.

3-«Супер Эго», «Супер Я» - нормы и правила общества: не убей и т.д. Комплекс совести, моральных черт и норм поведе­ния, которые контролируют действия «Я» и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности в контексте высших социальных чувств

 

МОТИВЫ И ПОТРЕБНОСТИ, ИХ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВИДЫ МОТИВОВ, СОЗНАТЕЛЬНЫЙ И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ МОТИВЫ.

 

Активность есть важнейшее св-во л-ти, проявляющееся в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Источником активности л-ти являются потребности.

ПОТРЕБНОСТЬ индивида – это нужда в определенных условиях и средствах существования и развития.

Потребности бывают:

1.ЕСТЕСТВЕННЫЕ (организменные): еда, теплая одежда.

2.ДУХОВНЫЕ

Все потребности общественно обусловлены, т.е. связаны с обществом и развитием его. Потребности зависят от общества, значит они изменчивы. Меняются и естественные потребности по форме. Удовлетворение потребности связано с социальными нормами.

Потребности активизируют:

- деятельность (практич.)

- деятельность (внутреннюю, умственную)

- мышление, память

- воля

- эмоции

-самопознание, самовоспитание

Потребности активизируют общественный прогресс (н-р: потребность – ч/б телевизор – производство (завод), потребность – цв. телевизор – производство)

Деятельность чел-ка всегда целенаправленна, т.е. есть цель.

Потребности стимулируют деятельность через мотивы.

МОТИВ – это побуждение к деятельности.

Д-ть чел-ка полимотивирована, т.е. много мотивов.

Одна потребность может достигаться через разные мотивы, поэтому результат оценивают через изучение мотивов.

1-й мотив связать

 

Потребность: 2-й: купить – экономить

 

теплая шапка 3-й: занять

 

4-й: в старой

 

5-й: украсть

 

Мотивы могут активизировать и тормозить деятельность.

Виды мотивов:

1 – ОСОЗНАВАЕМЫЕ (контролируются сознанием):

- интересы – познавательная направленность, связанная с положительными эмоциями. Интересы – побудитель познания. Интересы определяются: от свойств субъекта (чел-ка) (его опыта, пола, возраста), от определенных качеств объекта, интересы воспитываются обществом. ВИДЫ: по широте – узкие, широкие; по признаку цели – непосредственные (к самому процессу), апосредованные (к результату); по устойчивости – устойчивые (зрелый чел-к), неустойчивые (юношество – кратковременный); по уровню действенности – активный, пассивный.

- убеждение – это глубокая вера чел-ка (принципы, идеалы, знания, которым он следует в жизни. Убеждение – это знания об окружающем мире, в соответствии с которыми чел-к проявляет активность. Система убеждений образует мировоззрение чел-ка. ВИДЫ УБЕЖДЕНИЙ:

а) научные (доказаны наукой) н-р: земля круглая

б) ненаучные

в) социальные

г) асоциальные (против общества)

д) устойчивые

е) неустойчивые

- стремления – выраженная потребность в таких условиях, которые не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы специальной деятельностью. Стремления могут быть представлены в виде идеальных категорий (мечта, идеал).

2- НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ (не контролируются сознанием)

- установка – неосознаваемое состояние готовности к определенной деятельности. Возникает в результате повторяемости. Установка может быть представлена как внушение (принятие на веру без осмысления)

- влечения – когда личность действует под влиянием неосознанных побуждений или внешних стимулов без учета последствий действий. Влечения – кратковременный мотив, либо угасает, либо переходит в интерес (устойчивый).

 

Предпосылки (задатки) развития.

Биологически обусловлены. Генетическая передача (наследственность и врожденность)

- общечеловеческие: строение мозга, особое строение руки, особое строение тела, позволяющее осуществлять прямохождение.

- индивидуальные: внешность, внутреннее строение органов и систем.

 

ПРИНЦИПЫ В ПОДХОДЕ К ПРОЦЕССУ РАЗВИТИЯ.

6 в. до н.э. Древняя Греция (Гиппократ, Аристотель, Пифагор)

ПИФАГОР

1-от 0 до 20 лет – весна (становление)

2 - 20-40 лет – лето (молодость)

3 – 40-60 лет – осень (расцвет сил)

4 – 60-80 – зима (угасание)

Принцип возрастной периодизации – смена времен года.

В дальнейшем занимались поиском законов (принципов) развития.

Содержание, название периодов, временные границы определялись представлениями авторов о наиболее важных сторонах развития.

Существует множество психологических теорий и возрастной периодизации.

Самая популярная классификация периодизации психического разв-я была предпринята Л.С.Выготским.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПО Л.С.ВЫГОТСКОМУ

Я ГРУППА

Периодизация Л.С.Выготского

По мнению Л.С.Выготского периодизация детства и содержание каждого возрастного периода зависит от конкретных исторических условий жизни реб-ка, социальной обстановки, которые через воспитание и обучение влияют на развитие реб-ка.

Задача общества – передать накопленный культурно-исторический опыт.

Реб-к в процессе активной деятельности этот опыт должен усвоить.

Такая ситуация взаимодействия между обществом (взрослым) и реб-м в конкретных исторических условиях определяется Выготским как СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ребенка.

В каждом возрастном периоде существует своя определенная специфика взаимодействия (передается определенный опыт, определенная деятельность).

Чем выше опыт развития общества, тем длиннее периоды детства. Таким образом одним из основных принципов возратсной периодизации Выготского является принцип историзма: продолжительность детства (периодов развития) зависит от конкретно исторических условий развития общества.

Принцип развития в деятельности.

В каждом возрасте существует своя специфическая деятельность, способная развивать реб-ка. Ведущий вид д-ти – специфическая деятельность.

ВЕДУЩИМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ является та деятельность, которая обладает 3 ПРИЗНАКАМИ:

-она способствует развитию познавательной сферы реб-ка (ощущение, восприятие)

- она способствует развитию личности, личностных новообразований.

- деятельность формирует предпосылки к последующему ВВД.

В результате д-ти на каждом возр. Этапе будут формироваться (появляться) новообразования.

0-1г – младенчество; кризис 1г (литический); новообразование

1-3г – раннее детство; кризис 3-х лет (критический), новообразование

3-7 лет – дошкольное детство, кризис 7 лет (литич.), новообразование

7-12 лет – школьный, кризис 12-13 лет (крит.), новообразование

12-13 – 17 лет – пубертатный возраст, кризис 17 лет (литич.), новообразование.

Продолжает разработку возрастной периодизации Д.Б.Эльконин.

Он подвергает тщательному анализу содержательную сторону деятельности, в итоге приходит к выводу:

1-общественно исторический опыт имеет две стороны (взаимосязаны)

- «МИР ПРЕДМЕТОВ» (ложка, карандаш)

- «МИР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» (общение, традиции)

2-для усвоения данных сторон исторического опыта служит своя специфическая деятельность.

«Мир предметов» помогает осваивать д-ть (по типу) ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНАЯ, «мир взаимодействия» - ОБЩЕНИЕОСНОВНЫЕ ТИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В определенное время д-ть реб-ка, его активность направлена на действия с предметами, объектами окружающего мира, на их познание – этой активности соответствует предметно манипулятивный тип д-ти и в это время очень активно развивается познавательная сфера.

Затем наступает другой период (возраст) направленности реб-ка на изучение мира людей. Ему соответствует общение как вид д-ти и в процессе общения формируется личностная сфера.

В итоге в основе периодизации Д.Б.Элконина лежат 3ПРИНЦИПА:

- ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ

- РАЗВИТИЕ В Д-ТИ

- ПРИНЦИП ЧЕРЕДОВАНИЯ ТИПОВ Д-ТИ И СФЕР ПОЗНАНИЯ.

Коммуникативная

Перцептивная

Интерактивная

Классификация мотивов.

Непосредственно-побуждающие мотивы учебной деятельности Посредственно-побуждающие мотивы учебной деятельности Интеллектуально-побуждающие мотивы
Основаны на эмоциональных проявлениях личности (яркость, новизна, занимательность, привлекательность личности педагога, желание получить награду, похвалу, боязнь положить отрицательную отметку, нежелание быть объектом обсуждения в группе и др.) Основаны на понимании значимости знания вообще и учебного процесса в частности (прикладной характер знаний, связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью, развитое чувство долга, ответственности, ожидание в перспективе получения награды). Основаны на получении удовлетворения от самого процесса познания (интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач).

Условия для поддержания устойчивой мотивации обучения:

· поддержание педагогом умственной самостоятельности и инициативности у обучающегося (через задания, активные методы обучения). Умственная самостоятельность и инициативность поддерживают интерес к учению.

· Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации. Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения интереса к ней (проблемная ситуация должна быть посильной).

· Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно разнообразны.

Мотивацию учеников можно изучать с помощью наблюдения за поведением учеников за его учебной, общественно полезной деятельностью, характером общения школьников. Беседы с учеником. Анкетированием, где можно изучить отношение школьника к учению.

Вопрос 10.Психологические основы компьютеризации образования

В последнее время разработка информационно-компьютерных технологий и распространение компьютеров привели к активному внедрению в образование в следующих областях:

Управление образованием (вычислительная и оргтехника для образовательных учреждений, средства связи, мониторинг образования, автоматизация делопроизводства и бухгалтерии в образовательных учреждениях и т.п.);

Информатика и вычислительная техника как цель обучения (подготовка специалистов в области по эксплуатации компьютерной техники, программному обучению, компьютерной безопасности; подготовка пользователей, в том числе обучение грамотности педагогов и обучающихся);

Компьютерная техника как средство обучения, развития, воспитания. Данное направление можно считать наиболее важным в данный момент. Компьютерная техника выступает как удобный универсальный носитель аудиовизуальной обучающей информации (учебники, энциклопедии, атласы, справочники и др.) активную роль в обучении стали и8грать обучающие компьютерные программы (мультимедийные, интерактивные). С внедрением ИКТ изменилась сама суть дистанционного образования. Если раньше таковое обеспечивалось рассылкой учебников, заданий, а потом их проверкой, то сейчас дистанционное обучение может осуществляться в реальном времени. Компьютер выступает как средство повышения эффективности, оперативности и объективности оценки знаний обучающихся. В отличии от педагога компьютер оценивает лишь знания и умения обучающегося в конкретной предметной области, а не его привлекательность, послушность и т.п.

Можно выделить основные успехи компьютеров в образовании:

· Повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса (оперативный доступ к различной информации, накоплении, обмен, тиражирование и т.п.)

· Использование компьютеров влияет на мотивацию, привлекательность обучения.

· Компьютер дает возможность повысить самостоятельность обучения, возможность обучаться без непосредственного участия педагога.

· Повышаются возможности индивидуализации обучения (это может осуществляться посредством индивидуализации темпа предъявления заданий, перехода к следующей теме после усвоения предыдущей, выбора тем и заданий с учетом индивидуальности и заданий конкретного обучающегося).

К сожалению, компьютеризация образования встречается и с проблемами:

  • Материально-технические (мало компьютеров в образовательных учреждениях, оборудование устаревшее, слабое программное обеспечение и др.)
  • Нежелание или неспособность педагогов вести работу по внедрению компьютеров в образование. Нежелание педагогов работать с компьютерами может зависеть от неготовности к любым инновациям, боязни компьютеров, а также педагоги встречаются с нежелательным использованием доступной информации (часто обучающийся находит готовый реферат, контрольную работу и т.п., тем самым обучающий эффект от такого использования компьютера оказывается нулевым.
  • Разная подготовка и разная техническая оснащенность домашнего компьютера, что затрудняет разработку единых учебных планов и заданий для обучения.
  • До сих пор нередки случаи, когда подготовка школьников на уроках информатики состоит не в формировании пользовательских навыков, а в знакомстве с устройством ПК, языками программирования.
  • Существуют и последствия работы с ПК. Психологами выделяются две проблемы: компьютерные игры и интернет-зависимость.

Таким образом, одним из направлений реформы системы образования, проводимой Министерством образования РФ, является ее информатизация, что позволяет обеспечивать подготовку обучающихся к жизни в условиях информационного общества.

Динамика семьи

Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности. В частности, рядом авторов выделяются следующие фазы развития семьи:

1. Вовлечение. Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу, романтизация отношений.

2. Фаза без детей (от начала проживания вместе до рождения первого ребенка).

3. Экспансия (от рождения первого до рождения последнего ребенка. Семья с маленькими детьми).

4. Стабилизация (фаза зрелого брака, период воспитания детей до того момента, когда первый ребенок покидает дом).

5. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом.

6. «Опустевшее гнездо» (супруги остаются одни после ухода всех детей).

7. Фаза, в которой кто-то из супругов остается один после смерти другого.

Существуют, однако, семьи, в развитии которых не прослеживаются четко указанные фазы. Тем не менее такая периодизация является полезной, так как обеспечивает некоторый образец для сравнения и анализа отклонений.

На каждой из указанных стадий жизненного цикла семьи могут возникать специфические проблемы внутреннего и внешнего порядка, что, конечно, нарушает функционирование семейной системы.

 

Вопрос 16. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЦЕЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ, РЕЗУЛЬТАТ, СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ, ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛ-КА. ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.

Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми — педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель пед. д-ти - создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Содержание пед. д-ти есть процесс организации деятельности по усвоению предметного социокультурного опыта как основы и условия развития; процесс организации собственной деятельности.

Предметом пед. д-ти является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним - доминирование, гуманистическую и социальную направленность.

Средствами пед. д-ти выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядности.

Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

В педагогической науке выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное (Кан-Калик В.А.).

1.Субъектно-объектные отношения. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта - воспитанник (ребенок). Педагога как субъекта педагогической деятельности характеризуют целеполагание, активность, педагогическое самосознание, адекватность самооценки и уровня притязаний и т. д. В этой ситуации ребенок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных педагогом. При разумном субъектно-объектном взаимодействии формируются и закрепляются положительные качества детей: исполнительность, дисциплинированность, ответственность; ребенок накапливает опыт приобретения знаний, овладевает системой, упорядоченностью действий. Однако до тех пор, пока ребенок является объектом педагогического процесса, т. е. побуждение к деятельности будут постоянно исходить от педагога, познавательное развитие ребенка будет не эффективным. Ситуация, когда не требуется проявление инициативы, ограничение самостоятельности формирует чаще негативные стороны личности. 2. 2.Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Такое взаимодействие получило название личностно-ориентированное. Личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя. Педагогическая деятельность при такого рода взаимодействии носит диалогический характер.

Особенности пед. д-ти (Кузьмина):

1 – ОРГАНИЗОВАННОСТЬ определяется содержанием (учебный план, программы, образовательные стандарты); временем (урок, четверть, сессия); составом учащихся (формальные и неформальные группы)

2 – СПЕЦИФИЧЕСКАЯ, а именно объектом деятельности педагога является личность ребенка

3 – ПЕДАГОГ НЕ ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ В СВОЕЙ РАБОТЕ КАКОЙ-ЛИБО ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ АППАРАТУРОЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ И ХАРАКТЕРА УМСТВЕННОГО, НРАВСТВЕННОГО, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ

СТРУКТУРА ПЕД. Д-ТИ (Кузьмина)

1)ГНОСТИЧЕСКИЙ включает умения, обеспечивающие изучение:

- содержания и способов воздействия на других людей

- возрастных и индивидуально-типологических особенностей этих людей (ВВД, темперамент)

- особенностей процесса и результатов собственной деятельности, её достоинств и недостатков

2)ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ – формирование системы целей и задач, планирование деятельности учащихся и собственной д-ти на длительный срок.

3)КОНСТРУКТИВНЫЙ – формирование тактических задач.

4)ОРГАНИЗАТОРСКИЙ – умения в области оперативного решения задач; организация различных видов д-ти учащихся и организация собственной д-ти.

5)КОММУНИКАТИВНЫЙ – установление педагогически целесообразных взаимоотношений (слышать, слушать)

СТИЛЬ ПЕД. Д-ТИ включает в себя:

- стиль управления

- стиль саморегуляции

- стиль общения

- когнитивный стиль педагога

ФУНКЦИИ ПЕД. Д-ТИ (Кузьмина)

1-Я ГРУППА – ОБЩЕТРУДОВЫЕ:

- КОНСТРУКТИВНАЯ – проектирование системы собственных действий

- КОММУНИКАТИВНАЯ – установление и развитие контактов с коллегами

- ОРГАНИЗАТОРСКАЯ – организация собственной д-ти

- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ – пополнение собственных знаний

2-Я ГРУППА – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ:

- ИНФОРМАЦИОННАЯ (передача информации)

- МОБИЛИЗАЦИОННАЯ (психофизическая готовность к предстоящим действиям

- РАЗВИВАЮЩАЯ – учет индивидуально-психологических характеристик и возрастных особ-й учащихся, но и развитие способностей учеников, формирование личности реб-ка

- ОРИЕНТАЦИОННАЯ – формирование у учащихся социально одобряемых мотивов поведения, а также активной жизненной позиции

Общепринято в педагогике выделять следующий класс ЦЕННОСТЕЙ:

· Общественно-педагогические (идеалы, нормы, правила, традиции, общение)

· Профессионально-групповые (концепции, нормы, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов)

· Индивидуально-личностные - это социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики педагога.

Вопрос 18.Основные понятия современной педагогической науки: КАТЕГОРИИ И ЗАДАЧИ.

ПЕДАГОГИКА – наука о закономерностях воспитания чел-ка, об управлении его развитием в соответствии с потребностями общества.

Педагогика возникла не на пустом месте.

Источники возникновения педагогики:

- философия (пед-ка возникла в русле общефилософского знания)

- религия (во всех религиозных писаниях содержаться правила воспитания)

- народная педагогика – представляет пед. опыт, сложившийся за историю существования того или иного народа, отражает культуру народа (традиции, былины, игры, сказки)

- пед. опыт прошлого – это памятники мировой пед. культуры, т.е. это наследие педагогов.

- мировая практика воспитания (педагогика Марии Монтессори)

- педагогические исследования

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПЕД-КИ

1-ЭМПЕРИЧЕСКИЙ. С древних времен человечество накапливало опыт воспитания, который носил примитивный характер.

Подлинного расцвета педагогическая мысль достигае в Древней Греции, где появляются первые системы общественного воспитания: спартанская. Афинская.

СПАРТАНСКАЯ СИСТЕМА – цель: воспитание будущего воина. До 7 лет в семье, с 7 до 20 лет – физическая, военная подготовка. 20 лет – всенародное сечение (испытание)

АФИНСКАЯ СИСТЕМА – цель – воспитание всесторонне развитой личности. До 7 лет в семье, с 7 – школа. С 7 до 20 лет – изучение основ грамматики, эстетических основ (музыка), политических и философских наук.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭПОХА. С 5-го по 17 век н.э. Воспитание носит религиозный характер. Цель- воспитание покорной личности.

2-СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ (17 ВЕК)

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Цель-формирование всесторонне развитой личности.

Ян Амос Коменский «Материнская школа», «Великая дидактика». Основатель классно-урочной системы; родоначальник зарубежной дошкольной пед-ки.

Мишель Монтель, Эрразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Т.Кампанелла – изучали и доказывали педагогические идеи.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. Цель- воспитание образованной личности.

Жан Жак Руссо – основатель «теории естественного воспитания»(без насилия).

Джон Люк – создатель теории воспитания джентельменов.

Иоган Генрих Песталоцци – основатель первых приютов для детей бедников.

Иоган Фридрих Гербарт – основатель авторитарной педагогики (власть, давление), система наказаний как ведущее средство воспитания.

Константин Дмитриевич Ушинский родоначальник отечественной дошкольной пед-ки. Один из первых предлагал использовать в воспитании принцип народности.

Лев Николаевич Толстой – основатель первой школы для детей крестьян, создатель «Азбуки».

3-СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПЕД-КИ с 20-го века.

Выделяют 2 пед. течения:

- АВТОРИТАРНОЕ. Основная цель – вооружение детей готовыми знаниями.

- ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ. Цель – воспитание свободной личности.

ЗАДАЧИ:

1)Анализ социально-исторических характеристик, систем воспитания и обучения.

2)Изучение условий воспитательного процесса.

3)Изучение результатов пед. воздействий.

4)Анализ передового пед. опыта.

Долгое время в пед-ке существовал спор: пед-ка это наука или искусство. И наука и искусство это сферы человеческой деятельности. Для искусства характерно умелое выполнение своей деятельности, для науки – логическое обоснованное знание. Любая отрасль знаний называется наукой, если:

- четко выделен объект и предмет. ОБЪЕКТ ПЕД-КИ – (человек) явления окружающей действительности, обеспечивающие развитие личности. ПРЕДМЕТ – исследование сущности развития и формирования личности, и разработка на этой основе основных принципов воспитания и обучения.

- существует система фиксированных связей между процессами и явлениями окружающей действительности. Фиксированные связи в пед-ке есть: взаимодействие, воздействие, влияние.

- существуют методы исследования. В пед-ке:

ЭМПИРИЧЕСКИЕ – накопление пед фактов, их анализ, количественная обработка (наблюдение, анкета, беседа, тест)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ – отбор и классификация материалов (изучение опыта педагогов-новаторов, теоретический анализ пед. идей)

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ (методы статистической обработки) – обработка полученных данных и установление зависимости между изучаемыми явлениями: шкалирование, ранжирование.

Пед-ка считается наукой об искусстве воспитания.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ:

1-понятия, определяющие объект пед-ки (ребенок, индивид, индивидуальность, личность)

2-понятия, определяющие предмет пед-ки (воспитание, развитие, социализация и т.д.)

ВОСПИТАНИЕ – целенаправленный процесс, обеспечивающий всестороннее гармоническое развитие личности и подготовку её к трудовой и общественной деятельности. В узком смысле – процесс формирования убеждений, норм нравственного поведения, черт характера, эстетических вкусов и т.д.

РАЗВИТИЕ – процесс количественных и качественных изменений, происходящих в личности под воздействием внешних и внутренних факторов.

- психическое развитие – развитие психических познавательных процессов

- физическое – развитие анатомо-физиологических систем организма

- общее развитие – развитие нравственное, эстетическое, трудовое, умственное.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, системы социальных отношений, необходимых для жизни в обществе.

ОБРАЗОВАНИЕ - процесс овладения системой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством, процесс формирования мировоззрения, овладения познавательными умениями и навыками, формирование нравственных качеств личности. Образование может быть достигнуто двумя путями: самообразование и обучение.

ОБУЧЕНИЕ – целостный процесс, в ходе которого решаются задачи образования, осуществляется воспитание и развитие.

ПЕД. ПРОЦЕСС – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого с целью передачи социального опыта.

 

Вопрос 19.СИСТЕМА МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта (эмпирические), методы теоретического исследования и математические методы.

Методы изучения педагогического опыта — это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Можно выделить следующие этапы наблюдения:

-определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

-выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

-выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

-выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);

-обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное («со стороны»); открытое и скрытое; сплошное и выборочное.

Наблюдение — это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование — заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль в педагогических исследованиях играет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.206.3.58 (0.164 с.)