Вопрос 8. Психология больших социальных групп. Этносы. Классы. Толпа. Масса.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 8. Психология больших социальных групп. Этносы. Классы. Толпа. Масса.



Группа-это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, процессов и структур.

Большая социальная группа – многочисленная по составу группа, члены которой объединены по какому-то признаку, свойству, вовлеченные в некую общественную деятельность (напримep, коллектив школы или вуза, предприятия или учреждения).

· в больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это – нравы, традиции, обычаи;

· наличие специфического языка в больших группах: например, жаргон (возрастная группа – молодежь), другой язык (этническая группа);

· для больших групп большое значение имеют ценности и стереотипы.

Виды больших социальных групп

В основу детальной классификации больших социальных групп за разделительные принимаются разные признаки.

По времени существования разделяются

· устойчивые - длительно существующие исторически обусловленные образования такие, как этнические, профессиональные группы, социальные группы (слои, классы);

· стихийные - кратковременно существующие, случайно возникающие общности (митинги, аудитории, толпа).

По примеру классификации малых групп можно говорить об условных и реальных группах Признак контактности взаимодействия выступает тоже как существенный. Половозрастные группы, профессиональные группы являются не реальными, а условными К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги, собрания.

Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установками группы.

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории достаточно устойчивая общность людей, обладающая единым языком и культурой, а также общим самосознанием.

К признакам этноса относятся: язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения.

Выделяют 3 типа этносов:

1. род и племя (первобытное общество) характеризуется отсутствием социального неравенства;

2. народность (рабовладельчество, феодализм) имеют национально-территориальную автономию;3.

3. нация (капитализм, связана с ускорением развития экономических связей) – большая социальная группа, высший этап развития этноса, представляющий собой определенную чрезвычайно сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики, а также очень тесными экономическими связями.

Понятие «нация» шире понятия «этнос», так как в любую нацию могут входить представители нескольких этнических групп.

 

Классы– группы людей, складывающиеся по отношению к средствам производства, по распределению прибыли в зависимости от того, кто является владельцем средств производства.

 

 

Толпа – это относительно кратковременное, слабоорганизованное и бесструктурное скопление (сборище) множества людей, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, объектом внимания, осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающей огромной силой воздействия на общество и его жизнь, способная в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность.

 

Вопрос 9.Общая характеристика учебной мотивации, ее системная организация. Устойчивость учебной мотивации.

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Данной проблемой занимались Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубенштейн, В.Г.Асеев, Л.И.Божович, К.Левин, А.Н.Леоньтьев, А.Маслоу и др.

Мотивация обучения определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность.

Учебная мотивация определяется:

1.определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

2.организацией образовательного процесса.

3.субъектными особенностями обучаещегося(возраст, пол, интелек.развитие, способности, уровни притязаний и тд.).

4 субъектными способностями педагога и его отношением к ученику, к делу;

5.определяется спецификой учебного предмета.

А.К. Маркова определяет структуру учебной мотивации. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

Для анализа мотивационной сферы учения школьников важна характеристика их отношения к нему. Так, А.К. Маркова, определяет три типа отношения к учению: отрицательное, нейтральное, положительное. При этом положительное отношение к учению подразделяется на : положительное, неявное, активное, означающее готовность школьника включиться в учение; положительное, активное, познавательное; положительное, активное, личностно-пристрастное, означающее включенность школьника как субъекта общения.

Выделяют четыре мотивационные ориентации (на процесс, результат, оценку преподавателем и избегание неприятностей). Наиболее тесно связанными с успеваемостью оказались ориентации на процесс и на результат, менее тесно – ориентация на оценку преподавателя. Связь ориентации на избегание неприятностей с успеваемостью слабая.

Психологи выделяют: внутреннюю мотивацию, где мотивы, связанны с самим процессом учебной деятельности (мотив желание узнавать новое (познавательный интерес), радость от преодоления трудностей) и внешнюю мотивацию, где мотивы, связанны с результатом учебной деятельности (мотив престижа, избегание неприятностей, игровой).

Классификация мотивов.

Непосредственно-побуждающие мотивы учебной деятельности Посредственно-побуждающие мотивы учебной деятельности Интеллектуально-побуждающие мотивы
Основаны на эмоциональных проявлениях личности (яркость, новизна, занимательность, привлекательность личности педагога, желание получить награду, похвалу, боязнь положить отрицательную отметку, нежелание быть объектом обсуждения в группе и др.) Основаны на понимании значимости знания вообще и учебного процесса в частности (прикладной характер знаний, связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью, развитое чувство долга, ответственности, ожидание в перспективе получения награды). Основаны на получении удовлетворения от самого процесса познания (интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач).

Условия для поддержания устойчивой мотивации обучения:

· поддержание педагогом умственной самостоятельности и инициативности у обучающегося (через задания, активные методы обучения). Умственная самостоятельность и инициативность поддерживают интерес к учению.

· Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации. Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения интереса к ней (проблемная ситуация должна быть посильной).

· Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно разнообразны.

Мотивацию учеников можно изучать с помощью наблюдения за поведением учеников за его учебной, общественно полезной деятельностью, характером общения школьников. Беседы с учеником. Анкетированием, где можно изучить отношение школьника к учению.

Вопрос 10.Психологические основы компьютеризации образования

В последнее время разработка информационно-компьютерных технологий и распространение компьютеров привели к активному внедрению в образование в следующих областях:

Управление образованием (вычислительная и оргтехника для образовательных учреждений, средства связи, мониторинг образования, автоматизация делопроизводства и бухгалтерии в образовательных учреждениях и т.п.);

Информатика и вычислительная техника как цель обучения (подготовка специалистов в области по эксплуатации компьютерной техники, программному обучению, компьютерной безопасности; подготовка пользователей, в том числе обучение грамотности педагогов и обучающихся);

Компьютерная техника как средство обучения, развития, воспитания. Данное направление можно считать наиболее важным в данный момент. Компьютерная техника выступает как удобный универсальный носитель аудиовизуальной обучающей информации (учебники, энциклопедии, атласы, справочники и др.) активную роль в обучении стали и8грать обучающие компьютерные программы (мультимедийные, интерактивные). С внедрением ИКТ изменилась сама суть дистанционного образования. Если раньше таковое обеспечивалось рассылкой учебников, заданий, а потом их проверкой, то сейчас дистанционное обучение может осуществляться в реальном времени. Компьютер выступает как средство повышения эффективности, оперативности и объективности оценки знаний обучающихся. В отличии от педагога компьютер оценивает лишь знания и умения обучающегося в конкретной предметной области, а не его привлекательность, послушность и т.п.

Можно выделить основные успехи компьютеров в образовании:

· Повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса (оперативный доступ к различной информации, накоплении, обмен, тиражирование и т.п.)

· Использование компьютеров влияет на мотивацию, привлекательность обучения.

· Компьютер дает возможность повысить самостоятельность обучения, возможность обучаться без непосредственного участия педагога.

· Повышаются возможности индивидуализации обучения (это может осуществляться посредством индивидуализации темпа предъявления заданий, перехода к следующей теме после усвоения предыдущей, выбора тем и заданий с учетом индивидуальности и заданий конкретного обучающегося).

К сожалению, компьютеризация образования встречается и с проблемами:

  • Материально-технические (мало компьютеров в образовательных учреждениях, оборудование устаревшее, слабое программное обеспечение и др.)
  • Нежелание или неспособность педагогов вести работу по внедрению компьютеров в образование. Нежелание педагогов работать с компьютерами может зависеть от неготовности к любым инновациям, боязни компьютеров, а также педагоги встречаются с нежелательным использованием доступной информации (часто обучающийся находит готовый реферат, контрольную работу и т.п., тем самым обучающий эффект от такого использования компьютера оказывается нулевым.
  • Разная подготовка и разная техническая оснащенность домашнего компьютера, что затрудняет разработку единых учебных планов и заданий для обучения.
  • До сих пор нередки случаи, когда подготовка школьников на уроках информатики состоит не в формировании пользовательских навыков, а в знакомстве с устройством ПК, языками программирования.
  • Существуют и последствия работы с ПК. Психологами выделяются две проблемы: компьютерные игры и интернет-зависимость.

Таким образом, одним из направлений реформы системы образования, проводимой Министерством образования РФ, является ее информатизация, что позволяет обеспечивать подготовку обучающихся к жизни в условиях информационного общества.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.173.249 (0.01 с.)