Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика изучения социально-психологической самоаттестации группы как коллектива

Поиск

Основу данной методики, предназначенной для комплексной оценки уровня развития в группе отношений, характерных для коллектива, составляет следующий список суждений [всего их 75, причем 5 из них - контрольные (они отмечены в списке крестиками слева) и 70 - рабочие].

1. Свои слова подтверждают делом.

2. Осуждают проявления эгоизма и индивидуализма.

3. Имеют одинаковые убеждения.

4. Радуются успехам друг друга.

5. Оказывают помощь и поддержку другим группам и новичкам в своей группе.

6. Слаженно работают, умело взаимодействуют друг с другом.

7. Знают стоящие перед группой задачи.

8. Достаточно требовательны друг к другу.

9. Все вопросы решают сообща.

10. Единодушны в оценках проблем, стоящих перед группой.

11. Доверяют друг другу.

12. Делятся опытом работы с другими группами и новичками в своей группе.

13. Бесконфликтно распределяют между собой обязанности.

14. Хорошо знают итоги работы группы.

+15. Никогда и ни в чем не ошибаются.

16. Правильно оценивают свои успехи и неудачи.

17. Личные интересы не ставят выше интересов всей группы.

18. Имеют общие увлечения (хобби).

19. Защищают друг друга.

20. Считаются с интересами других групп и новых членов в своей группе.

21. Заменяют друг друга в групповых делах при необходимости.

22. Знают как положительные, так и отрицательные стороны в работе группы.

23. Трудятся с полной отдачей сил над решением стоящих перед группой задач.

24. Не остаются равнодушными, если задеты интересы группы.

25. Быстро добиваются согласия при распределении обязанностей в группе.

26. Помогают друг другу.

27. Справедливо относятся не только к своей, но и к другим группам, не только к старым, но и к новым ее членам.

28. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе группы.

29. Хорошо знают правила поведения в группе. + 30. Никогда ни в чем не сомневаются.

31. Не бросают начатое дело на полпути.

32. Горячо отстаивают принятые в группе нормы и правила поведения.

33. Одинаково правильно оценивают успехи группы.

34. Искренне огорчаются при неудачах товарищей по группе.

35. Одинаково правильно оценивают работу как своей, так и других групп, как старых, так и новых членов группы.

36. Умеют предупреждать и разрешать конфликты, возникающие в группе.

37. Хорошо знают свои обязанности.

38. Сознательно подчиняются дисциплине.

39. Искренне верят в свою группу.

40. Одинаково правильно оценивают неудачи своей группы.

41. Тактично ведут себя в отношении друг друга.

42. Никогда не подчеркивают преимуществ своей группы перед другими группами, преимуществ старых ее членов перед новыми.

43. Быстро находят между собой общий язык.

44. Знают, как лучше всего взаимодействовать друг с другом в совместной работе.

+ 45. Всегда и во всем правы.

46. Личные интересы не ставят выше интересов других членов группы.

47. Активно поддерживают полезные для группы начинания.

48. Имеют сходные представления о нравственности.

49. Доброжелательно относятся друг к другу.

50. Тактично ведут себя по отношению не только к своей, но и к другим группам, по отношению не только к старым, но и к новым членам группы.

51. Способны взять на себя руководство группой, если потребуется.

52. Хорошо знают права и обязанности друг друга.

53. По-хозяйски относятся к материальным ценностям группы.

54. Поддерживают добрые начинания в группе.

55. Придерживаются одинаковых точек зрения о том, какими качествами должен обладать каждый член группы.

56. Уважают друг друга.

57. Активно стремятся к сотрудничеству с другими группами и с новыми членами в своей группе.

58. Готовы при необходимости взять на себя обязанности товарищей по группе.

59. Хорошо знают черты характера друг друга. + 60. Умеют делать все на свете.

61. Ответственно выполняют любую работу.

62. Оказывают активное сопротивление всему, что разобщает группу.

63. Одинаково правильно оценивают распределение различных поощрений между членами группы.

64. Поддерживают друг друга в трудные минуты.

65. Искренне радуются успехам других групп, новых членов своей группы.

66. Действуют организованно и дружно в сложных ситуациях.

67. Хорошо знают индивидуальные склонности и привычки друг друга.

68. Активно участвуют в работе, полезной для всей группы.

69. Лично заботятся об успехах группы.

70. Одинаково правильно оценивают наказания, которые за ошибки получают члены группы.

71. Внимательно относятся друг к другу.

72. Искренне огорчаются при неудачах не только своей, но и других групп, не только старых, но и новых членов группы.

73. Быстро и бесконфликтно во всех ситуациях находят такое распределение обязанностей между собой, которое вполне устраивает всех.

74. Хорошо знают, как обстоят друг у друга дела.

+ 75. На любой вопрос могут дать правильный ответ.

МЕТОДИКА " РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА".

1-А.

1.С кем бы Вы отправились в поездку в другой город?

2. У Вас случилась неприятность. Кому вы раскажите о ней?

3. Вы хотите отпразновать свой день рождения, с кем Вы его проведете?

4.Есть ли у Вас человек, с которым Вы стараетесь проводить больше времени?

5.Кто может указать Вам ни Ваши недостатки, кого Вы больше постушаете?

6.Вы встретили человека, который Вам понравился. Кто может помочь правильно оценить его?

7.Вы хотите изменить свою жизнь. С кем Вы посоветуетесь об этом?

8.Кто может быть для Вас примером в жизни?

9.Кому Вым хотели бы понравиться больше всего?

10.С кем вы больше всего откровенны?

2-А.

* Родители (мать, отец);

* Родственники (бабушка, дедушка, тетя, дядя);

* Брат, сестра;

* Взрослый знакомый;

* Знакомый родителей;

* Друзья;

* Лучший друг;

* Компания, приятели;

* Знакомая девушка, знакомый юноша;

* Товарищи по учебе, работе;

* Товарищи по клубу, секции, студии и т.п.;

* Известный всем человек;

* Человек, о котором ты знаешь от других;

* Литературный персонаж.

МЕТОДИКА "ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ОТОЖДЕСТВЛЕННОСТИ СЕБЯ С ГРУППОЙ".

1. Как вы оценили бы свою принадлежность к группе?

А) чувствую себя ее членом (5),

Б) участвую в большинстве видов деятельности (4),

В) участвую в одних видах деятельности, не участвую в других (3),

Г) не чувствую, что являюсь членом группы (2),

Д) не знаю (1)

2. Перешли бы вы в другую группу?

А) да, очень хотелось бы (1).

Б) скорее да, чем нет (2),

В) не вижу разницы (3),

Г) не знаю трудно сказать (1),

Д) скорее хотел бы остаться в своей группе (4),

Е) очень хотел бы остаться в своей группе (5).

3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

А) лучше, чем в большинстве коллективов (3),

Б) примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2),

В) такие же как и в большинстве коллективов (2),

Г) не знаю (1).

4. Какие у вас взаимоотношения с руководством?

А) лучше, чем в большинстве коллективов (3),

Б) примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2),

В) такие же как и в большинстве коллективов (2),

Г) не знаю (1).

5. Каково отношение к учебе в вашем коллективе?

А) лучше, чем в большинстве коллективов (3),

Б) такие же как и в большинстве коллективов (2),

В) хуже, чем в большинстве коллективов (1).

Г) не знаю (1).

 

АНКЕТА "ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ С КОЛЛЕКТИВОМ".

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто: а) знает больше, чем я; б) все вопросы стремится решать сообща; в) не отвлекает внимание преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:а) используют индивидуальный подход; б)создают условия для помощи со стороны других; в) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

3. Я рад, когда мои друзья: а) знают больше, чем я, и могут мне помочь;

б) умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов; в) помогают другим, когда представится случай.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе: а) некому помогать; б) не мешают при выполнении задачи; в) остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда: а) я могу получить помощь и поддержку со стороны других; б)мои усилия достаточно вознаграждены; в) есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых: а) каждый заинтересован в улучшении результатов всех; б) каждый занят своим делом и не мешает другим;в) каждый человек может использовать других для реше-своих задач.

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые: а) создают дух соперничества между учениками; б) не уделяют им достаточного внимания; в) не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8. Больше всего удовлетворение в жизни дает: а) возможность работы, когда тебе никто не мешает б) возможность получения новой информации от других людей; в) возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная роль должна заключаться: а) в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими; б) в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей; в) в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я: а) предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему; б) предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других; в) стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель: а) имел ко мне индивидуальный подход; б) создавал условия для получения мной помощи со стороны других; в) поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда: а) ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха; б) чувствуешь себя ненужным в группе; в) тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю: а) личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей б) общий успех, в котором есть и моя заслуга; в) успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы: а) работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы; б) работать индивидуально с преподавателем; в) работать со сведущими в данной области людьми..

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Социальная психология как наука. Объект и предмет социальной психологии.

2. Социальная психология в системе наук об обществе и человек.

3. Методы исследования социальной психологии. Критерии выделения прикладных областей социальной психологии.

4. Общественно-психологические явления: содержание, структура, закономерности возникновения, функционирования, изменения.

5. Личность, ее сущность и структура. Общее и особенное в подходах к личности в общей и социальной психологии.

6. Диалектика общественных и межличностных отношений. Общественно-психологические отношения-

7. Субъекты общественной психологии.

8. Психология больших социальных групп и обшностей. Принципы и методы изучения.

9. Психология малой группы: определение и общая характеристика малой группы, классификация малых групп по разным основаниям.

10. Коллектив как социально-психологический феномен. Социально-психологический климат коллектива: понятие, общая характеристика, факторы формирования.

11. Проблема аттитюда в социальной психологии.

12.Основные направления современной западной социальной психологии.

13.Становление отечественной социальной психологии.

14.Общение: сущность, содержание, структура.

15.Культура делового общения: содержание, критерии, пути формирования.

16. Психология национальных отношений и межнационального общения.

17. Проблемы лидерства в социальной дсихологии. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.

18. Стихийные формы поведения. Психология толпы.

19. Психология межгруппового взаимодействия.

20. "Психология народов", "психология масс", "психология инстинктов массового поведения".

21. Общественная психология классов и классовая психология

22. Динамические процессы в малой группе.

23. Социальные условия и психологические механизмы возникновения, развития и разрешения межнациональных конфликтов.

24. Социально-психологические механизмы взаимодействия индивидов в группе, группы и личности,

25. Психологические отношения. Проблема межгрупповых отношений.

26. Направленность личности и жизненная позиция. Ценности как социальные регуляторы поведения. Ценностные ориентации личности. Понятие социальной установки.

27. Критерии выделения прикладных отраслей социальной психологии. Единство и специфика теоретического и прикладного социально-психологического знания.

28. Основные направления изучения малой группы в социальной психологии: социометрическое, социологическое, школа групповой динамики. Методы анализа и прогнозирования развития малых групп и их психологии. Приемы психологической диагностики группы, оптимизации ее жизнедеятельности.

29. Социализация индивида. Формирование, воспитание, развитие и саморазвитие личности. Стадии и институты социализации.

30. Практическая социальная психология. Частно-социологическая структура отдельных сфер, отношений, деятельности и выделение подотраслей прикладного социально-психологического знания в сферах производства, управления, организации, массовой культуры и рекламы, школы, юриспруденции, науки, семьи, политики и др.

ПРОБНЫЙ ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Внимание! В тестовых заданиях возможно несколько вариантов ответа.

1. Предметом социальной психологии является:

a) закономерности развития психических функций и личности на протяжении онтогенеза.

b) факты, механизмы и закономерности интеллектуального и личностного развития человека как субъекта образовательного процесса.

c) закономерности и тенденции процесса эволюции психологического знания.

d) изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологическх характеристик этих групп.

2. К социально-психологическим явлениям, сопровождающим социальное взаимодействие, относятся:

a) взаимообвинение.

b) взаимовосприятие.

c) взаимопомощь.

d) взаимовлияние.

К задачам социальной психологии относятся:

a) анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.

b) исследование психологического взаимодействия малых и больших групп.

c) исследование психических изменений индивида в процессе онтогенеза.

d) управление социально-психологическими процессами в обществе.

3. Кто впервые ввел понятие «малая социальная группа»?

a) В. Маккдугалл.

b) Ч. Кули.

c) М.В. Бехтерев.

d) Гарин-Михайловский.

4. Кто является автором теории «психологии народов»?

a) В. М. Бехтерев.

b) К. Левин.

c) М. Лацарус.

d) Г. Тард.

6. Представителями теории “психология масс” являются:

a) Э. Росс.

b) Г. Лебон.

c) Г. Тард.

d) Г.М. Андреева.

7. Основными компонентами содержания психоаналитического направления в социальной психологии являются:

a) социальное поведение человека определяется результатом его обучения и системой подкрепления существующей в обществе.

b) проявление бессознательных механизмов психики в толпе, идентификация лидера с отцом, между членами социальной общности существуют либидозные связи.

c) социальное поведение человека объясняется особенностями его познавательных структур и когнитивных структур (когнитивный диссонанс, каузальная атрибуция).

d) человек в обществе реализует свой творческий потенциал, общество должно соответсвовать потребностям человека, человек несет ответственность за свой свободный выбор.

8. Выделение социальной психологии в самостоятельную науку произошло в период:

a) с VI в. до н.э. до начала XX в.

b) с II в. до VI в.

c) с начала XX в. до 1939 г.

d) с 1939 г. по настоящее время.

9. Понятие «каузальная» атрибуция» означает:

a) качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.

b) понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

c) интерпретацию субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

d) податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющееся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

10. К методам исследования в социально психологии относятся:

a) историко-философский анализ.

b) анкетирование.

c) наблюдение.

d) самоотчет.

11. Под общением в социальной психологии понимается:

a) процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты.

b) процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность.

c) процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

d) форма отношений социальных индивидов, при которой происходит непосредственный взаимный обмен информацией эмоциями и воздействием.

12. Подход к общению как виду деятельности принадлежит:

a) Э. Берну.

b) А.Н. Леонтьеву.

c) А.А. Бодалеву.

d) А. Маслоу.

13. В структуру общения по взгляда Г.М. Андреевой, входят следующие компоненты:

a) коммуникация.

b) обращение.

c) трансакция.

d) перцепция.

14. Интерактивная сторона общения заключается:

a) в обмене информацией между общающимися индивидами.

b) в процессе восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установлению взаимопонимания.

c) в организации взаимодействия между общающимися индивидами.

d) в процессе изучения личности по результатам деятельности.

 

15. Перцептивная сторона общения заключается:

a) в процессе восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установлению взаимопонимания.

b) в процессе изучения личности по результатам деятельности.

c) в обмене информацией между общающимися индивидами.

d) в организации взаимодействия между общающимися индивидами.

16. Основными компонентами содержания бихевиористического направления в социальной психологии являются:

a) социальное поведение человека объясняется особенностями его познавательных структур и когнитивных структур (когнитивный диссонанс, каузальная атрибуция).

b) человек в обществе реализует свой творческий потенциал, общество должно соответсвовать потребностям человека, человек несет ответственность за свой свободный выбор.

c) социальное поведение человека определяется результатом его обучения и системой подкрепления существующей в обществе.

d) проявление бессознательных механизмов психики в толпе, идентификация лидера с отцом, между членами социальной общности существуют либидозные связи.

17. В структуру коммуникативного акта по взглядам Г.М. Андреевой входят:

a) кодирование.

b) интенция.

c) идентификация.

d) рефлексия.

18. Основными компонентами содержания когнитивного направления в социальной психологии являются:

a) человек в обществе реализует свой творческий потенциал, общество должно соответсвовать потребностям человека, человек несет ответственность за свой свободный выбор.

b) социальное поведение человека объясняется особенностями его познавательных структур и когнитивных структур (когнитивный диссонанс, каузальная атрибуция).

c) социальное поведение человека определяется результатом его обучения и системой подкрепления существующей в обществе.

d) проявление бессознательных механизмов психики в толпе, идентификация лидера с отцом, между членами социальной общности существуют либидозные связи

19. Понятие «локус контроля» в социальной психологии означает:

a) понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

b) установку, препятствующую адекватному восприятию сообщения или действия.

c) характеролгогическую особенность человека, проявляющуюся по повышенной чувствительной к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, испытаний.

d) качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.

20. Средствами коммуникации выступают:

a) речь.

b) мимика.

c) обмен взаимодействиями.

d) эмпатия.

21. Понятие «аттракция» в социальной психологии означает:

a) циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, какого-либо действия, мысли или переживания.

b) процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность.

c) понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

d) способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

22. Социометрия это:

a) область психологического знания, связанная с измерением в психологии.

b) экспериментальный метод, социально-психологический тест, обеспечивающие изучение и регуляцию отношений между людьми, применяемые для оценки межличностных связей в группе.

c) методический прием, способ выявления значимости мнения членов группы для каждого входящего в нее индивида.

d) метод, позволяющий определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека.

23. Понятие «референтометрия» в социальной психологии означает:

a) методический прием, способ выявления значимости мнения членов группы для каждого входящего в нее индивида.

b) метод, позволяющий определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека.

c) один из процессов групповой динамики, характеризующей степень приверженности к группе нн членов.

d) экспериментальный метод, социально-психологический тест, обеспечивающие изучение и регуляцию отношений между людьми, применяемые для оценки межличностных связей в группе.

24. В структуру коммуникативного акта по взглядам Г.М.Андреевой входят:

a) идентификация.

b) смысл.

c) рефлексия.

d) декодирование.

25. Под внушением в социальной психологии понимается:

a) целенаправленный процесс прямого или косвенного воздействия на психическую сферу человека, ориентированный на специфическое программирование человека по осуществлению содержания программы.

b) процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида другому на психофизиологическом уровне контакта – помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему.

c) метод воздействия на сознание личности через обращение ее к собственному критическому суждению.

d) следование какому-либо примеру, образцу.

26. Под эмпатией в социальной психологии понимается:

a) интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

b) процесс и результат самотождествления с другим человеком, группой, образом или символом, включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образцов.

c) осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.

d) постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.

27. Понятие «диффузная группа» в социальной психологии означает:

a) реальную социальную общность, не имеющую юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы, прагматических соображений.

b) социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой объединены социально заданной деятельностью.

c) объединенная по определенному признаку – роду деятельности, полу, возрасту и пр. общность людей, включающая субъектов, не имеющих прямых или косвенных объективных взаимоотношений друг с другом.

d) общность, в которой нет сплоченности как ценностно-ориентационного единства, и нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения ее участников.

28. Под понятием «этнос» в социальной психологии понимается:

a) объединенная по определенному признаку – роду деятельности, полу, возрасту и пр. общность людей, включающая субъектов, не имеющих прямых или косвенных объективных взаимоотношений друг с другом.

b) устойчивая в своем существовании группа людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как национальные особенности.

c) реальную социальную общность, не имеющую юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы, прагматических соображений.

d) общность, в которой нет сплоченности как ценностно-ориентационного единства, и нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения ее участников.

29. Понятие «социализация» по взглядам Г.М. Андреевой означает:

a) двусторонний процесс включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта, а сдругой стороны активное воспроизводство им социальных связей.

b) результат социального взаимодействия.

c) способность человека удовлетворять свои потребности в соответствии с социальными нормами.

d) самоактуализация “Я”-концепции.

30. Социализация проявляется в следующих сферах:

a) общении.

b) самопознании.

c) деятельности.

d) общении с природой.

31. Стадиями социализации по взглядам Б.Г. Ананьева выступают:

a) оральная.

b) становление человека как личности.

c) овладение системой символов и ролей.

d) становление человека как субъекта деятельности.

32. Стадиями социализации по взглядам Г.М. Андреевой выступают:

a) юношеская.

b) первичная.

c) дотрудовая.

d) трудовая.

33. Эпигенетический принцип лежит в основе теории социализации:

a) Г.М. Андреевой.

b) З. Фрейда.

c) Б.Г. Ананьева.

d) Э. Эриксона.

34. Основными факторами, влияющими на процесс социализации, выступают:

a) воспитание.

b) рефлексия.

c) окружающая социальная среда.

d) линейные размеры тела человека.

35. Основными институтами социализации в нашей стране являются:

a) окружающий мир животных.

b) семья.

c) интернет.

d) школа.

36. Социально-психологическая адаптация представляет собой:

a) процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность.

b) обучение, эффект которого состоит в отсутствии реакции на определенный стимул.

c) процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

d) действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти.

37. Понятие «лидерство» в социальной психологии означает:

a) отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

b) формально регламентированные отношения, организующие управление и деятельность коллектива.

c) одну из форм межличностного взаимодействия, характерную достижением целей и интересов в условиях противоборства с другими членами группы или между группами.

d) характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений, оценок, установок и позиций группы по отношениям к объектам, людям, идеям, событиям, наиболее значимым для группы в целом.

38. Автором теории лидерских ролей является:

a) Г.М. Андреева.

b) Р. Бейлс.

c) К. Левин.

d) З. Фрейд.

39. Социальный контроль это:

a) столкновение противоположных интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

b) формально регламентированные отношения, организующие управление и деятельность коллектива

c) соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

d) система способов воздействия общества и социальных групп на личность для регуляции ее поведения в соответсвтии с общепринятыми в этой общности нормами.

40.Понятие «социальная установка» в социальной психологии означает:

a) соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

b) готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении.

c) устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их групповая или социальными явлениями, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении и пр.

d) качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.

41.Выделяют следующие уровни социальных установок:

a) смысловые установки.

b) вербальная установка.

c) операциональные установки.

d) неосознаваемая установка.

42. Критериями социальной адаптированности выступают:

a) качество и эффективность деятельности.

b) количество зарабатываемых денег.

c) удовлетворенность качеством межличностных отношений.

d) признание окружающих.

43. Основными этническими общностями являются:

a) группа студентов.

b) племя.

c) народность.

d) группа единоверцев.

44. Какие из перечисленных являются динамическими компонентами психологии больших социальных групп?

a) настроения.

b) навыки.

c) традиции.

d) мнения.

45. К основным видам общения относятся:

a) виртуальное.

b) личностно-оpиентиpованное (межличностное).

c) социально-оpиентиpованное (массовое).

d) концентрированное.

46. Что понимается под социальной перцепцией?

a) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и пр.

b) готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении.

c) взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, значимых для взаимодействия.

d) устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их групповая или социальными явлениями, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении и пр.

47. Социограмма это:

a) предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса.

b) положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

c) показатель социально-психических свойств личности как объекта коммуникации в группе, фиксирующий позицию и величину престижа в его общении с другими.

d) графическое выражение математической обработки результатов, получаемых с помощью социометрического теста при исследовании межличностных отношений в малых группах.

48. Авторитарность представляет собой:

a) податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющееся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

b) характеристику личности, отражающую ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению.

c) качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.

d) способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений.

49. Понятие «социальная роль» означает:

a) соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

b) качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.

c) устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их групповая или социальными явлениями, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении и пр.

d) готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении.

50. Стратометрическая концепция А.В. Петровского представляет собой:

a) учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий.

b) концепцию, согласно которой движущей силой социального поведения является особая прирожденная энергия.

c) концепция, характеризующая социальное поведение личности в зависимости от состояний ее готовности к определенному способу действий.

d) концепцию, рассматривающую межличностные отношения в любой достаточно развитой группе как опосредованные содержанием и ценностями деятельности.


ГЛОССАРИЙ

Авторитет - Общепризнанное значение, влияние, которым пользуется какое-либо лицо, организация, или какая-либо система взглядов из-за наличия определенных качеств. Различают авторитет политический, моральный, научный и др. [authority]. Действие авторитета как вида контрсуггестии заключается в том, что разделив всех людей на авторитетных и неавтори­тетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. В связи с таким действием авторитета очень важно знать, как oн формируется и от чего зависит присвоение конкретному человеку авторитета. Здесь можно найти много разных оснований. Это может быть и социальное положение (статус) партнера, его превосходен по важному в данный момент параметру или его привлекательное в определенных ситуациях, а также хорошее отношение к адресах воздействия и т.д. Основания для этого у каждого свои, и определяются они собственным положением в системе общественных отношений, собственной историей и основными ценностями. Понятно что только учитывая характер формирования представлений об aвторитете у собеседника, можно надеяться на реальную эффективность общения.

Авторитетность члена группы. Свойство, качество. Показателем авторитетности является количество взаимных выборов в социометрической матрице власти, принадлежащих данному члену группы. [member's of group authority].

Адаптивность. Свойство, качество. Способность системы к адаптации. Показателем адаптивности может быть скорость формирования прогноза управления. [adaptability].

Аддитивность. Тип отношений между целым и его частями, при котором свойства целого полностью определяются свойствами частей. Отношение аддитивности часто выражают формулой "целое равно сумме частей". В сложных целостных объектах, каковыми, например, яв



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.43.106 (0.019 с.)