Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III блок: «рефлексия профессионального становления»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ТРЕНИНГ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ [2] Концептуальное введение. Прежде чем развивать навык уверенности в себе, необходимо получить концептуальное понимание проблемы уверенности. На основе своего клинического опыта Лацарус различает четыре важнейших класса поведения, которые объединяет понятие уверенного поведения. Для него эти способности существуют не только в плоскости поведения, но и включают когнитивные моменты, такие, как установки, жизненную философию и оценки. Содержательно-уверенное поведение проявляется как способность: - сказать «Нет»; - открыто говорить о чувствах и требованиях; - устанавливать контакты, начинать и оканчивать беседу; - открыто выражать позитивные и негативные чувства. Формально такое поведение реализуется в мимике, жестикуляциях; использования Я; контактах глаз; осанке; интонациях. Факторный анализ перечня конфликтных ситуаций, в которых проявляется неуверенное поведение, позволил выделить ряд факторов, обусловливающих такое поведение. 1. Общая неуверенность — G-фактор. 2. Страх критики. 3. Страх сказать «Нет» в ответ на требования. 4. Страх контакта. 5. Страх потребовать и настоять на своем. 6. Чувство вины за уверенное поведение. 7. Чрезвычайная конформность и осторожность. Подобные исследования позволяют выделить ряд важнейших характеристик уверенного поведения: 1. Эмоциональность речи — открытое, спонтанное и подлинное выражение всех испытываемых чувств. 2. Экспрессивность речи — ясное проявление чувств в вербальной плоскости и соответствие между словами и вербальным поведением. 3. Умение противостоять и атаковать — прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих. 4. Использование местоимения Я — выражение того, что за человек стоит за словами, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками. 5. Принятие похвалы — отказ от самоуничижения и оценки своих сил и качеств. 6. Импровизация — спонтанное выражение чувств и потребностей, повседневных забот, отказ от предусмотрительного планирования. Категории. Отдельные катиегории уверенного поведения можно следующим образом подразделить на содержательные и формальные классы:
Цель тренинга. Помочь членам группы отличить уверенный ответ от неуверенного и агрессивного ответов. Необходимое время. 1 ч. Материалы: Нет. Подготовка. Специальной подготовки не требуется. Процедура. Каждому члену группы предлагают продемонстрировать в данной гипотетической ситуации неуверенный, агрессивный и уверенный ответы. Например, представьте, что друг «забыл» вернуть деньги, которые он занял у вас. Агрессивное поведение может выражаться следующим высказыванием: «Черт возьми! Я знал, что тебе нельзя доверять, когда ты обещал, что вернешь деньги! Я хочу получить свои деньги!». Неуверенность в поведении может выражаться высказыванием типа: «Я знаю, что надоедаю тебе, но, как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне деньги в ближайшее время?». Уверенный ответ может быть таким: «Я считал, что мы договорились, когда ты обещал вернуть мне деньги сегодня. Буду признателен, если ты принесешь деньги самое позднее в пятницу.» Постарайтесь вовлечь всех членов группы, даже если при этом каждый участник предложит только один из трех ответов. Используйте одну ситуацию на каждого участника. Ролевое проигрывание ситуаций, которые в свое время создали или могут создать определенные сложности, может помочь вам идентифицироваться с наиболее агрессивным, уверенным в себе или неуверенным человеком, которого вы знаете. Помните, что невербальное поведение говорит столько же о вашем состоянии, сколько вербальное. Старайтесь, чтобы тон голоса, позы, выражение лица соответствовали словам. Руководитель или группа могут создать дополнительные ситуации, подобные перечисленным ниже, или использовать эти ситуации. — Друг продолжает занимать Вас разговором, а Вы хотите уйти. Вы говорите... — Вы ловите взгляд привлекательного мужчины (женщины). Знаете, что он (она), может быть, интересуется Вами. Вы подходите и говорите... — Ваш товарищ устроил Вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив Вас. Вы заявляете ему... — Люди, сидящие сзади Вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним… — Друг приводит Вас в смущение, рассказываяв компании истории о вас. Вы заявляете ему... По очереди просите обратной связи у группы относительно уверенного, неуверенного или агрессивного ответов участника. Помните, что правильных ответов не существует и что хорошее обсуждение может быть очень информативным. РЕКОМЕНДАЦИИ по уверенному поведению 1. Если Вы хотите в чем-либо отказать другому, скажите ему ясно и однозначно «Нет»; объясните, почему Вы отказываете, однако не извиняйтесь слишком долго. 2. Отвечайте без паузы — так быстро, как только это вообще возможно. 3. Настаивайте на том, чтобы с Вами говорили честно и откровенно. 4. Просите пояснить, почему Вас просят о чем-либо, чего Вы не хотите делать. 5. Смотрите на человека, с которым Вы говорите. Следите за его невербальным поведением: есть ли какие-либо признаки неуверенности в поведении партнера (руки около рта, бегающие глаза и т.п.). 6. Если Вы злитесь, то дайте понять, что это касается поведения партнера и не затрагивает его или ее как личность. 7. Если Вы комментируете поведение другого, используйте речь от первого лица — местоимение Я: «Если ты ведешь себя таким образом, то я чувствую себя так-то и так-то...». По возможности предлагайте альтернативные способы поведения, которые, по Вашему мнению, будут лучше Вами восприняты. 8. Хвалите тех (и себя в том числе), кому, по Вашему мнению, удалось вести себя уверенно (независимо от того, достигнута цель или нет). 9. Не упрекайте себя, если Вы были неуверенны или агрессивны. Попытайтесь вместо этого выяснить, в какой момент Вы "соскользнули" с правильного пути и как Вы можете поступить вместо этого в подобных ситуациях в будущем. Плохие привычки быстро не исчезают, новые навыки не падают с неба. ТРЕНИНГ УМЕНИЯ ВЕСТИ РАЗГОВОР [3] Цель тренинга: снизить тревожность, связанную с межличностным общением и попрактиковаться в коммуникативных умениях. Необходимое время: 30 мин. Материал: нет. Подготовка. Специальной подготовки не требуется. Процедура. Группа делится на пары. На первом этапе одному участнику в паре разрешается задавать только открытые вопросы, дающие возможность партнеру ответить более полно. (Например: «Вы живете в студенческом общежитии?» — закрытый вопрос; «Где вы живете?» — открытый вопрос.) Другой участник пары отвечает на каждый вопрос с помощью раскрывающей его произвольной информации, т.е. информации о себе, которая выходит за рамки строгого ответа на вопрос. (Например, «Я живу в студенческом общежитии» — не слишком информативный ответ, а ответ: «Я живу в студенческом общежитии и делю комнату еще с двумя соседями» — дает много информации о человеке). Оставайтесь в роли около пяти минут, затем поменяйтесь ролями, чтобы оба партнера получили возможность поупражняться в постановке открытых вопросов и предоставлении произвольной информации. На втором этапе упражнения один участник из каждой пары начинает добровольно давать свободную информацию или описывать личный опыт. Второй участник пытается продлить разговор, либо прося пояснить, либо перефразируя. Иначе говоря, вы своими словами повторяете высказывания партнера, чтобы показать, что вы его слушаете. Такой пересказ свидетельствует о том, как другой человек был выслушан, а также дает возможность проверить правильность понимания одного собеседника другим. После пяти минут диалога поменяйтесь ролями. Между двумя этапами упражнений дайте парам время поделиться своими переживаниями и трудностями (вербализовать их). Когда вы сможете легко открывать другим свой внутренний мир, задавайте вопросы, допускающие широкий диапазон ответов.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.7 (0.011 с.) |