Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III блок: «рефлексия профессионального становления»

Поиск

ТРЕНИНГ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ [2]

Концептуальное введение. Прежде чем развивать навык уверенности в себе, необходимо получить концептуальное понимание проблемы уверенности.

На основе своего клинического опыта Лацарус различает четыре важнейших класса поведения, которые объединяет понятие уверенного поведения. Для него эти способности существуют не только в плоскости поведения, но и включают когнитивные моменты, такие, как установки, жизненную философию и оценки.

Содержательно-уверенное поведение проявляется как спо­собность:

- сказать «Нет»;

- открыто говорить о чувствах и требованиях;

- устанавливать контакты, начинать и оканчивать беседу;

- открыто выражать позитивные и негативные чувства.

Формально такое поведение реализуется в мимике, жестикуляциях; использования Я; контактах глаз; осанке; интонациях.

Факторный анализ перечня конфликтных ситуаций, в кото­рых проявляется неуверенное поведение, позволил выделить ряд факторов, обусловливающих такое поведение.

1. Общая неуверенность — G-фактор.

2. Страх критики.

3. Страх сказать «Нет» в ответ на требования.

4. Страх контакта.

5. Страх потребовать и настоять на своем.

6. Чувство вины за уверенное поведение.

7. Чрезвычайная конформность и осторожность.

Подобные исследования позволяют выделить ряд важнейших характеристик уверенного поведения:

1. Эмоциональность речи — открытое, спонтанное и подлин­ное выражение всех испытываемых чувств.

2. Экспрессивность речи — ясное проявление чувств в вербальной плоскости и соответствие между словами и вербальным поведением.

3. Умение противостоять и атаковать — прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих.

4. Использование местоимения Я — выражение того, что за человек стоит за словами, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками.

5. Принятие похвалы — отказ от самоуничижения и оценки своих сил и качеств.

6. Импровизация — спонтанное выражение чувств и потребностей, повседневных забот, отказ от предусмотрительного планирования.

Категории. Отдельные катиегории уверенного поведения можно следующим образом подразделить на содержательные и формальные классы:

Содержательные Формальные
Принимаются: похвала, критика, требования. Произносятся: похвала, критика, требование. Открытое выражение чувств. Способность к спонтанности. Установление контакта. Начинать разговор. Заканчивать разговор. Мимика. Жестикуляция. Контакт глаз. Положение тела. Интонации. Использование Я. Громкость голоса.

Цель тренинга. Помочь членам группы отличить уверенный ответ от неуверенного и агрессивного ответов.

Необходимое время. 1 ч. Материалы: Нет.

Подготовка. Специальной подготовки не требуется.

Процедура. Каждому члену группы предлагают продемонстрировать в данной гипотетической ситуации неуверенный, агрессивный и уверенный ответы. Например, представьте, что друг «забыл» вернуть деньги, которые он занял у вас. Аг­рессивное поведение может выражаться следующим выска­зыванием: «Черт возьми! Я знал, что тебе нельзя доверять, когда ты обещал, что вернешь деньги! Я хочу получить свои деньги!». Неуверенность в поведении может выражаться вы­сказыванием типа: «Я знаю, что надоедаю тебе, но, как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне деньги в ближайшее время?». Уверенный ответ может быть таким: «Я считал, что мы договорились, когда ты обещал вернуть мне деньги сего­дня. Буду признателен, если ты принесешь деньги самое позднее в пятницу.»

Постарайтесь вовлечь всех членов группы, даже если при этом каждый участник предложит только один из трех ответов. Используйте одну ситуацию на каждого участника. Ролевое проигрывание ситуаций, которые в свое время создали или мо­гут создать определенные сложности, может помочь вам иден­тифицироваться с наиболее агрессивным, уверенным в себе или неуверенным человеком, которого вы знаете. Помните, что не­вербальное поведение говорит столько же о вашем состоянии, сколько вербальное. Старайтесь, чтобы тон голоса, позы, выра­жение лица соответствовали словам.

Руководитель или группа могут создать дополнительные си­туации, подобные перечисленным ниже, или использовать эти ситуации.

— Друг продолжает занимать Вас разговором, а Вы хотите уй­ти. Вы говорите...

— Вы ловите взгляд привлекательного мужчины (женщины). Знаете, что он (она), может быть, интересуется Вами. Вы подхо­дите и говорите...

— Ваш товарищ устроил Вам встречу с незнакомым челове­ком, не предупредив Вас. Вы заявляете ему...

— Люди, сидящие сзади Вас в кинотеатре, мешают вам гром­ким разговором. Вы обращаетесь к ним…

— Друг приводит Вас в смущение, рассказываяв компании истории о вас. Вы заявляете ему...

По очереди просите обратной связи у группы относительно уверенного, неуверенного или агрессивного ответов участника. Помните, что правильных ответов не существует и что хорошее обсуждение может быть очень информативным.

РЕКОМЕНДАЦИИ по уверенному поведению

1. Если Вы хотите в чем-либо отказать другому, скажите ему ясно и однозначно «Нет»; объясните, почему Вы отказываете, однако не извиняйтесь слишком долго.

2. Отвечайте без паузы — так быстро, как только это вообще возможно.

3. Настаивайте на том, чтобы с Вами говорили честно и от­кровенно.

4. Просите пояснить, почему Вас просят о чем-либо, чего Вы не хотите делать.

5. Смотрите на человека, с которым Вы говорите. Следите за его невербальным поведением: есть ли какие-либо признаки не­уверенности в поведении партнера (руки около рта, бегающие глаза и т.п.).

6. Если Вы злитесь, то дайте понять, что это касается поведе­ния партнера и не затрагивает его или ее как личность.

7. Если Вы комментируете поведение другого, используйте речь от первого лица — местоимение Я: «Если ты ведешь себя таким образом, то я чувствую себя так-то и так-то...». По воз­можности предлагайте альтернативные способы поведения, ко­торые, по Вашему мнению, будут лучше Вами восприняты.

8. Хвалите тех (и себя в том числе), кому, по Вашему мне­нию, удалось вести себя уверенно (независимо от того, достиг­нута цель или нет).

9. Не упрекайте себя, если Вы были неуверенны или агрес­сивны. Попытайтесь вместо этого выяснить, в какой момент Вы "соскользнули" с правильного пути и как Вы можете поступить вместо этого в подобных ситуациях в будущем. Плохие привыч­ки быстро не исчезают, новые навыки не падают с неба.

ТРЕНИНГ УМЕНИЯ ВЕСТИ РАЗГОВОР [3]

Цель тренинга: снизить тревожность, связанную с межличност­ным общением и попрактиковаться в коммуникативных умениях.

Необходимое время: 30 мин. Материал: нет.

Подготовка. Специальной подготовки не требуется.

Процедура. Группа делится на пары. На первом этапе одному участнику в паре разрешается задавать только открытые вопро­сы, дающие возможность партнеру ответить более полно. (На­пример: «Вы живете в студенческом общежитии?» — закрытый вопрос; «Где вы живете?» — открытый вопрос.) Другой участ­ник пары отвечает на каждый вопрос с помощью раскрываю­щей его произвольной информации, т.е. информации о себе, которая выходит за рамки строгого ответа на вопрос. (Напри­мер, «Я живу в студенческом общежитии» — не слишком ин­формативный ответ, а ответ: «Я живу в студенческом общежи­тии и делю комнату еще с двумя соседями» — дает много ин­формации о человеке). Оставайтесь в роли около пяти минут, затем поменяйтесь ролями, чтобы оба партнера получили воз­можность поупражняться в постановке открытых вопросов и предоставлении произвольной информации.

На втором этапе упражнения один участник из каждой пары начинает добровольно давать свободную информацию или описывать личный опыт. Второй участник пытается продлить раз­говор, либо прося пояснить, либо перефразируя. Иначе говоря, вы своими словами повторяете высказывания партнера, чтобы показать, что вы его слушаете. Такой пересказ свидетельствует о том, как другой человек был выслушан, а также дает возмож­ность проверить правильность понимания одного собеседника другим. После пяти минут диалога поменяйтесь ролями.

Между двумя этапами упражнений дайте парам время поде­литься своими переживаниями и трудностями (вербализовать их). Когда вы сможете легко открывать другим свой внутренний мир, задавайте вопросы, допускающие широкий диапазон отве­тов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.7 (0.011 с.)