Формирование основ невербального общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование основ невербального общения



Что означает мимика лица индивида

Для правильного понимания говорящего, оценивать произносимое желательно в неразрывной связи слов, пантомимики и других сопроводителей общения, доводя свое восприятие до некоторой завершенности. Испытываемые в душе эмоции люди обычно выражают или конвенциально (стандартно принятым в данной среде общения способом), или спонтанно (непроизвольно).

Когда партнер по общению стремится не выдать то, как он относится к сообщаемому, все может ограничиться про­стым конвенциальным невербальным намеком, бываю­щим иной раз истинным, но чаще дезориентирующим.

Люди нередко взвешивают свои слова и контролируют мимику, однако человек способен следить одновременно не более чем за двумя-тремя из всех рождаемых внутри ре­акций. Благодаря такой утечке информации при наличии у вас соответствующих знаний и опыта имеется возмож­ность выявлять те чувства и стремления, которые объект предпочел бы утаить.

Непроизвольно возникающие у людей реакции сугубо индивидуальны и хорошо читаются лишь при наличии зна­ний и опыта. Непонимание сего момента может привести к фатальному самообману в познании индивида.

Оценивая персональную экспрессию, в учет берут не только врожденные различия, но и влияние традиций, вос­питания, среды и общей жизненной культуры.

Осознавать желательно как фоновое состояние (настро­ение) индивида, так и его реакцию на некий появляющийся стимул (зондаж, поступок, ситуацию).

Значительно отчетливее, чем у мужчин, просматрива­ются эмоции у женщин, которые обычно (хотя и не всегда) легкочитаемы.

Успешность в сокрытии своих чувств зависит от темпе­рамента индивида (холерику это труднее, чем флегматику), сопутствующих обстоятельств (неожиданности) и опыта воспринимающего, в нашем случае — психолога. При сти­мулировании личных чувств для большей убедительности все экспрессивные средства обычно применяются в избыт­ке. Не забывайте этого факта, оценивая искренность ин­дивидов.

Переживания, возникающие у индивида, высвечивают­ся вполне определенным образом, т.е. при помощи мими­ки. Мимика, или выражение лица, — это, вероятно, наи­более простая и наиболее противоречивая зона восприя­тия другого индивида. Социальные психологи выявили, что с помощью выражений лица может происходить общение.

Под действием испытываемых индивидом чувств рож­даются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур, которые определяют выра­жение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмо­ции. Поскольку управлять состоянием лицевых мышц на­учиться несложно, отображение эмоций на лице пробуют маскировать, а то и имитировать.

Об искренности человеческих эмоций обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разняться мимикой его правая и левая половины.

Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается неза­меченной; чтобы успеть перехватить ее, нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положи­тельные эмоции узнаются легче, чем отрицательные.

Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы индивида, читать которые совсем не сложно. Напри­мер, усиленная мимика рта или закусывание губ, свиде­тельствуют о беспокойстве, ну а скривленный в одну сто­рону рот — о скепсисе или насмешке.

Улыбка на лице. как правило, показывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка мужчины — это хо­рошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Женская улыбка значительно правдивее и чаще соответствует фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное толкование. Так, чрезмерная улыбчивость сигнализирует о потреб­ности в одобрении, кривая улыбка — это знак контролируе­мой нервозности, улыбка при поднятых бровях говорит о готовности подчиниться, улыбка при опущенных бровях — показывание превосходства, улыбка без подъема нижних век расскажет о неискренности, угроза же — это улыбка с по­стоянным расширением глаз без их закрывания. Психолог должен знать, что типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

• радость: губы искривлены и их уголки оттянуты на­зад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

• интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;

• счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно от­делены назад, глаза спокойные;

• удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;

• отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят;

• презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;

• страх: брови немного подняты, но имеют прямую фор­му. Их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят го­ризонтальные морщины. Глаза расширены, причем ниж­нее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот мо­жет быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоций); когда в наличии лишь упомя­нутое положение бровей, это — контролируемый страх;

• гнев: мышцы лба сдвинуты внутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри рас­ширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжа­ты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную фор­му и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;

• стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или бегают из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно по­красневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;

• скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Хотелось бы еще раз повторить, что знать выражения-лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать людей, но и для тщательной отработки сво­их профессиональных имитаций. Если мимика — это дви­жение мышц лица, отражающее внутреннее, эмоциональ­ное состояние индивида, то владение мимикой, умение ее читать необходимы любому человеку, но особенно тому, кто по роду своей профессиональной деятельности имеет мно­гочисленные контакты с людьми.

О чем говорят взгляд и глаза индивида

Психологи знают о том, что индивиды, которые не смот­рят в глаза, что-то скрывают. Обычно люди смотрят друг на друга от 30 до 60% времени общения. Если два человека во время разговора смотрят друг на друга более 60% време­ни, то они, вероятно, больше заинтересованы в собесед­нике, чем в том, о чем они говорят. Крайности в этом спек­тре — влюбленные, с обожанием смотрящие друг на друга, два разгневанных человека, готовых к драке.

Люди склонны к зрительному контакту в большей степени. когда они слушают, чем когда они говорят. Обычно человек отводит глаза, когда задает вопросы, от которых он чувствует себя неудобно, ощущает вину. С другой сто­роны, когда человек агрессивен, озлоблен или защищает­ся. контакты глаз резко возрастают, взгляд становится на­пряженным, силовым.

Людей обычно выдают:

• какие-либо изменения в обычном выражении глаз, свидетельствующие о возникновении некой эмоции или реагировании на некий стимул;

• непроизвольные движения глаз, показывающие, что индивид испытывает тревогу, стыд, страх;

• блестящий взгляд говорит о том, что индивид испы­тывает возбуждение;

• остекленевший взгляд характеризует чрезвычайную слабость индивида.

• сумбурные движения зрачков являются знаком опья­нения, причем чем больше таковых движений, тем более человек пьян.

• о возбуждении и обмане говорят усиленные моргания век. Достаточно интересно наблюдать за зрачками индиви­да. Так, увеличение зрачков — показатель ощущения ин­тереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих вне­шних факторов, но также и сильное страдание. Зрачки уве­личиваются и от употребления некоторых лекарств и нар­котиков, в частности, марихуаны, кокаина и пр. Сужение зрачков говорит о накатывании раздражения, злобы, не­нависти и сходных отрицательных эмоций. Но сужение зрачков может свидетельствовать и о действии определен­ных наркотиков, например морфия, героина и пр.

Мы знаем, что люди предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них установи­лись близкие отношения. Кстати, женщины при этом про­являют больший визуальный интерес, чем мужчины. В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слу­шают, а не когда говорят, хотя осуществляя внушение иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесе­ния диалога. Индивид, который смотрит в глаза в момент общения заметно меньше одной трети всего периода об­щения, нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, скорее всего, ис­пытывает повышенный интерес к субъекту общения, от­кровенную враждебность или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую рас­шифровку:

• отсутствующий взгляд -- сосредоточенное размышле­ние;

• переведение взгляда на окружающие предметы и в по­толок — падение интереса к беседе, излишне длинный мо­нолог партнера;

• настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки при этом сужены) — признак враждебности и явного желания доминировать;

• настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки при этом расширены) — знак сексуальной заинтересованности;

• отвод и опускание взгляда — стыд, обман;

• взгляд сбоку — недоверие;

• взгляд то отводится, то возвращается назад — отсут­ствие согласия, недоверие.

Особая роль в общении уделяется первому взгляду. Пер­вое мгновение, когда индивиды встречаются и приветству­ют друг друга, сопровождается и первым взглядом в глаза друг другу. Наше сознательное восприятие другого челове­ка всегда происходит с помощью непосредственного зри­тельного контакта. Если ритуальный взгляд не соблюден, собеседник обычно чувствует себя проигнорированным или оскорбленным. Вряд ли он может противодействовать чувству: «Ты меня не принимаешь во внимание так, как подобает».

Вот почему психологу рекомендуется всегда стремить­ся приветствовать собеседника, клиента и пр. открытым взглядом в глаза. А позднее, в разговоре, часто смотреть в глаза человеку, чтобы подчеркнуть значение своих слов.Неследует также забывать, что если взгляд способствует вну­шению так же, как слова, то прерывание зрительного кон­такта при разговоре на длительное время может привести к прекращению разговора. Опытные психологи также зна­ют, что когда один человек говорит, слушающий не должен допускать поединка глазами, так как это может породить агрессивность.

Не случайно бытует мнение, что глаза — зеркало чело­веческой души. Язык взгляда способен сказать о многом, а точнее, об истинных чувствах вашего собеседника. Взгляд индивида и связанные с ним сигналы глазами имеют не­посредственное отношение к правдивости той информа­ции, которая произносится в слух.

По своей специфике взгляд может быть: деловой — ког­да он фиксируется в районе лба собеседника, что предпола­гает создание атмосферы делового партнерства; светский — когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, что способствует созданию атмосферы светского, непринужден­ного общения; интимный — когда взгляд направлен не пря­мо в глаза собеседника, а ниже лица на тело, до уровня гру­ди. И, наконец, взгляд искоса, который говорит, как прави­ло, о подозрительном или критическом отношении к собеседнику.

Таким образом, язык взгляда имеет весьма важное зна­чение для распознавания отношения индивида к собесед­нику или к ситуации, которая в данном случае обсуждается.

Интонация голоса и особенности лексики индивида

Следующим показателем невербального поведения ин­дивида являются интонация голоса и особенности лекси­ки. Голос довольно точно сообщает окружающим о теку­щем состоянии индивида, его переживаниях, отношении к событиям, самочувствии, а нередко и о темпераменте, чертах характера.

Уловить эмоции индивида позволяет тон его голоса. На­пример, в состоянии тревоги или нервного напряжения, у него несколько меняется голосовой тембр. Социальные психологи рекомендуют при расшифровке сообщения об­ращать внимание как на силу, так и на высоту голоса: очень высокий голос является показателем энтузиазма, радости или недоверия; высокий, в широком диапазоне силы, то­нальности и высоты, — гнева и страха; чрезмерно высо­кий, пронзительный свидетельствует о беспокойстве; мяг­кий и приглушенный, с пониженной интонацией к концу каждой фразы выражает горе, печаль или усталость.

Кроме тона голоса, значительными информативными невербальными звуками будут: свист (явно не художествен­ный) — как показатель неуверенности индивида; несоот­ветствующий моменту хохот, выдающий напряжение индивида; неожиданные спазмы голоса, также свидетельству­ющие о напряжении; постоянное покашливание — лжи­вость, неуверенность в себе или обеспокоенность чем-либо.

Более всего о внутреннем психоэмоциональном состо­янии индивида может сообщить анализ его связной речи: как в ней расставлены логические ударения, как быстро произносятся слова, как конструируются фразы, какие имеются отклонения от нормы. К отклонениям от нормы имеет смысл отнести неуверенный или неверный подбор слов, обрывание фраз на полуслове, изменение слов, по­явление слов-паразитов, исчезновение пауз. При этом надо помнить, что быстрая речь однозначно говорит о взволно­ванности или обеспокоенности чем-то, страстном желании убедить или уговорить кого-то, о личных трудностях. Мед­ленная речь является показателем нескольких моментов: высокомерия, усталости, угнетенного состояния или горя. Прерывистая речь покажет нам неуверенность индивида, а особой гладкости речь — его возбуждение. Лаконичная и уверенная речь однозначно выявит уверенность индиви­да, в то время как заикание — напряжение или обман; не­решительность в подборе слов — неуверенность в себе или намерение внезапно удивить чем-то. Появление в речи индивида речевых недостатков, например, повторение или искажение слов, обрывание фраз на полуслове — это не­сомненное волнение, но иной раз и желание обмануть.

Если продолжить характеристику интонации голоса и особенностей лексики, то окажется, что появление в речи пауз, заполняемых словами-паразитами (ну.., так ска­зать..., э...) — это нерешительность и затруднение в выра­жении мысли, поиска выхода из положения. То, что инди­вид эмоционально или физически напряжен, покажет вклинивание в произносимые слова уменьшительно-лас­кательных суффиксов, например, «ясненько». Возрастание числа тривиального набора слов, проговариваемых быстрее, чем обычно, — эмоциональное возбуждение. А вот • слишком удлиненные паузы выявляют незаинтересован­ность или несогласие индивида. В заключение можно так­же отметить, что чрезмерное волнение характеризуют так называемые мысли вслух, или, как говорят специалисты, — переход внутренней речи во внутреннюю, умолкание или скупость в словах — обиду.

Физиологические реакции индивида

В период общения психологу могут явно бросаться в гла­за физиологические реакции индивида. Эти реакции обыч­но плохо поддаются контролю и поэтому весьма информа­тивны.

Рассмотрим стандартное значение этих реакций. По­краснение лица — стыд или гнев. Побелевшее лицо — страх или признак виновности. Усиленные биения пульса на ве­нах рук, или артериях шеи — тревога, страх, стыд или об­ман. Быстрое поверхностное дыхание — внутреннее напря­жение. Короткое дыхание через нос — злость. Нарушения дыхания, спазматические движения горла и рефлекторное глотание слюны — тревога, стыд, обман. Пересыхание рта (проявляется в глотании, облизывании губ, жажде и т.д.) — страх, обман. Внезапное обнажение зубов — признак ярости, агрессивности. Испарина, пот — гнев, смущение, нервозность, обман. Тремор рук — внутреннее напряжение, страх, обман. Скрип зубами — сильнейшая нервозность, стресс, отсутствие возможности осуществить задуманное.

Подобные реакции обычно проще обнаружить у муж­чин, нежели у женщин, умеющих сильнее скрывать свои чувства.

Как понять психическое состояние индивида по внешнему виду

Можно научиться читать язык телодвижений. Однако простое знание сущности и содержания отдельных жестов не решит проблемы понимания другого человека. Психолог должен научиться понимать, прежде всего, пси­хическое состояние индивида. Поэтому мы и рассмотрим основные невербальные проявления отдельных психичес­ких состояний индивида и характерные особенности его поведения.

Показателями неуверенности, нервозности, раздражи­тельности обычно являются частое покашливание, ерзание на стуле, постукивание ногой по полу, звяканье находящи­мися в кармане предметами, бегающий взгляд и т.д.

Состояние повышенной психической напряженности проявляется в крепком сжатии и интенсивном потирании рук или пальцев; в разнообразных, непрерывных мелких движениях пальцев (манипулировании ручкой, распрям­лении скрепок и т.д.); в направленности взгляда в сторону двери или окна, что указывает на стремление человека вый­ти из помещения, где он испытывает дискомфорт; в защит­ных действиях, способствующих повышению увереннос­ти (поглаживание щек, расстегивание подворотничка и т.д.); в расхаживании по комнате взад и вперед; в специфичес­ких действиях курильщика, который может размахивать сигаретой, постоянно держать ее во рту, даже забывая при­курить, и т.д.

К характерным жестам закрытости относят барьеры из рук (руки скрещены на груди); барьеры из ног (скрещен­ные ноги в положении сидя, либо одна нога положена на другую).

К очевидным жестам, выражающим скрытность, сомне­ние или ложь, относят группу жестов из серии «рука к лицу»: прикрытие рта руками; касание кончика носа; потирание глаза; дотрагивание до уха; почесывание шеи и т.д.

К жестам, отражающим интерес, как правило, относят наклон головы вбок; ориентация корпуса в сторону собе­седника; наклон тела в сторону собеседника, сомкнутая в кулак ладонь на шее с вытянутым вверх указательным паль­цем и т.д.

Когда индивид принимает какое-либо решение, то он склонен демонстрировать следующие жесты: почесывание подбородка; захватывание носа в щепоть; прикрывание глаз, расхаживание взад и вперед с соединенными за спи­ной руками и т.д.

К жестам, указывающим на критическое отношение к собеседнику (либо к обсуждаемому вопросу), обычно от­носят такие: ориентация корпуса не в сторону собеседни­ка; указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные располагаются под подбородком; поворот ступней ног в сторону выхода и т.д.

Характерным жестом, отражающим уверенность и вла­дение ситуацией, является соединение пальцев обеих рук в купол, в форме пирамиды.

Существуют особые жесты и телодвижения, указываю­щие на готовность к конкретным действиям. Вот некоторые из них: посадка на краю стула с наклоном корпуса вперед, в сторону собеседника; расстегивание пиджака или другой верхней одежды; руки на бедрах в позиции стоя и т.д.

Манипуляции с очками расшифровываются достаточ­но просто. Прежде всего, это выигрыш во времени, когда медленно снимают очки, как бы внимательно осматрива­ют их, тщательно протирают, не спеша надевают и только потом приступают к разговору. Эти действия позволяют не только выиграть время, но еще раз обдумать ситуацию. Полная потеря контроля над собой — очки резко срывают и бросают на стол. Данный жест показывает, что индивид находится в состоянии сильного возбуждения и разговор, по всей видимости, следует отложить. Критическая оцен­ка факта, события или индивида осуществляется взглядом поверх очков, опущенных на кончик носа.

Особую познавательную ценность имеет направлен­ность дыма во время курения. Дым направлен вверх — это показатель положительного настроя человека; дым направ­лен вниз — это говорит об отрицательном эмоциональном состоянии; дым выпускается через угол рта — свидетель­ство скрытности человека. Любопытно отметить, что су­ществуют особые психологические различия у курильщи­ков, предпочитающих различные виды курения. Любите­лей трубок отличает повышенная проницательность, манипулятивность, иногда возбудимость и нервозность. Движения с трубкой способны эффективно отвлекать вни­мание окружающих, они дают уникальный выигрыш вре­мени на обдумывание. Курильщик трубки закуривает ее в невыгодных для себя ситуациях. Со стороны же курильщик трубки воспринимается обычно как человек неординарного и творческого мышления. Любителей сигарет оценивают как людей умеющих ценить время, склонных действовать быстро и эффективно.

Как правильно почувствовать настроение индивида

Далее мы покажем, каким образом (и достаточно про­сто) можно правильно прочувствовать настроение индиви­да. Психологу, тем более социальному, важно уметь исполь­зовать это на практике. Конечно, представленная нами здесь привязка отслеживаемых внешних проявлений к тому, что индивид переживает фактически, неполна и не совсем надежна, поскольку каждый человек хоть чуточку, да уникален, но в большинстве случаев имеет место.

Осознание своей силы (уверенности в себе). Стабильная прямая поза, дополненная выставленным подбородком, руки при этом могут сцепляться за спиной, располагаться на бедрах, засовываться в карманы при оставлении боль­ших пальцев снаружи. Осознание своей уверенности мо­жет также проявляться и в оседлывании стула или небреж­ном забрасывании одной ноги на подлокотник кресла. Руки порой закладываются за голову, либо соединяются конца­ми пальцев при разведении ладоней. Глаза подчас прикры­ты веками, так что смотреть приходится при запрокинутой назад голове. Улыбка необычна — с приспущенными бро­вями. Речь решительна и лаконична. Видна скупость при передачи информации и фактуры и при установлении кон­такта. Проявляется повышенная заинтересованность про­блемами и обязанностями другого человека. В целом ин­дивид достаточно спокоен.

Осознание своей слабости (отсутствие уверенности в себе). Чрезмерная жестикуляция, а также убирание рук за спину с захватыванием одной рукой запястья другой; стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо. Улыбается индивид с приподнятыми бровями, в речи чувствуются сомнения в подборе слов. Речь сама по себе прерывистая. Поспешность и готовность к выдаче информации, а также склонность обстоятельно и доско­нально аргументировать свои поступки. Явно видна сует­ливость.

Воля к сопротивлению. Проявляется в средней громкос­ти голоса, твердом холодном тоне, четкой аргументации, медленном темпе и ритмичном течении речи, точной дик­ции.

Внутреннее напряжение. Зажатость в позах и движени­ях, стремление опереться или прислониться к чему-либо. Кисти рук предельно сцеплены между собой. Курильщики излишне часто сбивают пепел с сигареты. Тембр голоса из- меняется, звук форсируется, внезапные спазмы охватыва­ют гортань. Индивид скрипит зубами, заикается, постоян­но перебивает других. У него увеличивается число шаблон­ных фраз, он начинает пренебрегать речевыми паузами, ис­пользует слова с ласкательными и уменьшительными суффиксами.

Усталость или угнетенность. Тусклый и остекленевший взгляд, замедленная речь, мягкий и приглушенный голос с падением интонации к концу отдельных фраз.

Враждебность. Неосознанно показывая враждебность, индивид обычно отодвигается от партнера, сжимает кула­ки при скрещенных руках, отклоняет голову назад и обры­вает чужую речь. Он пристально или настойчиво смотрит в глаза собеседнику, лоб при этом нахмурен, а уголки рта опущены.

Нервозность и неуверенность. Индивид суетлив, часто меняет позы, чрезмерно жестикулирует, отбрасывает ме­шающие волосы со лба, закусывает губы, может покусы­вать ногти. Появляются высокий и пронзительный голос, быстрая речь, высказывание мыслей вслух. У некоторых выступают испарина и пот.

Хорошее настроение. Здесь все просто. Улыбка активная, жестикулирующая. Зрачки расширены, пиджак расстегнут, индивид бодро насвистывает какую-то мелодию. Если это курящий человек, то дым он выпускает вверх.

Плохое настроение. У индивида заметно сужены зрач­ки. Взгляд устремлен к земле. Походка с волочением ног. Речь угрюма, голос раздраженный. Он придирается к со­вершенно безобидным словам и напрашивается на ссору. Неконтактен. Курящие люди пускают дым от сигарет вниз.

Если до этого были рассмотрены типические проявле­ния более или менее устойчивого фонового психоэмоционального настроя индивида, то теперь мы уделим внима­ние автоматическим реакциям объекта на неожиданно возникший раздражитель. Это может быть слово, поступок или ситуация. Как и всегда, учитываются либо наборы из уж приведенных признаков, либо единственный, но характерный для конкретного индивида отклик поведения, реакции.

Удовольствие. Зрачки значительно расширены, по лиц расплывается улыбка, а голос становится мелодичным.

Неудовольствие. Зрачки сужены, индивид может делать резкие движения.

Заинтересованность. Голова склонена набок, взгляд как бы искоса сопровождаемый улыбкой или слегка приподнятыми бровями. Курильщики вынимают сигарету изо рта.

Скука. Индивид начинает смещать свой взгляд на соседние предметы и в потолок, механически что-то рисует на бумаге. Если это женщина и она сидит при этом со скре щенными ногами, то одна из ног начинает вяло покачиваться.

Смущение, стыд. Обычно испытывающий стыд индиви, опускает или отводит глаза, краснеет, у него усиливаете пульс, отслеживаемый в венах рук или артерии шеи, затрудняется дыхание. Появляется испарина или пот.

Недоверие. Руки складываются на груди, пальцем почесывается спинка носа, взгляд отводится, но затем возвра щается.

Неодобрение и несогласие. Индивид начинает покачиват головой из стороны в сторону, сбивает ворсинки с одежды растягивает речевые паузы.

Ложь. Здесь достаточно много показателей. Взгляд от водится в сторону и книзу, почесывается веко, ладонью растирается затылок, рот прикрывается рукой, частое моргание. Во рту пересыхает, поэтому часто облизываются губы. Могут возникать проблемы с дыханием, усиленна пульсация крови, испарина, дрожь в мышцах тела, чащ всего проявляемая в пальцах рук или фрагментах лица. Речь характеризуется недостатками вроде повтора слов или об­рыва фраз на полуслове, фиксируется ее громкость, появ­ляются заикание и покашливание. Разумеется, набор всех показателей вместе проявиться не может. Но проявление нескольких показателей вполне реально.

Страх. Заметно белеет лицо, пересыхаетво рту, голосстановится высоким, иногда слышно урчание в животе.

Виновность. Могут быть кое-какие изменения в цвете лица. В некоторых случаях индивид не может смотреть пря­мо в глаза.

Злость. Индивид может сжимать кулаки, пощипывать ладони, свирепо давить сигареты в пепельнице, пинать или грубо отбрасывать что-то. Появляется испарина или пот, краснеет лицо. Короткое и шумное носовое дыхание.

Вероятность нападения. Зрачки индивида внезапно су­живаются, появляется зубной оскал.

Таким образом, психологу для точного улавливания об­нажающих объект реакций следует приобрести привычку непроизвольно отмечать все изменения в выражении глаз; величине зрачков (сужение или расширение); цвете лица (побледнение или покраснение); биении пульса (на шее, на висках и на запястьях рук); дыхании (колебания груд­ной клетки, а также ямочки у основания шеи); полости рта (сглатывание слюны или облизывание губ); состоянии кожи (пот на ладонях рук и лице); мышцах (дрожь в руках, в пальцах конечностей и в некоторых частях лица).

Установка индивида и соответствующие ей жесты и движения

Социальный психолог, встречаясь в течение рабочего дня с достаточно большим количеством индивидов, дол­жен очень хорошо понимать их установки к общению и соответствующие им жесты и движения. Мы рассмотрим основные из установок индивида на общение. К ним относятся: установка на открытость общения; установка на закрытость общения; установка на оценку другого в общении, установка на подозрительность и скрытность при общении.

Установка на открытость общения проявляется, прежде всего, в развернутых навстречу собеседнику руках жест часто сопровождается поднятием плеч, открытыми вперед ладонями. Вся поза как бы вопрошает: «что вы от меня хотите?».

Другой характерный жест — расстегнутый пиджак или куртка. Человек, доверяющий вам, расстегнет, а то и снимет его в вашем присутствии. Исследователями бьло установлено гораздо больше взаимного согласия среди людей в расстегнутых пиджаках, чем среди тех, у кого были застегнуты на все пуговицы. Многие из последних к тому же еще и сидели, скрестив руки на груди, — в защиты. Те же, у кого менялось внутреннее состояние в положительную сторону, бессознательно разжимали и расстегивали пиджаки.

Ярким показателем установки на закрытость общения являются скрещенные на груди руки. Эта поза — защитная стена или фиксированная позиция, с которой и вид не хочет сдвинуться. Этот жест оказывает очень сильное влияние на окружающих. Например, можно повлиять на группу из нескольких человек, просто скрестив руки.Если сохранять эту позицию не только тогда, когда вы слушаете, но и когда говорите, то вы увидите, что остальные члены группы последуют вашему примеру и открытое общение нарушится. Опытный психолог знает, что люди обычно не понимают этого простого жеста и продолжают выключать того, кого надо включить в разговор, — а он энергично сигнализирует нам, что выпал из разговора.

Для того чтобы узнать, принял ли индивид защитную позу, или просто удобно расположился, скрестив руки, следует по­смотреть на его кисти. Если пальцы сжаты в кулаки — то это защитная поза.

Посадка на стул, при которой спинка как бы является щитом, свидетельствует о том, что индивид демонстрирует явное превосходство или даже агрессию. То же самое озна­чает и скрещенные ноги. Скрещивание ног во время бесе­ды одним или обоими участниками означает, что конфрон­тация достигла наивысшей точки. Люди, скрестившие ноги, показывают, что стремятся к соперничеству, превос­ходству и поэтому требуют повышенного внимания. Если же при этом индивид скрестил также и руки — перед вами настоящий противник. Что касается подобной позы у жен­щины, то ей просто наскучила эта ситуация.

Расшифровывая установку на оценку другого, даже опытный психолог может иногда попасть впросак, так как жесты оценки часто интерпретируют неправильно. Дело в том, что они отражают задумчивость, размышления. Не­ясен не только знак оценки, непонятно в принципе, что происходит, над чем индивид раздумывает. Например, жест «рука у щеки», напоминающий роденовского «Мыслите­ля», означает, что человек задумался, о чем-то размышля­ет. А вот позы и жесты, свидетельствующие о критической оценке: подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные сведены вместе и располагаются под подбородком. Если это сопровождает­ся наклоном корпуса в сторону от собеседника, то тон оцен­ки — критический или просто негативный.

Если голова наклонена вбок, то это связано с заинтере­сованностью. Если индивид потерял мысль, то его голова выпрямляется, плечи сначала поднимаются, затем опус­каются, взгляд начинает блуждать по потолку, стенам, по другим людям и, наконец, тело принимает позу, направленную к выходу из помещения, что означает — достаточно, пора остановиться.

Кстати, почесывание подбородка — это тоже жест размышления и оценки. Он означает примерно следующее:». Хорошо, дайте мне подумать». Идет процесс принятия решения. Часто это сопровождается взглядом исподлобья, же как бы издалека увидеть проблему. И последнее — захватывание носа в щепоть. Этот жест при одновременно закрытых глазах говорит о большой сосредоточенности над принимаемыми решениями.

Установка на подозрительность и скрытность; индивид стремится не смотреть на человека вообще. Вообще, жесты, передающие подозрительность, неуверенность, отрицательное отношение и т.д., имеют общий негативный смысл. Когда мы выражаем такое отношение к окружающим, они обычно выдают нам такую же обратную реакцию.Типичные позы и жесты отрицания — сложенные руки, отклоненный назад корпус, скрещенные ноги, наклоненная вперед голова и взгляд исподлобья. Более слабые жесты, находящиеся вне сознательного контроля — поворот корпуса в сторону, потирание носа, взгляд сбоку

Сигналы напряженности, неуверенности, готовности к сотрудничеству

Что сигнализирует о готовности индивида к сотрудничеству, взаимодействию или, наоборот, о его напряжении, неуверенности, когда о готовности и речи идти не может. Начнем с понятия готовности индивида к общению или взаимодействию.

Речь идет о состоянии, когда у индивида есть масса и сил, он полон энтузиазма и хочет достичь цели, к которой энергично стремится. Об этом состоянии сигнализируют руки на бедрах — положение человека, ориентирован­ного на действие. Другим сигналом может быть опора ши­роко расставленными руками на стол. Если этот сигнал не воспринимается, следует эмоциональный взрыв, часто весьма разрушительной силы. Не надо мешать индивиду, высказываться в такой позиции.

Если готовность несет оттенок плохо скрываемой агрес­сивности, то индивид обычно решительно приближается к вам, входя в личностное пространство, хотя может при этом говорить доверительным голосом.

Некоторые жесты напрямую сигнализируют о готовнос­ти к взаимодействию. В частности, посадка на краю стула. Эта поза объединяется с позами и жестами, обозначающи­ми интерес к тому, что говорит индивид. Сюда же относится и жестикуляция у лица. В целом эти жесты могут выражать многое, от скуки до интереса. Но если две группы людей сидят друг против друга — одни со скрещенными ногами, а другие — опершись рукой на щеку, то последние потенци­ально более склонны к взаимодействию. Точно так же и на­клоненная голова свидетельствует о сотрудничестве, пока­зывая, что человек заинтересован вами. Расстегнутый пид­жак при общении точно означает, что индивид не только открыт вам, но и сконцентрирован на том, что вы говорите.

Если говорить о неуверенности, то типичными ее жес­тами будут переплетенные пальцы рук, но при этом боль­шие пальцы нервно двигаются или пощипывают ладони. Другой жест неуверенности — когда грызут ногти или со­сут конец авторучки.

Для женщины типичный жест укрепления уверенности — медленное и изящное движение руки к шее. Этот жест воз­никает, когда она слышит или говорит что-то, ставящее ее в неприятное положение. В любом случае — это сигнал, что она не совсем уверенна в сказанном.

Ну а теперь поговорим о напряженности. Короткое дыхание, частые вскрики и неясные звуки — стон, мычание и т.п. — это звуковой фон напряженности. Разозленные люди обычно коротко дышат и пропускают воздух через ноздри с такой силой, что издают звуки, похожие на храп. Кто не замечает момента, когда его собеседник начинает коротко дышать, и продолжает говорить свое, тот может столкнуться с серьезными неприятностями, особенно если это — его начальник.

Крепко сцепленные руки говорят о подозрении и неверии. Те, кто пытаются, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеют большого успеха. Часто можно видеть, как при сцепленных руках большие пальцы начинают двигаться. Это сигнал потребно в усилении уверенности, желании перестраховаться. Поза с плотно сжатыми руками наблюдается у индивида, попавшего в переделку, например, когда он должен отвечать вопросы, содержащие серьезные обвинения против него. На основании сказанного можно отметить, что если индивид крепко сцепил руки, то он обычно напряжен и общение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.06 с.)