Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция № 7. Личность в социальной психологии. Социализация личности.

Поиск

1. Социально-психологические теории личности: п онятие личности в медицине, педагогике, философии, социологии, общей психологии.История развития взглядов на личность.

2. Специфика социально-психологической структуры личности. Структурные элементы личности.

3.Социальная установка как регулятор поведения личности. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения В.А. Ядова.

4. Структура человека как индивида, личности, индивидуальности. Динамическая и статические составляющие социально- психологической структуры личности.

5. Методы исследования личности в социальной психологии.

6. Социализация личности: этапы, институты, проблемы.

7. Социально-психологическая адаптация личности: Сущность адаптации. Типы адаптации. Адаптационный синдром. Психологические механизмы адаптации.

Основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.,2004.

2. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2004.

3. Социальная психология: учебное пособие / Отв. Ред. А.Л. Журавлев. М., 2002.

4. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. М., 2005.

Дополнительная литература:

1. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001.

2. Крысько В. Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. — М., 2001.

Нортова–Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. — М., 2001.

II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практическое занятие №1. Структура общения

1. Перцептивная сторона общения: схема восприятия при общении. Первое впечатление. Источники первого впечатления. Эффективное вхождение в контакт с собеседником. Влияние на психику человека. Факторы позитивного отношения к собеседнику: привлекательности, превосходства, «отношения к нам». Эффект ореола. «Чтение» лица, походки, поз, внешнего вида человека. Эмпатия. Исследование про­цессов и результатов каузальной атрибуции.

2.Самоподача, самопредъявление, самопрезентация. Самоподача привлекательности, отношения, актуального состояния и причин поведения.

3.Коммуникативная сторона общения: коммуникация. Эффективная коммуникация. Система барьеров в общении. Барьеры непонимания. Внуше­ние, или суггестия. Контрсуггестия и ее виды: избегание, ав­торитет и непонимание.

4.Способы преодоления психологических барьеров: преодоление избегания, управление вниманием партнера, аудитории, собственным вниманием. Прием «нейтральной фразы». Прием «завлечения». Прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим. Поддер­жание внимания слушающего. Группы приемов поддержания внимания.

5.Интерактивная сторона общения: действие— главное содержание общения. Соотношение ситуации и действия. Адекватность ситуации. Восприятие положения партнеров, их позиций в общении от­носительно друг друга. Транзактный анализ Э.Берна, Т.Харриса, М.Джейс и Д.Джонджевал. Транзакции и их виды: дополнительные, пересекающиеся и скры­тые.

6. Стили общения. Факторы выбора стиля общения: личностными осо­бенностями человека, его мировоззрением и положением в общест­ве, характеристиками этого общества и др. Основные стили: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

Литература:

1.Браун Л. Имидж – Ваш путь к успеху. – СПб.: Питер,2000. – 192с.

2.Бодалев А. А. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1983.

3.Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов – путь к успеху. – СПб.; Питер, 2001. – 204с.

4.Куши М. Чтение по лицу. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001. – 144с.

5.Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека - как книгу. – М.,Экономика, 1990. – 48с.

6.Панасюк А.Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать. – М.- Олимп:ООО «Издательство АСТ-ЛТД»,1998.- 304с.

7.Фомин Ю.А. Психология делового общения.–Мн.:Амалфея, 2000.- 384с.

Практическое занятие № 2. Основные социально-психологичес-кие характеристики больших социальных групп и движений.

1. Содержание и структура психологии основных больших социальных групп.

2. Основные социально-психологические характеристики больших социальных групп как субъектов общественной психологии: социальных классов, этнических групп и др.

3. Основные принципы исследования психологии стихийных групп и массовых движений: типология и способы воздействия (заражение, внушение, подражание).

4. Основные методы изучения психологии больших социальных групп.

Литература:

1.Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М., «Ключ-С», 1999. – 224с.

2.Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

3.Московиси С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. /Пер. С фр. М„ 1996.

4.Назаретян А. П. Психология массового стихийного поведения (Конспект спецкурса). М., 1997.

5.Налчаджян А.А. Этнопсихологическая самозащита и агрессия. Ереван., Изд-во «Огебан», 2000, - 408с.

6.Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб., 2001.

7.Социально-психологические исследования межнациональных отношений. Сб. научных трудов /Под ред. Шихарева П.Н. М., 1993.

Практическое занятие № 3. Динамические процессы в малой группе.

1.Общая характеристика динамических процессов в малой группе.

2.Образование малой группы.

3.Феномен группового давления.

4.Групповая сплоченность.

5.Лидерство и руководство в малых группах.

6.Теории происхождения лидерства.

7.Стиль лидерства.

8.Процесс принятия группового решения.

9.Эффективность групповой деятельности.

Литература:

1.Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.

2.Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.

3.Кричевский Р.Л: Дубовская Л.М. Социальная психология малой группы. М.,2001.

4.МайерсД. Социальная психология. СПб., 1997.

5.Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. М,, 1984.

6.Психологическая теория коллектива. /Под. ред. Петровского А.В. М.. 1979.

7.Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива. //Коллектив и личность. М., 1975. Хрестоматия по социальной психологии. М., 1994.

Практическое занятие № 4. Проблемы взаимоотношений личности в группе

1.Фокус проблемы личности в социальной психологии.

2.Социально-психологические качества личности.

3.Примеры механизмов перцептивного процесса: механизм перцептивной защиты, эффект «ожиданий», феномен когнитивной сложности.

4.Перспектива исследований личности в социальной психологии.

Литература:

1.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования, М., 1984.

2.Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности. Л., 1983

3. Кон И.С. В поисках себя- М., 1984.

4.Леонтьев А.Н. Начало личности — поступок // Избр. психолог, про­изв. Т. 1. М., 1983.

5.Мерлин В.С. Взаимоотношения в социальной группе и свойства лич­ности. Социальная психология личности. М., 1979.

6. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992-

7.Ядов В.А. Социальная идентификация личности. М., 1994.

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Обращаем внимание слушателей на несколько важных моментов в изучении курса «Социальная психология».

Во-первых, большое внимание слушателей следует обратить на значимость и важность первой темы «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ». Именно при рассмотрении этой темы важно заложить методологический подход к рассмотрению категорий социальной психологии, показать логику социально-психологического исследования: методология – методы исследования – конкретная методика, связь предмета и объекта исследования. Необходимо проследить затем подходы основных школ социологии и психологии к определению предмета, объекта социальной психологии, а затем понятий и механизмов, что является одной из сложных задач как для обучающихся, так и для преподавателей.

Важно и целесообразно «протянуть» логическую связь от первой темы ко второй – «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ», которая также выступает важной в плане методологии, так и большого содержания, объема. История социальной психологии служит уникальным материалом для демонстрации формирования и развития как научных школ в социальной психологии, так и накопления теоретических и эмпирических социально-психологических данных. Для изучения исторического материала традиционно используеттся система рефератов, докладов и сообщений, которая наряду с положительными моментами (подробное изучение слушателями одной из научных школ или какого-либо явления, эксперимента с использованием дополнительного материала и пересказ всей группе на практическом занятии) имеет и отрицательные (использование и перепечатка материала без чтения, а тем более изучения, из Интернета или с СД – дисков, ксерокопирование монографий и др.). Целесообразно организовать процесс изучения исторического материала по социальной психологии с учетом этих моментов и с учетом рекомендаций по организации самостоятельного изучения раздела «История развития социальной психологии».

Современным взглядом на развитие проблем социальной психологии может служить учебник «Акмеология» (под ред. А.А.Деркача), который раскрывает проблемы политической, управленческой, этнической и других отраслей акмеологии. Кроме того, можно использовать в качестве дополнительного материала интересные исследования аспирантов, соискателей и докторантов кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ.

Третья тема «ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» всегда вызывает большой интерес у слушателей своей практикоориентированностью. Поэтому целесообразно построить изучение ее таким образом, чтобы наряду с теорией общения и его закономерностей, слушатели могли усвоить и выработать у себя практические навыки делового общения, приемы невербального общения: кинесические особенности невербального общения, проксемические особенности невербального общения, психологические и паралингвистические особенности невербального общения, визуальный контакт. Этому могут помочь материал из дополнительного списка литературы и построение практического занятия «Структура общения» в виде тренинга, который также разработан на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ.

Важно одновременно использовать рекомендации и по самостоятельному изучению раздела « Психологические проблемы делового общения», с обращением внимания слушателей на невербальные средства в деловой разговорной практике: деловые беседа, переговоры, совещание, телефонные переговоры, прием посетителей, национальные стили ведения деловых переговоров, основы публичного выступления: история, методика, особенности.

Следующая тема «СУБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. ПРОБЛЕМА ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И ОБЩНОСТЕЙ» актуальна и вызывает большой интерес у слушателей. Современный практический материал российского и зарубежного сообществ позволяет рассмотреть эту тему в сравнении на практическом материале политических партий и массовых движений, процессов в республиках бывшего Советского Союза, отношений между нациями и народностями в России и бывших республиках и т.д. и т.п. По долгу службы многие слушатели РАГС связаны именно с большими группами: политическими партиями, национальными движениями, фанатами, поклонниками, болельщиками и др. Поэтому так важно уделить внимание подробному рассмотрению этой темы и на практическом занятии «Основные социально-психологические характеристики больших социальных групп и движений», которое мы рекомендуем построить в виде подиумной дисскусии с использованием разработанного нами плана и литературы. При этом важно рассмотреть все, вплоть до разнополюсных, точки зрения на данную проблему, причем проблему можно сузить по желанию слушателей до конкретного аспекта. Например, «Язык нации», или «Лицо кавказской национальности - это звучит гордо или …»,«Интернациональный терроризм – вчера, сегодня, завтра?», «Придет ли мир в Чечню?!», «Балканы: земля дружбы или войны?!» и др. Интересно использовать экспериментальные материалы социологических опросов как российских агенств, так и зарубежных, политические обзоры СМИ и пр. Запланированное самостоятельное изучение раздела « Социально-психологические проблемы национальных отношений и межнационального общения. Формы стихийного массового поведения. Массовые формы внеколлективного поведения» необходимо организовать таким образом, чтобы слушатели в результате смогли сформулировать практические рекомендации для работы как самих себя, так и других с учетом социально-психологических рекомендаций.

Следующая тема «ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ» актуальна и важна для подготовки психологов-управленцев, так как каждый из государственных служащих, обучающихся в РАГС, является членом либо руководителем малой группы. По опыту ведения наших занятий, эта тема наиболее энергоемкая из всех тем социальной психологии и вызывает большой интерес у аудитории. Как правило, слушатели имеют «на руках» огромное количество практических примеров, ситуаций из жизни своих малых групп и процесс изучения этой темы личностномотивирован. Практическое занятие «Динамические процессы в малой группе» мы рекомендуем провести в форме традиционного семинара либо дискуссии, либо круглого стола с рассмотрением конфликтных или практических ситуаций из делового общения слушателей с выработкой конкретных практических рекомендаций для каждого случая. Самостоятельное изучение разделов «Коллектив как социально-психологический феномен», «Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии» поможет также при анализе практических ситуаций и выработке конкретных рекомендаций, так как исследования коллектива как одного из примеров малой группы и анализ развития категории «малая группа» в истории социальной психологии формирует у служащих более широкий подход к категории «малая группа», обогащает ее новым содержанием.

Следующая тема «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ» актуальна и востребована, как и предыдущая, так как показывает пути построения отношений, взаимодействия личности с социумом, группой, другой личностью. Именно эта тема решает названные проблемы. Более того, проблемы этого раздела показывают «ошибки», неточности, проблемы в процессах социализации каждого слушателя, которые проявляются в той или иной степени уже в более поздние периоды. Эта тема также личностномотивирована еще и потому, что специфика слушателей РАГС заключается в том, что все они являются взрослыми людьми (возраст старше 25-30 лет), имеют опыт воспитания детей, работают с людьми. Поэтому практическое занятие «Проблемы взаимоотношений личности в группе» можно провести как круглый стол или дискуссию, на котором можно обсудить и выработать практические рекомендации. План этого занятия и список дополнительной литературы мы привели ниже. Важно заранее организовать самостоятельное изучение раздела «Механизм социализации личности. Стадии и институты социализации личности», чтобы слушатели на практическом занятии уже былизнакомы с механизмами и особенностями социализации личности.

Следующая тема «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ» ориентирует слушателей на прикладные исследования социальной психологии. Целесообразно показать современные акмеологические исследования различных профессиональных групп, происходящих в них взаимоотношений и взаимодействий личности и социума. Самостоятельное изучение раздела «Основные направления теоретико-прикладных исследований в социальной психологии» можно организовать с помощью литературы, которая также имеется в наличие на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.32.53 (0.008 с.)