Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон есть высшее прявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества.

Поиск

Сэмюэль Джонсон (английский филолог, 18 век)

Hапpимеp:

- Закон Тpиплетта (фасилитация) - публичный эффект;

- Эффект Рингельмана - индивидуальные усилия, индивидуальный вклад отдельного человека уменьшается пpопоpционально pосту числа участников совместной pаботы;

- Закон или пpинцип Питеpа: В иеpаpхии оpганизационной систе­мы каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уpов­ня некомпетентности.

Через объектно-предметные отношения в рамках социальной психологии представлены, прежде всего, связи следующих наук: психология, социология, философия, теория иhформации, лиhгвистика, политология, этhография, религиоведеhие, кримиhология, юриспрудеhция, теория управления.

В настоящее время существуют следующие 3 основные точки зрения на место соц. психологии в системе наук:

1. СП - часть психологии,

2. СП - часть социологии,

3. СП - наука на стыке социологии и психологии: а) СП отторгает определенную часть от психологии и социоло­гии, б) СП "захватывает" ничейную область. ("интрадисциплинарный" и "интердисциплинарный" подходы):

Говорят о существовании "психологической социальной психо­логии" и "социологической социальной психологии ".

Границы между науками условны. Реальность едина. Интеграция наук и их дифференциация есть процесс углубления и расширения границ знаемого о реальности, которой безразличны наши деления предметов наук и их классификация.

ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

(темы № 3-5 согласно тематического плана)

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ТЕМЫ

1.Сущность, содержание и структура общения как социально-психологического феномена. Общение как непосредственно реальная форма общественных, межгрупповых и межличностных отношений.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и раз­вития контактов между людьми, порождаемый потребностями совмест­ной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработ­ку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. На практике часто путают или отождествляют два понятия "об­шение" и "отношение". Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

1.1.ОБЩЕСТВЕННЫЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

А. Почему изучаются отношения?

· Фиксация отношений – реализация более общего методологического принципа – изучение объектов природы в их связи с окружающей природой.

· Для человека эта связь – и есть отношения, так как человек- субъект, деятель.

· Связи существуют и у животного, но оно «не относится» к чему –либо.

· Отношение задано как «человеческое отношение» и направлено в силу активности субъекта.

Б. Какие отношения бывают?

· Различают общественные отношения и «психологические» отношения (В.Н. Мясищев).

· Социология: экономические, политические, идеологические, социальные и др. виды общественных отношений.

· Специфика общественных отношений: в них встречаются индивид с индивидом как представители определенных общественных групп (классов, профессий, политических партий и др.) и отношения строятся на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества (объективность, безличный характер общественных отношений).

· Общественные отношения – взаимодействие конкретных социальных ролей.

· Социальная роль – фиксация определенного положения, которое занимает индивид в системе общественных отношений («функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию») (И.С.Кон);

· В СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ – «ОТНЕСЕНИЕ» ЧЕЛОВЕКА К ОПРЕДЕЛЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЕГО С НЕЙ

· У человека –несколько социальных ролей: …

· Социальная роль – не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя, это зависит от того, насколько индивид интернализует роль и этот процесс определяется индивидуальными психологическими особенностями каждого конкретного носителя социальной роли.

· Стиль исполнения социальной роли – придает общественным отношения «личностную окраску» и служит основой для межличностных, или «психологических» отношений.

·

В. В чем заключается природа и где место межличностных отношений?

· Межличностные отношения – расположены:

· Е.С.Кузьмин
·

·

· Последний подход дает нам право рассмотреть: как межличностные отношения как бы «опосредствуют» воздействие на личность более широкого социального целого - в конечном счете межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями.

Г. Чем отличаются общественные отношения от межличностных отношений?

· Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений - реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в их общении и взаимодействию;

· Воспроизведение общественных отношений в ходе межличностных (сознательная воля и особые цели индивидов);

· Межличностные отношения для участников - единственные вообще отношения, хотя содержанием межличностных отношений является определенный вид общественных отношений.

· Отдельные моменты общественных отношений для участников представляются лишь как их межличностные взаимоотношения: «злой преподаватель», «хитрый торговец»: безличная социальная роль+неповторимые человеческие личности

· «МЕЖЛИЧНОСТНАЯ РОЛЬ» - фиксация положения человека в системе групповых связей, на основе индивидуальных психологических особенностей личности (Г.М.Андреева) (примеры: «рубаха-парень», «свой в доску» и др.).

· ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА межличностных отношений, поэтому они – фактор психологического «климата» группы.

· Межличностные отношения = эмоциональные контакты

· Межгрупповые отношения – это межличностные отношения и отношения по поводу совместной деятельности, стоящих за ней общественных отношений

· Метод социометрии (Дж. Морено, США): выявление симпатий и антипатий между членами группы на основе выборов: социометрицеская матрица и социограмма.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МАТРИЦА

  Иванов Петров Сидоров Романова Тимофеева Чернова
1.Иванов - +   ++   +++
2.Петров + - ++     +++
3.Сидоров   + - +++ ++  
4.Романова ++     - + +++
5.Тимофеева   +++   ++ - +
6.Чернова +   ++   +++ -
Выборы            
Взаимовыборы            

СОЦИОГРАММА

1.2.ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

А. Где раскрываются межличностные и общественные отношения? - В общении, которое является реализацией всей системы отношений человека

Б. Общение как способ развития членов общества и как способ «цементирования» индивидов:

· Общение между группами – социология

· Общение как реализация межличностных отношений - социальная психология.

· Общение – узком и широком смысле: в нем преломляются общественные и межличностные отношения

В.Единство общения и деятельности

· Противопоставление общения и деятельности (Э.Дюркгейм и др.)

· Отечественная психология - Единство общения и деятельности: общение как реальность человеческих отношений и любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности, люди общаются «по поводу» деятельности, а не «вообще»

Единство общения и деятельности
Деятельность и общение - две стороны социального бытия человека, его образа жизни (Б.Ф.Ломов) Общение – это определенная сторона деятельности, как ее элемент, в то же время сама деятельность – это условие общения (А.Н.Леонтьев) Общение – особый вид деятельности
Коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза (Д.Б.Эльконин) Общение – один из видов деятельности (речевая деятельность) (А.А. Леонтьев)

· Согласование деятельностей отдельных участников – благодаря – функции общения –воздействия, в которой проявляется «обратное влияние общения на деятельность» (Г.М. Андреева).

2.СТРУКТУРА ОБЩЕНИЕ

· Выделение трех взаимосвязанных сторон общения: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

· Функции общения: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная (Б.Ф.Ломов).

3. ГЛАВНЫМ СРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЯЗЫК.

· Язык —это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосо­знания личности.

· Знак это любой материальный объект (предмет, явление, собы­тие), который выступает в качестве указания и обозначения и исполь­зуется для приобретения, хранения, переработки и передачи информа­ции (Так, слово "стол" — это знак)

· Значение -то общее содержание, которое вкладывается в данный знак. В значении знаков воплощены знания, приоб­ретенные людьми, их практический и теоретический опыт. Вклю­чаясь в жизнь того или иного культурного сообщества, мы усваиваем значение знаков, учимся их использовать. Помимо общего для всех индивидов значения, знак может иметь для каждого свой субъективно окрашенный личностный смысл. Он порождается личным опытом человека, его желаниями, надеждами, страхом, иными чувствами.

ВАЖНО:

· Можно сказать, что понять человека как носителя определенной культуры мы можем только уяснив значения его слов и поступков. Понять же его как индивида можно лишь учитывая и значения, и личностные смыслы его речей, жестов и т.д.

· Не все знаки, с помощью которых люди (вольно или невольно) сообщают о себе ту или иную информацию, являются продуктами культуры. Некоторые из них являются естественными проявления­ми организма. К ним относятся: краска, заливающая лицо, или, напротив, внезапная бледность, выступившие на глазах слезы, дро­жание рук, голоса и т.д. Эти знаки называют признаками или симп­томами, они свидетельствуют о сильных эмоциональных реакциях человека.

· Определенные культуры, однако, накладывают ряд требований при проявлении даже наиболее сильных и значимых для человека эмоций (например, обряд прощания с умершим)

· Еще один важный момент состоит в том, что лишь часть сведений - часть знаний передается сознательно, сообщить что-либо. С этой точки знаки подразделяются: интенциональные – специально производимые для передачи информации (признаки эмоций, которые человек хотел бы подчас скрыть (так, волнение студента перед аудиторией способны выдать дрожащие руки, даже если он хорошо владеет своими голосом и лицом)); неинтенциональные - непреднамеренно выдающие эту информацию (например, оговорки, в которых прорывается эмоциональное состояние говорящего, акцент и едва заметные особенности произношения, могут стать показателем места происхождения и жизни человека, а также социальной среды, в которой он воспиты­вался, частые ссылки в речи на мнение какого-либо лица мо­гут показать, на кого ориентируется в своих суждениях го­ворящий).

4.ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ:

· Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Обще­ние, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат. verbalis — словесный). При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жес­ты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и т.д.).

· Невербальные средства общения чаще всего используются для установления эмоционального контакта с собеседником и поддер­жания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других. Американский пси­холог Дж.Трейгер назвал неречевые средства общения эмоциональ­ным языком, так как чаще всего они "говорят" нам именно о чувст­вах собеседника. Невербальные средства:

1. Позы, жесты, мимика. В целом они воспринимаются как об­щая моторика различных частей тела (рук — жестикуляция, лица — мимика, позы — пантомима). Эта общая моторика отображает эмо­циональные реакции человека. Именноэти особенности и называ­ются кинетикой.

2. Паралингвистика или просодика — особенности произноше­ния, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особеннос­ти организации контакта.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы представ­ляют собой добавки к вербальному общению. Паралингвистика — это качество голоса, его диапазон, тональ­ность. Экстралингвистика — это включение в речь пауз, покашли­вания, смеха, а также темп речи.

3. Проксемика (от англ. proximity — близость). Основатель проксемики Э.Холл называл ее пространственной психологией.

4. Визуальное общение — контакт глаз.

5. ОСНОВНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ ПОЗНАНИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ: ИДЕНТИФИКАЦИЯ, ЭМПАТИЯ И РЕФЛЕКСИЯ

· Идентификация (от лат. identifico — отождествление, уподобление) выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобле­ние себя ему. Существует тесная взаимосвязь между идентификацией и дру­гим близким по содержанию явлением - явлением эмпатии (от греч. ernpatheia — сопереживание).

· Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Только в этом случае имеется в виду не рациональ­ное осмысление проблем другого человека, а, скорее, эмоциональ­ный отклик на его проблемы. Эмоциональная природа эмпатии проявляется именно в том, что ситуация другого человека, напри­мер, партнера по общению, не столько продумывается, сколько прочувствуется (термин "эмпатия" введен Э.Титченером, который гово­рил: "Я не только вижу в других важность, скромность или гордость. Я чувствую эти черты, проигрываю их в уме... ")

· Процесс понимания друг друга осложняется яв­лением рефлексии (от лат. reflexio — обращение назад). Это не про­сто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отно­шений друг с другом.

6. СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПАРТНЕРОВ ДРУГ НА ДРУГА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ: ЗАРАЖЕНИЕ, ВНУШЕНИЕ, УБЕЖДЕНИЕ И ПОДРАЖАНИЕ.

· Заражение. В самом общем виде его можно определить как бес­сознательную, невольную подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу опреде­ленного эмоционального состояния или, по выражению известного психолога Б.Д.Парыгина, психического настроя (аплодисменты, болельщики на стадионах;

· Внушение. Это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении (суггестии) осу­ществляется процесс передачи информации, основанный на ее "некритическом восприятии. Явление сопротивления внушающему действие называется контрсуггестией. Внушение производится при непосредственного прививания психических состояний, не нуждается в доказательствах и логике. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие (Эффект внушения зависит от возраста: дети лучше под­даются внушению, чем взрослые. Более внушаемы утом­ленные, ослабленные физически люди. Экспериментально доказано, что решающим условием эффективного внуше­ния является авторитет внушающего).

· Убеждение. Оно построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего ин­формацию. Убеждение представляет собой интеллектуальное воз­действие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

· Подражание. Его специфика, в отличие от заражения и внушения, состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, существуют два плана подражания: или конкретному человеку, или нормам поведе­ния, выработанным группой.

7.СПОСОБЫ ВОСПРИЯТИЯ И БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ:

· Эффект пер­вого впечатления или систематические ошибки социального восприятия: эффект ореола. Эффект ореола про­является в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неиз­вестного человека. Механизм ошибок похож во всех трех случаях, но источником ореола являются разные причины, что и позволило выделить три основные ошибки — превосходства, привлекатель­ности и отношения к нам. Три схемы:

СХЕМА А: В случае неравенства партнеров в той или иной сфере. Ошибки неравенства проявляются в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, ко­торые превосходят их по какому-то параметру, существенному для них. Интересно отметить следующее (В опытах А.А.Бодалева группам испытуемых предлага­ли описать человека по фотографии. Перед показом одной и той же фотографии одной группе дали понять, что это фото героя, а другой — преступника. В зависимости от предлагаемого статуса человека изменялись описания.)

При ошибках неравенства схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас пара­метру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с чело­веком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооценива­ем. Очень важно помнить, что превосходство фиксируется по како­му-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происхо­дит по многим параметрам. Эти ошибки можно назвать фактором превосходства.

СХЕМА 2: Фактор привлекательности - ошибки, связанные с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Эти ошибки заключаются в том, что если человек нам нравится (внеш­не!), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, ум­ным, интересным и т.д. (т.е. опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики) (Подобные примеры мы можем найти у многих писателей. Например, у Л.Н.Толстого в "Крейцеровой сонате" говорится: "Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупости, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое, Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна").

В данном случае под влиянием одного фактора переоцениваются или недооцениваются свойства человека. Здесь мы имеем дело с фак­тором привлекательности — чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях, если же он непривлека­телен, то и остальные его качества недооцениваются.

СХЕМА 3: Фактор "отношения к нам" - Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто к нам относится плохо (Американские психологи Р.Нисбет и Т, Вильсон проводили следующий эксперимент. Студенты в течение получаса об­щались с новым преподавателем, который с одними испыту­емыми вел себя доброжелательно, с другими — отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили дать оценку ряду характеристик преподавателя. Ре­зультаты оказались достаточно однозначными. Оценки добро­желательного преподавателя оказались значительно выше, чем оценки "отстраненного").

Позитивное отношение к нам порождает сильную тенденцию к приписыванию положи­тельных свойств и "отбрасыванию" отрицательных, и наоборот, — негативное отношение вызывает тенденцию не замечать положи­тельных сторон партнера и выделять отрицательные.

ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРА ПРЕ­ВОСХОДСТВА В НАШЕМ РАСПОРЯЖЕНИИ ИМЕЮТСЯ ДВА ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИ­КА ИНФОРМАЦИИ:

1) ОДЕЖДА ЧЕЛОВЕКА, ВЕСЬ ЕГО ИМИДЖ;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.252.16 (0.011 с.)