Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъекты общественной психологии. Проблема группы в социальной психологии. Психология больших социальных групп и общностейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(темы № 6-9 согласно тематического плана) ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ТЕМЫ 1. Общая характеристика социальных групп. Группа - фундамент человеческого общества. Численность групп превышает количество индивидов, ввиду того, что люди, как правило, состоят сразу в нескольких группах. Социальная группа - любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Например - пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и др. Функция группы: посредничество между человеком и обществом в целом; среда возникновения и развития коллективных процессов; Значение групп. По законам группы живет не только общество, но и отдельный человек. Результаты групповой деятельности для человека: способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина, нравственность. Группа порождает: нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии - т.е. закладывает фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от нее. Изолированный индивид - исключение из правил. Критерии классификации - по размерам и по социально значимым критериям. По размерам - большие, малые и средние. Номинальные группы (социальные категории). Выделяют только для статистического учета населения и относятся к большим группам (пассажиры определенных видов транспорта, покупатели определенного товара, с временной пропиской и т.д.). Социальные категории называют условными. Они необходимы в хозяйственной практике. Реальные группы характеризуются тем, что критерием их выделения служат признаки, которые осознаются людьми в качестве реально существующих признаков (пол, доход, национальность, возраст, профессия и т.д.). Реальные признаки не только реально существуют, но и осознаются субъективно (молодежь, пенсионеры и т.п.). Сюда относят и: - стратификационные группы -рабство, касты, сословия, классы; - этнические - расы, нации, народы, народности, племена; - территориальные - горожане, селяне, земляки. Реальные группы -реальная проблема для общества, значительно большая чем от номинальных групп. (конфликт поколений, национальные конфликты). За реальными группами находятся агрегаты, т.е. совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков (аудитория, публика, некоторые типы толпы (зеваки, прохожие)). Они сочетают черты как реальных, так и номинальных групп. Агрегаты не изучаются статистикой и потому не относятся к статистическим группам.
Далее идет социальная организация - искусственно сконструированная общность людей. Она создана для выполнения какой либо легитимной цели (предприятие, школа и т.п.) Социальные организации - промежуточный тип между большими и малыми социальными группами. Мелкие общности 40-100 чел. Средние - до нескольких тысяч. Крупные - еще большие. Малые группы - небольшие совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностями, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием. Социальная общность. В широком смысле - синоним термина «социальная группа». В узком смысле - территориальная группа, т.е. совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами и т.п. Малая группа - небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой. Признаки малой группы: - Ограниченное число членов и стабильность состава. - Внутренняя структура и при возрастании числа членов в арифметической прогрессии - возрастает в геометрической к-во связей. - Чем меньше членов, тем интенсивнее взаимодействие. - Размеры зависят от характера деятельности. - Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов. - Взаимодействие устойчиво в случае взаимного подкрепления членов группы. - Группа предоставляет каждому максимум доступных преимуществ. Исходные формы малой группы: диада, триада ( R = n: 2(n-1) R - число диад; n - число членов группы), семья. Семья - наименьшая кровнородственная группа связанная единым происхождением. Несколько семей - род. Клан - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Племя - большое число родов и кланов организованных на основе формальной организации. Народность - занимает положение между племенами и нациями, языковая, территориальная, экономическая и культурная общность. Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Не обязателен общий язык и религия.
Толпа - любое кратковременное скопление людей, которые собрал в одном месте общий интерес. 2. Подходы к пониманию и изучению групп. Т.Гоббс "Левиафан": Дал пеpвое четкое опpеделение гpуппы как "...известного числа людей объединенных общим интеpесом или общим делом" (Избp.пpоизведения.,Т.2,М.,1964,с.244) Социальная гpуппа - это общность людей, объединенных единством, сходством социально-психологических пpизнаков стиля поведения и самосознания, обусловленных типичностью содеpжания и условий (обpаза) жизни, деятельности и общения. Гpуппа - совокупность людей, объединенных любым пpизнаком: - общие пpостpанственно-вpеменные pамки бытия; = физическое пpисутствие, локализация в одном месте; - общая деятельность; = но - м.б. физическое пpисутствие не обязательно; - общие экономические, демогpафические, этногpафические, социокультуpные, пpофессиональные, психологические и пpоч. хаpактеpистики. Т.Шибутани: "Любое собpание людей, котоpые включены в последовательную кооpдиниpованную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненной какой-то общей цели." Б.Ф.Поpшнев: Психологическая основа объединения - "Мы - чувство", пpедполагающее существование дpугих гpупп - "Они-чувство" Hо: самое важное - ГРУППЫ ВЫПОЛHЯЮТ ФУHКЦИИ!!!! (т.е. пpедназначены для достижения каких-либо социально или индивидуально значимых целей) = пpоизводственно-экономические: воспpоизводство индивидов; воспpоизводство культуpы; = pелигиозные = политические = pазвлекательные Любую гpуппу, как социальную систему хаpактеpизуют: 1) число элементов; 2) отношение между ними; 3) иеpаpхия, стpуктуpа,соподчиненность; 4) pазделение функций; 5) совместность, кооpдинация и дополнительность деятельности; 6) пpоцессы оpганизации и упpавления; Микpогpупповая тpадиция в социальной психологии - Источник ноpм и ценностей общества - малая гpуппа (С.Аш, М.Аpгайл, Т.Hьюком, Л.Фестингеp, Дж.Моpено (социометpическая концепция). Малая гpуппа - любое количество лиц, находящихся во взаимодействии дpуг с дpугом (в виде одной непосpедственной встpечи или pяда встpеч, пpи котоpых каждый член гpуппы получает некотооpое впечатление или воспpиятие каждого дpугого члена гpуппы) (Р.Бейлз) М.Шеpиф "Малая гpуппа - это социальная фоpма, котоpая состоит из опpеделенного количества лиц, котоpые по отношению дpуг к дpугу стоят во взаимных, более или менее опpеделенных позициях и pолях и котоpые имеют опpеделенную систему ценностей и ноpм, pегулиpующих поведение отдельных членов, по кpайней меpе в отношениях, важных для этой гpуппы" Т.О.:Кpитеpии: = наличие личного контактного, частого взаимодействия и взаимовлияния (взаимовоспpиятия, взаимовлияния,взаимозависимости); = пpодолжительность, относительная длительность существования; = наличие гpупповых целей и ноpм взаимодействия; = опpеделенность, pасчлененность pолей, выполняемых отдельными индивидами; = наличие эмоциональных связей, "Мы-чувства", сплоченности; Количество: МАЛАЯ - от 2 (диада) до 7±2, 20, 40. Объем гpуппы должен соответствовать тpебованию возможности совместной pеализации членами гpуппы основных личных или социальных функций. А.С.Макаpенко "Больше 15 человек иметь в одном отpяде нельзя" 3. Динамические и статические элементы больших социальных групп и их характеристика.
«Большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, и в точном значении слова социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К этому второму виду следует отнести, прежде всего, социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность — нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.). Для всех выделенных таким образом больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это — нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики. Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп — это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь. Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов: различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека. В отечественной социальной психологии предпринят ряд попыток определить более точно элементы этой структуры. Почти все исследователи (Г.Г. Дилигенский, А.И. Горячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют две составные части в ее содержании: 1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.) и 2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения). Каждый из этих элементов должен стать предметом специального социально-психологического анализа.
Третья проблема, — это проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. В самом общем виде эта проблема решается так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности. Известный ответ на этот вопрос содержится у Л.С.Выготского в его рассуждениях о соотношении «социальной» и «коллективной» психологии. Как известно, термином «социальная психология» Выготский обозначал психологию, исследующую социальную обусловленность психики отдельного человека. «Коллективная» же психология, в его понимании, приблизительно совпадает с тем, что сегодня называется социальной психологией. 4. Связь общественного сознания с идеологией общественной психологией научным и эмпирическим знанием. Существенный вклад в исследование психологии больших социальных групп внесен концепцией «социальных представлений», разработанной во французской психологической школе (С.Московиси). Она в значительной мере претендует на то, чтобы предложить одновременно и метод исследования больших групп. Под социальным представлением в этой концепции понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Социальные представления — инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку «представление» вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. По существу через анализ социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик (А.И.Донцов, К.Е.Емельянова, 1987). Механизм связи группы и выработанного ею социального представления выступает в таком виде: группа фиксирует некоторые аспекты социальной действительности, влияет на их оценку, использует далее свое представление о социальном явлении в выработке отношения к нему. С другой стороны, уже созданное группой социальное представление способствует интеграции группы, как бы «воспитывая» сознание ее членов, доводя до них типичные, привычные интерпретации событий, т. е. способствуя формированию групповой идентичности. Социальные представления, порожденные группой, достаточно долговременны, они могут передаваться из поколения в поколение, хотя при определенных обстоятельствах могут, конечно, и меняться со временем.
Эта концепция помогает более точному определению такого понятия как менталитет. Обычно под менталитетом понимается интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира. Представители определенной культуры усваивают сходные способы восприятия мира, формируют сходный образ мыслей, что и выражается в специфических образцах поведения. С полным правом такое понимание менталитета может быть отнесено и к характеристикам большой социальной группы. Типичный для нее набор социальных представлений и соответствующих им образцов поведения и определяют менталитет группы. Не случайно в обыденной речи упоминают «менталитет интеллигенции», «менталитет предпринимателя» и т.п. ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ (темы № 11-15 согласно тематического плана) ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ТЕМЫ 1. Истории изучения малых групп: А) 20-е г.г. ХХ века: интеракция, коакция. Эффекты возрастающей сенсорной стимуляции, социальной фацилитации, социальной ингибиции Б) Изучение взаимодействия индивидов в малой группе. В) Характеристики группы: ее структуру, типы взаимодействия индивидов в группе; подходы к описанию общей деятельности группы. Совершенствовались и методы измерения различных групповых характеристик. 2. Определении малой группы, ее наиболее существенный признак (принципы выделения малых групп). Количественная характеристика. 1 определение - «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». 2 определение - «малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». При таком понимании малая группа — это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры» (Буева, 1968. С. 145). ВАЖНО:-общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. По количеству: между 2 и 7, диада или триада, Достаточно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа» 7±2 при исследованиях объема оперативной памяти (оно означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти); 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Д.Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек, когда речь идет о школьных классах; логично не устанавливать какой-то жесткий «верхний» предел Малой группой тогда оказывается такая группа, которая представляет собой некоторую единицу совместной деятельности, ее размер определяется эмпирически: при исследовании семьи как малой группы, например, на равных будут исследоваться и семьи, состоящие из трех человек, и семьи, состоящие из двенадцати человек; при анализе рабочих бригад в качестве малой группы может приниматься и бригада из пяти человек и бригада из сорока человек, если при этом именно она выступает единицей предписанной ей деятельности. 3.Классификация малых групп - допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Три наиболее важных классификации: 1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные»: Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предложил определенный признак, который позволил бы определить существенную характеристику первичных групп — непосредственность контактов, вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов. 2) деление их на «формальные» «неформальные»: впервые это деление было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных. Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. С одной стороны, были введены понятия формальная и неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. В предложениях Мэйо содержался именно такой смысл, а перенесение определений «формальная» и «неформальная» на характеристику групп было сделано достаточно произвольно. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий «группа» и «организация», что характерно для развития социальной психологии последних двадцати лет. 3) деление на «группы членства» и «референтные группы»: введена Г.Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. Еще более четко отличие этих групп от реальных групп членства было отмечено в работах М. Шерифа, где понятие референтной группы было связано с «системой отсчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статутом других лиц. В дальнейшем Г.Келли, разрабатывая понятия референтных групп, выделил две их функции: сравнительную и нормативную, показав, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его. «Референтная группа»: иногда как группа, противостоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. В этом втором случае референтная группа определяется как «значимый круг общения». 4. Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии 1) социометрическое, 2) социологическое, 3) школа «групповой динамики». · Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем Дж. Морено. · Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в уже упоминавшихся экспериментах Э. Мэйо – Хоторнские эксперименты (чувство социабильности — потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе.). · Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее «психологическое» направление исследований малых групп и связана с именем К. Левина. Центральная идея теории поля, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих, была развита применительно к науке о группах, к анализу этих сил, их локализации и измерению. Важнейшим методом анализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп. Вся совокупность этих исследований получила название «групповой динамики». Основная проблематика сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами, каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделено проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотно шение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство в группах. 5. Динамические процессы в малой группе Процесс 1. Образование малой группы какреальной естественой малой группы. Причины возникновения: объективные (малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества) и психологические (Первая, когда исследуется вопрос о принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. Это не столько проблема собственно образования группы, сколько «подключения» к ней нового члена. В этом случае анализ можно свестик исследованию феномена давления группы на индивида, подчинения его группой. Вторая, когда изучается процесс становления групповых норм и ценностей при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. В этом случае анализ можно свести к изучению формирования групповой сплоченности). Процесс 2. Феномен группового давления или феномена конформизма (сказка о голом короле): 1) внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие мнения группы; 2) конформность — осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении; 3) коллективизм, или коллективистическое самоопределение, — относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива. Процесс 3. Формирование групповой сплоченности: · Социометрия предложила специальный «индекс групповой сплоченности», который вычислялся как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов. «Индекс групповой сплоченности» есть строго формальная характеристика малой группы. · Другой подход был предложен Л. Фестингером, когда сплоченность анализировалась на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Буквально сплоченность определялась как «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней». · предложена и иная программа исследования сплоченности, связанная с работами Т. Ньюкома, который вводит особое понятие «согласия» и при его помощи пытается интерпретировать сплоченность идею необходимости возникновения сходных ориентаций членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.80 (0.016 с.) |