Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Субъекты общественной психологии. Проблема группы в социальной психологии. Психология больших социальных групп и общностей

Поиск

Проблема группы в социальной психологии. Типы, характеристики и классификация групп. Методологические принципы исследования больших социальных групп как субъектов общественной психологии. Понятие "большая социальная группа", его сущность, содержание. Виды больших социальных групп. Феномены общественной психологии больших социальных групп. Особенности формирования, функционирования и изменения психологии большой социальной группы. Принципы и методы изучения психологических свойств и состояний большой социальной группы.

Общественная психология классов и классовая психология. Особенности и динамика психологии различных слоев и социальных групп в современных условиях. Социально-психологические механизмы формирования и актуализации интересов и воли большой социальной группы. Психология профессиональных, возрастных, демографических и др. больших групп. Социально-психологические проблемы национальных отношений и межнационального общения. Формы стихийного массового поведения.

Содержание и структура национальной психологии. Психология нации и психология этноса: особенности, соотношение. Социально-психологические характеристики психологии нации: национальный характер, психологический склад, самосознание, чувство национальной гордости, традиции, верования, обычаи, нравы, национальные стереотипы и предрассудки. Социально-психологические факторы национальных отношений и межнационального общения. Состояние и динамика межнациональных отношений в современном мире. Социальные условия и психологические механизмы возникновения, развития и разрешения межнациональных конфликтов. Проявление законов межгрупповых отношений и социальной перцепции в межнациональных конфликтах. Преодоление этнических стереотипов и формирование этнической толерантности в процессе социализации личности как условие минимизации конфликтности в отношениях с представителями другой, иной нации. Проблемы этнической акмеологии.

Диалектика психологии больших, малых групп, личности. Коллективные и неколлективные формы массового поведения. Психология толпы Г. Тарда. Психология народов и масс Г.Лебона. Соотношение сознания и бессознательного в массовом поведении. Современные концепции психологии толпы (С. Московиси). Тенденции развития массового сознания и массовой психологии в современном российском обществе. Проблемы политической акмеологии.

Тема 5. ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ

Специфика и взаимосвязь социологического и социально-психологического подходов к анализу малой группы. Определение и общая характеристика малой группы. Классификация малых групп по разным основаниям. Динамические процессы в группе. Феномен группового давления. Групповая сплоченность. Социально-психологические механизмы взаимодействия индивидов в группе, группы и личности, межгруппового взаимодействия. Процесс принятия группового решения. Эффективность групповой деятельности. Основные направления изучения малой группы в социальной психологии: социометрическое, социологическое, школа групповой динамики. Методы анализа и прогнозирования развития малых групп и их психологии. Приемы психологической диагностики группы, оптимизации ее жизнедеятельности.

Понятие и основные характеристики коллектива в социологии и социальной психологии. Исторические формы коллективности и формы коллективов. Стадии развития коллектива и критерии уровней коллективности. Коллектив как социально-психологическая общность. Содержание и структура психологии коллектива» факторы ее формирования. Превращение группы в коллектив; законы включения индивида в групповую деятельность, законы взаимодействия, законы интеграции. Основные коллективообразующие факторы и признаки коллектива; интересы, цели, ценности, мотивы. Социально-психологические явления в коллективе в новой экономической и правовой ситуации, обусловленной переходом к рынку. Мотивация трудовой деятельности и стимулирование труда. Формирование позитивной установки к нововведениям. Психологические барьеры к инновациям и методы их преодоления.

Психологические отношения. Проблема межгрупповых отношений. Система лидерства. Теории происхождения лидерства: «теория черт», «ситуационная теория лидерства», «системная теория лидерства». Стили лидерства. Социально-психологический климат коллектива: содержание, динамика, методы изучения и регулирования. Проблемы управленческой акмеологии.

Тема 6. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ

Понятие личности. Исходные философские положения, методологические принципы понимания личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Общепсихологические (социально обусловленные) и социально-психологические (социально сформированные) свойства личности. Диалектика общественного и индивидуального. Индивидуальный уровень общественной жизнедеятельности.

Личность как субъект духовной жизни и жизненного пути. Направленность личности и жизненная позиция. Ценности как социальные регуляторы поведения. Ценностные ориентации личности. Понятие социальной установки. Социализация индивида. Формирование, воспитание, развитие и саморазвитие личности. Стадии и институты социализации. Проблема социальной установки в социальной психологии. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности (В.А.Ядов).

Понятие «тип личности». Классификация и типологизация. Тип личности и модель личности. Социальные типы личности. Обшепсихологические типы личности. Социально - психологические типы личности. Творческий потенциал личности. Способности личности как компонент ее творческого потенциала. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Социальное творчество как особый вид общественной практики.

Самоконтроль в структуре личности, самоконтроль и саморегулирование в профессиональной деятельности. Формирование способности самоконтроля. Акмеологические проблемы личности профессионала. Психогигиена. Важнейшие условия поддержания морально-психологического состояния (стрессоустойчивости). Методы и приемы саморегуляции. Методы изучения личности: наблюдение; изучение документов (контент-анализ); беседа, интервьюирование, анкетирование; психологические тесты; проективная техника; тесты на выявление личностных диспозиций; социометрическая процедура; рейтинг и самооценка; методы обобщения независимых характеристик; лабораторный и социальный эксперимент и др. Социологическая, социально-психологическая и педагогическая направленность методов изучения личности.

Тема 7. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Критерии выделения прикладных отраслей социальной психологии. Многогранность и многоаспектность объекта социальной психологии. Единство и специфика теоретического и прикладного социально-психологического знания. Социолого-психологический подход и совокупность соответствующих критериев как метод выделения прикладных отраслей социальной психологии. Эффективность прикладных исследований в социальной психологии.

Практическая социальная психология. Структура общества на разных ее уровнях как критерий выделения отраслей социальной психологии. Сферы жизни общества и их общественно-психологическая составляющая. Выделение психологии экономической, политической, социальной, культурной жизни. Организационная психология.

Частно-социологическая структура отдельных сфер, отношений, деятельности и выделение подотраслей прикладного социально-психологического знания в сферах производства, управления, организации, массовой культуры и рекламы, школы, юриспруденции, науки, семьи, политики и др.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.22 (0.008 с.)