Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 69. Понятие и признаки больших групп

Поиск

Большая группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации.

Признаки больших социальных групп:

1) имеют структурную и функциональную организацию;

2) социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп является групповое сознание, обычаи и традиции;

3) определенный психический склад, групповая психология;

4) оказывают влияние на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п.;

5) определенный набор социальных норм, регулирующих взаимодействие.

Вопрос 70. Классификация больших групп.

1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:

а) объективные макрогруппы – группа, в которой люди объединены общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих людей;

б) субъективно-психологические макрогруппы – группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей;

2) по времени существования:

а) длительно существующие группы (классы, нации);

б) временно существующие группы (толпа, аудитория);

3) по организованности-неорганизованности:

а) организованные группы (партии, союзы);

б) неорганизованные (толпа);

4) по возникновению:

а) возникшая стихийно (толпа);

б) организованная сознательно (партии, ассоциации);

5) по контактности членов группы:

а) условные группы – группы, создаваемые по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.), в которых люди не имеют прямых контактов между собой;

б) реальные большие группы – реально существующие группы, в которых люди имеют между собой тесные контакты (митинги, собрания);

6) по открытости:

а) открытые;

б) закрытые – членство определяется внутренними установлениями групп.

 

Вопрос 71.Психические явления в больших социальных группах

Психические явления в больших социальных группах выделяются по сферам психики:
• когнитивной;
• потребностно-мотивационной;
• аффективной;
• регулятивно-волевой.

Все психические процессы этих сфер в психологии больших групп приобретают свои специфические особенности.

Так, к сфере когнитивной относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества.

Второй структурный элемент психологии больших групп — мотивационно-потребностная сфера. Конкретно она представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. В этом перечне мотивационных элементов потребности составляют, в известном смысле, базисную характеристику психологии человека. Классы и большие социальные группы в психологическом отношении различаются прежде всего своими потребностями, интересами, идеалами.

Как элемент общественной психологии потребности возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Особый интерес для психологии социальных групп представляет деление групповых потребностей на два вида:
• потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования;
• потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. типичные для группы потребности.

Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.

Специфическими для больших групп являются социальные чувства. При этом два смысла включаются в определение «социальные чувства». В первом случае речь идет о чувствах, в которых отражается эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, учреждениям социальной действительности. Во втором — носителями социальных чувств являются объединения людей, социальные общности. В обоих этих случаях отношения людей играют важную роль в их общении, взаимовлиянии, взаимодействии.

Общественные настроения выступают одним из важных феноменов психологии больших групп. В них в яркой форме отражаются отношения и оценка людьми состояния объективных процессов и психических феноменов, господствующих в определенные периоды общественного развития. Обстоятельная характеристика общественных настроений содержится в работах Б.Д. Парыгина (Б.Д. Парыгин, 1966). В качестве особенностей коллективных настроений по сравнению с индивидуальным настроением он выделяет:
• гораздо большую социальную, чем индивидуальную обусловленность;
• коллективное настроение — продукт всей системы социальных (экономических, политических и идеологических отношений);
• степень социальной детерминированности в них выше, чем в индивидуальных настроениях. В них фактор физического самочувствия отступает на задний план перед социальными факторами (условиями материальной жизни людей, их отношениям на производстве, в быту и т. д.).

Кроме этих традиционно выделяемых сфер психики (когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно-волевой) можно выделить деятельностную сферу.

Деятельностную сферу психологии больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. Для деятельности больших социальных групп специфическими являются цели деятельности, ее структура, субъекты деятельности, ее формы. По своему социальному назначению существенно различаются профессиональная деятельность, общественная деятельность, социальные движения.

Вопрос 72. Психология толпы

Толпа как стихийно организованная группа

Толпа – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Наличие толпы всегда ориентирует на присутствие определенной общности, какой-то связи между людьми, которая может быть и второстепенной, и временной, и случайной.

Толпа, по Г. Тарду, характеризуется внезапной организацией. Она не обладает коллективным желанием. Между тем среди разнообразия ее движений наблюдается некоторая целесообразность в поступках и стремлениях.

Среди причин единства мыслей, наблюдаемых в толпе, П. Бордье выделяет способность к подражанию. Многие писатели пытались объяснить это явление, прибегая к гипотезе о нравственной эпидемии Жоли.

На этом основании нравственной эпидемией объяснялись эпидемии преступлений, следовавшие за каким-нибудь преступлением, о котором много писали в прессе.

По Сергии и Г. Тарду, всякая идея, всякое душевное движение индивида есть ни что иное, как рефлекс на полученный извне импульс. Всякий действует, думает только благодаря некоторому внушению. Это внушение может распространиться или только на одного индивида, или на нескольких, или даже на большое число лиц; оно может распространиться подобно настоящей эпидемии.

По типу доминирующих эмоций и особенностям поведения исследователи выделяют виды толпы.

Случайная (окказиональная) толпа возникает в связи с каким-либо неожиданным событием («зеваки»).

Конвенциональная толпа – поведение основывается на явных или подразумеваемых нормах поведения – конвенциях (митинги и т. д.).

Экспрессивная толпа – людьми овладевает общий эмоциональный настрой.

Экспрессивная толпа может трансформироваться в крайнюю форму – экстатическую толпу (люди доводят себя до иступления в совместных молитвенных или иных действиях).

Д. Д. Бессонов предлагал рассматривать толпу как выжидательную (пассивную) и действующую (активную). Вышеперечисленные виды толпы относятся к пассивным.

Выделяют также виды активной толпы.

Агрессивная толпа – скопление людей, стремящихся к разрушению и даже убийству (подчинение индивида коллективному разуму или «расовому бессознательному»).

Паническая толпа – скопление людей, охваченных чувством страха.

Стяжательная толпа – скопление людей, находящихся в конфликте между собой из-за обладания ценностями, которых недостаточно для удовлетворения всех участников этого конфликта.

Повстанческая толпа – действия отличаются направленностью на немедленное изменение ситуации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 930; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.117 (0.009 с.)