Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная психология как наукаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вся сознательная жизнь человека проходит среди других людей. Еще на самых ранних этапах развития человечества люди собирались в группы, которые способствовали выживанию и развитию. Ученые считают, что многие особенности людей, такие как речь или рефлексивное мышление, являются результатом групповой, общественной жизни человека. Закономерности поведения, общения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные (человеческие, общественные) группы, а также психологические характеристики самих социальных групп изучает специальная отрасль психологии — социальная психология. Ее главная задача состоит в том, чтобы исследовать и объяснять, как устанавливаются и функционируют межличностные отношения в группе, а также связи между группами и обществом в целом. Знание основ социальной психологии особенно необходимо современному врачу, т.к. медицина нашего времени все больше насыщается различными техническими средствами диагностики и лечения, идет закономерный процесс специализации, дифференциации и технизации лечебного процесса. Особенно важным в этих условиях является сохранение и углубление непосредственного, "лицом к лицу" общения врача с больным человеком, использование положительного терапевтического потенциала их взаимоотношений, взаимоотношений больного со своим социальным окружением. Для выполнения этого требования врач должен хорошо разбираться в тех межличностных отношениях, которые складыва- ются у него как с пациентами и их родственниками, так и с коллегами по лечебному процессу. Уже давно замечено, что микросоциальные группы (семья, производственный коллектив), в которых протекает наша повседневная жизнь, существенно влияют на наше психическое самочувствие и здоровье в целом. Постепенно накапливались примеры оказания группой положительного влияния на психическое и соматическое здоровье человека. В частности, получили известность гипнотические опыты массового лечения больных с различными заболеваниями австрийским психиатром Францем Антоном Месмером (1734-1815). Его теория излечивающего влияния "животного магнетизма", распространяющегося среди людей во время гипнотического сеанса, в конце концов была забыта и заменена другими гипотезами. Сейчас мы уже знаем, что люди в группах ведут себя по предсказуемым психологическим законам и что группа сама может оказывать целебное воздействие. Развитие и использование групп в терапевтических целях было в большей степени делом времени и возрастания значения всех проблем, связанных с человеком (РудестамК., 1993). Понятие "группа" является основным, исходным понятием в социальной психологии. В обыденном языке это слово используется для обозначения довольно устойчивой и имеющей нечто общее совокупности индивидов. Социальные группы обычно подразделяют на условные (или статистические) и реальные. Условные группы людей выделяются исследователем по определенному признаку — пол, возраст, профессия, материальное положение, наличие определенного заболевания и т.д. Хотя реальные личности в таких группах и не имеют прямых межличностных отношений, но их общие поведенческо-психологические характеристики все-таки можно выделить. Реальные группы — это группы людей, которые реально существуют как общности в определенном пространстве и времени, они связаны между собой определенными объективными взаимоотношениями и межличностными отношениями. Наибольшей реальной группой является все человечество (класс или нация), а наименьшей — группа, состоящая из двух человек (начальник и подчиненный, муж и жена, врач и больной). Все остальные группы по своим размерам расположены в интервале между наибольшими и наименьшими группами. По степени контактности между лицами, входящими в группу, можно выделить группы контактные и неконтактные. Контактная группа — это обычно группа небольших размеров, объединенная общением ("лицом к лицу") на одной территории — бригада, учебная группа, спортивная команда и т.п. Другим важным критерием оценки всего многообразия групп является их функциональное назначение, которое и определяет количественный состав и структуру группы. Когда в основе создания группы лежат официальные документы, говорят об официальной группе — это штат учреждения, больницы или отделения. Деловые (официальные) связи между ее членами образуют внешнюю структуру группы. Внутренняя структура группы отражает процесс неофициальной ее организации, который происходит вследствие психологического, а не правового взаимоотношения людей. Высшей формой организованной группы является коллектив, т.е. группа людей, являющаяся частью общества, объединенная общими целями совместной деятельности, подчиненной целям этого общества. Неофициальные группы возникают на основе единой направленности психологической мотивации ее членов — симпатии, близости взглядов, убеждений, общности увлечений и т.п. Если исчезают мотивации, которые цементируют такую группу, то она непременно распадается. Социология и социальная психология. Закономерности становления, функционирования и развития социальных общностей и социальных отношений в них, а также общества в целом являются предметом социологии (от лат. societas—общество и logos—учение). В настоящее время социология является чрезвычайно разветвленной наукой. Например, одной из ее областей является социология медицины, возникшая на стыке социологии и медицинских наук (организация здравоохранения, социальная гигиена, эпидемиология и др.) и изучающая социальную обусловленность здоровья населения. Социальная психология возникла на стыке психологии с социологией. До сих пор дискутируется вопрос о допустимости ее одновременного существования в рамках каждой из двух "родительских" дисциплин. Как в социологии, так и в социальной психологии группой обычно принято называть довольно устойчивую совокупность людей, выделяемую на основе определенного объективного признака — этнических, политических, религиозных или иных реальных различий между людьми. Однако в социальной психологии главное значение придается факту осознания человеком своей принадлежности к тем или иным общностям. В сущности, его формирование и осознание себя как личности является результатом пересечения различных групповых влияний. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной группы. В социально-психологической литературе этот феномен иногда называют "Мы-чувством", в отличие от другого образования — "Они" (Поршнев Б.Ф., 1966; Андреева-Г.М., 1994). Таким образом, социальная психология, в отличие от социологии, прежде всего изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей в различных общественных группах. Социальная психология и идеология. Как две формы общественного сознания социальная психология и идеология имеют и общее, и особенное. Общее состоит в том, что эти формы являются отражением общественного бытия. Здесь мы находим общие психологические и идеологические мотивы, свойственные эпохе и классу. Идеология (гр. idea — понятие, идея и logos—учение) — система политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, художественных взглядов, отражающих интересы определенного класса. Нередко идеологию противопоставляют общественной психологии как рациональное к иррациональному. В действительности социальная психология шире идеологии. Она включает не только рациональное, но и эмоциональное и волевое начало. По сути она вплетена в саму жизнь и формируется ею, а не создается идеологами, преследующими при этом определенные цели — объяснить общественно-исторический процесс и указать пути его дальнейшего развития. Взаимодействие между общественной психологией и идеологией также имеет место и при изучении массовидных явлений психики — нельзя не учитывать господствующей в обществе идеологии и ее влияния на ум, чувство и волю масс. Большие в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: устойчивые социальные группы, которые сложились в ходе исторического развития (нации, классы, профессиональные группы) и стихийные группы, которые возникают случайно и существуют кратковременно (толпа, публика, аудитория и другие). Устойчивые большие социальные группы В таких группах существуют специфические регуляторы социального поведения, отсутствующие в малых группах. Это нравы, обычаи и традиции, которые создают основу такой важной групповой характеристики, как образ жизни членов группы. Определенную роль в консолидации больших социальных групп, особенно этнических, занимает наличие специфического языка. Влияние сходных социально-экономических условий жизни группы на сознание ее представителей осуществляется через личный жизненный опыт каждого члена группы и через общение. Психологические характеристики группы представляют собой то типическое, что характерно всем индивидам, а не сумму черт, свойственных каждой отдельно взятой личности. Ясно, что это типичное не есть одинаковое для всех, но именно общее. В психологической структуре больших социальных групп наибольшее внимание уделяется двум параметрам: 1) психическому складу как образованию более устойчивому, включающему социальный или национальный характер, а также нравы, обычаи, традиции и другие уникальные вкусы и ценности; 2) эмоциональной сфере как более подвижному образованию, включающему потребности, интересы и настроения. Типичные черты психологии представителей больших социальных групп фиксированы в нравах, традициях и обычаях, что приводит к использованию при их изучении методов этнографии. Одним из современных форм применения таких методов являются так называемые "межкультурные" (транскультуральные) сравнительные исследования, причем сравниваются не обязательно различные культуры, но и вообще различные социальные группы. При изучении психологии больших социальных групп применяются также методы, традиционные для социологии и языкознания, включая различные приемы статистического анализа. Существенный вклад в исследование психологии больших социальных групп внесла разработка французской психологической школой концепции "социальных представлений" (С. Московией). Под социальным представлением здесь понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. это способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. Социальное представление используется в выработке отношения к нему и способствует своеобразной интеграции группы, как бы "воспитывая" сознание ее членов и формируя у них групповую идентичность. Социальные представления, порожденные группой, достаточно долговре-менны, они могут передаваться из поколения в поколение, хотя при определенных обстоятельствах могут, конечно, и меняться со временем. Концепция социальных представлений по существу предлагает и метод исследования больших групп — через их анализ познается психологический облик группы. Концепция социальных представлений помогает более точно определить и такое понятие, как менталитет. Обычно под менталитетом понимают интегральную характеристику некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных "ответов" на картину мира. Типичный набор социальных представлений и определяет менталитет той или иной социальной группы, ее психологию и соответствующее поведение. Психология социальных классов. Термин "класс" имеет разное содержание в американской и европейской социально-психологической литературе. В рамках европейской культуры понятие "класс" чаще всего сопряжено с определением политической принадлежио- сти ("рабочий класс", "буржуазия"), а для американской гораздо привычнее термины "средний класс", "низший класс" и т.п. Это связано с тем, что в их социологических теориях социальная структура общества описывается с помощью такого понятия, как "социоэконо-мический статус", а не "социальный класс". Тем не менее при любом пути анализа структуры психологии больших социальных групп значимым элементом их эмоциональной сферы являются классовые потребности и интересы. В ряде случаев к психологии класса относят и так называемые социальные чувства, хотя это понятие общепризнанным в социально-психологической литературе не является. Наиболее активно социальные "чувства и эмоции" исследуются в рамках гуманистической психологии. Понятие "социальный характер " более широко представлено в работах неофрейдистского направления. В частности, Э. Фромм (1993) соотносит социальный характер с различными историческими типами самоотчуждения человека — "накопительский" тип эпохи раннего капитализма, "рыночный" тип эпохи 20-х годов и т.п. Чаще социальный характер определяется описательно не в терминах научной теории, а в художественных образах (произведения Бальзака, Драйзера, Горького). Кроме социального характера, психический склад раскрывается в привычках, обрядах и традициях класса или социальной группы. Все они формируют комплексный признак класса — его образ жизни. Методы исследования этих проблем более близки к традиционным психологическим методам, поскольку здесь возможно использование методик наблюдения. Психология этнических групп. В отличие от психологии классов, психологические особенности разных этнических групп изучены более основательно, и выделилась специальная отрасль знаний на стыке социальной психологии и этнографии—этнопсихология. Традиция исследования психологии этнических групп восходит в социальной психологии к работам В. Бунда по "психологии народов", им предлагалось исследовать этнические группы методом анализа мифов, обычаев и языка. Аналогично, как и в психологии больших групп, в структуре психологии этнических общностей различают устойчивый психический склад (национальные, или этнические, характер, темперамент, традиции и обычаи) и эмоциональную сферу (национальные, или этнические, чувства). Кроме того, в этнических группах иногда фиксируются и такие элементы психического склада, как темперамент и способности. Когда говорят о национальном темпераменте, то речь обычно идет лишь о специфических сочетаниях преобладающих типов темперамента в популяции, а не о жестком "привязывании" оп- ределенного темперамента к определенной этнической группе. Еще сложнее стоит вопрос о способностях. Возможность занижения результатов тестовых испытаний способностей небезосновательно часто считается результатом неадаптированное™ теста к специфическим условиям определенной культуры. Многими исследователями подчеркивается, что игнорирование этнического контекста в научных исследованиях может давать тенденциозный материал, который легко используется в различных политических доктринах. Обычно на уровне обыденного сознания людям свойственны тенденции к стереотипизации при восприятии социальных объектов. Возникновение этнических стереотипов исходит из осознания у людей "мы—чувства" и отличий от других групп ("они" — другие). Образ других групп при этом часто упрощается и исходит из прошлого, иногда негативного, опыта общения с ними. Складывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникновение этнических симпатий и антипатий. Конечно, сам факт осознания особенностей своей этнической группы не содержит в себе предубеждения против других групп. Но так дело обстоит до тех пор, пока осуществляется констатация этнических различий. Очень легко от такой констатации перейти к оценке другой группы, и тогда-то возможны искажения ее образа. Психологически при этом возникает явление этноцентризма — склонности воспринимать все жизненные явления с позиции "своей" группы. Стихийные группы Стихийные группы — это кратковременные объединения большого числа людей, собравшихся вместе по какому-либо поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Такая "группа" может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной. В современных обществах от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения. Важным фактором формирования стихийных групп является общественное мнение. Общественное мнение возникает по поводу определенных, отдельных событий и часто достаточно мобильно. Оценки могут быстро измениться под влиянием каких-то новых временных обстоятельств. Исследование общественного мнения — важный ключ к пониманию состояния общества. В западной социальной психологии характеристики стихийных групп часто описываются как формы коллективного поведения. Учитывая, что термин "коллектив" в русском языке имеет весьма специфичес- кое значение, целесообразнее определять этот тип поведения как массовое поведение (Андреева Г.М., 1994). Толпа — образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно-транспортного происшествия, поимки правонарушителя и т.п. Длительность ее существования определяется лишь значимостью инцидента. В случаях выражения недовольства каким-либо социальным явлением толпа может возбуждаться и переходить к каким-либо действиям, иногда агрессивным. В толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. В любом случае элементы организации очень нестабильны и стихия остается основным фоном поведения толпы. Масса — описывается как более стабильное образование, но с нечеткими границами. Это манифестации, демонстрации и митинги. Здесь более высока роль организаторов, которые известны как лидеры тех организованных групп, которые приняли участие в данном массовом действии. Вместе с тем масса, как и толпа, достаточно разнородна, поэтому ее существование может быть неустойчивым. Публика — кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения на стадионе, в большом зрительном зале или на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. В более замкнутых помещениях публику часто именуют аудиторией. Публика и аудитория собирается ради общей определенной цели, и они более управляемы, но в случае каких-либо инцидентов возможны случаи выхода ситуации из-под контроля организаторов. Особенности общения и взаимодействия в стихийных группах. Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах процессов коммуникации и взаимодействия в них. Общественное мнение здесь дополняется из других, и не только официальных, источников информации. Определенную роль играют слухи и сплетни. У последних свои законы распространения и циркулирования, что также является предметом специальных исследований в социальной психологии. Образовавшийся таким образом сплав суждений начинает функционировать в массе или толпе, играя роль побудителя к действиям. При этом возникает особый эффект доверия именно к той информации, которая получена "здесь и теперь" без всякой потребности проверки ее достоверности. Именно это и порождает специфические формы общения и взаимодействия. Психическое заражение — в самом общем виде определяется как бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, то действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий. Осо- бой ситуацией, где усиливается воздействие через психическое заражение, является ситуация паники. Своевременному прекращению паники способствуют силы, способные внести элемент рациональности в ситуацию и определенным образом захватить "руководство" в ней. Внушение — представляет собой особый вид воздействия, связанный с целенаправленным, но неаргументированным воздействием одного человека на другого или на группу. Кроме внушения, к способам сообщения относятся информация и убеждение. Только при внушении передача информации основана на некритическом ее восприятии. Многочисленные исследования показывают, что внушение в бодрствующем состоянии не менее эффективно, чем в гипнотическом сне. Человек, осуществляющий внушение, называется сугтестор, а объект внушения—суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействию называют контрсуггестией. Решающим условием эффективности внушения является авторитет суггестора, создающий особый, дополнительный фактор воздействия — доверие к источнику информации. В прикладном плане исследования внушения имеют большое значение для таких сфер, как пропаганда, реклама. Хотя основная черта пропаганды — апелляция к логике и сознанию, однако это не исключает присутствия элементов суггестии. Метод внушения выступает здесь как метод своеобразного психопрограммирования, т.е. относится к методам манипулятивного воздействия. В области рекламы разработана и особая концепция "имиджа", когда создается специфический "образ" воспринимаемого объекта, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентуируются лишь определенные стороны объекта. Поэтому достигается иллюзорное отображение: между имиджем и реальным объектом существует так называемый "разрыв в достоверности". Имидж, таким образом, выполняет суггестивную роль и строится на включении эмоциональных апелляций. Практика создания имиджа используется не только в рекламе, но и в политике, например, в период избирательных компаний. Подражание —заключается не просто в принятии внешних черт поведения и психических состояний других людей, а в их воспроизведении. Подражание является наиболее характерным способом познания действительности ребенком, а подражательность — основным свойством его развивающейся личности. На различных этапах жизни ребенка подражание играет различную роль: от слепого копирования в младшем возрасте до избирательного и сознательного принятия определенных черт поведения других людей в период взрослости. Именно в детской психологии проводится в настоящее 6 Сидоров П И и др Т. II J51 время основная масса экспериментальных исследований подражания, научения через наблюдение. Так, исследования подражания стали предметом специальной теории, разработанной в рамках необихевиористской ориентации Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой. Описанные ими способы подражания могут проявляться и в ситуации массового поведения. В данных случаях механизм подражания выступает в тесной связи с механизмами психического заражения и внушения. В "теории подражания" Г. Тарда (1892) подражание абсолютизируется и признается фундаментальным принципом развития и существования общества. Если в животном мире "закон повторения" реализуется через наследственность, то в человеческом обществе через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти изобретения впоследствии входят в структуру общества и вновь осваиваются путем подражания, которое непроизвольно и может быть рассмотрено как род "гипнотизма", когда осуществляется "воспроизведение одного мозгового клише чувствительной пластинкой другого мозга". Социальные конфликты в теории объясняются противоречиями между возможными направлениями подражания. Поэтому природа их подобна природе конфликтов в индивидуальном сознании при выборе новых образцов поведения. Подражание можно подразделять на логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Обычно подражание закономерно осуществляется от внутреннего к внешнему (внутренним образцам начинают подражать раньше: духу религии подражают раньше, чем обрядам), и низшие подражают высшим (провинция — центру, дворянство — королевскому двору и т.п.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.92.58 (0.013 с.) |