Развитие отечественной психологической мысли в XVII веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие отечественной психологической мысли в XVII веке



1.Общественно-политическая обстановка в XVII столетии.

2. Первые высшие учебные заведения, их роль в развитии науки.

3.Первые вузовские преподаватели и первые учебники по психологии.

4. Юрий Крижанич – представитель общественно-политической мысли славян.

XVII столетие стало временем тяжких испытаний, больших социальных потрясении, веком смут. В эпоху «Смутного времени» начала века Россия подверглась польско-шведской интервенции, была захвачена столица государства, разорены земли на значительной территории. Огромных материальных затрат и людских потерь потребовали войны со Швецией, Турцией, Крымским Ханством. После этих испытаний Россия смогла восстановить своё могущество. Государственная власть в России была восстановлена в форме феодальной сословно-представительной монархии, опиравшейся на Боярскую думу и 3емские соборы. Закрепляется сословное неравенство. ХVII в. был пропитан духом крепостничества. Огромная часть населения страны оказалась в унизительном положении, лишенной права на все человеческие права. Поэтому закономерно, что угнетённые сословия поднимались на борьбу за свои права. Самыми значительными среди выступлений крестьян были крестьянские войны под руководством Ивана Болотникова и Степана Разина [36].

Вместе с тем XVII век был веком больших достижений. Развивалось промышленное производство, процесс экономического и политического развития приводит к постепенному формированию единой русской нации, центром которой стала Москва. Преодолевая все трудности, наше отечество превращается в мощное централизованное государство с огромной территорией. Происходит слияние почти всех древнерусских земель. В 1654 году Переяславская рада принимает решение о воссоединении Украины с Россией. К концу века русские границы достигают побережья Тихого океана, Крымского ханства, Северного Кавказа и Казахстана. [6, 10, 11, 22, 30]

В развитии психологической мысли XVII в. большую роль сыграла основанная в 1632 г. Киево-Могилянская коллегия, получившая в 1701 г. по указу Петра I статус академии, которая явилась первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. Вплоть до открытия Московского (1755) и Харьковского (1805) университетов, она был центром высшего образования для славян. В 1649 г. царским окольничим Ф.М. Ртищевым (1625-1673) было открыто духовное училище при Андреевском монастыре. Для преподавания в нем пригласили 30 украинских ученых монахов, которые занялись не только преподаванием, но и переводами книг. Среди них был выдающийся деятель отечественной культуры нового типа, Симеон Полоцкий. В его сочинениях присутствует немало сюжетов и притч на философские, психологические и педагогические темы [26].

Первые опыты в создании оригинальной отечественной литературы по вопросам психологии связаны, как говорилось выше, с именем Нила Сорского. Его "Устав", написанный как наставление монахам, включает трактат о человеческих страстях и содержит тонкие наблюдения за поведением человека.

В XVII в. психология становится отдельным от богословия предметом преподавания в Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академиях. Сохранились рукописи читаемых в Киевской академии психологических курсов. Среди них - " Трактат о душе " проф. философии И. Гизеля (1645-1647), " Психология, или Трактат о душе " проф. философии Стефана Яворского (1693) и " Психология, или Трактат о душе " проф. И. Поповского (1702). В ряде идей они созвучны западноевропейской мысли (например, взгляды Гизеля на роль ощущений как источник разумного познания сходны с учнием Дж. Локка и др.). Первые руководители и преподаватели Славяно-греко-латинской академии - братья Лихуды в своих лекциях по психологии выступали истолкователями трактата Аристотеля "О душе" на основе комментариев, написанных Фомой Аквинским[26].

Начинается постепенная профессионализация философии и выделение ее в особую форму общественного сознания. Создаются первые учебники по различным областям научного знания, в том числе и по психологии (учебник братьев Лихудов). Братья Лихуды (Иоанникий и Софроний)-

деятели образования в России, педагоги, просветители и переводчики. В 1685 году по приглашению царя Фёдора Алексеевича и патриарха Иоахима приехали в Москву для преподавания Славяно-греко-латинской академии. В академии читали на греческом и латинском языке курс «свободных искусств». В 1686-1693гг. создали учебники грамматики, пиитики, риторики, логики, физики, психологии [26].

Много сделал для становления высшего образования на Руси Юрий Крижанич (около 1617—1683) - хорватский богослов, философ, писатель, лингвист-полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, священник-миссионер, выступавший за унию католической и православной церквей и за единство славянских народов. Учился в Загребской католической семинарии, коллегиуме св. Афанасия вВатикане, в1642 защитил докторскую диссертацию вРиме. В 1659 прибыл в Москву. Развивал идеи славянского единства, главенства России в защите славян от турецкой и немецкой экспансии, необходимости преобразования России в просвещенную монархию по образцу европейских держав. За прокатолические и прозападные взгляды был сослан в Тобольск, где провел 16 лет и написал основные соч.: «Политика», «Толкование исторических пророчеств», «О промысле Божием» и др. В 1676 выехал в Польшу, стал членом ордена иезуитов, погиб под Веной в битве с турками. Творческое наследие Крижанича свидетельствует о его энциклопедизме и затрагивает богословские, философские. и политические проблемы [8, 20, 24, ].

Юрий Крижанич - представитель общественно-политической мысли славян. Он возлагал большие надежды на московского царя в деле объединения и защиты всего славянского народа. Вместе с тем Крижанич выступает за справедливое правление и призывает власть имущих сообразовывать свои действия с заботой о народе. Немалый интерес в этом плане представляет его работа «Политика», в которой он пишет: «Честь, слава, долг и обязанность короля — сделать свой народ счастливым. Ведь не королевства для королей, а короли для королевства созданы» [20, с.235].

Важно отметить, что философию он рассматривает в качестве «мирского знания», по существу, положив тем самым начало процессу ее секуляризации, освобождению от церковного влияния. Взгляды Крижанича способствуют раскрытию общей логики развития философского знания и культуры этого периода. Он делил знание на теоретическое и практическое; далее первое — на духовное и мирское, второе — на философию, математику, механику. Философия включает логику, физику и этику. Логика подразделяется на грамматику, риторику и диалектику; физика — на изучение телесного мира и медицину; этика — на идиоэтику, экономику, политику и юриспруденцию. Различал мудрость (постижение Бога, мира, человека), знание (понимание природы вещей) и философию как стремление и любовь к мудрости).

Самый важный памятник литературной деятельности Крижанича — его политические думы, так называемые «Разговоры о владетельстве». Это — сборник замечаний и размышлений о всевозможнейших предметах общественной жизни, государственного устройства, безопасности страны, благосостояния и воспитания народа.

Третий отдел сочинения, самый обширнейший, носит заглавие «О мудрости», и здесьто автор проявляется всем своим существом. «Мудрость,— говорит Крижанич,— переходит от народа к народу. Народы, в древности отличавшиеся всякой умелостью, в наше время впали в невежество. Другие, некогда грубые и дикие, теперь славятся мудростью, таковы: немцы, французы, итальянцы. В последние века они произвели много полезных изобретений: компас, многогласное пение, книгопечатание, часы, пушки, гравирование и пр. Только о нас, славянах, говорят, как будто нам судьба во всем отказала, и мы не можем ничему выучиться. Но ведь и остальные народы не в один день и не в один год выучивались друг от друга; и мы можем научиться, если только будем иметь охоту и прилежание. Теперь пришло время для нашего народа учиться; Бог возвысил на Руси такое славянское государство, какому подобного не было в нашем народе в прежних веках; а мы видим и у других народов: когда государство возрастет до высокой степени величия, тогда и науки начинают процветать [20, с. 235].

Между всеми мирскими науками самою благородной наукой считает Крижанич политику, науку общественного и государственного строения. Начало политической мудрости он считает познание самих себя, познание природы своей страны, народной жизни, собственной силы, тогда как, с другой стороны, незнание самих себя есть корень общественного зла [8,24].

Таким образом, древнерусская мудрость постепенно эволюционирует в русскую философию Нового времени. Ускоряются темпы развития: отечественная мысль теснее смыкается с европейской, сохраняя, тем не менее, своё своеобразие. Постепенно светское знание отделяется от богословского, создаются предпосылки возникновения науки как самостоятельного знания[5,6,9].

Натурфилософские и психологические взгляды М.В.Ломоносова, философско-психологические и социально-психологические воззрения А.Н.Радищева, с одной стороны, - явились развитием и продолжением психологических идей предшественников, а с другой, - сами послужили благодатной почвой для становления отечественной психологии последующих исторических периодов.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте общественно-политическую обстановку в начале 17 века

2. Какова роль первых высших учебных заведений по западному образцу в развитии российской науки?

3. Назовите авторов первых учебников по психологии.

4. Расскажите о психологических взглядах Юрия Крижанича

5. Назовите имена мыслителей, внесших вклад в развитие психологической мысли в этот период.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.006 с.)