Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема души в Русской философии XVIII века↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В XVIII в. было подготовлено около 80 книг и статей по психологии. В них отражено начало научных исследований в психологии. Как правило, эти изыскания были связаны с психофизиологическими опытами и экспериментами[43]. Тем не менее самым влиятельным течением была психология души. Одной из наиболее ярких характеристик просветительской мысли того времени является её сфокусированность на проблеме человека, его существования, развития и совершенствования. Тогда человека рассматривали с точки зрения творения его Богом, принимая во внимание его бессмертную душу. Проблема человека становится центральной во всех сферах культуры, в разных областях общественного сознания и практики, это создало благоприятную почву для развития психологической мысли в России. Представителями данного течения были такие мыслители XVIII века, как Аничков Дмитрий Сергеевич (1733 – 1788), Данилов Михаил Васильевич (1722 – после 1790), Золотницкий Владимир Трофимович (1743 или 1741 – после 1797), Кандорский Иван Михайлович (1764 – 1838), Козельский Яков Павлович (1728 – 1794). Дмитрий Аничков в “Слове о невещественности души человеческой и из оной происходящем её бессмертии” определяет душу как “самое сущее разумеющее”. Рассуждая о способностях души к постижению мира, рассуждению о прошлом и предвидению будущего, Аничков пишет, что “поистине нет, не бывало и не будет никогда ни одной такой вещи”, как человеческая душа [1]. Другой автор, Яков Павлович Козельский, определял душу, как “особое существо, одарённое волей и разумом” [21 ]. Я.П. Козельский был ярким представителем передовой общественной мысли 18 века - автор “Философических предложений”, явившихся наиболее радикальным выражением просветительских идей в России. Козельский одним из первых полно и весьма критически оценил реформы Петра, выделил структурные элементы общества и указал их роль в социальном процессе. Особую роль он отводили общине, которая в дальнейшем стала главной темой русской социальной мысли, рассматривал революцию как средство разрушения крепостничества и автократии, заострял внимание на роли труда в человеческой истории и т.д. Он подвергал сокрушительной критике феодально-крепостнический строй, поставил перед обществом вопрос об отмене крепостного права в России. Наиболее полно философские и психологические идеи Я.П. Козельского изложены в трактате "Философические предложения". Он ввел такое понятие, как «философия нравоучительная», под которым он понимал науку искания благополучия [16]. Я. П. Козельский часто ссылается на Сократа как основателя представлений о нравственности. В ходе обоснования своего понимания нравоучительной философии как «науки искания благополучия» он писал: «Философию нравоучительную определяют некоторые писатели наукою благополучия; но сие определение кажется мне неверно для того, что иной философ со всею своею глубочайшею философиею и строгим наблюдением ее правил, наставляющих к добродетели, пребывает неблагополучен, как то из кончины первого правоучителя Сократа видеть можно. Надобно знать, что благополучным быть не всегда зависит от добродетели; а разве кто стоическим манером вздумает и в крайнем своем неблагополучии воображать себе, что он благополучен, так это будет по прямому разуму грезить, а не философствовать, потому что философы сами говорят, что благополучие есть постоянное веселие, а не воображение постоянного веселия; правда, что добродетель может всегда облегчать тяжесть неблагополучия, по не всегда отвращать его может, и посему кажется мне лучше определять философию наукою искания благополучия (хотя оно иногда и не сыскивается), а не наукою благополучия; и такое их определение тогда будет справедливо, когда но крайней мере две трети вселенныя будут добродетельны; но такое счастие почти невозможное иметь когда-либо человеческому роду, потому что весь свет согласно старается прежде и больше усилить себя в разуме, нежели вдобродетели» [16, с. 58]. Аничков и Т. В. Золотницкий доказывают бессмертие человеческой души.. Они спрашивают, зачем нужны были бы правила и законы, стремление к истине, труды, подвиги, награждения добродетели и наказания пороков, какой смысл в подвиге познания душой своего Творца и стремление к неограниченному добру, если после смерти она бы исчезла? Никто не достигает верховных благ в земной жизни, значит, пишет Аничков, они сохранятся для нас в жизни будущей. Золотницкий, как и Аничков, говорит, что создание такой твари, как человек, смертной не соответствовало бы величию Божию. И если бы человек был смертен, то не было бы тварей, “которым бы открывалось бытие Божие и которые доказывали бы оное собой”. [Цит.по:20,с. 164]. Дмитрий Аничков пишет, что душа – “сущее, одарённое внутренним движением” [Цит по: 20,с. 65], а в теле нет источника жизни, активности человека. Чувства и помышления – тоже свойства души, а не тела. Дух, в отличие от материи, “сквозь все тела проходит” [10, 96]; тело делится на части, а душа – существо простое, неделимое. В результате Аничков приходит к выводу, что душа – дух, существо по сущности своей не имеющее протяжения, не делимое на части и не одарённое свойствами, могущими быть выраженными через величину, форму и движение. Движение души – это мысль, посредством которой протекают психические процессы: воображение, память, мышление и т. д. Аничков также отмечает способность души к самопознанию, самосознанию и пишет, что в мозгу “не найдёшь ни малейшего следа столь дивных действий”. [16]. По мысли Д. Аничкова, свободная воля человека управляет и действиями ума, и действиями тела, что мы понимаем путем рефлексии собственных психических процессов. Власть воли ограничивается разумом, и о нарушении поставленных им границ свидетельствует совесть. В реальности результат этих процессов виден в поведении человека, в его стремлении к добру и избегании зла (такое поведение в силу более высокой нравственности русского общества того времени воспринималось как норма). Т. В. Золотницкий пишет о значимости веры в бессмертие души для благополучия человечества. Законы, исполняемые “по нужде, а не по совести” [16, с. 158], слабая преграда для потерявших эту веру, поэтому законы нарушаются. [там же]..)
В 1796 г. выходит первая русская книга, специально посвященная психологии - “Наука о душе, или Ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия”. Ее автор Иван Михайлович Кандорский, в миру Иван Михайлов (1764 - 1838) являлся духовным лицом. Именно поэтому Кандорский в своейкниге пишет о том, что “душа есть дух, а, значит, существо живое, разумом и свободною волею одаренное, какова есть и душа наша. Определение сие души находим мы на многих местах и Священного писания”. Кроме того, Кандорский произвел систематизацию психологических знаний. Он описывает факты - ощущения, мысли как ассоциации представлений, волю. Автор стоял на позициях английского эмпиризма: душа есть то, что познает и ощущает окружающие нас вещи. Кандорский определил четыре закона душевной жизни: 1) если внешний раздражитель оказывает воздействие на не повреждённые органы чувств, то тогда мы чувствуем, хотя б того и не хотели; 2) интенсивность ощущений определяется относительно к силе последовательно действовавших раздражителей; 3) душа обусловливается воздействиями внешнего мира (разное воздействие воспроизводится разными чувствами, одинаковое воздействие – одинаковыми чувствами; 4) если нет воздействия на органы, то нет и чувства. Само бытие души человеческой Кандорский доказывает следующим образом: мы мыслим о себе и находящихся во внешнем мире вещах, следовательно, мы имеем бытие, следовательно, существуем. Так как мыслит и познаёт окружающий мир душа, следовательно, она тоже существует. При этом он ссылается на Декарта, называя его возобновителем здравой философии [11,12]. Таким образом, душа понимается как активное начало в человеке, уникальное явление, занимающее особенное место в мироздании. Вопросы для самопроверки 1. Особенности психологический представлений ХVIII века 2. Расскажите о психологических взглядах Г.С.Сковороды 3. Каковы представления о душе Д.С. Аничкова и Я.П. Козельского? 4. Психологические взгляды Т.В.Золотницкого 5. И.М.Кандорский и его психологические представления
Заключение Отечественные психологические взгляды отразились в гениальных догадках мыслителей, достижениях учёных-психофизиологов и творчестве целой плеяды духовных лиц, гуманистов, организаторов науки. Результатом их деятельности стали достаточно широкие по тем временам международные контакты. Вместе с тем у российских мыслителей были свои излюбленные темы, отражающие своеобразие развития отечественной философско-психологической мысли. К таковым относятся тема справедливого правления (Юрий Крижанич), которую поднимал ещё Владимир Мономах и которая впоследствии разрабатывалась как проблема власти. В философском сборнике «Пчела» появилось первое упоминание о сновидениях; «нестяжатели», Нил Сорский, Григорий Сковорода и другие большое внимание уделяют проблеме саморазвития человека; проблему мотивации человеческих поступков поднимают Филлип Пустынник и Дмитрий Аничков, Яков Козельский заострял внимание на роли труда в развитии человека, Григорий Сковорода писал о необходимости соответствия способностей выполняемой деятельности и т. д. Эти идеи, несомненно, повлияли на развитие и отечественной, и западной психологической мысли, которые, мы уверены, развивались параллельно. Только недостаток знаний об истории собственной науки заставляет нас думать, что мы во всём уступаем Западу. Те идеи, которые развивались нашими соотечественниками в XVII- ХVIII веках, позднее получили научное подтверждение и стали основополагающими принципами психологической науки. Так, идеи развития человеческих способностей в деятельности, высказанные в ХVIII веке Г.С. Сковородой и Я.П.Козельским, в 19 веке были подхвачены Александром Галичем и развиты в его труде «Картина человека, опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий, начертанный А. Галичем». В начале ХХ века они становятся одним из основополагающих принципов советской психологии. Хотелось бы отметить, что мысль о ценности трудовой деятельности - это народная мысль; её философские и психологические истоки исследованы недостаточно, точно так же как не до конца исчерпаны её эвристические возможности. Научные знания успешно развиваются там, где сохраняют, анализируют и критически осмысливают мудрость предшествующих поколений. В противном случае мы обрекаем себя на попытки снова и снова изобретать велосипед. Сохраняя память о прошлом, мы тем самым проявляем уважение к своей стране, к своей нации и к народам других национальностей, к самому себе, наконец. Как при личном знакомстве мы называем своё имя, так в иных ситуациях мы называем свою национальность, проявляя уважение к партнёру по общению и к самому себе. Самоуважение отдельного человека и целой нации зависит от отношения к своему прошлому и от того, насколько ясно осознаются будущие цели. Сохранить свою национальную идентичность – значит сохранить своё национальное самоуважение, не стесняясь при этом недостатков своего народа и не преувеличивая его достоинств.
Литература 1. Аничков Д.С. Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ее бессмертии // Мысли о душе. Русская метафизика XVIII века / Подготовка текстов, вступ. статья Т.В. Артемьевой. СПб.: Наука, 1996. c.92–93. 2. Большакова В.В. Психологические идеи в русской философии XVIII века // Психологическая мысль России: век Просвещения / Под ред. В.А. Кольцовой. СПб., 2001. С. 57-60 3. Галич А. Картина человека, опыт наставителього чттения о предметах самопознания для всех образованных сословий, начертанный А.Галичем. С-Пб.,В типографии Имп. Академии наук.1834 4. Гриненко Г.В. История философии. - М.: "Юрайт-Издат", 2006.(32) 5. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X - XVII вв: Учеб. пособие.- М.: Изд-во МГУ, 1990. 6. Демков М.И. История русской педагогики. Ч. 1. Древнерусская педагогика (Х -XVII вв.).-Ревель, 1896. 12 (19) 7. Забелин И.Е. Первое водворение в Москве греко-латинской и общей европейской науки. — М.. 1886 8. Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х т. - М.: "Феникс", 2004. (45) 9. Иконников В.С. Максим Грек и его время. 2-е изд.- Киев 1915. 10. Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI в.- Л., 1970. 11. Кандорский И. М. Образование духа и сердца в Непрестанном Богомыслии. М., 1799. (34) 12. Кандорский И. М. Чадолюбец, размышляющий о нравственном повреждении и исправлении детей своих. М., 1807. (35) 13. Кандорский И.М. Наука о душе, или ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия // Мысли о душе. Русская метафизика XVIII века / Подготовка текстов, вступ. статья Т.В. Артемьевой. СПб.: Наука, 1996. c.168–219. (33) 14. Ковтун Л.С. Азбуковники среди других текстов древней лексикографии и проблемы их издания. /ЛГО ДРЛ. Т. XXXVI. Л., 1981. (11) 15. Козельский Я. Л. Механические предложения для употребления обучающегося при Артиллерийском и Инженерном шляхетском корпусе благородного юношества. СПб., 1764. (44) 16. Козловский И.П. Значение XVII века в русской истории, его связь с предыдущими и последующими эпохами.- Нежин, 1908 17. Кондаков И.М. Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII–XIX вв. // Психологический журнал. 1999, N 6. 18. Костомаров Н. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей Глава 11.Ростов-на Дону: Феникс, 1995-1997. 17 19. Крижанич Ю. Собр. соч. М, 1891 - 1893. Вып. 1-3; Политика. М., 1965. 20. Н.И.Новиков и его современники. Избр. соч. Изд. АН СССР, М., 1961. 21. Очерки по истории русской психологии. /Под ред. М.В. Соколова. — М.: Изд-во Московского университета, 1957. 22. Очерки по истории русской психологии. /Под ред. М.В. Соколова. — М.: Изд- Мосовского университета, 1957 23. Пушкарев Л.Н. Юрий Крижанич: Очерк жизни и творчества. М., 1984. 24. Радищев А.Н. Изб. Философ. Соч. Госполитиздат, 1949. 25. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 520. 26. Сменцовский М. Братья Лихуды. СПб., 1899. 20 27. Сорский, Нил «Предание» и «Устав», СПБ, 1912. 28. Фонкич Б. Л., Новые материалы для биографии Лихудов, в кн.: Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1987 г., М., 1988. 29. Русская история. История политических и правовых учений [Электронный ресурс] http://www.bibliotekar.ru 30. Нил Сорский. БСЭ [Электронный ресурс]: http://bse.sci-lib.com/article081842.html 31. Древняя и Московская Русь. Бредихин В.Е., Слезин А.А., Никулин Р.Л. [Электронный ресурс]: alleng.ru/d/hist/hist179.htm 32. Особенности развития психологических знаний на рубеже Х1Х века. Библиофонд: электронная библиотека: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=473288 33. 21.Юрий Крижанич. История России в жизнеописаниях её главнейших деятелей.. Костомаров Н. Электронная библиотека истории: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kost/42.php 34. Преподобный Максим Грек и его морально-нравственные взгляды Сайт Московской православной духовной Академии. [Электронный ресурс] http://www.mpda.ru/site_pub/959325.html?print=1 35. «Мир словарей» [Электронный ресурс]: http://mirslovarei.com/content_fil/psixologicheskaja-mysl-15180.html 36. Русские писатели и поэты. В.С.Соловьёв Из статьи «Русский национальный идеал» [Электронный ресурс]: http://writerstob.narod.ru/stati/soloviev/iz_stati_rus_nacz_ideal.htm 37. История психологии [Электронный ресурс]: http://historypsiholog.ru/ 38. Библиофонд: электронная библиотека. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=473288 39. Философские взгляды Я.П.Козельского Философская мысль {VIII века [Электронный ресурс]:.hhttp://www.refmag.ru/done/1/k/filosofskie-vzglyady-kozelskogo.htm 40. История психологии [Электронный ресурс]: http://imp.rudn.ru/psychology/history_of_psychology/ch7_8.html 41. «Проблема души в русской философии XVIII века». [Электронный ресурс]: http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/PSIHOLOG/ISTOR_PSIH/METOD/UP/frame/3.htm 42. Философы психологии. Психология, педагогика и саморазвитие. М. В. Ломоносов: материалистическое направление в психологии. [Электронный ресурс] http://pedagog-razvitie.ru/Filosofy_psihologii_snamenitiye_imena/Lomonosov_materialistitheskoe_napravleniye/index.html 43. История русской научной психологии. Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Кие в) [Электронный ресурс] http://psylib.org.ua/books/rubin01/txt04.htm 44. Развитие психологических идей в России в эпоху Просвещения: [Электронный ресурс]: http://ucheba-legko.ru/view/psihologiya/istoriya_psihologii/razvitie_psihologicheskih_idey_v_rossii_v_epohu_prosvescheniya. 45. Русская цивилизация. [Электронный ресурс] http://www.9may.lv/ru/istoricheskie-materiali/
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.79 (0.012 с.) |