Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема души в Русской философии XVIII века

Поиск

В XVIII в. было подготовлено около 80 книг и статей по психологии. В них отражено начало научных исследований в психологии. Как правило, эти изыскания были связаны с психофизиологическими опытами и экспериментами[43].

Тем не менее самым влиятельным течением была психология души.

Одной из наиболее ярких характеристик просветительской мысли того времени является её сфокусированность на проблеме человека, его существования, развития и совершенствования. Тогда человека рассматривали с точки зрения творения его Богом, принимая во внимание его бессмертную душу. Проблема человека становится центральной во всех сферах культуры, в разных областях общественного сознания и практики, это создало благоприятную почву для развития психологической мысли в России.

Представителями данного течения были такие мыслители XVIII века, как Аничков Дмитрий Сергеевич (1733 – 1788), Данилов Михаил Васильевич (1722 – после 1790), Золотницкий Владимир Трофимович (1743 или 1741 – после 1797), Кандорский Иван Михайлович (1764 – 1838), Козельский Яков Павлович (1728 – 1794).

Дмитрий Аничков в “Слове о невещественности души человеческой и из оной происходящем её бессмертии” определяет душу как “самое сущее разумеющее”. Рассуждая о способностях души к постижению мира, рассуждению о прошлом и предвидению будущего, Аничков пишет, что “поистине нет, не бывало и не будет никогда ни одной такой вещи”, как человеческая душа [1].

Другой автор, Яков Павлович Козельский, определял душу, как “особое существо, одарённое волей и разумом” [21 ].

Я.П. Козельский был ярким представителем передовой общественной мысли 18 века - автор “Философических предложений”, явившихся наиболее радикальным выражением просветительских идей в России. Козельский одним из первых полно и весьма критически оценил реформы Петра, выделил структурные элементы общества и указал их роль в социальном процессе. Особую роль он отводили общине, которая в дальнейшем стала главной темой русской социальной мысли, рассматривал революцию как средство разрушения крепостничества и автократии, заострял внимание на роли труда в человеческой истории и т.д. Он подвергал сокрушительной критике феодально-крепостнический строй, поставил перед обществом вопрос об отмене крепостного права в России.

Наиболее полно философские и психологические идеи Я.П. Козельского изложены в трактате "Философические предложения". Он ввел такое понятие, как «философия нравоучительная», под которым он понимал науку искания благополучия [16]. Я. П. Козельский часто ссылается на Сократа как основателя представлений о нравственности. В ходе обоснования своего понимания нравоучительной философии как «науки искания благополучия» он писал: «Философию нравоучительную определяют некоторые писатели наукою благополучия; но сие определение кажется мне неверно для того, что иной философ со всею своею глубочайшею философиею и строгим наблюдением ее правил, наставляющих к добродетели, пребывает неблагополучен, как то из кончины первого правоучителя Сократа видеть можно. Надобно знать, что благополучным быть не всегда зависит от добродетели; а разве кто стоическим манером вздумает и в крайнем своем неблагополучии воображать себе, что он благополучен, так это будет по прямому разуму грезить, а не философствовать, потому что философы сами говорят, что благополучие есть постоянное веселие, а не воображение постоянного веселия; правда, что добродетель может всегда облегчать тяжесть неблагополучия, по не всегда отвращать его может, и посему кажется мне лучше определять философию наукою искания благополучия (хотя оно иногда и не сыскивается), а не наукою благополучия; и такое их определение тогда будет справедливо, когда но крайней мере две трети вселенныя будут добродетельны; но такое счастие почти невозможное иметь когда-либо человеческому роду, потому что весь свет согласно старается прежде и больше усилить себя в разуме, нежели вдобродетели» [16, с. 58].

Аничков и Т. В. Золотницкий доказывают бессмертие человеческой души.. Они спрашивают, зачем нужны были бы правила и законы, стремление к истине, труды, подвиги, награждения добродетели и наказания пороков, какой смысл в подвиге познания душой своего Творца и стремление к неограниченному добру, если после смерти она бы исчезла? Никто не достигает верховных благ в земной жизни, значит, пишет Аничков, они сохранятся для нас в жизни будущей. Золотницкий, как и Аничков, говорит, что создание такой твари, как человек, смертной не соответствовало бы величию Божию. И если бы человек был смертен, то не было бы тварей, “которым бы открывалось бытие Божие и которые доказывали бы оное собой”. [Цит.по:20,с. 164]. Дмитрий Аничков пишет, что душа – “сущее, одарённое внутренним движением” [Цит по: 20,с. 65], а в теле нет источника жизни, активности человека. Чувства и помышления – тоже свойства души, а не тела. Дух, в отличие от материи, “сквозь все тела проходит” [10, 96]; тело делится на части, а душа – существо простое, неделимое. В результате Аничков приходит к выводу, что душа – дух, существо по сущности своей не имеющее протяжения, не делимое на части и не одарённое свойствами, могущими быть выраженными через величину, форму и движение. Движение души – это мысль, посредством которой протекают психические процессы: воображение, память, мышление и т. д. Аничков также отмечает способность души к самопознанию, самосознанию и пишет, что в мозгу “не найдёшь ни малейшего следа столь дивных действий”. [16]. По мысли Д. Аничкова, свободная воля человека управляет и действиями ума, и действиями тела, что мы понимаем путем рефлексии собственных психических процессов. Власть воли ограничивается разумом, и о нарушении поставленных им границ свидетельствует совесть. В реальности результат этих процессов виден в поведении человека, в его стремлении к добру и избегании зла (такое поведение в силу более высокой нравственности русского общества того времени воспринималось как норма). Т. В. Золотницкий пишет о значимости веры в бессмертие души для благополучия человечества. Законы, исполняемые “по нужде, а не по совести” [16, с. 158], слабая преграда для потерявших эту веру, поэтому законы нарушаются. [там же]..)

 

В 1796 г. выходит первая русская книга, специально посвященная психологии - “Наука о душе, или Ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия”. Ее автор Иван Михайлович Кандорский, в миру Иван Михайлов (1764 - 1838) являлся духовным лицом. Именно поэтому Кандорский в своейкниге пишет о том, что “душа есть дух, а, значит, существо живое, разумом и свободною волею одаренное, какова есть и душа наша. Определение сие души находим мы на многих местах и Священного писания”. Кроме того, Кандорский произвел систематизацию психологических знаний. Он описывает факты - ощущения, мысли как ассоциации представлений, волю. Автор стоял на позициях английского эмпиризма: душа есть то, что познает и ощущает окружающие нас вещи. Кандорский определил четыре закона душевной жизни: 1) если внешний раздражитель оказывает воздействие на не повреждённые органы чувств, то тогда мы чувствуем, хотя б того и не хотели; 2) интенсивность ощущений определяется относительно к силе последовательно действовавших раздражителей; 3) душа обусловливается воздействиями внешнего мира (разное воздействие воспроизводится разными чувствами, одинаковое воздействие – одинаковыми чувствами; 4) если нет воздействия на органы, то нет и чувства. Само бытие души человеческой Кандорский доказывает следующим образом: мы мыслим о себе и находящихся во внешнем мире вещах, следовательно, мы имеем бытие, следовательно, существуем. Так как мыслит и познаёт окружающий мир душа, следовательно, она тоже существует. При этом он ссылается на Декарта, называя его возобновителем здравой философии [11,12].

Таким образом, душа понимается как активное начало в человеке, уникальное явление, занимающее особенное место в мироздании.

Вопросы для самопроверки

1. Особенности психологический представлений ХVIII века

2. Расскажите о психологических взглядах Г.С.Сковороды

3. Каковы представления о душе Д.С. Аничкова и Я.П. Козельского?

4. Психологические взгляды Т.В.Золотницкого

5. И.М.Кандорский и его психологические представления

 

Заключение

Отечественные психологические взгляды отразились в гениальных догадках мыслителей, достижениях учёных-психофизиологов и творчестве целой плеяды духовных лиц, гуманистов, организаторов науки. Результатом их деятельности стали достаточно широкие по тем временам международные контакты. Вместе с тем у российских мыслителей были свои излюбленные темы, отражающие своеобразие развития отечественной философско-психологической мысли. К таковым относятся тема справедливого правления (Юрий Крижанич), которую поднимал ещё Владимир Мономах и которая впоследствии разрабатывалась как проблема власти. В философском сборнике «Пчела» появилось первое упоминание о сновидениях; «нестяжатели», Нил Сорский, Григорий Сковорода и другие большое внимание уделяют проблеме саморазвития человека; проблему мотивации человеческих поступков поднимают Филлип Пустынник и Дмитрий Аничков, Яков Козельский заострял внимание на роли труда в развитии человека, Григорий Сковорода писал о необходимости соответствия способностей выполняемой деятельности и т. д. Эти идеи, несомненно, повлияли на развитие и отечественной, и западной психологической мысли, которые, мы уверены, развивались параллельно. Только недостаток знаний об истории собственной науки заставляет нас думать, что мы во всём уступаем Западу.

Те идеи, которые развивались нашими соотечественниками в XVII- ХVIII веках, позднее получили научное подтверждение и стали основополагающими принципами психологической науки. Так, идеи развития человеческих способностей в деятельности, высказанные в ХVIII веке Г.С. Сковородой и Я.П.Козельским, в 19 веке были подхвачены Александром Галичем и развиты в его труде «Картина человека, опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий, начертанный А. Галичем». В начале ХХ века они становятся одним из основополагающих принципов советской психологии. Хотелось бы отметить, что мысль о ценности трудовой деятельности - это народная мысль; её философские и психологические истоки исследованы недостаточно, точно так же как не до конца исчерпаны её эвристические возможности.

Научные знания успешно развиваются там, где сохраняют, анализируют и критически осмысливают мудрость предшествующих поколений. В противном случае мы обрекаем себя на попытки снова и снова изобретать велосипед.

Сохраняя память о прошлом, мы тем самым проявляем уважение к своей стране, к своей нации и к народам других национальностей, к самому себе, наконец. Как при личном знакомстве мы называем своё имя, так в иных ситуациях мы называем свою национальность, проявляя уважение к партнёру по общению и к самому себе.

Самоуважение отдельного человека и целой нации зависит от отношения к своему прошлому и от того, насколько ясно осознаются будущие цели. Сохранить свою национальную идентичность – значит сохранить своё национальное самоуважение, не стесняясь при этом недостатков своего народа и не преувеличивая его достоинств.

 

Литература

1. Аничков Д.С. Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ее бессмертии // Мысли о душе. Русская метафизика XVIII века / Подготовка текстов, вступ. статья Т.В. Артемьевой. СПб.: Наука, 1996. c.92–93.
Белокуров С.А. Юрий Крижанич в России. М., 1901 - 1909. Т. 1-3;

2. Большакова В.В. Психологические идеи в русской философии XVIII века // Психологическая мысль России: век Просвещения / Под ред. В.А. Кольцовой. СПб., 2001. С. 57-60

3. Галич А. Картина человека, опыт наставителього чттения о предметах самопознания для всех образованных сословий, начертанный А.Галичем. С-Пб.,В типографии Имп. Академии наук.1834

4. Гриненко Г.В. История философии. - М.: "Юрайт-Издат", 2006.(32)

5. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X - XVII вв: Учеб. пособие.- М.: Изд-во МГУ, 1990.

6. Демков М.И. История русской педагогики. Ч. 1. Древнерусская педагогика (Х -XVII вв.).-Ревель, 1896. 12 (19)

7. Забелин И.Е. Первое водворение в Москве греко-латинской и общей европейской науки. — М.. 1886

8. Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х т. - М.: "Феникс", 2004. (45)

9. Иконников В.С. Максим Грек и его время. 2-е изд.- Киев 1915.

10. Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI в.- Л., 1970.

11. Кандорский И. М. Образование духа и сердца в Непрестанном Богомыслии. М., 1799. (34)

12. Кандорский И. М. Чадолюбец, размышляющий о нравственном повреждении и исправлении детей своих. М., 1807. (35)

13. Кандорский И.М. Наука о душе, или ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия // Мысли о душе. Русская метафизика XVIII века / Подготовка текстов, вступ. статья Т.В. Артемьевой. СПб.: Наука, 1996. c.168–219. (33)

14. Ковтун Л.С. Азбуковники среди других текстов древней лексикографии и проблемы их издания. /ЛГО ДРЛ. Т. XXXVI. Л., 1981. (11)

15. Козельский Я. Л. Механические предложения для употребления обучающегося при Артиллерийском и Инженерном шляхетском корпусе благородного юношества. СПб., 1764. (44)

16. Козловский И.П. Значение XVII века в русской истории, его связь с предыдущими и последующими эпохами.- Нежин, 1908

17. Кондаков И.М. Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII–XIX вв. // Психологический журнал. 1999, N 6.

18. Костомаров Н. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей Глава 11.Ростов-на Дону: Феникс, 1995-1997. 17

19. Крижанич Ю. Собр. соч. М, 1891 - 1893. Вып. 1-3; Политика. М., 1965.

20. Н.И.Новиков и его современники. Избр. соч. Изд. АН СССР, М., 1961.

21. Очерки по истории русской психологии. /Под ред. М.В. Соколова. — М.: Изд-во Московского университета, 1957.

22. Очерки по истории русской психологии. /Под ред. М.В. Соколова. — М.: Изд- Мосовского университета, 1957

23. Пушкарев Л.Н. Юрий Крижанич: Очерк жизни и творчества. М., 1984.

24. Радищев А.Н. Изб. Философ. Соч. Госполитиздат, 1949.

25. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 520.

26. Сменцовский М. Братья Лихуды. СПб., 1899. 20

27. Сорский, Нил «Предание» и «Устав», СПБ, 1912.

28. Фонкич Б. Л., Новые материалы для биографии Лихудов, в кн.: Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1987 г., М., 1988.

29. Русская история. История политических и правовых учений [Электронный ресурс] http://www.bibliotekar.ru

30. Нил Сорский. БСЭ [Электронный ресурс]: http://bse.sci-lib.com/article081842.html

31. Древняя и Московская Русь. Бредихин В.Е., Слезин А.А., Никулин Р.Л. [Электронный ресурс]: alleng.ru/d/hist/hist179.htm

32. Особенности развития психологических знаний на рубеже Х1Х века. Библиофонд: электронная библиотека: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=473288

33. 21.Юрий Крижанич. История России в жизнеописаниях её главнейших деятелей.. Костомаров Н. Электронная библиотека истории: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kost/42.php

34. Преподобный Максим Грек и его морально-нравственные взгляды Сайт Московской православной духовной Академии. [Электронный ресурс] http://www.mpda.ru/site_pub/959325.html?print=1

35. «Мир словарей» [Электронный ресурс]: http://mirslovarei.com/content_fil/psixologicheskaja-mysl-15180.html

36. Русские писатели и поэты. В.С.Соловьёв Из статьи «Русский национальный идеал» [Электронный ресурс]: http://writerstob.narod.ru/stati/soloviev/iz_stati_rus_nacz_ideal.htm

37. История психологии [Электронный ресурс]: http://historypsiholog.ru/

38. Библиофонд: электронная библиотека. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=473288

39. Философские взгляды Я.П.Козельского Философская мысль {VIII века [Электронный ресурс]:.hhttp://www.refmag.ru/done/1/k/filosofskie-vzglyady-kozelskogo.htm

40. История психологии [Электронный ресурс]: http://imp.rudn.ru/psychology/history_of_psychology/ch7_8.html

41. «Проблема души в русской философии XVIII века». [Электронный ресурс]: http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/PSIHOLOG/ISTOR_PSIH/METOD/UP/frame/3.htm

42. Философы психологии. Психология, педагогика и саморазвитие. М. В. Ломоносов: материалистическое направление в психологии. [Электронный ресурс]

http://pedagog-razvitie.ru/Filosofy_psihologii_snamenitiye_imena/Lomonosov_materialistitheskoe_napravleniye/index.html

43. История русской научной психологии. Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Кие в) [Электронный ресурс] http://psylib.org.ua/books/rubin01/txt04.htm

44. Развитие психологических идей в России в эпоху Просвещения: [Электронный ресурс]: http://ucheba-legko.ru/view/psihologiya/istoriya_psihologii/razvitie_psihologicheskih_idey_v_rossii_v_epohu_prosvescheniya.

45. Русская цивилизация. [Электронный ресурс] http://www.9may.lv/ru/istoricheskie-materiali/

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.79 (0.012 с.)