Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Предпосылки развития философско-психологической мысли XVII - XVIII столетий

Поиск

Р.С. ЧЕРКАСОВА

История развития психологических взглядов в России XVII-XVIII века

Учебное пособие

 

Тамбов 2012

 

УДК15(075.8)

ББК 88 я 73

В 24

 

Автор-составитель кандидат психологических наук доцент кафедры общей психологии Р.С.Черкасова (Апенок)

 

Научный редактор профессор М.В.Хватова

 

История развития психологических взглядов в России XVII-XVIII века. Учебное пособие / Р.С.Черкасова (Апенок); М-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р.Державина». Тамбов, издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2010. 46 с,

 

Русское общество ищет пророков за рубежом, ориентируясь на культурные ценности Востока и Запада, но почему-то не желает видеть богатств русской духовной культуры.

История нашей страны в древний период представляется сплошным белым пятном. Это в полной мере относится и к истории психологии. Поэтому существует насущная необходимость обращения к данной теме.

Цель данного пособия - восполнить, насколько это в силах автора, данный пробел и помочь студентам в подготовке к занятиям. Оно предназначено для студентов факультетов психологии, бакалавров и специалистов, а также для психологов, обучающихся на курсах повышения квалификации и получающих второе высшее образование. Пособие представляет интерес также для специалистов в области истории.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Предпосылки развития философско-психологической мысли XVII - ХVIII столетий

1.1.Общие тенденции развития философско-психологической мысли на Руси в период Средневековья.

1.2.Психологические проблемы в трудах Нила Сорского и Артемия Троицкого.

1.3.М.Грек и его вклад в развитие философско-психологической мысли на Руси.

1.4. Психологические идеи в сборниках литературно-художественной и философской направленности «Пчела», «Толковая Палея», «Диоптра».

2. Развитие отечественной психологической мысли в XVII веке

2.1.Общественно-политическая обстановка в XVII столетии.

2.2. Первые высшие учебные заведения, их роль в развитии науки.

2.3.Первые вузовские преподаватели и первые учебники по психологии.

2.4. Юрий Крижанич – представитель общественно-политической мысли славян.

 

3. Развитие отечественной психологической мысли в ХVIII веке

3.1.ХVIII век - вершина просветительской мысли России

3.2.Особенности психологических представлений мыслителей ХVIII века.

3.3. Естественнонаучные предпосылки в развитии психологических знаний. Содержание психологических взглядов Г.С.Сковороды.

3.4.Деятельность русских просветителей ХVIII века. М.В.Ломоносов и А. Н. Радищев.

3.6. Проблема души в русской философии ХVIII века. Психологические идеи Д.С.Аничкова, В.Т. Золотницкого, И.М. Кандорского, Я.П. Козельского.

Заключение

Литература

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из отличителных черт русского национального характера в работе ряда исследователей называется переимчивость (19). Качество это в зависимости от ситуации может быть оценено и как положительное, и как отрицательное. Возможно, от него (но не только от него) зависит то обстоятельство, что русское общество, особенно начиная с эпохи Петра 1, больше ценит культурные ценности, заимствованные с Запада и с Востока, чем свои собственные.

«Ничто не может быть более гибельным для страны и народа, нежели пренебрежение своими благими порядками, обычаями, законами, языком и присвоение чужих порядков и чужого языка и желание стать другим народом», - писал в XVII веке Юрий Крижанич с болью в сердце за судьбу русской державы. Главной опасностью для любого государства, считал он, является «чужебесие» - «бешеная любовь к чужим вещам и народам и чрезмерное доверие к чужеземцам». Живший еще до эпохи петровских преобразований, Крижанич справедливо подметил эту роковую особенность общественной жизни Руси XVII века, ставшую впоследствии главной причиной разрушения русской цивилизации.
Сначала незначительная, а затем преобладающая часть высшего правящего слоя и дворянства России начинает предпочитать заимствованные из Западной Европы формы и представления. Создаются мифы о безнадежной темноте и невежестве русских[44].

Высший правящий слой и дворянство все более стремились опереться на внешний западноевропейский авторитет, просто копируя некоторые представления. «У нас… более чем где-нибудь, - пишет Даль, - и просвещение сделалось гонителем всего родного и народного...»[44].

Русская духовная культура, уходящая своими корнями в дохристианские времена, никак не менее интересна и представляет значительную ценность для русского человека. Между тем наше знание собственной духовной культуры, особенно культуры дохристианского периода, непростительно ограничено.

Отчасти это обусловлено тем, что источников древнейшего периода русской истории осталось мало, а те, которые известны, малодоступны для широкого круга специалистов, не говоря уже о простых читателях. Кроме того, существует, как нам кажется, нечто вроде заговора вокруг того нового, что становится известным по данным археологических раскопок и из других источников. Это обстоятельство не в последнюю очередь связано с тем, что учёные весьма неохотно меняют устоявшиеся в науке взгляды и зачастую не приемлют новое знание просто потому, что оно противоречит привычному.

Тем не менее в последнее время становится всё более популярной мысль о том, что осознание собственной национальной идентичности в историческом и психологическом планах становится насущной необходимостью [5, 6, 39, 44].

На протяжении многих столетий психология фактически была разделом философии, посвященном изучению души. Поэтому, говоря о развитии психологических воззрений на Руси, мы должны рассматривать формирование психологической мысли в контексте развития «древнерусской мудрости», т.е. в связи с развитием философских, общественных, культурных тенденций развития в рассматриваемый период [39].

В этой связи представляется целесообразным обратиться к периодизации русской психологической мысли в рамках философии [Там же].

Период с конца X по XVII вв. можно назвать периодом собственного развития древнерусской философской мысли.

I. Предыстория развития философии (до X в.)

II. Собственно история (конец. Х-XVII вв.)

1) Становление философской мысли на Руси (Х-XII вв.). Киевский период.

2) Развитие философской мысли в эпоху раздробленности (XIII — XIV вв.)

3) Подъем в развитии философии на Руси(XV-XVI вв.). Московский период.

4) Завершение развития философских представлений (XVII в.)

III. Пост-история (после XVII в.) [Там же].

Исследования развития русской цивилизации показывают,что психологические идеи в России начали развиваться еще в 10 - 15 веках. На этой основе в 18 веке сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало традициям развития философской и психологической мысли на Руси.

 

ХVIII века.

 

Исходя из признания зависимости психического развития человека от просвещения и обучения разрабатывал психологические идеи Ф. Татищев ("Разговор о пользе наук и училищ", 1733; "Духовная моему сыну", 1733). М.В. Ломоносов, отправляясь от практических нужд своего времени, в работах по физике и риторике - дал материалистическую трактовку ощущений и восприятий, выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения ("Слово о природе света», 1757). Оригинальными являются рассуждения Ломоносова о воображении и страстях, развиваемые им в связи с вопросами ораторского искусства ("Краткое руководство к риторике", 1744 и 1748). Я. Козельский в своих философских и психологических взглядах ("Философские предложения", 1768) следовал Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, К. А. Гельвецию, нередко критически относясь к ним (в частности, осуждал призыв Руссо к "натуральной простоте"). Н.И. Новиков в своей публицистике отразил наиболее спорные вопросы о природе души, особенно в связи с рассмотрением психофизической проблемы. В 1796 г. опубликована первая русская книга, специально посвященная психологии, - трактат И. Михайлова "Наука о душе". Систематизируя психологические знания в духе английскогоэмпиризма, он дал описание фактов душевной жизни, охарактеризовал чувственное познание, указав на его зависимость от воздействий предметов внешнего мира на органы чувств, от степени их интенсивности. А.Н.Радищев в своем главном философском и психологическом сочинении "О человеке, о его смертности и бессмертии" стремился ответить на кардинальный вопрос о том, что по своей природе есть душа и возможно ли её предсуществование и бессмертие. Большое место в его труде занимают проблемы развития психики, роли воспитания в развитии разума, специфики психологии человека в сравнении с животными, которая усматривается не только в телесных различиях (вертикальная походка, развитой мозг и т. п.), но связывается прежде всего с особенностями человеческого бытия (например, с взаимоотношениями между людьми) [38].

Еще в 1777г. ординарный профессор философии и логики Московского университета Д.С.Аничков (1733–1788) в „Слове о невещественности души человеческой...“, произнесенном в публичном собрании университета, дал следующую классификацию подходов к решению проблемы души. «Так, монисты допускают в натуре вещей бытие одного токмо существа и оное почитают или вещественным, откуда и материалистами, или, хотя душу человеческую и почитают невещественной, но действительное мира сего и тел, в нем находящихся, бытие опровергают, допуская томко идеальное или в уме представляющееся, идеалистами названы... Вещественность души старался защищать Гоббезий с Толандом, Ковардом и другими материалистами, из коих некоторые также утверждали, якобы событие мыслей в душе человеческой бывает через движение тел“. Далее, с идеалистами „сходствуют собственно так называемые эгоисты“, которых характеризует взгляд, что „яко бы одна томко их душа имеет бытие, а прочие вещи, которые они понимают, суть одни только представления душевные, действительного бытия не имеющие“. Наконец, „дуалистами... именуются те, кои допускают бытие двух существ, одного вещественного, а другого невещественного...“ [1, с. 92–93].

Надо отметить, что именно дуалистический подход к проблеме души был в России наиболее известен. Конечно, самих подходов было больше, и у тех или иных авторов они накладывались друг на друга. Часть из них была сформулирована в Новое время, но большая часть — еще в античные времена, как, например, суждения о душе как форме, восходящие к Аристотелю „Идеальное начало существования,.. Аристотелева энтелехия,.. не есть сущность, примерно отлученная от своего действительного бытия“ [4,с.65]).

Такая традиционная тема, как проблема свободы воли, приобрела особенную остроту в ХVIII веке в связи с разгулом крепостничества.

Литература

1. Аничков Д.С. Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ее бессмертии // Мысли о душе. Русская метафизика XVIII века / Подготовка текстов, вступ. статья Т.В. Артемьевой. СПб.: Наука, 1996. c.92–93.
Белокуров С.А. Юрий Крижанич в России. М., 1901 - 1909. Т. 1-3;

2. Большакова В.В. Психологические идеи в русской философии XVIII века // Психологическая мысль России: век Просвещения / Под ред. В.А. Кольцовой. СПб., 2001. С. 57-60

3. Галич А. Картина человека, опыт наставителього чттения о предметах самопознания для всех образованных сословий, начертанный А.Галичем. С-Пб.,В типографии Имп. Академии наук.1834

4. Гриненко Г.В. История философии. - М.: "Юрайт-Издат", 2006.(32)

5. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X - XVII вв: Учеб. пособие.- М.: Изд-во МГУ, 1990.

6. Демков М.И. История русской педагогики. Ч. 1. Древнерусская педагогика (Х -XVII вв.).-Ревель, 1896. 12 (19)

7. Забелин И.Е. Первое водворение в Москве греко-латинской и общей европейской науки. — М.. 1886

8. Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х т. - М.: "Феникс", 2004. (45)

9. Иконников В.С. Максим Грек и его время. 2-е изд.- Киев 1915.

10. Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI в.- Л., 1970.

11. Кандорский И. М. Образование духа и сердца в Непрестанном Богомыслии. М., 1799. (34)

12. Кандорский И. М. Чадолюбец, размышляющий о нравственном повреждении и исправлении детей своих. М., 1807. (35)

13. Кандорский И.М. Наука о душе, или ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия // Мысли о душе. Русская метафизика XVIII века / Подготовка текстов, вступ. статья Т.В. Артемьевой. СПб.: Наука, 1996. c.168–219. (33)

14. Ковтун Л.С. Азбуковники среди других текстов древней лексикографии и проблемы их издания. /ЛГО ДРЛ. Т. XXXVI. Л., 1981. (11)

15. Козельский Я. Л. Механические предложения для употребления обучающегося при Артиллерийском и Инженерном шляхетском корпусе благородного юношества. СПб., 1764. (44)

16. Козловский И.П. Значение XVII века в русской истории, его связь с предыдущими и последующими эпохами.- Нежин, 1908

17. Кондаков И.М. Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII–XIX вв. // Психологический журнал. 1999, N 6.

18. Костомаров Н. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей Глава 11.Ростов-на Дону: Феникс, 1995-1997. 17

19. Крижанич Ю. Собр. соч. М, 1891 - 1893. Вып. 1-3; Политика. М., 1965.

20. Н.И.Новиков и его современники. Избр. соч. Изд. АН СССР, М., 1961.

21. Очерки по истории русской психологии. /Под ред. М.В. Соколова. — М.: Изд-во Московского университета, 1957.

22. Очерки по истории русской психологии. /Под ред. М.В. Соколова. — М.: Изд- Мосовского университета, 1957

23. Пушкарев Л.Н. Юрий Крижанич: Очерк жизни и творчества. М., 1984.

24. Радищев А.Н. Изб. Философ. Соч. Госполитиздат, 1949.

25. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 520.

26. Сменцовский М. Братья Лихуды. СПб., 1899. 20

27. Сорский, Нил «Предание» и «Устав», СПБ, 1912.

28. Фонкич Б. Л., Новые материалы для биографии Лихудов, в кн.: Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1987 г., М., 1988.

29. Русская история. История политических и правовых учений [Электронный ресурс] http://www.bibliotekar.ru

30. Нил Сорский. БСЭ [Электронный ресурс]: http://bse.sci-lib.com/article081842.html

31. Древняя и Московская Русь. Бредихин В.Е., Слезин А.А., Никулин Р.Л. [Электронный ресурс]: alleng.ru/d/hist/hist179.htm

32. Особенности развития психологических знаний на рубеже Х1Х века. Библиофонд: электронная библиотека: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=473288

33. 21.Юрий Крижанич. История России в жизнеописаниях её главнейших деятелей.. Костомаров Н. Электронная библиотека истории: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kost/42.php

34. Преподобный Максим Грек и его морально-нравственные взгляды Сайт Московской православной духовной Академии. [Электронный ресурс] http://www.mpda.ru/site_pub/959325.html?print=1

35. «Мир словарей» [Электронный ресурс]: http://mirslovarei.com/content_fil/psixologicheskaja-mysl-15180.html

36. Русские писатели и поэты. В.С.Соловьёв Из статьи «Русский национальный идеал» [Электронный ресурс]: http://writerstob.narod.ru/stati/soloviev/iz_stati_rus_nacz_ideal.htm

37. История психологии [Электронный ресурс]: http://historypsiholog.ru/

38. Библиофонд: электронная библиотека. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=473288

39. Философские взгляды Я.П.Козельского Философская мысль {VIII века [Электронный ресурс]:.hhttp://www.refmag.ru/done/1/k/filosofskie-vzglyady-kozelskogo.htm

40. История психологии [Электронный ресурс]: http://imp.rudn.ru/psychology/history_of_psychology/ch7_8.html

41. «Проблема души в русской философии XVIII века». [Электронный ресурс]: http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/PSIHOLOG/ISTOR_PSIH/METOD/UP/frame/3.htm

42. Философы психологии. Психология, педагогика и саморазвитие. М. В. Ломоносов: материалистическое направление в психологии. [Электронный ресурс]

http://pedagog-razvitie.ru/Filosofy_psihologii_snamenitiye_imena/Lomonosov_materialistitheskoe_napravleniye/index.html

43. История русской научной психологии. Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Кие в) [Электронный ресурс] http://psylib.org.ua/books/rubin01/txt04.htm

44. Развитие психологических идей в России в эпоху Просвещения: [Электронный ресурс]: http://ucheba-legko.ru/view/psihologiya/istoriya_psihologii/razvitie_psihologicheskih_idey_v_rossii_v_epohu_prosvescheniya.

45. Русская цивилизация. [Электронный ресурс] http://www.9may.lv/ru/istoricheskie-materiali/

 

Р.С. ЧЕРКАСОВА

История развития психологических взглядов в России XVII-XVIII века

Учебное пособие

 

Тамбов 2012

 

УДК15(075.8)

ББК 88 я 73

В 24

 

Автор-составитель кандидат психологических наук доцент кафедры общей психологии Р.С.Черкасова (Апенок)

 

Научный редактор профессор М.В.Хватова

 

История развития психологических взглядов в России XVII-XVIII века. Учебное пособие / Р.С.Черкасова (Апенок); М-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р.Державина». Тамбов, издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2010. 46 с,

 

Русское общество ищет пророков за рубежом, ориентируясь на культурные ценности Востока и Запада, но почему-то не желает видеть богатств русской духовной культуры.

История нашей страны в древний период представляется сплошным белым пятном. Это в полной мере относится и к истории психологии. Поэтому существует насущная необходимость обращения к данной теме.

Цель данного пособия - восполнить, насколько это в силах автора, данный пробел и помочь студентам в подготовке к занятиям. Оно предназначено для студентов факультетов психологии, бакалавров и специалистов, а также для психологов, обучающихся на курсах повышения квалификации и получающих второе высшее образование. Пособие представляет интерес также для специалистов в области истории.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Предпосылки развития философско-психологической мысли XVII - ХVIII столетий

1.1.Общие тенденции развития философско-психологической мысли на Руси в период Средневековья.

1.2.Психологические проблемы в трудах Нила Сорского и Артемия Троицкого.

1.3.М.Грек и его вклад в развитие философско-психологической мысли на Руси.

1.4. Психологические идеи в сборниках литературно-художественной и философской направленности «Пчела», «Толковая Палея», «Диоптра».

2. Развитие отечественной психологической мысли в XVII веке

2.1.Общественно-политическая обстановка в XVII столетии.

2.2. Первые высшие учебные заведения, их роль в развитии науки.

2.3.Первые вузовские преподаватели и первые учебники по психологии.

2.4. Юрий Крижанич – представитель общественно-политической мысли славян.

 

3. Развитие отечественной психологической мысли в ХVIII веке

3.1.ХVIII век - вершина просветительской мысли России

3.2.Особенности психологических представлений мыслителей ХVIII века.

3.3. Естественнонаучные предпосылки в развитии психологических знаний. Содержание психологических взглядов Г.С.Сковороды.

3.4.Деятельность русских просветителей ХVIII века. М.В.Ломоносов и А. Н. Радищев.

3.6. Проблема души в русской философии ХVIII века. Психологические идеи Д.С.Аничкова, В.Т. Золотницкого, И.М. Кандорского, Я.П. Козельского.

Заключение

Литература

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из отличителных черт русского национального характера в работе ряда исследователей называется переимчивость (19). Качество это в зависимости от ситуации может быть оценено и как положительное, и как отрицательное. Возможно, от него (но не только от него) зависит то обстоятельство, что русское общество, особенно начиная с эпохи Петра 1, больше ценит культурные ценности, заимствованные с Запада и с Востока, чем свои собственные.

«Ничто не может быть более гибельным для страны и народа, нежели пренебрежение своими благими порядками, обычаями, законами, языком и присвоение чужих порядков и чужого языка и желание стать другим народом», - писал в XVII веке Юрий Крижанич с болью в сердце за судьбу русской державы. Главной опасностью для любого государства, считал он, является «чужебесие» - «бешеная любовь к чужим вещам и народам и чрезмерное доверие к чужеземцам». Живший еще до эпохи петровских преобразований, Крижанич справедливо подметил эту роковую особенность общественной жизни Руси XVII века, ставшую впоследствии главной причиной разрушения русской цивилизации.
Сначала незначительная, а затем преобладающая часть высшего правящего слоя и дворянства России начинает предпочитать заимствованные из Западной Европы формы и представления. Создаются мифы о безнадежной темноте и невежестве русских[44].

Высший правящий слой и дворянство все более стремились опереться на внешний западноевропейский авторитет, просто копируя некоторые представления. «У нас… более чем где-нибудь, - пишет Даль, - и просвещение сделалось гонителем всего родного и народного...»[44].

Русская духовная культура, уходящая своими корнями в дохристианские времена, никак не менее интересна и представляет значительную ценность для русского человека. Между тем наше знание собственной духовной культуры, особенно культуры дохристианского периода, непростительно ограничено.

Отчасти это обусловлено тем, что источников древнейшего периода русской истории осталось мало, а те, которые известны, малодоступны для широкого круга специалистов, не говоря уже о простых читателях. Кроме того, существует, как нам кажется, нечто вроде заговора вокруг того нового, что становится известным по данным археологических раскопок и из других источников. Это обстоятельство не в последнюю очередь связано с тем, что учёные весьма неохотно меняют устоявшиеся в науке взгляды и зачастую не приемлют новое знание просто потому, что оно противоречит привычному.

Тем не менее в последнее время становится всё более популярной мысль о том, что осознание собственной национальной идентичности в историческом и психологическом планах становится насущной необходимостью [5, 6, 39, 44].

На протяжении многих столетий психология фактически была разделом философии, посвященном изучению души. Поэтому, говоря о развитии психологических воззрений на Руси, мы должны рассматривать формирование психологической мысли в контексте развития «древнерусской мудрости», т.е. в связи с развитием философских, общественных, культурных тенденций развития в рассматриваемый период [39].

В этой связи представляется целесообразным обратиться к периодизации русской психологической мысли в рамках философии [Там же].

Период с конца X по XVII вв. можно назвать периодом собственного развития древнерусской философской мысли.

I. Предыстория развития философии (до X в.)

II. Собственно история (конец. Х-XVII вв.)

1) Становление философской мысли на Руси (Х-XII вв.). Киевский период.

2) Развитие философской мысли в эпоху раздробленности (XIII — XIV вв.)

3) Подъем в развитии философии на Руси(XV-XVI вв.). Московский период.

4) Завершение развития философских представлений (XVII в.)

III. Пост-история (после XVII в.) [Там же].

Исследования развития русской цивилизации показывают,что психологические идеи в России начали развиваться еще в 10 - 15 веках. На этой основе в 18 веке сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало традициям развития философской и психологической мысли на Руси.

 

I. Предпосылки развития философско-психологической мысли XVII - XVIII столетий

1. Общие тенденции развития философско-психологической мысли на Руси в период Средневековья.

2. Психологические проблемы в трудах Нила Сорского и Артемия Троицкого.

3. М.Грек и его вклад в развитие философско-психологической мысли на Руси.

4. Психологические идеи в сборниках литературно-художественной и философской направленности «Пчела», «Толковая Палея», «Диоптра».

Развитие психологических знаний на Руси, так же, как и в других странах, совершалось в недрах философии, а она, в свою очередь, базировалась на двух источниках: на традициях античности и национаьной культуры.

У славян были оживлённые связи с Византией и Грецией, поэтому античные представления о душе и теле были известны грамотным людям на Руси.

XVI столетие считают вершиной развития русской средневековой культуры в области зодчества, иконописи, музыки, литературы, и науки того времени. Для философской мысли того времени свойственно стремление к глубокому и всестороннему познанию мира и человека.

В это время были написаны произведения сугубо психологического содержания («Устав» Нила Сорского, главы из произведений Максима Грека) [6,10, 11].

Это связано с тем, что к концу XV века интерес к вопросам психической жизни человека настолько усилился, что возникла потребность в специальных сочинениях на психологические темы. Первые опыты в создании отечественной литературы по вопросам психологии связаны с именем Нила Сорского (в миру Николай Майков), крупного церковно-политического и литературного деятеля последней четверти XV и начала XVI века (около 1433 — 1508). Это духовный отец «нестяжателей», названных так потому, что они выступали против права монастырей владеть населенными землями и считали нестяжательство, т.е. бескорыстие, главным монашеским обетом. Им противостояли «иосифляне», названные так по имени основателя этого движения Иосифа Волоцкого, защищавшие идею неприкосновенности монастырского землевладения.

В XV-XVI веке Нилом Сорским положено начало разработке проблемы страсти, той проблемы психологии личности, которая вплоть до половины XIX столетия входила у нас в число основных психологических проблем и интересовала Ломоносова, Радищева и других русских мыслителей и психологов. Вслед за Иоанном Лествичником Нил Сорский выделяет следующие стадии в развитии страстей: восприятие («прилог»), фиксация («сочетание»), адаптация («сложение»), утверждение («пленение») и, наконец, доминация — «страсть» в её подлинном значении. Усилием воли и переменой внешнего образа жизни человек должен преодолевать свои страсти на ранних стадиях их развития[28]. Не исключено, что идеи Нила Сорского оказали влияние на Ухтомского при разработке идеи доминанты.

Нил Сорский предлагает частные приемы предотвращения развития страстей. Нил убежденно советует одному из своих друзей, находящемуся с ним впереписке: «…переложи помысл на ину некую вещь»,другому советует: «тюри что-либо рукаделиа, сим бо лукавые помыслы отгоняются» (т.е. займись физическим трудом). Пройдут столетия, и мы встретим подобные «советы» под названием «сублимация» у Фрейда и других психоаналитиков [ 28,30,31]

Мы с полным правом можем назвать Нила Сорского «отечественным психологом XV века». Для того, чтобы оценить по достоинству вклад Сорского в психологию, надо осознать, что его концепция была создана почти 500 лет назад, в эпоху, когда Запад еще не имел ни Бэкона, ни Декарта, ни Локка, выступивших на историческую сцену целым столетием и даже двумя столетиями позже.

Огромное значение на развитие философско-психологической мысли на Руси оказали идеи «нестяжателей».

"Нестяжательство" — это идеологическое течение, оформившееся в рамках русской православной церкви во второй половине XV — начале XVI в. Названия "нестяжатели" его сторонники получили за то, что проповедовали бескорыстие (нестяжание) и, в частности, призывали монастыри отказаться от владения каким-либо имуществом, в том числе земельными угодьями, селами, и превратиться в школы чисто духовной жизни. Проповедь нестяжания, хотя и была одной из главных в данном учении, не выражала его глубинного смысла. Идея бескорыстной жизни, т.е. жизни, освобожденной от стремления к материальному богатству, вырастала у заволжских старцев из другой идеи, психологическая суть которой заключалась в том, что главное в человеческой жизни совершается не во внешнем по отношению к человеку мире, а внутри самого человека. Настоящая, соответствующая природе человека жизнь - это жизнь его духа. Надлежащее устройство своей внутренней, духовной жизни требует от человека, помимо прочего, достижения определенной степени свободы от внешнего мира, в том числе и от различных мирских благ. При этом нет необходимости стремиться к полному освобождению от внешнего мира — отшельничество в их представлении есть такая же крайность, как жизнь в материальной роскоши. Важно, чтобы внешний мир не мешал внутреннему самоусовершенствованию человеческой натуры [31].

Интересной личностью в бурное царствование Ивана Грозного был также Артемий Троицкий. Последователь учения Нила Сорского, он по настоянию царя был поставлен в 1551 г. игуменом Троице-Сергиева монастыря. Взгляды Артемия на познание, человека, мир близки античной философской традиции.

Процесс познания он считал бесконечным. Артемий выделял в человеке три начала: плотское («преестество»), душевное («естество»), и духовное («вышеестество»). И хотя он подчеркивал примат духовного, встречаются в его произведениях и натуралистические идеи. [31].

Психологическая мысль в XV в. на общем фоне подъема народного самосознания, прогрессировавших феодальных отношений, расцвета культуры значительно продвинулась в понимании мира и человека. Свойства физических и психических процессов формулируются как подчиненные общему правилу; складывается убеждение в единообразии процессов природы; оформляется идея причинной зависимости этих явлений; опыт и наблюдение осмысливаются как средства познания действительности.

Большой вклад в развитие философско-психологической мысли на Руси внёс Максим Грек.

Преподобный Максим Грек (Михаил Триволис) – знаменитый православный богослов, переводчик, писатель. Родился он около 1470 г. в Греции (г. Арта), юность провел в Италии, Франции, там и учился. После получения образования в странах западной Европы Максим удалился на святую гору Афон. Здесь он принимает монашеский постриг.

По приглашению русского Великого князя Василия III Максим Грек отправился в Москву для перевода и исправления богослужебных книг и текстов Русской церкви. Поэтому в историю духовной жизни России преподобный Максим Грек вошел как «писатель, переводчик, просветитель» [22].

Мировоззрение Максима Грека органически вписывается в парадигму русского национального менталитета, для которого, по мысли В.С. Соловьёва, в высшей степени характерны «миролюбие и кротость, любовь к идеальному» [37].

Bсю свою жизнь Максим Грек неустанно призывал московских государей жить в совершенном соответствии с евангельскими заповедями, быть кроткими, милосердными, справедливыми. Подобные идеи мы встречаем ещё в «Поучении» Владимира Мономаха (IX век).

По его мысли, одной из важнейших задач государя является борьба с собственными страстями, главные из которых суть сластолюбие, славолюбие и сребролюбие. В том случае, если государь не только не укрощает эти страсти, но и добровольно им покоряется, страдает не только он сам, а и все его подданные, за которых он несет ответственность перед Богом.

Кроме того, правитель обязательно должен прислушиваться к советам своего окружения, составленного из людей мудрых и дальновидных. Только таким образом государь может стать истинным самодержцем и осуществит свое предназначение на земле: сохранит истинную веру, Православие, и спасет души своих подданных.

Максим Грек традиционно выделял в человеке три начала: плотское, душевное и духовное. Ум - "кормчий души", и он должен играть роль главенствующую по отношению к душе и телу. Но ум сам нуждается в просвещении, которое неотделимо от нравственного совершенствования. Нравственные усилия позволяют "мысль от плоти обуздати". Такой результат связан не только с моральным, но и с познавательным опытом: чтобы постичь истину, надо жить в ней. Необходимо просвещение не только ума, но и сердца. Если сердце "суетно", то никакое постижение истины (а следовательно, и спасение) невозможно. Сердце в данном случае - традиционный символ цельности духовной жизни. У Максима Грека, как это принято в христианской традиции, достичь чистоты сердца и ума позволяет любовь, которая "превыше всего", любовь к Богу и ближнему. В истории философии он высоко ценил Сократа, Платона и Аристотеля. Из христианских мыслителей выделял Августина и Иоанна Дамаскина. В своих воззрениях на государственную власть Максим Грек был сторонником гармонического единства власти светской и духовной. Его идеал - просвещенный властитель, глубоко осознающий свою ответственность перед Богом и народом, признающий религиозно-нравственный авторитет церкви [ 10, 35].

М. Грек выражал гуманистические идеи о равенстве людей независимо от расовой или конфессиональной принадлежности благодаря присутствию в каждом человеческом индивиде образа Божия. Человек выражает собой космическую гармонию, он есть микрокосм, соединяющий в себе силы ума и сердца. Учение о микрокосме, унаследованное из античной«философии, тесным образом связанo со свободой воли человека. Быть человеком значит быть Я, являющимся субъектом своей воли и действия. Поэтому тема свободы воли человека, поднятая М. Греком, является ключевой в его произведениях. (К.В.Коновалов, 2011) Воля человека, может свободно ориентироваться как на добро, так на и зло. Самое интересное наблюдение, сделанное Максимом, то, что воля может осуществляться бессознательно, не проникая в сферу сознания, и невозможно избежать всех помыслов, приходящих в сознание извне. Человек понимается холистически. Он есть единство души и тела[там же].

В период русского Средневековья издавались несколько сборников, такие, как «Толковая Палея», «Пчела», «Диоптра» и другие. По мнению большинства исследователей, Толковая Палея возникла не позднее XIII в. на русской почве. Автором Палеи был человек обширных знаний. Его интересовали процессы возрастного развития человека, идея взаимного соответствия конституции тела и характера, проблема бессмертия души, проблема локализации души, высказывались другие присущие тому времени взгляды на природу человека. Одним из основных свойств человеческой души автор Палеи считает «самовластье», т.е. свободу воли.

«Пчела» – один из философских сборников эпохи русского Средневековья, автор которого неизвестен. Особое внимание автор (или авторы) уделяют проблемам психологии — ряд статей специально посвящен этим вопросам: «Слово о души», «Слово о мудрости», «Слово о памяти», «Слово о съне» (первая теория сна), «Слово о вольнем и невольнем», «Слово о ярости и о гневе» и т.п

В «Пчеле» обсуждаются сугубо психологические вопросы: автора интересует моральная оценка поведения человека, которая должна производиться, по мнению автора, не только по объективным результатам, а с учётом того, каковы мотивы, лежащие в их основе. Ценными в нравственном отношении поступками являются только те, которые совершаются человеком по своей воле, а не по принуждению или из страха. Необходимо руководствоваться в своем поведении не мимолетными желаниями, а сознанием долга.

Некоторые проблемы психологической науки, которые актуальны и сегодня, решаются автором с реалистических позиций. Так, высказывается мысль о том, что развитие ума обусловлено сочетаньем двух условий — природных данных, действующих с объективной закономерностью, и целенаправленной человеческой деятельности. Ярким выражением реалистического подхода составителя «Пчелы» является утверждение, что человеческие о тношения познаются только в определенных жизненных обстоятельствах. []

«Диоптра» в отличие от рассмотренных выше произведений, написана не в форме цельного трактата и не в форме сборника отдельных изречений, а в форме диалога, ведущегося между «душой» и «плотью», в котором раскрывается своеобразная философско-антропологическая концепция человека. Автором этого литературно-публицистического памятника считают Филлипа Пустынника. Автор рассуждает о происхождении души и ссылается на три точки зрения, существующие в то время в западноевропейской литературе. Его интересуют вопросы о вместилище души, об индивидуальных и типологических различиях, о возрастном развитии человека.

Особое значение Филлип Пустынник придает моральным качествам, которым даёт



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 750; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.194.44 (0.016 с.)