Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Естественнонаучные предпосылки в развитии психологических знанийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ярко выраженную антикрепостническую направленность имело творчество украинского мыслителя Григория Савича Сковороды (1722 - 1794). Он был одним из представителей просветительского движения, ведущего борьбу с господствующими в официальной науке идеализмом и теологией. Просветительское движение выдвинуло в центр проблему человека. В этих условиях материалистическое решение основных психологических проблем приобретало форму борьбы за гуманизм, за освобождение от предрассудков и суеверий. Он заострил внимание на самосознании человека, активно пропагандировал идею нравственного совершенствования человека и общества. Григорий Саввич Сковорода был энциклопедически образованным человеком, в оригинальных философских трудах которого значительное место отводится собственно психологическим вопросам. Его духовно-философское наследие представляло собой сочетание глубокого обобщения книжного знания с тонкими и богатыми жизненными наблюдениями. Сковорода исходил из мысли о самопричинности всего существующего в природе, считал, что "природа есть первоначальная всему причина и самодвижущаяся пружина"... Она не имеет ни начала, ни конца; одни формы существования в ней переходят в другие, никогда не исчезая целиком. Природа беспредельна во времени и в пространстве и отождествляется Сковородой с Богом. Отсюда делается вывод, что наиболее подходящее имя Богу - натура, "по-нашему природа, или естество» [3]. Он выдвинул теорию "трех миров": макрокосм - природу, микрокосм - человека и мир символов - Библию, содержащую разумное начало. В каждом из выделенных миров есть внешняя, материальная, и внутренняя, духовная, природа - это материя и форма. Вслед за Платоном Сковорода отождествляет форму с идеями, понимая ее как "видения, виды, образы". Внешняя природа человека - "тело земляное", материальное, "телесность", а внутренняя - "тело духовное": "Душа, хотя соединена с телом, не более имеет отношения с сею частицею материи, как с той частию, которая в центре земли"... Если земное тело бренно и превращается после смерти в прах, то духовное - бессмертно и не подвержено разрушению. Сковорода считает, что сколь неправомерно отождествлять человека только с материальной субстанцией, столь же неверно представлять его и только в качестве духовной сущности: "Можно ль, чтоб был человек без плоти, крови и костей? "... Жизнь человека возможна лишь при условии единства духовной и телесной природы, ибо "без тела был бы он слеп и нем в сем пространном мире, без души имел бы он участь животных"[ Цит. по: 3]. Сковорода видел природные различия людей, "неравное всем равенство", образно писал, что каждый человек может стать счастливым, подобно сосуду, наполненному до краев, но размеры сосудов у всех разные. Он утверждал, что каждому необходимо выбирать себе дело в соответствии с природными склонностями: "Яблоню не учи родить яблоки: уже сама натура ее научила. Огради ее только от свиней"...[ там же]. По его мнению, сама жизнь подсказывает человеку, каковы его склонности и возможности, что ему полезно, а что вредно. Полезное и нужное дается человеку легко, без каких-либо преград. То же, что дается с трудом, является чуждым природе человека. Наличие тех или иных природных задатков обеспечивает успешность деятельности, позволяет получить большие результаты при меньших затратах труда. Именно в труде, заключает автор, выявляются природные возможности человека и обнаруживается наиболее подходящая для него сфера деятельности. Изучение человеком "своей природы", осуществляется в процессе самопознания, через изучение себя во всех ипостасях: во-первых, "как человека одинокого, от всех людей отличного" (т.е. человека-индивидуальности), во-вторых, как "человека, сличенного с другими истою веры, закона, обычая и языка, и похожего на других людей, вкупе живущих в одной земле, которой имя: родина, отчизна, речь общая (говоря современным языком, человека как личности); в-третьих, как человека действующего, творящего (или, в системе современных понятий, субъекта своего общечеловеческого бытия). Сковорода выделяет и методы самопознания, выдвигая на первый план наблюдение и опыт, изучение жизни других людей, так как в природе каждого человека он видит проявление единых универсальных законов [там же]. Познание подлинной сущности человека возможно не по его внешности или словам, а по его делам, а также стоящими за ними побуждениями и мыслями. Сковорода подчеркивает, что внутренние побуждения к деятельности, или "мысли сердечные", оказывая влияние на поведение людей, нередко скрыты от них (не осознаны). Он подчеркивает необходимость познания этого внутреннего (мотивационного) пласта душевной жизни - потребностей, намерений, желаний, мыслей. Процесс мышления, по его словам, - это "движимость непрерывная". Мысль ни на минуту не останавливается, не прекращается, для нее не существуют пространство и время. Важно, чтобы мысль обладала богатым содержанием, не являлась поспешной, была способна к сопоставлению и анализу различных мнений, ориентирована на преодоление трудностей, встречающихся на пути к истине. Благодаря мышлению, отмечает Сковорода, человек отдает себе отчет в том, что с ним происходит; его чувства становятся осознанными и подконтрольными разуму, появляется способность изменять и устранять некоторые из них. При этом Сковорода высоко оценивал роль чувств в жизни человека. Чувства определяют настрой жизни, души, включая самые интимные переживания, убеждения, стремления, побуждения к действию. Воля рассматривалась как разумная, но в то же время не отождествлялась с разумом, занимая свое специфическое место в психической структуре человека: знание помогает определить разумную цель, оно вскрывает источник рождения желания, но важно также иметь "мужественные руки", обеспечивающие активные действия. Замечательным свойством человека философ считал его познавательный интерес, неиссякаемую способность удивляться: "Искать и удивляться значит то же. Сие движение веселит и оживляет душу, как стремление текущую по камням воду. Но при полном открытии всего-навсего исчезает удивление. Тогда слабеет аппетит и приходит насыщение, потом скука и уныние"[там же]. Определяя содержание человеческого счастья, Сковорода включает в него любимый труд, познавательный интерес, здоровье духа, душевный мир и "душевную сладость", дающуюся "воздержанием, малодовольством, целомудрием, трудолюбием, благодушеством"... Особо он подчеркивает ценность дружбы, указывая, что ни богатство, ни блеск общественного положения не дают такого блаженства, как общение с друзьями. Основу дружбы Сковорода видит в истинной любви и единстве [там же]. Нельзя не упомянуть также о деятельности таких русских просветителей ХVIII века, как Яков Павлович Козельский, Дмитрий Алексеевич Голицын, Николай Иванович Новиков. С их именами связано появление новых идей в общественной жизни и в науке. В связи с признанием роли науки и просвещения в развитии общества, один из просветителей, Василий Никитич Татищев (1686 - 1750) утверждал идею о зависимости умственного развития от просвещения и обучения: источник индивидуального ума - опыт других людей, усваиваемый через язык и письменность(43). Одним из выдающихся учёных этой плеяды был Яков Павлович Козельский (1728–1794). В «Философских предположениях» он включает в теоретическую философию теорию познания, логику и психологию, в практическую – политику. Впервые в русской литературе развивает взгляд, согласно которому человек раскрывается в общественной деятельности и познать его можно лишь через выполнение им своих общественных обязанностей. Учёным разработана практически вся проблематика психологии XVIII в. Следует в этой связи упомянуть князя Дмитрия Алексеевича Голицына (1734–1803) – учёного и дипломата, посла во Франции и Нидерландах. Друг Ф. Вольтера и других энциклопедистов, почётный академик, натуралист издал книгу К. Гельвеция «О человеке», сыгравшую огромную роль в формировании начального мировоззрения в психологии. Другой просветитель – Николай Иванович Новиков (1744–1818) – издал более 1000 трудов и произведений по всем отраслям знания, в том числе работы А.Н. Радищева. Теоретические вопросы психологии отражены в издаваемом им журнале «Утренний свет» в статьях «О душе», «О страстях», «О воображении», «О достоинстве человека в отношении к Богу и миру», а также в серии статей в журнале «Покоящийся трудолюбец»: «Философическое рассуждение о душе» (1782), «... о рассудке», «... о человеческой воле вообще», «Рассуждение о познании себя самого», «Увещание к детям», «Опыт краткого для детей учения о душе» и т. д. Проблематика его психологических изысканий очень обширна: психологические явления и процессы, педагогическая психология, вопросы врожденности психических качеств, субстанциональности психического и т.д. В 1785 г. он издал первый в России журнал для детей «Детские чтения для сердца и разума» с поучительными статьями о науке, в том числе по нравственно-психологической проблематике («Разговор о добром сердце»)[43]. Огромное значение для развития физиологии и психологии сыграло творчество Михаила Васильевича Ломоносова (1711 — 1765) и Алексея Николаевича Радищева. М.В. Ломоносов – учёный энциклопедических знаний и необычной судьбы. Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, создал молекулярно-кинетическую теорию тепла, заложил основы науки о стекле и основы термодинамики. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, просветитель. Нaчaло мaтериaлистической трaдиции, в России, было положено в XVIII в. глaвным обрaзом М. В. Ломоносовым и A. Н. Рaдищевым. Исходным положением в философии Ломоносовa является признaние существовaния мирa незaвисимо от человекa. Человек, подобно всему живому, предстaвляет собой чaсть природы и отличaется рядом жизненных свойств, ведущими из которых являются рaзум и слово. Этими ведущими свойствaми человек отличaется и от животных. Поскольку человек рaссмaтривaется как чaсть природы, то психические особенности, которые для него хaрaктерны, предстaвляют собой свойствa, имеющие мaтериaльное нaчaло. Психологические взгляды Ломоносова охватывают практически все стороны душевной жизни человека, от элементарных ощущений до сложнейшей динамики чувств и страстей. Психические процессы есть не что иное, кaк продолжение в теле человекa того мехaнического движения, которое подействовaло нa оргaнизм. Исходя из этого, для познaния психических свойств пригодны те же методы, кaкими изучaются все другие явления природы. В сочинениях по риторике Ломоносов уделял внимание различным психическим образованиям и процессам, составляющим жизненные свойства человека, среди которых – представления (идеи, в терминологии Ломоносова) память и воображение, рассуждение, воля, чувства и страсти, мудрость, приобретенные дарования (благородие, счастие, богатство, слава, власть), телесные дарования и свойства (пол, сила, красота, здоровье), чувства (зрение, слышание, обоняние, вкушение, осязание). Продолжая отечественную традицию, Ломоносов развивает учение о страстях и их выражении в речи, которое излагается в его сочинениях по риторике. По мысли учёного, убедительность речи достигается не только её содержательностью, ясностью, доказательностью и строгой логикой, но и эмоциональным влиянием слова: слово оратора должно захватывать воображение и душу слушателя, возбуждать в нём любовь или ненависть, желание или отвращение. Отсюда вытекает необходимость изучения страстей. Выделяются три компонента страстей: эмоциональный (удовольствие или неудовольствие), волевой (желание или отвращение) и физиологический (движение крови). Даётся описание отдельных страстей, к которым Ломоносов относит радость, печаль, удовлетворение, раскаяние, стыд, надежду, боязнь, гнев, милосердие, ненависть, удивление, подражание, отчужденность, зависть, мщение. Подчёркиваются важнейшие характеристики страстей: их противоречивость и динамизм, возможность одновременного переживания противоположных страстей, например, ярости и отчаяния. Страсть и разум рассматриваются в их взаимовлияниях, и на этой основе устанавливаются правила «утоления» страстей. Главным средством воздействия на страсть является ум. В своих психологических рассуждениях Ломоносов подходит к целостному пониманию личности, таких её свойств (признаков), как активность и связанные с ней деловые, профессиональные и нравственные качества. В ряде его работ, как научных трактатах, так и в деловых записках, содержатся представления о различных профессиях и психологических требованиях, которые они предъявляют к человеку [43, 44]. Особый интерес представляют «Размышления о причине тепла» (1756) М.В.Ломоносова, в которых произведено химическое обоснование окисления как основы дыхания организмов и закона сохранения материи. Проблемам психологии в его «Риторике» (1748) посвящена глава «О возбуждении, утолении и изображении страстей». Большой вклад учёный внёс в психофизиологию, где он устaновил зaвисимость ощущений от внешнего рaздрaжения, взaимосвязь оргaнов чувств и мозгa, определил ряд конкретных зaвисимостей восприятия от рaзличных условий, выдвинул волновую теорию цветового зрения [43, 44]. В формировании научного взгляда на психику человека сыграл большую роль сыграли труды Александар Николаевича Радищева (1749–1802). За его знаменитое антикрепостническое сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) он был приговорен к смертной казни, заменённой ссылкой в Сибирь. В ссылке он написал трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792). Само название трактата соотносило его с приобретшим в ту эпоху популярность произведением К.Гельвеция «О человеке». Если К.Гельвеций выдвигал на передний план культ чувственности и интересы индивида, то А.Н.Радищев подчёркивал, что в ряде вопросов его мысль «разнствует от гельвециевой»: а) французский энциклопедист не показал, что человек «паче всех есть существо соучаствующее», т.е. социальное; б) А.Н.Радищев искал ключ к психологии людей в условиях их общественной жизни: человек рожден для общежития. В письме графу Воронцову российский мыслитель пишет, что чем старше он становится, тем сильнее чувствует, что человек – существо общественное, созданное, чтобы жить в обществе себе подобных [ 25,43]. Большое место в трудах А. Н. Радищева занимает проблема развития психики. Он выдвигает положение о специфичности образа жизни человека: он не приспосабливается к природе, но преобразует ее, обладает речью, прямой походкой. Подчеркивается особая роль руки, высокое развитие мозга. Качественные отличия ощущений человека связываются со своеобразием его знаний. Особенно отмечается роль занятий искусством, вооруженность различными средствами - все это расширяет возможности органов чувств “до беспредельности”. Отдельно указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального сознания. Особо А. Радищев отмечает роль воспитания в развитии разума, воздействия на человека общества (путем подражания и соучастия в переживаниях). Большое внимание уделяется проблеме способностей [43,44]. Идеи Ломоносова и Радищева оказали решающее влияние на развитие естественнонаучных взглядов на природу человека и на развитие психологических взглядов целой когорты исследователей. Результатом научной деятельности целой плеяды исследователей стал тот факт, что к концу XVIII – началу XIX в. осуществляются контакты Российской академии наук со всеми научными центрами мира, формируются кадры, развивающие физиологические изыскания, формируется естественнонаучный взгляд на природу человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.177 (0.011 с.) |