Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие отечественной психологической мысли хVIII векаСодержание книги Поиск на нашем сайте
1. ХVIII век - вершина просветительской мысли России 2. Особенности психологических представлений мыслителей ХVIII века 3. Психологические взгляды Д.С.Аничкова 4. Содержание психологических взглядов Г.С.Сковороды. 5. Деятельность русских просветителей ХVIII века. М.В.Ломоносов и А. Н. Радищев. ХVIII век называют веком Просвещения. Социально-экономические процессы способствовали бурному развитию наук как вглубь, так и вширь. Знания становятся не только достоянием избранных, но начинают распространяться среди различных слоёв населения. Особенно способствовало этому открытие первых высших учебных заведений в России. Произведения русских авторов XVII- ХVIII столетий примечательны в том отношении, что в них сосуществовали практически все подходы к данной проблеме, выработанные в мировой философии. Вкупе с представлениями о душе существовали представления о поведении, в конце XIX века ставшие предметом пристального внимания И.М.Сеченова и через 40 лет после него заинтересовавшие бихевиористов. Позднее появилось понятие сознания, связанное с распространением гуманистических взглядов. Такое положение сохранялось до начала ХХ века. Во второй половине XIX века развернулась дискуссия между И.М.Сеченовым и К.Д.Кавелиным о том, на какой основе должна развиваться – на естественнонаучной или на философской, как того требовала традиция. А корни этого противоречия во взглядах учёных обнаруживаются двумя столетиями раньше. Представления о душе повлияли на другие науки, русское искусство и литературу. Достаточно долго, вплоть до Х1Х века, сохраняется синкретизм литературной традиции и философской мысли, особенно ярко проявлявшийся в русских летописях. В продолжение традиций XVI-XVII веков традиционными темами размышлений о душе были темы природы души и соотношения душевного и телесного начал, тема нравственности и тема познания. Здесь мы находим также начало традиции относить те или иные взгляды к материалистическим или идеалистическим. В XVIII веке на базе складывающихся веками воззрений на природу души в связи с развернувшимся в России просветительским движением, с решением практических задач в области воспитания, обучения и медицины формируются достаточно целостные психологические представления. Можно сказать, что в произведениях русских мыслителей XVIII века в свёрнутом виде содержатся все психологические проблемы современной психологической науки. Особенности психологических представлений мыслителей ХVIII века.
Исходя из признания зависимости психического развития человека от просвещения и обучения разрабатывал психологические идеи Ф. Татищев ("Разговор о пользе наук и училищ", 1733; "Духовная моему сыну", 1733). М.В. Ломоносов, отправляясь от практических нужд своего времени, в работах по физике и риторике - дал материалистическую трактовку ощущений и восприятий, выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения ("Слово о природе света», 1757). Оригинальными являются рассуждения Ломоносова о воображении и страстях, развиваемые им в связи с вопросами ораторского искусства ("Краткое руководство к риторике", 1744 и 1748). Я. Козельский в своих философских и психологических взглядах ("Философские предложения", 1768) следовал Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, К. А. Гельвецию, нередко критически относясь к ним (в частности, осуждал призыв Руссо к "натуральной простоте"). Н.И. Новиков в своей публицистике отразил наиболее спорные вопросы о природе души, особенно в связи с рассмотрением психофизической проблемы. В 1796 г. опубликована первая русская книга, специально посвященная психологии, - трактат И. Михайлова "Наука о душе". Систематизируя психологические знания в духе английскогоэмпиризма, он дал описание фактов душевной жизни, охарактеризовал чувственное познание, указав на его зависимость от воздействий предметов внешнего мира на органы чувств, от степени их интенсивности. А.Н.Радищев в своем главном философском и психологическом сочинении "О человеке, о его смертности и бессмертии" стремился ответить на кардинальный вопрос о том, что по своей природе есть душа и возможно ли её предсуществование и бессмертие. Большое место в его труде занимают проблемы развития психики, роли воспитания в развитии разума, специфики психологии человека в сравнении с животными, которая усматривается не только в телесных различиях (вертикальная походка, развитой мозг и т. п.), но связывается прежде всего с особенностями человеческого бытия (например, с взаимоотношениями между людьми) [38]. Еще в 1777г. ординарный профессор философии и логики Московского университета Д.С.Аничков (1733–1788) в „Слове о невещественности души человеческой...“, произнесенном в публичном собрании университета, дал следующую классификацию подходов к решению проблемы души. «Так, монисты допускают в натуре вещей бытие одного токмо существа и оное почитают или вещественным, откуда и материалистами, или, хотя душу человеческую и почитают невещественной, но действительное мира сего и тел, в нем находящихся, бытие опровергают, допуская томко идеальное или в уме представляющееся, идеалистами названы... Вещественность души старался защищать Гоббезий с Толандом, Ковардом и другими материалистами, из коих некоторые также утверждали, якобы событие мыслей в душе человеческой бывает через движение тел“. Далее, с идеалистами „сходствуют собственно так называемые эгоисты“, которых характеризует взгляд, что „яко бы одна томко их душа имеет бытие, а прочие вещи, которые они понимают, суть одни только представления душевные, действительного бытия не имеющие“. Наконец, „дуалистами... именуются те, кои допускают бытие двух существ, одного вещественного, а другого невещественного...“ [1, с. 92–93]. Надо отметить, что именно дуалистический подход к проблеме души был в России наиболее известен. Конечно, самих подходов было больше, и у тех или иных авторов они накладывались друг на друга. Часть из них была сформулирована в Новое время, но большая часть — еще в античные времена, как, например, суждения о душе как форме, восходящие к Аристотелю „Идеальное начало существования,.. Аристотелева энтелехия,.. не есть сущность, примерно отлученная от своего действительного бытия“ [4,с.65]). Такая традиционная тема, как проблема свободы воли, приобрела особенную остроту в ХVIII веке в связи с разгулом крепостничества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.151 (0.01 с.) |