Развитие отечественной психологической мысли хVIII века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие отечественной психологической мысли хVIII века



1. ХVIII век - вершина просветительской мысли России

2. Особенности психологических представлений мыслителей ХVIII века

3. Психологические взгляды Д.С.Аничкова

4. Содержание психологических взглядов Г.С.Сковороды.

5. Деятельность русских просветителей ХVIII века. М.В.Ломоносов и А. Н. Радищев.

ХVIII век называют веком Просвещения. Социально-экономические процессы способствовали бурному развитию наук как вглубь, так и вширь. Знания становятся не только достоянием избранных, но начинают распространяться среди различных слоёв населения. Особенно способствовало этому открытие первых высших учебных заведений в России.

Произведения русских авторов XVII- ХVIII столетий примечательны в том отношении, что в них сосуществовали практически все подходы к данной проблеме, выработанные в мировой философии. Вкупе с представлениями о душе существовали представления о поведении, в конце XIX века ставшие предметом пристального внимания И.М.Сеченова и через 40 лет после него заинтересовавшие бихевиористов. Позднее появилось понятие сознания, связанное с распространением гуманистических взглядов. Такое положение сохранялось до начала ХХ века. Во второй половине XIX века развернулась дискуссия между И.М.Сеченовым и К.Д.Кавелиным о том, на какой основе должна развиваться – на естественнонаучной или на философской, как того требовала традиция. А корни этого противоречия во взглядах учёных обнаруживаются двумя столетиями раньше. Представления о душе повлияли на другие науки, русское искусство и литературу. Достаточно долго, вплоть до Х1Х века, сохраняется синкретизм литературной традиции и философской мысли, особенно ярко проявлявшийся в русских летописях.

В продолжение традиций XVI-XVII веков традиционными темами размышлений о душе были темы природы души и соотношения душевного и телесного начал, тема нравственности и тема познания. Здесь мы находим также начало традиции относить те или иные взгляды к материалистическим или идеалистическим.

В XVIII веке на базе складывающихся веками воззрений на природу души в связи с развернувшимся в России просветительским движением, с решением практических задач в области воспитания, обучения и медицины формируются достаточно целостные психологические представления.

Можно сказать, что в произведениях русских мыслителей XVIII века в свёрнутом виде содержатся все психологические проблемы современной психологической науки.

Особенности психологических представлений мыслителей

ХVIII века.

 

Исходя из признания зависимости психического развития человека от просвещения и обучения разрабатывал психологические идеи Ф. Татищев ("Разговор о пользе наук и училищ", 1733; "Духовная моему сыну", 1733). М.В. Ломоносов, отправляясь от практических нужд своего времени, в работах по физике и риторике - дал материалистическую трактовку ощущений и восприятий, выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения ("Слово о природе света», 1757). Оригинальными являются рассуждения Ломоносова о воображении и страстях, развиваемые им в связи с вопросами ораторского искусства ("Краткое руководство к риторике", 1744 и 1748). Я. Козельский в своих философских и психологических взглядах ("Философские предложения", 1768) следовал Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, К. А. Гельвецию, нередко критически относясь к ним (в частности, осуждал призыв Руссо к "натуральной простоте"). Н.И. Новиков в своей публицистике отразил наиболее спорные вопросы о природе души, особенно в связи с рассмотрением психофизической проблемы. В 1796 г. опубликована первая русская книга, специально посвященная психологии, - трактат И. Михайлова "Наука о душе". Систематизируя психологические знания в духе английскогоэмпиризма, он дал описание фактов душевной жизни, охарактеризовал чувственное познание, указав на его зависимость от воздействий предметов внешнего мира на органы чувств, от степени их интенсивности. А.Н.Радищев в своем главном философском и психологическом сочинении "О человеке, о его смертности и бессмертии" стремился ответить на кардинальный вопрос о том, что по своей природе есть душа и возможно ли её предсуществование и бессмертие. Большое место в его труде занимают проблемы развития психики, роли воспитания в развитии разума, специфики психологии человека в сравнении с животными, которая усматривается не только в телесных различиях (вертикальная походка, развитой мозг и т. п.), но связывается прежде всего с особенностями человеческого бытия (например, с взаимоотношениями между людьми) [38].

Еще в 1777г. ординарный профессор философии и логики Московского университета Д.С.Аничков (1733–1788) в „Слове о невещественности души человеческой...“, произнесенном в публичном собрании университета, дал следующую классификацию подходов к решению проблемы души. «Так, монисты допускают в натуре вещей бытие одного токмо существа и оное почитают или вещественным, откуда и материалистами, или, хотя душу человеческую и почитают невещественной, но действительное мира сего и тел, в нем находящихся, бытие опровергают, допуская томко идеальное или в уме представляющееся, идеалистами названы... Вещественность души старался защищать Гоббезий с Толандом, Ковардом и другими материалистами, из коих некоторые также утверждали, якобы событие мыслей в душе человеческой бывает через движение тел“. Далее, с идеалистами „сходствуют собственно так называемые эгоисты“, которых характеризует взгляд, что „яко бы одна томко их душа имеет бытие, а прочие вещи, которые они понимают, суть одни только представления душевные, действительного бытия не имеющие“. Наконец, „дуалистами... именуются те, кои допускают бытие двух существ, одного вещественного, а другого невещественного...“ [1, с. 92–93].

Надо отметить, что именно дуалистический подход к проблеме души был в России наиболее известен. Конечно, самих подходов было больше, и у тех или иных авторов они накладывались друг на друга. Часть из них была сформулирована в Новое время, но большая часть — еще в античные времена, как, например, суждения о душе как форме, восходящие к Аристотелю „Идеальное начало существования,.. Аристотелева энтелехия,.. не есть сущность, примерно отлученная от своего действительного бытия“ [4,с.65]).

Такая традиционная тема, как проблема свободы воли, приобрела особенную остроту в ХVIII веке в связи с разгулом крепостничества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.004 с.)