Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение психологии в средних учебных заведенияхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
широкое распространение психологии как учебного предмета в средних учебных заведениях. Этот предмет обычно не является обязательным, но школьники выбирают его достаточно часто Причины: • распространение научно-популярной психологической литературы • возрастание интереса учащихся к психологическим знаниям США • от 800 тыс. до 1 млн учащихся старших классов американских школ ежегодно изучают курс «Введение в психологию», и количество школьников, которые выбирают психологию для изучения в школе, с каждым годом возрастает • Единого подхода к преподаванию психологии в школах США нет. Этот предмет часто изучается скорее как курс психологического самопознания и самопомощи, нежели как предмет, дающий обзор психологии как академической дисциплины. • В 1992 г. была создана организация «Учителя психологии в средних школах», которая призвана способствовать повышению качества преподавания психологии (организован ряд обучающих семинаров, разработаны примерные учебные планы курсов и отдельных занятий). • В 2000 г. были разработаны и опубликованы Национальные стандарты преподавания психологии в школах • Основные проблемы: содержание курса психологии и подготовка школьных учителей психологии Россия В настоящее время существует два основных типа программ обучения психологии в российских школах: • предметно-ориентированные • личностно-ориентированные
9. Общеобразовательные программы и преподавание психологии
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ (Закон РФ «Об образовании», 2000).
К общеобразовательным относятся следующие программы: 1) дошкольного образования;
Учебный и воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях регламентируется Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении (2001), государственными образовательными стандартами и базисным учебным планом.
В соответствии с этими документами общее образование дают следующие виды образовательных учреждений: 1. начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования); 2. основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования); 3. средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования); 4. средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам); 5. гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовать общеобразовательную программу начального общего образования); 6. лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического и естественнонаучного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования). (Типовое положение об общеобразовательном учреждении, 2001.)
Законом «Об образовании» утверждается следующая структура школы: I—IV — начальная школа, V-IX — основная школа, X-XI — общеобразовательная (полная) средняя школа. В рамках этой структуры обязательным является девятилетнее образование, а старшая школа становится профильной.
Следующим документом, регламентирующим работу средних общеобразовательных учреждений, является базисный учебный план, который определяет максимальный объем учебной нагрузки учащихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план включает не предметы, а образовательные области и состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
В Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы): 1) основное общее образование;
Лицам, не завершившим образование определенного уровня, выдается справка установленного образца (Об образовании..., 2000).
В инвариантной части реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим продолжение образования. Эта часть представлена следующими образовательными областями: «Филология», «Математика», «Естествознание», «Обществознание», «Искусство», «Физическая культура», «Технология». В каждой образовательной области инвариантной части учебного плана (кроме образовательной области «Математика* и предметов физики и химии) на региональный компонент содержания образования может выделяться 10-15% времени. Как мы видим, психология непосредственно не представлена в этой части учебного плана. Однако элементы психологических знаний могут преподаваться в рамках таких предметных областей, как естествознание и обществознание, учителями соответствующих дисциплин при наличии необходимого дидактического материала. Вариативная часть обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов содержания образования. Учебные часы вариативной части используются на изучение предметов, перечисленных в образовательных областях базисного учебного плана (в том числе для углубленного изучения), на изучение курсов по выбору, проведение факультативов, индивидуальных и групповых занятий. В рамках вариативной части психология может преподаваться и как отдельный предмет, и в составе других курсов, имеющих психологический компонент (обучение предметно-ориентированного типа). В то же время психологические занятия другого типа (личностно-ориентированного) могут проводиться вне рамок учебного плана как сопровождение развития учащихся. Следующим документом, регламентирующим учебный процесс, являются Государственные образовательные стандарты, которые определяют требования к уровню обязательной подготовки учащихся. Психологические знания и умения в них в настоящее время в явном виде не отражены.
В рамках перехода российской школы на 12-летнее среднее образование (I-IV классы — начальная школа, V-X классы — основная школа, XI—XII классы — полная средняя школа) предполагается, что десятилетнее образование будет обязательным, а обучение в XI-XII классах — преимущественно профильным. Профильное обучение открывает возможности для более глубокого изучения психологии. В настоящее время уже утверждена концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Об утверждении..., 2002). Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные. Предусматриваются разнообразные формы как предпрофильного, так и профильного обучения, увеличение учебного времени на вариативную часть учебного плана и расширение количества курсов по выбору. Основная функция курсов по выбору — профориентационная. В этой связи количество таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер и представлять собой определенные учебные модули. В документе предлагаются примерные учебные планы для четырех возможных профилей (естественно-математического, социально-экономического, гуманитарного и технологического); при этом отмечается, что возможны разные варианты построения образовательного процесса, которые могут дать самые различные формы профилизации для общеобразовательных учреждений, для отдельных классов, для групп учащихся. Из этого можно сделать вывод, что документ в принципе не исключает возможность профильного психологического обучения или другой учебной программы, предусматривающей серьезное изучение психологии. Опыт такого профильного образования в области психологии существует (Ермаков, Дикая, 1998). На основе государственных образовательных стандартов средние учебные заведения разрабатывают учебный план, который определяет перечень изучаемых учащимися дисциплин, их трудоемкость и последовательность их изучения. В соответствии с Экспериментальным базисным учебным планом образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным Министерством образования России (2001), возможности преподавания психологии в школах, гимназиях и лицеях расширяются. В Базисный учебный план включены базовые курсы и учебные модули. Включение в образовательный процесс учебных моделей рассматривается как один из возможных механизмов поэтапной модернизации традиционного содержания образования и нормализации учебной нагрузки. В соответствии с Базисным учебным планом курс «Основы психологии» может быть выбран учащимися для изучения на второй ступени общего образования в качестве одного из модулей по обществоведению, на третьей ступени общего образования в качестве спецкурса по выбору. Администрация школы может также включать психологию в учебный план, исходя из регионального и школьного компонентов. При этом определяется, в каких классах и в каких объемах будет изучаться этот предмет, является ли курс обязательным, элективным или факультативным.
10. Профессиональные образовательные программы и преподавание психологии
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (Закон РФ «Об образовании», 2000). К профессиональным относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования; 4) послевузовского профессионального образования. В учреждениях начального профессионального образования психология редко преподается как отдельная дисциплина. Систематизированная информация по этому вопросу, к сожалению, отсутствует. Обучение в средних профессиональных учебных заведениях регулируется Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (2001).
В соответствии с ними установлены следующие виды средних специальных учебных заведений: -техникум (училище) — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; -колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.
Содержание среднего профессионального образования устанавливается государственным образовательным стандартом. В соответствии с этим документом психология как учебный предмет наиболее широко представлена в требованиях к подготовке выпускников по педагогическим специальностям. Например, студенты педагогических училищ и колледжей должны усвоить большой объем психо-лого-педагогических знаний и умений. При подготовке учителей начальных классов предполагается изучение общей, возрастной, педагогической, социальной психологии; студенты также проходят психолого-педагогический практикум. Еще шире психологические дисциплины представлены в образовательных программах среднего профессионального образования учителей начальных классов с дополнительной подготовкой в области психологии. Студенты дополнительно изучают основы психодиагностики, психофизиологические основы обучения, психологию семьи, педагогическую, социальную, экспериментальную психологию. Психология также изучается в средних профессиональных учебных заведениях медицинского профиля. Курсы общей и медицинской психологии, а также психологии общения довольно типичны для образовательных программ этих учебных заведений. Обучение в высших учебных заведениях России регулируется Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. В соответствии с этими документами в России существуют три типа высших учебных заведений: университеты, академии и институты. Закон определяет права и обязанности студентов, слушателей, аспирантов, докторантов, соискателей, работников вузов.
В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования с присвоением квалификации (степени): 1) «бакалавр» — срок обучения не менее 4 лет; 2) «специалист» — срок обучения не менее 5 лет; 3) «магистр» — срок обучения не менее 6 лет.
Однако для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней, возможны и более короткие сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования Сокращение сроков освоения Основной образовательной программы высшего профессионального образования осуществляется на основе имеющихся знаний, умений и навыков студента, полученных на предшествующем этапе обучения. Возможно также получение высшего образования в форме экстерната. Однако по некоторым направлениям и специальностям получение образования в форме экстерната не допускается. Порядок организации обучения в форме экстерната регулируется специальным положением Министерства образования. Целям интеграции высшего образования служит Европейская конвенция об академическом признаний университетских квалификаций, принятая Советом Европы, а также Конвенция о признаний квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, принятая в Лиссабоне в 1997 г. и ратифицированная Российской Федерацией в 2000 г. В соответствии с этими документами высшее образование, полученное за границей, дает: «доступ к дальнейшему обучению в системе высшего образования, включая соответствующие экзамены, и/или к подготовке по программам, ведущим к получению ученой степени, на условиях, аналогичных тем, которые применяются к обладателям квалификации Стороны, в которой испрашивается признание; использование ученой степени в соответствии с законами и правилами Стороны, или под ее юрисдикцией, в которой испрашивается признание. Кроме того, признание может облегчить доступ на рынок труда в соответствии с законами и правилами Стороны, или под ее юрисдикцией, в которой испрашивается признание. Образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования в России строятся на основе государственных образовательных стандартов. Эти стандарты предназначены для обеспечения качества образования. Они состоят из федеральных и национально-региональных компонентов. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов включают в себя: 1) общие требования к основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования; 2) требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, к условиям их реализации, к уровню подготовки выпускников; 3) сроки освоения основных образовательных программ; 4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся. Содержание национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов определяется высшим учебным заведением самостоятельно. Что касается других стран, то, например, в США не существует государственных стандартов высшего образования в области психологии. Каждый университет сам разрабатывает образовательную программу. В 2002 г. Комитет по вопросам образования Американской психологической ассоциации одобрил документ под названием «Учебные цели и результаты базового психологического образования», который направлен на выработку общих подходов к подготовке бакалавров психологии (Halonen, 2002). Однако этот документ носит только рекомендательный характер и не определяет учебных дисциплин, которые должны преподаваться. В европейских странах в последнее время предпринимается ряд попыток сделать базовое психологическое образование взаимно признаваемым. Европейская федерация ассоциаций профессиональных психологов в 1990 г. одобрила «Оптимальные стандарты» профессиональной подготовки психологов. Они касаются некоторых общих принципов и подходов, но не конкретизируют детально содержание и структуру обучения (Optimal Standards, 1990). В 1998 г. в рамках программы «Леонардо» началась реализация проекта «Европейская структура для подготовки психологов». В проекте принимают участие пятнадцать партнеров из двенадцати стран: Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания. Послевузовское профессиональное образование в России может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, функционирующих в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, а также в рамках различных видов высшего дополнительного образования. Послевузовское профессиональное образование строится на основе утвержденных Министерством образования России Временных требований к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования по отраслям наук и приложений к ним, размешенным на сайтах Министерства образования России: http:/www.ed.gov.ru и ГНИИ информационных технологий и телекоммуникаций http:/www.informika.ru. Высшее учебное заведение или научная организация разрабатывают эти образовательные программы самостоятельно. Методические рекомендации по атому поводу содержатся в соответствующем письме. Важным итогом обучения в аспирантуре является подготовка и зашита диссертационной работы. Соответствующие требования, критерии и процедуры описываются в Положении о порядке присуждения ученых степеней.
11. Учебный план и программы преподавания психологии
На основе гос. образовательных стандартов высшего проф. образования университет, академия или институт самостоятельно разрабатывает учебные планы по основным образовательным программам. Учебный план включает в себя: 1. Перечень учебных дисциплин. По специальности «Психология» психологич. дисциплины составляют около 2/3. По другим спец-стям обычно значительно меньше и зависит от профессиональной направленности программы. 2. Распределение по семестрам и последовательность их изучения. Эта информация поможет преподавателю правильно построить свой курс с опорой на межпредметные связи, на понимание особенностей студентов, находящихся на данной ступени обучения. 3. Трудоемкость образовательных программ обычно измеряется в российской высшей школе в академич. часах. В последнее время начинает применяться также система кредитных (зачетных) единиц, которая используется в большинстве стран мира. 4. Учебный план определяет формы учебных занятий по дисциплине: лекции, семинары, практич. занятия, самостоятельная работа, виды курсовых работ и практик. При планировании учебного курса преподаватель должен опираться на учебный план, определяя целесообразность изучения отдельных тем в рамках той или иной формы занятий. 5. Виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен или зачет, реферат, курсовая, дипломная работы). Преподавателю необходимо знать, какая форма промежуточной аттестации предусмотрена учебным планом и в какой мере знания по его дисциплине входят в содержание итоговой гос. аттестации. На основе учебного плана и гос. образовательного стандарта преподаватель составляет учебную программу и тематический план изучения дисциплины. Учебная программа обычно содержит: 1) наименование учебной дисциплины, категорию студентов, для к-рой она предназначена, информацию о том, кем и когда подготовлена; 2) пояснительную записку, в к-рой описываются значимость дисциплины в рамках образовательной программы, требования к знаниям и умениям студентов, формы и методы контроля и оценки знаний; 3) краткое описание содержания изучаемых тем; 4) список литературы, на которую опирается преподаватель при раскрытии содержания курса. Учебная программа является, с одной стороны, официальным документом, хранящимся на кафедре и свидетельствующим о том, насколько в преподаваемой дисциплине отражаются требования гос. образоват. стандарта, а с другой стороны, рабочим документом, на основе которого преподаватель строит процесс обучения. Тематический план - документ, к-рый описывает распределение тем учебной программы по видам занятий, методическое обеспечение, формы контроля и аттестации знаний и умений студентов. Существует 3 способа построения учебных программ: линейный, концентрический, спиралевидный. Линейный: отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев (выстраиваются по одной линии). Каждая часть изучается, как правило, только один раз. Новое содержание выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Концентрический способ позволяет несколько раз изучать один и тот же материал с постепенным усложнением, чаще всего преобладает в наст. время. При спиральном способе расположение учебного материала сочетает последовательность и цикличность его изучения, становится все более актуальной в психологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 988; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.51 (0.01 с.) |