Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внеклассная работа по психологии в школе и внеаудиторная работа в вузе

Поиск

 

Внеклассная работа по психологии может носить как учебный, так и внеучебный характер, осуществляется в индивидуальной, групповой или массо­вой форме. Индивидуальная работа — работа с отдельными учащимися с целью руководства их самостоятельным психологическим образовани­ем. Проводится обычно в виде индивидуальных учебных консультаций.

Групповая работа — систематическая работа, проводимая с небольшим по­стоянным коллективом, направленная на углубление знаний и практических умений. Проводится в форме кружков, творческих научных групп, молодежных секций психоло­гических обществ - гибкие организационные формы, возможность осуществлять индивидуаль­ный подход. Содержание занятий может быть об­разовательным или учебно-исследовательским. Учащиеся, сталкиваясь с цепочкой трудностей, проблем и решая их, осу­ществляют творческую деятельность. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 45 мин. (для студентов по 2 часа).

В вузах групповая внеаудиторная работа чаще связана с научно-исследователь­ской деятельностью. Под научным руководством преподавателя работают творче­ские проблемные группы, которые разрабатывают актуальные исследовательские темы. Традиционные формы организации - студенческие научные общества, молодежные секции психологических об­ществ.

В качестве внеклассной работы могут рекомендоваться занятия, ориен­тированные на личные проблемы школьников: диспуты, вечера вопросов и отве­тов, уроки психологии личностно-ориентированного типа, психологические тренинги. Задача обучения теоретическим знаниям в данном случае не ставится. Используются практиче­ские методы обучения: обсуждение, практические упражнения и игры.

Массовая работа — эпизодическая работа в рамках большой аудитории. Может проводиться в форме лекций, бесед, вечеров и конференций, конкурсов, олимпиад, экскурсий.

Особый интерес представляют лекции и беседы, на которые приглашаются авторитетные специалисты.

Цель вечера — раскрыть в строгой последовательности и интересной форме целую те­му. Чаще всего организуются в традиционной форме чередующихся сообщений с широким использованием психологических опытов и экспериментов.

В вузах традиционно организу­ются студенческие научные конференции, на которых студенты докладывают о результатах своей научной работы. Типичная форма проведения - устные выступления студентов на соответствующих секци­ях, после чего докладчику зада­ются вопросы.

Важной формой внеаудиторной учебной работы может быть участие студен­тов в работе конференций «взрослых» психологов - возможность приобщиться к профессиональной жиз­ни мира научной и практической психологии.

Интерес учащихся и студентов обычно вызывают конкурсы и вечера-турниры. В школах и вузах проводятся психологи­ческие игры «Что? Где? Когда?», КВН и т. д.

Одной из интересных форм внеклассной работы по психологии является пси­хологическая олимпиада школьников - проводится с 1998 г.


 

Словесные методы обучения психологии

«Метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к цели, к ожидаемому результату.

• методы обучения — это способы передачи учащимся знаний и умений

• в современной трактовке — способы организации совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на усвоение учащимися знаний и умений.

• методы реализуются в конкретных приемах, действиях, организационных формах.

Классификация методов обучения по источнику получения знаний и умений:

· Словесные методы

· Наглядные методы

· Практические методы

 

• занимают ведущую позицию среди методов преподавания психологии.

+ позволяют в короткий срок передать большую по объему информацию.

Типичными словесными методами являются рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой

Устные и письменные словесные методы

+ устных методов + письменных методов
• использование неречевых средств(мимики, жестикуляции, интонирования речи, позы, пантомимики преподавателя); • своевременное получение обратной связиот студентов о понимании учебного материала (с помощью речевых реплик, вопросов, мимики студентов); • активизация восприятия и пониманиястудентов. • передача информации происходит быстрее

 

Формы письменных методов обучения:

конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочи­танного;

составление плана текста (простого или сложного);

составление тезисов — краткое изложение основных идей прочитанного текста;

цитирование — написание дословных выдержек из текста;

аннотирование — краткое, свернутое изложение основного смысла прочитан­ного;

рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отноше­ния к прочитанному материалу;

составление формально-логической модели — словесно-схематического изо­бражения прочитанного материала;

составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по теме;

составление матрицы идей — сравнительная характеристика однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Классификация словесных методов обучения

Монологический метод

Рекомендации к подготовке текста лекции:

• Короткие предложения

• Формулировка вопросов для учащихся

• Замена терминов

 

Речевое воздействие Невербальное воздействие
связывание с опытом; вопросно-ответная форма изложения мысли; упрощение речи; персонификация; образность, иллюстративность речи; использование прагматических высказываний в дополнение к информативным дистанция в общении; визуальный контакт; мимика; поза; жестикуляция; темп, тон, сила, ритм, напряжение, паузы, интонация

Диалогический метод общения

Традиционно устный, но возможен при дистанционном обучении.

+ предполагает большую активность студентов на занятии.

Виды вопросов в диалогическим обучении:

вопросы, побуждающие репродуктивную активность: «вспомните», «расскажите», «опишите», «дайте характеристику», «раскройте», «дополните»;

вопросы, стимулирующие продуктивную активность: «сравните», «сопоставьте», «обобщите», «сделайте вывод», «проанализируйте», «выделите», «как связаны».

Рекомендации использования вопросов:

• вопросы, приучающие учащегося задумываться над сутью психологического понятия, например «в чем отличие любопытства от любознательности»;

• вопросы, требующие приведения жизненных примеров, которые могут проиллюстрировать те или иные психологические феномены и закономерности;

• вопросы, непосредственно связанные с учебной работой и поведением студен­тов, например «какой способ заучивания учебного материала вы считаете лучшим для себя и почему».

Варианты использования диалогических методов:

Эвристическая беседа. В процессе такой беседы преподаватель, опираясь на имеющиеся знания и опыт студентов, с помощью тщательно продуманной системы вопросов подводит их к пониманию, усвоению новых знаний и формулированию выводов.

Групповая дискуссия. Стимулирует вовлечение студентов в активное обсуждение различных точек зрения по определенной проблеме, пробуждает стремление к пониманию позиции собеседника и аргументации собственного мнения.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.34 (0.009 с.)