Формы проверки знаний при обучении психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы проверки знаний при обучении психологии



Коллоквиум - это беседа со студентами, целью которой является выявление уровня овладения но­выми знаниями

Форма: Текущий контроль по опред теме или разделу. Ответ 1,5 – 2 мин. Каждый должен ответить на 2 – 3 вопроса.

Вопросы: Конкретные вопросы для коллоквиума студентам не сообщаются, однако заранее формулируются преподавателем

Оценка: Верно – неверно. Комментируется сразу же.

Зачет - форма контроля студентов по сдаче определенных тем курса, лабораторного практи­кума, курса практических занятий.

Форма: наиболее простая форма для преподавателей. З ачет иногда используется для оценки знаний по курсу, содержащему теорети­ческий материал. Обычно это бывает связано с формальными ограничениями, на­кладываемыми на количество экзаменов, допускаемых в одну сессию

Вопросы: преподаватель определяет, каким должно быть мини количество выполненных заданий или лабораторных работ и мин объем знаний, при котором будет зачет

Оценка: * «зачет» или «незачет». «Зачет» ставится в том случае, если студент выполнил задание, дал правильный ответ, усвоил учебный материал. «Незачет» ставится в том случае, если студент не выполнил задания, дал неправильный ответ, не усвоил материал. * Может быть дифференцированный зачет, при котором зачет выставляется в виде балльной отметки.

Экзамен - форму проверки знаний, предусматривающую дифференцированную оценку и соответственно отметку, имеющую несколько градаций

Форма: однократная процедура проверки тео­ретических и практических знаний студента в специально отведенное для этого время, обычно во время экзаменационной сессии. Экзамен может проводиться в устной или письменной форме. Экзаменатор вправе самостоятельно выбирать форму проведения экзамена, количество и типы вопросов и зада­ний, включаемых в билет, ориенти­руясь на объем времени для проведения экзамена, а при определении типа вопросов и заданий — на специфику учебного предмета.

Вопросы: Традиционным является устный экзамен, прово­дящийся по экзаменационным билетам. Каждый билет включает ряд вопросов и заданий. Билет содержит два или три вопроса и иногда какое-либо практическое задание. Каждый билет составляется чтобы он охватывал примерно одина­ковый объем учебного материала и требовал приблизительно одинакового времени для ответа. Экз билеты утверждаются кафедрой. О перечне вопросов студенты информируются перед началом экзаменационной сессии. Содержание конкретных билетов не сообщается.

Оценка: В России — это четырехбалль­ная система, в которой используются словесные отметки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». В других странах могут приме­няться другие обозначения, Например буквы: А, В, С, D. Для увеличения дифференцирую­щей способности системы отметок могут использоваться знаки «+» (плюс) или «-» (минус).

При оценивании ответов студентов экзаменатор обычно руководствуется сле­дующими критериями:

1) полнота и содержательность ответов на вопросы;

2) умение отобрать существенный материал для раскрытия поставленных вопросов;

3) логичность и последовательность в раскрытии вопросов;

4) точность в описании фактов, изложении теорий и формулировке понятий;

5) умение привести примеры, иллюстрирующие излагаемый материал (особенно ценятся самостоятельно подобранные примеры);

6) умение делать выводы;

7) умение стилистически и грамматически правильно оформить ответ;

8) умение уложиться в отведенное время

Ход экзамена: На подготовку к ответу по билету отводится определенное время (как правило, от 30 до 40 минут). Иногда студента просят сразу начинать ответ (без под­готовки). В ходе ответов студента экзаменатор может задавать дополнительные или уточняющие вопросы по содержанию билета или по другим разделам учебного курса для понимания глубины знаний.

Контрольная работа — это письменная работа, выполняемая учащимися и на­правленная на проверку усвоенных ими знаний и умений

Форма: от­веты на поставленные вопросы или выполнение определенных практических зада­ний. могут использоваться вопросы и задания различного характера. Могут иметь разный объем, но они должны быть рассчи­таны на выполнение в течение определенного периода времени. Направлены на проверку знаний и умений учащихся (студентов) по определенной части учебного курса или теме

Вопросы: Вопросы в работах могут быть открытого (развернутый и свободный по стилю ответ на поставленный вопрос) или закрытого характера (выбор из предложенных альтернатив). Может содержать вопросы ре­продуктивного или логического характера, а также задания, проверяющие умения применять знания для решения учебных или практических задач.

Оценка: наличие критериев для оценки (как правильные или неправильные). Совокуп­ность отметок за ряд контрольных работ, предназначенных для проверки знаний по отдельным темам курса, может быть основанием для выставления общего заче­та или отметки по всему учебному курсу

 

Тестирование представляет собой стандартизированную форму проверки зна­ний.

Форма: Задания с пропусками, Задания с выбором альтернативных ответов, Задания по комбинированию единиц информации ( комбинация пунктов, предложенных в задании, дает правиль­ный ответ на поставленный вопрос или задание на соотнесение друг с другом понятий или признаков, приведенных в двух списках), Задания с открытым ответом, Задания практического характера

Оценка: наличие од­нозначных критериев их правильности или неправильности

Минус: не позволяют проверить знания с нечеткими границами истин­ности, допускающими значительную многозначность, а также некоторые слож­ные умения.

Вопросы: задания предназначены для проверки различных типов знаний: это могут быть факты, основные положения теорий, даты, имена ученых, определения понятий, признаки, классификации, закономерности. расширяются возможности использования автоматизированных компьютерных программ, которые отличаются беспристрастностью.

 

Квалификационные работы: рефераты, курсовые, дипломные является видом самостоятельной учебной работы студентов и объектом оценки.

При оценке реферата или реферативной части дипломной работы рекоменду­ются следующие критерии:

1. Объем изученной научной и учебной литературы по проблеме.

2. Полнота раскрытия основных аспектов темы в обзоре литературы.

3. Отбор материала, существенного для данной темы, отделение его от второсте­пенного.

4. Логичность и последовательность в раскрытии темы.

5. Аналитичность в изложении материала. Умение сопоставить различные точки зрения.

6. Способность к обобщению и формулировке выводов в обзоре научной литера­туры.

7. Стилистически правильное оформление научной мысли реферативного типа.

9. Грамотное оформление научного реферативного текста.
10. Правильное оформление научной работы.

Одной из проблем оценки рефератов является выявление плагиата, копирова­ния чужих студенческих работ и заимствования рефератов из Интернета.

При оценке эмпирической части квалификационной работы рекомендуются следующие критерии: 1) Правильная характеристика методического аппарата: актуальности, целей, за­дач, гипотез, новизны эмпирического исследования; 2) Адекватность методов и методик исследования задачам исследования. 3) Объем проделанной работы по сбору эмпирического материала, который опре­деляется количеством методик (и их трудоемкостью), а также численностью выборки испытуемых. 4) Полнота описания плана, организации и методов проведения исследования. 5) Полнота представления результатов исследования. 6) Представление методов количественной и качественной обработки данных ис­следования, использование методов математической обработки данных. 7) Убедительность аргументации и доказательность выводов исследования. 8) Полнота выводов исследования. 9) Качество интерпретации результатов исследования. 10) Правильное использование научной стилистики при описании эмпирического исследования и грамотное оформление научной работы.

При оценке разработки в области практической психологии рекомендуются следующие критерии: 1) Правильное описание методического аппарата разработки в области практиче­ской психологии: ее актуальности, целей, задач, новизны. 2) Адекватность методов и методик практической психологии задачам исследо­вания. 3) Владение процедурой разработки (или адаптации) методики практической психологической работы. 4) Владение методами психодиагностики, консультирования, психотерапии, коррекционной, развивающей психологической работы или работы по психопро­филактике и психологическому просвещению. 5) Объем практической психологической работы, проделанной студентом, кото­рый определяется количеством методик (и их трудоемкостью), а также чис­ленностью выборки. 6) Полнота описания организации и проведения практической работы, характе­ристика новизны и специфики разработанной методики практической психо­логической работы. 7) Полнота описания результатов практической психологической работы. 8) Количественная и качественная обработка результатов. 9) Анализ эффективности проведенной практической психологической работы, полнота выводов по ее апробации, убедительность аргументации, описание возможностей и ограничений в применении, рекомендаций по использованию. 10) Правильное использование и грамотное стилистическое оформление работы.

Итоговая проверка и оценка знаний и умений - итоговую государственную аттестацию, позволяющую выявить их тео­ретическую и практическую подготовку в области психологии, а также готовность к решению профессиональных психологических задач.

Форма: включает выпускную ква­лификационную работу и государственный экзамен

К выпускной квалификационной работе предъявляются следующие требования. Выпускная квалификационная работа по специальности 020400 «Психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпириче­ского или теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. В работе должны быть сбалансиро­ванно представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Объем должен составлять 50-85 страниц стандартного пе­чатного текста. Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. По результатам защиты выставляет­ся государственная аттестационная оценка.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.009 с.)