Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кого и что изучает психология (предмет и объект).↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Определение психологии. Психология — это наука, которая изучает внутреннюю, психическую жизнь человека, а также поведения человека (и животных). Основные характеристики психологии – это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая': ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам, в ней как бы сливаются объект и субъект познания. Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто – значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями – задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять. Кого и что изучает психология (предмет и объект). Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальное свойство субъективных явлений - их непосредственная представленность субъекту. Мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т. п. Другие формы проявления психики: факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться. Отличия житейской психологии от научной: 1. Житейские психологические знания конкретны, они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. 2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. 3. Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта – его конкретного и «интуитивного характера. 4. Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться. наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. 5. Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, патои нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология. Психология, как наука, изучает объективные закономерные механизмы и проявления психики. Психологические явления и психологические факты. Представления эмпиризма - знания приобретаются благодаря опыту и взаимодействию с окружающим миром. Английский ученый Джон Локк XVII разум человека - "чистый лист" "табула раса" - наполняется в процессе опыта. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальное свойство субъективных явлений - их непосредственная представленность субъекту. Мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т. п. Другие формы проявления психики: факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться 2. Основные этапы развития психологии. Донаучная психология: Натуралистические представления и представления эмпиризма. Истоки научной психологии. Являются ли человеческие способности врожденными или приобретаются в процессе индивидуального опыта? Натуралистические представления - человек вступает в мир, обладая врожденным запасом знаний и понимания окружающей реальности XVII Декарт - некоторые идеи (идея Бога, аксиомы геометрии, представление о своем "я") являются врожденными - разработал представление о теле как о механизме => можно изучить теми же методами как и любой другой механизм (отпадала необходимость объяснять через душу, информация через органы чувств попадала в отверстия в головном мозгу по чувствительным нервам, но разумная душа располагалась в голове человека, возвышая человека над животным) дуалистическая модель, сейчас монистическая концепция - поведение человека управляется нервной системой. Душа теперь психика - высшее свойство высокоорганизованной материи Представления эмпиризма - знания приобретаются благодаря опыту и взаимодействию с окружающим миром. английский ученый Джон Локк XVII разум человека - "чистый лист" "табула раса" - наполняется в процессе опыта. В 1879 году в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавлял Вильгельм Вундт (Wundt), философ и психолог решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе. Он положил начало структуралистскому подходу к сознанию. Критика структурализма 1) она была ограничена таким узким кругом явлений, как содержание и состояние сознания; 2) идея разложения психики на простейшие элементы была ложной. 3) очень ограниченным по своим возможностям был метод интроспекции: - Каждый испытуемый описывает свои собственные впечатления или переживания, которые очень редко совпадают с впечатлениями следующего испытуемого. - Еще хуже, ощущения одного и того же человека варьируют день ото дня. Функционалистский подход Начиная с 1881 года в США Уильям Джеймс (James) и в особенности его сотрудники и последователи стали подходить к изучению разума с совершенно других позиций. Они считали, что следует придавать меньше значения анализу элементов сознания и уделить большее изучению деятельности разума, позволяющей организму адаптироваться к окружающей среде и функционировать в ней. С их точки зрения проблема заключается не в том, чтобы узнать, из чего построено сознание, а в том, чтобы понять его функцию и его роль в выживании индивидуума. Расширили область психологии включив в область анализа поведение - чтобы изучить как человек адаптируется к среде нужно изучать его поведение. Они отдают предпочтение методу интроспекции, который позволяет им узнавать, как у индивидуума развивается осознание той активности, которой он предается Бихевиоризм. Джон Уотсон (Watson), психология сознания уступила место психологии поведения. Джон Уотсон (1878-1958) провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлении) на новый (поведение), объявив психические явления принципиально непознаваемыми естественнонаучными методами. Дж. Уотсон - "Психология с точки зрения бихевиориста" относится к 1913 г. Идеи: Манипулируя внешними раздражителями можно создать человека любого склада и профессии. Отрицается значение собственного склада индивида. Поэтому он редставлял человека как чистую доску. Поведение человека он сводит к стимулу и реакции. Формула: S->R Сумел переучить испытуемых, превращая раздражитель, который вызывает страх в эмоционально-нейтральный, путем подкрепления отрицательного стимула положительным раздражителем. Гештальтпсихология Макса Вертгеймера (1880-1943), Вольфганга Келера (1887-1967) и других, больше всего не устраивал упрощенный атомистический подход к изучению и анализу психических явлений, характерный для интроспективной психологии. Гештальтпсихология появилась около 1912 года в Германии, приблизительно одновременно с появлением бихевиоризмом. немецкое слово гештальт = форма или конфигурация. По мнению теоретиков этого учения, предметы, из которых состоит окружающая нас реальная среда, воспринимаются нами не в виде отдельных элементов, которые должны интегрироваться либо сознанием, как полагали структуралисты, либо механизмами обуславливания, как утверждают бихевиористы. Для представителей этого направления окружающий нас мир состоит из организованных форм и само наше восприятие этого мира также организованно. Гештальт-психологв интересовало преимущественно восприятие.
Психоанализ
Зигмунд Фрейд (1856-1939). Представители психоанализа в отличие от бихевиористов и гештальтпсихологов не ориентировались на точные и естественные науки как на образец для построения научного психологического знания. Они стремились найти выход из кризиса в самой психологии, образовав более тесный ее союз с другими науками, также имеющими дело с психическими явлениями, например с медициной. Основная литература: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, Юрайт, 2002. С. 35-87. История психологии: Тексты. / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 3. Методологические основы психологии. Понятия методология - н аиболее общая система принципов и способов организации исследования, которая опирается на мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды. от нее зависит способ конкретных исследований, обработка и интерпретация получаемых результатов, поэтому в психологии каждое направление или течение (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология и т.д.) имеет свою методологию. являясь общей основой для построения исследования, определяет, таким образом, использующиеся методы. «метод»: ч астные, конкретные приемы, применяемые для изучения психических явлений. Проективные методы.
Дневник наблюдение. Понятие «поведенческий портрет» - это характеристика личностных особенностей человека Общее понятие психики. Термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека: самосознание, бессознательное, проявляющееся в непроизвольно возникающих психических образах и элементах поведения человека, и сами психические образы, и потребности, и мотивы, и воля, и эмоции, и сама личность человека как способ организации всех психических феноменов. Термином «психика» обозначают также некие гипотетические «ментальные», «внутренние» механизмы, оказывающие управляющее влияние на поведение животных. Поведение животных: таксисы,
рефлексы,
инстинктивное поведение.
Инстинктивные формы пространственной ориентации животных.
Научение.
Механизм формирования условных рефлексов.
Научение методом проб и ошибок.
Способность к умозаключениям.
Майерс Д. Психология. Минск: Попурри, 2006. С. 83 - 108, 282 - 325. Реан А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002. Глава 2. Биологические основы психики. Хэйес Н., Оррелл С. Что такое психология? М.: Эксмо, 2005. Глава 5. Как работает мозг. Глава 8. Когнитивные функции и мозг. 5. Познавательные психические процессы. Определение и характеристики ощущений.
Определение восприятие и характеристики его образа.
Восприятие времени.
Память и мнемические процессы.
Виды памяти.
Объем кратковременной памяти. Методы исследования кратковременной памяти. Кривая забывания Эббингауза.
Условия, влияющие на продуктивность запоминания и сохранения материала в памяти.
Работоспособность. Показатели работоспособности.
Методы: Исследование восприятия времени
Исследования объема кратковременной памяти по методике Джекобсона
Кольца Ландольта
Основная литература: Майерс Д. Психология. Минск: Попурри, 2006. С. 208 - 282, 364 - 433, 450 - 471. Реан А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002. Хэйес Н., Оррелл С. Что такое психология? М.: Эксмо, 2005. Глава 4. Восприятие с позиций соотношения между природой и воспитанием. Глава 9. Мышление и решение задач. Глава 11. Память. Глава 12. Восприятие. Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. Глава 4. Интеллект, познание, память. 6. Интеллект
Тестирование умственных способностей. Тест Айзенка.
Определение интеллекта.
Интеллект: влияние наследственности и окружающей среды.
Соотношения мышления и интеллекта.
Хэйес Н., Оррелл С. Что такое психология? М.: Эксмо, 2005. Глава 3. Интеллект и другие спорные вопросы. Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. Глава 11. Интеллект. 7. Эмоции. Закон Йеркса-Додсона.
Теории эмоций (Теория Джеймса – Ланге, теория эмоций Кэннона, исследование Аха, теория Шахтера).
Хэйес Н., Оррелл С. Что такое психология? М.: Эксмо, 2005. Глава 6. Эмоции и возбуждение.
Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. Глава 6. Эмоции и мотивация.
7. Состояния сознания. Сознание.
Состояния сознания.
Сознание и активное бодрствование. Суточные ритмы.
Измененные состояния сознания.
Сон и сновидения.
Циклы сна.
Быстрое движение глаз.
Природа сновидений. Что нам снится? Почему мы видим сны?
Гипноз. Поведение в гипнозе. Что такое гипноз и что значит быть загипнотизированным? Может ли гипноз использоваться в психотерапии? Кто поддается гипнозу?
Основная литература: Хэйес Н., Оррелл С. Что такое психология? М.: Эксмо, 2005. Глава 7. Сон, сновидения и сознание. Майерс Д. Психология. Минск: Попурри, 2006. Глава 7. Состояния сознания. Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. Глава 2. Восприятие и осознание. 7. Психология личности. Определение психологии. Психология — это наука, которая изучает внутреннюю, психическую жизнь человека, а также поведения человека (и животных). Основные характеристики психологии – это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая': ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам, в ней как бы сливаются объект и субъект познания. Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто – значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями – задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять. Кого и что изучает психология (предмет и объект). Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальное свойство субъективных явлений - их непосредственная представленность субъекту. Мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т. п. Другие формы проявления психики: факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться. Отличия житейской психологии от научной: 1. Житейские психологические знания конкретны, они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. 2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. 3. Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта – его конкретного и «интуитивного характера. 4. Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться. наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. 5. Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, патои нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология. Психология, как наука, изучает объективные закономерные механизмы и проявления психики. Психологические явления и психологические факты. Представления эмпиризма - знания приобретаются благодаря опыту и взаимодействию с окружающим миром. Английский ученый Джон Локк XVII разум человека - "чистый лист" "табула раса" - наполняется в процессе опыта. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальное свойство субъективных явлений - их непосредственная представленность субъекту. Мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т. п. Другие формы проявления психики: факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться 2. Основные этапы развития психологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.82 (0.014 с.) |