ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кого и что изучает психология (предмет и объект).



Определение психологии.

Психология — это наука, которая изучает внутреннюю, психическую жизнь человека, а также поведения человека (и животных).

Основные характеристики психологии – это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая': ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам, в ней как бы сливаются объект и субъект познания. Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто – значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями – задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Кого и что изучает психология (предмет и объект).

Предметом психологииявляются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.
А. В. Петровский

Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта.

Фундаментальное свойство субъективных явлений - их непосредственная представленность субъекту. Мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т. п.

Другие формы проявления психики: факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры.

Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает

свои свойства и поэтому через них может изучаться.

Отличия житейской психологии от научной:

1. Житейские психологические знания конкретны, они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.
Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий – одна из важнейших функций, науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.
Научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

3. Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта – его конкретного и « интуитивного характера.
В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

4. Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться. наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.
С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.

5. Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, патои нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др.

Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология.

Психология, как наука, изучает объективные закономерные механизмы и проявления психики.

Психологические явления и психологические факты.

Представления эмпиризма - знания приобретаются благодаря опыту и взаимодействию с окружающим миром. Английский ученый Джон Локк XVII разум человека - "чистый лист" "табула раса" - наполняется в процессе опыта.

Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта.

Фундаментальное свойство субъективных явлений - их непосредственная представленность субъекту. Мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т. п.

Другие формы проявления психики: факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться

2. Основные этапы развития психологии.

Донаучная психология: Натуралистические представления и представления эмпиризма. Истоки научной психологии.

Являются ли человеческие способности врожденными или приобретаются в процессе индивидуального опыта?

Натуралистические представления- человек вступает в мир, обладая врожденным запасом знаний и понимания окружающей реальности XVII Декарт - некоторые идеи (идея Бога, аксиомы геометрии, представление о своем "я") являются врожденными - разработал представление о теле как о механизме => можно изучить теми же методами как и любой другой механизм (отпадала необходимость объяснять через душу, информация через органы чувств попадала в отверстия в головном мозгу по чувствительным нервам, но разумная душа располагалась в голове человека, возвышая человека над животным) дуалистическая модель, сейчас монистическая концепция - поведение человека управляется нервной системой. Душа теперь психика - высшее свойство высокоорганизованной материи Представления эмпиризма - знания приобретаются благодаря опыту и взаимодействию с окружающим миром. английский ученый Джон Локк XVII разум человека - "чистый лист" "табула раса" - наполняется в процессе опыта.

В 1879 году в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавлял Вильгельм Вундт (Wundt), философ и психолог решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе. Он положил начало структуралистскому подходу к сознанию.

Критика структурализма

1) она была ограничена таким узким кругом явлений, как содержание и состояние сознания;

2) идея разложения психики на простейшие элементы была ложной.

3) очень ограниченным по своим возможностям был метод интроспекции:

- Каждый испытуемый описывает свои собственные впечатления или переживания, которые очень редко совпадают с впечатлениями следующего испытуемого.

- Еще хуже, ощущения одного и того же человека варьируют день ото дня.

Функционалистский подход

Начиная с 1881 года в США Уильям Джеймс (James) и в особенности его сотрудники и последователи стали подходить к изучению разума с совершенно других позиций.

Они считали, что следует придавать меньше значения анализу элементов сознания и уделить большее изучению деятельности разума, позволяющей организму адаптироваться к окружающей среде и функционировать в ней.

С их точки зрения проблема заключается не в том, чтобы узнать, из чего построено сознание, а в том, чтобы понять его функцию и его роль в выживании индивидуума.

Расширили область психологии включив в область анализа поведение - чтобы изучить как человек адаптируется к среде нужно изучать его поведение.

Они отдают предпочтение методу интроспекции, который позволяет им узнавать, как у индивидуума развивается осознание той активности, которой он предается

Бихевиоризм.

Джон Уотсон (Watson), психология сознания уступила место психологии поведения. Джон Уотсон (1878-1958) провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлении) на новый (поведение), объявив психические явления принципиально непознаваемыми естественнонаучными методами.

Дж. Уотсон - "Психология с точки зрения бихевиориста" относится к 1913 г.

Идеи:

Манипулируя внешними раздражителями можно создать человека любого склада и профессии. Отрицается значение собственного склада индивида. Поэтому он редставлял человека как чистую доску. Поведение человека он сводит к стимулу и реакции. Формула: S->R Сумел переучить испытуемых, превращая раздражитель, который вызывает страх в эмоционально-нейтральный, путем подкрепления отрицательного стимула положительным раздражителем.

Гештальтпсихология

Макса Вертгеймера (1880-1943), Вольфганга Келера (1887-1967) и других, больше всего не устраивал упрощенный атомистический подход к изучению и анализу психических явлений, характерный для интроспективной психологии. Гештальтпсихология появилась около 1912 года в Германии, приблизительно одновременно с появлением бихевиоризмом. немецкое слово гештальт = форма или конфигурация.

По мнению теоретиков этого учения, предметы, из которых состоит окружающая нас реальная среда, воспринимаются нами не в виде отдельных элементов, которые должны интегрироваться либо сознанием, как полагали структуралисты, либо механизмами обуславливания, как утверждают бихевиористы. Для представителей этого направления окружающий нас мир состоит из организованных форм и само наше восприятие этого мира также организованно. Гештальт-психологв интересовало преимущественно восприятие.

 

 

Психоанализ

 

Зигмунд Фрейд (1856-1939). Представители психоанализа в отличие от бихевиористов и гештальтпсихологов не ориентировались на точные и естественные науки как на образец для построения научного психологического знания. Они стремились найти выход из кризиса в самой психологии, образовав более тесный ее союз с другими науками, также имеющими дело с психическими явлениями, например с медициной.

Основная литература:

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, Юрайт, 2002. С. 35-87.

История психологии: Тексты. / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

3. Методологические основы психологии.

Понятия методология - наиболее общая система принципов и способов организации исследования, которая опирается на мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды. от нее зависит способ конкретных исследований, обработка и интерпретация получаемых результатов, поэтому в психологии каждое направление или течение (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология и т.д.) имеет свою методологию. являясь общей основой для построения исследования, определяет, таким образом, использующиеся методы.

«метод»: частные, конкретные приемы, применяемые для изучения психических явлений.

Проективные методы.

  • Методики дополнения (незаконченные предложения, «Кто Я?»),
  • Методики интерпретации (ТАТ),
  • Методики структурирования (Роршаха),
  • Методики изучения экспрессии,
  • Методики изучения продуктов творчества.

Дневник наблюдение.

Понятие «поведенческий портрет» - это характеристика личностных особенностей человека

Общее понятие психики.

Термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека: самосознание, бессознательное, проявляющееся в непроизвольно возникающих психических образах и элементах поведения человека, и сами психические образы, и потребности, и мотивы, и воля, и эмоции, и сама личность человека как способ организации всех психических феноменов. Термином «психика» обозначают также некие гипотетические «ментальные», «внутренние» механизмы, оказывающие управляющее влияние на поведение животных.

Поведение животных: таксисы,

 

 

рефлексы,

 

 

инстинктивное поведение.

 

Инстинктивные формы пространственной ориентации животных.

 

 

Научение.

 

 

Механизм формирования условных рефлексов.

 

 

Научение методом проб и ошибок.

 

Способность к умозаключениям.

 

Майерс Д. Психология. Минск: Попурри, 2006. С. 83 - 108, 282 - 325.

Реан А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002. Глава 2. Биологические основы психики.

Хэйес Н., Оррелл С. Что такое психология? М.: Эксмо, 2005. Глава 5. Как работает мозг. Глава 8. Когнитивные функции и мозг.

5. Познавательные психические процессы.

Определение и характеристики ощущений.

 

 

Определение восприятие и характеристики его образа.

 

Восприятие времени.

 

Память и мнемические процессы.

 

 

Виды памяти.

 

 

Объем кратковременной памяти. Методы исследования кратковременной памяти. Кривая забывания Эббингауза.

 

Условия, влияющие на продуктивность запоминания и сохранения материала в памяти.

 

 

Работоспособность. Показатели работоспособности.

 

Методы:

Исследование восприятия времени

 

 

Исследования объема кратковременной памяти по методике Джекобсона

 

Кольца Ландольта

 

Основная литература:

Майерс Д. Психология. Минск: Попурри, 2006. С. 208 - 282, 364 - 433, 450 - 471.

Реан А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002.

Хэйес Н., Оррелл С. Что такое психология? М.: Эксмо, 2005. Глава 4. Восприятие с позиций соотношения между природой и воспитанием. Глава 9. Мышление и решение задач. Глава 11. Память. Глава 12. Восприятие.

Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. Глава 4. Интеллект, познание, память.

6. Интеллект

 

Тестирование умственных способностей. Тест Айзенка.

 

 

Определение интеллекта.

 

 

Интеллект: влияние наследственности и окружающей среды.

 

Соотношения мышления и интеллекта.

 

Хэйес Н., Оррелл С. Что такое психология? М.: Эксмо, 2005. Глава 3. Интеллект и другие спорные вопросы.

Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. Глава 11. Интеллект.

7. Эмоции.

Закон Йеркса-Додсона.

 

 

Теории эмоций (Теория Джеймса – Ланге, теория эмоций Кэннона, исследование Аха, теория Шахтера).

 

 

Хэйес Н., Оррелл С. Что такое психология? М.: Эксмо, 2005. Глава 6. Эмоции и возбуждение.

 

Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. Глава 6. Эмоции и мотивация.

 

7. Состояния сознания.

Сознание.

 

Состояния сознания.

 

 

Сознание и активное бодрствование. Суточные ритмы.

 

Измененные состояния сознания.

 

 

Сон и сновидения.

 

 

Циклы сна.

 

 

Быстрое движение глаз.

 

Природа сновидений. Что нам снится? Почему мы видим сны?

 

Гипноз. Поведение в гипнозе. Что такое гипноз и что значит быть загипнотизированным? Может ли гипноз использоваться в психотерапии? Кто поддается гипнозу?

 

Основная литература:

Хэйес Н., Оррелл С. Что такое психология? М.: Эксмо, 2005. Глава 7. Сон, сновидения и сознание.

Майерс Д. Психология. Минск: Попурри, 2006. Глава 7. Состояния сознания.

Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. Глава 2. Восприятие и осознание.

7. Психология личности.

Определение психологии.

Психология — это наука, которая изучает внутреннюю, психическую жизнь человека, а также поведения человека (и животных).

Основные характеристики психологии – это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая': ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам, в ней как бы сливаются объект и субъект познания. Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто – значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями – задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Кого и что изучает психология (предмет и объект).

Предметом психологииявляются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.
А. В. Петровский

Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта.

Фундаментальное свойство субъективных явлений - их непосредственная представленность субъекту. Мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т. п.

Другие формы проявления психики: факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры.

Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает

свои свойства и поэтому через них может изучаться.

Отличия житейской психологии от научной:

1. Житейские психологические знания конкретны, они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.
Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий – одна из важнейших функций, науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.
Научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

3. Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта – его конкретного и « интуитивного характера.
В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

4. Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться. наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.
С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.

5. Научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, патои нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др.

Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология.

Психология, как наука, изучает объективные закономерные механизмы и проявления психики.

Психологические явления и психологические факты.

Представления эмпиризма - знания приобретаются благодаря опыту и взаимодействию с окружающим миром. Английский ученый Джон Локк XVII разум человека - "чистый лист" "табула раса" - наполняется в процессе опыта.

Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта.

Фундаментальное свойство субъективных явлений - их непосредственная представленность субъекту. Мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т. п.

Другие формы проявления психики: факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться

2. Основные этапы развития психологии.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.40.250 (0.037 с.)